1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С-75 «Двина» — зенитно-ракетный комплекс

Зенитно-ракетный комплекс С-75М «Волхов» (С-75 «Двина» и «Десна»)

Характеристики ЗРК С-75М «Волхов»

Характеристики даны для С-75М «Волхов», в скобках указаны изначальные характеристики С-75, если требуется.

История создания ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

20 ноября 1953 г. вышло Постановления Совета Министров СССР (№2838/1201) «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».
Хотя к этому времени уже были закончены работы по созданию стационарной зенитной ракетной системы С-25, подвижной и мобильной зенитной ракетной системой СССР ещё не обладал. И создать её было необходимо в кратчайшие сроки.

От мобильной установки не требовалось надежности поражения целей системы стационарной… но и стоить она должна была на порядок меньше. На основе КБ-1 для проектирования новой ракеты было создано ОКБ-2 под руководством конструктора П.Д. Грушина. Все члены ОКБ имели опыт разработки С-25, в том числе, ряд нереализованных наработок, которые вполне могли подойти для нового проекта.

Проектирование станции наведения ракет осуществлял коллектив конструкторов под руководством С.П. Заворотищева и В.Д. Селезнева. Ракета, получившая обозначение В-750 («изделие 1Д») создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы, имела две ступени — стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую — с жидкостным, что обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта.
К разработке двигателя маршевой ступени привлекались специалисты НИИ-88, двигатель стартовой ступени был создан в КБ-2 завода № 81. Пусковая установка СМ-63 создавалась в ЦКБ-34 (ныне г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. В ГСКБ (г.Москва) разрабатывалась транспортно-заряжающая машина ПР-11.

Ракета комплекса С-75 в транспортном положении

Эскизный проект ЗРК, получивший название С-75 был в основном готов к середине мая 1954 г., а к декабрю 1956 г. испытания ракеты В-750 были завершены.

Не смотря на необходимость немедленного принятии С-75 (работающего в 6-сантиметровом волновом диапазоне «Д») на вооружение, на чем настаивало руководство страны, сделать это быстро было невозможно — слишком много компонентов необходимо было рассчитать, настроить и претереть друг к другу.

Тогда было принято «временное» решение — начать производство упрощенного варианта С-75, работающего на основе электровакуумных приборов 10 см диапазона (диапазон «В») уже хорошо освоенных промышленностью.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. (то есть до окончания испытаний ракеты) упрощенный комплекс под названием СА-75 «Двина» был запущен в производство. Испытания комплекса началиссь уже в 1957 г., были они успешными, поэтому 11 декабря 1957 г. ЗРК СА-75 «Двина» был принят на вооружение.

Ракета комплекса С-75 в боевом положении

Работы над «продвинутым» (работающего в 6 см диапазоне) вариантом С-75 тем временем продолжались, и в мае 1957 г. опытный образец ЗРК комплекса приступил к испытания. Надо сказать, что отличались СА-75 и С-75 не только длинной волны:

  • Аппаратура СА-75 размещалась в 5 тентованных грузовиков ЗИЛ-157, а у С-75, на 3-х двухосных автомобильных прицепах, приводимых в движение тем же грузовиком. Сделано это было не столько ради эргономики, сколько ради увеличения ресурса техники. Пока прицеп на боевом дежурстве стоит на открытом воздухе, автомобиль можно спокойно загнать в бокс.
  • С-75 был оснащен автоматизированным прибором пуска АПП-75, новыми пусковыми установками СМ-63-1 и СМ-63-2, спроектированным под новую ракету.
  • Новой ракетой В-750Н, а впоследствии В-750ВН («изделие 13Д»).

22 мая 1959 г. после завершения всех испытаний, обновленный комплекс был принят на вооружение СССР как С-75Н «Десна».

Впоследствии, все семейство первых советских мобильных ЗРК для краткости называли просто С-75 и добавляли собственное имя проекта (см. модификации).

Залп ракет зенитного ракетного комплекса С-75

Эксплуатация ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»)

Зенитный ракетный комплекс С-75 состоял на вооружении СССР и стран Варшавского договора, а также Алжира, Вьетнама, Египта, Ирана, Ирака, Китая, Кубы, Ливии, КНДР, республики Мозамбик, Монголии, Сирии, Югославии. Кроме С-75 советского изготовления, по лицензии производился в Китае (под марками HQ-1 и HQ-2), в Египте и в Иране.

С-75 мало того, что был первым по-настоящему мобильным и универсальным средством ПВО оснащенным ракетами. Он также был (и остается) единственным в мире зенитным ракетным комплексом, успешно прошедшим испытания настоящей войной. В списке конфликтом с участием С-75:

  • Арабо-израильские войны («шестидневная», «война на истощение»)
  • Война во Вьетнаме
  • Индо-Пакистанский конфликт (1965 г.)
  • Вьетнамо-Китайский конфликт
  • Ирано-Иракские войны
  • Военной операции в Ливии (1986 г.)
  • Война в Персидском заливе
  • Грузино-Абхазский конфликт (1993 г.)

Этот список может быть продолжен, так С-75 до сих пор состоит на вооружении ряда стран.

Пусковая установка зенитной ракеты С-75 «Волхов»

Состав ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

В состав зенитного ракетного комплекса С-75 входят:

  • Станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки). 1 шт.
  • Пусковые установки (СМ-63, СМ-90) — 6 шт.
  • Транспортно-заряжающие машины ПР-11 — 6 шт.

В случае, когда зенитный ракетный дивизион С-75 выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитной ракетной бригады.

Транспортеры ракет ЗРК С-75

Основные модификации ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

  • СА-75 «Двина» — (1957 г.) первый серийный зетнитный ракетный комплекс, работающий в 10 см диапазоне. Зенитная ракета: В-750.
  • СА-75М «Двина» — (1957 г.) с обновленными зенитными ракетами типов В-750В, В-750ВМ и В-750ВК.
  • СА-75МК «Двина» — (1960 г.) экспортный вариант СА-75М с ракетой В750В.
  • С-75 «Десна» — (1959 г.) улучшенный зенитный комплекс работающий в 6 сантиметровом диапазоне. Зенитная ракета: ЗУР В-750ВН («изделие 13»).
  • С-75М «Волхов» — (1961 г.) переоснащенный ракетами В-755 («изделие 20Д»), а также В-755У («изделие 20ДУ») комплекс С-75, с увеличенной зоной поражения целей.
  • С-75М «Волхов» — (1964 г.) ЗРК с ракетой В-760 («изделие 15Д») со специальной боевой частью.
  • С-75М «Десна» — (1965 г.) экспортный вариант с ракетой ЗУР В-755.
  • С-75Д «Десна» — (1969 г.) ЗРК с ракетами ЗУР В-755 и В-755У.
  • С-75М2 «Волхов» — (1971 г.) ЗРК с ракетой В-759 («изделие 5Я23») ;
  • С-75М3 «Волхов» — (1975 г.) ЗРК с ракетой В-760В («изделие 5В29») со специальной боевой частью .
  • С-75М4 «Волхов» — (1978 г.) ЗРК с телевизионным оптическим визиром и имитатором станции наведения ракет.
Читать еще:  Боевое применение Ил-30 - фронтовой бомбардировщик

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

«Он сбил самолёт Пауэрса»: как ЗРК С-75 вошёл в историю противовоздушной обороны СССР

С началом холодной войны над территорией СССР участились полёты разведывательной авиации западных государств. Самолёты-разведчики летали на высотах (около 20 км), которые были недоступны для отечественных истребителей. Пользуясь техническим преимуществом, страны — члены НАТО получали актуальную информацию о военных и ядерных объектах Советского Союза.

Такое положение дел не устраивало военно-политическое руководство страны. 20 ноября 1953 года вышло Постановление Совета министров СССР №2838/1201 «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».

В этом документе правительство прописало основные технические требования к перспективному зенитному ракетному комплексу (ЗРК). Отечественные инженеры должны были создать средство ПВО, способное поражать аэродинамические цели на высотах от 3 до 20 км, летящие со сверхзвуковой скоростью (до 1500 км/ч). На тот момент ствольная зенитная артиллерия и истребители могли перехватывать вражеские самолёты лишь на высоте 14—17 км, летящие со скоростью не более 1000 км/ч.

Как указывал Совмин, дивизион ЗРК должен быть транспортабельным, чтобы в относительно короткие сроки перебрасываться по железной дороге на защиту объекта, а потом развёртываться на местности.

Разработкой ЗРК занимались специалисты СКБ-31 (филиал КБ-1 — сейчас ПАО «НПО «Алмаз») и ОКБ-2 (будущее МКБ «Факел»), активно используя технологический задел по стационарной системе С-25, защищавшей небо над Москвой. Проектом руководили известные отечественные конструкторы Пётр Грушин, Александр Расплетин и Борис Бункин.

«Превосходный образец»

Испытания ЗРК проходили в 1955—1957 годах. С 1958 года в советскую армию стали массово поступать СА-75 «Двина» и их модернизированные версии С-75М «Десна». Комплексы могли перехватывать цели на высоте до 27 км и на дальности до 29 и 34 км. В 1961 году было запущено производство С-75М2 «Волхов» с максимальной дальностью действия до 56 км.

Новый советский ЗРК оказался намного эффективнее и дешевле, чем его предшественник (С-25). На развёртывание комплекса уходило около шести часов, интервал между пусками ракет не превышал шесть секунд. На одну цель отводилось три ракеты. В отсутствие помех радиоэлектронному оборудованию вероятность поражения составляла 60—80%, в условиях сильных помех — 50—60%.

Для поражения целей применялась двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) массой около 2 т. Первая ступень — стартовая — оснащалась твердотопливными ускорителями, вторая — маршевая — жидкостными. Ракета неоднократно совершенствовалась по дальности, манёвренности и мощи.

«С-75 для своего времени — это превосходный образец инженерной мысли. Комплекс оказался достаточно мобильным, неприхотливым и недорогим в эксплуатации. Эти качества предопределили его невероятную популярность в СССР и в государствах — союзниках Москвы», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Боевое крещение С-75 состоялось 7 октября 1959 года в Китае, с которым на тот момент Советский Союз поддерживал тёплые отношения. Тремя ракетами комплекса на высоте свыше 20 км был сбит дальний самолёт-разведчик RB-57D ВВС Тайваня. Его обломки разлетелись в радиусе 5—6 км. О точности попадания красноречиво свидетельствует 2471 сквозная пробоина, обнаруженная на фрагменте крыла уничтоженного самолёта площадью всего лишь 3 кв. м.

Утром 1 мая 1960 года состоялся боевой дебют С-75 в СССР. В небе над Свердловском (Екатеринбургом) советские зенитчики поразили Lockheed U-2, которым управлял американский лётчик Фрэнсис Гэри Пауэрс. По заданию ЦРУ он должен был сфотографировать ракетный полигон в районе Сары-Шаган, космодром Байконур и объекты ядерной энергетики в Свердловской области.

Достоверной картины того, что произошло 1 мая 1960 года над Свердловском, по-прежнему нет. Большинство экспертов сходятся во мнении, что U-2 поразила первая ракета, выпущенная 5-м зенитным ракетным дивизионом под командованием подполковника Новикова (37-я бригада). Взрыв боевой части повредил двигатель и хвостовую часть машины. U-2 начал разваливаться, но Пауэрс успел катапультироваться и после приземления был схвачен.

Однако примерно в это же время по самолёту открыли огонь ещё три дивизиона 57-й бригады, которыми командовали майор Воронов, капитан Шелудько и майор Шугаев.

Как полагает Дмитрий Корнев, с большой долей вероятности ракеты дивизионов Воронова и Шелудько были выпущены по крупным обломкам американской машины, а дивизион Шугаева по роковой случайности сбил советский истребитель МиГ-19 лейтенанта Сафронова, который был ранее поднят по тревоге на перехват U-2.

«В то утро было выпущено восемь ракет, хотя U-2 сбила первая. Неразбериха в небе над Свердловском была вызвана нехваткой опыта у зенитчиков и отсутствием координации с истребительной авиацией. После происшествия были сделаны соответствующие выводы. Больше таких ошибок наши военные себе не позволяли. Сложно искать здесь чью-то вину. В конце концов, боевая задача дивизиона С-75 была выполнена. Он сбил самолёт Пауэрса», — подчеркнул Корнев.

По словам эксперта, чтобы исключить повторение дружественного огня, в советской армии была введена система опознавания самолётов «свой-чужой», решены все насущные вопросы взаимодействия войск ПВО и ВВС. Также на вооружение зенитчиков начали поступать автоматизированные системы управления (АСУ) противовоздушным боем типа «Вектор».

Инцидент с Пауэрсом привёл к значительному сокращению количества разведывательных полётов самолётов НАТО. В последующие годы расчёты С-75 перехватили ещё пять U-2, но уже не над СССР. Один самолёт был сбит в небе над Кубой (1962) и четыре машины — над Китаем (1962—1965).

«Абсолютный чемпион»

Выдающиеся боевые качества советский комплекс продемонстрировал во Вьетнамской войне. По данным Минобороны РФ, в Демократическую Республику Вьетнам были переброшены ЗРК С-75М «Двина», истребители МиГ-17 и МиГ-21, радиолокационные станции обнаружения, техника связи и зенитная артиллерия. По оценке западных СМИ, с 1965 по 1972 год в Индокитай были переброшены 95 С-75 и свыше 7,6 тыс. ракет.

«24 июля 1965 года дивизионы первого зенитного ракетного полка Вьетнамской народной армии в районе Ханоя уничтожили три истребителя-бомбардировщика F-4C «Фантом» пуском четырёх ракет типа В-750В. Это было первое в истории ПВО боевое применение ЗРК против сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков», — говорится в материалах военного ведомства.

Читать еще:  Статьи МиГ-21 - фронтовой истребитель

Точная статистика потерь американской авиации в период Вьетнамской войны от отечественных зенитных ракет не разглашается. По подсчётам Минобороны РФ, до конца 1965 года вьетнамские расчёты С-75 при помощи советских специалистов уничтожили 93 воздушных судна. В отечественной историографии можно встретить данные о том, что США потеряли во Вьетнаме свыше 1,3 тыс. вертолётов и самолётов.

Американские исследователи приводят более скромные цифры (около 200 воздушных судов), признавая потери широкого спектра авиатехники: стратегических бомбардировщиков (В-52), транспортных самолётов (С-123), истребителей (F-4, F-8, F-105, F-104), самолётов-разведчиков (RB-66, RF-101, О-2), штурмовиков (А-1, А-3, A-4, A-6, A-7).

26 октября (по другим данным — 23 октября) 1967 года в районе Ханоя расчёт С-75 сбил штурмовик Douglas A-4 Skyhawk, которым управлял Джон Маккейн. Попав в плен, будущий сенатор и кандидат в президенты США рассказал на допросе, что после попадания советской ракеты получил «удар потрясающей силы». Во вьетнамской тюрьме он провёл более пяти лет.

«Точных данных о количестве сбитых С-75 самолётов, конечно, нет. Но в любом случае ущерб США от советских ЗРК во Вьетнаме был очень серьёзным. Ни один зенитный ракетный комплекс так широко не применялся в реальных боевых действиях. С-75 — это абсолютный мировой чемпион по количеству поражённой авиатехники», — подчеркнул Корнев.

Помимо Китая и Вьетнама, С-75 поставлялся в десятки стран мира: КНДР, Монголию, Кубу, Албанию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Румынию, Польшу, Югославию, Ирак, Египет, Сирию, Ливию, Судан, Мозамбик, Анголу, Афганистан, Пакистан, Индию, Перу.

С-75 хорошо зарекомендовал себя на Ближнем Востоке. Однако, как считает Корнев, потенциал советского ЗРК не был раскрыт из-за слабой выучки арабских армий.

С марта 1969-го по сентябрь 1971 года («Война на истощение») египетские расчёты С-75 уничтожили не менее семи самолётов ВВС Израиля (три F-4, один А-4, один бомбардировщик Dassault Mystère IV, один лёгкий самолёт Piper J-3 Cub и один транспортный самолёт Boeing C-97 Stratofreighter).

В 1980-е годы (во время войны с Ираном) иракские расчёты С-75 перехватили четыре иранских F-4 и один F-5E, а во время операции «Буря в пустыне» (январь — февраль 1991 года) они смогли уничтожить два американских истребителя F-15E и F-14, а также один британский бомбардировщик Tornado.

«С-75 — это крайне удачная система, которая претерпела несколько модернизаций. Её заслуга не только в обеспечении безопасности страны и союзников СССР. На этом комплексе училось несколько поколений офицеров ПВО. А технологические наработки по этому ЗРК помогли отечественным инженерам разработать ЗРК «Круг», С-125 и С-200. С-75 — это целая эпоха», — пояснил Корнев.

По словам собеседника RT, опыт применения С-75 позволил советскому командованию определить оптимальную структуру зенитного ракетного дивизиона в составе нескольких пусковых установок, командной машины (командного пункта), радиолокационной станции (РЛС), радиотехнической батареи, транспортных средств.

«Революционность С-75 заключалась в том, что это был передвижной, надёжный, эффективный и недорогой комплекс. Конечно, по современным меркам на его развёртывание уходит достаточно много времени, однако с задачей по прикрытию стационарных объектов от самолётов противника в эпоху холодной войны С-75 справлялся на отлично. А для некоторых государств он актуален до сих пор», — резюмировал Корнев.

С-75: самый боевой зенитно-ракетный комплекс России

22 мая 1959 года на вооружение приняли ЗРК средней дальности «Десна», успевший повоевать по всех локальных конфликтах второй половины ХХ века

Русские оружейники XX века создали немало уникальных образцов вооружения, которые не просто прославили отечественную оружейную школу по всему миру, но и стали настоящими символами эпохи. Достаточно вспомнить, скажем, автомат Калашникова — самый, пожалуй, массовый образец стрелкового оружия на планете, или танк Т-34, или самолет МиГ-21, ставший самым массовым боевым реактивным самолетом в мире. В том же ряду почетное место занимает и зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75. Он стал самым широко применявшимся ЗРК в мире и одним из самых боевых: ракеты С-75 поражали цели практически по всему миру.

Наиболее распространенной и удачной модификацией С-75 стал не первый его вариант с индексом СА-75 «Двина», принятый на вооружение в Советском Союзе в декабре 1957 года, а собственно С-75 «Десна». Он был принят на вооружение 22 мая 1959 года, и именно он оказался наиболее «боевым» из всего семейства «семьдесят пятых». А оно было немаленьким: за четыре с лишним десятка лет, которые семейство С-75 производится только в СССР и России, в него входили СА-75 «Двина» и С-75 «Десна», более поздний вариант С-75М «Волхов» и его экспортная модификация С-75М «Волга». Именно он стал основой для самой современной модели «семьдесят пятой» — созданного в 2001 году комплекса С-75-2 «Волга-2», способного уничтожать даже крылатые ракеты.

История комплекса С-75 неразрывно связана с историей его непосредственного предшественника — стационарного ЗРК С-25 «Беркут», ставшего первой русской зенитно-ракетной системой защиты крупных промышленных и политических центров. Но «двадцать пятый» был комплексом стационарным и весьма дорогим в производстве и обслуживании. Это означало, что, как ни подстегивай производство и разработчиков, как ни натаскивай личный состав дивизионов С-25, они будут разворачиваться медленнее, чем будут совершенствовать средства нападения потенциального противника. Кроме того, хотя основными целями для бомбардировок, в том числе и ядерных, должны были стать именно крупные объекты, было настолько же очевидно, что и полевые войска потребуют надежной противовоздушной обороны, в которой наиболее эффективным средством становились ЗРК. К тому же стационарные комплексы были слишком уязвимы именно за счет своей неподвижности, а расходы на их создание были весьма существенными.

Все эти соображения и привели к принятию постановления Совета министров СССР от 20 ноября 1953 года «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника». В этом документе были заданы первоначальные технические требования к новому комплексу: его не более чем двухтонная ракета должна была поражать на высотах от 3 до 20 км цели, летящие со скоростью до 1500 км/час. Такие условия выдвигались, исходя из того, что на начало 1950-х существующие в СССР средства ПВО — ствольная зенитная артиллерия и самолеты — обеспечивали перехват и уничтожение объектов на высотах 14-17 км и летящих не быстрее 1000 км/ч. Между тем иностранные самолеты-разведчики летали заметно выше и ощутимо быстрее, а потому чувствовали себя в безопасности. Настолько, что в разведывательных полетах, например, над Кольским полуостровом участвовала даже формально нейтральная Швеция — просто потому, что это было безопасно. И можно представить себе, насколько было велико удивление организаторов этих полетов, когда в конце 1950-х Советский Союз и его союзники внезапно стали сбивать самолеты-разведчики на высотах, считавшихся недосягаемыми!

Читать еще:  Рисунки Проект 12322 «Зубр» - малые десантные корабли на воздушной подушке

Но для того, чтобы произвести такой эффект, создателям С-75 понадобилось почти пять лет. К середине мая был подготовлен эскизный проект нового зенитно-ракетного комплекса, в апреле 1955-го начались летные испытания его главного оружия — ракеты В-750. В августе 1957 года начались полигонные испытания комплекса, а 11 декабря СА-75 «Двина» был принят на вооружение. В принципе, это был компромиссный вариант, системы наведения и управления которого работали в неудобном 10-сантиметровом диапазоне, а основные элементы размещались в пяти автодомиках на шасси трехосных грузовиков. Но новый ЗРК требовался советской ПВО как воздух, и потому серийное производство СА-75 развернули раньше, чем комплекс встал на вооружение: к концу 1957 года были готовы и сданы 30 батарей СА-75 и 621 ракета для них.

К этому времени уже вовсю шла работа над модернизацией комплекса. Принципиальным отличием его стал другой диапазон работы — 6-сантиметровый; также удалось наконец-то применить принцип селекции целей, который не успели отработать до запуска в серию СА-75. Чтобы повысить мобильность ЗРК и скорость разворачивания, а также расширить номенклатуру транспортеров, все элементы управления нового комплекса разместили в трех автоприцепах вместо пяти автофургонов. Наконец, создали и новую ракету В-750Н с аппаратурой управления шестисантиметрового диапазона, а вскоре на ее базе разработали В-750ВН, имевшую «высотный» двигатель второй ступени, который обеспечивал ей меньшее время достижения предельной высоты — 27 км.

Новая модификация получила «главный», общий для всего семейства ЗРК индекс — С-75 — и собственное имя «Десна». Ее приняли на вооружение 22 мая 1959 года, меньше чем через два года после принятия на вооружение первенца «семьдесят пятого» семейства. А всего через четыре с небольшого месяца ракетой комплекса семейства С-75 был сбит первый реальный самолет противника. Причем не в Советском Союзе, а над территорией его тогдашнего союзника — Китая.

Узнав о принятии на вооружение в СССР новых мобильных зенитно-ракетных комплексов, лидер КНР Мао Цзэдун попросил советское руководство поставить такой ЗРК Народно-освободительной армии Китая. В Поднебесную отправили два комплекса СА-75 — вместе с советскими специалистами, которые должны были обучить китайские расчеты. Учеба прошла успешно, что китайские бойцы ПВО и продемонстрировали 7 октября 1959 года, сбив высотный разведчик РБ-57 «Канберра», переданный США тайваньским ВВС. Как ни удивительно, никакого шума это событие не наделало — просто потому, что никто и на Тайване, ни в США не понял, почему пропал самолет. Судя по магнитофонной записи переговоров пилота Ван Инциня с тайваньской базой, они оборвались на полуслове, и самолет посчитали пропавшим без вести. Когда тайваньские СМИ на следующий день написали о пропавшей машине, официальный Пекин выступил с заявлением, что самолет-разведчик был сбит силам китайских ВВС — без уточнения, каким именно оружием.

А первым вражеским объектом, который удалось уничтожить уже советским ракетчикам, стал разведывательный аэростат — один из десятков, которые в 1950-х запускались с территории западноевропейских баз НАТО. Подобные «шарики» были трудной целью для ПВО страны, которая потеряла несколько самолетов при попытках сбивать дрейфующие цели. Тем важнее был успех, которого 16 ноября 1959 года достиг дивизион СА-75, дислоцированный под Сталинградом: его ракета сбила разведывательный аэростат, причем достала она его за границей предельной высоты стрельбы — на отметке 28 000 метров, то есть на километр выше максимума. Но и этот случай не освещался в прессе, и потому громкий успех, которого советские зенитчики добились 1 мая 1960 года, сбив самолет-разведчик У-2 «Локхид» над Свердловском, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Внезапно выяснилось, что двадцатикилометровая высота перестала быть безопасной, что противопоставить новейшим советским зенитно-ракетным комплексам ни Америка, ни ее союзники ничего не могут, и что разведывательные полеты над территорией СССР и его друзей из увлекательной прогулки превращаются в гарантированную игру со смертью. И этих соображений вполне хватило для того, чтобы активность самолетов-разведчиков резко пошла на убыль — до тех пор, пока не удалось создать более высотные и более скоростные модели. Впрочем, к тому времени и советские зенитные ракеты научились летать выше и быстрее…

Второй ощутимый удар по престижу американских ВВС и их разведке советские зенитные ракеты нанесли 27 октября 1962 года. В этот день дислоцированный на Кубе зенитно-ракетный дивизион СА-75 уничтожил еще один У-2 «Локхид», причем его пилот Рудольф Андерсон, в отличие от сбитого над Свердловском Гэри Пауэрса, погиб вместе с самолетом. А звездным часом самого знаменитого русского зенитно-ракетного комплекса С-75 «Десна» стала Вьетнамская война. Включенные в состав военно-воздушных сил Вьетнамской народной армии советские дивизионы «семьдесят пятых» за время боевых действий уничтожили от 1200 до 1900 американских самолетов (американская сторона, правда, по-прежнему настаивает на числе 200, но пристрастность военных США в этом вопросе давно известна). Боевой счет открыли 24 июля 1965 года — при первом же боевом применении С-75 на территории Вьетнама: тогда, по данным вьетнамской и советской стороны, зенитчики тремя ракетами сбили три «Фантома» Ф-4.

После войны во Вьетнаме С-75 всех модификаций активно использовать практически во всех локальных конфликтах ХХ века. Египетские зенитчики обстреливали ими израильские «Миражи» и «Фантомы», индийские — пакистанские истребители и транспортные самолеты, китайские — вьетнамские МиГ-21 (в чем была грустная ирония судьбы: советские ракеты уничтожали советские же самолеты, одна легенда стреляла по другой), а во время ирано-иракской войны ими пользовались обе стороны. Последние случаи боевого применения С-75 были зафиксированы в 1990-х на Балканах. Причем оказалось, что последние модификации комплекса, имеющие очень небольшую минимальную высоту поражения — 100-200 метров — позволяют обстреливать даже наземные цели!

В России последние С-75 были сняты с вооружения в середине девяностых — их заменили более совершенные комплексы семейства С — трехсотые и четырехсотые. Но в мире и по сей день насчитывается почти три десятка стран, где легендарная «Десна» и ее наследники — «Волхов» и «Волга» — стоят на страже неба. Несмотря на то, что комплексу вот-вот пойдет седьмой десяток…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector