Военное строительство
Содержание
ВОЕ́ННОЕ СТРОИ́ТЕЛЬСТВО
В книжной версии
Том 5. Москва, 2006, стр. 538-539
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЕ́ННОЕ СТРОИ́ТЕЛЬСТВО, система взаимосвязанных социально-политических, нормативно-правовых, экономических, идеологических, информационно-психологических, собственно военных и др. мероприятий государства, осуществляемых в интересах создания и развития его воен. организации. Единственным институтом, обладающим легитимным правом на В. с., является государство, чью монополию на создание воен. и военизир. структур закрепляет совр. междунар. право. Осн. цели, задачи и программы В. с. определяются военной политикой и военной доктриной государства, обусловливаются уровнем развития его производит. сил и состоянием экономики, состоянием и тенденциями развития воен.-политич. обстановки в мире и регионе, характером возможных войн и вооружённых конфликтов. Существенное влияние на В. с. оказывают географич. положение государства, его принадлежность к тем или иным воен.-политическим союзам (блокам), соответствующее разделение задач в них. Осн. составляющими В. с. являются: строительство вооружённых сил (ВС); развитие и функционирование воен.-промышленного комплекса государства; распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны страны; создание запасов материальных ценностей, гос. и мобилизац. резервов и др. Большое значение в В. с. отводится развитию военной науки , подготовке территории государства к обороне, созданию инфраструктур системы управления и транспортной системы, гражданской обороне , воен. подготовке населения, воен. сотрудничеству. В. с. ведётся в мирное и воен. время по специальным планам; корректируется с изменением политических целей и воен.-политической обстановки в мире.
Новый «стройбат»: «Военно-строительная компания»
18 октября президент Владимир Путин подписал указ о создании публично-правовой компании «Военно-строительная компания». Целью ППК «ВСК» станет осуществление различного строительства в интересах Министерства обороны и Вооруженных сил РФ. Эта организация возьмет на себя обязанности Военно-строительного комплекса Минобороны, ранее заменившего расформированный Спецстрой. В ближайшее время Минобороны должно решить ряд организационных и иных вопросов, после чего «ВСК» начнет свою деятельность и внесет вклад в обороноспособность.
История вопроса
До недавнего времени военное строительство находилось в ведении Федерального агентства специального строительства (Спецстрой). С 2010 г. осуществлялась масштабная реформа Спецстроя, связанная с модернизацией вооруженных сил. Однако эти меры не привели к желаемым результатам, и военное строительство сталкивалось с различными затруднениями и проблемами.
В конце 2016 г. был подписан президентский указ о расформировании Спецстроя. Структуры из его состава передавались в Минобороны, сохраняя все свои функции. На базе этих организаций был сформирован нынешний Военно-строительный комплекс Минобороны России. В конце сентября 2017 г. Спецстрой прекратил свое существование как юридическое лицо.
В марте 2019 г. руководство Минобороны рассказало о планах по новому изменению системы военного строительства. На базе ВСК МО предлагалось создать некоммерческую публично-правовую компанию с аналогичными функциями. На тот момент военное ведомство и руководство страны составляли план будущих преобразований.
Наконец, 18 октября президент подписал указ о формировании ППК «Военно-строительная компания». В соответствии с этим документом, в течение следующих трех месяцев Минобороны должно зарегистрировать новое юридическое лицо, передать ему необходимую инфраструктуру и выполнить ряд других задач. По результатам этой работы при Минобороны появится новая организация, способная взять на себя обязанности ранее существовавших.
Статус и структура
«ВПК» создается в форме публично-правовой компании. Насколько известно, это всего лишь третья организация такого рода, созданная в нашей стране с 2016 г. Такая форма была выбрана по ряду причин, связанных с характером будущей деятельности и особенностями работы.
В марте министр обороны Сергей Шойгу отмечал, что результатом создания ППК «ВПК» станет переход к единой некоммерческой структуре военного строительства со статусом единого исполнителя работ. За счет этого строительство военных объектов выводится из коммерческого сектора, а также обеспечиваются соблюдение государственных интересов и безопасность военно-строительного комплекса.
Стали известны некоторые особенности структуры новой организации. В интервью для РБК замминистра обороны Тимур Иванов указал, какие структуры войдут в ее состав. В «ВСК» будет не менее 11 различных организаций. Это будут 20-й и 31-й проектные институты Минобороны, Главное управление обустройства войск, а также пять строительных предприятий (по одному в каждом военном округе и на Северном флоте) и три специализированные организации по строительству аэродромов, гидротехнических сооружений и объектов ядерной сферы.
Создание ППК «ВСК» сопровождается оптимизацией структур и численности персонала. По словам Т. Иванова, в ходе подготовки к формированию компании управляющий штат удалось сократить на 30%. Также планируется избавиться от лишних подрядчиков. Собственными силами компания сможет выполнять порядка 60% работ.
Цели и задачи
Как следует из названия, основной целью «Военно-строительной компании» станет военное строительство во всех его проявлениях. Компания станет генеральным подрядчиком по строительству военных и специальных объектов – за исключением проектов в интересах отдельных ведомств. Благодаря наличию военно-строительных частей, компания также станет основным исполнителем работ. При этом ей все равно придется привлекать сторонних подрядчиков.
На ППК «ВСК» возлагаются все задачи, ранее выполнявшиеся Спецстроем и Военно-строительным комплексом Минобороны. Организации из ее состава будут выполнять все работы, от планировки территорий и проектирования до монтажа оборудования и создания социальной инфраструктуры вокруг объектов. Для оптимизации расходов на строительство предлагается создавать и внедрять типовые проекты различных объектов и сооружений.
Различные аспекты деятельности и принципы работы «ВСК» будут определены в ближайшее время. Сейчас завершается формирование необходимых документов, в соответствии с которыми она будет работать. Новое юридическое лицо должно появиться до середины января 2020 г., и тогда же оно начнет свою деятельность.
Большие проекты
В течение последних лет Минобороны продолжает строительство различных объектов военного назначения по всей стране, и в будущем этот процесс не прекратится. Так, в Госпрограмме вооружений на 2018-2027 гг. на проекты строительства заложены траты в размере 1 трлн рублей. Результатом использования этих денег и выполнения утвержденных планов станет появление новых военных объектов и модернизация старых – по всей стране и в интересах всех видов вооруженных сил.
Будущие задачи и работы ППК «ВСК» можно рассмотреть на примере нынешней деятельности Военно-строительного комплекса. Несколько дней назад Минобороны провели Единый день военной приемки, в ходе которого огласили результаты военного строительства в этом году. Основные проекты такого рода сейчас предусматривают модернизацию аэродромов и военно-морских баз, а также обновление инфраструктуры РВСН и создание новых объектов в Арктике. Ведутся работы на 5000 зданий и сооружений. Только в интересах ядерных сил с начала года построили 501 здание.
На следующий год запланировано завершение строительства арсеналов для хранения боеприпасов и оружия. Также в нескольких районах запланировано развертывание новых частей и вооружений. К примеру, в 2020 г. на Курильских островах начнут службу береговые комплексы «Бал». В 2021-м следует закончить обновление и перестройку инфраструктуры для РВСН. Министерство обороны также предлагает присоединиться к строительству космодрома «Восточный».
Все эти работы, за которые сейчас отвечает Военно-строительный комплекс, в ближайшее время перейдут в ведение вновь образованной «Военно-строительной компании». Цели и задачи военного строительства останутся прежними, но теперь выполняется организационная, экономическая и юридическая оптимизация подобных процессов.
Поводы для критики
В отечественных СМИ уже появились критические оценки нового шага Минобороны. Утверждается, что появление новой «ВСК» может негативно сказаться на стоимости, качестве и эффективности работ.
Главный повод для критики – монополизация отрасли. При строительстве инфраструктуры и социальных объектов это может привести к известным проблемам, связанным с отсутствием конкуренции. Монополизация строительства может привести к росту стоимости, изменению сроков или снижению качества. Пока не определен механизм взаимодействия ППК «ВСК» с субподрядчиками. Как решат эти вопросы, и к чему это приведет – станет ясно позже.
Высказываются претензии к идее типового строительства. Такой подход позволяет ускорить и удешевить массовое строительство схожих объектов. Однако он затрудняет модернизацию проекта и внедрение новых решений. Удастся ли «ВСК» решить эту проблему – другой важный вопрос.
Новая попытка
Строительство военных объектов и социальной инфраструктуры для личного состава является важнейшей задачей, решение которой поддерживает обороноспособность страны. В последние десятилетия в этой области наблюдались известные проблемы, мешавшие полноценному развитию вооруженных сил и получению желаемой боеспособности.
За последние несколько лет государству пришлось дважды перестраивать систему военного строительства. Первая такая перестройка привела к ликвидации отдельного федерального агентства с передачей его функций и структур министерству обороны. Теперь осуществляется выведение военно-строительных организаций и частей в состав вновь созданной публично-правовой компании. На новую «Военно-строительную компанию» возлагаются большие надежды, и она должна их оправдать.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Военное строительство
Военное строительство – это система мероприятий по созданию и развитию военной организации государства, основу которой составляют ВС и др. силовые структуры. Осуществляется в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни общества и собственно военной области (военно-технической, военно-научной, военно-кадровой, военно-законодательной, военно-организационной и др.). Общие цели, содержание и задачи В.с. определяются военной политикой и военной доктриной государства, зависят от уровня развития производительных сил страны, ее геополитического положения, принадлежности к военным союзам, характера военно-политической обстановки в мире и регионе и др. В.с. обычно включает в себя:
- прогнозирование и оценку военной опасности и военных угроз;
- разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины;
- правовое регулирование в области обороны;
- обеспечение необходимых производственных и мобилизационных мощностей по выпуску вооружения, военной техники и имущества;
- создание системы государственно-политических институтов, осуществляющих руководство военной сферой страны; мобилизационную подготовку органов государственной власти, экономики и населения;
- создание мобилизационных резервов;
- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
- оперативное оборудование территории в целях обороны;
- развитие науки в интересах обороны;
- создание духовно-идеологических институтов оборонного назначения и организацию их работы;
- финансирование военных расходов;
- международное сотрудничество в военной области и др.
Главным содержанием В.с. является строительство ВС, которые являются основным компонентом военной организации государства. Основными мероприятиями В.с. являются:
- совершенствование организации войск;
- техническое оснащение армии и флота;
- установление оптимального порядка и способов комплектования ВС;
- организация и проведение боевой и оперативной подготовки;
- разработка военной науки, нормативных правовых документов;
- организация прохождения военной службы и подготовка военных кадров;
- организация и осуществление всестороннего обеспечения войск;
- подготовка военно-обученных резервов и мобилизационных запасов и др.
Наиболее кардинальные формы В.с. и строительство ВС приобретают в ходе военных реформ.
Источники: Основы теории и методологии планирования строительства ВС Российской Федерации: Воен.-теорет. труд. Квашнин А.В. и др. —М., 2002; Строительство Вооруженных Сил России: сущность и содержание. Звинчуков Н.И. —М., 1996.