0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Су-47 (С.37) «Беркут» — экспериментальный истребитель

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50

Запомнившийся как С-37, Су-47 и по названию «Беркут», этот истребитель так и остался в единственном исполнении. Как «летающая лаборатория», он по прежнему в строю и числится на балансе ОКБ Сухого – до сих пор периодически летает и все еще остается «самолетом-загадкой», основные тайны которого так и не стали известны широкой публике.

Еще на этапе моделирования сама конструкция самолета являлась государственной тайной – еще бы, первый отечественный самолет с крылом обратной стреловидности (КОС). Помимо визуальной несхожести со всеми остальными типами самолетов, где крылья либо поперечны с корпусом, либо оттянуты назад, этот истребитель хищно выставлял их. вперед.

К проектированию этого самолета приступили в конце 80-х годов. О новом самолете было известно лишь то, что главной его особенностью является конструкция крыльев, что советские авиаконструкторы прилюдно отрицали. Без «утечки» не обошлось – некоторые особенности конструкции самолета были раскрыты благодаря снимку модели. Стало ясно, что это проект совершенно нового самолета, обозначенного как пятое поколение отечественных истребителей. Сенсация!

Кстати, сенсацией самолет стал еще до того момента, когда впервые поднялся в воздух. Это произошло 15 сентября 1997 года. Тогда им управлял летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Об особенностях пилотирования самолета не знали даже основные конкуренты – американцы, создававшие свои истребители с крылом обратной стреловидности, которые после многих лет испытаний хоть и полетели, но были признаны неперспективными. Боевые возможности Су-47 всегда оставались под грифом «совершенно секретно», хотя на него так и не «навешали» полный комплект ракетного вооружения и радиолокационных станций.

Сегодня еще один летчик-испытатель, которому довелось неоднократно поднимать в небо «Беркут», Герой России Сергей Богдан, оценивает этот самолет как «эпохальное конструкторское решение с нестандартными характеристиками пилотирования».

«Этот самолет очень габаритный и легкий в управлении, что достаточно неожиданно при наличии мощных двигателей и тяжелых контейнеров для бомбового и ракетного вооружения, – рассказывает Сергей Богдан, который испытал добрый десяток истребителей, в том числе и ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. – Он легок в управлении и при необходимой переподготовке может быть управляем даже молодыми выпускниками военных авиационных училищ. Боковая ручка управления в компактной кабине истребителя также весьма удобна – таких раньше в отечественных самолетах не встречалось. Этот самолет, как и его современные аналоги, «заточен» на то, чтобы пилот не отвлекался на выполнение боевой задачи – дерни ручку и не задумывайся о совершении воздушного маневра, ищи наземную или воздушную цель».

Летчик-испытатель оценивает Су-47 как легкий в управлении и боевом применении самолет. Ему самому порой хочется, как истинному спортсмену, «разогреть мышцы» на более тяжелых «снарядах», например, на самолетах 3-го поколения типа Су-24, более сложных в управлении. Но это – как каприз профессионала, испытателя.

«Чем выше поколение самолета, тем легче его управление и боевое применение, – говорит Сергей Богдан. – Мне «Беркут» очень понравился. Как говорится – лег в ручку».

Что представляет из себя Су-47?

Конструкция самолета скомпонована по схеме интегрального неустойчивого триплана, имеющего высоко расположенное крыло обратной стреловидности, центральноповоротное заднее хвостовое оперение небольшой площади. Как утверждают летчики-испытатели, этот самолет «увертлив» на малых скоростях и способен совершать воздушные пируэты, которые не могут делать другие истребители.

Кстати, во время производства деталей для экспериментального самолета была применена новая технология – детали обшивки удалось получить в плоском виде, придавая им необходимую форму, когда кривизна совпадала со стыковкой с полной точностью. Благодаря крупногабаритным панелям удалось уменьшить массу истребителя и снизить его заметность на радарах. Этому способствовали и композитные материалы, примененные в его обшивке.

Истребитель Су-47 оснащен современным отечественным бортовым оборудованием. К нему относится многоканальная цифровая ЭДСУ – электродистанционная система управления, интегральная автоматизированная система управления полетом, навигационный комплекс, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и спутниковую навигацию.

Этот самолет, относящийся к пятому поколению, должен был обладать способностью осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности. Предусматривалась автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами, а также повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации – одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков.

Аэродинамика и бортовые системы истребителя должны были обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых опозданий, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов. От самолета требовалось «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета – об этом рассказал и летчик-испытатель Сергей Богдан.

Итог авиапроекта истребителя нового поколения под общим названием «Беркут» позволил российским авиастроителям проверить несколько важных идей и собрать массу информации о самолетах с крылом обратной стреловидности. Полученные сведения о характере обтекания и поведения самолета с КОС на разных режимах полета позволили отечественной авиационной науке закрыть несколько белых пятен в теориях.

Читать еще:  БТР-90 «Росток» - бронетранспортёр

«Этот проект стал одним из лучших вариантов создания целого комплекса летательных аппаратов, которые получили богатую перспективу, – говорит генконструктор Су-47, нынешний глава Объединенной авиационной корпорации Михаил Погосян. – По разработкам «Беркута» мы вышли на нынешний самолет пятого поколения – Т-50. Его опыт поможет и другим новым истребителям».

Можно напомнить, что после окончания основной программы своих испытаний именно самолету Су-47 довелось стать основной платформой для отработки элементов будущего истребителя Т-50 (программа ПАК ФА). А в 2006-2007 годах «Беркут» получил новый грузоотсек, созданный по проекту Т-50. Целью такой доработки была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полета.

Несмотря на давнее завершение проекта, до сих пор не прекращаются споры о плюсах и минусах или перспективах самолета Су-47 как класса авиационной техники с крылом обратной стреловидности. Плюсы и минусы КОС обсуждаются до сих пор. Единого мнения о перспективах самолетов, подобных «Беркуту», нет до сих пор. Что касается самого проекта, то его признали удачным и сами авиаконструкторы, и военные летчики. Хотя Су-47 и не стал основой для перспективных истребителей, превосходящих по своим характеристикам всю современную технику, он сделал все для отработки новых технологий.

«Роль новейших боевых самолетов с подобными уникальными характеристиками возьмут на себя другие разработки», – считает Михаил Погосян.

Где зарыт секрет «Беркута» Су-47? И почему его забыли?

Многие современные фанаты авиации, возможно, мало что знают об истребителе Су-47 «Беркут». Оригинальная компоновка крыла обратной стреловидности выглядит очень футуристично. С точки зрения своей конструкции и внешнего вида, этот самолет может «влюбить в себя с первого взгляда».

Во время своих первых показов и до сих пор, он приковывает все внимание неравнодушных к отечественной авиации. Первый полет Су-47 состоялся 25 сентября 1997 года. Американский F-22 также совершил первый полет в 1997 году.

Однако Су-47 в отличие от американского оппонента исчез навсегда. В чем же причина его столь быстрого ухода со сцены?

Боевые характеристики Су-47 очень впечатляют. Су-47 имеет аэродинамическую компоновку с крылом обратной стреловидности. Преимущества этой конструкции заключаются в уменьшении нагрузки на крыло, уменьшения сопротивления при маневрировании и увеличении коэффициента подъемной силы, благодаря чему истребитель может получить превосходную маневренность и укороченный пробег для взлета и посадки.

Истребитель Су-47 не только обладает хорошей маневренностью, но и оснащен очень продвинутой системой автоматизации, включающей систему навигации и систему управления огнем, аналогичную современным истребителям Су-35С и Су-30СМ .

Помимо этого, на Су-47 также уделили большое внимание применению технологии «стелс». Он оснащен различными активными и пассивными технологиями постановки помех, а в материалах планера используются тепло и радио –поглащающие элементы. Су-47 имеет боевой радиус 1400 км, максимальную дальность 3300 км, максимальную скорость полета более 2 Маха и практический потолок 18 000 м . С точки зрения эксплуатационных характеристик боевые возможности Су-47 превосходят многие истребители за того периода, включая F-15, Су-27, F-16 . Тем не менее был построен всего лишь один экземпляр .

Первопричиной стали недостатки в конструкции крыла. Наиболее очевидным дефектом является эффект «упругой дивергенции». Дело в том, что под воздействием аэродинамической нагрузки, законцовки крыльев будут деформироваться, нанося ущерб конструкционной прочности крыла, что в конечном итоге может привести к катастрофе. Дабы избежать этого эффекта – необходимо увеличивать жесткость крыла, что влечет за собой увеличение веса, из-за чего крыло обратной стреловидности, практически во всем начинает проигрывать классической компоновке.

В целом, можно сказать, что имеющиеся в распоряжении человека материалы, пока не позволяют реализовать столь перспективную компоновку военного самолета. Ну и естественно не станем забывать про экономический кризис России середины 90ых, который буквально убивал нашу оборонку.

Су-47: почему не взлетел уникальный «Беркут»

Су-47 «Беркут» – это проект российского истребителя, который был разработан в середине 90-х годов прошлого века в ОКБ им. Сухого. Основными особенностями этой машины можно назвать крыло обратной стреловидности (КОС) и широкое использование в конструкции композитных материалов. Сегодня Су-47 существует в единственном экземпляре, он используется в качестве летающей лаборатории. Руководил созданием «Беркута» Михаил Асланович Погосян.

Несмотря на то что проект создания истребителя Су-47 «Беркут» давным-давно закрыт любители авиации отлично помнят эту машину. В конце 90-х и в начале нулевых годов «Беркут» неизменно блистал на авиационных салонах, приковывая внимание зрителей своим необычным внешним видом. В то время отечественному авиапрому особо не было чем хвастать, поэтому «Беркуту» приходилось «отдуваться» за всех.

Дополнительный ажиотаж вокруг истребителя создали журналисты, называя Су-47 «настоящим прорывом» и «последней надеждой отечественной авиации». Хотя, на самом деле, ни тем, ни другим он не был. В свое время споров и дискуссий относительно Су-47 было не меньше, чем сегодня вокруг ПАК ФА. Когда заходит разговор о проекте «Беркут», чаще всего спрашивают, почему такой «крутой» самолет так и не приняли на вооружение?

Читать еще:  Статьи СУ-85 - 85-мм самоходная артиллерийская установка

Дело в том, что далеко не все самолеты разрабатываются для дальнейшего серийного производства. Су-47 изначально не планировали принимать на вооружение. Эта необычная машина задумывалась, как испытательный стенд, на котором будут обкатываться конструкторские решения истребителей следующего поколения. Самолет Су-47 «Беркут» — это еще одна ступенька на пути отечественного авиапрома к созданию истребителя пятого поколения.

История создания

В конце 70-х годов в СССР и США практически одновременно начались работы по созданию истребителя пятого поколения. Конструкторы обеих стран занялись созданием концепции новой машины, определялись с ее внешним видом и основными характеристиками. В СССР к исследованиям были подключены многие научные институты и ведущие конструкторские бюро.

Можно сказать, что по большей части критериев для истребителя пятого поколения между американскими и советскими военными существовал консенсус. И те и другие хотели видеть новый самолет малозаметным, многофункциональным, способным вести всеракурсный огонь и развивать сверхзвуковую скорость без форсажа. Было лишь одно отличие: советские военные настаивали, чтобы новая машина была высокоманевренной, американцы впоследствии от этого требования отказались, посчитав данную характеристику не очень уж важной.

Крыло обратной стреловидности (КОС) – это одно из самых очевидных конструкторских решений, способных обеспечить самолету высокий уровень маневренности. Работы по созданию истребителя с КОС проводились в ОКБ им. Сухого в период с 1983 по 1988 год. Машина имела обозначение Су-37. Правда, затем эта тема была официально закрыта.

Крыло с обратной стреловидностью обеспечивает летательному аппарату целый ряд весьма серьезных преимуществ по сравнению с традиционной схемой:

  • КОС значительно улучшает управляемость ЛА на малых скоростях;
  • Повышаются взлетно-посадочные характеристики;
  • Подобная компоновка позволяет оптимизировать распределение давления на крыло и ПГО (переднее горизонтальное оперение);
  • Значительно улучшается аэродинамическая эффективность на всех режимах полета;
  • Радиолокационная заметность самолета с КОС в передней полусфере уменьшается.

Однако есть у КОС и значительные недостатки. На некоторых скоростях и углах атаки КОС испытывает значительные нагрузки, которые могут привести к разрушению конструкции. Грубо говоря, в определенный момент крыло обратной стреловидности начинает просто скручивать. Поэтому нужно либо серьезно повышать его жесткость, либо компенсировать деформацию за счет системы управления самолетом. Первый путь решения проблемы может привести к значительному увеличению массы крыла.

Как бы то ни было, в 1988 году проект истребителя с КОС был закрыт, и он мог совсем кануть в Лету, если не интерес со стороны военно-морского флота. Моряки планировали оснастить этими машинами авианесущие крейсера. Для этого в конструкцию самолета были внесены некоторые изменения: консоли его крыла сделали складывающимися, оснастили тормозным гаком и внести дополнения в состав БРЭО. Корабельная версия самолета получила наименование Су-27КМ.

После распада СССР ситуация с финансированием еще более ухудшилась. Проект продолжался уже за счет собственных ресурсов ОКБ им. Сухого. Мало кто верил в то время, что самолетостроителям будет под силу без государственной поддержки завершить принципиально новую машину. Но, тем не менее, у них это получилось. Правда, отсутствие финансирования вынудило авиастроителей ограничиться созданием всего лишь одного прототипа.

Любопытна история о том, как информация о российском «Беркуте» попала на Запад. В 1996 году журналист издания «Вестник Воздушного флота» снимал заседание совета ВВС РФ, на котором было представлено все российское высшее авиационное командование и руководство авиастроительной отрасли. Во время съемки на столе находилась модель странного черного самолета, которая попала в кадр и вскоре оказалась на странице журнала. Фото было замечено. В 1997 году влиятельное британское издание Flight International напечатала материал, в котором утверждалось, что странный черный самолет – это не что иное, как модель российского истребителя нового поколения.

Самолет Су-47 «Беркут» совершил свой первый полет 25 сентября 1997 года. В его конструкции были реализованы последние на тот момент достижения отечественной авиастроительной отрасли: самолет получил самую современную ЭДСУ, силовую установку с изменяемым вектором тяги, новейшую авионику. Его создателям удалось разработать новую технологию стыковки длинномерных композитных панелей, что позволило уменьшить количество соединений, увеличить жесткость конструкции без значительного увеличения ее веса. В конструкции Су-47 широко использованы элементы и системы серийных самолетов семейства Су. Например, «Беркут» получил фонарь и шасси от Су-27. Следует отметить, что Су-47 поднялся в небо всего лишь на восемнадцать дней позже первого полета американского F-22A. Учитывая общую ситуацию в отечественной авиационной промышленности в конце 90-х годов, такое мизерное отставание можно назвать настоящим подвигом российских авиастроителей.

Широкой публике самолет был продемонстрирован на выставке МАКС-1999 еще под наименованием Су-37. Новое название и «прозвище» «Беркут» истребитель получил уже к 2001 году. В 2000 году машина завершила испытания в программе «Сверхзвук», в целом же до 2002 года истребитель совершил более 150 полетов.

Эксплуатация Су-47 позволила конструкторам ОКБ им. Сухого отработать новейшие технические решения, значительная часть из которых была использована позже в конструкции ПАК ФА. Во многом именно благодаря проекту Су-47 ОКБ им. Сухого удалось выиграть конкурс на создание ПАК ФА и успешно реализовать его.

Читать еще:  Файлы 53-К - 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года

Описание конструкции

Су-47 «Беркут» выполнен по схеме интегральный продольный триплан. Он имеет высокорасположенное крыло обратной стреловидности с развитыми наплывами и переднее горизонтальное оперение (ПГО). Управление истребителем осуществляет один пилот.

Как и у других самолетов семейства Су-27, крыло Су-47 плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя с ним единое целое. ПГО и хвостовое горизонтальное оперение истребителя цельноповоротные, сравнительно небольшой площади. Вертикальное оперение — двухкилевое, оно меньше по площади, чем у Су-27. Кили истребителя имеют развал в сторону от центральной оси самолета, что обеспечивает Су-47 меньшую радиолокационную заметность.

При создании машины были широко использованы композитные материалы. По массе конструкция планера на 13% состоит из КМ. Использование композитов позволило уменьшить вес истребителя, повысить его эксплуатационный ресурс, снизить трудоемкость его изготовления и радиолокационную заметность машины.

Фюзеляж машины типа полумонокок, его сечение близко к овальному. Изготовлен он в основном из сплавов титана и алюминия. В хвостовой части истребителя находятся два обтекателя, которые можно использовать для размещения радиоэлектронного оборудования.

Крыло Су-47 имеет прямую стреловидность в своей корневой части и обратную — в консольной (-20° по передней кромке), на 90% оно состоит из композитных материалов. На передней части консоли крыла находится отклоняемый носок, а на задней – элерон и односекционный закрылок.

Во время создания Су-47 в ОКБ им. Сухого была разработана, а затем и успешно применена на практике новая технология изготовления элементов конструкции самолета и их последующего соединения. Детали обшивки сначала изготавливали в плоском виде, а уже затем из них формировали заготовки необходимой формы и кривизны. Использование длинных и гладких панелей (до 8 метров) позволило уменьшить количество крепежа и улучшить аэродинамические качества машины. При создании Су-47 впервые были использованы интеллектуальные композитные материалы, способные адаптироваться к уменьшению или увеличению нагрузок.

Цельноповоротное ПГО крепится к корневому наплыву крыла, оно имеет трапециевидную форму в плане, стреловидность по передней кромке составляет +50°.

Фонарь кабины истребителя полностью аналогичен тому, что используется на Су-27. На нескольких фото самолета можно заметить, что фонарь Су-47 не имеет переплета, такая же конструкция использована и на американском истребителе F-22 Raptor. Она улучшает обзор для летчика, а также уменьшает заметность самолета на экранах РЛС. В кабине расположено кресло пилота К-36ДМ с наклоном спинки в 30°. Это уменьшает нагрузки на летчика, которые возникают во время маневренного воздушного боя. На Су-47 планировалась установка еще более совершенного катапультного кресла, способного спасти пилота на любых высотах и даже обеспечить его эвакуацию из перевернутого положения.

Су-47 оснащен трехопорным шасси с носовой и двумя основными стойками. Передняя двухколесная стойка шасси убирается с поворотом вперед в специальную нишу фюзеляжа. Основные одноколесные стойки заходят в ниши по бокам каналов воздухозаборников.

Силовая установка Су-47 состоит из дву­х ТРДДФ Д-30Ф11 с тя­гой по 15600 кгс, которые расположены в хво­сто­вой час­ти машины. Этот двигатель является модификацией мотора Д-30Ф6. Истребитель имеет два воздухозаборника, расположенных под корневыми наплывами крыла. Фор­ма их се­че­ния близ­ка к сек­то­ру кру­га. Воз­душ­ные ка­на­лы воздухозаборников имеют S-образную фор­му, что обес­пе­чи­ва­ет снижение уровня радиолокационной заметности машины. Две дополнительные створки для забора воздуха находятся на верхней части фюзеляжа. Они используются при маневрировании, а также во время взлета и посадки.

Су-47 имеет циф­ро­вую мно­го­ка­наль­ную ЭД­СУ и ин­те­граль­ную автоматизированную сис­те­му управ­ле­ния. В состав навигационного комплекса истребителя входит ИНС на ла­зер­ных ги­ро­ско­пах, система спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­ей с «циф­ро­вой кар­той».

О жизни пилота заботится ин­тег­ри­ро­ван­ная сис­те­ма жиз­не­обес­пе­че­ния и система ка­та­пуль­ти­ро­ва­ния но­во­го по­ко­ле­ния.

Если внимательно взглянуть на размещение антенн БРЭО, то можно прийти к выводу, что создатели стремились обеспечить пилоту Су-47 кру­го­вой об­зор. Кроме основной радиолокационной станции, которая находится в носу самолета под обтекателем, есть и две антенны зад­не­го об­зо­ра, размещенные между со­пла­ми дви­га­те­лей и крылом. Вероятно, что в носках вертикального опе­ре­ния, в крыль­е­во­м на­плы­ве и ПГО так­же находятся антенны. Об этом можно судить по их характерной белой окраске, которая обычно используется для ра­дио­про­зрач­ных об­те­ка­те­лей.

Истребитель можно оснастить оп­ти­ко­ло­ка­ци­он­ной стан­ци­ей. Она устанавливается в носовой части, пе­ред фо­на­рем кабины. А чтобы не мешать летчику, ее обтекатель станции смещают несколько вправо (как и на Су-33 и Су-35).

Су-47 «Беркут» — это экспериментальный самолет, который создавался для отработки новой схемы компоновки, поэтому изначально на нем не планировали устанавливать вооружение. Однако позже истребитель был модернизирован и на нем был создан один бомбовой отсек.

Кроме того, ракетно-бомбовое вооружение можно разместить и на наружных узлах подвески. Правда, в этом случае увеличиться радиолокационная заметность машины. Максимальная боевая нагрузка самолета – 8 тыс. кг.

Вероятно, что основным стрелково-пушечным вооружения Су-47 является 30-мм пушка ГШ-30-1, а главным ракетным – УР средней дальности с активной радиолокационной системой наведения, которые можно разместить внутри фюзеляжа самолета. Эти ракеты имеют складные решетчатые рули направления. Истребитель вполне можно вооружить и ракетами малой дальности типа К-74 с тепловой головкой наведения. Эти УР впервые были продемонстрированы на авиасалоне МАКС в 1997 году.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector