Схемы С-2 «Сталинец-2» — транспортный трактор
Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)
Освоение тяжелого гусеничного С-60 летом 1933 года на новом Челябинском тракторном заводе имени И. В. Сталина (ЧТЗ) побудило конструкторов подумать о создании на его базе для народного хозяйства и Красной Армии скоростного транспортного трактора.
Однако в отличие от сталинградского СТЗ-З тихоходный и громоздкий С-60 с полужесткой подвеской подходил для этого меньше всего. Ни один его агрегат без радикальных переделок нельзя было применить в изначально не предусмотренном скоростном варианте. Тем не менее, движимый желанием дать стране еще одну транспортную машину, используя большие производственные возможности ЧТЗ, в начале 1935 года за столь сложную работу взялся коллектив НАТИ во главе с начальником тракторного отдела В.Я. Слонимским и ведущим конструктором А.А.Крейслером.
И хотя было ясно, что полноценный быстроходный тягач все равно не получится, на прототипе транспортного трактора «Сталинец-1» (С-1 или «Скоростной») предприняли кардинальные перемены. Увеличив частоту вращения, степень сжатия, перейдя на бензин с лигроина, подняли мощность двигателя, добавили 4-ю ступень в коробку передач, создали многокатковый движитель с двойной эластичной подвеской, применили легкую гусеницу и пневмоусилители управления. По опыту СТЗ-5 изменили компоновку — двигатель сместили вперед, внутрь кабины, на освободившемся месте установили платформу, под ней лебедку (от «Коминтерна»).
Осенью 1935 года Сталинец-1 построили в НАТИ и передали на испытания, а 10 декабря вместе с новыми тракторами показали Сталину. В 1936 году доводку и испытания продолжили, усилив подвеску, доведя мощность двигателя до 120 л.с. при 1200 об/мин. Повысилась и скорость машины. Зимой 1937 года Сталинец-1 опробовали как арттягач на Лужском полигоне. Он показал неплохие данные — среднюю скорость по шоссе без прицепа 22 км/ч, с артсистемой массой 7,2 т — 17 км/ч, массой 12 т — до 11 км/ ч. С-1 преодолевал подъемы в 24° и 12,5° с прицепом. Однако ЧТЗ готовился к переходу на новый трактор С-65 с дизелем НАТИ М-17 в 75 л.с. и «бензиновый» Сталинец-1 стал бесперспективным. Пришлось браться за новый транспортный трактор, уже с дизелем, форсированным до требуемой мощности. Его транспортной модификацией, МТ-17, с конца 1936 года занимался ведущий конструктор НАТИ (дизелист) А.В. Лебедев — на 14,3% увеличил рабочий объем, на 35% повысил частоту вращения и расширил фазы газораспределения. МТ-17 был изготовлен весной 1937 года в НАТИ.
Одновременно там компоновали «Сталинец-2». Еще раз переделали подвеску и ходовую часть, внесли изменения в трансмиссии, и в конце того же года первый Сталинец-2 вышел на испытания. Они показали, что машина пока «сырая» и требует длительной доработки. Но острая нужда в арттягачах заставила передать С-2 в производство, и осенью 1938 года на ЧТЗ стали делать опытную партию тракторов по чертежам НАТИ, прошедшим предварительную технологическую проработку. Напряженное положение с выпуском обычных тракторов затянуло изготовление предсерийных С-2 до лета 1939 года. Для проверки работоспособности и эксплуатационных качеств двум из них устроили пробег в Москву, куда они прибыли 14 августа, преодолев за 12 дней 2 тыс. км. При этом выявились недостаточные мощность, скорость и грузоподъемность, быстрый износ ряда деталей при завышенной массе. Доработкой трактора занимались представитель НАТИ А.А. Крейслер и ведущий конструктор ЧТЗ В.И. Дурановский.
В сентябре — декабре 1939 года два Сталинец-2 прошел армейские испытания на танковом полигоне под Кубинкой и, по заключению военных, не выдержали их. Правда, динамику «сталинцев» признали удовлетворительной — они уверенно буксировали по шоссе и грунту тяжелые артсистемы А-19 и Б-4, развивая тягу до 6200 кГс, преодолевали подъемы свыше 25° (с прицепом — 15°), средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту — 10 км/ч, максимальная набиралась за 18 с.
В начале 1940 года на ЧТЗ «отехнологичивали» С-2, чтобы унифицировать его производство с С-65 и собирать их на одном конвейере. Параллельно улучшали 3-ю серию тракторов, учитывая результаты испытаний,— перенесли управление фрикционами с неудобной правой стороны на левую и объединили с тормозами, усилили ходовую часть, разработали новую лебедку, применили вместо самодельной автомобильную кабину.
С-2 имел типичную для транспортного трактора плотную схему размещения агрегатов с предельно сдвинутым вперед двигателем и кабиной на удлиненной полураме, задняя часть которой крепилась к несушей главной передаче. Относительно тихоходный, 4-цилиндровый, 4-тактный МТ-17 с тракторной компоновкой типа «Катерпиллер» отличался надежностью, долговечностью и экономичностью, хотя был тяжел и великоват. Шестеренные приводы вспомогательных агрегатов действовали безотказно. Кроме дизтоплива, МТ-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-градусные морозы от пускового бензинового 20-сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и всасывающий тракт.
В 1940 году на ЧТЗ под руководством М.Ф. Балжи разработали более форсированный вариант дизеля С-3 (159,8 л.с.) с перспективой доведения его мощности до 185 л.с.
Главный фрикцион был однодисковый, тракторного типа, с педальным управлением, связанный карданным валом (от ЗИС-6) с 4-ступенчатой коробкой передач тракторного типа, находящейся в общем картере с задним мостом. Последний с главной передачей, бортовыми фрикционами и передачами взяли от С-65, поэтому они работали с перенапряжением. В приводе бортовых фрикционов имелись пружинные сервоусилители. Тормоза — с двусторонним серводействием, по-танковому.
Ходовая часть состояла из сдвоенных обрезиненных опорных катков (6 на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу танка Т-26. Сохранена хорошо зарекомендовавшая себя на С-65 упруго-балансирная подвеска рам тележек, качающихся на осях задних ведущих звездочек.
. Осенью 1940 года был построен опытный Сталинец-2 — с индивидуальной торсионной подвеской 6 металлических опорных катков, с жесткими рамами тележек и увеличенной опорной базой. Машина ходила мягче, меньше раскачивалась, ее масса снизилась на 800 кг. Мелкозвенчатая гусеница из стали Гатфильда была выполнена по типу арттягачей ХПЗ, но с повышенными грунтозацепами. Под платформой, между двигателем и коробкой передач, стояла лебедка с тяговым усилием 10 тыс. кГс и выдачей 30-метрового троса назад. Она приводилась от коробки передач через червячный и цилиндрический редукторы. Сзади имелся пружинный прицепной крюк, впереди — такой же жесткий. Кабина — от ЗИС-5, но расширенная и дооборудованная, за ней — три топливных бака на 222 л. Грузовая платформа площадью 5,09 кв. м с двумя откидными сиденьями по бортам (для артрасчета) могла закрываться тентом.
После выпуска опытной партии из 12 машин с сентября 1940 года С-2 начали собирать малыми сериями и до конца года с трудом сдали 23. Зато в 1941 году изготовили 1235 тягачей, с началом же войны их стали выпускать по нескольку в сутки. Однако в ноябре ЧТЗ переключился на производство танков, и тракторостроение на нем прекратили.
С-2 попали на все фронты, особенно много их было на Юго-Западном, где они буксировали пушки — от 85-мм зениток до средних и тяжелых артсистем, а также 203-мм гаубицы образца 1931 года и 280-мм мортиры образца 1939 года, выводили на ремонт подбитые легкие и средние танки. На 1 сентября 1942 года в армии числилось 892 «сталинца». Многие из них трудились на фронте до конца войны.
Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)
Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)
Тактико-технические характеристики транспортного трактора «Сталинец-2» (С-2)
Масса в снаряженном состоянии без груза, кг
Сталинец-2: транспортный трактор Челябинского завода
В начале 1936 года на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) совместно с Научным авто-тракторным институтом (НАТИ) был спроектирован и запущен в производство первый дизельный двигатель М-17 .
Используя новый двигатель, конструкторский коллектив НАТИ разработал тяжелый транспортный трактор «Сталинец-2».
Компоновку нового трактора сделали по типу трактора СТЗ-5, при этом двигатель сместили внутрь кабины, установленной на полураме, задняя часть которой крепилась к несущей главной передаче.
Сзади установили грузовой кузов, под которым размещалась трансмиссия, а между кузовом и кабиной — лебедку.
Четырехцилиндровый двигатель М-17 мощностью 115 лошадиных сил агрегатировался с четырехскоростной коробкой передач тракторного типа — в общем картере с задним мостом, который был заимствован у трактора С-65.
Три топливных бака вмещали, в общей сложности, 220 литров горючего. Максимальная скорость трактора снаряженной массой 12 тонн составляла 27 км/ч.
Ходовая часть с шестью опорными катками имела рессорно-балансирную подвеску (как у танка Т-26) и гребневую ведущую звездочку с мелкозвенчатой гусеницей.
Закрытая двухместная кабина, заимствованная у грузовика ЗиС-5, была расширена, грузовая платформа площадью 5 кв. м имела два откидных сиденья и вмещала восемь человек.
Грузоподъемность задней платформы составляла 1,5 тонны, масса буксируемого прицепа — до 19 тонн.
После испытаний нового трактора, в 1938 году на ЧТЗ была изготовлена первая опытная партия по чертежам НАТИ.
А уже в августе 1939 года два трактора «Сталинец-2» совершили испытательный пробег Челябинск — Москва, пройдя почти две тысячи километров за двенадцать дней.
В конце 1939 года эти машины прошли цикл испытаний на танковом полигоне в Кубинке, по результатам которых «Сталинец-2» пришлось серьезно усовершенствовать.
Военных не устроили надежность и удобство трактора в управлении и обслуживании, хотя динамические характеристики были признаны удовлетворительными.
В 1940 году трактор «Сталинец-2» максимально унифицировали с трактором ЧТЗ С-65 с целью их производства на одном конвейере, и осенью началось серийное производство.
Всего за 1941 год было выпущено 1275 артиллерийских тракторов «Сталинец-2».
Но в начале 1942 года, в связи с началом производства на ЧТЗ тяжелых танков КВ, производство тракторов в Челябинске было прекращено.
Все выпущенные тракторы «Сталинец-2» использовались, в основном, как тяжелые артиллерийские тягачи, и активно участвовали в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. И даже после окончания войны продолжали служить в Советской армии до начала 1950-х годов.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на наш канал, если Вам было интересно!
Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»
Характеристики трактора-тягача С-2 «Сталинец-2»
На начало 40-х годов 20 века, Красная Армия остро нуждалась в тяжелом тягаче, способном перевозить не только полковые пушки, но и более серьезные тяжелые орудия. Гражданская промышленность к этому времени уже выпускала трактор С-65 «Сталинец», поэтому армейский вариант было решено делать из принципа взаимозаменяемости деталей.
«Мирный» трактор С-65
Получившийся в итоге трактор С-2 «Сталинец-2» обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности, с прицепом он преодолевал подъемы до 15°, средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие до 6200 кгс позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), а также для буксировки поврежденной бронетанковой техники.
Трактор разрабатывался во второй половине 1930-х годов конструкторами НАТИ и Челябинского тракторного завода. Опытная партия из 12 машин была выпущена в середине 1940 года, с четвертого квартала 1940 года до ноября 1941 года трактор находился в серийном производстве на Челябинском тракторном заводе.
Конструкция транспортного трактора по узлам и агрегатам в значительной степени унифицирована с трактором общего назначения С-65 (что позволяло собирать их на одном конвейере), однако компоновка его типична для артиллерийских тягачей: двигатель и двухместная кабина расположены впереди, а грузовая платформа – сзади.
Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»
Четырехцилиндровый дизель МТ-17 через четырехступенчатую коробку передач тракторного типа приводил в движение ведущие колеса, расположенные сзади. Двигатель МТ-17 работал как на дизельном топливе, так и на смеси автола с керосином. Для его запуска использовался бензиновый пусковой двигатель, снабженный ручным и автомобильным электростартером. Двигатель легко запускался и в 30-градусные морозы, при запуске прогревались также системы охлаждения и всасывающий тракт.
Ходовая часть трактора состоит из сдвоенных обрезиненных опорных катков (на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу легкого танка Т-26.
Всего было изготовлено 1275 тракторов С-2 «Сталинец-2».
Источник: Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»