1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи Ан-72 — военно-транспортный самолет

Чебурашка Ан-72 — совсем не сказочный персонаж

Этот многоцелевой самолет является рекордсменом среди транспортных самолетов по высоте полета. Он состоит на вооружении ВВС Росси уже более 40 лет, и по сей день, ему пока нет равных в небе, по объему выполняемых им задач. Оценив по достоинству его КПД, многие страны СНГ, после развала СССР по сей день трепетно обслуживают несколько «Чебурашек», оставшихся в распоряжении их армий.

Появившись в начале 80-х, данный транспортник КБ Антонова не только составляет достойную конкуренцию иностранным аналогам КБ Боинг, но и во многих параметрах их обходит. АН-72 — об этом самолете пойдет речь, о крылатой машине, прозванной в честь персонажа советского мультфильма, жившего в телефонной будке. По НАТОвской классификации этот самолет называется почему-то Coaler — «Угольщик».

История разработки

В 1956 году Военно-транспортная авиация (ВТА) получила статус отдельного рода войск ВВС. В этом же году командующим ВТА были сформулированы и характеристики, которыми должен был обладать самолет, отвечающий требованиям стандартов тех времен. Взлет и посадка должны были осуществляться, в том числе и с грунта, с площадок ограниченных размеров.

Летать самолет должен был в сложных метеоусловиях, как днем, так и ночью. Самолет должен был иметь грузовую кабину, оборудованную лебедкой и грузоподъемником, широкий люк в хвостовой части и загрузочный трап. Высоко расположенное крыло стало характерной отличительной чертой бортов ВТА.

В начале 70х годов высшие чины соединений ВВС стали понимать, что служивший верой и правдой АН-26 уже не справляется с объемом растущих задач тех времен.Этот машина являлась, по сути, небольшой модификацией поступившего на вооружение СССР турбовинтового АН-24 в 1959 году.

Вскоре объединенному конструкторскому бюро имени Олега Антонова пришла идея смоделировать самолет, который станет достойным сменщиком АН-26.

Работа в КБ закипела в конце 1970 года, после того как их первоначальные разработки были одобрены командующими ВВС. А чуть позднее ВВС убедили Генерального Секретаря ЦК КПСС и Совмин СССР подписать указ о выделении из бюджета страны довольно больших денег на создание. АН-72 должен был получиться мобильным воздушным судном, пригодным для широкого спектра задач. Он должен быть годным и для перевозки личного состава и техники, выброски грузов и снабжения, при этом приземляться и взлетать с малопригодных площадок и иметь высокие показатели грузоподъемности.

АН-72 в КБ окрестили кодовым названием «самолет 200» и назначили ведущим одного из перспективных конструкторов того времени — Орлова Я. Г. Он довольно четко очертил границы направлений сборки воздушного. Опираясь на требования штаба ВВС, за основу (для получения от образца максимального КПД) было взято применение эффекта Коанда.

Установили турбореактивные двигатели. Румынский ученый Анри Коанд выявил закономерность движения струи из сопла еще в 1932 году. В авиации учитывается атмосферное давление и разница в плотностях струй естественных воздушных потоков и струи исходящей из сопла турбореактивного двигателя. За счет выбора оптимальных режимов работы, в сравнении с турбовинтовыми образцами, в разы подскакивала не только подъемная сила, но и положение «самолета 200» становилось гораздо устойчивее. Это отлично продемонстрировали первые испытания моделей АН-72 в аэродинамических трубах.

Конструкция

Инженеры ОКБ им. Антонова сделали упор на увеличение запаса прочности основных узлов и агрегатов воздушного судна. Потому что использование турбовентиляторного двигателя на короткой взлетной дистанции давали множественные перегрузки на конструкцию.

Также для умножения прочности конструкторы добавили дополнительные силовые узлы в область крыла и хвостовую часть фюзеляжа. После этого, «самолет 200» приобрел «фамильную черту» лайнеров укороченного взлета и посадки, однако «Чебурашка» стал тяжелым.

Для решения этой проблемы при сборке Ан-72 инженеры стали применять более легкие конструкционные материалы.

Благодаря использованию титановых деталей и алюминиевых сплавов, клеевых соединений и стеклопластика, сотовых панелей и углепластика «Чебурашка» похудел на 350 кг., по сравнению с той же конструкцией, но из металла.

Читать еще:  Фотографии Клыч офицерский лейб-гвардии Казачьего полка

Корпус

Конструкция корпуса «самолета 200» создана таким образом, что его обтекаемость воздушными потоками максимальна при выпущенной механизации крыла. При взлете благодаря идеальному обдуву фюзеляжа по эффекту Коанда, показатель в сравнении с АН-26 был больше на 30-35 %.

За что Ан-72 получил прозвище «Чебурашка»? Все дело в расположении двигателей. Они находились в верхней части крыла и если смотреть на него спереди — то кабина пилотов и 2 ТРДД визуально будут напоминать лицо мультяшного персонажа.

Крыло

Эффективная отражающая поверхность крыла составляет 89 квадратных метров, размах 31,89 м. и имеет мощную механизацию. Она включает в себя наличие множественных предкрылок в передней части и закрылки выдвижного характера в задней части крыла.

На верхней части центроплана посередине между двигателями расположены множественные спойлеры, которые призваны сбавить подъемную силу при заходе на посадку из пике.

Иными словами, с их помощью сохраняется баланс воздушного судна при посадке с большой скоростью и при критическом посадочном угле благодаря спойлерам машина не опрокинется. Также снизу в середине крыла расположены внутренние интерцепторы, призванные повысить эффектность при торможении.

Кабина

В грузовую кабину «Чебурашки» можно разместить и закрепить все виды перевозимых военных грузов типовых габаритов массой до 12.5 тонн. Если рассматривать вместительность с точки зрения военной транспортировки, то АН-72 в состоянии вместить в себя:

  • до 32 военнослужащих в полной экипировке;
  • четыре единицы ГАЗ 66 или восемь единиц УАЗ.

При сборке рампы АН-72 применили патентованную конструкцию. Так, например, при сбрасывании грузов она откатывается под фюзеляж под таким углом, чтобы груз выкатывался из кабины без потери начальной скорости.

На земле, при выгрузке и загрузке контейнеров механизация рампы, для удобства, позволяла опустить ее до земли. Размеры грузовой кабины составляют 9(длина)*2.2(высота) *2.1(ширина) м.

Двигатели

Изначально, Олег Константинович Антонов считал, что наилучшим вариантом двигателя, который можно установить будет классический турбовинтовой двигатель, как на АН-26.

Но в этом случае задумка инженеров о реализации воздушной машины эффекта Коанда заходила в тупик. Потому что лопасти ТВДД, рассекая поток воздуха, оставляли позади себя струю воздуха, которая просто физически не смогла бы продолжить ламинарного (без завихрений) обтекающего движения по крылу и хвостовой части фюзеляжа. Тогда ОКБ Антонова обратило внимание на пассажирский ЯК-42.

Кликабельная картинка

На этом воздушном судне успешно применялся ТРДД Д-36. Он легко мог реализовать замысел конструкторов, основанный на открытии румынского физика. Выбор конструкторами турбовентиляторного двигателя Д-36 стал решающим фактором в успешном проектировании «самолета 200». Д-36 выдавал показатель тяги в режиме «Взлет» равный 6500 кг. И эта характеристика считается весьма высокой,и по сей день для воздушных судов данного типа.

Шасси

При разработке Ан-72 конструкторы большое внимание уделили шасси. Рассматривались различные варианты работы механизмов, предлагался даже вид приземления на воздушной подушке.

Несомненным плюсом этого варианта являлось то, что «Чебурашка» стал бы первым из грузовых воздушных судов, который мог бы приземлиться на воду. Но от этого вида шасси практически сразу отказались. При использовании воздушной подушки АН-72 сразу же терял в аэродинамических свойствах несколько показателей, а материал, из которого изготавливали воздушную подушку, был крайне слабым и требовал замены через каждые 4-5 взлетов-посадок.

В итоге выбор конструкторов пал на классические шасси. Подвеска колес была независимой друг от друга, крепились они на рычагах, приваренных к основным стойкам.

Передняя стойка шасси была управляемой, четыре задние основные стойки — неподвижны. Шасси считаются необычайно прочными, а их амортизирующие свойства могут позволить преодоление кочек и ям, высотой и глубиной до 35 см. соответственно.

Стойки шасси в убранном состоянии лежали на закрытых створках, а при их открытии без проблем выпускались. Также одним из главных плюсов шасси являлся тот факт, что даже при отказе одной основной стойки Ан-72 вполне достаточно будет трех оставшихся для приземления.

ТТХ в сравнении с зарубежными аналогами

Ошибочно предполагают, что Ан-72 был скопирован с американского BoeingYC-14, ввиду их очень похожей конструкции. Напомню, что между Советским Союзом и Америкой в самом разгаре шла «холодная война».

Читать еще:  Характеристики Ми-24 - многоцелевой транспортно-боевой вертолёт

Помимо нее велась и информационная война. Посудите сами, как конструкторы ОКБ им. Антонова могли скопировать идею «самолета 200» с американского образца, когда в США задумались о создании самолета КВП на ТРДД только в 1972 году? То есть в то время, когда в Советском Союзе уже шли тестирования двигателей «Чебурашки» в аэродинамических трубах.

Если следовать логике американских СМИ, то ученые ОКБ им. Антонова поистине гении. Ведь у них где-то была припрятана машина времени, при помощи которой они смотались в будущее на два года, подглядели, чем занимаются американские инженеры, и довольные вернулись в 1970-й.

Военно-транспортный самолет Ан-72

Военно-транспортный самолет «Ан-72» — предназначен для перевозки войск, высадки десантов, перемещения вооружения, боеприпасов и иных средств. Разработан и спроектирован в опытно-конструкторском бюро Антонова, с целью заменить Ан-26. Конструкция самолета представляет собой высокоплан со стреловидным крылом. Двигатели расположены сверху крыла в выдвинутой вперёд мотогондоле. Такая компоновка увеличивает подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. Ан-72 оснащен эффективным реверсом ковшового типа, мощным шасси с независимыми подвесками основных стоек и грузолюком с рампой. Фюзеляж типа полумонокок, круглого сечения. В хвостовой части имеется большой грузовой люк.

Основные характеристики.

Экипаж: 3-5 человек

Площадь крыла: 98,62 м2

Масса пустого: 19 500 кг

Максимальная взлётная масса: 32 000 кг

Силовая установка: 2×ТРД Д-36

Максимальная скорость: 720 км/ч

Крейсерская скорость: 550-600 км/ч

Практическая дальность: 2 700 км

Перегоночная дальность: 4 700 км

Практический потолок: 10 100 м

Длина разбега: 800 м

Длина пробега: 450 м

Вооружение.

Стрелково-пушечное: 23-мм пушка ГШ-23Л в контейнере УПК-2-23

Точки подвески: 2

Неуправляемые ракеты: блоки УБ-32М на подвеске

Бомбы: до 100 кг на подвеске

Ан-71. Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения, ДРЛО.

Ан-72. Транспортный самолёт.

Ан-72.10. Пассажирский самолёт в варианте «салон».

Ан-72-100. Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам.

Ан-72-100Д. Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам.

Ан-72А «Арктический». Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74.

Ан-72АТ. Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров.

Ан-72В. Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу.

Ан-72П. Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне.

Ан-72ПС. Поисково-спасательный самолёт.

Ан-72Р («изделие 88»). Самолёт радиоэлектронной разведки.

Ан-72С. Административный самолёт.

Ан-74. Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях Крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные.

11 октября 2019 года в восточной части Демократической Республики Конго потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-72. На его борту находились 8 человек, гражданские и военные, в том числе сотрудники администрации президента страны Феликса Чисекеди. На борту находились граждане России. Связь с самолетом была утеряна Через 59 минут после вылета.

7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта Ан-72. Экипаж продолжил полёт, в результате из-за наступившей гипоксии, находившиеся на борту люди полностью потеряли работоспособность и Ан-42 с высоты 8500 м начал неуправляемое снижение. Находившийся в кабине полковник Валерий Шалагин смог привести в чувство экипаж, который сумел восстановить управление и совершить посадку в Ростове-на-Дону в штатном режиме.

23 октября 1994 года взлетая с аэропорта Воркуты, при наборе высоты у самолета отказала гидросистема. Пилоты смогли посадить самолет, но он выкатился за пределы ВПП, никто из 34 человек на борту не пострадал.

5 июля 1994 года самолет Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч, при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал. Пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В.В. Мигунов. Причиной аварии стал тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием оборудования.

16 сентября 1991 года самолет Ан-72 рухнул в лесу после взлета из аэропорта Ленкс в Якутии. Причиной стал перегруз самолета, приведший к разрушению механизации в воздухе, упал в лес. В результате катастрофы погибло 6 членов экипажа и 7 пассажиров.

В декабре 1985 года состоялся первый полет серийного самолета Ан-72.

Читать еще:  Рисунки ТММ-6 - тяжелый механизированный мост

В 1979 году впервые новый военно-транспортный самолет Ан-72 продемонстрировали на аэрокосмическом салоне во французском Ле-Бурже.

31 августа 1977 года состоялся первый полет самолета Ан-72, под управлением летчика-испытателя Владимира Ивановича Терского.

В 1977 году построен первый грузовой прототип Ан-72 на Киевском авиазаводе.

Самолет Ан-72. Фото. Характеристики

Ан-72 (по коду НАТО: Coaler — «Угольщик») — транспортный военный самолёт. Спроектирован в конструкторском бюро им. Антонова О. К. для замены самолёта Ан-26. На вооружении воздушных сил России и некоторых других стран. Самолёт за специфическое размещение двигателей назвали «Чебурашка». Есть и гражданские вариации.

Лётчиками-испытателями Максимовым и С. Попович М. в ноябре 1983 года на Ан-72 поставлены мировые рекорды наибольшей высоты полёта — 13410 метров, высоты горизонтального полёта — 12980 метров, для самолётов данного класса.
Лётчик-испытатель Горбик С.в 1985 году развил на Ан-72 скорость 681,8 км/ч на 2000-км замкнутом маршруте.

Ан-72 фото салона 1

По конструкции является высокопланом. Есть стреловидное крыло. Необыкновенное размещение двигателей вверху крыла в мотогондоле, выдвинутой вперед увеличивает благодаря эффекту Коанда подъемную силу. При отклонённых закрылках и предкрылках реактивная струя, которая вырывается из сопла двигателей, к крылу «прилипает», обтекая верх закрылка и крыла без отрыва, разгоняет над ним воздушный поток. Согласно законам аэродинамики увеличение скорости потока вызывает уменьшение давления воздуха. А чем разность давлений над и под крылом больше, тем подъемная сила больше, и соответственно улучшаются взлётные и посадочные характеристики самолёта.

Ан-72 фото салона 2

Разработкой военно-транспортного воздушного судна Ан-72, имеющего короткий взлет и посадку, занялись в ОКБ Антонова в начале 1970 г. По плану оно должно было сменить турбовинтовой Ан-26. На самолете внедрялась новая технология создания дополнительной подъемной силы, рассчитанной на прохождение потока газов с сопел двигателей под крылом. Автором такой идеи стал главный конструктор O.K. Антонов. Данный принцип исходит из т.н. эффекта Коанда, который был открыт и запатентован еще в 1932 г.

На начальной стадии разработка велась исключительно по инициативе ОКБ, далее ее поддержал главный штаб ВВС. Утвердив проект в ВВС и МАП, тему фронтового транспортного легкого самолета включили в план работ бюро Антонова. Аппарат получил шифр «самолет 200». Работы над созданием поручили возглавить конструктору Я.Г. Орлову. Они велись по уже ранее расчерченной схеме компоновки, которую определили беспроигрышным вариантом, и другие к вниманию конструкторов практически не принимались.

Самолет имеет большую схожесть с американским «Боинг» YC-14, правда, создатели отрицали факт заимствования технических идей у заокеанских коллег, говоря о том, что такая компоновка вызвана необходимостью защиты моторов от проникновения в них сторонних предметов. Однако критики данной тематики нашли еще сходства советской машины с «Боингом» не только в одной схеме.

После выполнения продувок в аэротрубе теоретические расчеты оправдали ожидания. Показатель подъемной силы увеличился почти на 20 %. Были сделаны специальные натуральные стенды, на которых проверяли взаимодействие двигателя, закрылка и крыла. Чтобы увеличить обдуваемые поверхности, сделали вынос двигателей перед центропланом, гондолам придали сзади такую форму, которая «размазывала» выхлопной поток газов по крылу.

Ан-72 скомпонован по типу высокоплана, имеющего сильно механизированное крыло и Т-образное хвостовое оперение. Продувки в аэротрубе показали образование вихрей в местах состыковки крыла и фюзеляжа. Поэтому во время полета самолет мог менять качество управляемости. Дабы уменьшить показатель вредной интерференции, хвостовое оперение сделали Т-образной формы. Способствовала улучшению путевой устойчивости и установка мощного киля.

Габаритные показатели грузовой кабины Ан-72 – 9 м х 2,2 м х 2,15 м. В хвостовой части находится грузовой люк. Он закрыт рампой, опускающейся для заезда внутрь грузовой кабины самоходной техники. Перемещение любых грузов можно проводить по рольгангам, которые установлены на полу кабины. Кабина управления герметична, оснащена системой кондиционирования.

Летом 1977 г. был построен первый самолет Ан-72 на Киевском авиазаводе. Первый полет на нем провел 31 августа того же года экипаж под руководством летчика-испытателя В.И. Терского. Полностью не закончив программу испытаний, приняли решение о начале серийного выпуска самолета на Харьковском авиационном заводе.

В ходе эксплуатации на Ан-72 установили более 20 рекордов мировой авиации.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector