0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи Ан-124 — тяжелый военно-транспортный самолет

Крылатая гордость России: транспортник Ан-124

Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО «Кондор») – это по-настоящему уникальный серийный транспортный самолет, который не имеет аналогов по габаритам грузовой кабины и грузоподъемности. Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 был разработан в ОКБ О.К.Антонова и на сегодняшний день является самым большим из серийных военно-транспортных самолетов в мире.

АН-124 «Руслан» предназначен для перевозки на большие расстояния штатной боевой и обслуживающей техники воздушно-десантной или мотострелковой дивизии (бригады), парашютного десантирования боевой техники (с экипажами и расчетами) и грузов, а также перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов народно-хозяйственного назначения.

Опытный образец «Руслана» впервые поднялся в воздух 21 декабря 1982 года в Киеве. Самолет поднял в воздух экипаж в составе восьми летчиков-испытателей В.И.Терского (командир корабля) и А.В.Галуненко, а также бортинженеров В.М.Воротникова и А.М.Шулещенко, штурмана А.П.Поддубного, бортрадиста М.А.Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям B.C.Михайлова и М.Г.Харченко. Серийное производство самолета было развёрнуто на Ульяновском АПК АО «Авиастар» и КиАПО.

Ан-124 «Руслан» вернул Советскому Союзу мировое лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив пальмы первенства американский Lockheed C-5 Galaxy. В 1985 году на советском самолете Ан-124 удалось установить 21 мировой рекорд, среди которых был рекорд по грузоподъемности (поднял 171.219 кг на высоту 10.750 м).

В 1985 году «Руслан» был впервые показан на французском авиасалоне в Париже. В следующем году эксплуатацию самолета начал «Аэрофлот». В основном он выполнял рейсы на авиалиниях Сибири, перевозя грузы очень больших размеров, предназначенные для промышленных разработок нефти и газа. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолет встал в январе 1987 года.

По состоянию на 1998 год было выпущено 54 летных экземпляра, а также один планер для осуществления статических испытаний. В настоящее время Ан-124 используется 2-мя полками ВТА России (25 самолетов), а также 6-ю частными авиакомпаниями России и Украины.

Производство самолетов может вновь начаться в самое ближайшее время. До 2020 года Минобороны России планирует приобрести до 10 самолетов Ан-124 «Руслан», еще около 60 самолетов готовы купить частные авиакомпании. В любом случае, украинские и российские компании смогут получить прибыль от возобновления производства, только при наличии твердых заказов более чем на 30 машин. В настоящее время данный самолет является одним из самых востребованных на рынке грузовых авиаперевозок, что позволяет надеяться на возобновление его выпуска.

В это трудно было бы поверить, но военно-транспортный самолет, созданный в СССР, сегодня выполняет полеты в интересах НАТО. На днях авиакомпании России и Украины в снова выиграли тендер на выполнение стратегических авиаперевозок для НАТО в рамках реализации программы SALIS. Совместная заявка на участие в тендере НАТО была подана 4 апреля 2012 года российской группой компаний «Волга-Днепр» и украинским госпредприятием «Антонов». Вниманию тендерного комитета были представлены возможности объединенного парка тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124-100, а также их модификаций.

Таким образом, самолеты Ан-124 «Руслан» продолжат осуществлять транспортировку грузов в интересах НАТО. Украинско-российский альянс ранее уже выполнял перевозки в интересах 18 стран-участниц данной программы. С марта 2006 года до момента подачи заявки на участие в тендере самолеты Ан-124 произвели более 2100 полетов, доставив более 120 тысяч тонн грузов как гражданского, так и военного назначения в различные страны. Нынешний контракт будет действовать до 31 декабря 2012 года.

Описание конструкции

Фюзеляж грузового самолета Ан-124 «Руслан» обладает двумя палубами, которые для удобства обслуживания и эксплуатации разделены на специализированные герметичные отсеки. Грузовой отсек предназначен для перевозки грузов и техники. Верхняя передняя палуба предназначена для размещения основного и сменного экипажа (по 7 чел.), а также оборудования.

Верхняя задняя палуба используется для размещения сопровождающих грузы и технику лиц. Носовая и задняя части фюзеляжа (носовая часть откидывающаяся) оборудованы грузовыми люками, которые позволяют достаточно оперативно производить погрузку и выгрузку даже нестандартных грузов с двух направлений по выбору.

Грузовой отсек «Руслана» герметичный с наддувом, его длина составляет 36,5 метров (без рампы – 26,5 метров), ширина отсека – 6,4 метра, высота – 4,4 метра, объем более 1000 куб. метров.
Он обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 тонн, парашютное десантирование грузов общей массой до 100 тонн на специальных платформах, а также техники и грузов, исключающих использование платформ.

Пол грузового отсека изготовлен из титанового сплава и допускает погрузку всех видов несамоходной и самоходной техники как колесной, так и гусеничной с нагрузкой на ось до 12 (10) тонн при размещении в один (два) ряд. Роликовое оборудование позволяет осуществлять выгрузку и погрузку монолитных грузов массой до 50 тонн. Применение наддува позволяет перевозить в самолете до 88 пассажиров на высоте до 8000 метров, не используя кислородного оборудования.

Многоколесное шасси «Руслана» (24 колеса) с системой приседания позволяет самолету менять стояночный клиренс, а также угол наклона фюзеляжа для уменьшения угла наклона рамп и облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ. Каждая основная опора шасси включает в себя 5 независимых двухколесных стоек, передняя опора состоит из двух стоек по 2 колеса.

Система управления поворотом передних стоек шасси позволяет многотонной машине провести разворот на ВПП шириной до 50 метров при применении тяги двигателей. Для полного использования всех боевых возможностей самолета ему необходима взлетно-посадочная полоса длиной более 3000 метров, но при необходимости машины может совершать полеты даже с грунтовых ВПП.

Силовая установка «Руслана» включает в себя 4 турбореактивных двигателя Д-18Т конструкции В.А.Лотарева (ЗМКБ «Прогресс»), мощностью по 23.400 кгс каждый. При достаточно большой мощности данные двигатели отличаются сравнительно малой массой, а также умеренным расходом топлива и невысокой шумностью. Максимальная масса топлива на самолете ограничивается его взлетной массой и составляет 213.740 кг.

Бортовое оборудование военно-транспортного самолета Ан-124 предназначено для осуществления транспортно-десантных задач и вождения самолета в дневных и ночных условиях, в простых и сложных метеоусловиях, длительном отрыве от аэродрома основного базирования, а также при противодействии со стороны противника. В состав оборудования «Руслана» включается автоматизированный комплекс средств связи (ТИП-15), пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) и комплекс десантно-транспортного оборудования.

Пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) состоит из радиолокационных станций (РЛС) обзора земной поверхности и переднего обзора, системы автономной навигации, авиационного радиокомпаса (АРК), оптико-телевизионного визира, высотно-скоростных параметров, ближней («Омега») и дальней («Лоран») навигации, аппаратуры вождения самолета в боевых порядках, астронавигационной системы и систему государственного опознавания самолета. Всего в системах управления судном использовалось 34 отдельных компьютера.

Модификации

Ан-124-100– является гражданская модификацией самолета Ан-124, была сертифицирована в 1992 году.

Ан-124-100М – модифицированная версия самолета с экипажем из 4 человек и зарубежной авионикой. Самолет не имеет мировых аналогов по максимальной грузоподъемности (100-120 тонн), дальности полета и габаритам грузовой кабины. В ряде случаев может совершать полеты с максимальной коммерческой нагрузкой до 150 тонн. В этом случае решение о полете принимается после анализа характеристик аэродромов взлета и посадки, наличия запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль всей трассы перелета.

В настоящее время Ан-124-100М эксплуатируется 6 авиакомпаниями из Украины и России. Стоимость данного самолета оценивается примерно в 70-100 млн. долларов. В 2000 году на самолетах авиакомпании «Волга-Днепр» была произведена модернизация авионики (установлены система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins, система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II, а также инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 производства фирмы Litton).

Читать еще:  Модификации ИС-2 (ИС-122) - тяжёлый танк

Грузоподъемность бортовых кранов была доведена до 30 тонн, а экипаж уменьшен до четырех человек. Гондолы двигателей были оснащены звукопоглощающими элементами, что позволило самолету соответствовать международным требованиям по шумности звука

Ан-124-102 – модификация, обладающая новым информационно-управляющим полем кабины экипажа в составе 3 человек.

В настоящее время «Руслан» прочно занял свое место в достаточно небольшом списке самолетов, которые не просто хорошо проявили себя на рынке авиаперевозок, но и сами создали новый сектор на данном рынке. В первые 5 лет с начала коммерческой эксплуатации «Русланов» среднегодовой рост авиаперевозок уникальных грузов составлял 26%. Число только компаний из США, которые прибегали к услугам АН-124-100, удваивалось каждые 4 года. Все это было свидетельством огромного коммерческого успеха воздушного судна в мировом масштабе.

В истории отечественной авиации подобных примеров было очень мало. По мнению специалистов, в настоящее время Ан-124 «Руслан» переживает только свою юность, самолет без проблем сможет проработать еще порядка 40-50 лет.

Тактико-технические характеристик Ан-124 :
Размеры:
— размах крыла максимальный – 73,3 м,
— длина – 69,1 м,
— высота – 20,78 м.
Площадь крыла – 628,5 кв.м.
Масса самолета:
— пустого – 173.000 кг
— нормальная взлетная – 392.000 кг
— максимальная взлетная – 405.000 кг
Массовая отдача — 58%
Тип двигателя – 4 ТРДД Д-18Т «Прогресс», тяга – 4х229,47 кН.
Тяговооружённость — 0,41
Назначенный ресурс – 6.000 часов;
Расход топлива – 12.600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке);
Максимальная скорость – 865 км/ч;
Крейсерская скорость – 750-800 км/ч;
Практическая дальность полета (с максимальной загрузкой): 4500 км;
Перегоночная дальность: 16.500 км.
Практический потолок: 9.500 км.
Экипаж – 6 человек
Полезная нагрузка: 120.000 – 150.000 кг груза или 88 пассажиров (до 350 посадочных мест в трюмах).

Ан-124 «Руслан» оказался не нужен военным

Возобновление выпуска самого крупного в мире серийного транспортного самолета Ан-124 находится под вопросом. В конце декабря 2012 года Минобороны России составило список военно-транспортных самолетов, которые должны закупаться для нужд российских ВВС. Со ссылкой на свои собственные источники в военном ведомстве и авиапромышленном комплексе газета «Ведомости» сообщила о том, что выпуск на ульяновском предприятии «Авиастар» новых модификаций самого тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124-300 «Руслан» был признан нецелесообразным.

Между тем «зеленый свет» был дан производству транспортных самолетов Ил-476 (Ил-76МД-90А), а также одобрены дальнейшие работы по созданию самолетов Ан-70, Ан-140Т и частично Ил-112. По последнему самолету военные выдвинули к ОАК ряд требований по доработке своего предложения. Стоит отметить, что даже если «Авиастар» лишиться контракта на тяжелые транспортники «Руслан», у него на руках останется крупнейший в истории российского авиапрома контракт на поставу 39 военно-транспортных самолетов Ил-476 на общую сумму в 140 млрд. рублей.

Ан-124 «Руслан» на сегодняшний день остается крупнейшим в мире серийным грузовым самолетом, хотя он был разработан еще в 1982 году в КБ Антонова.

Первоначально его планировалось использовать для перевозки мобильных пусковых установок МБР, а также тяжелой техники и личного состава, однако сейчас самолет по большей части выполняет гражданские задачи. Всего за 20 лет производства было собрано 56 машин. Ан-124 способен брать на борт до 120-150 тонн грузов, 880 солдат с полным снаряжением или 440 парашютистов-десантников. Общий объем его грузовой кабины составляет более 1000 кубических метров.

О необходимости возобновления выпуска тяжелых транспортных самолетов «Руслан» впервые заговорили в середине 2000-х годов. Основной причиной данного решения стало устаревание имеющегося парка транспортных самолетов данного типа, которые эксплуатируются преимущественно частными компаниями «Полет», «Волга-Днепр», «Авиалинии Антонова» и необходимостью их замены новыми бортами. Изначально самолет Ан-124 проектировался с летным ресурсом в 7 500 часов (самолеты изначально предполагалось использовать не так часто), но к 2006 году некоторые выпущенные экземпляры успели налетать по 15 000 часов.

В 2008 году аудиторская компания Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) совместно подготовили бизнес-план, согласно которому планировалось возобновить выпуск самолетов Ан-124. Из данного документа следовало, что выпуск транспортников будет рентабельным при заказе от 40 самолетов стоимостью в 150-160 млн. долларов каждый. Согласно тому плану предполагалось, что ульяновское предприятие «Авиастар» будет производить по 2 самолета «Руслан» в год, начиная с 2012 года. Однако данные планы так и не осуществились, а начало производства все время переносилось – сначала на 2015, а затем на 2016 годы.

В настоящее время ОАК имеет опционы на выпуск приблизительно 70 самолетов Ан-124, из которых только 40 с большой долей вероятности могут быть оформлены твердым заказом. В свое время определенная ставка в обеспечении рентабельности выпуска тяжелого транспортного самолета была сделана на Минобороны России, которое практически в принудительном порядке должно было приобрести около 20 подобных самолетов для своих нужд, что предусматривалось программой госвооружений на 2011-2020 годы.

После этого военные никаких конкретных заявлений на этот счет не делали, а в начале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин, приехав в Ульяновск и посетив предприятие «Авиастар», говорил о возможности приобретения Минобороны порядка 10 самолетов «Руслан». Однако, похоже, военные так и не смогли определиться с теми задачами, которые должны были решать сверхтяжелые транспортные самолеты в российской военно-транспортной авиации.

Отказ от покупки новых Ан-124-300 можно трактовать двояко. С одной стороны, данное решение Минобороны РФ может свидетельствовать о том, что военные так и не смогли определиться с кругом задач, которые должен решать самый грузоподъемный в мире самолет в интересах военных. При этом для имеющихся задач военно-транспортной авиации России, по всей видимости, достаточно уже имеющихся «Русланов», ресурс которых после комплексной модернизации будет увеличен до 2030 года.

В свое время именно неспособность определить круг задач, которые должен был выполнять самый крупный серийный транспортный самолет, и стала причиной закрытия его серийного производства, естественно на фоне серьезных экономических проблем Украины и России. На Украине производство Ан-124 было остановлено еще в середине 90-х годов прошлого века, в России же ульяновский «Авиастар» собрал последний транспортник в 2003 году. В настоящее время в составе российской военно-транспортной авиации числится 22 «Руслана». При этом используются они весьма ограничено. Так в 2009 году лишь 4 из них выполняли полеты, занимаясь преимущественно транспортировкой правительственных грузов.

С другой стороны отказ от приобретения Ан-124-300 одновременно с намерениями приобрести 39 самолетов Ил-476 с возможностью увеличения данного заказа, может свидетельствовать о попытке Минобороны РФ поддержать исключительно отечественного производителя авиационной техники (в новой версии Ан-124 часть оборудования и двигателей украинского производства). В пользу этой версии можно отнести уже начавшийся процесс сокращения зависимости российской авиации (в настоящее время преимущественно вертолетной) от комплектующих производства Украины. Однако интерес России к транспортникам «Антонова» Ан-70 и Ан-140 плохо соотносится с этой версией.

При этом ульяновский авиапроизводитель без работы не останется. До конца 2014 года «Авистар» займется ремонтом военных «Русланов», а после этого перейдет к модернизации 22 Ан-124 до версии Ан-124-150М. В России только ЗАО «Авиастар-СП» обладает технологией выпуска данных самолетов, которые до сих пор востребованы на международном рынке крупногабаритных и сверхтяжелых авиаперевозок. Данная модификация предполагает установку новой системы БРЭО, увеличение грузоподъемности самолета до 150 тонн и сокращении численности экипажа транспортника с 6 до 4 человек. Предполагается, что модернизация «Русланов» в интересах Минобороны РФ будет использована в интересах восстановления выпуска Ан-124 различных модификаций в коммерческих целях.

Читать еще:  Файлы Сабля кавалерийская офицерская обр. 1827 г. и 1827/1909 гг.

Стоит отметить, что коммерческий потенциал у самолета есть, а значит есть и надежда на то, что выпуск их все-таки будет возобновлен. На сегодняшний день в сегменте тяжелых авиаперевозок доминируют две компании: российская «Волга-Днепр» и украинская «Авиалинии Антонова», которые располагают 10 и 7 самолетами «Руслан» соответственно. На мировом рынке данные компании работают вместе, оказывая свои услуги через 2 совместных предприятия: Ruslan SALIS GmbH (стратегические перевозки для ЕС и НАТО), а также Ruslan International (специализируется на гражданских перевозках). Услугами данных кампаний пользуются 18 стран, а главными клиентами являются Франция и Германия.

По информации газеты Berliner Zeitung, один перелет «Руслана» из Германии в Афганистан стоит порядка 250 000 евро, а по словам собственника компании «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, один Ан-124 приносит до 200 млн. долларов прибыли в год. Данная цифра, конечно, не выглядит реалистичной, но спрос на услуги Ан-124 достаточно высок. Так в первом полугодии 2009 года данными самолетами было перевезено порядка 52,5 тысяч тонн разнообразных грузов.

Грянувший мировой финансово-экономический кризис практически не затронул рынка перевозки крупногабаритных, нестандартных грузов, объем которого в настоящее время оценивается в 1 млрд. долларов в год и растет ежегодно примерно на 10% в денежном выражении. Предполагается, что к 2020 году он достигнет 3 млрд. долларов, а к 2030 году, по оценкам компании «Волга-Днепр», может составить 7 млрд. долларов. Исходя из этого, российский авиаперевозчик прогнозирует потребность в «Русланах» к 2030 году на уровне 80-100 самолетов.

В настоящее время в Мали французскими вооруженными силами проводится антитеррористическая операция «Сервал». К проведению данной операции, которая получила одобрение совета безопасности ООН, подключились и российские грузовые самолеты Ан-124. Самолеты компании «Волга-Днепр» и ОАО «224 летный отряд» (данная компания связана с Минобороны РФ) осуществляют переброску в Мали личного состава и военной техники, в том числе и вертолетов французских войск. При этом это пример частного коммерческого сотрудничества, так как никаких официальных соглашений Минобороны с французской стороной не заключало.

У «224 летного отряда» есть действующее соглашение с Минобороны Франции об осуществлении перевозок грузов в их интересах. Данное соглашение было заключено еще в 2010 году сроком на 5 лет. Если же говорить о компании «Волга-Днепр», то она известна как один из ключевых перевозчиков вооружений. При этом все экипажи самолетов российские, отметил Руслан Пухов директор Центра анализа стратегий и технологий.

Интересные грузоперевозки «Руслана»:

В 1992 году Ан-124 перевез из ОАЭ в Швейцарию 52 тонны золота на общую сумму более 230 млн. фунтов стерлингов.
В 1993 году на трех самолетах Ан-124 в Москву было доставлено более 300 тонн различных грузов для подготовки концерта Майкла Джексона.
В 2001 году Ан-124 перевез из Канады в Ирландию железнодорожный локомотив, масса которого составляла 109 тонн.
В апреле 2005 года самолет применялся для транспортировки Аксумского обелиска в Эфиопию. Доставка была осуществлена в 3 этапа, во время каждого из которых перевозилась треть монумента общей массой в 160 т. и длиной 24 м.
Весной 2011 года самолет был использован для доставки на территорию Японии огромных насосов производства компании Putzmeister. Каждый из насосов установленный на 26-колесную платформу весил более 86 тонн. Данные насосы применялись для ликвидации последствий катастрофы на АЭС Фукусима-1.

Из имеющихся в ВКС РФ 25 Ан-124 «Руслан» сегодня в боевой готовности только три

В ремоторизации «Русланов» больше планов, чем результатов

19 октября в Госдуме РФ состоялось закрытое совещание, посвященное важнейшим оборонным вопросам: проблемам военно-транспортной авиации, состоянию летного парка, производству двигателей. Почему обсуждение столь важной темы прошло в закрытом режиме?

Под гриф секретности часто попадают проблемы, которые или решаются скверно, или не соответствуют представлению о них, растиражированному в СМИ. Хотя если обсуждать открыто, больше шансов на скорейшее решение.

Развод без приданого

В Комитете ГД РФ по обороне говорилось о том, что в ближайшее время совершать масштабные перевозки военно-транспортной авиации будет просто не на чем. Причина в изношенности парка. Речь прежде всего о самолетах Ан-124 «Руслан»: из наличных 25 сегодня в боевой готовности только три.

“ На предприятиях отрасли порой некому грамотно написать техническое задание ”

Как известно, планер самолета служит достаточно долго. В США, например, на старые планеры В-52, известного ковровыми бомбардировками Вьетнама, устанавливаются новое радиоэлектронное оборудование, модернизированные двигатели. В результате бомберы продолжают служить по сей день, хотя некоторым машинам под 50 лет.

В октябре 2006 года комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии «Ющенко – Путин» принял решение продолжить реализацию проекта Ан-124, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007-го подписано соглашение и объявлено, что компания «Волга-Днепр» до 2030 года приобретет до 100 модернизированных Ан-124-100М-150. Поставка двух первых машин планировалась на 2013-й.

В июне 2008 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Ernst & Young завершили подготовку бизнес-плана проекта. Как заявил член правления компании Виктор Ливанов, сегодня спрос на самолеты есть, до 2030 года авиакомпаниям понадобится 71 лайнер. Они должны были производиться на ульяновском «Авиастаре» с 2012-го по одному-два в год.

Потребность в машинах была и остается чрезвычайно высокой. Но износ самолетов уже в те годы настораживал, поскольку предстоял вывод из эксплуатации МО РФ сразу пяти машин. Сегодня этот счет подошел к критической черте. И видимо, требовалось своевременно выстраивать планы модернизации, замены, обновления парка. Стоимость нового Ан-124 (на 2008 год) составляла 150–160 миллионов долларов. Возможно, из-за финансов последовательных шагов тогда так и не предприняли. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD-124

Справедливости ради заметим, что пока заказы поступили со стороны Минобороны (три самолета) и авиакомпании «Волга-Днепр» (40 машин). Но объем рынка оценивался в 82 транспортника. В 2010-м появились опционы еще на 61 самолет, 52 из которых намерены были приобрести эксплуатанты из России. Среди возможных заказчиков назывались ОАЭ и Кувейт.

Тем не менее возобновить производство «Руслана» в России не удалось. 20 июля 2011 года председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил, что программа восстановления на ульяновском заводе «Авиастар-СП» отодвинута на 2016-й.

Прорабатывался вариант создания СП для строительства Ан-124-100, о чем было объявлено на уровне премьер-министров стран 12 июля 2013 года. По итогам заседания межгосударственной комиссии глава Минпромторга РФ Денис Мантуров и министр промполитики Украины Михаил Короленко даже подписали соглашение о господдержке возобновления серийного производства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями. Однако 15 августа 2014-го замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь сказал, что проект в связи с политической ситуацией снят с повестки дня. Что стимулировало решать проблему своими силами и средствами.

Опасный конкурент

Ан-124 состоит на вооружении ВКС России, но еще недавно, как ни удивительно, работал в интересах НАТО – применялся для снабжения частей альянса в Средней Азии, Афганистане и Персидском заливе, в том числе для перевозки ЗРК «Пэтриот». По иронии судьбы маршруты в Афганистан и посадка на дозаправку осуществлялись в аэропорту Ульяновска, где у США были свои складские помещения. Почему именно там? 1 сентября 1975 года выпущен приказ Минавиапрома СССР № 350ч «О строительстве в городе Ульяновске авиационного промышленного комплекса». Он был задуман, сооружен и запущен в эксплуатацию для производства нового широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Там достаточно большая ВПП, запасные площади для логистического центра. Россия таким образом помогала США в борьбе с терроризмом.

Читать еще:  Статьи Ручная пищаль (ручница) (вторая половина XVI в.)

“ Потребность в военно-транспортных самолетах – 150–200 единиц различных типов ”

Сейчас предприятие в Ульяновске специализируется на выпуске современных транспортников Ил-76МД-90А и пассажирских лайнеров семейства Ту-204. Мощности «Авиастара» позволяют собирать до 50 воздушных судов в год. До 2004-го здесь выпускались и «Русланы». Всего изготовили 36 машин. А техническое и сервисное обслуживание продолжается – поддерживается летная годность эксплуатационного парка, находящегося в ведении МО РФ и в коммерческом использовании.

Сегодня выполняется модернизация Ан-124 в типовую конструкцию Ан-124-100 или Ан-124-100-150 (максимальная коммерческая нагрузка – 150 тонн, взлетный вес – 402 тонны) под требования ИКАО по шумам на местности, точности самолетовождения и так далее. Это делается по документации разработчика самолета АНТК им. О. К. Антонова и программам продления ресурса. Россия вынуждена считаться с требованиями авторского и интеллектуального права. Украинцы к этому относятся довольно ревниво – 7 сентября 2016 года президент «Антонова» Александр Коцюба даже предупредил, что руководство концерна, входящего в «Укроборонпром», намерено наложить запрет на полеты российских самолетов Ан-124-100 «Руслан» за пределами РФ, если владельцы лайнеров откажутся от сервисных услуг авиастроителей из незалежной.

Недавно в РФ принята поправка в АП-21 (Авиационные правила. Часть 21), согласно которой российские КБ могут получить право разработчика на самолет импортного производства. И уже сейчас, повторим, ведется капитально-восстановительный ремонт и модернизация «Русланов» силами АО «Авиастар-СП». Ан-124-100, прибывший на аэродром Сеща в Брянской области, стал десятым, которому ульяновские самолетостроители подарили вторую жизнь, а изготовлен он еще в 1992 году.

На Ан-124 установлены четыре турбовентиляторных двигателя большой степени двухконтурности Д-18Т конструкции Владимира Лотарева. При мощности 23 400 кгс они отличаются малой массой, экономичностью, низким уровнем шума. Максимальная масса топлива, ограниченная взлетным весом самолета, составляет 213 740 килограммов. Имея грузоподъемность и дальность, в два-три раза большие, чем Ан-22 и Ил-76, «Руслан» расходует топлива на тонно-километр перевезенного груза в 2,5–3 раза меньше. Полет Ан-124 с максимальной нагрузкой 120 тонн – 5600 километров, а с 40 тоннами – 11 тысяч. По этому показателю «Руслан» превосходит американский тяжелый ВТС C-5B Galaxy.

Гособоронзаказ предусматривает доработку и поддержание летной годности более 20 воздушных судов. Это хорошо сопрягается с их модернизацией и в последующем будет использовано в программе восстановления производства Ан-124 различных модификаций.

Волевая установка

Что касается двигателя Д-18Т, на смену ему может прийти новый – НК-65, который разрабатывается параллельно в Самаре и Перми. Совет директоров ОАО «Кузнецов» в свое время рассмотрел вопрос об утверждении программы инновационного развития предприятия до 2020 года, объединившей осуществляемые и перспективные проекты техперевооружения и создания новой продукции. В частности, одной из основных перспектив считается создание двигателя НК-65 для глубоко модернизированного Ан-124. Бомбардировщик Ту-160М2 также получит эти двигатели с тягой под 30 тонн.

Стоит вспомнить, что еще в 90-х годах в СНТК им. Н. Д. Кузнецова проектировали ТРДД НК-44 с тягой около 40 тонн. Объединенная двигателестроительная корпорация заключила контракт с ОАО «Туполев» по программе ПАК ДА, о чем заявлял гендиректор ОДК Владислав Масалов. Ее бюджет в части силовой установки оценивается в 32 миллиарда рублей.

И все же гарантий, что все пойдет, как намечено, нет. Более того, 6 июня 2016 года управляющий директор Андрей Капустин отметил, что «Авиастар» займется производством нового грузового самолета вместо «Руслана». Правда, пока этот проект находится в стадии разработки. Сейчас ульяновский завод занимается модернизацией Ан-124-100. Главное, что сохранились компетенции, конструкторский коллектив. Необходимы только политическая воля и финансирование. А еще, как сказали «Военно-промышленному курьеру» на заводе, нужен заказ на достаточно серьезное количество самолетов. Причем необязательно от государства. Компания «Волга-Днепр» тоже может сказать свое веское слово.

Но дело не только в политической воле и самолете как таковом. Д-18Т изготавливались на запорожском заводе «Мотор Сич». Для модернизированной машины требуются двигатели большей тяги (около 30 000 кгс), которые пока не производятся в России.

В ОДК говорят о готовности к созданию таких ТВД по проекту ПД-35. Эту силовую установку планируется сделать базовой в линейке моторов для широкофюзеляжных дальних самолетов. Речь идет о тяге 35–50 тонн. Для новой установки предполагается масштабировать газогенератор ПД-14 (см. статью «За «Пратт энд Уитни» во все лопатки») с добавлением ступени на выходе из компрессора высокого давления. Разработчики оценили проект в 180 миллиардов рублей, они уже выделены из президентского фонда. Но в первую очередь новый мотор планируется устанавливать на перспективный дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, меморандум о создании которого подписан весной 2014 года в ходе визита Владимира Путина в Китай.

Лихие 90-е оставили конструкторские коллективы некоторых предприятий двигателестроения без молодой поросли. Знания и опыт не передавались. Да и сейчас, как говорилось на заседании в Госдуме, порой просто некому грамотно написать ТЗ.

Глава Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимир Гутенев считает, что нужны конкретные планы создания, производства, сервисного обслуживания и ремонта самолетов военно-транспортной авиации отечественными предприятиями. Ведь перед ней в дополнение ко всему стоят серьезные задачи по освоению Арктики, защите интересов России в этом важном и богатом ресурсами регионе.

Сейчас основу ВТА составляют Ил-76 и различные типы Ан – от легких до сверхтяжелых, а также топливозаправщики Ил-78 различных модификаций. Однако стоящие на вооружении самолеты семейства Ан почти выработали заявленный ресурс. Ожидается их массовое списание. Командующий ВТА Владимир Бенедиктов заявил, что есть потребность в 150–200 военных транспортниках различных типов. Поэтому их производство не менее амбициозная задача, чем создание гражданских SSJ и МС-21.

ОАК занимается созданием полной линейки военно-транспортного сегмента авиационной техники. Серийное производство тяжелых транспортников Ил-76МД-90А и нового топливозаправщика Ил-78М-90А, разворачивается в Ульяновске. В Воронеже готовятся к производству легкого транспортного Ил-112В. В разработке Ил-276, в перспективе – создание сверхтяжелого транспортного самолета. На «Авиастар-СП» идет активная реконструкция, подготовка к серийному производству Ил-76-МД-90А, который уже проходит испытания. Этот самолет будет востребован не только в российских войсках, но и за рубежом.

Задачи поставлены, как уже сказано, серьезные. Решение зависит от конкретных людей, прежде всего в руководстве отрасли.

Справка «ВПК»

Ан-124 «Руслан» – советский тяжелый дальний транспортный самолет разработки ОКБ им. Антонова. Из серийных самый крупный и грузоподъемный в мире. Создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как МЗКТ-79221, крупномасштабных десантных перевозок личного состава, тяжелой боевой техники. В гражданском варианте суперсамолет выполняет полеты во всех широтах и перевозит нестандартные грузы.

Главный конструктор – Петр Балабуев. С 1986-го главным конструктором – руководителем проекта по самолетам Ан-124 и Ан-225 указом Совета министров СССР был назначен Виктор Толмачев.

Первый полет совершил 24 декабря 1982 года. На вооружении военно-транспортной авиации СССР – с января 1987-го. Всего построено 56 машин.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector