0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи Проект 7 — эскадренные миноносцы

Эскадренные миноносцы проекта 7

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Эскадренные миноносцы типа “Гневный” (пр.7) – 28 единиц

“Гневный” (8.12.1935/13.7.1936/23.12.1938 – погиб 23.6.1941)
“Гордый” (24.6.1936/10.6.1937/31.12.1938 – погиб 14.11.1941)
“Грозящий” (18.6.1936/5.1.1937/17.9.1939 – исключен 24.8.1953)
“Сметливый” (17.9.1936/16.7.1937/12.12.1938 – погиб 5.11.1941)
“Стерегущий” (12.8.1936/18.1.1938/30.10.1939 – исключен 3.4.1958)
“Гремящий” (23.7.1936/12.8.1937/28.8.1939 – исключен 1.3.1958)
“Грозный” (21.12.1935/31.7.1936/9.12.1938 – затоплен 10.10.1957)
“Громкий” (29.4.1936/6.12.1937/31.12.1938 – исключен 15.9.1960)
“Сокрушительный” (29.10.1936/23.8.1937/13.8.1939 – погиб 22.11.1942)
“Стремительный” (22.8.1936/3.2.1937/29.11.1938 – погиб 20.7.1941)
“Бдительный” (23.8.1936/23.6.1937/2.10.1939 – погиб 2.7.1942)
“Безупречный” (23.8.1936/23.6.1937/2.10.1939 – погиб 26.6.1942)
“Беспощадный (15.5.1936/5.12.1936/22.8.1939 – погиб 5.10.1943)
“Бодрый” (31.12.1935/1.8.1936/6.11.1938 – выведен 17.2.1956)
“Бойкий” (17.4.1936/29.12.1936/9.3.1939 – выведен 17.2.1956)
“Быстрый” (17.4.1936/5.11.1936/27.1.1939 -погиб 30.8.1941)
“Разумный” (7.3.1936/30.6.1939/20.10.1941 – исключен 4.7.1962)
“Разъяренный” (15.9.1936/22.5.1941/27.11.1941 – исключен 1.3.1958)
“Разящий” (27.2.1936/24.3.1938/20.12.1940 – затоплен 9.7.1961)
“Расторопный” (27.2.1936/25.6.1938/5.1.1940 – исключен 27.8.1965)
“Ревностный” (23.8.1936/22.5.1941/28.11.1941 – исключен 28.2.1961)
“Редкий” (28.9.1936/28.9.1941/30.11.1942 – исключен 26.2.1961)
“Резвый” (5.11.1935/24.9.1937/21.1.1940 – исключен 3.4.1958)
“Резкий” (15.5.1936/29.4.1940/31.7.1942 – передан КНР 14.1.1955)
“Рекордный” (25.9.1936/6.4.1939/9.1.1941 – передан КНР 6.7.1955)
“Ретивый” (23.8.1936/27.9.1939/10.10.1941 – передан КНР 14.1.1955)
“Решительный” (23.8.1936/30.4.1939/26.8.1941 – передан КНР 14.1.1955)
“Рьяный” (31.12.1935/31.5.1937/17.8.1939 – исключен 4.11.1960)

1657/2215 т; 112,5×10,2×4 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 54000 л.с; 38 уз.; 535 т нефти;
2720 (20) миль. Эк. 197 чел. 4×1 – 130-ММ/50, 2×1 – 76-мм/55, 2×1 – 45-мм/46, 2×1 – 12,7-мм пул., 2×3 – 533-мм ТА, 10 ГБ, 56 мин

Строились по программе военного кораблестроения на 1933-1938 гг. Прототипом послужили итал. ЭМ типа “Maestrale”, от которых, в частности, заимствовалась компоновка и конструкция ЭУ. Проект 7 был утвержден в декабре 1934 г. Массовое строительство серии началось в 1935 г., всего было заложено 53 ед., при этом корабли, предназначенные для ТОФ, закладывались в Николаеве и перевозились в разобранном виде на Дальний Восток для достройки. В целом весьма удачные корабли, обеспечившие советскому ВМФ выход на качественно новый уровень. Благодаря линейному расположению ЭУ, позволившему вывести дымоходы всех котлов в одну широкую и приземистую трубу, “семерки” обладали изящным стремительным силуэтом. Корпус набирался по смешанной схеме: продольной в средней части и поперечной в оконечностях. Как показал опыт эксплуатации, в местах перехода от одной системы к другой возникали повышенные напряжения, приводившие к трещинам и даже отрыву оконечностей. Корабли показали высокие скоростные качества: на испытаниях головной “Гневный” развил 39,37 уз. при мощности 53 100 л.с., а “Рьяный” в 1945 г. показал 39,4 уз при мощности 56 500 л.с. Однако дальность плавания оказалась существенно ниже проектной.

Всего по пр.7 было построено 29 ед.; еще 18 достроены по пр.7у, а 6 корпусов разобрали на стапеле. “Решительный” (первый) при буксировке во Владивосток 8.11.1938 был выброшен штормом на скалы юж. Советской Гавани и разрушен. К началу Великой Отечественной войны “Гневный”, “Гордый”, “Грозя-
щий”, “Сметливый” и “Стерегущий” входили в состав КБФ; “Гремящий”, “Грозный”, “Громкий”, “Сокрушительный” и “Стремительный” – в состав СФ; “Бдительный”, “Безупречный”, “Беспощадный”, “Бодрый”, “Бойкий” и “Быстрый” – в состав ЧФ; остальные – в состав ТОФ, но “Разумный” и “Разъяренный” в
1942 г. в составе “ЭОН-18” перешли на СФ. Летом 1941 г. на ЭМ СФ установлено по 2×1 37-мм/67 автомата 70-К, в начале 1942 г. сняты 45-мм пушки, установлено еще 2 37-мм автомата и 2×2 12,7-мм пул. “Кольт-Браунинг”; в 1944 г. добавлено еще 2×1 37-мм 70-К. С остальных кораблей 45-мм пушки также сняты к середине 1942 г. На ЭМ ЧФ к 1943 г. имелось по 5×1 37-мм/67 автоматов, 2×2 и 2×1 12,7-мм пул. На “Грозящем” тогда же установили третью 76-мм/55 пушку 34-К, а также 4×1 37-мм/67 автомата и 4×1 12,7-мм пул.; в 1944 г. добавлено еще 2×1 37-мм/67. На ЭМ ТОФ в 1943 г. имелось по 3×1 37-мм/67 и 4×1 12,7-мм пул., к лету 1945 г. установлено еще по 1-2×1 37-мм/67. В 1942-1943 гг. на все ЭМ установлено по 2 БМБ, а запас ГБ увеличен до 30-40.

“Гневный” 23.6.1941 погиб на герм. мине в устье Финского зал.
“Сметливый” и “Гордый” погибли на герм. минах в Финском заливе во время эвакуации Ханко 5.11.1941 и 14.11.1941 соответственно.
“Стерегущий” 21.9.1941 потоплен герм. авиацией у Петергофа; поднят 20.7.1944, в 1945 г. вновь введен в строй, но окончательно восстановлен только в 1948 г.
“Стремительный” 20.7.1941 потоплен герм. авиацией в Полярном.
“Сокрушительный” 20.11.1942 разломился во время шторма в Баренцевом море; 22.11.1942 оставлен кораблями, производившими спасательную операцию; точное место и время гибели неизвестны.
“Быстрый” 1.7.1941 подорвался на донной мине у Севастополя и затонул; поднят 13.7.1941, 30.8.1941 отбуксирован Килен-бухту, где позже потоплен герм. авиацией. “Безупречный” 26.6.1942 потоплен герм. авиацией юж. Крыма.
“Бдительный” 2.7.1942 потоплен герм. авиацией в Новороссийске.
“Беспощадный” 6.10.1943 потоплен герм. авиацией юж. Ялты.

Эскадренные миноносцы типа “Сторожевой” (пр.7у) – 18 единиц
“Сторожевой” (26.8.1936/2.10.1938/6.10.1940 – исключен 11.3.1958)
“Свирепый” (29.11.1936/28.8.1939/22.6.1941 – исключен 28.1.1958)
“Сердитый” (27.10.1936/21.4.1939/15.10.1940 – погиб 19.7.1941)
“Сильный” (26.10.1936/1.11.1938/31.10.1940 – исключен 21.1.1960)
“Скорый” (29.11.1936/24.7.1939/18.7.1941 – погиб 28.8.1941)
“Славный” (31.8.1936/19.9.1939/31.5.1941 – исключен 4.3.1964)
“Смелый” (26.10.1936/30.4.1939/31.5.1941 – погиб 27.7.1941)
“Статный” (26.12.1936/24.11.1939/9.7.1941 -погиб 24.8.1941)
“Стойкий” (с 1943 “Вице-адмирал Дрозд”, 26.8.1936/26.12.1938/18.10.1940 – затонул 2.7.1961)
“Страшный” (26.8.1936/8.4.1939/22.6.1941 – исключен 12.1.1960)
“Строгий” (26.10.1936/31.12.1939/22.9.1942 – исключен 26.6.1964)
“Стройный” (26.10.1936/29.4.1940/22.9.1942 – исключен 27.8.1965)
“Суровый” (27.10.1936/5.8.1939/31.5.1941 – погиб 14.11.1941)
“Свободный” (23.8.1936/25.2.1939/8.1.1942 – погиб 10.6.1942)
“Смышленый” (15.10.1936/26.8.1939/10.11.1940 – погиб 7.3.1942)
“Совершенный” (17.9.1936/25.2.1939/30.9.1941 – взорван 8.6.1942)
“Сообразительный” (15.10.1936/26.8.1939/7.6.1941 – исключен 19.3.1966)
“Способный” (7.7.1936/30.9.1939/24.6.1941 – погиб 6.10.1943)

Читать еще:  Фотографии Палаш кирасирский офицерский обр. 1826 г. и 1826/1909 гг.

2256/2529 т; 112,5×10,2×4 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 54000 л.с; 38 уз.; 470 т нефти;
1800 (20) миль. Эк. 207 чел. 4×1 – 130-ММ/50, 2×1 – 76-мм/55, 3×1 – 45-MM/46, 4×1 – 12,7-мм пул., 2×3 – 533-мм ТА, 10 ГБ, 56 мин

Известие о подрыве на мине брит. ЭМ “Hunter” 13.5.1937 во время гражданской войны в Испании послужило поводом для пересмотра советской кораблестроительной программы. На состоявшемся в августе 1937 г. заседании Политбюро пр.7 с линейным расположением ЭУ был признан “вредительским”, и на его основе разработан пр.7у (“улучшенный”) с эшелонным расположением ЭУ, утвержденный 29.8.1938. Внешне ЭМ пр.7у отличались от предшественников двухтрубным силуэтом, тогда как корпус, надстройки и размещение вооружения остались прежними. Из-за недостатка мощностей Харьковского турбинного завода ТЗА для 8 кораблей были закуплены в Великобритании. Поскольку они отличались меньшей проектной мощностью, оснащенные ими ЭМ развивали меньшую скорость – 36-37 уз., тогда как “Страшный” показал на испытаниях 39,6 уз. Основными же недостатками более плотной компоновки стало дальнейшее снижение дальности плавания, мореходности, а также неудачное расположение 76-мм зениток. До войны в строй успело войти 11 ед., оставшиеся 7 сданы после ее начала. Корабли данного типа действовали в составе только двух флотов: “Сторожевой”, “Свирепый”, “Сердитый”, “Сильный”, “Скорый”, “Славный”, “Смелый”, “Статный”, “Стойкий”, “Страшный”, “Строгий”, “Стройный” и “Суровый” – в составе КБФ; “Свободный”, “Смышленый”, “Совершенный”, “Сообразительный” и “Способный” – в составе ЧФ. “Стойкий” 13.2.1943 переименован в “Вице-адмирал Дрозд”.

С июля 1941 г. на ЭМ стали устанавливать по 2×1 37-мм/67 автомата, с начала 1942 г. ими же заменялись 45-мм пушки (на “Сообразительном” одна, а на “Свирепом” две 45-мм сохранялись до середины 1943 г.). В середине 1942 г. на “Сильном” установлено 2×1 20-мм/70 автомата и 1×4 12,7-мм пул., на “Свирепом” – 4×1 20-мм и 1×2 12,7-мм пул. К концу 1943 г. все балтийские ЭМ имели по 3×1 76-мм/55, 6×1 37-мм/67 и 4×1 12,7-мм пул., а “Сообразительный” и “Способный” – по 2×1 76-мм/55, 7×1 37-мм/67, 2×2 и 4×1 12,7-мм пул. В 1942-1943 гг. на все ЭМ установлено по 2 БМБ.

Уникальную модернизацию прошел “Сторожевой”, у которого 27.6.1941 в результате попадания торпеды с герм. TKA был оторван нос по мостик. Во время ремонта ему пристыковали носовую оконечность от ЭМ пр.30. Восстановленный по пр.7у/30 корабль вернулся в строй 10.9.1943, имея водоизмещение 1892/2453 т, длину 113,5 м, вооружение 1×2 и 2×1 130-мм/50, 2×1 76-мм/55 (3×1 с 1944 г.), 6×1 37-мм/67, 4×1 12,7-мм пул., 2×3 533-мм ТА.

“Сердитый” 19.7.1941 потоплен герм. авиацией на Кассарском плесе.
“Смелый” 27.7.1941 торпедирован герм. TKA S-54, добит торледой ТКА №73.
“Статный” 18.8.1941 подорвался на герм. мине у Рохукюла, оторвана носовая часть; окончательно затонул 24.8.1941 во время шторма.
“Скорый” 28.8.1941 погиб на минах во время Таллинского перехода.
“Суровый” 14.11.1941 погиб на герм. мине при следовании на Ханко.
“Совершенный” 30.9.1941, во время ходовых испытаний, подорвался на совет. мине у м. Фиолент; 12.11.1941 при налете герм. авиации на Севастополь опрокинулся в доке; не завершив ремонта, 8.6.1942 взорван в доке.
“Смышленый” 6.3.1942 подорвался на совет. мине у м. Железный Рог; 7.3.1942 затонул во время шторма у Южной Озерейки.
“Свободный” 10.6.1942 потоплен герм. авиацией в Севастополе.
“Способный” 6.10.1943 потоплен герм. авиацией юж. Ялты.

«Без «Лидера» не обойтись»: на что будет способен российский эсминец нового поколения

Военно-Морской флот РФ заметно увеличит свою боевую мощь после поступления на вооружение эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер» (в западной терминологии — «Шквал»), говорится в публикации американского портала Military Watch. Издание утверждает, что российские эсминцы станут «самыми серьёзно вооружёнными» кораблями в мире.

«Корабли «Шквал» планируется ввести в эксплуатацию в 2020-х годах. Технологии, которые будут реализованы в этом проекте, вполне могут сделать эти эсминцы одними из самых боеспособных кораблей в своём классе», — отмечают авторы материала.

Сообщается, что с большой вероятностью «Лидер» получит современное ударное вооружение — комплексы «Калибр» и гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон». Также арсенал «Лидера» могут пополнить модифицированные ракеты, которые используются в новейшем авиационном комплексе «Кинжал».

От атаки авиации и ракет противника корабль будут защищать морские версии новейших зенитных комплексов С-500, С-350, «Панцирь» и система «Полимент-Редут», которая разрабатывается ЦКБ «Алмаз» специально для кораблей нового поколения.

Главная особенность «Лидера» — около 200 вертикальных пусковых установок «для различных типов вооружений, включая противокорабельные, подводные и противовоздушные».

Как полагает Military Watch, разработка проекта 23560 отражает стремление военного руководства РФ частично восстановить потерянную после распада СССР мощь ВМФ и обновить флот, выполняющий задачи в дальней (океанской) морской зоне.

Сочетание универсальности и мощи

«Лидер» — первый проект эскадренного миноносца в новейшей истории России. Эсминцы призваны прийти на смену крупным кораблям первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т), которые были построены в советские годы.

В перспективе «Лидер» должен заменить атомные крейсера проекта 1144 («Адмирал Нахимов», «Пётр Великий») и проекта 1164 («Москва», ««Маршал Устинов», «Варяг»), миноносцы проекта 956 («Быстрый», «Настойчивый», «Адмирал Ушаков») и противолодочные корабли проекта 1155.

Эсминец проекта 23560 создан в АО «Северное проектно-конструкторского бюро» (СПКБ, Санкт-Петербург). Водоизмещение корабля составит свыше 10 тыс. т (в СМИ можно встретить данные о 15 тыс. т и 18 тыс. т), длина — около 200 м, ширина — 20 м.

Читать еще:  Файлы МиГ-21-93 - фронтовой истребитель

«Лидер» будет оснащён атомной силовой установкой, которая позволит увеличить автономность нахождения в море до 90 суток. Максимальная скорость корабля составит 30 узлов.

Помимо грозных ракетных комплексов, в арсенал эсминца войдут 130-миллиметровые артиллерийские установки А-192 и торпедные аппараты СМ-588. На палубе и в ангаре «Лидера» смогут разместиться несколько вертолётов Ка-27 или Ка-32.

«Корабли проекта 23560 позволят ВМФ выполнять широчайший спектр задач в дальней морской зоне, то есть за тысячи миль от пунктов базирования. Прежде всего, речь идёт о боевом дежурстве на океанских просторах и о сопровождении авианосцев», — пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

По его мнению, «Лидер» станет многоцелевым кораблём, способным выполнять различные миссии ВМФ, включая демонстрацию силы. Как считает эксперт, опыт ВМС США и западных государств свидетельствует о высокой эффективности эскадренных миноносцев в классе кораблей первого ранга.

«Крейсера потихоньку уходят в прошлое, а фрегаты по своим возможностям всё же не дотягивают до эсминцев, которых выгодно отличает универсальность в сочетании с более серьёзной боевой мощью», — добавил Корнев.

«Усилят возможности ВМФ»

В западных СМИ можно встретить точку зрения, что ВМФ начнёт получать «Лидер» в 2020-х годах, однако конкретная информация о планах по реализации проекта отсутствует.

20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.

В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.

«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики отнюдь не случайна. Тем не менее я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.

На текущий момент специалисты СПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.

Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.

Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х годов. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).

«Если решение о строительстве «Прибоев» и «Шторма» действительно принято, то без «Лидера» ВМФ точно не обойтись. Потребность в новых эсминцах слишком велика. Однако и без авианосцев эти корабли однозначно усилят противолодочные, разведывательные и ударные возможности ВМФ», — заключил Корнев.

Что осталось от российских эсминцев «Сарыч»?

История российских эсминцев началась в конце 19 века. До 1898 года в Российской Империи строились миноносцы водоизмещением 90-150 тонн и обладавшие скоростью 20-25 узлов. Такие корабли не имели собственных имен и в простонародье назывались как «номерные миноносцы». Эти корабли имели в носу неподвижный торпедный аппарат и два однотрубных торпедных аппарата на верхней палубе. Их перевоплощение в класс экскадренных миноносцев произошло после Русско-японской войны 1904-1905 года.

Спустя более чем сто лет после окончания Русско-японской войны понятие эсминцев как класса постепенно начало уходить в прошлое, особенно с отказом от советской классификации кораблей, отличающейся от мировой. В данный момент ​во всем мире происходит тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами.

Сегодня под этот клас подходят как большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155, о которых мы писали в одном из предыдущих материалов, так и современные фрегаты проектов 1154 и 22350. Но если говорить о «чистых» эсминцах, то такими являются эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч».

956 «Сарыч» — кто же ты такой

СССР с 1965 по 1981 годы не классифицировал свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных.
Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы, стали строившиеся с 1981 года эсминцы проекта 956 типа «Сарыч» (по классификации НАТО тип «Современный»). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.

Главным вооружением кораблей этого проекта стали: 8 пусковых противокорабельных ракет «Москит», зенитно-ракетный комплекс «Ураган» (48 ракет), две спаренные автоматические артустановки калибра 130 мм, два спаренных торпедных аппарата, противолодочные реактивные бомбометы РБУ-1000.

Построенные корабли

Всего в серии планировалось построить 25 кораблей, из которых была построена только 21 единица. Из них 4 корабля впоследствии были достроены для Китая.

Построенные корабли: «Современный» (1980 г.п.), «Отчаянный» (1982 г.п.), «Отличный» (1983 г.п.), «Осмотрительный» (1984 г.п.), «Безупречный» (1985 г.п.), «Боевой» (1986 г.п.), «Стойкий» (1986 г.п.), «Окрыленный» (1987 г.п.), «Бурный» (1988 г.п.), «Ведущий» (1988 г.п.) , «Быстрый» (1989 г.п.), «Расторопный» (1989 г.п.), «Безбоязненный» (1990 г.п.), «Безудержный» (1991 г.п.), «Беспокойный» (1991 г.п.), «Московский комсомолец» (1992 г.п.) , «Бесстрашный» (1993 г.п. далее «Адмирал Ушаков»), «Важный» (1999 г.п. далее «Ханчжоу»), «Вдумчивый» (2000 г.п. далее Фучжоу»), «Внушительный» (2005 г.п. далее «Тайчжоу»), «Вечный» (2006 г.п. далее «Нинбо»).

Боевая служба

Первый корабль проекта, эсминец «Современный», практически сразу После вступления в состав флота приступил к испытаниям корабельного вооружения, во время которого совершил межфлотский переход с Балтийского флота на Черноморский флот, в Севастопольскую военно-морскую базу.

Читать еще:  Модификации 9К113 «Конкурс» - самоходный и переносной противотанковые ракетные комплексы

Из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей («Современный», «Отчаянный», «Отличный», «Безупречный», «Окрыленный», «Гремящий», «Расторопный» и «Безудержный») вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота, шесть других кораблей («Осмотрительный», «Боевой», «Стойкий», «Быстрый», «Бурный» и «Безбоязненный») вошли в состав разных соединений Тихоокеанского флота — преимущественно в состав 175-й бригады ракетных кораблей).

Во время службы в советском ВМФ эсминцы активно принималми участие в боевых службах и крупных учениях, таких как «Океан-83», «Атлантика-84», «Заполярье-84», «Эскадра-84», «Монкада-85» и многих других. Также корабли практически всегда осуществляли контроль за учениями НАТО в Норвежском и Средиземном морях, где следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании. Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные и дружеские визиты в порты ряда стран.

После 1991 года

Распад Советского Союза и последующее за ним сокращение гособоронзаказа, в который включалось не только строительство новых кораблей, но и ремонт уже находящихся в составе флота, сказалось на кораблях проекта 956. Из-за отсутствия финансирования была заморожена достройка новых кораблей, а текущий и средний ремонт уже построенных практически не проводился. Эти проблемы, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной установки, для которой требовались подготовленные специалисты, сказались на том, что большая часть эсминцев не «прожила» и десяти лет. Практически все корабли были неспособны выйти в море. В итоге, уже к 2002 году из семнадцати построенных эсминцев в строю фактически находилось всего пять кораблей, остальные были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.

По состоянию на сегодня в боевом составе российского флота находится два корабля данного проекта «Быстрый» (ТОФ) и «Адмирал Ушаков» (СФ). Кроме того, еще два корабля, «Бурный» (ТОФ) и «Настойчивый» (БФ), в ремонте, который может обернуться их отправкой в резерв с последующим списанием. Еще четыре представителя проекта («Ханчжоу«, «Фучжоу«, «Тайчжоу«, «Нинбо«) находятся в составе китайского флота и проходят модернизацию.

Стоит отметить, что не все списанные из состава флота корабли утилизированы. Эсминцы «Боевой» и «Безбоязненный» поставлены в резерв в бухте «Абрек», эсминец «Гремящий» в данный момент утилизируют под Североморском, а «Расторопный» в Кронштадте, эсминец «Безудержный» ждет утилизации, а «Беспокойный» переоборудуют в музей для парка «Патриот» в Кронштадте. Практически все эти корабли используются или использовались как ЗИПы для ходовых кораблей.

Если говорить о задачах, поставленных перед кораблями сегодня, то у российских эсминцев все задачи в основном в ближней морской зоне, без задач дальних переходов куда-либо.

Пассажирский лайнер — эсминец

Из-за сумасшедшей ситуации, которая сложилась в начале 90-х годов, появились столько же сумасшедших идей на волне конверсии. Зарплаты не выплачивались, финансирование на заводы не поступало, и тогда заводы начали пробовать выпускать гражданскую продукцию.

Если заводы вместо выпуска кораблей начали пробовать себя в выпуске других видов продукции, таких как фляжки, кастрюли, рыбацкие короба, то у конструкторов появились более оригинальные идеи. Кто-то придумал переделывать подводные лодки проекта 941 в подводные перевозчики нефти и газа, а кто-то заложил идею о переоборудовании «Сарычей» в круизные лайнеры.

По этой идее была выполнена проработка пассажирского судна на базе конверсируемых корпусов кораблей проекта 956 (заводские № 879, ныне «Фучжоу», и недостроенный № 880, впоследствие утилизированный). По проекту судно водоизмещением около 7000 тонн и пассажировместимостью в 450 человек относилось к классу пассажирских лайнеров и предназначалось для линейных перевозок пассажиров, а также выполнения кратковременных (до 10 суток) круизных рейсов. Экипаж должен был составлять 161 человек.

Для размещения пассажиров на судне предполагалось устроить 11 кают «люкс», 18 одноместных кают и 205 двухместных. На судне также должны были размещаться два ресторана на 360 мест, четыре бара, казино, помещение игровых автоматов, видеосалон, спортзал, две сауны, пляж «лидо» и универсальный магазин.

Из-за отсутствия инвесторов проект остался неосуществленным.

Сегодня

Сегодня на ходу только два корабля «Адмирал Ушаков» и «Быстрый». Так, в мае-июне текущего года «Адмирал Ушаков» принял участие в артилерийских стрельбах в Баренцевом море. В ходе учений экипаж корабля провел комплекс стрельб по макетам плавающих мин, а также выполнил артиллерийские стрельбы по имитированным воздушным целям в полигонах на море. Эсминец «Быстрый» в июне провел серию военных учений в Японском море.

Будущее

Будущее чистокровных эсминев в России очень туманно. Практически все руководство судопромом и флотом мечтает о «Лидере».

Эскизный проект эсминца проекта 23560 «Лидер» был разработан «Северным ПКБ». По проекту корабль имеет длину 200 метров, максимальную ширину 20 метров, осадку в 6,6 метров, сможет развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании до 90 суток. Системы вооружения включают в себя до 60 противокорабельных крылатых ракет, 128 зенитных управляемых ракет и 16 противолодочных управляемых ракет.

По словам заместителя главкома ВМФ РФ по эксплуатации вооружения вице-адмирала Виктора Бурсука, строительство эскадренных миноносцев проекта «Лидер» может стартовать после 2020 года. Кроме того, уже выполнен аванпроект, по результатам которого в ближайшее время начнется разработка технического решения и после 2020 года — строительство.

Будет ли «Лидер»? Возможно. Но сперва необходимо сдать все несданные заказы и закончить, наконец, модернизацию атомного крейсера «Адмирал Нахимов», о котором пойдет речь в одном из следующих материалов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector