6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы АСУ-57 — 57-мм артиллерийская самоходная установка

АСУ-57 – противотанковое самоходное орудие воздушно-десантных подразделений

Самоходное противотанковое орудие авиадесантного назначения было построено на оригинальном шасси, сконструированном на ОКБ-40. Испытания на полигоне АСУ-57 проходят в апреле 49 году. В июне того же года машина проходит войсковые испытания. В серию АСУ-57 запускают в 51 году. Орудия для установки «Ч-51» и «Ч-51М» производил завод №106, шасси собирали на ММЗ, на этом же заводе производилась полная сборка самоходного орудия АСУ-57.

Окончание 2МВ ознаменовалось созданием новых образцов различного вооружения, техники для всех родов войск, в том числе для ВДВ. Ранее при строительстве техники для авиадесантирования обращали внимание на облегченные танки. Известна попытка англичан отойти от этого принципа и создать полузакрытого типа самоходную установку «Алекто» с орудием калибра 57 мм на шасси облегченного танка. Проект англичане не реализовали. Для подразделений ВДВ, после десантирования к месту назначения, наибольшую опасность составляют механизированные и танковые подразделения. В Советском союзе в данной области конструкторы сосредоточились на создании противотанковой АСУ. Полностью от идеи танка для воздушно-десантных войск военное ведомство не отказывается, но одним из основных видов бронированной техникой ВДВ на продолжительное время становится АСУ. Легкие и маневренные АСУ, увеличили мобильность десантных подразделений, выполняя при этом функции транспорта для перемещения личного состава.

Октябрь 46 года. Конструкторы Горьковского завода №92 начали разработку орудия калибра 76 мм, конструкторы Мытищинского завода №40 начали разработку оригинального шасси для проекта авиадесантной установки. Март 47 года. Готов эскиз оригинального шасси под названием «объект 570». Ноябрь 47 года. Готовы первые опытные образцы орудий «ЛС-76С». Пушки передаются на завод в Мытищах, где ими комплектуют готовые шасси. В декабре этого же года первая самоходка готова к проведению испытаний. Начало 48 года. Самоходка начала проходить заводские испытания. К середине года опытный образец вошел в серию полигонных испытаний. К концу года образец орудия ЛБ-76С получает название Д-56С и готов е серийному производству. Середина 49 года. Четыре опытных авиадесантных САУ проходят восковые испытания в 38 корпусе ВДВ. 17 декабря 49 года постановлением СМ СССР САУ принимают на вооружение под названием АСУ-76. Это первая бронированная машина, поступившая в ВС СССР специально для подразделений ВДВ.

Конструкторские работы по созданию легкой и маневренной САУ с орудием калибра 57 мм велись параллельно с САУ с орудием калибра 76 мм. 48 год. Разрабатывается проект самоходной установки с автоматическим орудием 113П калибра 57 мм. Орудие 113П изначально планировалось установить на самолет-истребитель, но Як-9-57 не проходит заводские испытания. Была предложена самоходка весом менее 3200 килограммов и командой в два человека. Но данное САУ не смогла обеспечить требуемый прицельный огонь. Следующий проект в 49 году предложили на ВРЗ№2 – К-73. Основные характеристики:
— вес 3.4 тонны;
— высота 140 сантиметров;
— вооружение: орудие Ч-51 калибра 57 мм и пулеметами СГ-43 калибра 7.62 мм;
— боезапас: 30 боеприпасов к орудию, 400 боеприпасов к пулеметам;
— бронезащита 6 мм;
— двигатель карбюраторного типа ГАЗ-51 в 70 л.с;
— скорость хода до 54 км/ч;
— скорость хода на воде до 8 км/ч.

Данная самоходка не выдержала конкуренции с АСУ-57 из-за характеристик проходимости. Образец самоходки АСУ-57 под названием «объект 572» с орудием калибра 57 мм «Ч-51» создают в 48 году. Собрали «объект 572» на заводе №40. Полигонные и войсковые испытания образец прошел в 49 году, а в серийное производство АСУ-57 пошла в 51 году. Впервые, открыто можно было увидеть АСУ-57 на параде 1 мая 57 года.

Устройство самоходки АСУ-57
Конструкция корпуса представляет собой короб из сваренных и проклепанных панелей. Носовая часть – два бронелиста, приваренных к бортам корпуса. Нижний бронелист крепится к передней части днища. Корпусные борта, выполненные как вертикальные бронированные листы, соединены с помощью сварки с нишами подвески и бортов, лобовыми щитами. Днище машины изготовлено из дюралюминиевого листа, заклепками соединенного с бронелистами лобового исполнения и нишами в подвесках. Защита боевого отделения – откидные лобовые и бортовые листы. Дюралюминиевый лист, установленный на корме, заклепками крепится к бортам и днищу корпуса. Сверху машина прикрывается брезентовым тентом. МТО расположено в передней части машины, в корме расположили пушку, боезапас, приборы для наблюдения, прицельные приспособления, радиостанцию. Тут же расположены места командира самоходной установки и водителя-механика. Командир при этом исполнял все обязанности заряжающего, наводчика и радиста. Боевое отделение, где располагалось орудие Ч-51 калибра 57 мм, получилось довольно тесным. Ствол пушки моноблочного типа оснастили эжектором и дульным тормозом. Также пушку оснастили клиповым вертикальным затвором, механической полуавтоматикой и люлькой корытообразного типа. Впереди люльки находится труба, в которой размещается гидравлический откатный тормоз и накатник. Позади люльки поместили направляющие для захвата ствола. Люлька и качающаяся часть орудия выполнены на рамке. Механизм подъема выполнен секторного типа. Вертикальные углы от 12 до -5 градусов. Поворотный механизм винтового типа давал возможность, навести орудие по горизонтали от 8 до – 8 градусов. При производстве выстрела с закрытой позиции использовалась панорама, при производстве выстрела с открытой позиции использовался прицел оптического типа ОП2-50. Средняя скорострельность составляла 10 выст/мин. Боезапас орудия – 30 унитарных боеприпасов. Используемые боеприпасы: подкалиберные бронебойно-трассирующие, бронебойно-трассирующие с бронебойностью до 10 сантиметров, осколочно-фугасные с дальностью применения до 6 километров. В 55 году начаты работы по модернизации орудия. Модернизированное орудие получает название Ч-51М. Пушка получила дульный тормоз щелевого типа. Открытие затвора и выброс гильзы стал производиться в конце хода наката. Механизм поворота получил тормозное устройство.

Читать еще:  Схемы ППД-34 - пистолет-пулемёт Дягтерёва образца 1934 года

В МТО машины находится 4-х цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением М-20Е. Конструкторы собрали в единый блок, который расположили на 4-х эластичных опорах в МТО, коробку передач, двигатель, бортовые фрикционы. Индивидуальная торсионная подвеска с амортизаторами гидравлического типа расположена на передних узлах. Каждый борт имеет 4-е опорных катка одетых в резину и 2 ролика поддерживающего типа. Последний каток опорного типа выполняет функцию направляющего, для этого он обеспечен винтовым механизмом натяжения. Гусеницы – металлические, имеющие мелкозвенчатое соединение. И, хотя, гусеница получилась довольно узкой, удельное давление самоходка имела крайне низкое, что позволило АСУ спокойно проходить и глубокий снег, и болотные участки. Для внешней связи в АСУ-57 использовали радиостанцию 10РТ-12. Для внутренней связи использовали переговорники танкового типа.

Для транспортировки самоходного орудия использовали самолеты ВТА. Основной носитель был ЯК-14, с которого АСУ-57 десантировали парашютным методом. Команда самоходки десантировалась с подразделениями ВДВ отдельно от самой машины. Для удержания машины внутри самолета в неподвижном состоянии использовали специальное устройство, которое крепилось к узлам подвесок на АСУ. В 59 году Советский союз принимает на вооружение транспортный самолет Ан-12. Это существенно увеличило возможности десантных подразделений при десантировании. Теперь подразделения со своей техникой уверенно вмещались в одном самолете. Самолеты серии Ан-12 оснащались роликовыми транспортерами ТГ-12. Для производства десантирования АСУ-57 использовали специально разработанные платформы парашютного типа. Платформы оснащались многокупольными парашютными системами МКС-5-128Р и МКС-4-127. Платформы получили название ПП-128-500, а немного позже использовали платформу П-7. Один самолет Ан-12Б мог вместить две самоходные установки на ПП. Общий вес АСУ-57 на ПП-128-500 – 5.16 тонны. Самоходное орудие также мог транспортировать тяжелый вертолет, выпущенный в 59 году — Ми-6.

Модификации АСУ-57
54 год. Появляется модификация АСУ-57 – АСУ-57П. Самоходка плавающего типа обеспечивалась герметичным корпусом и модернизированной пушкой. Пушка получила активный дульный тормоз, МТО – форсированный двигатель. Водный движитель был взят с легкого танка – 2 винта гребного типа с приводом от направляющих катков. Однако в серийное производство самоходка АСУ-57П не поступает, скорее всего, из-за успешных разработок новой самоходной пушки для подразделений ВДВ – АСУ-85.

Эксплуатация самоходной установки
Самоходка АСУ-57 была постоянным участником учений ВДВ. Участвовала в учениях с реальным использованием ядерных боеприпасов. Кроме Советского союза, эксплуатировались в Египте, КНР и Польше. Именно испытания АСУ-57, дали цифру в 20g как предельная нагрузка для десантируемой техники. Цифра стала ГОСТом для создания новой техники.

Основные характеристики:
— вес 3.35 тонны;
— команда машины 3 человека;
— длина по орудию 5 метров;
— ширина 2 метра;
— высота 1.5 метра;
— просвет 30 сантиметров;
— тип орудия – нарезное;
— скорость хода до 45 км/ч;
— дальность хода до 250 километров.

Схемы АСУ-57 — 57-мм артиллерийская самоходная установка

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Легкая авиадесантная артиллерийская установка класса противотанковых САУ была разработана в конце 40-х гг. специально для вооружения воздушно-десантных войск. А в 1951 г. установку приняли на вооружение и серийно выпускали до 1962 г. АСУ-57, полузакрытая установка с передним расположением МТО, имела боевое отделение, совмещенное с отделением управления, и расположенное в кормовой части корпуса. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие. Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, которые сваривались между собой.

САУ АСУ-57 — видео

За счет использования в конструкции сплавов алюминия конструкторы добились уменьшения размеров машины, а также снижения ее массы. Носовая часть была изготовлена из двух броневых листов, сваренных между собой и с бортами корпуса. Передняя часть днища крепилась к нижнему листу. Борта корпуса составляли вертикальные бронелисты, которые были приварены к нишам подвески и бортов, а также к лобовым щитам. Днище корпуса и корма защищались дюралюминиевыми листами. Для удобства экипажа верхние части лобового и бортовых листов делались откидными.

Читать еще:  Новости РПГ-16 «Гром» - ручной противотанковый гранатомёт

Ходовая часть машины включала три обрезиненных опорных катка, обрезиненное натяжное колесо, являющееся и опорным, со встроенным механизмом натяжения винтового типа, два поддерживающих ролика и звездочки на каждый борт, имеющие по два зубчатых венца с ассиметричным профилем зубьев. Высокую подвижность и проходимость машина получила благодаря гусеничному движителю. Подвеска машины была трубчато-стержневой торсионной с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Металлическая мелкозвенчатая гусеничная цепь шириной 204 мм состояла из 80 траков.

Машина с ходу могла преодолеть ров или траншею шириной до 1,4 м и вертикальное препятствие высотой до 0,5 м. Максимальный угол подъема достигал 30°. АСУ-57 могла преодолевать и водные препятствия, но только вброд, поскольку не была оснащена плавающим оборудованием. Глубина преодолеваемых бродов не должна была превышать 0,7 м. Удельное давление машины на грунт составляло всего 0,35 кг/см2, что равно давлению на грунт взрослого человека. Транспортировка установки производилась с помощью тяжелых планеров Як-14 и Ил-32, и для избежания раскачки корпуса в этот момент в машине имелось специальное устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус.

Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е находился поперек корпуса в блоке с коробкой передач и бортовыми фрикционами с ленточными тормозами. Весь блок опирался на четыре эластичные опоры и крепился всего четырьмя болтами, что обеспечивало в случае необходимости его легкую и быструю замену. В передней части корпуса находились водяной и масляный радиаторы, а также вентилятор с приводом.

Самоходная установка АСУ-57 имела мощное вооружение. В боевой рубке устанавливалась длинноствольная 57-мм пушка 4-51. Здесь на надгусечных полках размещались аккумуляторы, часть боекомплекта и ЗИП. Пушка была оборудована двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Она имела вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа и корытообразной люлькой, смонтированной на рамке. Ведение огня с закрытых позиций осуществлялось с помощью артиллерийской панорамы. При стрельбе прямой наводкой использовался оптический прицел ОП2-50 с подсветкой в ночное время суток и при неудовлетворительной видимости. Боекомплект орудия включал в себя 30 унитарных, или соединенных с гильзой, снарядов трех типов: подкалиберных бронебойных, кумулятивных и осколочных гранат. Скорострельность составляла 6—10 выстрелов в минуту.

С 1955 г. АСУ-57 стала оснащаться новой модернизированной пушкой Ч-51М с щелевым тормозом, при котором открывание затвора и вытяжка гильз осуществлялась в конце наката, поворотный механизм был оснащен тормозным устройством. На АСУ-57 было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-47 на три абонента, радиостанция 10-РТ-12, находящаяся в боевом отделении и обеспечивающая связь на расстоянии до 20 км, и прибор ночного видения.

На базе АСУ-57 было создано еще две машины. АСУ-57П — плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка. Машина появилась в 1954 г. Ее силовая передача включала коробку отбора мощности с приводом на гребной винт, находящийся в нише днища. Сначала конструкторы оснастили машину двумя гребными винтами с приводом от направляющих колес. Это обеспечивало замечательную маневренность на воде, однако гусеницы при этом не отключались, при выходе на берег двигатель работал на низших передачах, поэтому ему не хватало тяги. Более успешным оказался вариант, уже испытанный на легком довоенном танке Т-40, где винт с рулем в потоке располагались в туннеле. Система охлаждения дополнительно оснащалась теплообменником, обеспечивающим при движении на плаву отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, отходящую от гребного винта.

Кроме того, на АСУ-57П была установлена пушка Ч-51П, усовершенствованный вариант Ч-51М, в котором труба соединялась с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизмом полу автоматики и подъемным устройством.
Этот улучшенный вариант АСУ-57П так не был принят на вооружение. Не последнюю роль в этом сыграли довольно слабая защищенность, удовлетворение потребностей вооруженных сил в таком роде машин за счет уже серийно выпускавшихся АСУ-57, а также появление к тому моменту уже более мощной машины СУ-85.

АСУ-57 КШМ десантировалась с помощью планера ЯК-14 и на протяжении нескольких лет являлась единственной в мире самоходкой, сбрасываемой на парашюте.

Тактико-технические характеристики АСУ-57

— Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, совмещённое управления и боевое сзади
— Производитель: ММЗ
— Годы разработки: 1948—1950
— Годы производства: 1950—1962

Экипаж: 3 человека

Вес АСУ-57

— Боевая масса, т: 3,35

Габаритные размеры АСУ-57

— Длина корпуса, мм: 3480
— Длина с пушкой вперёд, мм: 5750
— Ширина, мм: 2086
— Высота, мм: 1460 (по тенту), 1180 (с опущенными щитками)
— Клиренс, мм: 300

Читать еще:  Боевое применение Шпага пехотная офицерская середины XVIII в.

Бронирование АСУ-57

— Тип брони: стальная катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 6 / 65°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 20°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 6
— Борт корпуса, мм/град.: 4 / 0°
— Корма корпуса, мм/град.: 6 (неброневой дюралюминий)
— Днище, мм: неброневой дюралюминий
— Лоб рубки, мм/град.: 6 / 36°
— Борт рубки, мм/град.: 4 / 15°
— Корма рубки, мм/град.: открытая
— Крыша рубки, мм/град.: открытая

Вооружение АСУ-57

— Калибр и марка пушки: 57-мм Ч-51
— Тип пушки: нарезная полуавто­матическая
— Длина ствола, калибров: 74,16
— Боекомплект пушки: 30

— Углы ВН, град.: −5…+12
— Углы ГН, град.: ±8
— Прицелы: перископический ОП2-50, панорамный перископический прицел МП-50

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГ-43 или СГМ

Двигатель АСУ-57

— Тип двигателя: М-20Е
— Мощность двигателя, л. с.: 55

Скорость АСУ-57

— Скорость по шоссе, км/ч: 45
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25

— Запас хода по шоссе, км: 250
— Удельная мощность, л. с./т: 16,4
— Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,35

— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,5
— Преодолеваемый ров, м: 1,4
— Преодолеваемый брод, м: 0,7

Фото САУ АСУ-57

САУ АСУ-57 в Чехословакии. 1968 год.

САУ АСУ-57 на парашютной платформе ПП-127-3500

Самоходная артиллерийская установка АСУ-57 (объект 572)

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57 (объект 572)

Создана в рамках программы оснащения воздушно-десантных войск боевой техникой. Разработана в 1948- 1950 годах в СКБ-40. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР № 3541-1648 от 19 сентября 1951 года. Серийно производилась на ММЗ с 1951 по 1962 год.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
корпус – из стальных и алюминиевых листов, сварной и частично клепаный, открытый сверху. Двигатель и трансмиссия размещены в передней части корпуса. В боевой рубке на специальной опоре установлена 57-мм пушка 4-51 с дульным тормозом щелевого типа. На машинах поздних выпусков устанавливалась пушка Ч-51М с двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения: горизонтальный 16°, возвышения +12°, склонения – 5°. С 1961 года устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Установки АСУ-57 поступали на вооружение воздушно-десантных войск. В противотанковую роту каждого парашютно-десантного полка входило 9 установок. Для десантирования АСУ-57 первоначально использовались контейнеры П-90 (два таких контейнера подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4) и планеры Як-14. После появления в военно-транспортной авиации самолетов Ан-8 и Ан-12 для десантирования АСУ-57 стали применять платформенные многокупольные парашютные системы. В 1954 году в опытном порядке на базе агрегатов АСУ-57 была создана плавающая авиадесантная самоходная установка АСУ-57П.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ АСУ-57
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,35.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина с пушкой Ч-51М-4995,
ширина – 2086,
высота (по тенту) – 1460,
клиренс – 300.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Ч-51М калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 30 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ОП2-50.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса- 6, борт-4, корма-5.
ДВИГАТЕЛЬ: М-20Е, 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 50 л.с.(36,8 кВт) при 3600 об/мин; рабочий объем 2120 см3.
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная механическая коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре одинарных обрезиненных опорных катка на борт (последний опорный каток выполняет роль направляющего колеса), два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 80 траков шириной 204 мм, шаг трака 86 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град.-30;
ширина рва, м-1,4;
высота стенки, м-0,7;
глубина брода, м-0,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-12, переговорное устройство ТПУ-47.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: