3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы ЗИС-30 — 57-мм лёгкое самоходное орудие

Рассказы об оружии. ЗиС-30. Весьма удачная неудача

Интересная артсистема, созданная в кратчайшие сроки, но, к сожалению, не выпущенная большой серией, а потому не внесшая заметного вклада в победу над сборной Европы.

Немецкая мобильность механизированных и танковых частей в начале войны моментально выявила потребность Красной Армии в средствах противостояния. И не просто противотанковых, а в мобильных противотанковых и зенитных самоходках.

Слишком оперативными оказались танковые части Вермахта, слишком неповоротливыми в плане маневра выглядели советские противотанковые батареи на конной и автомобильной тяге. И слишком уязвимыми.

1 июля 1941 года народный комиссар вооружения Борис Львович Ванников подписал приказ следующего содержания:

«Ввиду острой необходимости противотанковых и зенитных самоходных артсредств и ввиду отсутствия специальной базы для них приказываю:

1. Заводу №4 разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси;
2. Заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную и противотанковую пушки на самоходном шасси;
3. Заводу №92 разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси.

При проектировании установок ориентироваться на широко освоенные промышленностью и применяемые в артиллерии грузовые автомашины повышенной проходимости или гусеничные трактора. Противотанковые орудия должны иметь к тому же бронированную кабину. Проекты самоходных установок должны быть представлены на рассмотрение 15 июля 1941 года».

Фактически на плечи Ванникова легли проблемы исправления ошибок товарища Кулика, который мало смыслил в артиллерии вообще и командовании в частности, но огромные амбиции маршала Кулика позволяли ему похоронить многое.

В том числе и ЗиС-2, прекрасную 57-мм противотанковую пушку Грабина.

Но здесь уместнее дать слово самому Грабину.

«Наше КБ, много лет разрабатывая вопрос о повышении подвижности артиллерийских систем, пришло к выводу, что артиллерии нужны не только большие скорости на марше по дорогам, но и хорошая проходимость на полях сражения.

Решили установить орудия на гусеничную машину — создать самодвижущуюся пушку. В первую очередь это касалось противотанковой и дивизионной артиллерии: тогда она смогла бы появляться там, где ее не ждали.

В конце 1940 года КБ выступило с предложением создать самодвижущиеся пушки. Начальник ГАУ маршал Кулик встретил это предложение доброжелательно. Идея создания высокоподвижной и проходимой артиллерии не покидала нас. Мы искали гусеничную машину, на которую можно было бы установить 57-миллиметровую противотанковую пушку ЗИС-2 и 76-миллиметровую дивизионную пушку Ф-22 УСВ образца 1939 года.

От мысли использовать Ф-22 УСВ пришлось в конце концов отказаться: эта пушка была слишком велика по габаритам. Но ЗИС-2, установленная на тягаче «Комсомолец» и на колесно-гусеничном вездеходе, при испытании ее стрельбой и возкой показала отличные результаты: высокую кучность боя, скорострельность, устойчивость, подвижность и проходимость по всяким дорогам и даже по бездорожью».

Нас больше всего интересует происходившее на заводе №92. Там для реализации приказа Ванникова была создана отдельная группа проектировщиков под руководством Петра Федоровича Муравьева.

В результате работы уже в конце июля из ворот завода вышли две самоходки: ЗиС-30 и ЗиС-31.

Первая представляла собой качающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2, установленную на артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец».

Вторая – ту же пушку ЗиС-2, но на специально забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА.

Сравнительные испытания двух машин, проведенные в июле-августе, показали, что ЗиС-31 при стрельбе более устойчива и обладает большей кучностью по сравнению с ЗиС-30.

Однако вследствие того, что проходимость ЗиС-31 была значительно ниже ЗиС-30, предпочтение отдали последней.

Согласно приказа Ванникова завод №92 с 1 сентября 1941 года должен был начать серийное производство ЗиС-30.

Но беда подкралась вообще не оттуда, откуда ее вообще можно было бы ждать. Единственное предприятие-производитель «Комсомольцев», московский завод №37, вследствие неправильной политики планирования полностью свернул выпуск тягачей и перешел на выпуск танков.

Для изготовления ЗиС-30 заводу № 92 пришлось изымать «Комсомольцы» из воинских частей и заниматься ремонтом машин, пришедших с фронта. В результате этих проволочек серийное производство самоходок началось только с 21 сентября. Всего до 15 октября 1941 года заводом было изготовлено 101 машина ЗиС-30 с 57-мм пушкой ЗиС-2 (с учетом первой опытной машины) и одна ЗиС-30 с 45-мм противотанковой пушкой.

На этом, собственно, все. Отсутствие базы для создания самоходки полностью испортило дело. Выпуск ЗиС-30 был прекращен.

Группа Петра Муравьева не сдалась, понимая значимость этой самоходки. И в начале октября появился проект ЗиС-41, в котором пушка ЗиС-2 устанавливалась на шасси полугусеничного вездехода ЗиС-22, который выпускался в Москве.

Испытанная в ноябре 1941 года ЗиС-41 показала неплохие результаты. Однако к этому времени московский автозавод ЗиС эвакуировался и в принципе не мог дать достаточного количества вездеходов ЗиС-22. Поэтому в конце ноября 1941 года все работы по ЗиС-41 прекратили.

Читать еще:  Статьи СУ-85 - 85-мм самоходная артиллерийская установка

Самоходки ЗиС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Все они пошли на укомплектование батарей ПТО в танковых бригадах Западного и Юго-Западного фронтон (всего ими было укомплектовано около 20 танковых бригад).

Здесь есть один момент, весьма усложняющий любые исследования в этой области. Документально практически невозможно отличить машину ЗиС-30 от 57-мм пушки ЗиС-2. Дело в том, что заводской индекс ЗиС-30 не был известен в войсках и поэтому в военных сводках эти машины проходили как «57-мм пушки ПТО» – точно так же, как и 57-мм пушки ЗиС-2.

Исключительно редко они проходят по документам как «самоходные 57-мм пушки ПТО». Ну плюс ведомости на ГСМ позволяют точно понять, где применялись ЗиС-2, а где ЗиС-30. ЗиС-2 горючее не требовалось.

В боях ЗиС-30 показали себя очень хорошо. Так, уже 1 октября на пленуме артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ) под председательством Э. Сателя, было доложено «об успешном боевом применении машин ЗиС-30».

Однако при более длительной эксплуатации у самоходок выявилось множество недостатков, обусловленных в первую очередь тем, что исходная база не была приспособлена для того, чтобы стать самоходным орудием.

В артиллерийский комитет ГАУ поступили отзывы из войсковых частей на 57-мм противотанковые пушки ЗиС-2 и ЗиС-30. В отношении последней, в частности, было сказано следующее:

Скажем так: могло быть и хуже. Но, при всех озвученных недостатках, ЗиС-30 воевали и воевали успешно. 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2 успешно поражала все танки того времени. Но увы, к лету 1942 года в войсках практически не осталось этих машин. Часть из них была потеряна в боях, а часть вышла из строя ввиду поломок. А ремонтировать их было просто негде, поскольку завод теперь выпускал танки.

Что же из себя представляла САУ ЗИС-30?

Как уже было сказано, ЗИС-30 представляла собой качающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 с длиной ствола 73 калибра, установленную открыто на полубронированном тягаче Т-20 «Комсомолец».

Боевой расчет установки состоял из пяти человек.

Верхний станок орудия крепился в средней части на корпусе машины. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту — в секторе 30°. Для наведения использовались подъемный секторный механизм червячного типа и поворотный механизм винтового типа, обеспечивавший скорость наводки 4 град/с.

При стрельбе использовался штатный прицел ПШ-2 или ОП2-55. Прицел ПП1-2 применялся как для стрельбы прямой наводкой, так и при стрельбе с закрытых огневых позиций. Он состоял из панорамы и прицельной части, соединенных между собой винтами. В ночных условиях для освещения шкал прицела применялся прибор «Луч-1».

Вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа позволял достигнуть скорострельности до 25 выстр/мин., прицельная скорострельность составляла 15 выстр/мин.

Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины.

Крепление пушки по-походному на марше обеспечивалось с помощью кронштейна, устанавливавшегося на крыше кабины машины, и специального стопора, располагавшегося в корме корпуса.

Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины. Пулемет легко извлекался и использовался в качестве ручного.

В перевозимый на ЗИС-30 боекомплект входили 20 выстрелов к пушке и 756 патронов к пулемету ДТ (12 дисков).

В боекомплект установки входили выстрелы с подкалиберными (УБР-27Ш, УБР-271Н), осколочными (УО-271У или УО-271УЖ) и бронебойно-трассирующими тупоголовыми и остроголовыми (УБР-271, УБР-271К, УБР-271СП) снарядами.

Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом при высоте цели 2 м составляла 1100 м. Дальность стрельбы осколочной гранатой УО-271У составляла 8400 м.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть самоходной установки ЗИС-30 остались без изменений по сравнению с полубронированным тягачом Т-20, о котором мы уже рассказывали здесь:

Тактико-технические характеристики легкого самоходного орудия ЗИС-30:

Экипаж, чел: 4
Масса, кг: 4 000

Габаритные размеры:
— длина, м: 3,45
— ширина, м: 1,859
— высота, м: 2,23
— клиренс, м: 0,3

Бронирование, мм
— лоб корпуса: 10
— борт: 7
— корма: 7

Вооружение:
— 57-мм пушка ЗИС-2, боекомплект 20 снарядов;
— 7,62-мм пулемет ДТ, боекомплект 756 патронов.

Двигатель: «ГАЗ-АА», 6-цилиндровый, 50 л.с.
Запас хода по шоссе, км: 152
Максимальная скорость, км/ч: 50

Выпущено, шт.: 101.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

ЗИС-30, Самоходная артиллерийская установка

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Легкое самоходное орудие ЗИС-30

С началом Великой Отечественной войны, перед руководством РККА встала задача оснащения армии самоходными зенитными и противотанковыми орудиями. В предвоенные годы, в СССР разными конструкторскими бюро проводились работы по созданию самоходной артиллерии. Ряд работ дошли до мелкосерийного производства, но полностью боеспособной установки так и не создали. Именно такое положение вещей и заставило народного комиссара вооружений Ванникова подписать 1 июля 1941 года приказ, согласно которому, заводу №4 поручалось разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси, заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную пушку на самоходном шасси, а заводу №92 в г.Горьком (Нижний Новгород) разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси.

Читать еще:  Новости МиГ-15 - фронтовой истребитель

Приказом также предусматривалось широкое применение в самоходках освоенных промышленностью и принятые на вооружение РККА машины, тягачи, трактора. Проекты самоходок должны были быть представлены на рассмотрение не позднее 15 июля 1941 года.

Для выполнения поставленной задачи, на заводе №92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а два проекта самоходки. В конце июля из цехов завода №92 вышли две самоходки – ЗИС-30 и ЗИС-31.

ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 “Комсомолец”, в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом.

Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений. ЗИС -31 представляла собой ту же пушку ЗИС-2 но установленную на забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА.

В июле-августе были произведены испытания обоих вариантов, в ходе которых выяснилось, что ЗИС-31 обладает при стрельбе большей кучностью чем ЗИС-30, в силу того, что установка на грузовике получилось более устойчивой при стрельбе чем ЗИС-30.

Однако ЗИС-30, будучи установкой с гусеничным движителем, обладала более высокой проходимостью, чем ее колесный конкурент. Именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в принятии на вооружение РККА самоходки ЗИС-30. Приказом Ванникова, завод №92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-30 с 1 сентября 1941 года. Однако в связи с тем, что единственным производителем Т-20 был Московский завод №37, который с августа прекратил выпуск тягачей и переключился на выпуск танков, “Комсомольцы” пришлось собирать по воинским частям и кроме установки орудия еще и ремонтировать машины, зачастую доставленные на завод с передовой. В результате производство ЗИС-30 началось только с 21 сентября и продолжалось до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием “Комсомольцев”.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов. В первых же боях, ЗИС-30 (Это название самоходки почти было не известно в войсках.

Обычно в документах ее именовали так же, как и орудие ЗИС-2: “57-мм пушка ПТО”). САУ хорошо себя зарекомендовали. Это было в первую очередь связано с тем, что в 1941 году 57-мм пушка ЗИС-2 пробивала броню всех типов бронетехники Вермахта. А подвижность установки давала возможность без проблем менять огневую позицию. С другой стороны, в ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.

К лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим

Вес системы – около 4000 кг
Вооружение – 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2
Длина ствола – 73 калибра
Угол вертикального наведения – от -5 град до +25 град
Угол горизонтального наведения – 54 град
Вес снаряда – 3,14 кг
Начальная скорость – 990 м/сек
Дальность стрельбы – 8400 м
Скорострельность – до 25 выстр./мин
Бронепробиваемость на дальности 500 м – 100 мм
(подкалиберным снарядом – 155 мм)
Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м – 1120 м
Бронирование – 7-10 мм
Двигатель – М-1, 50 л.с.
Запас хода – 200 км
Скорость – 45 км/час
Клиренс – 300 мм

САМОХОДКА ЗИС-30. Боевая единица или «заплатка»?

В начале 1941 года конструкторский коллектив завода № 92 под руководством В.Г.Грабина успешно представил новое противотанковое орудие ЗИС-2 калибром 57-мм. Такой противотанковой пушки не было ни у кого в мире! Орудие на «ура» прошло испытания, принято на вооружение и запущено в серию сразу на трех заводах. Но технология производства еще требовала отработки. Поэтому первая партия ЗИС-2 была отгружена лишь в июне.

Читать еще:  Характеристики «Коалиция-СВ» - 152-мм двуствольная самоходная гаубица

С началом войны обнаружился досадный и очень болезненный пробел в системе советской артиллерии – отсутствие самоходных орудий, в т. ч. противотанковых. Такое положение весьма затрудняло оперативную переброску орудий ПТО на угрожаемые участки. Напротив, встреча с батальонами «Панцеръягеров» ничего хорошего не сулила советским танкистам. Опыт врага учли быстро. Уже 1 июля нарком вооружений Д.Ф. Устинов подписал приказ, где заводу № 92 предлагалось в кратчайшие сроки «поставить» 57-мм пушку ЗИС-2 на самоходное шасси и «иметь к тому же бронированную кабину».

Созданием самоходки на заводе № 92 занялась группа конструкторов под руководством П.Ф. Муравьева. Уже к концу месяца было создано два прототипа: ЗИС-30 на базе тягача «Комсомолец» и ЗИС-31 на базе грузовика ГАЗ-ААА. В ходе заводских испытаний по ряду причин предпочтение было отдано первому.

Т-20 «Комсомолец» — легкий артиллерийский бронированный тягач массой 3,5 тонны. При мощности двигателя 50 л.с. мог развивать скорость по шоссе до 50 км/ч. Предназначался для буксировки орудий ПТО и полковой артиллерии. Тягач был вооружен пулеметом ДТ – сказалось желание военных иметь «два в одном». Пока орудие и расчет будут жечь вражеские танки, их собственный тягач будет носиться по полю боя, расстреливая вражескую пехоту. Но были у машины и серьезные недостатки: маломощный двигатель от грузовика и слабая ходовая часть. Ломались «Комсомольцы» часто.

Установка на таком «чуде техники» массивного и габаритного орудия – это, конечно, импровизация военного времени, от отсутствия выбора. Тем более странно выглядит рассказ Грабина о том, что его КБ в инициативном порядке предложило установить ЗИС-2 на «Комсомолец» еще в конце 1940 года. А начавшаяся война только ускорила процесс. Интересно. Даже теоретические расчеты показали бы слабую совместимость орудия и шасси. Скорее всего, здесь имеет место обычная человеческая слабость – добавить еще немножко славы ко вполне заслуженной. Результаты испытаний тоже восприняты по-разному. Грабин утверждает, что все остались довольны результатами – мобильностью САУ, простотой эксплуатации, надежностью, точностью стрельбы.

Военные же наоборот остались машиной недовольны – хлипкое шасси для такого орудия, слабый двигатель, который постоянно перегревался. Склонность САУ к опрокидыванию из-за высокого центра масс. Длительное раскачивание орудия после выстрела. Даже парусность – большая площадь орудийного щита делала самоходку чувствительной к порывам ветра. Для устойчивости при ведении огня машина была оборудована двумя откидными сошниками по заднему борту. Но в случае стрельбы при большом угле отклонения от продольной оси шасси ЗИС-З0 могла запросто перевернуться от отдачи. Поэтому приходилось наводить орудие на цель не только маховиками, но и гусеницами. Но… За неимением гербовой, пишут на простой. САУ приняли на вооружение, несмотря на все недостатки.

Вот только серийное производство столкнулось с проблемой: московский завод № 37 в августе 41-го выпуск «Комсомольцев» прекратил и переключился на выпуск танков. А это был единственный завод, который выпускал эти тягачи. Однако подписанное Сталиным постановление ГКО от 23 августа обязывало наркома среднего машиностроения Малышева подать на завод № 92 100 «Комсомольцев». И он их подал: изъял из строевых частей и с ремонтных заводов. К середине октября все 100 тягачей были переоборудованы в САУ ЗИС-30. Производство встало.

Как перспективное противотанковое средство ЗИС-30 стали поступать на самый угрожаемый на тот момент участок фронта – под Москву. Первыми их в октябре получили 17, 18, 19, 20-я танковые бригады по 4-8 машин на каждую. Всего же ЗИС-30 поступили на вооружение 20 танковых бригад.

Выделить как-то конкретно участие этих самоходок в отдельных боях – удачных или не очень, практически невозможно. Танковые бригады сражались тогда в тяжелейших условиях: наносили удары, горели, отступали, бросая неисправную технику, попадали в окружение. Поэтому отметить успехи или неудачи ЗИС-30 в этих боях практически невозможно, также как Т-34, Т-26, БТ и другой боевой техники.

На пленуме Главного артиллерийского управления 1 октября 1941 года успехи ЗИС-30 были оценены высоко. Интересно, откуда информация, если они только начали поступать в войска? Очевидно, похвалили авансом. Но в апреле 1942 года ГАУ дало уже совсем иную оценку: «Машина неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, мал запас хода и возимый боекомплект, велики габариты, слаба защищенность моторной группы, не обеспечена связь расчета с водителем. Стрельба часто ведется с поднятыми сошниками, так как нет времени на развертывание, при этом наблюдались случаи опрокидывания машин». Созвучно оценке при испытаниях машины.

Конечно, ЗИС-30 была далеко не панацеей против танков Вермахта, и действия этих машин пришлись на тот период, когда противник стратегически и тактически переигрывал Красную армию. Но свой вклад в победу они внесли. Последние ЗИС-30 стояли на вооружении некоторых частей до лета 42-го года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector