Схемы ОСА-76 (ОСУ-76) — 76-мм самоходная артиллерийская установка
ОСА-76 Самоходная артиллерийская установка
Разработчик: КБ завода №38
Год начала работ: 1943
Год выпуска первого прототипа: 1944
Серийно не выпускалась в связи с прекращением войны.
История этой удивительной самоходки началась в середине 1943 г., в период ожесточенных битв на курском направлении и Миус-фронте. Большие потери не только в орудиях, но и в артиллерийских тягачах и автомобилях большой грузоподъемности, а также растущая потребность фронта, заставили специалистов ГАУ РККА создать новую концепцию полковой и дивизионной артиллерии на самодвижущиеся лафеты. Данный проект был скорее мерой вынужденной, поскольку чуть ранее “пушкарей” лишили самоходных орудий, которые были переданы в подчинение танковым частям. Проект получил название ОСА – общевойсковая самоходная артиллерия, и стал отдельной ветвью развития советских САУ.
В рамках технического задания предусматривалось создание сразу нескольких разнотипных самоходных орудий.
ОСА-76 – 76-мм дивизионная САУ частичного бронирования
ОСА-57 – 57-мм противотанковая САУ частичного бронирования
ОСА-З – зенитная САУ оснащенная зенитным автоматом или спаренной установкой крупнокалиберных зенитных пулеметов частичного бронирования.
Основные работы были возложены на КБ заводов №38 и ГАЗ. Первое предприятие при разработке дивизионной САУ (готовый к реализации проект ОСА-57 был вскоре отменен) выбрало направление, по которому полутора годами ранее пошло КБ Гинзбурга. За основу были взяты узлы ходовой части легкого танков Т-60 или Т-70, агрегатов двигателя ГАЗ-ММ, при схожей с СУ-76 компоновке. В то же время САУ стала намного меньше и компактнее, а её масса проектная составила порядка 3500 кг. Шасси самоходки, применительно на один борт, состояло из 4-х опорных катков малого диаметра, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение и пост управления, в задней части находилось боевое отделение с открытой сзади рубкой. В качестве основного вооружения выбрали 76,2-мм пушку ЗИС-3. Маска орудия допускала углы наведения по горизонту по 10° в обе стороны и от -5° до +12° по вертикали. Толщина лобового бронелиста составляла всего 6 мм, но в ближнем бою использовать ОСА-76 не собирались. Экипаж самоходки состоял из 3 человек.
Горьковчане выбрали более оригинальное решение, установив 76,2-мм пушку на доработанное шасси бронеавтомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63 и установив на нем пониженную бронекоробку с толщиной лобового листа сначала 10 мм, а затем 16 мм. По заводским документам эта машина проходила как ГАЗ-68, но сейчас она более известна под войсковым обозначением КСП-76.
Сравнительные испытания обоих прототипов состоялись весной-осенью 1944 г. Хотя КСП-76 имела преимущества в простоте технического обслуживания, ОСА-76 оказалась на 1,5 тонны легче, что предопределило её лучшие ходовые характеристики. Кроме того, гусеничная самоходка обладала и другими ценными качествами. ОСА-76 оказалась более устойчивой при стрельбе и могла преодолевать многокилометровые марши как по проселочным дорогам, так и по шоссе, что в совокупности с использованием бензина 2-го сорта или немецкого синтетического горючего делало её просто незаменимой. Общее мнение об эксплуатационных и боевых качествах ОСА-76 были самые положительные, что обратило на себя внимание не только артиллеристов, но также танкистов и десантников.
В конце 1944 г. САУ была рекомендована к серийному производству при условии устранения всех выявленных недостатков. Пока шел процесс доработок война вступила в завершающую стадию, когда преимущество РККА во всех видах вооружений стало неоспоримым. Этот факт заставил отказаться от дальнейшего развития проекта и весной 1945 г. все работы по ОСА-76 были свернуты.
ОСА-76 кусала без жалости…
Официально история этой машины начинается в 1944 году, однако истоки надо искать ранее, в 1943-м.
В период проводимых наступательных операций наши войска несли большие потери не только в орудиях, но и в автомашинах, в том числе и специализированных арттягачах. Поэтому, чтобы дивизионная артиллерия могла успевать за продвигающимися вперед войсками, у руководства Главного Артуправления (ГАУ) родилась не новая мысль поставить дивизионные орудия на гусеничное шасси для повышения подвижности (сразу скажу, что не только на гусеничное, но мы об этом поговорим в других статьях).
Поэтому, в начале 1944г. Наркомат Тяжелой Промышленности (далее, НКТП) дал двум разным КБ, заводов №38 и ГАЗ, задание на разработку «САУ нового типа». Более интересным оказался проект завода №38, который в развитии подразумевал создание однотипных машин с разным вооружением: с дивизионной пушкой ЗиС-3 (76,2мм), противотанковой пушкой ЗиС-2 (57мм), и зенитным пулеметом или орудием 20мм.
Уже в начале апреля 1944г. был готов проект САУ, получившей название ОСА-76 (Облегченная Самоходная Артустановка).
Темпы производства были военные, и к маю 1944г. было выпущено 2 первые машины. Всего, по доступным сведениям, завод выпустил 5 опытных образцов.
Сравнение по высоте: Пока еще ОСА-76 (слева) и СУ-76М (Справа)
Что и говорить, машина получилась интересная во всех отношениях. Она представляла из себя 4-катковое шасси, спроектированное по типу СУ-76М, с установленной на нем качающейся частью 76мм пушки ЗиС-3. При проектировании ходовой использовались наработки для танка Т-60Т-70, что видно по каткам, тракам, расположению торсионов). С двигателем тоже не стали изобретать ничего нового, и поставили испытанный -от ГАЗ-ММ.
САУ показала неплохую подвижность: максимальную скорость – 41км/ч и запас хода 220км.
Бронирование САУ: лоб рубки – 10мм, остальные детали – 6мм. Применение радиостанции не предусматривалось.Экипаж — 3 человека.
В результате масса машины получилась очень маленькая- 3.5 тонны, при этом боекомплект составил 30 выстрелов.
Фотореконструкция: ОСА-76
Концепция применения ОСА-76 ничем не отличалась от таковой у ЗиС-3 – поддержка пехоты из второго эшелона. Выход на передний край – исключительно «в благоприятных условиях при надлежащей маскировке, с использованием элемента внезапности.» (с).
Позднее, в переписке Главное Артуправление-Главное Автобронетанковое Управление (далее, ГАБТУ ) самоходка стала именоваться ОСУ-76. ОСУ-76 испытывалась в июне 1944г (заводские испытания, пройдено 1000 километров), совместно с СУ-76М.
Далее, одна машина проходила испытания на Артиллерийский Научно-испытательный полигон АНИОП (ОСУ-76, бортовой номер 5, прибыла на АНИОП 25 июля, испытания стрельбой с 27 по 31 июля), еще две ушли на Научно-исследовательский испытательный полигон бронетехники )далее, полигон НИИБТ). Это были машины ОСУ-76 , бортовой номер 3 и бортовой номер 4, испытания проводились с 20 июля по 2 августа, после чего по одной машине отправилось с НИИБТ Полигона в распоряжение заводов №235 и Центрального Артиллерийского Конструкторского бюро Грабина (далее, ЦАКБ) для модернизации, с целью уменьшить силу отката орудия до 2,5 тонн.
Машина испытания прошла удачно, несмотря на выявленные недостатки. Новое самоходное орудие оказалась устойчивым при стрельбе, и могло преодолевать многокилометровые марши как по проселочным дорогам, так и по шоссе, что в совокупности с использованием бензина 2-го сорта или немецкого синтетического горючего делало её просто незаменимой. Общее мнение об эксплуатационных и боевых качествах ОСА-76 были самые положительные, что обратило на себя внимание не только артиллеристов, но также танкистов и десантников.
Предлагалось после устранения выявленных недостатков на ее базе построить целое семейство машин: 57мм самоходную противотанковая пушка с усиленным бронированием (ОСУ-57), зенитную самоходную установку с крупнокалиберным пулеметом или 20мм пушкой, и бронированный транспортер (ОСУ-3).
Фотореконструкция: Возможно так выглядела бы противотанковая САУ ОСУ-57
Фотореконструкция: вероятный внешний вид тягача на базе ОСУ-76.
Пока шел процесс доработок недостатков, выявленных в процессе испытаний, война вступила в завершающую стадию. Наращивать темпы производства вооружений, казалось, незачем, и в середине 1945 года работы по всем подобным проектам были свернуты.
Отдельно стоит рассказать, что КБ завода ГАЗ разработал и предоставил на испытания более оригинальное решение, установив 76,2-мм пушку на доработанное шасси бронеавтомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63.
Они установили на нем бронированную рубку уменьшенной высоты, с толщиной лобового листа сначала 10 мм, а затем 16 мм. По заводским документам эта машина проходила как ГАЗ-68, но сейчас она более известна под войсковым обозначением КСП-76. Однако проект оказался на 1,5 тонны тяжелее ОСУ-76, при этом уступая ему в проходимости по пересеченной местности, и устойчивости при стрельбе. В конечном итоге, ввиду окончания войны и развития остальных типов вооружения, этот проект также свернули.
АСУ-76 — опытная советская авиадесантная самоходная артиллерийская установка
АСУ-76 ( Объект 570 ) — опытная советская авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ), лёгкая по массе. АСУ-76 стала первым советским образцом бронетехники, специально разработанным для вооружения ВДВ. Разработка АСУ-76 началась в октябре 1946 года. Первый прототип этой САУ был закончен в декабре 1947 года, а в 1948—1949 годах она успешно прошла испытания и 17 декабря 1949 года была принята на вооружение, однако, в серийное производство так и не поступила. Все работы по ней были приостановлены в 1953 году, и в связи с принятием на вооружение и серийным производством АСУ-57и АСУ-85, возобновлены так и не были. Всего было изготовлено лишь семь АСУ-76 в двух модификациях.
В июне 1946 года научно-технический комитет ГБТУ выдал задание Заводу №340 на доработку опытной облегчённой самоходной установки ОСУ-76. Проекту было присвоено обозначение АСУ-76.
С 7 июня по 28 июля 1948 года были проведены испытания первого опытного образца АСУ-76 на полигоне в г. Кубинка. Второй образец проходил испытания в Ленинграде с 11 июня по 5 июля 1948 года. Оба образца выдержали испытания. По результатам испытаний ГРАУ был предложен ряд конструктивных доработок в конструкции пушки.
С 1 июля по 1 сентября 1949 года четыре САУ с доработанными пушками прошли государственные испытания. По результатам испытаний комиссия рекомендовала АСУ-76 к принятию на вооружение. 17 декабря 1949 года АСУ-76 постановлением № 5560-2153 была принята на вооружение, однако серийно не производилась.
Корпус АСУ-76 состоял из броневых листов толщиной от 6 до 13 мм и обеспечивал экипажу защиту от осколков и пуль. В открытой рубке устанавливалась пушка.
Основным вооружением являлась 76-мм нарезная пушка с боекомплектом в 30 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения использовался ручной пулемёт РП-46.
Карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е и четырёх ступенчатая коробка передач расположены в кормовой части с правой стороны. остальные узлы размещены в передней части.
Подвеска использовалась индивидуальная торсионная. На передних узлах подвески были установлены гидравлические поршневые амортизаторы. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных и по два поддерживающих катка. Последний каток выполнял роль направляющего, благодаря этому обеспечивалась необходимая для хорошей проходимости длина опорной поверхности.
Модификации
- АСУ-76 ( Объект 570 ) — базовая версия, изготовлено 4 опытных образца и два предсерийных
- АСУ-76П ( Объект 571 ) — плавающий вариант, отличавшийся увеличенной на 400 кг массой. Изготовлен 1 экземпляр в 1949 году
На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка.
Тактико-технические характеристики
Классификация — авиадесантная САУ
Боевая масса, т — 5,8
Компоновочная схема — трансмиссионное отделение спереди, совмещённое боевое, управления и моторное — сзади
Годы разработки — 1946—1953
Годы производства — 1947—1950
Количество выпущенных, шт. — 7
Длина корпуса, мм — 3900
Длина с пушкой вперёд, мм — 4670
Ширина, мм — 2340
Высота, мм — 1600
Клиренс, мм — 278..300
Тип брони — стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. — 6-8
Лоб корпуса (верх), мм/град. — 8 / 38° — 13 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. — 6—8 / 38°
Борт корпуса, мм/град. — 6 / 20°
Борт корпуса (низ), мм/град. — 6 / 0°
Корма корпуса, мм/град. — 4 / 0°
Лоб рубки, мм/град. — 8-13
Крыша рубки, мм/град. — открытая
Калибр и марка пушки — 76,2-мм ЛБ-76С
Тип пушки — нарезная пушка
Длина ствола, калибров — 46,1
Боекомплект пушки — 30
Углы ВН, град. — −5…+12
Углы ГН, град. — ±9
Дальность стрельбы, км — до 12,1
Прицелы — телескопический ОП-2-66
Пулемёты — 1 × 7,62-мм РП-46
Тип двигателя — ГАЗ-41Е
Мощность двигателя, л. с. — 78
Скорость по шоссе, км/ч — 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч — 17—21