3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тип «П» серия IV — дизель-электрические подводные лодки

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

  • 6 х 533-мм носовых торпедных аппаратов (18 торпед, в том числе с ядерным зарядом);
  • 4 х 400-мм кормовых торпедных аппарата (4 торпеды);
  • 4 х управляемых крылатых ракеты П-5 (П-6 или П-500);

История создания подводных лодок проекта 651

Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (по классификации НАТО: «Juliett» — «Джульетта») поступили на вооружение флота в конце 1950-х годов. В своем роде это были уникальные корабли — первые и единственные в советском ВМФ дизельные подводные лодки, построенные специально для вооружения крылатыми ракетами с ядерным боезарядом.

В отличие от атомных «Китов» проекта 627, на которые пытались приспособить фактически уже имеющиеся сухопутные крылатые ракеты, каждый дизельный ракетоносец проекта 651 располагал 4-я ракетами П-5 (разработана в КБ Челомея), созданными специально для подводных лодок. Ракеты П-5 были оснащены системой складывающихся крыльев «АРК-5», которая позволяла запускать ракету из компактной пусковой установки, имеющей относительно малый диаметр, и прекрасно подходящей для стесненных условий субмарины.

Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651

Наступательное вооружение подводных лодок проекта 651 состояло из двух типов ядерных ракет:

  • Крылатых ракет П-5, предназначавшихся для уничтожения неподвижных береговых целей. Ракета П-5 не отличалась особой точностью — «погрешность» попадания составляла 3 км на 500 км пути. Зато она несла боеголовку РДС-4 весом в 930 кг., что компенсировало любую неточность наводки.
  • Крылатых ракет П-6, предназначавшихся для уничтожения морских маневрирующих целей, в первую очередь — авианосцев противника. Эта ракета была управляемой, для повышения точности, её траектория полета могла корректироваться не только персоналом подводной лодки, но также экипажами специально оборудованных стратегических бомбардировщиков Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, или корабельным вертолетом Ка-25РЦ.

Учитывая, что на момент создания обе ракеты были весьма совершенны и могли с легкостью «взломать» американскую систему ПВО — как наземную, так и морскую, строить «Джульетт» предполагалось с размахом: первоначальный заказ составил аж 36 штук. Однако, в связи с появлением более совершенного варианта дизель-электрической подводной лодки проекта 675 (дальнейшего развития проекта 651, на вооруженного не 4-я, а 8-ю ракетами), построено было 16 субмарин.

Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет

Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.

Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.

Подводная лодки проекта 651 в надводном положении

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:

1. Носовой торпедный отсек.
2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.
3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.
4. Отсек управления.
5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электоромоторов.
8. Кормовой торпедный отсек.

Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).

Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:

  • Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
  • Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки.
    Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом. Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.

Одна из «Джульетт» проекта 651

История службы подводных лодок проекта 651

Тихоокеанский флот

К-63. Красное Сормово (заводской номер 513), заложена 25 апреля 1962 г, спущена на воду 26 июля 1963 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-63. Сдана на слом 1991 г.

К-70. Красное Сормово (заводской номер 514), заложена 25 марта 1962 г, спущена на воду 6 февраля 1964 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-270. Сдана на слом 1991 г.

K-120. Красное Сормово (заводской номер 534), заложена 25 марта 1967 г, спущена на воду 11 июля 1968 г, вступила в с строй 26 декабря 1968 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, с 1987 переименована в Б-120. Сдана на слом в 1991 г.

Читать еще:  Характеристики БТ-7 - лёгкий колёсно-гусеничный танк

K-73. Красное Сормово (заводской номер 523), заложена 11 августа 1964 г, спущена на воду 31 мая 1966 г, вступила в с строй 15 декабря 1966 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, в 1977 переименована в Б-73. Сдана на слом в 1991 г.

Северный/Балтийский флот

К-156. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 552), заложена 16 ноября 1960 г, спущена на воду 31 июля 1962 г, вступила в с строй 10 декабря 1963 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-156. Сдана на слом 1988 г.

К-85. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 553), заложена 25 октября 1961 г, спущена на воду 31 января 1964 г, вступила в с строй 30 декабря 1964 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-124. Сдана на слом 1988 г.

К-24. Красное Сормово (заводской номер 511), заложена 15 октября 1961 г, спущена на воду 15 июля 1962 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-24. В 1994 г. в небоеспособном состоянии продана в Германию, в настоящее время переоборудована в плавучий ресторан (с несуществующим обозначением U-461).

К-68. Красное Сормово (заводской номер 512), заложена 25 января 1962 г, спущена на воду 30 апреля 1963 г, вступила в с строй 28 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-68. В 1985 г. переоборудована по проекту 651Э, пройдя дооснащение малогабаритной атомной энергоустановкой. С 1992 передана в резерв, в 2005 г. передана на утилизацию (Мурманская область).

К-77. Красное Сормово (заводской номер 515), заложена 11 марта 1965 г, спущена на воду 31 октября 1965 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-77. В начале 1990-х г.г. в небоеспособном состоянии продана в Финляндию (под ресторан), затем в США, где снялась в роли подводной лодки К-19 в одноименном фильме, затем была переделана под музей, но в 2007 году затонула. В 2008 году поднята и в связи с нецелесообразностью восстановления — сдана на слом.

К-81. Красное Сормово (заводской номер 522), заложена 20 ноября 1963 г, спущена на воду 7 августа 1964 г, вступила в с строй 14 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-81. В 1971 году модифицирована по проекту 651К. В 1991 году выведена из боевого состава флота, фактически оказавшись брошенной в бухте г.Лиепая. Разграблена охотниками за цветным металлом, в конце 1991 г. затонула, поднята латвийцами в середине 1990-х и разделана на метал.

K-78. Красное Сормово (заводской номер 525), заложена 25 июля 1965 г, спущена на воду 30 марта 1967 г, вступила в с строй 11 января 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-478. Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл.

K-203. Красное Сормово (заводской номер 531), заложена 25 декабря 1965 г, спущена на воду 30 июня 1967 г, вступила в с строй 2 декабря 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-203. Сдана на слом в 1994 г.

K-304. Красное Сормово (заводской номер 532), заложена 6 августа 1966 г, спущена на воду 24 января 1967 г, вступила в с строй 21 сентября 1968 г. Причислена к Северному флоту, с 1977 — переименована в Б-304 сдана на слом в 1994 г.

Черноморский флот

K-58. Красное Сормово (заводской номер 521), заложена 15 июля 1963 г, спущена на воду 15 декабря 1966 г, вступила в с строй 23 сентября 1966 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-58. Затонула во время стоянки в 1992 г., сдана на слом.

K-67. Красное Сормово (заводской номер 524), заложена 31 января 1965 г, спущена на воду 29 октября 1966 г, вступила в с строй 30 сентября 1967 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-67. Сдана на слом в 1994 г.

K-318. Красное Сормово (заводской номер 533), заложена 29 марта 1966 г, спущена на воду 29 марта 1968 г, вступила в с строй 29 сентября 1968 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 г. переименована в Б-318. Сдана на слом в 1994 г.

Подводная лодка проекта 651 в гавани, носовые пусковые установки крылатых ракет открыты.

Тип «П» серия IV — дизель-электрические подводные лодки

Ар­хи­тек­ту­ра под­вод­ных ло­док IV се­рии — двух­кор­пус­ная. При их по­строй­ке ис­поль­зо­ва­лась клеп­ка. Осо­бен­но­стью кон­ст­рук­ции этих ло­док яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние на­руж­ных шпан­го­утов, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся не внут­ри проч­но­го кор­пу­са, а в ме­ж­ду­борт­ном про­стран­ст­ве, ох­ва­ты­вая проч­ный кор­пус сна­ру­жи. Это уве­ли­чи­ва­ет объ­ем и удоб­ст­во внут­рен­них от­се­ков суб­ма­рин и по­зво­ля­ет бо­лее удач­но раз­мес­тить мно­го­чис­лен­ные при­бо­ры и ме­ха­низ­мы, улуч­шить оби­тае­мость. Для обес­пе­че­ния вы­со­кой над­вод­ной ско­ро­сти (до 24 уз. на фор­си­ро­ван­ных хо­дах) кор­пу­су лод­ки бы­ли при­да­ны об­во­ды ми­но­нос­ца, а для вы­со­кой мо­ре­ход­но­сти лод­ка по­лу­чи­ла вы­со­кий над­вод­ный борт. Мо­ре­ход­ность лод­ки в крей­сер­ском по­ло­же­нии не­ог­ра­ни­чен­ная, в по­зи­ци­он­ном по­ло­же­нии — при вол­не­нии до 5 бал­лов. Фор­ште­вень лод­ки пер­во­на­чаль­но был вер­ти­каль­ным, но по­сле ря­да пе­ре­де­лок он стал на­клон­ным, ана­ло­гич­но лод­кам ти­па «Н». Лод­ка име­ла раз­ви­тую над­строй­ку, ко­то­рая до и по­сле руб­ки па­лу­ба об­ра­зо­вы­ва­ет т.н. «гор­бы», ко­то­рые соз­да­ют то­пя­щие мо­мен­ты при дви­же­нии под во­дой, что ухуд­ша­ет управ­ляе­мость.

Читать еще:  Модификации Кортик морской офицерский обр. 1803 г.

Проч­ный кор­пус «Прав­ды» раз­де­лен пе­ре­бор­ка­ми на семь от­се­ков. Пе­ре­бор­ки рас­счи­та­ны на мак­си­маль­ную глу­би­ну по­гру­же­ния; во­до­не­про­ни­цае­мые две­ри вы­пол­не­ны из алю­ми­ния. Учи­ты­вая уве­ли­че­ние пре­дель­ной (рас­чет­ной) глу­би­ны по­гру­же­ния с 45 до 70 м, проч­ный кор­пус в про­цес­се по­строй­ки уси­ли­ли ус­та­нов­кой про­ме­жу­точ­ных шпан­го­утов, прак­ти­че­ски уд­во­ив их ко­ли­че­ст­во. До­пол­ни­тель­ные про­ме­жу­точ­ные шпан­го­уты сде­ла­ны раз­рез­ны­ми, пре­ры­вае­мы­ми стрин­ге­ра­ми проч­но­го кор­пу­са. Для обес­пе­че­ния до­пол­ни­тель­ной же­ст­ко­сти кон­ст­рук­ции шпан­го­уты свя­за­ли рас­ко­си­на­ми с на­бо­ром лег­ко­го кор­пу­са.

Лег­кий кор­пус — от ну­ле­во­го до 120-го шпан­го­ута. Тол­щи­на лис­тов — 6-12 мм. До 11 шпан­го­ута рас­по­ло­же­на но­со­вая во­до­не­про­ни­цае­мая часть; от 11-го до 16-го — но­со­вая цис­тер­на глав­но­го бал­ла­ста; от 16-го до 104-го — бор­то­вые бал­ла­ст­ные цис­тер­ны.

В пер­вом от­се­ке рас­по­ло­же­ны че­ты­ре 533-мм тор­пед­ных ап­па­ра­та, че­ты­ре за­пас­ные тор­пе­ды (на стел­ла­жах), тор­пе­до­погрузоч­ный люк, кой­ки лич­но­го со­ста­ва, кам­буз, умы­валь­ник и галь­юн. Во вто­ром и треть­ем от­се­ках раз­ме­ща­лись ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи (в трю­ме под съем­ным де­ре­вян­ным на­сти­лом), кой­ки лич­но­го со­ста­ва, каю­ты ко­ман­ди­ра, ко­мис­са­ра и штур­ма­на, офи­цер­ские каю­ты и каю­т-ком­па­нию. В чет­вер­том от­се­ке лод­ки (цен­траль­ный пост) со­сре­до­то­че­но управ­ле­ние ко­раб­лем: здесь на­хо­дят­ся пе­ри­ско­пы, штур­вал, по­сты и кон­трол­ле­ры управ­ле­ния раз­лич­ны­ми сис­те­ма­ми лод­ки, глав­ная рас­пре­де­ли­тель­ная стан­ция, стан­ция по­гру­же­ния и всплы­тия, руб­ка аку­сти­ка и ра­дио­руб­ка. Име­ет­ся шах­та для вы­хо­да на мос­тик из цен­траль­но­го по­ста. Здесь же рас­по­ло­жен вход­ной люк в проч­ную руб­ку. В чет­вер­том от­се­ке так­же рас­по­ла­га­лись но­со­вой и кор­мо­вой сна­ряд­ный по­гре­ба, тур­бо­ком­прес­сор низ­ко­го дав­ле­ния. Пя­тый от­сек пол­но­стью за­ни­ма­ют два ди­зе­ля (с га­зо­от­во­да­ми), а так­же мас­ля­ные хо­ло­диль­ни­ки. В шес­том от­се­ке на­хо­дят­ся элек­тро­дви­га­те­ли, глав­ная элек­тро­стан­ция, галь­юн, умы­валь­ни­ки и кой­ки лич­но­го со­ста­ва. В седь­мом от­се­ке раз­ме­ще­ны два 533-мм тор­пед­ных ап­па­ра­та, оп­рес­ни­тель пить­е­вой во­ды. Над проч­ным кор­пу­сом рас­по­ло­же­на про­ни­цае­мая над­строй­ка и хо­до­вая руб­ка. В хо­до­вой (ко­ман­дир­ской) руб­ке рас­по­ло­же­ны: ар­тил­ле­рия суб­ма­ри­ны (два 100-мм в ба­шен­но­по­доб­ных ус­та­нов­ках и 45-мм на пло­щад­ке), кран­цы бое­за­па­са для ору­дий, ко­ман­дир­ский мос­тик со штур­ва­лом, ма­шин­ным те­ле­гра­фом, глав­ным маг­нит­ным ком­па­сом и от­кид­ным штур­ман­ским сто­лом, зе­нит­ный и ко­ман­дир­ский пе­ри­ско­пы, ава­рий­ный люк с те­ле­фо­ном, про­жек­тор мар­ки МСПЛ-Л4,0, фо­нарь Рать­е­ра, ан­тен­на ра­дио­свя­зи и вы­движ­ная сиг­наль­ная мач­та. Лод­ка име­ет два пе­ри­ско­па — ко­ман­дир­ский (мар­ки ОД-9) италь­ян­ской фир­мы «Га­ли­лео» и зе­нит­ный (мар­ки ПЗ-Д-8). Вы­со­та вы­дви­ну­тых пе­ри­ско­пов от то­па до глав­ной ва­тер­ли­нии 10,31 м и 9,47 м, со­от­вет­ст­вен­но, от то­па до ки­ля 13,29 м и 12,38 м, со­от­вет­ст­вен­но.

Ос­нов­ное ору­жие суб­ма­рин ти­па «Прав­да» — шесть 533-мм сталь­ных тор­пед­ных ап­па­ра­та, че­ты­ре — в но­со­вой час­ти, два — в кор­мо­вой. Стрель­ба про­из­во­ди­лась сжа­тым воз­ду­хом, со­глас­но до­ку­мен­там — «ха­рак­тер стрель­бы пу­зыр­ный». Для но­со­вых ап­па­ра­тов име­лись че­ты­ре за­пас­ные тор­пе­ды, ко­то­рые хра­ни­лись на стел­ла­жах в пер­вом от­се­ке. За­груз­ка тор­пед про­из­во­ди­лась в ба­зе че­рез пе­ред­ние крыш­ки (вре­мя по­груз­ки — 20 мин) и тор­пе­до­погрузоч­ный люк (вре­мя по­груз­ки — 1,5 ч). Для это­го имел­ся спе­ци­аль­ный кран.

Ар­тил­ле­рия лод­ки со­сто­ит из двух 100-мм и од­ной 45-мм пу­шек. Пер­во­на­чаль­но ору­дия глав­но­го ка­либ­ра на­хо­ди­лись в так на­зы­вае­мых «баш­нях» (как на лод­ках I и II се­рий), но при мо­дер­ни­за­ции ба­шен­но­по­доб­ные щи­ты бы­ли сре­за­ны и уси­ле­но ог­ра­ж­де­ние ору­дий. Не­уни­вер­саль­ное 100-мм ору­дие Б-24-п име­ет скре­п­лен­ный ствол, кли­но­вой за­твор, руч­ную по­да­чу, до­сыл­ку и на­ве­де­ние. Мак­си­маль­ный угол воз­вы­ше­ния — 45°, сни­же­ния — 5°. Даль­ность стрель­бы — 118,5 кбт, на­чаль­ная ско­рость сна­ря­да — 872 м/с, вес сна­ря­да -15,8 кг, ско­ро­стрель­ность — 12 выстр/мин. Рас­чет — 5 че­ло­век.

По­лу­ав­то­ма­ти­че­ское 45-мм ору­дие 21-К раз­ме­ще­но на па­лу­бе руб­ки. Оно име­ет мак­си­маль­ный угол воз­вы­ше­ния 85°, сни­же­ния — 10°. Даль­ность стрель­бы го­ри­зон­таль­ная — 50 кбт, вер­ти­каль­ная — 4500 м, на­чаль­ная ско­рость сна­ря­да — 760 м/с, вес сна­ря­да — 1,4 кг, ско­ро­стрель­ность — 25 -30 выстр/мин.

Бое­за­пас «со­ток» — 200, «со­ро­ка­пят­ки» — 500 сна­ря­дов. На их при­ем­ку тре­бо­ва­лось 8 ча­сов. Кран­цы пер­вых вы­стре­лов на­хо­ди­лись на мос­ти­ке — 13 и 7 вы­стре­лов для но­со­во­го и кор­мо­во­го 100-мм ору­дий, со­от­вет­ст­вен­но, а так­же два ящи­ка по 10 45-мм па­тро­нов. Ар­тил­ле­рию до­пол­ня­ют два 7,62-мм пу­ле­ме­та М-1, ко­то­рые вы­но­сят­ся на­верх и раз­ме­ща­ют­ся в спе­ци­аль­ных гнез­дах на ог­ра­ж­де­нии руб­ки. Пер­во­на­чаль­но пу­ле­ме­ты ус­та­нав­ли­ва­ли на верт­лю­гах, от ко­то­рых позд­нее от­ка­за­лись из-за край­не не­удач­ной кон­ст­рук­ции. По шта­ту стрел­ко­вое воо­ру­же­ние вклю­ча­ет 24 вин­тов­ки, лич­ное ору­жие ком­со­ста­ва — ре­воль­ве­ры (к на­ча­лу Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны — пис­то­ле­ты).

В ка­че­ст­ве глав­ных дви­га­те­лей на лод­ках IV се­рии ус­та­нов­ле­ны по два ди­зе­ля мар­ки M10V49/48, за­ку­п­лен­ные у фир­мы «MAN» (Аугс­бург, Гер­ма­ния). Ка­ж­дый из них име­ет мощ­ность 2700 л.с. при 465 об/мин. Для под­вод­но­го хо­да ис­поль­зу­ют­ся два элек­тро­дви­га­те­ля мар­ки ПП84/95 об­щей мощ­но­стью 1100 л.с. при 240 об/мин. Дви­жи­те­ли — два трех­ло­па­ст­ных греб­ных вин­та диа­мет­ром 1830 мм, шаг вин­та — 1810 мм. Их фор­ма не­сколь­ко раз из­ме­ня­лась в про­цес­се экс­плуа­та­ции суб­ма­рин.

При дви­же­нии пол­ным над­вод­ным хо­дом (18,8 уз.) лод­ка про­хо­дит 635 миль при нор­маль­ном за­па­се то­п­ли­ва и 2218 миль — при пол­ном за­па­се. Эко­но­мич­ным хо­дом (15,3 уз. при 400 об/мин) лод­ка про­хо­дит 1671 и 5663 миль, со­от­вет­ст­вен­но. При дви­же­нии пол­ным под­вод­ным хо­дом (7,92 уз.) лод­ка мо­жет при пол­ной ем­ко­сти ба­та­реи не­пре­рыв­но дви­гать­ся 1,8 ч (108 мин) и прой­ти 9,9 ми­ли. При ско­ро­сти 6,45 уз. и пол­ной ем­ко­сти ба­та­реи воз­мож­но не­пре­рыв­ное дви­же­ние суб­ма­ри­ны в те­че­ние 3,5 ч (210 мин), даль­ность пла­ва­ния — 22,8 ми­ли. Нор­маль­ный за­пас то­п­ли­ва (со­ля­ра) — 28,2 т, пол­ный — 91,8 т. На­боль­ший рас­ход со­ля­ра: на эко­но­мич­ном хо­ду — 175 кг/ч, на пол­ном хо­ду — 772 кг/ч. Рас­ход со­ля­ра на ми­лю: на эко­но­ми­че­ском хо­ду — 16 кг, на пол­ном хо­ду — 42 кг. Ак­ку­му­ля­тор­ная ба­та­рея вклю­ча­ла в се­бя две груп­пы (по 112 эле­мен­тов «ЭК» в ка­ж­дой). В раз­лич­ных ре­жи­мах она мог­ла ра­бо­тать: 1,85 ч (раз­ряд­ный ток 2200 А, ем­кость ба­та­реи 4070 А/ч), 3 ч (раз­ряд­ный ток 1400 А, ем­кость ба­та­реи 4200 А/ч), 10 ч (раз­ряд­ный ток 590 А, ем­кость ба­та­реи 5900 А/ч), 28 ч (раз­ряд­ный ток 250 А, ем­кость ба­та­реи 7000 А·ч). Вре­мя за­ряд­ки свои­ми ди­зе­ля­ми — 13,5 ч (без уче­та вре­ме­ни на до­лив­ку ак­ку­му­ля­то­ров).

Читать еще:  Схемы БРМ-1/2 - боевые разведывательные машины

Глав­ный во­дя­ной бал­ласт при­ни­мал­ся в де­сять ме­ж­ду­борт­ных и две кон­це­вые цис­тер­ны. Цис­тер­на бы­ст­ро­го по­гру­же­ния от­сут­ст­во­ва­ла. Вре­мя по­гру­же­ния — 108 с. В ре­зуль­та­те мо­дер­ни­за­ции это вре­мя бы­ло со­кра­ще­но: пе­ре­ход из по­зи­ци­он­но­го в бое­вое осу­ще­ст­в­лял­ся за 1 мин, из крей­сер­ско­го в по­зи­ци­он­ное по­ло­же­ние — за 45 с, из крей­сер­ско­го в бое­вое — за 1 мин 45 с. Кин­г­сто­ны бал­ла­ст­ных цис­терн рас­по­ло­же­ны в са­мой низ­кой час­ти ме­ж­ду­борт­ных цис­терн — в вер­ти­каль­ном ки­ле. Для их раз­ме­ще­ния сде­ла­ны спе­ци­аль­ные вы­го­род­ки, рас­по­ло­жен­ные не­по­сред­ст­вен­но у бли­жай­шей к ми­де­лю по­пе­реч­ной пе­ре­бор­ки ка­ж­дой цис­тер­ны, а за­хлоп­ки на­хо­дят­ся на их бо­ко­вых вер­ти­каль­ных стен­ках и снаб­же­ны по­пар­но ры­чаж­ны­ми рас­пор­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми. Мно­го­чис­лен­ные кла­па­ны (за­хлоп­ки) кин­г­сто­нов бал­ла­ст­ных цис­терн управ­ля­ют­ся дис­тан­ци­он­ны­ми элек­тро­при­во­да­ми с гиб­ки­ми эле­мен­та­ми в ви­де пру­жин­ных муфт, что по­зво­ля­ло дос­тичь за­мет­ной эко­но­мии сжа­то­го воз­ду­ха. Сис­те­ма управ­ле­ния при­во­да­ми, рас­по­ло­жен­ная вме­сте с элек­тро­мо­то­ра­ми в ма­ло­дос­туп­ных мес­тах трю­мов, ока­за­лась слож­ной в экс­плуа­та­ции и тре­бо­ва­ла по­сто­ян­но­го ухо­да.

На­чаль­ная ме­та­цен­три­че­ская вы­со­та при пла­ва­нии под­во­дой лод­ки в пре­сной во­де с нор­маль­ной на­груз­кой (при во­до­из­ме­ще­нии 955 т) без уче­та по­пра­вок на сво­бод­ную по­верх­ность цис­терн проч­но­го кор­пу­са: под­вод­ная — 0,21 м, над­вод­ная — 0,55 м (из-за чрез­мер­ной ши­ри­ны ме­ж­ду­борт­ных бал­ла­ст­ных цис­терн, с по­прав­ка­ми на пол­ные мо­мен­ты инер­ции во­ды в цис­тер­нах).

Для про­ду­ва­ния цис­терн глав­но­го бал­ла­ста низ­ким дав­ле­ни­ем ис­поль­зо­ва­лись два тур­бо­ком­прес­со­ра фир­мы «Брау­н-Бо­ве­ри». От­кач­ка во­дя­но­го бал­ла­ста про­из­во­ди­лась с по­мо­щью од­ной пом­пы ти­па «Ра­то» (про­из­во­ди­тель­ность — 250 т/ч на глу­би­не 9 м, 25 т/ч на глу­би­не 85 м), од­но­го порш­не­во­го трюм­но­го на­со­са ти­па «Бо­рец» (про­из­во­ди­тель­ность 15 т/ч). Пер­во­на­чаль­но на лод­ках ти­па «П» бы­ло ус­та­нов­ле­но два порш­не­вых на­со­са, хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя на лод­ках I и II се­рий, но один из них при мо­дер­ни­за­ции сня­ли.

Средства навигации и связи

На лод­ках ти­па «П» ус­та­нов­ле­ны: ги­ро­ком­пас мар­ки VII мо­дель 1, 127-мм маг­нит­ный ком­пас, элек­три­че­ский лаг сис­те­мы Га­ус­са, маг­ни­то­ст­рик­ци­он­ный лаг мар­ки ЗШП-1, шу­мо­пе­лен­га­тор МАРС-12, ра­дио­пе­ре­дат­чи­ки «Шквал» и «Ми­раж» (позд­нее за­ме­не­ны на пе­ре­дат­чи­ки «Щу­ка» и «Окунь»), ра­дио­при­ем­ни­ки «Ме­тель» и «До­зор» с от­дель­ны­ми ан­тен­на­ми, при­ем­ник УКВ, при­бор зву­ко­под­вод­ной свя­зи «Си­ри­ус».

Экипаж, автономность и обитаемость

Эки­паж лод­ки по про­ек­ту со­сто­ял из 53 че­ло­век — 10 ко­ман­ди­ров, 15 стар­шин и 28 крас­но­флот­цев. Для ко­ман­ди­ра, ко­мис­са­ра и штур­ма­на пре­ду­смат­ри­ва­лись от­дель­ные каю­ты «улуч­шен­ной пла­ни­ров­ки» (в них име­лись стол, шкаф и кро­вать). Ос­таль­ной ком­со­став так­же обес­пе­чи­ли от­дель­ны­ми каю­та­ми, для ко­ман­ди­ров пре­ду­смат­ри­ва­лись сто­ло­вая и каю­т-ком­па­ния. Крас­но­флот­цы и стар­ши­ны раз­ме­ща­лись в пер­вом, вто­ром и шес­том от­се­ках, где для них бы­ли обо­ру­до­ва­ны од­но- и двухъ­я­рус­ные кой­ки (44 кой­ки). Го­ря­чее пи­та­ние обес­пе­чи­вал кам­буз с элек­тро­пли­той, для ги­гие­ни­че­ских на­доб­но­стей име­лись умы­валь­ни­ки и галь­ю­ны. К на­ча­лу вой­ны эки­паж ло­док ти­па «П» вы­рос до 56 че­ло­век — 10 ко­ман­ди­ров, 16 стар­шин и 30 крас­но­флот­цев.

Ав­то­ном­ность по за­па­сам со­став­ля­ла 28 су­ток (по про­ек­ту), но она из-за ря­да при­чин сни­зи­лась до 15 су­ток. Со­глас­но спе­ци­фи­ка­ции лод­ки мог­ли при­нять на борт сле­дую­щие гру­зы: 380 т жид­ко­го то­п­ли­ва, 20 т гру­за или 40 че­ло­век с воо­ру­же­ни­ем.

Суб­ма­ри­ны IV се­рии обо­ру­до­ва­лись ав­то­ном­но-от­сеч­ной сис­те­мой ре­ге­не­ра­ции воз­ду­ха, со­стоя­щей из 13 ма­ши­нок ре­ге­не­ра­ции с не­пре­рыв­ным вре­ме­нем ра­бо­ты 66 ч. Име­лось 17 ки­сло­род­ных бал­ло­нов по 38,5 л и 1438 па­тро­нов РВ-3.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Подводные лодки типа «П» (серия IV)

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Эскадренные подводные лодки типа “П” (IV серия) – 3 единицы

П-1 (б. “Правда”, 21.5.1931/3.1.1934/9.6.1936 – погибла в сентябре 1941)
П-2 (б. “Звезда”, 19.12.1931/15.2.1934/9.7.1936 – исключена 20.6.1956)
П-3 (б. “Искра”, 19.12.1931/4.12.1934/2.2.1935 – исключена 2.6.1952)

Надводное – 955 т; подводное – 1671 т; 87,7x8x2,9 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/1100 л.с; 18,8/6,45 уз.; 91,8 т соляра; 5663 (15,3)/60 (3,2) миль. Эк. 56 чел. 2×1 – 100-мм/51, 1×1 – 45-мм/46, 8 – 533-мм ТА (6 НТА, 2 КТА, 10 торпед)

Эскадренные ПЛ, предназначенные для участия в эскадренном бою, атак десантных соединений противника как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими ПЛ или легкими силами. Задание на проектирование выдано в 1930 г. Приоритет отдавался надводной скорости, соответствующей крейсерским ходам ЛК, и вооружению. При этом выдвигалось требование минимальной осадки, следствием чего стал высокий надводный борт. В 1931-1936 гг. построено 3 ед.

Лодки имели двухкорпусную конструкцию с наружным расположением шпангоутов прочного корпуса (впервые в отечественной практике). Легкий корпус отличался характерным “горбом” в средней части, создававшим топящий момент в подводном положении. На испытаниях выявились плохая управляемость в подводном положении, большое время и малая глубина погружения (не более 70 м), недобор скорости в надводном положении. К тому же, из-за неудачной конструкции водорезов носовых ТА, после сдачи лодок им пришлось укорачивать носовые оконечности, что привело к снижению скорости еще на 0,8 уз. Все это сводило боевую ценность ПЛ IV серии к минимуму, и от продолжения их строительства отказались.

В годы войны использовались как транспортные и учебные.

П-1 погибла 10-11.9.1941 в Финском зал., вероятно, на мине.

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector