5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы Нож нижних чинов авиационных частей обр. 1914 г.

Схемы Нож нижних чинов авиационных частей обр. 1914 г.

2.Определение времени фотосъемки

Осуществляется путем анализа следующих элементов внешнего вида нижнего чина, запечатленного на фотографии:

1. Покрой и вид форменной одежды, включая ее отдельные элементы (этишкетный шнур в частях конной артиллерии, козырьки и подбородочные ремни на фуражках и т.д.)

2. Отличительные знаки принадлежности и нумерации частей и подразделений: расположение кокарды на тулье или околыше фуражки, начертание шрифта (с завитушками или прямого) и принцип построения шифровок на погонах (погонах и околышах фуражек), погонные спецзнаки

3. Арматура на предметах форменной одежды: бляхи ремней, пуговицы и т.д.

4. Изменения в форме, произошедшие в августе 1914 г.: наличие рамочной пряжки вместо бляхи на ремне, отсутствие металлических пуговиц и цветных клапанов шинелях и цветных выпушек на фуражках

5. Наличие нагрудного знака принадлежности части (подразделения) и медалей, учрежденных в честь четко датируемых событий

Покрой и вид форменной одежды может быть использован для определения ориентировочной даты съемки и типа артиллерийской части, однако не стоит слишком сильно опираться на эти критерии датирования фото, т.к. в запасных частях и частях 3 — 4 очереди формирования в период ПМВ зачастую носилась форма устаревших и отмененных образцов.

Армейская пешая артиллерия в период 1882—1907 г. носила двубортный мундир, застегивающийся на крючки и имевший прямые обшлага (ПВВ № 313 от 1881 г.), впоследствии з амененный на двубортный (12 пуговиц в 2 ряда) мундир образца 1907 г., введенный для носки со срока 1909 г. ( ПВВ № 613 от 06.12. 1907 г. и № 644 от 1907 г., а также № 80 от 19.02. 1908 г.).

Согласно ПВВ № 298 от 08.09.1901 г. на клапанах обшлагов мундиров нижних чинов пехоты, кавалерии, артиллерии и инженерных войск Российской Императорской армии были восстановлены Георгиевские петлицы (в частях, где таковые полагались на воротнике и носились до 1881 г. на обшлагах мундиров) и белевые — в гренадерских и армейских шефских частях, где шефами состоял император и обе императрицы.

По состоянию на 1910 год на мундирах нижних чинов нескольких батарей армейской пешей (легкой) и гренадерской артиллерии имелись Георгиевские петлицы на воротнике и обшлагах:

– 1-я батарея 5-й артиллерийской бригады

– 5-я батарея 11-й артиллерийской бригады

– 1-я батарея 12-й артиллерийской бригады

– 2-я батарея 21-й артиллерийской бригады

– 4-я батарея 3-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригады

– 1-я, 2-я, 4-я, 5-я батареи Кавказской гренадерской В.К. Михаила Николаевича артиллерийской бригады

Приказом по Военному Ведомству № 608 от 07.12.1912 г. в числе прочих изменений нижним чинам гренадерских артиллерийских частей были восстановлены алые клапаны на обшлагах мундиров с 3-мя пуговицами, и, кому положено, с петлицами.

Двойные белевые петлицы ПВВ № 210 за 1914 г.были положены нижним чинам 3-й конно-артиллерийской императора Александра I батареи (Одиночные белевые петлицы до этого были пожалованы всем строевым нижним чинам казачьих частей Российской Императорской армии (кроме гвардейских), в т.ч. артиллерийским, 06.12.1908 г.)

Цветовое решение отдельных элементов мундиров было подробно рассмотрено выше.

Армейской конной артиллерии в 1882 г. (ПСЗ РИ, Собрание Третье, № 1143а от 26.10.1882 г.) был дан двубортный мундир темно-зеленого неворсованного сукна с воротником такого же цвета, застегивающийся на крючки, с боковыми карманами для строевых нижних чинов (без оных — для нестроевых) и обшлагами мыском.

В период 1907 — 1908 гг. (ПВВ № 644 за 1907 г. и ПВВ №246 от 25.05.1908 г., ПВВ № 277 от 17.06. 1908 г. ) в конной артиллерии носился двубортный мундир аналогичный двуборному мундиру пешей армейской артиллерии, но с обшлагами мыском, с 1908 г. — однобортный на 8 пуговицах, драгунского образца, с обшлагами мыском. Помимо обшлагов мыском на мысль о том, что на фото запечатлен нижний чин именно конной артиллерии может навести более светлый, по сравнению с цветом мундира, цвет шаровар и этишкетный шнур.

Походный мундир нижних чинов пешей гвардейской артиллерии образца 1909 г.

Гвардейским артиллерийским частям, а также частям 3-й гвардейской и гренадерской артиллерийской бригады в 1882 г. (ПСЗ РИ, Собрание Третье, № 699а от 23.02.1882 г., ПВВ № 86 за 1882 г.) был дан двубортный мундир темно-зеленого неворсованного сукна, застегивающийся на крючки, соответственно с обшлагами прямыми в пеших и мыском — конных частях (4). В дальнейшем, гвардейской артиллерии Приказами по военному ведомству № 613 от 06.12.1907 г. и № 178 от 08.04. 1908 г. были даны двубортные мундиры лацканного покроя (кроме парковых частей) на 12 пуговицах в 2 ряда, расходящихся вверху на 4 ½ вершка, а на поясе на 3 вершка, с разрезом сзади, карманными клапанами и 4 пуговицами на них, с прямыми обшлагами в пешей и мыском — конной артиллерии. Мундир лацканного покроя, но без лацкана, носился нестроевыми нижними чинами указанных частей.

Непродолжительное время нижними чинами гвардейской и армейской артиллерии носился походный мундир защитного цвета (введен ПВВ № 100 от 1909 г., отменен ПВВ №218 от 07.05.1912 г. в связи с введением суконной походной рубахи образца 1911 г.). Для отличия нижних чинов гвардейских частей между собою и от армейских частей, на походном мундире гвардейских частей была установлена обшивка тесьмой (белой — в Лейб-Гвардии 1-й артиллерийской бригаде, черной — в Лейб-Гвардии 2-й артиллерийской бригаде и Гвардейской конно-артиллерийской бригаде, желтой — Лейб-Гвардии 3-й артиллерийской бригаде, малиновой — Гвардейском стрелковом артиллерийском дивизионе, алой — Гвардейской запасной пешей батареи и без тесьмы в 1—3 Гвардейских артиллерийских парках) вокруг рукавов мундиров на высоте 1 3/4 вершка от нижнего края — прямая у пешей гвардейской артиллерии и мыском — у конной. В этих же целях погоны к мундирам гвардейских частей пристегивались металлическими, по цвету прибора, а не кожаными пуговицами, а сами погоны в гвардейских частях имели выпушку из сукна, присвоенного части. Походный мундир в гвардейских пеших и конных артиллерийских частях носился с белым ремнем, армейских артиллерийских пеших — с черным, армейских артиллерийских конных — со светло-коричневым.

Походные мундиры нижних чинов артиллерийских частей Российской Императорской армии образца 1909 г.

(шрифт шифровок на погонах образца 1911 г.)

16.12.1908 г. (ПВВ № №572) всем чинам конной артиллерии в числе прочих элементов формы был присвоен этишкетный шнур из желтого гаруса.

Гимнастические и походные рубахи

Нижним чинам конной артиллерии в 1885 г. китель образца 1856 г., введенный ПВВ № 62 за 1856 г. был заменен гимнастической рубахой, которая в т.ч. должна была носиться в ряде случае в летнее время (ПСЗ РИ, Собрание Третье, № 2694 от 23.01.1885 г.), при этом шифровки на погонах, полагающихся к этой рубахе, не наносились. Эта рубаха строилась из коломянки (небеленого полотна), ее ворот застегивался на 1 пуговицу, разрез на груди — на 2 пуговицы, разрез горловины и на груди шел по центру.

В 1907 г. (ПВВ от 29.07 и № 632 от 15.12.1907 г) все нижние чины Российской Императорской армии, в т.ч. и артиллерийских частей, получили летнее обмундирование защитного цвета, состоявшее из летней фуражки, летней рубахи, укороченных шаровар (Следует отметить, что попытки введения защитного обмундирования предпринимались и ранее. Так, 09.11.1904 г. Техническим комитетом Интендантского ведомства было установлено «для летней одежды войск, расположенных на Дальнем Востоке, изготавливать на рубахи ткань и летние фуражки цвета «хаки»». Для всех частей Российской Императорской армии защитный цвет для летней формы был введен ПВВ № 353 от 07.06.1906 г., которым до получения формы из защитной ткани было предписано произвести окраску гимнастических рубах и чехлов на фуражки в желто-зеленый цвет).

Введенная гимнастическая рубаха образца 1907 г. (ПВВ №19 от 10.01.1907 г.) строилась из равентуха защитного цвета, имела крой «косоворотка», ворот застегивался на 1 металлическую пуговицу, разрез на груди – на 1 металлическую пуговицу.

Походная рубаха образца 1911 г. (ПВВ № 218 от 07.05.1912 г.) строилась из неворсованного мундирного сукна защитного цвета и подбивалась подкладочным холстом, также имела т.н. русский крой («косоворотка»), рукава имели обшлага, застегивающиеся на 2 пуговицы, воротник и разрез на груди также застегивались каждый на 2 пуговицы (все пуговицы были кокосовые или костяные), обшлага были прямыми в пеших и мыском — в конных частях. Согласно ПВВ №106 от 16.03.1913 г. на походной рубахе нижних чинов образца 1911 г. было положено нашивать большие металлические пуговицы (по одной на каждом плече для пристегивания погон), малые металлические пуговицы (по две на воротнике и две на груди), выпушки из бумажного сутажного плетения шнура на воротнике и обшлагах, петлицы — на воротнике и обшлагах (в тех частях, где они были положены).

Гимнастическая (летняя) рубаха образца 1912 г. (ПВВ № 339 от 27.06.1913 г., Циркуляры Главного Интендантского Управления №№19 и 25 за 1913 г.) сменившая образец 1907 года, строилась из равентуха или хлопчатобумажной ткани защитного цвета, имела крой «косоворотка». Ее воротник, разрез на груди и обшлага имели по 2 пуговицы под цвет рубахи, обшлага были прямыми в пеших и мыском — в конных частях.

Читать еще:  Исторические сведения АЕК-919К "Каштан" - пистолет-пулемет

Ведомостью №2 ПВВ № 218 от 04 мая 1912 года в отмену Ведомости №1 ПВВ № 100 от 1909 г. были определены следующие цвета тесьмы на обшлагах рукавов гимнастических и походных рубах нижних чинов гвардейской артиллерии:

– Лейб-Гвардии 1-я артиллерийская бригада — белый (обшлага прямые)

– Лейб-Гвардии 2-я артиллерийская бригада — черный (обшлага прямые)

– Лейб-Гвардии 3-я артиллерийская бригада — желтый (обшлага прямые)

– Гвардейский Стрелковый артиллерийский дивизион — малиновый (обшлага прямые)

– Гвардейский Мортирный артиллерийский дивизион — светло-синий (обшлага прямые)

– Гвардейская Конно-артиллерийская бригада — черный (обшлага мыском)

Парадная зимняя форма строевых нижних чинов артиллерийских и гренадерских артиллерийских частей (кроме конных и конно-горных) образца 1913 г.

Согласно ПВВ № 499 от 16.09.1913 г. рубахи из верблюжьего башлычного сукна стали строиться по образцу походной суконной рубахи образца 1911 г., а не по ранее существовавшему образцу, введенному ПВВ №264 за 1881 г.

Согласно ПВВ №106 от 16.03.1913 г. строевым нижним чинам армейских артиллерийских частей (кроме конных, конно-горных и казачьих), в т.ч. местных артиллерийских команд, в качестве зимней парадной формы вводилось ношение на походной суконной рубахе черного с алой выпушкой (в местных артиллерийских частях, включая парковые — темно-зеленого с алой выпушкой) суконного настежного лацкана с фальшивыми пуговицами и воротника такой же расцветки. Крепление настежных элементов осуществлялось на крючках. Нижним чинам гренадерских артиллерийских частей кроме лацкана и воротника полагались пристежные черные обшлага с алой выпушкой и алыми клапанами. Согласно этому же приказу артиллерия оставалась единственным родом оружия, за которым сохранялось ношение темно-зеленых шаровар вместо защитных при походной форме (Согласно ПВВ № 369 от 12.07.1913 г. в гвардейской артиллерии (кроме конной) при походной форме было положено носить темно-зеленые шаровары).

На фотографиях походные рубахи с настежными элементами встречаются намного реже более ранних образцов форменной одежды, так как за один предвоенный год далеко не все части Российской Императорской армии успели снабдить необходимым количеством лацканов, воротников и обшлагов, а начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война упростила форму до минимума, сделав приоритетными не эстетические, а сугубо практически ее аспекты, в частности, стоимость и износостойкость.

Нижними чинами артиллерийских подразделений Российской Императорской армии в рассматриваемый период времени использовались следующие типы:

Шинель для нижних чинов всех войск. Высочайше утверждена 18.08.1881 года. Однобортная, на крючках. В гвардейских частях по правому борту шинели в один ряд нашивалось шесть пуговиц приборного метала.

– Шинель для нижних чинов всех армейских чинов войск, управлений и заведений военного ведомства . Введена ПВВ № 612 от 06.12. 1907 г., носилась со срока 1909 г. Однобортная, на 6 пуговицах. Ранее аналогичный крой использовался для постройки шинелей гвардейских частей (ПВВ № 313 за 1881 г.)

– Шинель для нижних чинов гвардии и армии (кроме кавалерии и конной артиллерии). Введена ПВВ № 118 от 06.03.1912 г. Однобортная, на 5 фальшивых пуговицах.

– Шинель кавалерийская. Введена для частей гвардейской и армейской кавалерии, конной артиллерии, казачьих войск ПВВ №512 от 28.09. 1913 г.

Согласно ПВВ № 535 от 21.08. 1914 г. шинели были лишены металлических пуговиц по борту и цветных воротниковых клапанов.

Форум кладоискателей — Юг Клад

Униформа авиационных частей Русской императорской армии

Униформа авиационных частей Русской императорской армии

Сообщение El jaguar » 30 янв 2015, 23:11:16

Униформа авиационных частей Русской императорской армии 1914-1917

Развитие военной авиации в России начинается с 1910 г., когда Военное министерство, заинтересованное новыми видами вооружения, стало приобретать самолеты и готовить летные кадры.
До 1914 г., когда авиация практически выделилась в самостоятельный род войск (правда, находившийся еще в подчинении у Главного инженерного управления), было сформировано около сорока авиационных.

По мобилизационному плану при начале военных действий в армии должно было находиться 234 летчика и столько же аэропланов. Однако, судя по рапортам командиров частей, к началу войны в строю находилось всего 213 пилотов и машин. По мнению же известного военного летчика В.М.Ткачева эти данные также завышены — число пилотов едва достигало 200.

Первые военные летчики — в основном офицеры — носили обмундирование тех родов и частей войск, из которых были направлены на обучение летному делу. Преимущественно это были артиллеристы и военные инженеры, так как в специальных военных училищах они получали более обширные знания по технике и точным наукам, чем в пехотных или кавалерийских. Ближе к 1914 г. процент представителей других родов войск (в том числе и из Гвардии) среди военных летчиков заметно возрос.

≪. в то время авиация формально не представляла из себя ничего самостоятельного. Офицеры-летчики, служившие в авиации, числились в списках своих прежних войсковых частей имогли носить по желанию как авиационную форму (инженерных войск),так и форму своих коренных родов войск. ≫, — вспоминает В.М.Ткачев в своих мемуарах «Крылья Родины».

Специальное же обмундирование для полетов (точнее — специальная одежда) приобреталось в основном за рубежом, у разных поставщиков, что, конечно, не обеспечивало необходимого единообразия. Особая униформа для военной авиации была введена только 3 января 1914 г. приказом по военному ведомству №4.
Согласно этому документу офицерам (летчикам и наземному персоналу) при парадной форме полагались следующие предметы одежды и снаряжения:

фуражка — тулья из черного сукна, околыш из черного бархата, выпушки по верхнему кругу тульи и по краям околыша —красные, подбородный ремешок и козырек из черной лакированной кожи;

мундир — из черного сукна, покроя вицмундира гвардейской тяжелой кавалерии: однобортный, на 8 пуговиц, стоячий воротник с закругленными углами и прямые обшлага из черного бархата, красная выпушка по борту, вокруг воротника, по краям обшлагов и карманных клапанов; пуговицы инженерного образца — серебряные с изображением государственного герба и перекрещенных топоров; эполеты также инженерные — серебряные, с красным полем и подбоем; погоны серебряного галуна с красными
просветами и выпушками;

шаровары — укороченные или навыпуск, из черного сукна, с красными выпушками в боковых швах;

пальто — общеармейского образца с отличиями инженерных войск — черными бархатными петлицами с красной выпушкой и такой же выпушкой вокруг самого воротника; пуговицы, как на мундире;

обувь — черные кожаные укороченные сапоги и краги, заменяющие принятые в других родах войск длинные сапоги;

оружие — сабля и кортик флотского образца, последний с обоюдоострым (вместо четырехгранного) клинком;

снаряжение — поясная портупея, покрытая черным муаром; шарф и револьверный шнур общеармейского образца; темляк кавалерийского образца.

Летняя парадная форма (в приказе не оговоренная) по аналогии с принятой по всей армии могла состоять из защитного цвета фуражки, кителя и укороченных шароваров; фуражка и шаровары могли быть и цветными (это также предположение). Отличие такой формы от повседневной обще армейской заключалось лишь в наличии орденов, шарфа и револьверного шнура.
При служебной форме: синий китель флотского образца (допускался и защитный обще армейский китель), цветная или защитная фуражки, черные или защитные шаровары, короткие сапоги и краги. Для полетов и службы на аэродромах вызвалось специальное добавочное обмундирование:

шлем — коричневой кожи, на пробковой основе, с кокардой, как на фуражке, и авиационным знаком оксидированного серебра— двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах пропеллер и меч;

складная шапка — «пилотка», из черного сукна, с черными бархатными клапанами, красные выпушки по швам, кокарда, как на фуражке, тулья крестообразно обшита узким серебряным галуном с двумя тонкими красными просветами;

куртка кожаная — черного цвета с черным бархатным отложным воротником, окантованным красной выпушкой, пуговицы, как на мундире.

Куртка суконная — черного цвета, воротник и обшлага из черного бархата с красной выпушкой;

шаровары кожаные — черного цвета, предназначенные для ношения поверх обычных суконных;

перчатки — черной кожи, с крагами.
Кожаное обмундирование было предназначено для ношения в основном в холодное время. Выдавалось оно не по числу летчиков, а по числу аппаратов. Суконная куртка должна была надеваться для полетов в теплое время, но могла и носиться при повседневной служебной форме, наравне с кителем. Под куртки можно было надевать флотские жилеты — черный или белый.

Нижним чинам (рядовым и унтер-офицерам) полагались для повседневного ношения следующие предметы:

фуражка — защитного цвета, в мирное время имевшая красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша;

складная шапка — «пилотка», черного сукна с красными выпушками по швам тульи и краям клапанов — для ношения при службе на аэродромах;

папаха — общеармейского образца, из серого искусственного барашка, колпак защитного цвета, в мирное время крестообразно обшивался красным шнуром;

рубаха защитная — суконная и хлопчатобумажная (гимнастерка) общеармейского образца, с красными погонами;

рубаха синяя — суконная, с застежкой на крючки, в мирное время обшивалась красным сутажным шнуром вокруг воротника, по борту и обшлагам, при этом по середине груди пришивалось 5 оловянных пуговиц инженерного образца большого размера, погоны, как на защитной рубахе, — для ношения при службе на аэродромах;

Читать еще:  Видео "Тополь" (РС-12М) - межконтинентальная баллистическая ракета

шаровары — темно-зеленого (практически черного цвета), в мирное время обшивались красным сутажным шнуром по боковым швам;

шинель — общеармейского образца с черными суконными петлицами и красной выпушкой вокруг воротника и самих петлиц;

обувь — черные кожаные сапоги общеармейского образца; оружие — винтовка драгунского образца и нож специального образца;

снаряжение — кавалерийского типа: поясной ремень с одношпеньковой пряжкой, две патронных сумки с плечевым ремнем, лопасть для ножа; судя по фотографиям, могли носиться также и поясные ремни с инженерной бляхой белого металла, на которой был выштампован государственный герб с перекрещенными топорами.

Нижние чины, получившие в ходе войны специальную летную подготовку, в полетах надевали то же обмундирование, что и летчики-офицеры, но с черными суконными воротниками на куртках и без авиационного знака на шлеме.
Все приведенные сведения, разумеется, позволяют представить внешний облик военных летчиков только на короткий мирный периоде января по август 1914 г. В ходе же военных действий случаи отступления от предписанной форменной одежды в авиации, поначалу редкие, постепенно стали скорее нормой, чем исключением. Наиболее характерные варианты «авиационной моды» вы можете видеть на фотографиях и рисунках, сопровождающих статью. Самым распространенным нарушением являлось, несомненно, повседневное ношение кожаного обмундирования и пилоток, в то время как следовало надевать эти предметы только при полетах и работе на аэродромах.

Характерно, что придерживались этого стиля не только сами летчики, но и наземный персонал, коему подобная одежда и вовсе не была положена. В подтверждение приведем выдержки из гневного циркуляра великого князя Александра Михайловича, датированного 21 ноября 1915 г.:

«Замечено, что многие из чинов авиационных отрядов и авиационных и воздухоплавательных рот носят крайне разнообразные и совершенно произвольные части обмундирования и головные уборы, причем появляются в них не только в городах своего расположения, но даже и в столицах, позволяя себе посещать, например, в кожаных куртках Императорские театры. Хотя, бесспорно, условия военного времени и могут в некоторых случаях служить извиняющим обстоятельством таких нарушений формы, но по наблюдениям за истекший период войны нельзя не признать, что отступления эти сделались массовым явлением и причины их в большинстве никаких извинений не заслуживают. . В разъяснении считаю необходимым указать на более частые отступления от формы одежды:
1. Носят черные фуражки и складные авиационные шапки, но первые в военное время заменены для всех фуражками защитного цвета, а вторые могут надеваться только на работе: при полетах, при аппаратах, на аэродромах и при сходе с аппаратов после и между полетами.
2. Черные кожаные куртки являются предметами также только рабочей, а не повседневной одежды и не могут быть заменяемы куртками произвольного вида, напр.мехом наружу.
3. В качестве обуви установлены высокие сапоги или низкие с кожаными крагами; между тем летчики позволяют себе носить туфли, желтые штиблеты, башмаки со шнуровкой и высокие чулки, обертывают ноги вместо краг черной, серой и желтой тесьмой и т. под.
4. Появляясь в публичных местах, одевают предметы формы мирного времени. » (ЦГВИА, ф.2008,оп.1,д.163,л.159 и об.).

В апреле 1916 г. было сформировано Управление Военно-Воздушного Флота, сокращенно УВОФЛОТ. Во главе управления был поставлен Заведующий Авиацией и Воздухоплаванием в действующей армии генерал-адъютант великий князь Александр Михайлович. Приказом по военному ведомству N9 572 в октябре 1916 г. для УВОФЛОТ была введена униформа, во всем подобная авиационной, за исключением:
— воротник и обшлага на офицерском парадном мундире по образцу прочих главных управлений — то есть красные с серебряными шитыми бортом и петлицами;
— подбой на эполетах белый;
— шаровары серо-голубого цвета с алыми выпушками (у чиновников без выпушек);
— погоны нижних чинов — красные с белой выпушкой;
— обмундирование для нижних чинов походное защитного цвета, но при нем может носиться пилотка с черными плисовыми отворотами.

Помимо защитного общеармейского обмундирования, офицеры и чиновники могли носить, по усмотрению, синий китель и краги. Во время инспекций на фронте и при приемке аэропланов разрешалось надевать специальную полетную одежду.Так как авиация в русской армии создавалась на базе воздухоплавательных частей инженерных войск (занимавшихся, в основном, эксплуатацией аэростатов), то и первое учебное заведение для подготовки военных летчиков было создано при Офицерской Воздухоплавательной школе, реорганизованной в ходе военной реформы 1910 г. из Учебного Воздухоплавательного парка. Авиационное отделение школ, рассчитанное на 20 летчиков, дислоцировалось в Гатчине, под Петербургом, где имелось два аэродрома. 19 июля 1914 г. отделение было расширено до самостоятельной школы, получившей название Гатчинской военно-авиационной.

До 1914 г. служащие в постоянном составе Офицерской Воздухоплавательной школы носили форму тех родов и частей войск, откуда они были откомандированы. 4 мая 1914 г. приказом по военному ведомству №168 для постоянного состава школы, а соответственно, и ее авиационному отделению была введена особая униформа по образцу специальных школ в других родах войск. Парадное обмундирование согласно приказу составляли следующие предметы:
кивер — гвардейского образца, для офицеров — из сукна цвета морской волны, с черным бархатным околышем с красными выпушками и посеребренным инженерным гербом, султан из белых перьев; для нижних чинов — сукно черное, околыш плисовый, герб из белой жести, короткий султан в виде кисти из шерстяных нитей белого цвета;

мундир — гвардейский, лацканного покроя, для офицеров цвета морской волны, для нижних чинов из черного; воротник, обшлага и настежной лацкан черного цвета, для офицеров из бархата, для нижних чинов из плиса, с красными выпушками; по верхнему краю обшлагов выпушка голубая, клапаны обшлагов красные; на воротнике и клапанах обшлагов у офицеров серебряное шитье в виде стилизованного крыла и Гренады, у нижних чинов петлицы из белой учебной тесьмы; подкладка мундира черная; эполеты и погоны, как в авиачастях, но у нижних чинов обшиты белой учебной тесьмой;

оружие — по образцу инженерных войск,но с добавлением авиационного кортика.

Шаровары, обувь, шинели, пальто — как в авиационных частях.На защитной форме у офицеров красная выпушка по нижнему краю воротника и голубая по верху обшлагов, у нижних чинов те же отличия, но из тесьмы.

После отделения авиашколы от воздухоплавательной был установлен и измененный вариант униформы (в условиях военного времени это указание носило скорее символический характер) — мундирное сукно черного цвета и бирюзовые выпушки по верху обшлагов (Приказ по военному ведомству № 612 от 17 сентября 1914 г.).
Другие же авиационные военно-учебные заведения (Севастопольская военно-авиационная школа, курсы при Институте инженеров путей сообщения, школы и клубы при многочисленных аэроклубах) не имели определенной формы одежды. Судя по всему, до 1914 г. постоянный состав и слушатели носили униформу своих родов и частей войск, а затем — ту, что была установлена для авиационных частей.
Введение особой униформы, заметно отличающейся от принятой в других родах войск, являлось признанием самостоятельного значения военной авиации, ее особой роли в надвигающейся войне. Это обмундирование соединило в себе атрибуты инженерных войск, на базе которых формировались авиационные части, и элементы флотской одежды — в знак почетного права называться флотом «пятого», воздушного, океана. Первый вариант обмундирования был вполне удачен и в ходе войны практически не менялся.

ФОРМЕННОЕ ОБМУНДИРОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ 1914-1917 ГОДЫ.

Развитие военной авиации в России начинается с 1910 г., когда Военное министерство, заинтересованное новыми видами вооружения, стало приобретать самолеты и готовить летные кадры. До 1914 г., когда авиация практически выделилась в самостоятельный род войск (правда, находившийся еще в подчинении у Главного инженерного управления), было сформировано около сорока авиационных частей.

По мобилизационному плану при начале военных действий в армии должно былонаходиться 234 летчика и столько же аэропланов. Однако, судя по рапортам командиров частей, к началу войны в строю находилось всего 213 пилотов и машин. По мнению же известного военного летчика В.М.Ткачева, эти данные также завышены — число пилотов едва достигало 200.

Первые военные летчики — в основном офицеры — носили обмундирование тех родов и частей войск, из которых были направлены на обучение летному делу. Преимущественно это были артиллеристы и военные инженеры, так как в специальных военных училищах они получали более обширные знания по технике и точным наукам, чем в пехотных или кавалерийских. Ближе к 1914 г. процент представителей других родов войск (в том числе и из Гвардии) среди военных летчиков заметно возрос.

≪. в то время авиация формально не представляла из себя ничего самостоятельного. Офицеры-летчики, служившие в авиации, числились в списках своих прежних войсковых частей и могли носить по желанию как авиационную форму, так и форму своих коренных родов войск. ≫,— вспоминает В.М.Ткачев в своих мемуарах ≪Крылья Родины≫.

Летняя парадная форма (в приказе не оговоренная) по аналогии с принятой по всей армии могла состоять из защитного цвета фуражки, кителя и укороченных шароваров; фуражка и шаровары могли быть и цветными (это также предположение). Отличие такой формы от повседневной общеармейской заключалось лишь в наличии орденов, шарфа и револьверного шнура.

При служебной форме: синий китель флотского образца (допускался и защитный общеармейский китель), цветная или защитная фуражки, черные или защитные шаровары, короткие сапоги и краги.

Читать еще:  Файлы СУ-101 и СУ-102 «Уралмаш-1» - 100- и 122-мм самоходные артиллерийские установки

складная шапка— ≪пилотка≫, из черного сукна, с черными бархатными клапанами, красные выпушки по швам, кокарда, как на фуражке, тулья крестообразно обшита узким серебряным галуном с двумя тонкими красными просветами;
куртка кожаная— черного цвета с черным бархатным отложным воротником, окантованным красной выпушкой, пуговицы, как на мундире.
куртка суконная— черного цвета, воротник и обшлага из черного бархата с красной выпушкой;
шаровары кожаные— черного цвета, предназначенные для ношения поверх обычных суконных;
перчатки— черной кожи, с крагами.

Кожаное обмундирование было предназначено для ношения в основном в холодное время. Выдавалось оно не по числу летчиков, а по числу аппаратов. Суконная куртка должна была надеваться для полетов в теплое время, но могла и носиться при повседневной служебной форме, наравне с кителем. Под куртки можно было надевать флотские жилеты — черный или белый. Рядовым и унтер-офицерам) полагались для повседневного ношения следующие предметы:
фуражка — защитного цвета, в мирное время имевшая красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша;
складная шапка— ≪пилотка≫, черного сукна с красными выпушками по швам тульи и краям клапанов — для ношения при службе на аэродромах;
папаха— общеармейского образца, из серого искусственного барашка, колпак защитного цвета, в мирное время крестообразно обшивался красным шнуром;
рубаха защитная— суконная и хлопчатобумажная (гимнастерка) общеармейского образца, с красными погонами;
рубаха синяя— суконная, с застежкой на крючки, в мирное время обшивалась красным сутажным шнуром вокруг воротника, по борту и обшлагам, при этом по середине груди пришивалось 5 оловянных пуговиц инженерного образца большого размера, погоны, как на защитной рубахе, — для ношения при службе на аэродромах;
шаровары — темно-зеленого (практически черного цвета), в мирное время обшивались красным сутажным шнуром по боковым швам;
шинель — общеармейского образца с черными суконными петлицами и красной выпушкой вокруг воротника и самих петлиц;
обувь— черные кожаные сапоги общеармейского образца;
оружие— винтовка драгунского образца и нож специального образца;
снаряжение— кавалерийского типа: поясной ремень с одношпеньковой пряжкой, две патронных сумки с плечевым ремнем, лопасть для ножа; судя по фотографиям, могли носиться также и поясные ремни с инженерной бляхой белого металла, на которой был выштампован государственный герб с перекрещенными топорами.

Нижние чины, получившие в ходе войны специальную летную подготовку, в полетах надевали то же обмундирование, что и летчики-офицеры, но с черными суконными воротниками на куртках и без авиационного знака на шлеме.

Все приведенные сведения, разумеется, позволяют представить внешний облик военных летчиков только на короткий мирный периоде января по август 1914 г. В ходе же военных действий случаи отступления от предписанной форменной одежды в авиации, поначалу редкие, постепенно стали нормой, чем исключением.

Наиболее характерным вариантом ≪авиационной моды≫ являлось, несомненно, повседневное ношение кожаного обмундирования и пилоток, в то время как следовало надевать эти предметы только при полетах и работе на аэродромах. Характерно, что придерживались этого стиля не толькосами летчики, но и наземный персонал, коему подобная одежда и вовсе не была положена.

В подтверждение приведем выдержки из гневного циркуляра великого князя Александра Михайловича, датированного 21 ноября 1915 г.: ≪Замечено, что многие из чинов авиационных отрядов и авиационных и воздухоплавательных рот носят крайне разнообразные и совершенно произвольные части обмундирования и головные уборы, причем появляются в них не только в городах своего расположения, но даже и в столицах, позволяя себе посещать, например, в кожаных куртках Императорские театры.

Хотя, бесспорно, условия военного времени и могут в некоторых случаях служить извиняющим обстоятельством таких нарушений формы, но по наблюдениям за истекший период войны нельзя не признать, что отступления эти сделались массовым явлением и причины их в большинстве никаких извинений не заслуживают. .

В разъяснении считаю необходимым указать на более частые отступления от формы одежды:
1. Носят черные фуражки и складные авиационные шапки, но первые в военное время заменены для всех фуражками защитного цвета, а вторые могут надеваться только на работе: при полетах, при аппаратах, на аэродромах и при сходе с аппаратов после и между полетами.
2. Черные кожаные куртки являются предметами также только рабочей, а не повседневной одежды и не могут быть заменяемы куртками произвольного вида, напр. мехом наружу.
3. В качестве обуви установлены высокие сапоги или низкие с кожаными крагами; между тем летчики позволяют себе носить туфли, желтые штиблеты, башмаки со шнуровкой и высокие чулки, обертывают ноги вместо краг черной, серой и желтой тесьмой и т. под.
4. Появляясь в публичных местах, одевают предметы формы мирного времени. ≫

(ЦГВИА, ф.2008,оп.1,д.163,л.159 и об.).

В апреле 1916 г. было сформировано Управление Военно-Воздушного Флота, сокращенно УВОФЛОТ. Во главе управления был поставлен Заведующий Авиацией и Воздухоплаванием в действующей армии генерал-адъютант великий князь Александр Михайлович.

Приказом по военному ведомству N9 572 в октябре 1916 г. для УВОФЛОТ была введена униформа, во всем подобная авиационной, за исключением:
— воротник и обшлага на офицерском парадном мундире по образцу прочих главных управлений — то есть красные с серебряными шитыми бортом и петлицами;
— подбой на эполетах белый;
— шаровары серо-голубого цвета с алыми выпушками (у чиновников без выпушек);
— погоны нижних чинов — красные с белой выпушкой;
— обмундирование для нижних чинов походное защитного цвета, но при нем может
носиться пилотка с черными плисовыми отворотами.

Помимо защитного общеармейского обмундирования, офицеры и чиновники могли носить, по усмотрению, синий китель и краги. Во время инспекций на фронте и при приемке аэропланов разрешалось надевать специальную полетную одежду.

Так как авиация в русской армии создавалась на базе воздухоплавательных частей инженерных войск (занимавшихся, в основном, эксплуатацией аэростатов), то и первое учебное заведение для подготовки военных летчиков было создано при Офицерской Воздухоплавательной школе, реорганизованной в ходе военной реформы 1910 г. из Учебного Воздухоплавательного парка. Авиационное отделение школ, рассчитанное на 20 летчиков, дислоцировалось в Гатчине, под Петербургом, где имелось два аэродрома.
19 июля 1914 г. отделение было расширено до самостоятельной школы, получившей название Гатчинской военно-авиационной.

До 1914 г. служащие в постоянном составе Офицерской Воздухоплавательной школы носили форму тех родов и частей войск, откуда они были откомандированы. 4 мая 1914 г. приказом по военному ведомству №168 для постоянного состава школы, а соответственно, и ее авиационному отделению была введена особая униформа по образцу специальных школ в других родах войск.

Парадное обмундирование , правда, не можем поручиться, что его успели изготовить до начала войны, согласно приказу составляли следующие предметы:
кивер — гвардейского образца, для офицеров — из сукна цвета морской волны, с черным бархатным околышем с красными выпушками и посеребренным инженерным гербом, султан из белых перьев; для нижних чинов — сукно черное, околыш плисовый, герб из белой жести, короткий султан в виде кисти из шерстяных нитей белого цвета;
мундир— гвардейский, лацканного покроя, для офицеров цвета морской волны, для нижних чинов из черного; воротник, обшлага и настежной лацкан черного цвета, для офицеров из бархата, для нижних чинов из плиса, с красными выпушками; по верхнему краю обшлагов выпушка голубая, клапаны обшлагов красные; на воротнике и клапанах обшлагов у офицеров серебряное шитье в виде стилизованного крыла и Гренады, у нижних чинов петлицы из белой учебной тесьмы; подкладка мундира черная; эполеты и погоны, как в авиачастях, но у нижних чинов обшиты белой учебной тесьмой;
оружие— по образцу инженерных войск, но с добавлением авиационного кортика.
Шаровары, обувь, шинели, пальто — как в авиационных частях.

На защитной форме у офицеров красная выпушка по нижнему краю воротника и голубая по верху обшлагов, у нижних чинов те же отличия, но из тесьмы.

После отделения авиашколы от воздухоплавательной был установлен и измененный вариант униформы — мундирное сукно черного цвета и бирюзовые выпушки по верху обшлагов (Приказ по военному ведомству № 612 от 17 сентября 1914 г.).

Другие же авиационные военно-учебные заведения :Севастопольская военно-авиационная школа, курсы при Институте инженеров путей сообщения, школы и клубы при многочисленных аэроклубах не имели определенной формы одежды. Судя по всему, до 1914 г. постоянный состав и слушатели носили униформу своих родов и частей войск, а затем — ту, что была установлена для авиационных частей.

Введение особой униформы, заметно отличающейся от принятой в других родах войск, являлось признанием самостоятельного значения военной авиации, ее особой роли в надвигающейся войне. Это обмундирование соединило в себе атрибуты инженерных войск, на базе которых формировались авиационные части, и элементы флотской одежды — в знак почетного права называться флотом ≪пятого≫, воздушного, океана. Первый вариант обмундирования был вполне удачен и в ходе войны практически не менялся.
Источник

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: