12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи Сабля кавалерийская солдатская обр. 1827 г.

Как отличали шашку от сабли специалисты XIX века.

Подавляющее большинство современных специалистов и просто любителей холодного оружия, когда говорят об отличии шашки от сабли, то обычно выделяют два основных признака: рукоять без гарды и подвес лезвием клинка вверх (т.н. «шашечный» подвес). Однако все они попадают в сложное положение, когда им указывают на шашку образца 1881 года, которая была принята на вооружение в двух вариантах: драгунском, имеющим дужку, защищающую руку, и казачьем — без таковой.

Более того, традиция называть оружие, имеющее дужку для защиты руки, именно шашкой, сложилась в Русской императорской армии несколько раньше: в 1868 году был утвержден образец «шашки артиллерийской солдатского образца», также имеющей вполне сабельный эфес — с дужкой. Сохранилась эта традиция и после российской революции: принятая на вооружение «шашка строевого начальствующего состава обр. 1940 года» также имела дужку.

Это «несоответствие», вызывающее определенный «когнитивный диссонанс» у современных специалистов, не вызывает такового у одного из ведущих российских специалистов по холодному оружию конца XIX — начала XX веков, В. Федорова, который совершенно свободно рассуждает о значении защиты руки и необходимости наличия дужки у шашки. Не было никакого «диссонанса» и у специальной Комиссии при Главном комитете по устройству и образованию войск, которая на заседании 26 января 1880 года пожелала сделать для предлагаемого генералом Горловым образца казачьей шашки приспособление для защиты руки, приспособив к рукояти казачьей шашки крестовину восточного образца. Более того, совершенно не мучились этой проблемой и казаки, обратившиеся к командующему одного из кавалерийских корпусов Г.Л. Эссену с просьбой приделать дужку для защиты руки к рукоятям их шашек.

Зато эта «нестыковка» ставит в тупик современных знатоков клинкового оружия Российской империи вообще и шашек в частности, и заставляет их рассуждать о чуть ли не некомпетентности российских специалистов XIX века. Однако, изучение документов того периода показывает, что подобное невнимание специалистов XIX века к современному пониманию того, чем шашка отличается от сабли, объясняется довольно просто: шашку в том веке отличали от сабли по другим основаниям. Военный энциклопедический лексикон, изданный в 1858 году пишет: «Шашка отличается от сабли тем, что ножны первой кожаные, следовательно она легче сабли и не производит шуму во время скачки. Казацкие шашки не имеют рукоятки подобно саблям, а только на оконечности металлическую головку; драгунские и конно-артиллерийские шашки снабжены сабельными эфесами и носятся через плечо на перевязи. Пехотные кавказские шашки имеют клинок с эфесом точно такой, как у пехотных полусаблей, и носятся одними офицерами через плечо на перевязи». Спустя 16 лет (в 1874 году) это же отличие шашки от сабли подчеркивается и в методическом пособии для офицеров, разработанном А. Неверовским, «Воспитание и обучение кавалерии. Книга для кавалерийских офицеров и юнкеров»: «Отличие шашки от сабли заключается в ножнах. Наши сабли имеют ножны металлические, железные, драгунские и казачьи шашки имеют ножны деревянные, обтянутые кожей. Шашка должна быть признана, бесспорно, удобнее сабли: устройство ножен ее более сберегает клинок и не производит бряцанье и звон при движении, которые весьма вредны». Любопытно, что именно с этого отличия начал и А. Ермолов в 1821 году, указывая, что «сабли в железных ножнах и на длинных погонах не выгодны для казаков здешнего края, ибо с ними нельзя не заложить секрета, не выслать потайного разъезда, без того чтобы не быть открытым бесполезным стуком оружия… Если мы будем иметь сабли, подобные неприятельским, они худшими не будут».

Читать еще:  Палаш кирасирский офицерский обр. 1826 г. и 1826/1909 гг.

О базовой информации по сабле вы можете прочитать здесь .

Как советовали выбирать саблю специалисты XIX века, вы можете прочитать здесь .

Об основных типах ранних европейских сабель вы можете прочитать здесь .

Мы продолжим публикации материалов об оружии разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал журнала «Историческое оружиеведение», следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте, задавайте вопросы, предлагайте темы для будущих публикаций. Это поможет развивать канал, сделать его еще интереснее и полезнее!

Сабля кавалерийская солдатская обр. 1827

#1 Dr.Spiffels

  • Пользователи
  • 1 026 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Москва

    Прикрепленные изображения

    #2 Dr.Spiffels

  • Пользователи
  • 1 026 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Москва

    Прикрепленные изображения

    #3 Daugava7

  • Пользователи
  • 2 035 сообщений
    • На форуме: c 2008 г.
    • Город: Архангельск

    Весьма вероятно русская кавалерийская М 1827.
    Кожа на ручке не родная, бляшка на ручке (не знаю как правильно назвать не родная).
    Клейм по Вашим фото не разобрать.

    Переделывают их из французов.
    По фото Ваша обладает признаками русской.
    Пусть обязательно пришлют фото обуха в хорошем качестве, да и всего прочего.

    #4 Dr.Spiffels

  • Пользователи
  • 1 026 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Москва

    #5 Dr.Spiffels

  • Пользователи
  • 1 026 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Москва

    Весьма вероятно русская кавалерийская М 1827.
    Кожа на ручке не родная, бляшка на ручке (не знаю как правильно назвать не родная).
    Клейм по Вашим фото не разобрать.

    Переделывают их из французов.
    По фото Ваша обладает признаками русской.
    Пусть обязательно пришлют фото обуха в хорошем качестве, да и всего прочего.

    Да, на заклепку я тоже обратил внимание, на русской продолговатая должна быть, а тут круглая

    #6 Daugava7

  • Пользователи
  • 2 035 сообщений
    • На форуме: c 2008 г.
    • Город: Архангельск

    По словам хозяина, на клинке имеется гравировка «Златоуст 1883», фотку, правда, не дали пока

    По поводу 1883 сильно сомневаюсь.
    Не делали их уже тогда и давно.
    Надо смотреть фото, может ошибся хозяин?

    #7 Dr.Spiffels

  • Пользователи
  • 1 026 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Москва

    По словам хозяина, на клинке имеется гравировка «Златоуст 1883», фотку, правда, не дали пока

    По поводу 1883 сильно сомневаюсь.
    Не делали их уже тогда и давно.
    Надо смотреть фото, может ошибся хозяин?

    Может и ошибся, по идее к 1881 году уже всех другими перевооружили. Будем ждать фотки.

    #8 Dr.Spiffels

  • Пользователи
  • 1 026 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Москва

    Прикрепленные изображения

    #9 adv1

  • Пользователи
  • 1 125 сообщений
    • На форуме: c 2008 г.
    • Город: Москва

    Полез копать глубже. У того же продавца обнаружена такая «сабля русская». Что само по себе ни о чем не говорит, кроме того, что у него модные кеды адидас, и что нужно рассматривать м1827 как можно более пристально. Жду мнений

    Читать еще:  Фотографии Шашка драгунская офицерская обр. 1881/1909 гг.

    #10 Dr.Spiffels

  • Пользователи
  • 1 026 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Москва

    Полез копать глубже. У того же продавца обнаружена такая «сабля русская». Что само по себе ни о чем не говорит, кроме того, что у него модные кеды адидас, и что нужно рассматривать м1827 как можно более пристально. Жду мнений

    Спасибо, я и так знаю, что это китайское фуфло. Предмет обсуждений здесь м1827, а не китайские копии шашки РККА

    #11 Palash1826

  • Пользователи
  • 947 сообщений
    • На форуме: c 2009 г.
    • Город: Варна

    [quote name=’Dr.Spiffels’ timestamp=’1345541269′ post=’2571706′]
    [quote name=’adv1′ timestamp=’1345532149′ post=’2571576′]
    [quote name=’Dr.Spiffels’ timestamp=’1345500455′ post=’2571371′]
    Полез копать глубже. У того же продавца обнаружена такая «сабля русская». Что само по себе ни о чем не говорит, кроме того, что у него модные кеды адидас, и что нужно рассматривать м1827 как можно более пристально. Жду мнений
    [/quote]

    Спасибо, я и так знаю, что это китайское фуфло. Предмет обсуждений здесь м1827, а не китайские копии шашки РККА
    [/quote]
    А что обсуждать по таким фото. Вам же сказал все Даугава. Если будут фото с хорошей резолюцией клейм, тогда можно будет обсуждать. так только можно предполагать,надеясь на фарт, что это неумело реставрированная М1827. если Вы любитель лотареи. покупайте.
    Р.С.Хотя если хотите сериозного обсуждения, предоставьте детальные фото всей сабли и ножен. то что меняли кожу и забили фантастические пуговицы еще не факт,что она фуфло..наоборот,подает надежду. но может быть и отвлекающий маневр.

    #12 Sergeevich

    Генерал от инфантерии

  • Пользователи
  • 7 693 сообщений
    • На форуме: c 2010 г.
    • Город: Украина

    [quote name=’Palash1826′ timestamp=’1345542906′ post=’2571735′]
    [quote name=’Dr.Spiffels’ timestamp=’1345541269′ post=’2571706′]
    [quote name=’adv1′ timestamp=’1345532149′ post=’2571576′]
    [quote name=’Dr.Spiffels’ timestamp=’1345500455′ post=’2571371′]
    Полез копать глубже. У того же продавца обнаружена такая «сабля русская». Что само по себе ни о чем не говорит, кроме того, что у него модные кеды адидас, и что нужно рассматривать м1827 как можно более пристально. Жду мнений
    [/quote]

    Спасибо, я и так знаю, что это китайское фуфло. Предмет обсуждений здесь м1827, а не китайские копии шашки РККА
    [/quote]
    А что обсуждать по таким фото. Вам же сказал все Даугава. Если будут фото с хорошей резолюцией клейм, тогда можно будет обсуждать. так только можно предполагать,надеясь на фарт, что это неумело реставрированная М1827. если Вы любитель лотареи. покупайте.
    Р.С.Хотя если хотите сериозного обсуждения, предоставьте детальные фото всей сабли и ножен. то что меняли кожу и забили фантастические пуговицы еще не факт,что она фуфло..наоборот,подает надежду. но может быть и отвлекающий маневр.
    [/quote]

    #13 Dr.Spiffels

  • Пользователи
  • 1 026 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Москва

    SAMMLER.RU

    Кто как считает обр. 1817 год или 1827?

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    Вот такой предмет . вопрос в названии темы..

    Прикрепленные изображения

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    Сам такого плана саблю видел только у Кулинского (Русское холодное оружие). ну и в музеи ЗОФ в инэте. Клеймо на этой сабле вот такое,отсюда и разногласие по образцу..

    Прикрепленные изображения

    Терехов Эдуард 16 авг 2015

    Не могу вспомнить где видел подобное битое клеймо,так можно было бы хоть приблизительно понять какого она года выпуска.17 или 27-не знаю.(((((((((

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    . ну и в музеи ЗОФ в инэте.

    Прикрепленные изображения

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    Не могу вспомнить где видел подобное битое клеймо,так можно было бы хоть приблизительно понять какого она года выпуска.17 или 27-не знаю.(((((((((

    Вот еще клеймо. на эфесе есть или нет не знаю. (не пришла еще)

    Прикрепленные изображения

    Терехов Эдуард 16 авг 2015

    П вроде или 11 римскими цифрами,что это дает ?

    Прикрепленные изображения

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    Вот такой клин интересный. страсть..

    Читать еще:  Модификации Шашка драгунская офицерская обр. 1881/1909 гг.

    Прикрепленные изображения

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    П вроде или 11 римскими цифрами,что это дает ?

    Думаю П пробован имхо

    Прикрепленные изображения

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    1817 год с Кулинского фото. Просьба у кого есть подобные фото предметов ЗОФ поделится в теме..

    Прикрепленные изображения

    Терехов Эдуард 16 авг 2015

    1817 год с Кулинского фото. Просьба у кого есть подобные фото предметов ЗОФ поделится в теме..

    Украшенных ранних полно фот,вот именно такой -поздней сабли бы фото посмотреть. Сдается,что это будет крайне сложно.

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    Прикрепленные изображения

    ГРОЗНЫЙ 16 авг 2015

    1817 год с Кулинского фото. Просьба у кого есть подобные фото предметов ЗОФ поделится в теме..

    Украшенных ранних полно фот,вот именно такой -поздней сабли бы фото посмотреть. Сдается,что это будет крайне сложно.

    Еще вопрос , ко всем. обратил внимание на эфесы (литографии старые)..все, кто имеют отношению к казачеству эфесы белые. а у остальных желтые. Не кто не что не знает? часом.

    Прикрепленные изображения

    ГРОЗНЫЙ 17 авг 2015

    На выставке 1909 года. хорошо видно белые и желтые эфесы.

    Прикрепленные изображения

    Негоголь 17 авг 2015

    Терехов Эдуард 17 авг 2015

    Получается это обр.27,если так долго жила и выпуск под конец 19 века,на что клейма и наводят,может по этому нет и украшений,типа бюджетного варианта делали под заказ гвардейцам ради понта в стиле ранних сабель.

    САБЛЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ ОФИЦЕРСКАЯ ОБРАЗЦА 1827 г. и 1827/1909 гг.

    Клинок стальной, искривленный, однолезвийный, с одним широ­ким долом. Боевой конец двулезвийный. Распространены были про­извольные клинки, в том числе иностранного производства.

    Эфес состоит из рукояти с головкой и гарды. Рукоять деревянная, покрытая кожей, с поперечными желобками, по которым обмотана витой проволокой. Спинку рукояти покрывает металлическая план­ка. Головка рукояти овальная, выпуклая. Гарда образована кресто­виной и тремя дужками передней и двумя боковыми, которые ответвляются от передней и, изгибаясь, соединяются с крестовиной. Конец крестовины слегка загнут вниз и закруглен.

    С 1909 г. на верхней части металлической планки, покрывающей спинку рукояти, изображался растительный орнамент и вензель им­ператора, в царствование которого владелец оружия получил первый офицерский чин.

    Ножны стальные, с двумя гайками с кольцами для пасовых ре­мней портупеи и башмаком.

    Длина общая около 990 мм, длина клинка около 860 мм, ширина клинка до 32 мм, кривизна клинка в среднем 70/380 мм, масса до 1600 г.

    Сабля заменила в 1826 г. у жандармов офицерский кирасирский палаш образца 1810 г., в 1827 г. кавалерийскую саблю образца 1817 г. у драгун, гусар, улан, конно-егерей, фурштата, конной артиллерии, конных пионеров.

    В 1834 г. в Нижегородском драгунском полку заменена офицер­ской шашкой азиатского образца 1834 г. В 1841 г. во всех драгун­ских полках, кроме Нижегородского, в конной артиллерии и у конных пионеров заменена офицерской драгунской саблей образца 1841г.

    В 1881 г. у офицеров гусарских и уланских полков (в 1882 г. переформированы в драгунские) заменена офицерской драгунской шашкой образца 1881 г. и оставлена в двух гвардейских гусарских полках для ношения в мирное время при парадной форме. В 1896 г. возвращена офицерам гвардейских уланских полков для ношения в мирное время при парадной форме.

    В 1909 г. саблю было разрешено также носить офицерам гвардей­ской конной и полевой конной артиллерии, армейских уланских, гусарских (в 1907 г. вновь переименованы из драгунских) и драгун­ских (непереименованных из кирасирских) полков, а также гвардей­ских Конно-гренадерского и Драгунского полков вне строя и вне службы.

    Таким образом, до конца рассматриваемого периода сабля была принадлежностью определенной формы одежды некоторых кавале­рийских полков, а также корпуса жандармов и кавалерийских учи­лищ.

    А.Н.Кулинский, Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917 годов.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector