4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи Ка-50 — многоцелевой ударный вертолёт

Удар «Черной акулы»: история легендарного вертолета Ка-50

«Черная акула» — особенный вертолет. При его создании ОКБ имени Камова отринуло уже устоявшиеся нормы для ударных вертолетов, отбросила догмы и создала винтокрылую машину нового типа, опередившую время.

Один в поле воин

Экипаж Ка-50 состоит всего из одного человека. Можно долго спорить о необходимости второго члена экипажа — летчика-штурмана-оператора вооружения, доказывать, что его наличие — жизненная необходимость, но ведь на самолетах-штурмовиках один человек вполне справляется с поставленной боевой задачей.

Нельзя не согласиться с плюсами, которые дает такая компоновка. Экипаж из одного человека позволяет сделать кабину меньшего размера. Соответственно, меньше и легче становится и сам вертолет. При прочих равных условиях у него увеличивается энерговооруженность, по нему труднее попасть. Подготовка пилота стоит гораздо больше, чем вертолет, а жизнь летчика вообще бесценна. Меньше экипаж — меньше риск. Согласитесь, это тоже весомый аргумент в пользу одного пилота.

Современная авионика максимально упрощает полет, а новые ракеты могут летать по принципу «выпустил и забыл». Главный помощник пилота «Черной акулы» — объединенный цифровой прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» — позволяет одному человеку выполнять пилотирование, навигацию и боевое применение. Как показало боевое применение Ка-50 в Чечне, такой подход вполне оправдан. Кстати, этот комплекс в случае выхода из строя пилота в состоянии вернуть вертолет на свой аэродром.

Отстрел лопастей

Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения. На всех других винтокрылах машинах летчику, чтобы покинуть вертолет, необходимо выполнить целый ряд действий: привести его в оптимальное положение, сбросить дверь или блистер, отстегнуть привязные ремни и только потом — покинуть машину.

Вроде не так уж и сложно, но добавьте сюда перегрузку и вращение, если у вертолета произошел отказ путевого управления, предельно малую высоту, на которой происходил полет, шок, который испытывает любой человек в аварийной ситуации. Да еще и прыгать надо определенным образом, чтобы не натолкнуться на элементы корпуса вертолета. Легко ли покинуть с парашютом вертолет в таких жестких условиях?

Катапультная система «Черной акулы», разработанная мировым лидером в этой области — Люберецким НПП «Звезда», делает все это за пилота, почти гарантированно спасая его жизнь даже на нулевой высоте. Кстати, часто задают вопрос: «Как же катапультировать человека — сверху же винты?!»

Ответ прост — лопасти винтов отстреливаются, потом отлетает фонарь кабины и за ним вылетает специальная ракета, которая на длинном фале вытягивает пилота на необходимую для открытия парашюта высоту. Конструкция проста и гениальна, и да — она не имеет аналогов в мире. Аналогичная система стоит и на следующем камовском ударном вертолете Ка-52.

«Черная акула» против «Бородавочника»

«Черная акула» обладает мощным и разнообразным арсеналом вооружения, в который входят управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы. Основная 30-милиметровая пушка 2А42, установленная около центра масс по правому борту вертолета, была не поворотной и могла отклоняться только вниз по вертикали, впрочем, это компенсировалось высокой маневренностью машины. В итоге точность стрельбы из пушки Ка-50 в четыре раза выше точности аналогичной стрельбы американского вертолета AH-64 Apache Longbow.

Ракетное вооружение представлено неуправляемыми ракетами разных калибров и управляемыми ракетами классов «воздух — земля» и «воздух — воздух». «Черная акула» вполне может сбить вражеский самолет. Компьютерное моделирование боя Ка-50 с американским штурмовиком A-10 Thunderbolt (по прозвищу «бородавочник») показало, что с большой долей вероятности американец будет уничтожен.

Читать еще:  Исторические сведения Тесак саперный солдатский обр. 1827 г.

Этому способствует невероятная маневренность Ка-50, возможность плоского разворота (когда вертолет, не меняя направление полета, быстро поворачивается боком) и ракеты Р-73 и Игла-В. Еще вертолет может стрелять высокоточной авиационной ракетой класса «воздух — поверхность» Х-25МЛ. Как видите, зубы у нашей «акулы» очень острые.

Кинозвезда

Одноименный художественный фильм «Черная акула» — первая отечественная кинолента, где было показано перспективное вооружение, в том числе и с целью его рекламы. Такой приём очень часто используется Голливудом.

В фильме снимался абсолютно реальный, не нарисованный компьютером вертолет. Стрелял он по-настоящему, боевыми снарядами. Знаменитый маневр «боевая воронка», выполненный в конце фильма, тоже абсолютно настоящий, без спецэффектов. В этом кино было много реального, настоящего. Настоящий генеральный конструктор Сергей Михеев играет генерального конструктора Ка-50. Роль летчика исполняет и при этом пилотирует вертолет лётчик-испытатель Дмитрий Автухов.

Военных играют реальные военные. Майор Гусаров в жизни Герой Советского Союза генерал-майор Валерий Востротин, а английская журналистка Кери Скофилд реальная английская журналистка Кэтрин Нельсон.

Единственное, что в фильме не соответствует действительности, это Афганистан. Здесь Ка-50 никогда не был. Но повоевать ему пришлось. Новейший российский вертолёт успешно участвовал в боевых действиях в Чечне.

Эффектное начало, грустный конец и светлое будущее

Начало карьеры легендарной «Черной акулы» было быстрым и невероятно ярким. Но, сверкнув звездой первой величины на небосклоне, машина тихо ушла на покой, уступив место вертолетам Ка-52 «Аллигатор» и Ка-52К «Катран».

Но без «Черной акулы» российское вертолетостроение не совершило бы такого мощного прорыва в области ударных машин. «Акула» стала тем самым трамплином, который позволил не только догнать, но и перегнать конкурентов.

Почти все реализованные на ней задумки нашли свое место на новых машинах. А те, которые еще не прижились, как, например, экипаж из одного человека, в ближайшее время вполне могут быть реализованы. Ведь компьютеры за это время тоже сделали большой шаг вперед.

Ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» и его характеристики

В начале 90-х годов прошлого века в России был снят фильм под броским названием «Черная акула». С точки зрения «художественности», эта картина хромала на обе ноги, представляя собой, прямо говоря, весьма примитивную подделку. Тем не менее фильм стал довольно примечательным, ведь именно в нем впервые был показан новейший вертолет Ка-50, получивший по классификации НАТО обозначение Hokum (жулик, обманщик). Появилось у боевой машины и третье название – «оборотень». Интерес к этому вертолету объяснялся как его необычным внешним видом, так и его выдающимися характеристиками, некоторые из которых остаются недостижимыми для западной техники и сегодня.

История разработки многоцелевого ударного вертолета Ка-50 «Черная акула»

Советская армейская авиация еще не прошла период освоения Ми-24, а в Министерстве обороны СССР уже задумались о новой боевой машине. Поводом для этого стали сообщения о разработке в США вертолета AH-64, впоследствии получившего название «Апач». В декабре 1976 года конструкторские бюро М.Л. Миля и Н.И. Камова получили от правительства страны поручение о создании новой винтокрылой машины, основной специализацией которой должно было стать уничтожение бронетанковых сил противника.

Несмотря на то, что в тот период КБ Камова было известно в первую очередь своими противолодочными и гражданскими вертолётами, определенный опыт создания ударных машин у него имелся. Это был проект Ка-25Ф, хотя и проигравший в итоге Ми-24, но являвшийся, безусловно, интересным и по-своему перспективным.

Ка-25 – противолодочный вертолет, на базе которого конструкторы КБ Камова пытались создать ударную машину – конкурента Ми-24

«Камовцы» всегда отдавали предпочтение соосной схеме несущего винта, поэтому неудивительно, что они выбрали её и для нового вертолета, получившего предварительное обозначение В-80. Новая машина, в отличие от уже имевшегося Ми-24 и будущего Ми-28, должна была стать одноместной. Благодаря этому обеспечивалась возможность установки на вертолет большого количества электронного оборудования, которое в те годы было довольно громоздким и тяжелым.

Читать еще:  Файлы Кортик морской офицерский обр. 1940 г.

Для вооружения В-80 решили использовать разработанный в тульском КБ приборостроения противотанковый комплекс «Вихрь» и автоматическую пушку 2A42 , которая была довольно тяжелой, но зато более мощной, чем обычные авиационные орудия, такие, например, как ГШ-301.

Особое внимание уделялось защите пилота и системе его спасения, ведь на прежних вертолетах шансов на выживание в аварийных ситуациях было крайне мало. Кроме того, конструкторы постарались обеспечить максимальную простоту технического обслуживания будущего Ка-50.

Первый полет В-80 состоялся 17 июня 1982 года, однако, это был еще даже не прототип – на машине были установлены «чужие» двигатели, отсутствовала значительная часть оборудования. С целью соблюдения секретности все последующие испытательные полёты совершались на вертолете, окрашенном таким образом, чтобы его можно было принять за «гражданскую» машину. Эти меры отчасти оказались успешными: вплоть до начала 90-х годов на Запад просочились лишь обрывочные сведения о новом советском вертолёте. В НАТО его поначалу обозначили как Ка-34 и долгое время полагали, что он предназначен для воздушного боя.

Первый летающий прототип В-80. На бортах нарисованы фальшивые двери и окна для запутывания «вероятного противника»

Возможности Ми-28 и В-80 впервые были соотнесены между собой в ходе государственных испытаний 1984 года. Их результаты явно указывали на то, что будущий Ка-50 опережает своего конкурента, но уже в 1985 году произошла первая катастрофа, вызванная перехлестом лопастей несущего винта В-80, что в значительной мере подорвало доверие к этой машине.

В сентябре 1985 года на полигоне было проведено тестирование систем вооружения Ми-28 и В-80. Преимущество снова продемонстрировал будущий вертолет «Чёрная акула». В конечном счете В-80 был назван министерством обороны СССР наиболее перспективным образцом для армейской авиации.

Серийное производство новой машины предполагалось организовать в Арсеньеве, на заводе «Прогресс». В 1989 году это предприятие получило необходимую техническую документацию. В 1991 году начался выпуск первой «установочной» серии из 12 вертолетов. К сожалению, процесс дальнейших летных и войсковых испытаний в значительной мере затянулся из-за распада СССР и связанных с этим политических событий. В Центр боевого применения в городе Торжок Ка-50 «долетел» лишь в ноябре 1993 г. К этому времени вертолет уже успел сняться в кино и получить названия «Черная акула» и «Вервольф» (волк-оборотень).

Между тем споры относительно самой концепции камовского вертолета продолжались. Уже в «нулевые» годы победу в них удалось одержать сторонникам Ми-28. Это привело к тому, что в войска попали только 12 Ка-50, которые использовались в целях обучения пилотов. Более успешным оказался построенный на основе «Черной акулы» Ка-52. Сегодня эти вертолеты уверенно конкурируют как с зарубежными аналогами, так и с Ми-28.

Российские ударные вертолеты Ка-50 и Ка-52

Более тридцати лет назад, 17 июня 1982 года, летчик-испытатель Н. П. Бездетное совершил первый полет на опытном вертолете B-80, получившем впоследствии название Ка-50. Широкой общественности он известен также по прозвищу «Черная акула», которое закрепилось за ним после выхода на экраны в 1993 году одноименного российского кинофильма.

В 1970-х годах в армейской авиации Сухопутных войск основным боевым вертолетом был Ми-24, боевая эффективность которого не совсем удовлетворяла руководство Министерства обороны. К тому же в США уже проводили испытания нового ударного вертолета YAH-64 «Апач». Поэтому 16 декабря 1976 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета нового поколения, который бы по своим характеристикам мог противостоять заокеанскому оппоненту.

Читать еще:  Файлы Ми-34 - многоцелевой вертолет

«ЧЕРНАЯ АКУЛА»

В 1977 году на Ухтомском вертолетном заводе им. Н. И. Камова под руководством главного конструктора С. В. Михеева началось проектирование боевой машины В-80 (прототипа Ка-50) по традиционной для морских, но инновационной для сухопутных вертолетов соосной схеме расположения несущих винтов.

Благодаря этой схеме расположения винтов Ка-50 может выполнять ряд маневров, практически недоступных вертолетам с одним несущим винтом. Например, на больших скоростях полета Ка-50 совершает такой горизонтальный маневр, как боковой вираж («воронка»): вертолет на скорости 100-180 км/ч выполняет боковое перемещение вокруг цели на неизменной высоте. «Черная акула» способна перемещаться боком со скоростью 80 км/ч и летать назад со скоростью 90 км/ч. Экипаж Ка-50 сокращен до одного человека благодаря разработке высокоинтегрированного бортового оборудования, обеспечивающего возможность автоматического пилотирования и боевого применения, а также обмена информацией между вертолетами в группе.

Высокая боевая живучесть вертолета достигается за счет бронирования кабины летчика и важнейших агрегатов, применения безопасно повреждаемых конструкций. Впервые в мире на вертолете установлено катапультное кресло К-37 с тянущей ракетной системой, обеспечивающее катапультирование летчика на любой скорости и высоте полета. Его безопасность обеспечивается предварительным отстрелом лопастей несущих винтов.

Основная задача боевого ударного вертолета — уничтожение бронетанковой техники противника, его средств ПВО, а также прикрытие своих наземных войск от атак боевых вертолетов противоборствующей стороны. Поэтому основу бортового вооружения Ка-50 составляют противотанковое управляемое вооружение, неуправляемые ракеты и 30-мм пушка 2А42.

Боевое крещение «Черной акулы» состоялось в ходе контртеррористической операции в Чечне, куда в декабре 2000 года прибыла боевая ударная группа в составе двух Ка-50 и одного вертолета разведки и целеуказания Ка-29. Вот несколько примеров их успешной работы. 9 января 2001 года на задание отправился Ка-50 в сопровождении Ми-24. При входе в горное ущелье в районе населенного пункта Комсомольское летчик «Черной акулы» уничтожил неуправляемыми ракетами склад боеприпасов боевиков. 6 февраля в условиях горно-лесистой местности группа в составе двух Ка-50 и одного Ка-29 обнаружила и с одного захода уничтожила с дальности 3 км двумя ПТУР «Вихрь» укрепленный лагерь боевиков.

«АЛЛИГАТОР»

В ноябре 1996 года публике был представлен Ка-52 «Аллигатор» — двухместный вариант Ка-50. В отличие от большинства других ударных вертолетов, в Ка-52 пилот и оператор вооружения располагаются не тандемом, а рядом. Введение в состав экипажа оператора вооружения позволило разгрузить пилота. Машина на 65 % унифицирована с Ка-50, унаследовав от «старшего брата» силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую часть фюзеляжа.

Ввиду очевидных преимуществ «Аллигатора» над одноместной машиной в 2009 году МО РФ прекратило закупки Ка-50 (выпущено 15 машин), сосредоточившись на Ка-52. В 2011 году подписан многолетний контракт на поставку МО РФ 140 Ка-52. Вертолеты выпускаются авиазаводом «Прогресс» в Арсеньеве. В настоящее время Ка-52 поступают на вооружение строевых частей в Черниговке (Дальний Восток) и Кореновске (Кубань). Цена серийного «Аллигатора» составляет около 30 млн долларов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ка-50

  • Тип: ударный вертолёт
  • Двигатель: 2 х ТВД ТВЗ-117ВМА мощностью по 2200 л. с. каждый
  • Размеры, м:
    длина: 14,21
    высота: 4,93
    диаметр несущих винтов: 14,5
    размах крыла: 7,44
  • Вес, кг:
    пустой: 7700
    взлетный: 10800
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 390
    практический потолок, км: 5,5
    дальность с боевой нагрузкой, км: около 520
  • Вооружение:
    — 2 х 23-мм пушки УПК-23-250 в подвесных контейнерах (2 х 500 патронов)
    — НАР С-13(2 х 5 шт.)
    — НАР С-8 (4 х 20 шт.)
    — тяжелый НУРСС-24
    — управляемое ракетное вооружение: ПТУР «Вихрь» (2 x 6 шт.). Возможна подвеска УР «воздух — воздух», пушечных контейнеров и бомб: ФАБ-500,
    ФАБ-200, ФАБ-120, ФАБ-100; КМГУ-2; ЗБ-500; РБК-500; РБК-250.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector