2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Проект 705, 705К («Лира») — атомные подводные лодки

Самая маневренная подлодка в мире — проект 705 «Лира». Подводный истребитель, работающий на жидком металле.

Эта субмарина стала настоящей легендой советских подводных сил. «Альфа», «Лира», «Малютка» ,»Заказ Русанова»,-эти четыре названия были у американцев на слуху. Для них проект 705 «Лира» стал настоящим злым гением их главным противником, неуязвимым и смертельно опасным.

Американцы в те годы стремительно наращивали строительство атомного подводного флота и Советский союз вынужден был ответить как это модно сейчас говорить «Симметрично». Было принято решение создать «подводного волкодава» -истребителя подводных лодок противника. Она должна быть сверхманевренной, сверхскоростной и что главное-небольших размеров.

Как всегда с поставленной задачей наши конструкторы справились на отлично. В качестве материала для корпуса был выбран титан.

Первую подлодку этого проекта заложили в июне 1968 года, а в апреле 1969 года К-64 была спущена на воду. Субмарина получилась небольшой- 3180 тонн в подводном водоизмещении, экипаж всего 32 человека, так как часть работы взяла на себя автоматика. Вахт в отсеках как таковых не было, отсеки проверялись периодически.

Изюминкой «Лиры» был атомный реактор нового типа с жидкометаллическим теплоносителем-сплава свинца и висмута. В отличии от подлодок на водо-водяных реакторах ,»Лира» могла за секунды набирать максимальную скорость в 41 узел (76 километров в час). Быстрее «Лиры» была только построенная в единственном экземпляре подводная лодка К-162 проекта 661″Анчар» или «Золотая рыбка» развивавшая под водой 82 километра в час.

В то же время подлодка получилась очень шумной и гидроакустики слышали ее рев издалека.

Подлодка была способна на полном ходу в течении 42 секунд разворачиваться на 180 градусов и лететь в обратном направлении.

Но новый реактор был не без изъяна-жидкий металл в первом контуре кристаллизировался уже при 150 градусах и приходилось держать его постоянно «на парах». Реактор работал постоянно и как следствие лодку нельзя было оставлять без присмотра.

Всего было построено семь подлодок проекта 705 «Лира» и все они на данный момент утилизированы. Последняя подлодка этого типа К-373, пошла под нож в 2009 году.

Фото взяты из открытых источников)

Подписывайтесь на канал)

Если Вас не затруднит, подпишитесь на мой канал в YouTube.

Рисунки Проект 705, 705К («Лира») — атомные подводные лодки

Военное руководство России рассмотрит возможность строительства атомных субмарин-роботов с резко сокращенной численностью экипажа за счет автоматизации корабельных систем. Об этом 24 февраля сообщила Lenta.ru со ссылкой на источник в оборонной промышленности.

Он напомнил о том, что подобные субмарины — атомные торпедные подводные лодки проекта 705 (затем 705К) «Лира» — ранее строились в СССР, а новые технологии позволят создать их более надежные аналоги. По словам специалиста, советские субмарины этого проекта оказались не слишком удачными именно из-за сложного технического обслуживания, что приводило к длительным перерывам между походами.

По словам собеседника СМИ, более рациональным представляется создание субмарины-робота обычного для этого класса водоизмещения на основе отработанных технических решений с ростом автоматизации.

— Экипаж такой субмарины может быть сокращен до 50−55, а позднее и до 30−40 человек.

Многие специалисты в сфере ВМФ считают, что АПЛ пр. 705 намного опередили свое время, поэтому были трудны в эксплуатации. В итоге, в 1990-х годах лодки были выведены из состава флота, а во второй половине нулевых — утилизированы. Субмарина проекта задумывалась как «подводный истребитель-перехватчик». При скорости подводного хода, превышающей 40 узлов, она была способна в предельно короткое время выйти в заданную точку для атаки подводного или надводного объекта противника. При своевременном обнаружении атаки субмарина могла уйти от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Читать еще:  Статьи 9К79 «Точка» - тактический ракетный комплекс

Как отмечают историки, названные на Западе «Альфами», эти подлодки могли часами висеть на хвосте у натовских ПЛ, не позволяя им ни оторваться, ни контратаковать, благодаря преимуществу в маневренности и скорости. Уникальные характеристики АПЛ 705 проекта были отмечены в книге «Рекордов Гиннеса»: высокая скорость и маневренность позволяла ей на полном ходу делать разворот на 180 градусов, на который уходило всего 42 секунды.

Макет подводной лодки проекта 705 «Лира» (Фото: Дмитрий Копылов / ТАСС)

Лодка имела всего один обитаемый отсек, а прямо над ним — впервые в мире — аварийную всплывающую камеру, обеспечивавшую спасение всего экипажа с глубины вплоть до предельной, даже при значительном крене. Введение в состав флота лодок проекта 705 (705К) стало неприятным сюрпризом для США. Вот как в 1984 году писал американский журнал Defense Electronics:

— Появление советской ПЛ типа «Альфа» в конце 70-х застало ВМС США врасплох. Новая противолодочная ПЛ создала трудное положение для американских стратегических сил — ракетных лодок. «Альфа» была также достаточно глубоководна и быстроходна, чтобы уйти от американских торпед. Даже обнаружение новой лодки представляется трудновыполнимым, так как её корпус изготовлен из титана, который из-за немагнитности неуязвим для магнитометрических средств обнаружения. Кроме того, она защищена примерно шестидюймовым покрытием, которое поглощает звуки, делает ПЛ менее обнаруживаемой акустическими средствами. Ее способность погружаться глубже, чем другие лодки, также позволяет использовать температурные и другие неоднородности океана для сохранения скрытности, что снижает эффективность многих ГАС, используемых в США. «Альфа» является подлинно скрытной лодкой.

Но возможно ли сегодня создать субмарину, подобную советским «Лирам»? И нужно ли это современному ВМФ?

Бывший командующий Черноморским флотом, начальник Главного штаба ВМФ в 1998—2005 годы, адмирал Виктор Кравченко говорит, что сегодня нет никаких технических препятствий для создания субмарин с небольшим экипажем, тем более что есть опыт эксплуатации семи малых скоростных противолодочных ПЛАТ проектов 705 и 705К (четыре плюс три).

— Другое дело, что объект противника, преследуемый такой субмариной, будет оказывать противодействие, в результате чего ее автоматизированные устройства могут быть выведены из строя…

Вообще, если вспомнить историю 705 проекта, то сначала за счет комплексной автоматизации планировалось радикально сократить экипаж ПЛАТ до 16 человек, но по требованию руководства ВМФ состав был увеличен до 29 офицеров и мичманов(позднее — до 31 человека, из которых единственным матросом был помощник кока — «СП»). Конечно, роботов сейчас модно делать, так или иначе, за этим направлением будущее, однако в таком технически сложном объекте, как подводный корабль человек еще долго будет незаменим.

Руководитель Экспертного совета по обороне Госдумы РФ, капитан 1-го ранга запаса Борис Усвяцов отмечает: на лодках «Лира» была внедрена для того времени действительно революционная комплексная автоматизированная система управления — БИУС «Аккорд».

— Она позволяла сосредоточить управление всей лодкой на центральном посту, обеспечивала управление, сбор, обработку и объединение информации систем ПЛ (гидроакустического комплекса, торпедных аппаратов, навигационного оборудования), а также использование оружия.

Понятно, что развитие систем автоматизации не стояло на месте, и в 21 веке уже совершенно новые требования к «начинке». К примеру, многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) типа «Ясень», которые вызывают беспокойство на Западе, — высокоавтоматизированные корабли. Их БИУС «Округ» осуществляет в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и от средств наблюдения, и целеуказания. Но эксплуатация сложнейших автоматизированных комплексов диктует свои требования к экипажу: по идее, команды таких ПЛАРК могут состоять из 64 человек, но на практике достигают 93 человек — офицеров и мичманов. Чем сложнее оборудование, тем более качественный подход должен быть к его эксплуатации.

Таким образом, оснащение субмарин автоматизированными комплексами ведет к увеличению численности экипажа. И это несмотря на то, что автоматизированные комплексы по максиму исключают пресловутый «человеческий фактор» — от болезней в «автономке» никто не застрахован, тем более, в условиях подводного плавания.

Читать еще:  Рисунки Сабля кавалерийская обр. 1817 г.

— Автоматизация военно-морской техники в сторону сокращения численности экипажа — это давно уже тенденция для ведущих флотов в мире, — отмечает независимый эксперт в области ВМС Прохор Тебин. — В первую очередь это связано с тем, что несмотря на многомиллиардную стоимость ПЛ, значительная часть расходов связана как раз с экипажем. С другой стороны, малая численность команды отражается на борьбе за живучесть ПЛ — в случае столкновения или какой-либо аварии. То есть при выбывании, к примеру, 10 человек большой экипаж может устранять пробоину или возгорание и эксплуатировать корабль одновременно.

Скажем, фактор автоматизации был одним из аргументов у американцев в сторону уменьшения числа строящихся надводных кораблей прибрежной зоны (Littoral Combat Ship) — с 52 до 40. Они построены с большой долей автоматизации, но в ходе их эксплуатации выяснилось, что существующий экипаж просто не в силах справиться со всеми обязанностями, а увеличить его численность нельзя, поскольку на кораблях не предусмотрено достаточно места.

А есть ли деньги?

Наконец, есть и другие вопросы, связанные с субмаринами-роботами. Во-первых, позволяют ли производственные мощности РФ взяться за серию такого рода кораблей? Ведь сейчас у нас только один северодвинский «Севмаш» строит и многоцелевые, и стратегические подводные лодки. Естественно, его возможности ограничены. А флоту надо решать задачи в море, поддерживать определенное количество подлодок на боевом дежурстве.

Во-вторых, есть ли средства у Минобороны, да и у страны на такого рода субмарины? Напомним, что зимой 2014−15 года в Северодвинске на заводе «Звездочка» была остановлена модернизация двух титановых АПЛ проекта 945 «Барракуда» — Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома». Причиной стало сокращение бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом и чрезмерно высокая, по мнению военных, стоимость проекта. Также в конце январе 2016 года стало известно, что командование флота решило достроить две лодки проекта 677 «Лада» и на этом прекратить серию, направив финансирование на новый проект «Калина», который будет развиваться только после 2020 года.

Справка «СП»

Длина лодки проекта 705 (705К) — 81,4 м.

Наибольшая ширина — 10 м.

Полное водоизмещение 3100 т.

Предельная глубина погружения — 400 м.

Автономность — 50 суток.

Скорость подводного хода — около 40 узлов (как минимум 1 лодка на испытаниях развила 42 узла), надводная скорость — 14 узлов.

Основное вооружение ПЛ проектов 705 и 705К — шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с системой темой быстрого заряжания.

Боекомплект: 18 торпед или 36 мин, а также противокорабельные ракеты «Вьюга», выстреливаемые через ТА.
источник

Рисунки Проект 705, 705К («Лира») — атомные подводные лодки

Проект 705, 705К («Лира») — атомные подводные лодки

В 1957 г. Советский ВМФ сформулировал требования по 1500-тонной подводной лодке — «перехватчику», способной развивать скорость до 40 узл. Замысел был такой: американские авианосные соединения будут обнаруживаться средствами радиолокации, а подводные лодки-перехватчики будут направляться им на встречу. Такая концепция требовала очень скоростные подводные лодки, которые могли бы появляться в заданных районах прежде чем имеющиеся данные о нахождении врага оказались бы слишком старыми. СКБ-193 («Малахит») предложило для реализации этих требований оригинальную идею.

Скорость подводной лодки определяется двумя главными факторами — смачиваемой площадью корпуса и мощностью энергетической установки. Уменьшение смачиваемой площади корпуса ведёт к уменьшению размеров корпуса лодки. А необходимость уместить большую мощность в малых объёмах требует очень компактный и в то же время мощный реактор.

Оригинальность состояла в том что предлагалось организовать обслуживание лодок наподобие самолётов-перехватчиков — т.е. лодки находились бы в базах под постоянным наблюдением обслуживающих команд, а экипажи находились бы поблизости в постоянной готовности к выходу в море. После возвращения из похода, лодки снова переходили бы в руки техников, а экипажи размещались на берегу в ожидании нового выхода.

Читать еще:  Статьи СУ-152 (КВ-14) - 152-мм тяжёлое штурмовое орудие

Все устройства выполнялись как можно меньших габаритов. Энергетическая установка была полностью автоматизирована, реактор с жидко-металлическим теплоносителем был выбран потому что позволял обеспечить большую мощность при компактных размерах. Экипаж составлял 15-17 человек при высочайшем уровне автоматизации и всвязи со сложностью конструкции состоял только из офицеров.

Но на этом особенности не заканчивались. Толщина прочного корпуса, необходимая согласно конструкции, была слишком большой, что делало её недопустимо тяжёлой. Использование стали возможным не представлялось.

Максимальная глубина погружения лодки имела очень важное значение из-за её большой скорости. На больших скоростях лодка могла попасть на очень большую глубину прежде чем экипаж смог бы выправить ситуацию. Поэтому для обеспечения безопасности корпус должен был быть очень прочным. Кроме того подводная лодка может развить большую скорость при движении на большой глубине по сравнению движением у поверхности воды.

Проблема с материалом для корпуса была решена путём использования титана. Благодаря своей значительно большей прочности титан позволял снизить толщину стенок и соответственно вес конструкции. Это позволило развить программу, завершившуюся созданием АПЛ пр. 705 — необычайно маленьких и очень скоростных подводных лодок.

Однако ещё предстояло решить проблему с отсутствием технологии по использованию титана в подводном судостроении. Это вызвало значительную задержку с реализацией проекта. Окончательно проект был утверждён в мае 1960г. К 1963г. стало ясно что конструкция недоработана, что вызвало смену главного конструктора — А.Б. Петров был сменён М.Г.Русановым, который перепроектировал лодку: водоизмещение выросло до 2300т., количество отсеков увеличено с 3-х до 6-ти, а экипаж удвоен.

Лодки оснащались атомной установкой типа БМ-40А (или ОК-550) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем, с тепловой мощностью 155 МВатт. В качестве теплоносителя применялся сплав свинца и висмута (температура кипения — 1.679 °С). Применение жидкого металла в качестве теплоносителя позволяло держать низкое давление в первом контуре, что исключало переопрессовку 1-го контура, тепловой взрыв ядерного реактора и выброс активности наружу. Специфика заключалась в том, что существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались корабли класса «Альфа», был создан целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли. К пирсам, где стояли корабли, поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса, подводные лодки «грелись» от своего тепла, т.е. реакторы работали на минимально контролируемом уровне мощности. Это приводило к их быстрому износу и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки. Трудности с обеспечением внешним теплом привели к тому, что практически все АПЛ этого класса к концу 80-х г.г. были выведены из эксплуатации. Перегрузка ядерного топлива не осуществлялось, из-за чего ЯЭУ этого класса АПЛ получили название — «реакторы одноразового использования». За все время эксплуатации корабельные ЯЭУ с ЖМТ наработали около 70 реакторо-лет.

После вступления в строй лодки проекта 705 часто становились источником проблем: выходила из строя сложная автоматика, происходили аварии на реакторах. Эти корабли также не пользовались популярностью у экипажей и командования Советского ВМФ: шумные, ненадёжные, плохо вооружённые, с уникальным и трудным в обслуживании оборудованием — они использовались для экспериментов с новым оборудованием и никогда не несли службы на передовых морских рубежах.

Две лодки серии (К-463 и К-493) прошли операцию по замене реакторов с жидкометаллическим теплоносителем на обычные — водяного типа.

В первой половине 1990-х годов все лодки проекта 705 были выведены из состава флота: К-493 использовалась как учебный корабль для подготовки экипажей АПЛ, остальные корабли утилизированы или находятся в ожидании разделки.

По натовской классификации проект 705, 705К «Лира» получил наименование «Alfa» (Альфа).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector