1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Ту-91 — пикирующий бомбардировщик-торпедоносец

Туполев Ту-91

Ту-91, или, как кодифицируют его в НАТО, «Ботинок», является советским морским бомбардировщиком-торпедоносцем. Успели построить только прототип. В 50-х годах военное руководство Советского Союза часто поднимало вопрос о создании авианосцев с различными назначениями. Параллельно планировалось разработать целый ряд палубных видов самолетов. В 1952 году появились условия технического задания по данному вопросу. К ним также относились общепринятые тактико-технические характеристики. Следуя указаниям, необходимо было создать истребитель с турбореактивными двигателями с максимальной скоростью в 1000 км/ч, продолжительностью полета в два часа и потолком 16 000 м.

В апреле следующего года в ОКБ А. Туполева поступило Постановление от СМ СССР, согласно которому сотрудники КБ должны были сконструировать и построить пикирующий торпедоносец-бомбардировщик «91». В июне этого же года руководство ВМС создало требования по тактико-техническим данным к проекту бомбардировщика с 1-м ТВД ТВ-2М. Основными заданиями для будущего самолета являлись пикирующие атаки по вражеским водным и сухопутным (береговым) целям, торпедометание по видимой надводной цели и проведение штурмовых действий по транспортам, кораблям, живой силе противника, базам. Дополнительными требованиями к самолету Ту-91 являлись: выполнение посадок и взлетов при любых метеоусловиях и вне зависимости от времени суток на стандартных и малых ВПП. Самолет должен был обладать достаточной маневренностью и уметь выполнять задания как в одиночку, так и в условиях группового действия.

Непосредственными требованиями к самолету являлись:

на высоте 5000-7000 м максимальная скорость – 800-830 км/ч;

крейсерская минимальная – 300 км/ч;

дальность полета – 2100 км;

потолок – 12 000 м;

масса бомбового вооружения – 1600 кг;

экипаж – два человека.

Среди оборудования особое внимание уделялось наличию радиолокационной станции «Курс», аппаратуры по защите хвоста «Гамма», системы радиолокационного запросчика-ответчика «Узел», радиостанций РСИУ-3 и РСБ-5. В обязательном порядке на борту самолета должны присутствовать радиовысотомер РВ-2, автоматический радиокомпас АРК-5 и аэрофотоаппарат АФА-БА.

Все работы по самолёту начались быстро и практически не сбивались. В сентябре провели комиссию по макету, а также оговорили наличие оборудования, расположение и компоновку. В 1953 начали постройку опытного прототипа, и уже через год в апреле он был закончен. По частям его перевезли на жуковскую летно-испытательную и доводочную базу. Там же его собрали. Спустя некоторое время после проведения всех подготовительных работ летной группой начались первые пробежки по взлётной полосе ЛИИ (сентябрь 1954 года). После выполнения подлета лётчиком-испытателем Д. Зюзиным А. Туполев решает приступить к процессу первого полета.

Второго ноября 1954 года летчиком Д. Зюзиным и штурманом К. Малхасяном совершается первый полет на Ту-91. Первый этап заводских испытаний заканчивается в конце января 1955 года. За все время проведения этого этапа испытаний самолет совершил 25 взлетов и посадок или 14 часов в воздухе.

Первый этап летных испытаний завершился успешно, Ту-91 полностью отвечал поставленным тактическим и техническим заданиям ВМС. Дополнительно следует отметить, что самолет показал себя экономичным. Пролетев расстояние в 2100 км с бомбовой нагрузкой в 1000 кг, Ту-91 потратил 2700 кг.

Второй этап испытаний начался с конца января 1955 года. На них присутствовали представители ВМС. Ту-91 опять демонстрирует свои отличные качества в воздухе и на земле. А во время проведения взлетов и посадок с грунтовых полос персонал, создавший и обслуживавший самолет, прозвал его «Бычок». После проведения второго этапа самолет рекомендовали к серийному производству.

В одно и то же время с постройкой самолета проводились работы по доводке двигателя ТВ-2М. Его устанавливали в центре тяжести, спереди была кабина экипажа, с левой стороны сидел летчик, по правую сторону – штурман. Между ними проходил вал двигателя. Во главе самолета установили планетарный двухступенчатый редуктор.

В 1954 году с 14 по 17 октября провели полигонные наземные стрельбы реактивным вооружением. Изначально на Ту-14 проводились воздушные стрельбы всего вооружения, предназначенного для Ту-91. После наземных стрельб в Феодосии проводились испытания на боевое применение (29 июня 1955 года).

Читать еще:  Боевое применение Бе-2 - летающая лодка

В 55 году летом проводились показы авиационной техники, на которых также представили Ту-91. Во время представления самолета что-то не понравилось присутствовавшему главе государства Н. Хрущеву. Он незамедлительно в обычной для него грубой форме выразил свое недовольство. После этого судьба отличного самолета была предрешена.

Но, несмотря на личное оскорбительное поведение главы страны, испытания Ту-91 продолжились. Дополнительно были проведены летные испытания. Они были самыми длительными и закончились только в январе 1956 года. Одновременно с этим ОКБ проводило подготовку к серийному производству. На нее влияли способности и специфика завода. Также велась активная подготовка самолета Ту-91 к модификациям учебного и противолодочного характера, а также радиоэлектронного противодействия. Данные работы должны были повлиять на экономичность и количество серий самолета.

ОП демонстрировался летом 1956 года на аэродроме Кубинка и в этом же году на авиационном показе техники, на котором опять присутствовал Н. Хрущев. Он снова раскритиковал самолет. После стоянки на ЖЛИ и ДБ самолет утилизировали.

Техническое описание Ту-91

Ту-91 представлен в виде двухместного пикирующего бомбардировщика-торпедоносца с одним ТВД. Самолет предназначен для выполнения взлетов и посадок с ограниченных ВПП в прибережных районах морей и океанов. Ту-91 мог выполнять такие задачи:

бомбометание с пикирования по малоразмерным и подводным целям;

торпедометание по кораблям надводного типа;

бомбометание с горизонтального полета по объектам во фронтовой полосе и морским целям;

штурмовые действия по высадочным плавсредствам и по живой силе десанта.

Вооружение ударного типа, которое предназначалось для выполнения всех этих задач, размещается на внешней подвеске фюзеляжа и крыла. Среди 1500 кг бомбового вооружения была возможность различных вариантов: три реактивные торпеды РАТ-52, или одна торпеда в низковысотном варианте 45-36МАН, или высотный вариант – 45-36МАВ. Бомбардировщик мог нести на подвеске авиационные морские мины массой 500-1500 кг. Штурмовые действия обеспечивались благодаря двум подвесным контейнерам, на которых размещались 8 ракет НУРС ТРС-212, или 36 ТРС-132, или 120 ТРС-85.

Защита экипажа от зениток и комплексов ПВО обеспечивалась за счет установки бронекорпуса на передней части фюзеляжа, созданного из сплава АПБА-1. Дополнительно устанавливались алюминиевые и стальные бронеплиты и бронестекло общим весом в 550 кг.

Бомбардировщик-торпедоносец Ту-91

Самолет Ту-91 («Бычок») — советский торпедоносец и бомбардировщик, разработанный в КБ им. Туполева. В первой половине пятидесятых годов в Советском Союзе вновь встал вопрос о создании авианосца с различными модификациями для военных нужд. Также стране требовались истребители для морских маневров, бомбардировщики и штурмовики.

История создания самолета

Весной 52-го появилась задача в создании палубного истребителя с ТРД, скоростью в 1000 кмч, для практического потолка в 16 км, а также с возможностью нахождения в воздухе пару часов. Также нужно было предусмотреть посадку самолета при движении судна, в том числе в непогоду, и взлет, если палуба повреждена.

В конце мая того же года министр авиапромышленности Хруничев предложил разработать эскиз такого самолета за 6 месяцев. Задачу по созданию штурмовика и бомбардировщика поставили перед конструкторским бюро им. Туполева, у которого уже были наработки по палубным судам.

Самолету дали номер Ту-91. За проект отвечал бывший руководитель БОКа В.А. Чижевский.

Политическая ситуация диктует свои законы, поэтому к следующему году заинтересованность в палубных истребителях ушла на второй план. Советский Союз обратил свои взоры на сухопутные самолеты для прибрежной деятельности.

Весной 53-го вышел закон, о создании пикирующего торпедоносца-бомбардировщика, и к началу лета командование авиации ВМС предоставили ОКБ им. Туполева техническое задание по самолету с одним двигателем ТВД TB-2M. Торпедоносец должен пикировать с бомбами по судам, находящимся в воде, а также базам и сооружениям на суше. Предусматривался штурм, высадка десанта и торпедометание.

Самолет Ту-91 способен взлетать, и садиться в любое время суток, в различных метеоусловиях и в плохо оборудованных аэродромах, с небольшими грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Создание проекта шло довольно быстро, уже осенью 1953 года был представлен макет самолета для окончательного утверждения компоновки заказчиком. Весной следующего года появился опытный образец. Его отправили на летную испытательную базу в Жуков. Летчиком-испытателем назначили Дмитрия Васильевича Зюзина.

Читать еще:  Фотографии "Тополь" (РС-12М) - межконтинентальная баллистическая ракета

После окончания проверок технических моментов, в конце сентября 54-го года, начали тестировать самолет на взлетно-посадочной полосе. На пробном третьем откате Дмитрий Васильевич подтверждает подлет на пару метров, после чего Туполев дает добро на первый полет, который состоялся спустя месяц, в начале ноября, и летные испытания продолжались до конца января следующего года.

Итоги первого этапа тестирования — 25 полетов, которые длились четырнадцать часов.

Во время испытаний необходимо было довести самолет «до ума», сделать доводки, проверить ЛТХ, собрать мнение по поводу устойчивости самолета, двигателей, управления машиной и маневров. На сложность тестирования в первую очередь оказала влияние силовая установка. Двигатель, работающий от рычага газа идеален для поршневых СУ, но для ТВ-2М это приводило к непредсказуемым последствиям. В конце первой части летных испытаний стало ясно, что самолет обладает заданными параметрами, кроме скорости на высоте и свойств самолета на подвеске вооружения.

Торпедоносец также порадовал своей экономией топлива, а значит это выгодная эксплуатация самолета. Например, пролетев 2100 километров с тонной бомб на борту, Ту-91 потребовалось 2,7 тонны топлива, что примерно в три раза меньше того же Ил-28.

Летные испытания порадовали, поэтому самолет был передан на Гостесты и заводские испытания. Длились они три месяца, подтвердив высокие ЛТХ, и закончились 22 апреля 1955 года с рекомендацией к серийному выпуску. В то же время самолет приобретает свое «народное» название — «Бычок». Параллельно Гостестам, дорабатывали и силовую установку.

Технические требования к самолету

Торпедоносец по заказу СССР должен обладать следующими ЛТХ:

  • скорость — до 830 кмч;
  • высота — до 7 км;
  • дальность с грузом в тонну — 2100 км;
  • практический потолок —12 км;
  • нагрузка оружия — 1,6 тонн;
  • экипаж из двух человек;
  • разбег — 0,5 км.

Конструкция бомбардировщика

В планах было оборудовать самолет радиолокационной станцией, защитой хвоста, радиостанциями и переговорными устройствами, системой посадки в сложных погодных условиях, компасом, переговорным устройством, фотоаппаратом, измерителем высоты и пр.

СУ установили под кабиной пилотов, посередине центра тяжести машины, похожая компоновка уже была у американских «Воздушная Кобра» и «Королевская Кобра».

В интернете на данный момент много фото Ту-91 отретушированных неверно: смотровые стекла были спутаны с воздухозаборниками, поэтому создается неправильный визуальный ряд компоновки машины. На деле воздухозаборник находился за винтом. СУ — одновальный, легко воспроизводилось торможение винта.

В летающей лаборатории, созданной на базе Ту-4, двигатели проверялись на тягу спецсистемами как в торможении, так и в обычном полете. Их разработали в пермском конструкторском бюро П. А. Соловьева. Двигатели были «сырыми». Мощность для забора масла мала, от этого оно перегревалось и обнаружилось это не сразу. Осенью 54-го в течение трех дней проводились полигонные стрельбища установленного на самолете вооружения, после чего самолет отдали на боевые испытания в Феодосию.

В 1955 г. Ту-91 был предоставлен Хрущеву на показе авиатехники. Никита Сергеевич, заинтересовавшись машиной, попросил рассказать о ней. Человек, который проводил презентацию, по-видимому, переволновавшись, сказал о неуправляемых реактивных зарядах, как о замене тяжелого крейсера. После чего весь проект был высмеян руководством страны, и это стало предвестником закрытия работ по данному проекту.

Но, тем не менее, испытания продолжались, Военно-Морские Силы все еще пытались дать шанс проекту и показать всем, что стоит присмотреться к самолету. Назначенные дополнительные летные испытания шли до начала следующего года. Итогом стало девяносто полетов за 60 часов.

Параллельно продолжались подготовительные работы в конструкторском бюро для запуска «Бычка» в серию: чертежи, создание предсерийного планера, другие модификации (тренировочный, противолодочный и противодейственная радиоэлектронная модификация). Туполевцы хотели создать универсальный самолет с необходимыми вариантами машины для уменьшения себестоимости Ту-91.

В 1956-м самолет вновь участвует в выставке авиатехнике, но его пытаются держать подальше от Хрущева. Самолет доставили по воздуху сразу после испытаний на полигоне, его не успели привести в презентабельный вид, он весь в саже и масле… И «Бычку» не повезло, он попался на глаза Никите Сергеевичу. Судьба самолета была решена мгновенно, проект закрыли.

Читать еще:  Файлы РПГ-32 «Хашим» - ручной противотанковый гранатомёт

Хоть руководство ОКБ Туполева и пытались после пробить эту «стену непонимания», неумолимо пришел момент, когда страна решала цели и задачи по ракетно-ядерным вопросам, которые начали возникать в то время.

«Бычок» оставался на стоянке, пока не был утилизирован… трактором, который просто несколько раз проехался по нему. На данный момент остались редкие документы и фотографии этого уникального самолета.

История авиации от Евгения Лебедева. Туполевский «Бычок»

Наш друг Женя Лебедев иногра рассказывает в своём фейсбуке удивительные истории из истории авиации. вот — новая история .

КБ Туполева имеет богатейшую историю, оно знаменито своими бомбардировщиками и пассажирскими самолетами. В истории КБ есть опытные машины, построенные в одном или нескольких экземплярах, к сожалению, так и не пошедшие в серию. Сегодня я расскажу о одном таком самолете. Ту-91″Бычок».

Он очень необычен для Туполевского КБ, прежде всего тем, что должен был стать палубным самолетом, для так и не появившихся Советских авианосцев. В 1950г. в КБ Туполева начались проработки палубного бомбардировщика-торпедоносца, предназначенного для авиагрупп разрабатывавшихся тогда океанских авианосцев. Самолет должен был оснащаться турбовинтовым двигателем ТВ-2 и иметь прямое крыло с механизмом складывания, для обеспечения размещения в ангарах авианосцев. Ту-91 должен был стать бомбардировщиком-торпедоносцем. Боевая нагрузка должна была составлять в нормальном варианте 1000кг., а в перегрузочном 1600кг. К 1953г. стало понятно, что авианосцев наш флот так и не получит. В связи с этим, военные поменяли требования к самолету. Теперь он должен был стать береговым самолетом авиации ВМФ.

В апреле 1953г. вышло постановление СовМина СССР, по которому КБ Туполева должно было разработать и передать на испытания пикирующий бомбардировщик-торпедоносец «91», оснащенный двигателем ТВ-2М. Работы по новому самолету шли быстро и уже в начале ноября 1954г. Ту-91 пилотируемый экипажем во главе с летчиком-испытателем Зюзиным выполнил первый полет. Штурманом Ту-91 был К. Малхасян. Заводские испытания нового аппарата проходили до конца января 1955г. На этом этапе выяснилось, что новый самолет получился очень экономичным. При полетах на дальность 2100 км с тонной бомб на борту Ту-91 тратил 2700кг керосина, тогда как основной бомбардировщик ВВС СССР Ил-28 расходовал в тех же условиях 6400кг.

Сразу после заводских испытаний самолет был передан на совместные испытания. В тоже время шла доработка силовой установки. Так как двигатель находился почти в центре масс самолета, то работы шли над ним и над валом, проходящим через кабину пилотов и вращавшим соосный винт через редуктор.
Для отработки силовой установки была создана летающая лаборатория на базе самолета Ту-4, на который вместо одного из двигателей на крыло установили фюзеляж Ту-91. Отработка вооружения Ту-91 проводилась на самолете Ту-14ЛЛ осенью 1954г. После этих отработок «Бычок» передали на совместные испытания по боевому применению на аэродроме Феодосия.

Дальше в судьбу самолета вмешался случай, фактически перечеркнувший его судьбу. В 1955г. проводился показ новой авиационной техники руководству СССР. На показе внимание Н.С.Хрущева привлек необычно выглядевший Ту-91 с большим количеством ракет бомб и торпед разложенных перед ним. Офицер, представлявший самолет высокому гостю просто оговорился. Он сказал, что Ту-91 заменяет собой тяжелый крейсер, вместо фразы, что залп НУРС Ту-91 эквивалентен залпу тяжелого крейсера. Эта оговорка стала началом конца для Ту-91. Хрущев не стесняясь в выражениях прошелся по самолету. Основной мыслью этой речи было: На кой нам нужен такой самолет. Свита посмеялась и сделала свои выводы.
Несмотря на конфуз, работы над самолетом продолжились.

Был проведен еще один этап испытаний подтвердивший хорошие данные самолета. В 1956г на аэродроме Кубинка Ту-91, вместе с еще несколькими новейшими самолетами был продемонстрирован американской делегации возглавляемой генералом Туайнингом. В том же 1956г самолет вновь решили показать высшему руководству страны. Хрущев произнес фразу: «Он еще здесь?» именно эта фраза стала приговором для самолета. Вскоре работы по Ту-91 были прекращены. Несколько лет самолет стоял на территории летно-испытательной базы КБ в Жуковском. Затем, его при очередной подготовке к показу высокому начальству просто переехали трактором и сдали на металлолом. К сожалению, фотографий Ту-91 сохранилось немного.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector