0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Су-34 — фронтовой бомбардировщик

Су-34: новейший российский бомбардировщик

Наш новый ударный самолет предназначается для поражения точечных сильнозащищенных целей днем и ночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения, классификации и уничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного противодействия. Су-34 называют непосредственным преемником Су-24, но схожесть индексов и отчасти назначения не должны вводить в заблуждение — между этими боевыми машинами конструкционной преемственности не существует. Су-24 разрабатывался в 1960-е годы как советский ответ на революционное семейство F-111, созданное в стенах американской корпорации General Dynamics. F-111 Aardvark в разных модификациях выполнял целый диапазон задач: от тактического бомбардировщика до разведывательного самолета и бомбардировщика стратегического (FB-111FA) и воплощал в себе несколько революционных технологий, как то: применение двухконтурных ТРД с форсажной камерой, РЛС слежения за рельефом местности и изменяемая геометрия крыла. F-111 оказался настолько удачной машиной, что советские авиаконструкторы решили если не повторить ее, то, во всяком случае, построить самолет с аналогичными возможностями на основе схожих конструкторских решений. Так появился Су-24 — тактический фронтовой бомбардировщик.

О Су-34 тоже пишут как о фронтовом бомбардировщике, и в этой роли он вполне может использоваться, однако стоит вспомнить, что его прототип на этапе разработки назывался Су-27ИБ. ИБ — значит «истребитель-бомбардировщик». Таким образом, наш ударный флагман — это конструктивное развитие истребителя Су-27, а тот был создан в 1970-е годы в ответ на появление американского истребителя McDonnel Douglas F-15 Eagle. Кстати, на базе F-15 построили истребитель-бомбардировщик, или, как называют его в США, многоцелевой ударный самолет F-15E Strike Eagle («Ударный орел»), который, очевидно, и стоит считать ближайшим американским аналогом нашего Су-34.
Strike Eagle отправился в первый полет в 1986 году, а в 1988-м уже был принят на вооружение. Первый полет раннего прототипа Су-34 — «изделия Т-10В» (он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года. Казалось бы, разница по времени между первыми полетами конкурентов была не так уж велика, однако Су-34 приняли на вооружение армии России не два, а 24 года спустя после того, как тот впервые «встал на крыло». Объяснять, по каким причинам наша оборонка сделала такую паузу, представляется излишним.


Тем не менее работа сделана, и этому можно только порадоваться. «Трубкозуб» F-111, вдохновивший когда-то создателей Су-24, давно стоит в музеях, а наш героический «бомбер» все еще летает, хотя давно морально устарел. К факторам морального старения Су-24 относится прежде всего его узкая специализация: сейчас в мировой военной авиации существует тенденция к созданию более универсальных платформ. Наш старый бомбардировщик слишком тихоходен и низкоманеврен, для того чтобы иметь какие-то шансы в воздушном бою против современного истребителя. После того как Су-24 был сбит истребителем F-16 турецких ВВС, российское командование приняло решение вести всю ударную работу только под прикрытием истребителей Су-30СМ. Удел Су-24 — наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или надводным целям, причем для обеспечения относительной точности ударов самолету приходится (из-за устаревших систем прицеливания) работать с высот, которые досягаемы для легких зенитных средств типа ПЗРК, а они с гораздо большей вероятностью могут оказаться в руках тех же исламистских боевых группировок в Сирии.

Шестикрылый серафим

Су-34, имея своей основой один из лучших отечественных истребителей, несомненно выигрывает у Су-24 в маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. У нового самолета также больше боевая нагрузка (по неофициальным данным, до 12 000 кг против 7500), боевой радиус (1100 км против 560) и максимальная скорость (на большой высоте 1900 км/ч против 1600). При этом Су-34 довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному взгляду. Су-34 — «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя дополнительными консолями оперения, размещенными впереди крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на небольших скоростях. А вот от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.

Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа. Как и в Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются на стоящих в один ряд креслах. Такая компоновка берет непосредственное начало от разработок по проекту палубного учебно-тренировочного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, однако они сидят друг за другом.

Между креслами предусмотрен проход, в котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.

Заход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно колесо, а два, расположенные рядом друг с другом. Впервые для защиты экипажа кабина была изготовлена в виде титановой бронекапсулы. Кабина герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не понадобятся высотные костюмы.

Читать еще:  Рисунки Ми-34 - многоцелевой вертолет

По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива (до 12 000 кг) и больше вооружений.

Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней (Р-77) дальностей. Номенклатура вооружения класса «воздух-поверхность» достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые авиабомбы типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М)) ракеты.

Проверка боем
Су-34 способен выполнять боевые задания в любое время суток, в любых погодных и климатических условиях. В настоящее время 12 машин работают в составе российской авиагруппировки в Сирии.

Крылатая электроника

Впрочем, эффективность нанесения ударов зависит в наши дни не только от качества и номенклатуры боеприпасов, но также от систем прицеливания и в целом от «продвинутости» бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме РЛС с дальностью обзора по наземным целям 120 км и с возможностью одновременного обстрела четырех целей, БРЭО включает в себя систему радиоэлектронной борьбы «Хибины-10В» (радиотехническая разведка, постановка активных помех), а также тепловизионные и телевизионные системы прицеливания.

Стоит отметить, что именно электроника, в отличие от планера или двигателей, является в каком-то смысле ахиллесовой пятой нашей авиационной, да и в целом оборонной промышленности. Известно, например, что на экспортных версиях российских боевых самолетов, продаваемых в такие страны, как Индия или Малайзия, ставят БРЭО иностранных конструкций. Несмотря на то что Су-34 был официально принят на вооружение лишь в 2014 году, первые партии перспективного ударного самолета стали поступать в войска уже в нулевые годы нынешнего века. В первые годы эксплуатации Су-34 выявились разнообразные «детские болезни» машины, и касались они, в частности, нестабильной работы РЛС и прицельного комплекса, что становилось серьезным препятствием для нанесения высокоточных ударов.

В начале нынешнего десятилетия по итогам первых лет применения, в том числе (неофициально) в ходе российско-грузинского конфликта 2008 года, самолет претерпел модернизацию, получив, в частности, новые высокотемпературные двигатели АЛ-31Ф-М1, обновленную станцию предупреждения об облучении и газотурбинную вспомогательную силовую установку. Сообщают также, что в рамках модернизации были обновлены навигационные и прицельные системы, и их возможности сейчас как раз и тестируются в ходе нанесения воздушных ударов по целям на территории Сирии. Вместе с тем известно, что в КБ «Сухой» разрабатывается новая, модернизированная версия ударного самолета — Су-34М, в которой, в частности, предусмотрена установка более совершенных систем БРЭО. Новая модификация должна быть готова к 2016−2017 годам, а к ее производству приступит тот же Новосибирский авиационный завод, который строит и базовую версию. Впоследствии до уровня Су-34 предполагается модернизировать весь наличный парк Су-34.

Как бы то ни было, до тех пор, пока в серийное производство не запущен Т-50 (Су-50), Су-34 остается наиболее совершенным боевым самолетом, находящимся на вооружении российских ВКС. Обладая множеством серьезных преимуществ перед аналогичными самолетами предыдущего поколения и во многом не уступая иностранным конкурентам (а в чем-то их превосходя), Су-34 несомненно сыграет заметную роль в укреплении обороноспособности страны. А устранение недостатков и недоработок конструкции — это вопрос роста технологической компетенции нашего оборонпрома.

Боевой «Утёнок»: на что способен российский истребитель-бомбардировщик Су-34

18 декабря 1993 года состоялся первый полёт предсерийного варианта Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик. — RT). Впоследствии машину переименовали в Су-34. Мировую известность она обрела в 2008 году после боевого применения в ходе вооружённого конфликта в Южной Осетии, а затем и в сирийской операции. В настоящее время Воздушно-космические силы РФ эксплуатируют свыше сотни Су-34.

Родом из 1980-х

История создания Су-34 началась с открытия нескольких программ модернизации тяжёлого истребителя Су-27УБ (учебно-боевой. — RT) в середине 1980-х годов. ВВС СССР требовался многофункциональный ударный самолёт, способный вести бомбардировку наземных, надводных и подводных целей в любых погодных условиях и на различных высотах.

В отличие от других многофункциональных самолётов, Су-34 не применяется для воздушного прикрытия и завоевания господства в воздухе. Он уступает по манёвренности Су-30СМ и Су-35, но его вооружение позволяет защититься от атаки вражеского истребителя.

Работы над проектом стартовали в рамках постановления Совмина СССР от 19 июня 1986 года. Ключевую роль в разработке Су-34 сыграли конструкторы ОКБ Сухого Михаил Симонов и Роллан Мартиросов. Эскиз самолёта был подготовлен в 1988 году, первый прототип (Т-10В-1, борт №42) появился в 1990-м.

13 февраля 1992 года машина была представлена первым лицам стран СНГ на авиавыставке в Мачулищах (Белоруссия). Летом 1995 года самолёт принял участие во французском авиасалоне Ле-Бурже. Однако в России проект Су-34 оказался невостребованным из-за недостатка финансирования.

Читать еще:  Рисунки Ми-28 - вертолёт огневой поддержки

К проекту Су-34 вернулись лишь в середине 2000-х. Испытания самолёта проходили в 2006—2011 годах. Специалисты ОКБ Сухого существенно доработали машину, обновив в первую очередь её бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В 2014 году Су-34 был официально принят на вооружение. Серийное производство машины развёрнуто на Новосибирском авиационном заводе им. Чкалова.

«Су-34 предназначен для быстрой переброски в угрожающий район, чтобы поддержать войска на поле боя. Он способен преодолевать большие расстояния и обладает существенной боевой нагрузкой (свыше восьми тонн. — RT). В каком-то отношении он близок к штурмовику, однако отличается от него куда большим боевым радиусом», — отметил в разговоре с RT полковник в отставке Виктор Литовкин.

По мнению эксперта, Су-34 — это «по-настоящему уникальная машина» в парке оперативно-тактической авиации ВКС. Её характеристики позволяют надёжно защищать рубежи нашей страны и наносить удары по противнику даже за тысячи километров от места взлёта.

По информации Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), Су-34 может выполнять задачи в условиях огневого и информационного противодействия. По своим боевым возможностям самолёт относится к поколению 4+. Наличие системы активной безопасности и новейших компьютеров обеспечивают прицельное бомбометание и маневрирование.

«Цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование самолёта построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет достаточно просто проводить замену его комплексов и систем на вновь разработанные», — говорится в материалах ОАК.

Су-34 способен применять широкий арсенал вооружения: высокоточные ракеты, включая противокорабельные и противорадиолокационные, неуправляемые и корректируемые авиабомбы, ракеты класса «воздух — воздух», 30-мм пушку для ближнего боя. Некоторые эксперты предполагают, что Су-34 станет одним из носителей гиперзвуковой ракеты «Кинжал».

Вооружение Су-34 размещается на 12 точках подвески (у Су-27 — на десяти). Самолёт может уничтожить как хорошо укреплённый объект, так и малоразмерную цель. Максимальная взлётная масса машины составляет около 45 т (против 30,5 т у Су-27), максимальная скорость — 1,9 тыс. км/ч (против 2,5 тыс. км/ч у Су-27).

Выдающиеся возможности

Из линейки машин ОКБ Сухого Су-34 выделяется «горбатой» кабиной и приплюснутой носовой частью. Из-за этой особенности машину стали называть «Утёнок». Столь необычными формами бомбардировщик обязан нетрадиционной для боевых самолётов двухместной компоновкой кабины по принципу «плечом к плечу» (как правило, лётчики располагаются по тандемной схеме, сидя друг за другом. — RT).

Су-34 отличается повышенным комфортом для экипажа. Лётчик или штурман-оператор имеют возможность отдохнуть, разместив в проходе между креслами матрац, подогреть пищу (в кабине находится СВЧ-печь) и воспользоваться туалетом. Также кабина оснащена кондиционером.

«В Су-34 предусмотрен, пожалуй, максимальный уровень комфорта и простора. Например, лётчик может встать в полный рост, чтобы размяться. А нетрадиционная компоновка облегчает процесс коммуникации. Всё это призвано снизить утомляемость экипажа во время длительных перелётов и повысить эффективность взаимодействия в бою», — пояснил Литовкин.

Как полагает эксперт, в Су-34 воплощены оригинальные решения для оперативно-тактической авиации, которые не имеют аналогов в мире. По мнению Литовкина, самолёт зарекомендовал себя в Сирии с самой лучшей стороны, хотя в арабской республике не возникало необходимости в длительных перелётах. В САР «Утёнок» выполнял задачи по уничтожению складов с оружием, наливняков, инженерных сооружений, лагерей подготовки боевиков, командных пунктов и скоплений бронетехники.

В материалах ОАК отмечается, что выдающиеся лётно-технические характеристики Су-34 обеспечиваются благодаря высокоэкономичным двухконтурным турбореактивным двигателям АЛ-31Ф, системе дозаправки в воздухе, а также подвеске дополнительных топливных баков. «Утёнок» может находиться в воздухе до десяти часов без потери работоспособности экипажа.

В 2018 году Новосибирский авиазавод приступил к модернизации стоящих на вооружении Су-34. На бомбардировщики устанавливают более совершенные прицельно-навигационные комплексы, средства связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

«Теперь он (Су-34. — RT) получил возможность групповой защиты самолётов. Также экипажи Су-34 смогут в автоматическом режиме обмениваться информацией с межвидовыми группировками войск на земле и другими летательными аппаратами — самолётами и беспилотниками», — заявил в мае руководитель пресс-службы Западного военного округа полковник Игорь Мугинов.

Выдающиеся возможности Су-34 привлекают внимание зарубежных стран. В марте прошлого года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что детище ОКБ Сухого обладает большим экспортным потенциалом. По сообщениям западных СМИ, Су-34 могут приобрести Алжир, Индия и Китай.

В отечественных ВКС Су-34 будет постепенно вытеснять фронтовые бомбардировщики Су-24М, которые также активно применялись в Сирии, считают эксперты. Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность создания штурмовика нового поколения на замену Су-25СМ3 «Грач».

«Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надёжнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать ещё лет 10—15. Естественно, со временем его надо будет менять, сегодня рассматриваются разные варианты», — сказал в ноябре 2017 года руководитель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главком ВКС Виктор Бондарев.

По мнению сенатора, штурмовик необходимо разрабатывать на базе Су-34. Такая машина должна получить одноместную кабину и двигатели «Утёнка». Бондарев призвал начать работу над проектом, чтобы успеть создать новый штурмовик до исчерпания эксплуатационного ресурса Су-25.

В экспертной среде предложение экс-главкома ВКС вызвало противоречивую реакцию. Часть специалистов поддержали инициативу Бондарева. Те же, кто не разделяет мнение сенатора относительно будущего штурмовика, посетовали на высокую стоимость Су-34 (около 1 млрд рублей. — RT).

«На текущий момент сложно что-либо сказать по поводу облика будущего штурмовика. На мой взгляд, Су-25 в модификации СМ3 — очень удачная машина, которая может достаточно долго служить России. В любом случае Су-34 всегда может подменить легендарного «Грача». Самолёт обладает бронированной кабиной и может применять вооружение, необходимое для поддержки войск на поле боя», — подытожил Виктор Литовкин.

Читать еще:  Боевое применение БПМ-97 «Выстрел» - бронированная пограничная машина

Бомбардировщик Су-34. Фото. История. Характеристики.

Су-34 является самолетом-бомбардировщиком, который был спроектирован в конструкторском бюро Сухого. Разработка данного аппарата была начата еще в 80-х годах прошлого века. Главным конструктором проекта был назначен опытный Р.Г. Мартиросов, но также следует отметить конструктора М.П. Симонова, который приложил немалые усилия для создания данного самолета.

Что касается проекта самолета Су-34, то в конструкторском бюро данную машину обозначали как Т-10В. В основу данного аппарата намеревались положить самолет Су-27УБ. По первоначальному проекту планировалось провести модернизацию большого количества систем самолета типа Су-27, что в конечном итоге привело бы к появлению новой модификации.

Краткая история появления и испытаний самолета Су-34

Проектирование новой машины под названием Су-34 было окончено в начале 1990 года. После окончания разработок началось изготовление опытного образца. Новую машину создавали путем переделки учебного самолета Су-27УБ. Его оснащали всем оборудованием и частями конструкции, которые продумали конструкторы. Данная работа проводилась на авиазаводе Сухого, рабочие заменили носовую часть, мотогондолы и воздухозаборники.

Впервые переоборудованная машина осуществила свой полет весной 1991 года. Истребитель-бомбардировщик модели Су-39 был полностью готов зимой 93 года. Еще через год данная машина была представлена публике в Париже на авиавыставке. В планах производителей четко просматривается идея продажи ее на мировых рынках, поскольку на международных выставках она имеет англоязычную аббревиатуру. Некоторые машины окрашены в морские цвета, что позволяет их использовать над акваториями и размешать их на авианосцах.

Особенности машины Су-34

При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.

Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.

Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.

Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.

Особенности конструкции бомбардировщика Су-34

Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.

Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.

Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.

Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе. На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе. Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78.

Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ. Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания. Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.

Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector