4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы С-200 — зенитно-ракетный комплекс

Зенитный ракетный комплекс С-200В Вега

Всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия.

Разработка зенитной ракетной системы большой дальности была начата в ЦКБ «Алмаз» в 1958 году, под индексом С-200А (шифр «Ангара») система была принята на вооружение войск противовоздушной обороны страны в 1967 г. Практически, все важнейшие объекты страны находились под ее защитой. В последующем система С-200 неоднократно модернизировалась: 1970 г. — С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. — С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения целей. В систему С-200Д введена модифицированная ракета 5В28М с большой дальностью и возможностью стрельбы по удаляющимся целям «вдогон», а также работы в условиях активных помех. Зенитные ракеты 5В21, 5В28, 5В28М, входящие в состав этих комплексов, разрабатывались в ОКБ-2 МАП (МКБ «Факел») под руководством генерального конструктора П.Д. Грушина., комплекс средств обнаружения и наведения в СКБ-1 «Алмаз» (генеральный конструктор Расплетин Александр Андреевич — основоположник советской школы по разработке управляемого зенитно-ракетного оружия, в 50-х-60-х годах ХХ века осуществлявший научно-техническое руководство по разработкам зенитно-ракетных систем и комплексов С-25, С-75, С-125, С-200 и их модификаций, а также работами по созданию системы противокосмической обороны), пусковые установки 5П72В — в КБ специального машиностороения.

ЗРК С-200В поставлялся с начала 1980-х годов под индексом С-200ВЭ «Вега-Э» в ГДР, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. В начале 1990-х годов комплекс С-200ВЭ был приобретен Ираном. Экспортный вариант системы отличался от С-200В измененным составом аппаратуры ПУ и кабины управления.

В 1989-1990 г.г. проводилась модернизация системы С-200В с целью создания «Вынесенной зенитной ракетной батареи» (ВЗРБ), предназначенной для обеспечения пуска ракет по целям, сопровождаемым радиолокатором РПЦ, при удалении стартовой позиции на расстояние до 140 км. Для связи с командным пунктом ВЗРБ придавалась промежуточная кабина сопряжения. К средствам ВЗРБ были предъявлены дополнительные требования по сокращению времени развертывания из походного положения, замене части аппаратуры, сокращению количества кабельных связей и др. Однако в дальнейшем практического продолжения работы по ВЗРБ не имели.

На западе комплекс получил обозначение SA-5 «Gammon»

ЗРК С-200В — одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах.

Состав ЗРК С-200В:

пункт управления и целеуказания К-9М

антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В (см.фото в боевом положении, в походном положении)

шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28 (5В21) (см.компоновочную схему)

  • заряжающая машина 5Ю24
  • транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М) на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260
  • Автопоезд — 5Т23 (5Т23М),транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83
  • Стартовые позиции 5Ж51В и 5Ж51 для систем С-200В и С-200, соответственно, были разработаны в КБ специального машиностроения (г.Ленинград), и предназначены для предстартовой подготовки и пуска ракет 5В21В и 5В21А. Стартовые позиции представляли собой систему стартовых площадок для ПУ и ЗМ (заряжающей машины) с центральной площадкой для кабины подготовки старта, электростанции и систему дорог, обеспечивающих автоматический подвоз ракет и заряжание ПУ на безопасном расстоянии. Кроме того была разработана документация на техническую позицию (ТП) 5Ж61, которая являлась составной частью зенитных ракетных систем С-200, С-200В и предназначалась для хранения ракет 5В21В, 5В21А, подготовки их к боевому использованию и пополнению ракетами стартовых позиций огневого комплекса. В состав комплекса ТП входили несколько десятков машин и устройств, обеспечивающих все работы при эксплуатации ракет.

    Комплекс оборудования стартовой позиции включал в себя пусковые установки 5П72, 5П72Б, 5П72В, которые предназначались для проведения предстартовой подготовки, наведения и пуска ракет, заряжающую машину 5Ю24, предназначенную для автоматического заряжания ПУ (см.фото), ряд машин технической позиции — автопоезд 5Т53 (5Т53М), транспортно-перегрузочную машину (ТПМ) 5Т83 (5Т83М), транспорто-заряжающую машину (ТЗМ) 5Т82 (5Т82М), механизированный стеллаж 5Я83 и другие машины.

    Техническая позиция, скомплектованная и развернутая на полигоне Сары-Шаган для опытной проверки, обеспечивала совместные испытания системы С-200 в 1964-1966гг.

    ПУ 5П72 представляла собой очень сложную автоматизированную машину и обеспечивала предстартовую подготовку, наведение и пуск ракеты. ПУ оснащена электрическим приводом механизма наведения по азимуту, позволяющим за 35с перебросить на 179° стрелу с ракетой, электрогидравлическим приводом подъемного механизма, который поднимал качающуюся часть с ракетой за 35с на угол возвышения 48°, и электрогидравлическим приводом механизма электровоздухоразъема. Управление работой механизмов ПУ осуществляется по командам из кабины подготовки старта. После пуска ракеты ПУ автоматически пристыковывалась к одной из двух заряжающих машин 5Ю24, на которой имелась ракета, и в автоматическом режиме производилось заряжание.

    Заряжающая машина 5Ю24 представляла собой раму на рельсовом ходу с передней и задней опорами для ракеты, механизмами и приводами передвижения ЗМ по рельсам, механизмами сцепления с ПУ 5П72 и досылки ракеты, обеспечивающими автоматический цикл заряжания, включая подъезд к ПУ и возвращение в исходное положение. Рама с устройствами опиралась на двухосные тележки.

    Читать еще:  Рисунки Ту-4 - дальний бомбардировщик

    В 1981 г. по Постановлению СМ от 16.03.81 г. №277-85 в КБСМ под руководством Главного конструктора Трофимова Н.А. были развернуты работы по созданию стартовой 5Ж51Д и технической 5Ж61Д позиций, пусковой установки 5П72Д и другого оборудования системы С-200Д (Дубна) большой дальности с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Стартовая позиция (СП) 5Ж51Д состояла из шести ПУ 5П72Д, двенадцати ЗМ 5Ю24М, кабины управления КЗД, объединенных в стрельбовой канал. Электропитание средств осуществлялось от дизель-электростанции.

    СП оборудована сборно-разборными фундаментами для ПУ, рельсовыми путями для ЗМ и включала площадку для размещения кабины и дизель-электростанции. Средства СП -перевозимые. Время развертывания — с марша 24 часа. ПУ 5П72Д с постоянным положением качающейся части при старте, следящим электроприводом наведения по азимуту, обеспечивала дистанционную автоматическую предстартовую подготовку, отслеживание цели и пуск ракеты. Автоматизированное заряжание (разряжание) ПУ осуществлялось ЗМ 5Ю24М за минимальное время. Также было предусмотрено полуавтоматическое заряжание с помощью ТЗМ 5Т82М из состава ТП 5Ж61Д. Стартовая позиция, пусковая установка, претерпели целый ряд изменений для обеспечения уплотненного по времени графика предстартовой подготовки, стрельбы в «догон», помехозащищенности. Решена задача значительного уменьшения объема технического обслуживания и увеличения его периодичности. На ПУ переработана и заменена большая часть аппаратуры, в т.ч. аппаратура стартовой автоматики.

    Техническая позиция (ТП) 5Ж61Д предназначена для хранения, подготовки к боевому использованию и пополнению ракетами 5В28М стартовых позиций. ТП представляет собой технологический поток, обеспечивающий сборку ракет, их снаряжение, контроль, заправку топливом и окислителем, транспортировку окончательно собранных ракет на СП. При введении модернизированной ракеты 5В28М часть средств оборудования технической позиции 5Ж61Д подвергалась конструктивным переработкам, т.к. ракета 5В28М изменилась по массе и расположению центра тяжести и получила увеличенный слой теплозащитного покрытия.

    Конструкторская документация на СП 5Ж51Д, ТП 5Ж61Д, ПУ 5П72Д и другие средства разработана в 1981-1983 г.г. Ленинградский завод «Большевик» изготовил опытные образцы ПУ 5П72Д для проведения стыковки со средствами СП, отработки стрельбового канала и проведения пусков ракет 5В28М (5В28, 5В21А) на полигоне Сары-Шаган. Комплексные заводские и Государственные испытания СП 5Ж51Д и ТП 5Ж61Д, проведенные в 1980-1983 г.г. на полигоне Сары-Шаган (пл. 7,35), дали положительные результаты, подтвердили выполнение требований ТЗ, а СП и ТП были рекомендованы для принятия в эксплуатацию. Серийное производство ПУ 5П72Д проводилось на Киевском заводе «Большевик». а заряжающей машины 5Ю24М — на Донецком заводе «Точмаш».

    Радиолокатор подсветки цели (РПЦ) 5Н62В представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели, вырабатывает информацию для пуска ракеты, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Построение РПЦ с использованием непрерывного зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо — кодовой манипуляции монохроматического сигнала — по дальности. Таким образом, существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели — МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта РПЦ осуществляется по трем координатам (угол места — он же аппроксимированная высота цели, — азимут, скорость), а ФКМ — по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана. При переходе на режим ФКМ оператором осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает «нормальную» форму «свернутого сигнала» и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания цели в зоне пуска — величины одного порядка.

    Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем 5Д67 с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты — наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами — 37 тыс.штук весом 3-5г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

    Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал — непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.

    Читать еще:  Фотографии Ми-1 - многоцелевой вертолет

    Предстартовая подготовка ракеты, включает:

    • передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;
    • подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;
    • установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости — на дальность и скорость цели;
    • перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.

    После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН. Время готовности к стрельбе — 1.5мин. При отсутствии в течение пяти секунд сигнала от цели, который обеспечивается при подсвете от РПЦ, головка самонаведения ракеты самостоятельно включает поиск по скорости. Вначале она ищет цель в узком диапазоне, затем после пяти сканирований в узком диапазоне переходит на 30-килогерцевый широкий диапазон. Если подсвет цели радиолокатором возобновился, ГСН находит цель, происходит перезахват цели и дальнейшее наведение. Если ГСН после всех перечисленных способов поиска так и не нашла цель и не перезахватила ее, то на рули ракеты выдается команда «максимально вверх». Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.

    В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина -ЦВМ «Пламя», на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков. Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем «Сенеж-М», «Байкал-М». Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.

    ЗРС С-200 может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

    От пушки до ракеты. С-200 – советская «длинная рука» против американского SR-71

    Пуск ЗУР ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru

    Советская зенитная ракетная система С-200 изменила тактику действий авиации и заставила ее отказаться от больших высот полета. Она стала «длинной рукой» и «забором», которые прекратили свободные полеты стратегических самолетов-разведчиков SR -71 над территориями СССР и стран Варшавского Договора.

    Появление американского высотного самолета-разведчика Lockheed SR -71 («Blackbird» — Черный дрозд, Черная птица) ознаменовало новый этап противоборства между средствами воздушного нападения (СВН) и противовоздушной обороны (ПВО). Высокие скорость (до 3,2 М) и высота (около 30 км) полета позволяли ему уклоняться от существовавших зенитных ракет и вести разведку над прикрываемыми ими территориями. В период 1964-1998 гг. SR -71 использовался для разведки территории Вьетнама и Северной Кореи, ближневосточного региона (Египет, Иордания, Сирия), СССР и Кубы.

    Но с появлением советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-200 ( SA -5, Gammon по классификации НАТО) дальнего (более 100 км) действия стало началом заката эры SR -71 по прямому предназначению. В период своей службы на Дальнем Востоке автор был свидетелем неоднократных (по 8-12 раз в сутки) нарушений этим самолетом воздушной границы СССР. Но как только С-200 приводилась в боевую готовность, SR -71 с максимальной скоростью и набором высоты немедленно выходил из зоны пуска ракет этой зенитной системы.

    Стратегический самолет-разведчик SR-71 / Фото: www.nasa.gov

    Еще одной причиной создания С-200 стало принятие на вооружение бортового авиационного оружия дальнего действия типа крылатых ракет «Блю Стил» и «Хаунд Дог». Это снизило эффективность существующей системы ПВО СССР, особенно на Северном и Дальневосточном стратегических воздушно-космических направлениях.

    Крылатая ракета типа «Хаунд Дог» / Фото: vremena.takie.org

    Указанные предпосылки стали основой для постановки задачи (Постановление №608-293 от 4.06.1958 г.) создать ЗРС дальнего действия С-200. По тактико-техническому заданию это должна быть многоканальная ЗРС, способная поражать цели типа Ил-28 и МиГ-19, действующие со скоростями до 1000 м/с в диапазоне высот 5-35 км, на дальности до 200 км с вероятностью 0,7-0,8. Головными разработчиками системы С-200 и зенитной управляемой ракеты (ЗУР) были определены КБ-1 ГКРЭ (НПО «Алмаз») и ОКБ-2 ГКАТ (МКБ «Факел»).

    После глубокой проработки КБ-1 представило проект ЗРС в двух вариантах. Первый предполагал создание одноканальной С-200 с комбинированным наведением ракет и дальностью действия 150 км, а второй – пятиканальной ЗРС С-200А с радиолокатором непрерывного излучения, полуактивной системой наведения ЗУР и предстартовым захватом цели. Этот вариант, основанный на принципе «выстрелил — забыл» и был одобрен (Постановление №735-338 от 4.07.1959 г.).

    ЗРС должна была обеспечивать поражение целей типа Ил-28 и МиГ-17 ракетой с самонаведением В-650 на дальности 90-100 км и 60-65 км соответственно.

    Фронтовой бомбардировщик Ил-28 / Фото: s00.yaplakal.com

    В 1960 г. была поставлена задача увеличить дальность поражения сверхзвуковых (дозвуковых) целей до 110-120 (160-180) км. В 1967 г. ЗРС С-200А «Ангара» с дальностью пуска 160 км по цели типа Ту-16 была принята на вооружение. В результате стали формироваться смешанные бригады в составе ЗРС С-200 и ЗРК С-125. По данным США, в 1970 г. количество пусковых установок ЗРС С-200 достигало 1100, в 1975 – 1600, в 1980 – 1900, а в середине 1980 – около 2030 единиц. Практически, все важнейшие объекты страны были прикрыты ЗРС С-200.

    Читать еще:  Статьи ИСУ-130 - 130-мм самоходная артиллерийская установка

    Состав и возможности

    ЗРС С-200А («Ангара») – всепогодное многоканальное перевозимое средство ПВО дальнего действия, которое обеспечивало поражение различные пилотируемые и беспилотные воздушные цели со скоростями до 1200 м/с на высотах 300-40000 м и дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Она представляла собой совокупность общесистемных средств и группы зенитных дивизионов (стрельбовых каналов). В состав последнего входила радиотехническая (радиолокатор подсвета цели – антенный пост, аппаратная кабина и кабина преобразования электропитания) и стартовая (кабина управления стартом, 6 пусковых установок, 12 заряжающих машин и средства электропитания) батареи.

    ЗРС С-200 «Ангара» / Фото: www.armyrecognition.com

    Основными элементами ЗРС С-200 были командный пункт (КП), радиолокатор подсвета цели (РПЦ), стартовая позиция (СП), и двухступенчатая зенитная ракета.

    КП во взаимодействии с вышестоящим КП решал задачи приема и распределения целей между стрельбовыми каналами. Для расширения возможностей по обнаружению целей КП придавались обзорные РЛС типа П-14А «Оборона» или П-14Ф «Фургон». В сложных погодно-климатических условиях радиолокационные средства С-200 размещались под специальными укрытиями. РПЦ представлял собой станцию непрерывного излучения, которая обеспечивала облучение цели и наведения на нее ЗУР по отраженному сигналу, а также получение информации о цели и ракете в полете. Двух режимный РПЦ позволял захватить цель и перейти на ее автосопровождение головкой самонаведения (ГСН) ракеты на дальности до 410 км.

    С-200 «Ангара», «Вега», «Дубна»

    С-200 «Ангара», «Вега», «Дубна»

    Зенитная ракетная система большой дальности С-200 (SA-5 «Gammon») предназначена для борьбы с современными и перспективными воздушными целями: самолетами ДРЛО и управления, воздушными элементами разведывательно-ударных комплексов, высотными скоростными самолетами-разведчиками типа SR-71, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях интенсивного радиопротиводействия. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

    Разработка комплекса начата в 50-х годах в КБ-1 (ныне «Алмаз»). Генеральный конструктор А. Расплетин. Зенитная управляемая ракета была разработана в КБ «Факел», генеральный конструктор П. Грушин.

    Первые дивизионы С-200А («Ангара») были развернуты с 1963 по 1964 гг. в предместьях Таллина. Всего было развернуто 1950 пусковых установок. Однако начало широкого развертывания С-300 привело к сокращению числа дивизионов С-200 до 500 пусковых установок в 1996 г. За время своего существования ЗРС С-200 многократно модернизировалась: в 1970 г. поступил на вооружение С-200В («Вега») и в 1975 г. — С-200Д («Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения цели (с 20 до 41 км).

    В России С-200 входил в состав зенитно-ракетных бригад или полков смешанного состава, включающих, кроме того, дивизионы С-125 и средства непосредственного прикрытия ЗУ-23 или С-60.

    Основными элементами зенитной ракетной системы С-200 являются зенитные ракетные дивизионы и зенитные управляемые ракеты. Каждый дивизион включает радиолокатор подсветки цели и стартовую батарею.

    Зенитная управляемая ракета системы С-200 двухступенчатая. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей. Маршевая ступень оснащена жидкостным двух- компонентным ракетным двигателем. Боевая часть осколочно-фугасная. Ракета имеет головку для полуактивного самонаведения.

    Радиолокатор подсвета цели

    Радиолокатор подсвета цели представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели и вырабатывает информацию для пуска ракеты. Кроме этого, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты.

    Стартовая батарея имеет шесть пусковых установок, которые располагаются по кругу вокруг РПЦ. На них осуществляется хранение, предстартовая подготовка и старт зенитных ракет.

    В состав ЗРК С-200 входят: пункт управления и целеуказания К-9М, радиолокатор подсвета цели РПЦ 5Н62В (антенный пост К-1В, аппаратная кабина К-2В), стартовая батарея 5Ж51 (кабина подготовки старта К-ЗВ, пусковые установки 5П72В, заряжающие машины 5Ю24М, зенитные управляемые ракеты 5В21В и 5В28), источники электропитания — дизель-электростанции.

    Для раннего обнаружения воздушных целей ЗРДН придается радиолокационная станция воздушной разведки типа П-35 и другие.

    Транспортная машина комплекса С-200

    В 1983 г. система начала развертываться на территории стран Варшавского договора: в Восточной Германии, Чехословакии и Венгрии, что явилось следствием начавшихся в 1982 г. поставок в НАТО самолетов ДРЛО Е-ЗА АВАКС.

    После разгрома сирийской ПВО в долине Бекаа (Ливия) в Сирию были поставлены 4 ЗРК С-200, которые были развернуты в 40 км к востоку от Дамаска и на северо-востоке страны. Первоначально комплексы обслуживались советскими расчетами, а в 1985 г. их передали сирийскому командованию ПВО. По некоторым данным, сирийские С-200 сбили израильский самолет Е-2С «Хокай».

    В Ливию первые комплексы С-200 были поставлены в 1985 г. Ливия формировала бригады, состоящие из двух дивизионов С-200 и двух С-125. В 1986 г. дивизионы С-200, обслуживаемые ливийскими расчетами, участвовали в отражении налета американской авиации на Триполи и Бенгази, в ходе которого США потеряли один истребитель-бомбардировщик F-111, а по ливийским данным, еще несколько самолетов палубной авиации.

    Радиолокационная станция воздушной разведки П-14

    В конце 1987 г. С-200 были поставлены в Северную Корею для использования в составе сил ПВО. Комплексы способны были осуществлять поражение самолетов типа Е-ЗА АВАКС, TR-l/U-2, RC-135 до северных границ Южной Кореи.

    Комплекс поставлялся в Болгарию, Венгрию, Индию, Иран, КНДР, Ливию, Польшу, Сирию, Чехию.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector