0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы Су-35 (Су-27БМ) — многоцелевой истребитель

Су-35С. Сухой третьего розлива.

В последние годы на мировой и внутренний рынок успешно прорывается условное третье поколение «Сухих двадцать седьмых», представленное новейшими истребителями Су-35С. Почему третье? Читаем.

Первое поколение понятно: Су-27 и его модификации.

Следующее поколение — Су-30.

Семейство Су-30 при более внимательном рассмотрении оказывается неоднородным, представленным двумя независимыми ветвями развития: более простой и дешевой «комсомольской», основанной на Су-30МКК для Китая, и более сложной и дорогой «иркутской» – на основе Су-30МКИ для Индии (к последней принадлежит и Су-30СМ для ВКС России). Причем последние самолеты «комсомольского» семейства были выпущены в 2016 году, в то время как развитие и производство «иркутского» семейства продолжается.

Термины «иркутский» и комсомольский» — по географическому расположению предприятий-производителей: Иркутского авиазавода (филиала ПАО «Корпорация „Иркут“) и «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (филиала ПАО «Компания «Сухой»).

Однако «комсомольцы» не планировали полностью сдавать позиции иркутянам, и еще в 2005 году, с ориентацией именно на экспорт, был перезапущен проект глубоко модернизированного одноместного истребителя семейства Су-27. Рабочим индексом стал Т-10БМ – последние буквы обозначали «большую модернизацию». Поэтому первые несколько лет самолет рекламировался как Су-35БМ.

В 2007 году первый прототип был готов для наземных испытаний, а 19 февраля 2008-го совершил первый полет. Второй прототип взлетел 2 октября того же года.

Несмотря на экспортные амбиции, первым покупателем стали родные ВВС – в 2009 году на авиасалоне МАКС был подписан первый контракт сразу на 48 истребителей. В 2010 году закончились заводские испытания, а в 2011 взлетел первый серийный истребитель.

Поставки начались со следующего года, а в конце 2015 года был заключен еще один контракт, в этот раз на 50 машин. Тогда же новые истребители впервые заступили на боевое дежурство. Из 98 (по контракту) к весне 2019 года поставлено более 80 машин, в 2019 ожидается подписание очередного контракта. В общей сложности дополнительные закупки российскими ВКС Су-35С в наступающем десятилетии могут приблизиться к ста единицам.

В январе 2016 года первая четверка истребителей была переброшена в Сирию для участия в антитеррористической операции. Самолеты, периодически сменяясь, активно привлекались как к воздушному патрулированию и прикрытию ударных групп, так и к самостоятельным ударам по наземным целям.

В боевых условиях был отработан весь комплекс вооружения «воздух-земля», от управляемого ракетного и бомбового до пушки и неуправляемых ракет.

Особенности и боевые возможности

Внешне Су-35С весьма схож со старыми, добрыми Су-27. В отличие от Су-27М, на нем отсутствует переднее горизонтальное оперение (ПГО) – надобность в нем отпала вследствие оптимизации конструкции планера (изначально ПГО применялось, чтобы исправить небольшие огрехи в центровке и более полно реализовать потенциал аэродинамически нестабильной схемы).

Силовая установка представлена двигателями нового поколения АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги (УВТ), несколько облегченными вариантами двигателей истребителя Су-57.

По сравнению с двигателями АЛ-31Ф Су-27 тяга возросла на 16%. Конструкция самолета усилена, что обеспечивает значительный рост ресурса, кроме того, это дало возможность увеличить запас топлива на две тонны (то, что на западных истребителях и у семейства МиГ-29 реализуется крупными накладными баками, потенциал платформы Т-10 (основы для Су-35С) позволил реализовать, не уродуя чистоту аэродинамических форм). Впечатляющей демонстрацией дальности полета стал полет истребителя в ноябре 2016 года с севера России в обход Европы до Гибралтара и обратно; пусть и с дозаправками в воздухе, такое обычно под силу только бомбардировщикам.

Несмотря на высочайшие маневренные характеристики, которые, кроме двигателей с УВТ, обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), главным плюсом Су-35С следует считать мощнейший комплекс БРЭО, обеспечивающий качественный рост боевых возможностей. Часть систем унифицирована с истребителем пятого поколения Су-57. Ядро комплекса БРЭО – самая мощная в мире истребительная БРЛС «Ирбис» с фазированной антенной решеткой и дальностью обнаружения до 400 км (по цели типа «истребитель»). Помимо нее, Су-35С оснащен комплексом средств пассивного обнаружения – оптиколокационной станцией (дальность обнаружения до 90 км) и мощнейшим комплексом РЭБ, включающим средства как радиотехнической разведки, так и активной постановки индивидуальных и групповых помех.

Читать еще:  Исторические сведения И-15 - истребитель

Для более эффективной разведки и поражения наземных целей для самолета создается контейнер целеуказания Т220. Еще на авиасалоне МАКС-2017 этот самолет демонстрировался с подвешенным контейнером и позже неоднократно был замечен с ним на испытаниях, однако текущий статус этого изделия пока неизвестен. Оборудование кабины соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, основу его составляют два крупных, занимающих всю приборную панель многофункциональных экрана.

Самолет способен нести до 8 т вооружения на 12 узлах подвески, в том числе:

– ракеты «воздух-воздух» средней (Р-27, РВВ-СД) и малой (Р-73, РВВ-МД) дальности (планируется оснащение ракетами большой дальности РВВ-БД);

– ракеты «воздух-земля» семейств Х-29 и Х-31, крылатые ракеты Х-59МК;

– управляемые бомбы КАБ-500/1500 с различными типами ГСН;

– неуправляемые ракеты, кассеты и бомбы.

Рывок за бугор

Как отмечалось выше, изначально экспортный проект не получил иностранных заказов, но после этого самолет продемонстрировал свои высокие характеристики и был отработан в серийном производстве и в войсках.

Первым экспортным покупателем новейшего истребителя стал Китай, подписавший в ноябре 2015 года (после долгих переговоров) контракт на 24 истребителя на сумму порядка 2,5 млрд долларов.

Самолеты были поставлены в 2016–2018 годах и уже освоены китайскими летчиками (вместе с китайскими машинами общее количество серийных Су-35С в конце 2018 года превысило сотню).

Последний год эти машины активно принимают участие в сопровождении бомбардировщиков и патрульных самолетов, совершающих дальние вылеты к японским берегам и в оспариваемые районы Южно-Китайского моря.

Вторым покупателем стала Индонезия, заключившая в начале 2018 года контракт на приобретение 11 истребителей общим объемом 1,14 млрд долларов. Следует отметить, что Джакарта вполне могла стать и первым покупателем, но экономические и политические препятствия (в частности, жесточайшее давление со стороны США) сильно затянули согласование сделки. Внутренние экономические трения между ведомствами в Индонезии замедлили реализацию контракта и после его подписания, так что поставки самолетов, судя по ситуации, сдвинулись со второй половины 2019 года на 2020 год.

Несмотря на все проблемы в реализации, контракт с Индонезией, заключенный вопреки жесткому противодействию США (именно за покупку Су-35С США наложили санкции на главу Управления по закупкам военной техники Китая Ли Шаньфу и все его ведомство), на деле показывает, сколь привлекателен Су-35С для покупателей по всему миру.

К сделкам, которые будут заключены «с высокой степенью вероятности», относится контакт на закупку Египтом истребителей (более 20 единиц) на сумму около 2 млрд долларов.Официально стороны подтверждают только факт переговоров, но, вероятно, подобная скромность связана с намерением отсрочить санкционную реакцию со стороны США. Поставки возможны уже в 2020–2021 годах. К прочим потенциальным покупателям стоит отнести в первую очередь ОАЭ и Пакистан, переговоры с которыми открыто идут уже в течение долгого времени, и ряд других стран.

Так что, весьма удачная третья волна наследников старых, добрых, «ламповых» Су-27 вполне успешно завоевывает рынки сбыта, несмотря на козни Штатов и всего «прогрессивного» человечества. Прямые конкуренты нашего истребителя на внешнем рынке — здесь .

Удачи, господа самолетостроители КнААЗа, особенно в год Вашего 85-летия!

При подготовке статьи использованы материалы официального сайта филиала ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина»

Буду благодарен за комментарии в тему, желательно в комплекте с лайками.

Разработчик радаров для Су-35 и Су-57 — о сирийском опыте, конкуренции с F-35 и «умной коже» Су-57

Об уникальных возможностях радара для истребителя пятого поколения Су-57, о том, почему РЛС «Ирбис» — одна из лучших в мире, в интервью «Известиям» рассказал гендиректор НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова (НИИП, входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») Юрий Белый.

— Лет десять назад эксперты отмечали отставание России от США в разработке самолетных радаров с активными фазированными антенными решетками (АФАР). Такими РЛС оснащается, например, американский самолет пятого поколения F-35. Его российский конкурент Су-57 с похожей системой проходит испытания. Догоните конкурентов?

— В 80-х годах прошлого века в части радаров на основе фазированной антенной решетки с электронным управлением лучом антенны НИИП был «впереди планеты всей». Но после «лихих 1990-х» мы оказались в непривычной для себя роли догоняющих. У заокеанских коллег уже сотни истребителей с бортовыми РЛС на основе АФАР, а у нас пока десяток опытных образцов. Отставание — это факт. Но в будущее мы смотрим с оптимизмом. Этот оптимизм не на пустом месте. У НИИП, пожалуй, самый большой опыт среди разработчиков в области электронного сканирования. Более 70% поставляемых на экспорт российских боевых самолетов оснащены нашими радарами.

Читать еще:  2С4 «Тюльпан» - 240-мм самоходный миномет

Зарубежные и отечественные разработчики бортовых РЛС по разным причинам пропустили создание радаров с пассивными фазированными антенными решетками (ФАР), перейдя сразу на новый технологический этап — с АФАР. Наш же институт разработал и довел до серийного внедрения пять систем с ФАР, в том числе «Ирбис» для истребителя Су-35С поколения «4++». Это неоценимый опыт. По крайней мере по дальности обнаружения «Ирбис» превосходит все известные в мире бортовые РЛС с обычными фазированными антенными решетками и с АФАР.

И еще. Начав позже, мы сумели оценить недостатки предшествующих разработок и использовать последние научные достижения, например, в части так называемой умной обшивки, когда АФАР разных диапазонов распределены «по телу» истребителя. Эта технология впервые использована на самолете пятого поколения Су-57. Официальные представители Минобороны неоднократно отмечали, что его испытания с нашим радаром «Белка» идут по графику, замечания устраняются в обычном порядке. По части НИИП каких-либо серьезных недостатков не выявлено. Надеюсь, что и этап госиспытаний пройдем с положительным заключением. Тестовые полеты подтвердили, например, одно из основных преимуществ систем с АФАР — существенно большую эксплуатационную надежность.

— Применим ли опыт проектирования радара «Белка», например, при конструировании РЛС для нового стратегического ракетоносца?

— В проекте перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) мы полноправные участники опытно-конструкторской работы и уже защитили эскизный проект. Конечно же, при разработке ПАК ДА будет использован и получит дальнейшее развитие опыт создания РЛС для Су-57.

— По оценке Минобороны, истребители Су-35С и Су-30СМ с вашими радарами хорошо показали себя в Сирии. Как прошло их боевое крещение?

— В сирийской операции принимали участие пять различных систем нашей разработки, и все получили положительную оценку. Су-35С с нашим «Ирбисом», Су-30СМ с «Барсом» успешно выполнили поставленные задачи по сопровождению бомбардировщиков. Они совершили огромное количество боевых вылетов. Прикрытие обеспечило выполнение задачи всей операции и не позволило вмешаться авиации «партнеров». Подобные попытки предпринимались даже с участием таких лидеров авиации коалиции, как «невидимка» F-22. Но, мягко говоря, они не жаждали встречи с нашими истребителями.

— Рассматриваете возможность модернизации «Ирбисов» и «Барсов»?

— Первые поставки локаторов «Барс» в составе истребителей Су-30МКИ для индийских ВВС начались в 2002 году. Суммарный портфель заказов на Су-30МКИ и созданные на их основе Су-30СМ превысил 470 самолетов. Из них около 390 уже поставлены заказчикам. Было бы не по-хозяйски оставить в прежнем облике самолеты 15-летней давности. Тем более что открытая архитектура авионики означает хороший потенциал для повышения боевых возможностей. Предложения по модернизации «Барсов» индийской стороне сделаны, ведутся переговоры.

Система «Ирбис» истребителя Су-35 — наша новейшая разработка в этом сегменте радаров. Она воплотила в себе всё лучшее, чего мы достигли более чем за 40-летний период разработки РЛС с пассивными ФАР для самолетов и наземных комплексов ПВО. Законтрактованы 122 Су-35. Изготовлено более 75 машин, в том числе для ВКС России — порядка 60. Исходя из критерия «стоимость-эффективность», считаю, что потенциал бортовых станций с пассивными ФАР далеко не исчерпан. Например, для легких истребителей и беспилотников может оказаться более выгодным использование радаров с такими антенными решетками, нежели дорогих систем с АФАР.

— В активе НИИП — опередивший в свое время конкурентов радар «Заслон» для высотного перехватчика МиГ-31. Что с его модернизацией?

— МиГ-31 с нашей системой «Заслон» принят на вооружение в 1981 году. Когда его впервые показали на авиасалоне в Ле Бурже в 1991 году, была настоящая сенсация для заокеанских и европейских специалистов. Оказалось, русские первыми в мире сделали для истребителя радар с электронным управлением лучом антенны. Это обеспечило революцию в радиолокации. Главным результатом стала способность РЛС одновременно обрабатывать гораздо больше целей.

«Заслон» поэтапно модернизировался. Последняя версия «Заслон-АМ» для модификации МиГ-31БМ создана относительно недавно. Сейчас строевые перехватчики доводятся до этого уровня. Недавно, например, авиация Центрального военного округа получила очередное звено МиГ-31БМ. По отзывам военных, благодаря современному бортовому радиоэлектронному оборудованию и вооружению нового поколения боевая эффективность перехватчика возросла почти в три раза. Однако на этом модернизационный потенциал системы фактически исчерпан. Если будет задание на МиГ-41, то для него будем разрабатывать совершенно другой радар — с учетом опыта создания «Барса», «Ирбиса» и «Белки».

Читать еще:  Исторические сведения ЗИС-30 - 57-мм лёгкое самоходное орудие

Примерно такая же история с системой управления вооружением «Меч» (Н001) истребителей Су-27. Эти самолеты приняты на вооружение в 1985 году. В 2004-м на вооружение взят модернизированный Су-27СМ с системой «Меч-М». Это был первый истребитель поколения «4+» в российских ВВС. Последние 12 Су-27СМ поступили в авиачасти по контракту 2009 года. При модернизации «Меча» к штатному режиму «воздух-воздух» добавлены еще несколько, в том числе картографирование, обнаружение наземных целей, сверхдальнее обнаружение и распознавание целей. Дальнейшая модернизация этой серии уже не имеет смысла, так как превалируют истребители поколения «4++» — Су-30СМ и Су-35, на подходе пятое поколение.

Легендарные самолеты

История создания, конструкция, модификации, эксплуатация и окраска легендарных самолетов от истоков и до наших дней

Social Icons

Pages

30.03.2013

Модификации Су-27

Семейство Су-27 насчитывает множество модификаций. Мож­но проследить четыре основные линии развития — одноместный истребитель Су-27, двухместный учебно-боевой и боевой самолет Су-27УБ/Су-30; палубный истре­битель Су-33 и фронтовой бом­бардировщик Су-32 ФН/Су-34. Ниже перечислены модификации одноместного истребителя Су-27.

Су-27 (Т-10С)

Радикально модернизированный Т-10, фактически новый самолет, буква «С» обо­значает «Серийный». Практически пол­ностью изменена форма планера, уста­новлено крыло с прямыми законцовками.

В прототип Т-1 ОС перестроен Т-10-7. За- концовки килей первых серийных Су-27 выполнялись прямыми, позже их стали де­лать скошенными, менялась форма цен­тральной хвостовой балки, с килей исчезли противофлаттерные грузы. Максималь­ную взлетную массу самолетов поздней постройки довели до 33 ООО кг, а даль­ность полета до 4000 км. На части самоле­тов вместо внешних пилонов установлены контейнеры с аппаратурой РЭБ (на торцах крыла).

Су-27П

Су-27СК

С 1991 года на заводе в Комсомольске- на-Амуре было развернуто серийное производство экспортной модификации Су-27СК (Серийный Коммерческий); по­сле присвоения палубному истребителю Су-27К обозначения Су-33, Су-27СК ча­сто обозначается Су-27К.

Су-27СКМ

27М (Су-35)

Су-27СМ

В 2004-2009 годах для ВВС РФ были от­ремонтированы и модернизированы в ва­риант Су-27СМ 48 истребителей Су-27.

По программе так называемой «малой мо­дернизации» заменено приборное обо­рудование кабин, часть БРЭО, дорабо­тан планер; самолет получил возможность применять управляемое вооружение «воз­дух — поверхность».

Су-35/Су-35С

Максимально облегченный для уста­новки мирового рекорда скороподъем­ности один из первых серийных Су-27 (Т-10-1 5), с целью снижения массы с самолета даже смыли краску. Взлет­ная масса уменьшена до 14 100 кг, тяга каждого двигателя на форсаже увели­чена до 29,955 кН. В 1 986-1 988 годах на П-42 установлено 27 мировых рекор­дов скорости и скороподъемности.

Т-10-20

Т-10-24

Серийный Т-10-24 был переоборудо­ван в летающую лабораторию для оцен­ки влияния переднего горизонтального оперения (ПГО) на устойчивость и управ­ляемость.

Т-10-26 (ЛЛ-УВ (КС))

В летающую лабораторию для испытаний двигателя АЛ-31 Ф с экспериментальным поворотным соплом был переоборудован Т-10-24.

11 -й Су-27М (Су-35) в 1995 году модер­низировали в вариант Су-37 с двигателя­ми АЛ-31 ФП с отклоняемым вектором тяги и их системы управления (вектор тяги откло­няется в вертикальной плоскости +/-15°). Вместо обычной ручки управления в кабине установлена боковая ручка-джойстик, изме­нены органы управления двигателями. При­борное оборудование выполнено по прин­ципу «стеклянной кабины».

Су-27П

Один или два самолета, переоборудо­ванные для пилотажной группы ЛИИ им. М. М. Громова «Летчики-испытатели».

С самолета снята система управления во­оружением, установлена система доза­правки в воздухе. Помимо показательных полетов использовался для проведения летных экспериментов.

Китайские Су-27

В 1991 году был подписан кон­тракт на поставку КНР 20 Су-27СК, а в 1996-й — еще на 16 Су-27СК. В Ки­тае самолет получил обозначение J-11. Поставки начались в 1992 году. Самоле­ты второй партии отличались возможно­стью установки контейнеров РЭБ «Сорб­ция», усиленным шасси и возможностью применения неуправляемого вооружения «воздух — поверхность». В 1996 году Ки­тай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэк­спорта в третьи страны.

Китай неоднократно настаивал на мо­дернизации J-11 путем замены РЛС Н001 на более совершенную, расшире­ния ассортимента УР «воздух — воздух» и установки в кабине многофункциональ­ных индикаторов. К 2006 году в вариант J-11А были доработаны около 60 J-11.

В стране также велась разработка соб­ственного варианта Су-27 с двигателями WS-10А, новой РЛС китайской конструк­ции и способностью применять управля­емое оружие китайской разработки. Су­ществование J-11В Китай официально подтвердил в мае 2007 года. В 2010 году было официально объявлено о поступле­нии на вооружение ВВС КНР истребите­лей J-11 В, которые, якобы, ничего общего с Су-27 не имеют.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector