1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Су-30 — многофункциональный истребитель

Российский истребитель Су-30СМ: история и ТТХ

Су-30СМ – российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный в первую очередь для завоевания господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил. Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ – «модернизированный, коммерческий, индийский»). В свою очередь, истребитель Су-30 – это результат глубокой модернизации истребителя Су-27, которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Первый полет Су-30СМ состоялся 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение и Минобороны РФ подписало контракт на поставку 30 истребителей до конца 2016 года. По состоянию на 2014 год российские ВВС заказали 60 истребителей, дополнительные контракты были заключены в 2020 и 2020 году. По состоянию на ноябрь 2020 года в строевые части направлены 71 Су-30СМ. Еще четыре Су-30СМ будут изготовлены для ВВС Казахстана.

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

История создания

Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году. Стремительно развитие технологий меняло не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной фазированной решеткой позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин, взяв на себя часть функций самолета ДРЛО.

Исходя из этого, командование ПВО хотело получить новый самолет, который мог бы не только выполнять задачи истребителя-перехватчика, но и использоваться в качестве летающего командного пункта для группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных районов малым числом пригодных аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.

Военные считали, что для выполнения подобных задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ – учебно-боевая машина с дублированным управлением, но при этом сохранившая боевые возможности одноместного самолета.

Современное радиолокационное и электронное бортовое оборудование истребителя настолько сложно и многофункционально, что полностью реализовать его возможности в скоротечном маневренном воздушном бою одному летчику довольно тяжело. Кроме того, наличие второго члена экипажа дает значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.

Предполагалось, что один из летчиков мог бы управлять самолетом, вести бой на ближней дистанции, а второй – наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями боевой группы.

Работы над созданием двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации был выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек для подвески вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки в воздухе. Ее отработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.

Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационный комплекс. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, оно было оснащено широкоформатным индикатором, на котором отображалась вся информация о текущем расположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.

Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации – истребителя Су-27УБ, он имел практически те же технические характеристики, прекрасную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось ее серийное производство.

Однако затем последовал распад Советского Союза, который стал катастрофой для всех предприятий военно-промышленного комплекса.

В связи с практически полной остановкой закупок новой техники российским Министерством обороны, руководство ОКБ Сухого начало поиски иностранных заказчиков для своей продукции. В кратчайшие сроки был создан Су-30МК – многоцелевой двухместный самолет, первый полет которого состоялся в 1993 году. Была значительно расширена номенклатура вооружения машины, ее взлетная масса возросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка увеличилась вдвое, значительно увеличился ресурс силовой установки и планера.

Новый истребитель был предложен Индии – традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, которая изучала возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организацию производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт о постройке сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя – Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ – это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным конкурентам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в широкой международной кооперации с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. В итоге Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все зарубежные аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены «детские» болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Су-30СМ — многоцелевой самолет. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Устройство

Су-30СМ – двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. В целом его размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Читать еще:  Исторические сведения АК-230 - 30-мм автоматическая артустановка

Однако главная «изюминка» Су-30СМ – это его кабина. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ относится к четвертому поколению истребителей, в его конструкции не использована технология малозаметности. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые не только способны подавить сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она построена по концепции «открытой архитектуры борта». Это позволяет без труда включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет по умолчанию вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.

Характеристики

  • длина — 21,9 м;
  • высота — 6,36 м;
  • мак. взлетная масса — 34500 кг;
  • макс. скорость — 2125 км/ч;
  • боевой радиус действия — 1500 км.
  • экипаж — 2 человека;
  • вооружение — 30-мм пушка ГШ-30-1, ракетное вооружение;
  • общее количество точек подвески — 12;
  • полная боевая нагрузка — 8000 кг.

Истребитель Су-30. Фото. История. Характеристики.

Су-30 представляет содой двухместный истребитель советского производства. Был сконструирован таким образом, что стал первым в мире сверхманевренным воздушным аппаратом. Создавался на базе Су-27УБ с целью управления боевыми действиями истребителей.

Ведущим конструктором по проекту Су-30 назначили И. Емельянова. Данный самолет поначалу обозначался как Т-10ПУ-5 и предназначался для испытаний двигателя. Перед тем как запустить серийное производство, значительно усилили шасси и центроплан. Поскольку дальность и продолжительность полета увеличились, для экипажа установили санустройства. Первый серийный Су-30 поднялся в небо 14 апреля 1992 года. Летчиками-испытателями были назначены В.Б. Максименков и Г.Е. Буланов. Из-за определенных экономических проблем в стране самолет Су-30 был выпущен лишь в нескольких экземплярах (8 штук). Но это не помешало выпустить ряд модификаций.

Су-30М

Модификация, предназначенная для современной войны в воздухе. С 1993 года в ОКБ начали массовые разработки новых проектов. В частности рассматривался Су-30МК (модернизированный, коммерческий). Оснащенный БРЭО самолет имел в наличии обновленную РЛС, которая могла не только обнаруживать несколько целей, но и различала их места расположения (на земле или под водой). Установили новую оптико-электронную прицельно-навигационную систему с базой функций ЭВМ. Вмонтирована модернизированная система объективного контроля с фиксацией тактической обстановки и параметров систем.

Второй пилот выполнял функции штурмана-оператора. Поэтому, помимо воздушных операций, самолет способен предпринимать активные боевые действия в наземных и морских условиях. Дополнительная модернизация включает в себя способность использовать вооружение класса «воздух − земля» на расстоянии до 250 км, одновременно атаковать несколько целей, переносить боекомплект весом до 8000 кг. В машине доработали СУО в связи с использованием высокоточного управляемого оружия.

Поскольку внутри самолет был и так полностью укомплектован для выполнения многих задач, специальное оборудование решено было разместить в контейнерах на внешней подвеске. Сюда входит система лазерного целеуказания и дальнометрирования. Также устанавливали телевизоры, используемые для обнаружения целей в диапазоне инфракрасного влияния, что позволяет одинаково эффективно работать самолету как днем, так и ночью. Установлены кресла с катапультированием К-36ДМ.

Су-30МКИ

В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».

ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.

Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.

Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).

Су-30КИ

В 1997 году в Москве был подписан договор на поставку истребителей Су-30КИ (8 машин), Су-30МК (4 машины) и вертолетов Ми-17-1В (8 машин). Обозначение КИ означает «коммерческий индонезийский». Но сделка была разорвана в связи с начавшейся в стране кризисной ситуацией. Данный самолет представляет собой одноместный модифицированный истребитель, созданный на базе Су-27СК. Он отличается присутствием топливоприемника для заправки в воздухе. Все остальное оборудование отвечает базовой модели. Самолет оснащен ЭДСУ (СДУ-10), РПЛК-27, прицелом ОЕПС-27, системной индикацией СЕИ-31.

Вооружение Су-30КИ состоит из встроенной 30-миллиметровой пушки ГШ-301, ряда подвесок на 10 точек. Способен использовать ракеты Р-27, Р-73Е, кассетные бомбы, ПТБ и ракеты класса «воздух − земля». Вооружение составляет 8000 кг. Силовая установка представлена двигателями АЛ-31Ф (тяга каждого 12 500 кг). Самолеты перепродали в ВВС Индии.

Су-30М2

Самолет, модернизированный из МиГ-29СМТ и Су-27. Над проектом работали ИАПО и ОКБ Сухого. Благодаря проведенным работам «борт 302» (рабочее название) смог уничтожать надводные и наземные цели с помощью управляемых ракет вне зависимости от времени суток. Штатный индикатор заменили на многофункциональный с разноцветной жидкокристаллической МФИ-55. Индикатор функционирует в телевизионных и графических режимах. В кабинах оператора и летчика вмонтированы МФИ-55, что позволяет одинаково управлять самолетом.

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Читать еще:  Видео С-300 - зенитно-ракетный комплекс

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Отличия от базовой модели

Благодаря кропотливой работе сотрудников КБ Сухого, в особенности инженеров, технологов монтажно-испытательных и агрегатно-сборочных цехов, конструкторов, был выпущен уникальный по своим характеристикам самолет. Его предназначение, в отличие от одноместного Су-27П, заключалось в следующем:

  • завоевание превосходства в воздухе;
  • дальнее сопровождение летательных аппаратов стратегической авиации и одиночное патрулирование;
  • радиолокационное наведение, управление и обзор;
  • обучения пилотов.

На Су-30 можно было выполнять все учебные и боевые задания, с которыми справлялся Су-27УБ. При этом Су-30 имел дополнительные возможности, такие как:

  • выполнение боевых действий, которые были связаны с очень большой продолжительностью и дальностью полета;
  • более эффективная управляемость группой истребителей.

Расширить способности модернизированной модели удалось за счет установки следующих систем:

  • радиосистема дальней навигации;
  • системы дозаправки горючим в воздухе;
  • расширенное количество оборудования управления групповыми действиями;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Главным заказчиком Су-30 стали войска ПВО, где можно было полностью проверить возможности патрулирования и дальнего перехвата. Однако в начале 90-х годов все больше заказов стало припадать на ракетное оружие по типу «воздух-земля» и «воздух-корабль». Российские конструкторские бюро стали переходить на проектирование авианосителей данного оружия. КБ Сухого тоже принимало в этом участие.

Основные отличия от Су-27УБ

  • На Су-30 имеется система дозаправки горючим в полете, которую поместили в предкабинном отсеке.
  • В состав оборудования входит специализированная аппаратура наведения и связи. В приборную доску задней кабины вмонтирован телевизионный широкоформатный индикатор, показывающий тактическую обстановку.

Конструкция Су-30

Самолет Су-30 имеет интегральную компоновку. В ее состав входит несколько вытянутое трапециевидное крыло, оборудованное развитыми наплывами, плавно состыкуется с фюзеляжем, создавая единый корпус. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, которые помещены в отдельные мотогондолы и установлены под фюзеляжем на безопасном расстоянии, которое позволяет закрепить под ними две подвешиваемые ракеты. Воздухозаборники регулируемые и установлены под центропланом.

В проекте самолета был предусмотрен плавный переход обтекателей шасси в хвостовые балки, которые служили платформами в установке поворотных консолей горизонтального и вертикального оперения и подбалочных гребней.

На самолете Су-30 отсутствует механическая проводка в продольных каналах системы управления. Ее заменили на систему дистанционного управления (СДУ). Истребитель имеет убирающееся трехопорное шасси, каждая стойка которого имеет по одному колесу.

Фюзеляж Су-30 можно с технологической точки зрения разделить на следующие составляющие:

  • головная часть,
  • средняя часть,
  • хвостовая часть,
  • воздухозаборники.

Головная часть сделана по типу полумонокока, начинается осесимметричным радиопрозрачным обтекателем антенны БРЛС. Далее размещен отсек оборудования, где установлены блоки прицельного комплекса, кабина летчика, закабиннный и подкабинный отсеки оборудования, а также ниша уборки передней стойки шасси, имеющая одну створку.

Кабину экипажа выполнили по компоновочной схеме «тандем». Она герметизирована. В ее состав входит двухсекционный фонарь, в конструкции которого предусмотрен неподвижный козырек и створки для каждого пилота, откидывающиеся вверх-назад.

Хороший обзор обеспечивается огромной площадью остекления кабины и небольшим смещением кресла второго пилота вверх. На рабочих местах летчиков установлены катапультируемые кресла К-36ДМ второй серии.

Самолет имеет свободнонесущее крыло. Угол стреловидности отъемных частей составляет 42°. Функции элеронов и закрылков выполнялись отклоняемыми флаперонами.

Вооружение Су-30

Вооружение, которым оснащен самолет Су-30, можно разделить на ракетное и стрелково-пушечное. В составе стрелково-пушечных установок находилась встроенная автоматическая скорострельная одноствольная пушка калибра 30 мм ГШ-301. Она устанавливалась в наплыве правой части крыла и имела боезапас 150 патронов.

Ракеты приводились в действие авиационными пусковыми устройствами (АПУ) и авиационными катапультными устройствами (АКУ). Подвешивание ракет выполнялось в 10 точках.

На Су-30 можно было подвесить шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», имеющих среднюю дальность поражения. Они имели именование типа Р-27, с тепловыми (Р-27Т) или радиолокационными полуактивными (Р-27Р) головками самонаведения. Также на подкрыльевые узлы можно было установить ракеты ближнего боя типа Р-73.

Су-30МКИ – один из лучших в своем классе

В наши дни истребители Су-30МКИ стали символом, который олицетворяет качество отечественной авиационной техники. Сегодня среди явных успехов российской авиапромышленности и по оценке доброжелателей, и по оценке оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же число положительных отзывов. В конце 2008 года, после того как были обнародованы результаты американо-французско-индийских учений Red Flag, британский авиационный журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди F-22, Су-30МКИ и F-15. Решение читателей одного из наиболее авторитетных изданий мира оказалось довольно неожиданным. За российский Су-30МКИ отдали свои голоса 59% опрошенных, за американский самолет 5-го поколения F-22 – 37%, а за F-15 – всего 4%.

Доля в военном экспорте

Ценность столь высоких оценок «общественной экспертизы» возрастает на фоне того, что речь идет об истребителе, который на мировых рынках конкурирует с наиболее передовой продукцией США и стран Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие привлекательные рынки, как Индия, Алжир, Малайзия, запрещенных приемов не существует. Малейшие логистические и технические недостатки сразу же превращаются в устах конкурентов в неискоренимые пороки. Несмотря на это, уровень критики в адрес российского Су-30МКИ не превышает «естественного» фона, а самолет продолжает успешно продаваться.

Материальные результаты программы Су-30МКИ могут вызывать лишь уважение. Количество законтрактованных истребителей приближается к 330, при этом число поставленных машин – превышает 230. Помимо этого в настоящее время положительно решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсирования расширения гособоронзаказа Россией объем производства самолетов данного семейства может по самым минимальным оценкам составить порядка 400 истребителей.

Примечателен и тот факт, что в последние годы поставки многофункциональных истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают практически каждый 6-й доллар, который приходит в Россию по линии экспорта военной продукции. Для относительно компактной НПК «Иркут» – это достаточно серьезный результат.

Истребитель Су-30МКИ был создан на базе Су-27УБ, серийно производится в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Самолет Су-30МКИ представляет собой двухместный высокоманевренный истребитель, который предназначен для завоевания господства в воздухе, поражения наземных и надводных целей при помощи управляемых и неуправляемых ракет, с возможностью обеспечения действий в составе группы.

Переговоры по вопросу поставок истребителей типа Су-27 велись с Индией, начиная с 1994 года. Проектирование в ОКБ «Сухой» истребителя для индийских ВВС на базе Су-30 началось в 1995 году. Главным конструктором по проекту был назначен А. Ф. Барковский. Уже 30 ноября 1996 года стороны подписали межгосударственный контракт на поэтапную поставку ВВС Индии 8 истребителей Су-30К и 32 многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Самолеты должны были быть поставлены Индии несколькими партиями, с последовательным наращиванием БРЭО, вооружения и силовой установки. Головными исполнителями данного контракта были определены: в части создания самолета ОКБ «Сухого», в части производства истребителя – Иркутское авиационное производственное объединение.

Строительство 2-х первых опытных истребителей велось в ОКБ в 1995-1998 годах. Первый опытный самолет Су-30И-1, который был доработан на базе серийного Су-30, был построен весной 1997 года. Машина поднялась в воздух 1 июля 1997 года, управлял ей летчик-испытатель В. Ю. Аверьянов. С июля 1997 года в ОКБ «Сухой» приступили к выполнению совместных с ГЛИЦ ВВС программ испытаний истребителя. Серийное производство новой машины было развернуто в Иркутске с 2000 года. Первый предсерийный истребитель был облетан на заводе Аверьяновым 26 ноября 2000 года. 3 первых предсерийных Су-30МКИ были переданы ОКБ и наряду с опытными самолетами приняли участие в программе испытаний.

Читать еще:  Файлы 15П015 (МР-УР100) - стратегический ракетный комплекс с ракетой 15А15

В соответствии с условиями заключенного договора, поставки и испытания самолетов Су-30МКИ велись в 3 этапа. Поставки заказчику первой партии из 10 истребителей Су-30МКИ состоялись в 2002 году, второй партии из 12 машины – в 2003 году. К 2004 году истребителями Су-30К и Су-30МКИ были перевооружены 2-е эскадрильи индийских ВВС.

Основные отличительные особенности истребителей Су-30МКИ:

— впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (АЛ-31ФП созданный в НТЦ им. А. Люльки), а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности;

-впервые в практике ОКБ на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. На Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира;

-впервые в мире на серийной машине была установлена РЛС с поворотной ФАР («Барс» созданная НИИ приборостроения). Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки;

-номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.

Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может уничтожать наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубине. В то же время использование открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования позволяет значительно расширить арсенал используемых вооружений.

Первые победы Су-30МКИ

Наиболее важным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ, а также его вариантов, по мнению большого числа экспертов, стали результаты международных учений, в которых многократно принимал участие данный самолет. Практика проведения данных учений появилась в 2004 году, когда в них приняли участие самолеты Су-30К, предназначенные в основном для завоевания превосходства в воздухе. Некоторое количество таких истребителей, имеющих традиционный для ранних Су-27/Су-30 радар Н001, были проданы Индии в 1997 году. Несмотря на то, что данные самолеты обладали ограниченными возможностями и существенно уступали по своим ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда данной машине удалось показать на практике свою высокую эффективность. Командование индийских ВВС решило, что уровень подготовки летчиков 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнования с американскими пилотами. Речь идет об учениях под названием Cope India-2004, в которых США представляли истребители F-15C.

Результаты данных учений стали обескураживающими для поклонников американских истребителей. Проигрыш 90% ближних маневренных воздушных боев был предполагаем, так как аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало ни у кого сомнений. Но в то же время индийские пилоты оказались сильнее и в воздушных боях на средней дистанции. Летчики, используя возможностями РЛС Н001, обладали преимуществом при отыгрыше пуска УР (управляемых ракет) средней дальности в режиме их наведения на несколько разных целей одновременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания учений в США снова активизировались сторонники дальнейшего развития программы по истребителю F-22, который, по мнению экспертов, может соперничать с новыми истребителями российского производства.

В том же 2004 году индийские истребители провели ряд учебных воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура. Во время учений Sindex-2004 отрабатывались схватки как одиночных истребителей, так и бои «5 на 5». Стороны договорились не комментировать результаты данных воздушных боев из-за щепетильности темы. Индийцев интересовал потенциал F-16, приобретенных Пакистаном, а сингапурцев реальные возможности Су-30, которые поступают в страны Юго-Восточной Азии.

В следующем, 2005 году, спарринг-партнером Су-30К стали уже французские истребители из состава смешанного отряда в составе Mirage-2000C, Mirage-2000-5 и Mirage-2000N. Учебные воздушные бои проводились в рамках учений Garuda-II. ВВС Франции и Индии отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, а также решали задачи сопровождения самолетов ДРЛОиУ и обеспечения ПВО. За 8 дней учений самолеты провели 162 вылета, из них 74 было произведено индийскими Су-30К, общий налет индийских летчиков составил 200 часов. По сведениям французских источников, при выполнении перехватов Су-30К превосходили Mirage-2000С и незначительно уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5, оснащенному РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победу праздновали индийские летчики.

Международный дебют истребителей Су-30МКИ прошел во время учений Cope India-2005. В рамках данных учений самолеты приняли участие в имитации одиночного и группового воздушного боя, а также вылетах на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для индийских истребителей выступили F-16C/D американских ВВС. Наиболее интересным аспектом тех учений был состав соревнующихся «команд» двух стран. Индийскую сторону представляли лишь самолеты Су-30МКИ, тогда как истребители F-16 обладали информационной поддержкой со стороны самолетов ДРЛОиУ E-3. При этом принято считать, что наличие фактора AWACS обеспечивает сегодня победу в воздушных боях. Несмотря на это соотношение побед оказалось почти равным, в основном в этом была заслуга радара Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой (ФАР).

Менее известны итоги индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых приняли участие истребители-перехватчики Tornado F.Mk.3 и истребители Су-30МКИ. Стороны договорились между собой не разглашать результаты воздушных боев, но, по словам британских летчиков, которым была предоставлена возможность самостоятельного пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель по своим боевым возможностям существенно превосходит их машины.

Особое внимание многофункциональный истребитель Су-30МКИ привлек во время проведения учений Red Flag-2008, которые прошли на территории США. Участниками учений стали США, Индия, Южная Корея и Франция. Вылет группы самолетов из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на авиабазу «Маунтин-Хоум» в штате Айдахо – 17 июля. Полет осуществлялся с проведением посадок в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Из соображений секретности командование индийских ВВС запретило своим пилотам применять бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (было разрешено применять только некоторые тренировочные), использовать дипольные отражатели, включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (пилотам было разрешено использовать лишь голосовую связь). В рамках учений Red Flag-2008, многофункциональные истребители Су-30МКИ решали задачи по сопровождению ударных групп с ведением воздушных боев с истребителями F-15C и F-16, поражению наземных целей, огневому подавлению системы ПВО условного противника.

По результатам выполнения условных боевых задач различными вариантами самолетов западного производства, США вынуждены были признать, что в ходе учений истребители Су-30МКИ доказали, что они превосходят основной американский тяжелый истребитель F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.

Следующим успехом ВВС Индии и российских самолетов стали международные учения Garuda-IV. На этих учениям российским Су-30МКИ противостояли европейские истребители Mirage-2000 и Rafale. В ходе проведения данных учений была осуществлена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – еще 100 вылетов. В ходе ведения ближнего и дальнего воздушного боев, вылета на перехват воздушного противника, и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ показали полное превосходство над европейскими истребителями.

На сегодняшний день истребители Су-30МКИ на практике демонстрируют способность добиваться побед в воздушных боях с любыми истребителями, относящимися к поколениям «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности истребителя позволяют ему компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛОиУ, высокий уровень боевой подготовки натовских пилотов, а также их реальный боевой опыт, который они получили в военных конфликтах ближайших десятилетий.

Источники информации:
http://www.irkut.com/ru/services/production/SU30MK/
http://www.sukhoi.org/planes/military/su30mk/history/
http://vpk-news.ru/articles/12637 [center]

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector