2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы С-25 «Беркут» — зенитно-ракетный комплекс

Схемы С-25 «Беркут» — зенитно-ракетный комплекс

С-25 «Беркут». В конце 40-х и начале 50-х годов Советский Союз начал осуществлять одну из наиболее сложных и дорогостоящих программ на начальном этапе «холодной» войны, которая уступала только программе разработки ядерного оружия. В условиях угрозы со стороны стратегических бомбардировочных сил США и Великобритании И. В. Сталин распорядился о создании ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети, для отражения возможных массированных воздушных атак на Москву. За московской системой в 1955 г. последовала вторая программа, имевшая целью защиту Ленинграда.

ЗРК С-25 Беркут — видео

После окончания второй мировой войны Советский Союз приступил к программе использования захваченных военных немецких технологий. Особый интерес был проявлен к радиолокационной технологии и противосамолетным ракетам. После предварительного изучения многих типов германских ракет было решено остановиться на ракетах типа «Schmetterling» и «Wasserfall». На их базе специалистами НИИ-88 были разработаны ракеты Р-101 и Р-105. испытания которых начались в 1948 г. Однако оба типа ракет проявили недостаточную боевую эффективность, а советской программе были свойственны те же проблемы, что и Германии: чрезмерная концентрация внимания на конструкции ракеты и недостаточное, внимание более критическим технологическим проблемам, связанным с радиолокационной системой и системой управления (наведения). Одновременно другие советские КБ, усиленные немецкими инженерами, исследовали ключевые технологии. В частности, в НИИ-885 (г. Монино Московской области) была разработана полуактивная радиолокационная ГСН для зенитных ракет, в которой использовался для подсветки цели радар SCR-584, полученный по «лендлизу».

В августе 1950 г. задача разработки московской системы ПВО. базирующейся на зенитных ракетах, была возложена на московское СБ-1. Главными конструкторами системы были назначены С. Берия (сын J1. Берия) — известный в стране радиоспециалист и П. Куксенко, ранее репрессированный. Система получила наименование «Беркут» (по начальным буквам фамилий разработчиков).

Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут» (SA-1 «Guild» по классификации США/НАТО) предназначалась для обороны Москвы от воздушных налетов, в которых могло участвовать до 1000 бомбардировщиков. В соответствии с тактико-техническими требованиями необходимо было разработать Центр управления, который обеспечивал бы нацеливание ракет на 20 бомбардировщиков, совершающих полет на скорости до 1200 км/ч на дальностях до 35 км и на высотах от 3 до 25 км. Работы по системе «Беркут» были распределены между несколькими специальными КБ. ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка ассоциированной ракеты В-300 (заводской индекс «205»). В ней широко использовались германские технологии, но она отличалась от предыдущей системы Р-101.

Ракета В-300 была одноступенчатой, выполненной по аэродинамической схеме «утка»: воздушные рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях впереди двух крыльев, установленных в тех же плоскостях на средней части корпуса. Цилиндрический корпус диаметром 650 мм расчленялся на 7 отсеков. В хвостовом устанавливался четырехкамерный ЖРД Ш9-29 с вытеснительной системой подачи, развивавший тягу 9000 кг. На специальной ферме в хвостовой части корпуса крепились газовые рули. Стартовая масса ракеты — 3500 кг. Старт ЗУР производился вертикально со специального пускового стола.РЛС Б-200 обеспечивала сопровождение как цели, так и ракеты, и выдавала на ракету команды управления. Антенные системы РЛС Б-200 осуществляли сканирование пространства в азимутальной и угломестной плоскостях. РЛС измеряла три координаты, необходимые для формирования команд управления ракетой. Ракета была оснащена неконтактным взрывателем, который срабатывал на конечной фазе перехвата, система не имела возможности подрыва по команде. Осколочно-фугасная боевая часть Е-600 должна была поражать самолет противника с расстояния до 75м.

Испытательные пуски ракет В-300 начались в июне 1951 г., т. е. менее чем через год после начала программы. В течение года на ракетном полигоне Капустин Яр было запущено около 50 указанных ракет. Начальные пуски были связаны главным образом с аэродинамическими и компонентными испытаниями, поскольку РЛС Б-200 не была доставлена на полигон Капустин Яр до конца 1952 г. Испытания системы в полном составе начались в мае 1953 г., когда бомбардировщик Ту-4 был сбит ракетой В-300 на высоте 7 км. Выбор типа цели был не случаен, самолет Ту-4 был копией американского Б-29, сбросившего атомные «бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Уточняющие серийные образцы ракет были испытаны в 1954 г., включая одновременный перехват 20 целей. После смерти И. В. Сталина в руководстве программы «Беркут» произошли значительные изменения. СБ-1 было выведено из подчинения КГБ, Берия был арестован, С. Берия снят с работы, а СБ-1 переименовано в КБ-1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Главный конструктор НИ И-108 А. Расплетин был переведен в КБ-1 и возглавил программу «Беркут», которая была переименована в программу С-25.

Под названием С-25 «Беркут» система была принята на вооружение и начато ее серийное производство и развертывание. Наиболее дорогостоящим элементом системы были пусковые позиции и необходимая дорожная сеть. Было решено создать вокруг Москвы два кольца ракетных полков: одно кольцо на расстоянии 85—90 км от центра города для нанесения решающего удара против бомбардировщиков, а другое — на расстоянии 45—50 км для уничтожения бомбардировщиков, прорвавшихся через первое кольцо. С целью обеспечения доступа к пусковым позициям были построены две кольцевые дороги. По оценкам американской разведки, на строительство этих дорог и пусковых позиций в 1953—1955 гг. было израсходовано годовое производство бетона.

Читать еще:  Модификации Солдатская фузея обр. 1731 г.

Строительство началось летом 1953 г. и закончилось в 1958 г. На внутреннем кольце были развернуты 22 зенитных полка, а на внешнем — 34, т. е. всего 56 полков. Каждая пусковая позиция состояла из четырех функциональных секций-зон: пусковой, радиолокационной, административно-жилищно-технической и энергетической трансформаторной подстанции. На территории пусковой зоны площадью более 140 га имелась развитая сеть подъездных путей и 60 пусковых установок. На расстоянии примерно 1,5 км в бункере размещался командный пункт, занимающий территорию примерно 20 га. На территории пункта находилась РЛС В-200, включающая азимутальную РЛС и высотомер. В бункере была развернута основная БЭСМ и 20 постов управления. Каждый полк имел в своем составе около 30 офицеров и 450 рядовых. На каждом объекте находилось по три ракеты с- ядерной боевой частью, имеющей тротиловый эквивалент около 20 кт. Такая ракета могла уничтожать все цели, находящиеся в радиусе 1 км от точки подрыва и должна была применяться в случае массированных налетов с применением носителей ядерного оружия.

Конфигурация позиции позволяла полку поражать 20 целей одновременно. По-видимому, на первом этапе каждый полк мог обстреливать 20 целей 20 ракетами В-300. После усовершенствования системы обстрел мог вестись тремя ракетами по одной цели, что значительно увеличило вероятность поражения. В дополнение к пусковым позициям 56 полков были построены шесть оборонных зон вдоль внутренней кольцевой дороги. Позиции системы С-25 поддерживались большим количеством РЛС системы ПВО страны, которые обеспечивали раннее предупреждение и первоначальную информацию по целям. Специально для этих целей НИИ-224 была разработана обзорная РЛС А-100. но могли использоваться и другие РЛС дальнего обнаружения. Развертывание системы С-25 совпало с существенным ростом радиолокационной сети ПВО, в частности, в период 1950—1955 гг. производство радиолокационных средств увеличилось в четыре раза.

Два кольца ЗРК С-25 «Беркут» вокруг Москвы радиусом 50 и 90 км

Серийное производство системы С-25 «Беркут» началось в 1954 г. К 1959 г. было произведено всего примерно 32 тысячи ракет В-300. Это в 20 раз превышало масштабы строительства баллистических ракет за тот же период. Впервые ЗУР В-300 открыто показали на параде 7 ноября 1960 г. Система С-25 по масштабам и времени строительства была примерно сравнима с американской системой Nike-Ajax. В США было произведено 16 тысяч ракет и развернуто 40 дивизионов, в СССР — 32 тысячи и развернуто 56 полков. Первый дивизион системы Nike-Ajax был развернут недалеко от Вашингтона в декабре 1953 г., несколько раньше, чем в Московском округе ПВО. Большие масштабы производства и развертывания системы С-25 в СССР частично объясняются более простой системой наведения, обеспечивающей перехват одной цели тремя ракетами для достижения приемлемого уровня поражения. Технические параметры обеих систем были примерно одинаковыми, дальность действительного поражения составляла 40—45 км. Однако ракета В-300 была в три раза тяжелее американской, частично из-за большей массы боеголовки, но главным образом — из-за использования менее эффективной одноступенчатой конструкции в отличие от двухступенчатой ракеты системы Nike-Ajax. В обоих случаях эти системы были быстро заменены более сложными: Nike-Hercules в США и С-75 «Двина» в СССР.

Как и многие первые ракетные системы оружия, система С-25, которую Н.С. Хрущев называл «московский частокол», имела очевидные недостатки еще на стадии развертывания. Средства системы были равномерно распределены по периферии Москвы без усиления наиболее вероятных направлений нападения (Северного и Западного). Недостаточная плотность огня могла не предотвратить прорыва превосходящих сил или оборона могла быть прорвана еще до подхода основных сил бомбардировочной авиации. Хотя система никогда не использовалась в боевом режиме, нет оснований считать, что С-25 была хорошо защищена от средств РЭБ. В то время как авиация США и Великобритании получила значительный боевой опыт использования средств РЭБ во время второй мировой войны и в Корее, в СССР они были в зачаточном состоянии. Это обусловливало слабую защиту системы С-25 от электронного подавления и других методов РЭБ. Выбор фиксированной конфигурации боевых позиций ограничивал развитие системы и ее усовершенствование. Огромные командные бункеры, приспособленные для размещения на них антенной системы РАС Б-200, ограничивали азимутальные возможности станции.

Система С-25 могла поражать дозвуковые цели, летящие со скоростью до 1000 км/ч, хотя на. вооружении появились бомбардировщики со сверхзвуковой скоростью. И наконец, в середине 50-х годов в США и СССР были разработаны ракеты, запускаемые вне зоны поражения ПВО: американская AGM-28F «Hound Dog» и советская Х-20 (AS-3 «Kangaroo»). Они представляли угрозу, поскольку имели значительно меньшую отражающую РЛ-поверхность и могли запускаться за пределами зоны поражения системы С-25. Недостатки и большая стоимость системы С-25 стали причиной отказа от развертывания ее вокруг Ленинграда. Система С-25 состояла на вооружении почти 30 лет, хотя ее эффективность продолжала падать. В 80-х годах на смену ей пришла система С-300П.

Тактико-технические характеристики ЗРК С-25 Беркут

Годы эксплуатации: 1955 — 1982
— Принят на вооружение: 1955
— Конструктор: Головной разработчик — КБ-1

Характеристики системы образца 1955 года

— Скорость целей: 1500 км/ч
— Высота поражения: 5,0—15 км
— Дальность: 35 км
— Количество поражаемых целей: 20
— Количество ЗУР: 60
— Возможность поражения цели в помехах: нет
— Срок хранения ракеты: на пусковой установке — 0,5 года; на складе — 2,5 года

Читать еще:  Боевое применение Ми-34 - многоцелевой вертолет

Характеристики после модернизации 1966 года

— Скорость целей: 4200 км/ч
— Высота поражения: 1500—30000 м
— Дальность: 43 км
— Количество поражаемых целей: 20
— Количество ЗУР: 60
— Возможность поражения цели в помехах: есть
— Срок хранения ракеты: на пусковой установке — 5 лет; на складе — 15 лет

Фото ЗРК С-25 Беркут

Вертикальная антенна станции Б-200 комплекса С-25 «Беркут» предназначена для обзора воздушного пространства в угломестной плоскости.

Зал управления комплексом С-25. В центре пульт старшего оператора, по бокам рабочие места операторов наведения и пуска, на заднем плане планшеты воздушной обстановки.

Нереализованная авиационная компонента Г-300 системы ПВО С-25 «Беркут».

Практически все знают, что первой зенитной ракетной системой, созданной в Советском союзе, была система ПВО С-25 Беркут . Однако мало кто помнит, что в рамках этого амбиционного проекта создавалась также и воздушная компонента системы перехвата. И речь в данной статье пойдет именно о ней. Авиационная компонента системы ПВО представляла собой самолет дальнего радиолокационного обнаружения и перехвата Г-310 с ракетами воздушного базирования Г-300 и радиолокационным комплексом Д-500 . Разработкой этой системы занималось КБ-1 совместно с ОКБ-301 Семена Лавочкина . По замыслу разработчиков воздушный компоненты системы С-25 должен был стать третьим эшелоном обороны Москвы, который необходимо было задействовать в случае если вражеские самолеты прорвались бы через два наземных кольца. Итоговый выбор в качестве самолета носителя воздушной компоненты пал на бомбардировщик Ту-4 . На этапе проработки проекта рассматривались и другие носители, в том числе бомбардировщик Ту-14 и один из нереализованных сверхзвуковых самолетов.

Самолет носитель Г-310.

Бомбардировщик Ту-4 оснастили четырьмя радиолокационными станциями системы » Тайфун » Д-500 с дальностью обнаружения около 40 километров, обеспечивающими обзор передней, задней, верхней и нижней полусфер. Главным конструктором РЛС стал возглавлявший НИИ-17 В.В. Тихомиров . Наведение ракет планировалось осуществлять по лучу РЛС . Помимо радиолокационных средств, самолет должен был нести 4 ракеты с расчетной дальностью в 40. 50 км. Для них изготовили специальные балочные держатели. Применение Ту-4 заодно упрощало и чисто конструкторскую задачу создания ракет «воздух-воздух» — к ним не предъявлялись жесткие массово-габаритные ограничения, свойственные вооружению истребителей. По результатам испытаний самолет достиг практического потолка в 9900 метров и максимальную скорость в 545 км/ч.

Изделие 210 и 211.

Для данной системы перехвата были разработаны два основных типа ракет. Ракета “ изделие 210 ” создавалась как уменьшенная копия ракеты В-300 системы ПВО С-25 с Х-образным расположением крыльев и с двумя РДТТ-ускорителями . Конструктивно она создавалась по аэродинамической схеме “ утка ” с размещением элеронов только на одной паре крыльев ракеты, расположенных в одной плоскости.

Состояла она из следующих отсеков: головной обтекатель с РЛ ГСН и радиовзрывателем, рулевой отсек с аэродинамическими рулям, осколочная боевая часть, баки с топливом, приборный отсек, двигатель. Для отработки систем управления ракет использовали летающие лаборатории Ту-2ЛЛ . После проведения первых испытаний в 1951 году было принято решение доработать ракету по другой схеме.

Однако и она не принесла ожидаемых результатов на новом этапе испытаний. Требовалось улучшение маневренности ракеты для быстрого и уверенного ввода в радиолуч наведения, улучшение силовой установки и применение нового боевого заряда. К 1952 году был разработан следующий вариант ракеты, получивший индекс “ Изделие 211 ”. Всего в 1952 г. заводом ОКБ-301 собрано 63 ракеты Г-300 / «изделие 211» .

Испытания комплекса перехвата.

В мае-июне 1952 г. начат первый этап летных испытаний самолета с макетами ракет » изделие 211 «. В октябре было проведено пять контрольных пусков ракет без аппаратуры радиоуправления. Параллельно с этим военное руководство страны начало прорабатывать планы развертывания частей перехватчиков Г-310 для несения ими боевого дежурства. Для эксплуатации самолета Ту-4 требовались аэродромы первого класса, поэтому в качестве таковых рассматривались аэродромы Чкаловский, Мигалово, Раменское и Дягилево. В январе 1953 года в ОКБ-301 были начаты работы по устранению недочетов, которые были выявлены в рамках первых этапов испытаний. Но из-за неготовности бортовой аппаратуры радионаведения испытания ракет » изделие 211 » в управляемом варианте так и не состоялись.

По приказу МАП СССР от 16 августа 1954 г. все работы по данному комплексу были прекращены. Несмотря на то что данная система перехвата так и не была доведена до логического завершения необходимый опыт в разработке подобных систем был получен. ОКБ-301 использовало эти наработки для создания ракет воздух-воздух К-15 , которыми планировалось вооружить перспективные реактивные истребители. С другой же стороны опытно-конструкторские работы по самолетам дальнего радиолокационного обнаружения в нашей стране прервались до конца десятилетия и были возобновлены почти с чистого листа на Ту-126 . Поэтому сложно однозначно судить о правильности принятых в то врем решений. Основы закладывались правильные, подкачала возможность технической реализации. Полноценный комплекс дальнего перехвата, который мог одновременно находить цели на большом расстоянии и поражать их был создан гораздо позднее- им стал перехватчик МиГ-31 с комплексом «Заслон» и управляемыми ракетами К-33 .

«Беркут», прикрывший Москву

7 мая 1955 года постановлением Совета Министров СССР принята на вооружение войск ПВО страны зенитная ракетная система С-25

Первая в истории нашей страны ракетная система ПВО существенно изменила военный баланс между СССР и странами НАТО. Без преувеличения можно сказать, что революционный комплекс делал невозможной тактику массированного налета и бомбардировок Москвы в случае начала вооруженного конфликта. Комплекс, получивший наименование «Беркут», стал не только противовоздушным щитом столицы СССР, располагавшимся на двух «бетонках» – кольцах трасс, созданных вокруг города. Он стал основой для всех последующих современных комплексов ПВО нашей страны. Появление современных С-300, С-350 и С-400 во многом было обеспечено тем заделом, который был создан при разработке их «дедушки» – грозного «Беркута», так испугавшего до этого непобедимые воздушные армады НАТО.

Читать еще:  Видео Палаш конно-артиллерийский солдатский обр. 1803 г.

Жизненная необходимость

К началу холодной войны, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции уже вынашивали несколько планов по ведению войны против СССР. Самые известные из них – это операции «Немыслимое», «Тоталити», «Дропшот», но были и другие, более или менее известные в истории военные замыслы против Советского Союза. Все эти планы отличались одной схожей чертой: так, используя козырь, оставшийся после Второй мировой войны, сильную бомбардировочную стратегическую авиацию, предусматривали масштабные атомные бомбардировки городов и промышленных центров СССР.


С-25 на параде на Красной площади. Источник: https://topwar.ru

Опыт прошедшей мировой войны показывал, что зенитная артиллерия и истребители ПВО уже не могли остановить массированный налет тяжелых бомбардировщиков. Несмотря на все попытки усовершенствования ствольной зенитной артиллерии, к началу 50-х годов она достигла своего пика развития. Ни радиовзрыватель, ни наводка при помощи РЛС не смогли бы остановить налет 500-700 американских «Суперкрепостей». Истребители с трудом преодолевали заградительный огонь оборонительных турелей бомбардировщиков. И это не считая возможного боя с их истребительным прикрытием. Более того, на больших высотах у ПВО традиционного типа было всего около 10-20 минут, чтобы остановить прорыв формации вражеских бомбардировщиков. И это при том, что противник готовился выставить до 1200 четырехмоторных бомбардировщиков за один налёт. Стране срочно требовалось более эффективное, а главное – нестандартное средство ПВО.

Создание комплекса ПВО

Сейчас нам много рассказывают о современных, одних из лучших в мире отечественных зенитно-ракетных комплексах. Однако мало кто знает, насколько наряженную и колоссальную работу с конца 40-х годов вела вся страна, чтобы сковать надежный противовоздушный щит Родины. И.В. Сталин озаботился вопросом создания таких систем ещё в 1949 году. В разговоре с ракетчиком П. Н. Куксенко верховный главнокомандующий обсудил возможности создания ракет ПВО. На основе немецкого опыта и времен Второй мировой и у нас, и у американцев уже сформировалось видение ракетных систем ПВО. Но для нашей страны дело осложнялось тем, что страна восстанавливалась после разрушений и потерь, принесенных войной, ресурсы были крайне ограничены, специалистов не хватало. В этих условиях единственно верным решением стало присвоение проекту создания ракет ПВО приоритета, сравнимого с ядерным проектом. Работы по будущему С-25 курировал всесильный Л. П. Берия. Секретное постановление правительства СССР № 3389-1426 положило начало работам по комплексу, получившему шифр «Беркут».


Схема ракеты В 300 комплекса С-25. Источник: http://oruzhie.info

В названии нового оружия для ПВО, фигурирует слово комплекс, а это значит, что мало было создать лишь ракету. Такие опыты проводили даже немцы ещё в ходе войны. Поэтому требовался именно комплекс, в который вошли и радиолокационные станции обнаружения, и пусковые установки, и командные пункты как стационарные, так и подвижные, и, наконец. сама ракета. Для этого всего практически с нуля необходимо было создать узлы и агрегаты, сложные и неосвоенные доселе в производстве. В создании комплекса принимали участие 12 крупных советских НИИ и НПО. Было создано новое отдельное КБ-1, известное сейчас как концерн ПВО «Алмаз-Антей». В создании принимали участие и немецкие инженеры, чьи наработки очень пригодились в проектировании «Беркута». В рекордные 7 месяцев, проект был составлен. Началось производство компонентов и реализация наработок.

«Беркут» расправляет крылья

К 1952 году комплекс был готов к испытанию. Титанический труд сотен специалистов и прежде всего руководителей проекта – К. М. Герасимова, А. С. Еляна, С. Л. Берии и П. Н. Куксенко, А. Расплетина – сделал возможным производство всего сложнейшего комплекса ПВО. Интересно, что военные возражали против принятия новых ракет на вооружение и в целом отнеслись с недоверием к новому оружию. Однако отличные результаты пробных стрельб на полигоне Капустин Яр в 1952-1953 годах и личное заступничество Н.С. Хрущева стали достаточным аргументом в пользу принятия «Беркута» на вооружение. РЛС комплекса сопровождало до 20 целей и поражало мишени на базе четырехмоторного бомбардировщика Ту-4, аналогичного американским машинам.


Схема двух колец ПВО вокруг Москвы. Источник: http://pvo.guns.ru

7 мая 1955 года комплекс заступил на боевое дежурство вокруг Москвы, обеспечивая её противовоздушную оборону, а к 1958 году «Золотое кольцо» ПВО было полностью сформировано. Столицу окружали 56 стартовых комплексов системы С-25 «Беркут», они располагались двумя кольцами: внешнее – из 34 комплексов и внутреннее – из 22-х. Позиции соединялись бетонными дорогами, которые работают и в наши дни как федеральные трассы, в простонародье «бетонки». Комплексы надежно прикрыли столицу от любых, даже массированных налетов, могли контролировать до 1200 целей, имелись закрытые и запасные командные пункты, и надежная система РЛС.

В целом комплекс С-25 оценивается как лучший для своего времени, он обеспечил не только защиту столице, где сосредоточено все военное и гражданское управление страной, но и огромный задел в разработке перспективных систем отечественной ПВО. С-25 окончательно вывели из вооружения ПВО Москвы лишь в 90-е годы, так что «Беркут» почти полвека прикрывал столичное небо.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector