1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Проект 1134 «Беркут» — большие противолодочные корабли

Большие противолодочные корабли проекта 1134Б

Характеристики БПК проекта 1134Б

Характеристики даны усредненные для всей серии 1134Б «Беркут-Б»

История создания кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»

В апреле 1966 г. совместным решением МСП и ВМФ были утверждены основные элементы нового корабля ПВО-ПЛО проекта 1134Б на базе проекта большого противолодочного корабля 1134А, но с уси­ленным зенитным ракетным и артиллерийском вооружением. Минуя стадию эскизного проекта, разработка технического проекта 1134Б была поручена Север­ному Проектному Бюро.

Главным конструктором был назначен В.Ф.Аникиев, его заместителем — А.Н.Кожевников. В ноябре 1967 г. главным конструктором пр. 1134Б был назначен А.К.Перьков — главный конструктор Северного ПКБ. Ему в помощь были назначены два заместителя — М.Г.Гольберг и В.А.Ивойлов.

Новый большой противолодочный корабль имел увеличенные размеры корпуса по сравнению с 1134А, улучшенные условия обитаемости экипажа, обновленный и расширенный комплекс вооружения (в том числе перспективные зенитные управляемые ракеты «Шторм» Б-192), и дополненный буксируемой станцией МГ-325 «Вега» гидроакустический комплекс.
Естественно были обновлены и усилены средства радиоэлектронной борьбы, средства связи, а также значительно понижена шумовая заметность корабля.

Чертеж БПК «Петропавловск» проекта 1134Б

Маршевые двигатели и газотурбогенераторы разместили на подвес­ных фундаментах с двухкаскадной амортизацией, что должно было повысить живу­честь при динамических сотрясениях корпуса от взрывов и снизить структурный шум. Часть корпуса и некоторые фундаменты механизмов оклеили пластмассой типа «Агат». Кроме того, были предусмотрены противошумные коффердамы со стальными звукоизолирующими зашивками, глушение шума в газоходах и прием­никах воздуха. Форма и размеры дымовой трубы были выбраны из соображений обеспечения низких уровней тепловых полей.

Внешне большие противолодочные корабли проекта 1134Б отличались от 1134А увеличенной на 12 м длинной и на 0,6 м шириной, удлиненным баком, более развитыми надстройками, башенноподобной грот-мачтой и массивной дымовой трубой. Внутренние помещения также претерпели существенные изменения и сильно отличались от изначального проекта.

Именно для кораблей проекта 1134Б был впервые разработан проект архитектурно-художественного оформления жилых и об­щественных помещений для создания комфортных условий обитания, и, также впервые, была проведена разработка согласованных чертежей для исключения переделок на корабле, неизменно возникавшие ранее при монтаже судового оборудования, из-за отсутствия детальных установочных размеров в рабочих чертежах.

Строительство «Беркутов» было развернуто на ордена Ленина заводе им.61 Коммунара Министерства судостроительной промышленности СССР в Нико­лаеве. Выбор завода-строителя был обусловлен наличием у предприятия опыта строи­тельства первых в мире серийных кораблей с газотурбинной установкой — больших противолодочных кораблей проекта 61. Немаловажным обстоятельством являлось и соседство завода-изготовителя газотурбинных двига­телей — Южного турбинного завода.

Всего в период с 1968-1976 г.г. было построено 7 кораблей проекта 1134Б («Беркут-Б»): «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент, «Таллин».

Корабли имели неограниченную мореходность и гарантированную непотопляемость при затоплении любых трех смежных отсеков. До введения в строй больших противолодочных кораблей проекта 1155, «Беркуты» 1134Б были сильнейшими надводными кораблями СССР в классе, а на момент ввода в строй, пожалуй, сильнейшими в мире.

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б

Конструкция кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»

Корпус кораблей проекта 1134Б стальной, полностью сварной. Набор корпуса — 326 шпангоута, раз­делен 14 главными водонепроницаемыми переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. У корабля три палубы (нижняя, верхняя и палуба бака) и три платформы — I, II и III (снизу вверх).

В носовой части снизу (под водой) — бульбовый обтекатель гидроакустической станции «Титан-2», с диаметром акустической антенны 2 м. Под палубой бака размещались два якорных клюза. Около них — датчики контактной станции обнаружения ПА в подводном положении по радиационному контрасту кильватерного следа МИ-1 ЮР и инфракрасная станция обнаружения подводных лодок по тепловому контрасту кильватерного следа МИ- 110К. За ними на верхней палубе находились такелажная кладовая, боцманская и шпилевая. В носовой части корпуса, перпендикулярно диаметральной плоскости корабля, на палубе бака — пара реактивных бомбометных установок РБУ-6000, раз­деленных специальным вертикальным экраном для обеспечения взаимной защиты от факелов реактивных бомб при стрельбе. ПУ ЗИФ-121 были установлены на перед­ней части надстройки перед носовой ПУ Б-192 УЗРК «Шторм».

В надстройке находились боевые посты различного назначения, секретная канце­лярия, пост носовой аварийной партии, шахты газоходов НМО и КМО. Рубка дежур­ного по кораблю находилась в кормовой части надстройки по правому борту, рядом с ней — помещение РГБ и каюты офицеров. Столовая команды (клуб) разме­щалась между 149 и 175 шп. Под крыльями мостика ходовой рубки, побортно, находились две четырехтрубные ПУ КТ-М-1134А (КТ-100) УРПК-3 «Метель».

Читать еще:  Схемы Проект 945 - многоцелевые атомные подводные лодки

Начи­ная с заказа № 204, на палубе надстроек, перед ходовой рубкой, стали устанавливать рубку системы космической связи «Цунами-БМ» и корабельного навигационного комплекса «Штырь-2М». В дальнейшем система «Цунами-БМ» была установлена еще и на БПК «Керчь». Над этой рубкой разместили салютные орудия 21-КМ — 45 мм.

Над ходовой рубкой, линейно-возвышенно, были расположены АП РЛС «Дон» и «Волга». АП второй РЛС «Волга» устанавливался в верхней части грот- мачты сзади. Над ходовой рубкой, на специальном фундаменте, был смонтирован носовой АП РЛС СУ «Гром-М». Побортно от носового АП «Гром-М» были уста­новлены по одному стабилизированному посту телевизионной системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45Н и оптические перископические визиры ГКП и ходовой рубки. Далее, в корму, шла небольшая надстройка боевых постов МР-310А из АМГ-сплава с четырехногой решетчатой фок-мачтой и антенной трех­координатной РЛС МР-310А в верхней ее части (а также АП радиопеленгатора АРП-50Р). Под этой надстройкой размещались каюта командира и каюта флагмана на одной палубе с ходовой и штурманской рубками.

Побортно от фок-мачты — антенны РЛС МР-105 «Турель» для управления огнем артиллерийских установок АК-726. На палубе надстроек (108-124 шп.) — кают-компания офицеров, а рядом с ней — каюта старшего помощника командира корабля. За кают-компанией — шахта воздухопроводов носового МО, за ней — помещение газоходов, по бокам от него устанавливались АУ АК-726, спереди основания грот-мачты.

Далее, в корму, в башенноподобной грот-мачте на шести ярусах размещались боевые посты радиотехнического вооружения БПК. На четвертом ярусе, начиная с заказа С-2003, была установлена специальная площадка под АП станции радиоло­кационной обстановки и управления средствами радиопротиводействия «Кольцо», но сама РЛС и её АП были установлены только на заказе С-2003. На боковых стенках грот-мачты находились характерные сдвоенные шарообразные антенны станций РЭБ МП-150 «Гурзуф-А» и «Гурзуф-Б», а, на заказах С-2001 и С-2002, ещё и станции радиотехнической разведки МРП-15-16М «Залив» и МРП-11-12, МРП-13-14.

Верхушку мачты венчала антенна РЛС МР-600 «Восход». Оригинальное подкреп­ление под АП РЛС МР-600 обеспечивало создание интенсивного воздушного потока в верхней части расположенной рядом газоотводной трубы. Кроме дополнительного охлаждения отводимых газов, это создавало благоприятные температурные условия для работы рядом расположенных АП. Газоходы ГТУ были выведены в единую дымовую трубу, отделенную от грот-мачты. По бокам дымовой трубы размещались две батареи по два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 и РЛС МР-123 для управления стрельбой. Далее в корму находился кормовой АП РЛС «Гром-М» и кормовая ПУ Б-192 УЗРК «Шторм», а на палубе бака, побортно — два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-1134Б.

В корме надстройка заканчивалась вертолетным ангаром полуутопленной кон­струкции (261-286 шпангоуты), с двумя открывающимися вбок створками ворот и подни­мающейся вверх крышей, стартовым командным пунктом вертолета и вертолетной ВПП. На палубе бака, побортно от ангара, устанавливались РБУ-1000.

Корабельный вертолет Ка-25ПЛ на площадке БПК пр.1134Б

На верхней палубе, за шпилевой, располагались: кубрик на 45 мест, рубка гидро­акустики, командный пост связи и комплекс постов ГКП-КПКС, носовая электро­станция, кубрик на 23 человека, посты РТВ, четырехместная каюта мичманов, 14- местный кубрик, вертолетные кладовые, ангар, кают-компания мичманов и, непос­редственно под ВПП, помещение буксируемой ГАС «Вега» с подъемно-опускным устройством, закрывающимся с кормы специальной крышкой с гидравлическим приводом (300-326 шп.). Там же был размещен буксируемый акустический охрани­тель корабля с устройством для спуска и подъема. В румпельном отделении, под помещением буксируемой ГАС МГ-325 — рулевая машина, а в ахтерпике — боц­манская кладовая.

На нижней палубе расположены различные кладовые, посты ГАС и СУ УЗРК, посты АСУ и стабилизации, погреб №5 авиационного боезапаса с торпедами АТ-1, керосинохранилище. На второй платформе — форпик, цепной ящик, посты гидро­акустики, погреба РГБ-60 и ЗУР В-611, кладовые, рефрижераторные машины, отде­ления холодильных машин, посты РТВ. На первой платформе — посты ГАС и фун­даменты двигателей ГТУ М5 носового машинного отделения с двумя маршевыми двигателями и двумя ГТГ-12,5А (124-147 шп.) и кормового машинного отделения с четырьмя основными двигателями и одним ГТГ-6А (178-205 шп.). Между ними — отделение успокоителей качки, а за КМО — кормовое отделение газотурбогенера- торов с двумя ГТГ-12,5А.

Офицеры корабля размещались в пяти одноместных блоках-каютах (в т.ч. двух «адмиральских» со всеми удобствами), в 21 двухместной каюте, в 1 трехместной и 1 четырехместной каютах. Имелась офицерская кают-компания на 44 посадочных места и кают-компания мичманов на 32 места. Мичманы и главстаршины размеща­лись в двух двухместных, четырех четырехместных, двух пятиместных и в одной шестиместной каютах, а также в девяти- и десятиместных кубриках. Количество спальных мест: 54 офицерских, 64 мичманских. Старшинский и рядовой состав размещались в 12 кубриках на 320 мест (от 15 до 54 человек). Питание осуществлялось в две смены в столовой команды на 150 посадочных мест.

Читать еще:  Рисунки Су-27 - фронтовой истребитель

«Николаев», БПК проекта 1134Б «Беркут»

Оборудование кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»

Двигательная установка проекта 1134Б включала две газотурбинных установки М5 или М5Е. В М5 в качестве основных, в то время форсажных, использовались газотурбинные нереверсивные двигатели Д054, мощностью около 18000 л.с., а в качестве маршевого — Д061 реверсивный, мощностью до 6000 л.с. В М5Е основными двигателями были нереверсивные ДЕ59, мощностью до 22500 л.с каждый, а в качестве маршевого — Д063 реверсивный, мощностью до 9000 л.с.

В 80-е годы намечалась замена основных и маршевых двигателей в ГТУ кораблей на новые, более экономичные и малошумные. Основные — ДН59 нереверсивные, мощ­ностью до 22500 л.с., температурой выходящих газов до 345°С и частотой вращения силовой турбины до 5300 об/мин. Маршевые — ДС71, реверсивные, мощностью свыше 8500 л.с., ТВГ — 430°С, частотой вращения силовой турбины — 4750 об/мин. Модернизацию прошли не все из построенных кораблей.

Электроэнергетика кораблей включала четыре газотурбогенератора ГТГ-12,5А, 1 газотурбогенератор ГТГ-6А или ГТГ-6И (для обеспечения работы ГАС в импульсном режиме) и генератора МСК-750/1500 мощностью 750 кВт. Все агрегаты вырабатывали переменный трехфазный ток напряжением 400 В, 50 Гц. Управление электроэнерге­тикой осуществлялось системой дистанционного автоматизированного управления электроэнергетической установкой «Ангара-Б».

Вертолет Ка-25ПЛ с БПК «Николаев»

Для обеспечения корабля паром на стояночных режимах были предусмотрены два вспомогательных котла КВВА-6/5. Их паропроизводительность — 6 тонн пара в час, при давлении 5 кг/см 2 . В зависимости от готов­ности корабля к бою и походу расход топлива на якоре составлял 14,0-29,0 т/сут, котельной воды — 4,0 т/сут, питьевой и мытьевой воды — 12-15 т/сут.

Впервые на флоте, на проекте 1134Б были установлены бромисто-литиевые холо­дильные установки БМ-600 для системы кондиционирования воздуха. Две рефрижераторные камеры МАК-15 объемом 28,8 м обеспечивали поддержа­ние четырех режимов температур для хранения различных видов провизии от +Г до -12°С. Отделение носовых холодильных машин размещалось в районе 87-101-го шпангоута. Кроме того, в составе оборудования имелось две опреснительные установки марки П-3 с производительностью 25 т/сут.

В междудонном пространстве между 27 и 311 шп. размещались 36 топливных цистерн, масляная цистерна на 22 т и цистерна котельной воды на 15 т. В кормовой части — хранилище керосина для вертолета на 21000 л. Также предусматривались три цистерны пресной воды — №1 (20-24 шп.) на 22,6 т; №2 и №3 (233-255 шп.) на 47,5 и 75,4 т, соответственно.

Вид с кормы на БПК «Петропавловск»

Штурманское вооружение пр.1134Б в целом не изменилось с предыдущих серий кораблей.

Корабль отличался высокой насыщенностью радиотехнического вооружения, имел 22 основных антенных поста, а объем систем радиотехнического вооружения и систем управления оружием занимал 59% всего объема вооружения установленного на нем.

В палубном кормовом ангаре (12,5×4,8×5,5 м) обеспечи­валось постоянное базирование 1-го вертолета Ка-25ПЛ, а на самой корме была оборудована взлетно-посадочная площадка (11,5×10 м) со светотехническим оборудованием.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе, использованы фрагменты книги С.Н. Машенского, «Великолепная семерка. Крылья Беркутов»

Военный флот в значках: РК и БПК проектов 1134, 1134-А, 1134Б – Беркут, Беркут-А, Беркут-Б

Сегодня поговорим о знаках с изображением ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей семейства «Беркут».

Ракетные крейсера проекта 1134 «Беркут» строились на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А. Жданова с 1964 по 1969 года.

До 1977 года эти корабли классифицировались как БПК, потом уже относились к ракетным крейсерам. В 1989-94 годах все корабли этого проекта были исключены из состава нашего флота.

Было изготовлено 4 корабля этой серии.

На значках мне попались пока только 2 из них (фото сверху). Знаки красивые, изготовленные в легком металле и немного похожие по художественному оформлению. Существуют еще два знака этого семейства: «Адмирал Зозуля» и «Севастополь» , но мне пока не попадались. Стоимость «Вице-адмирала» примерно 150-200 рублей, а «Владивостока» — 250-350.

В один из моих походов по скупкам обнаружился еще интересный экземпляр с крейсером «Вице-адмирал Дрозд» – За переход экватора 1972г. Информацию по этому поводу мне найти не удалось. Вычитал только, что в 1972 году корабль участвовал в спасении моряков с подводной лодки К-19.

Рыночная стоимость такого экземпляра – 300-500 рублей.

Следующими в нашей сегодняшней беседе идут БПК проекта 1134-А, шифр «Беркут-А». Строились они также на заводе имени А.А. Жданова, но в 1966-71 годах.

Из десяти кораблей этого проекта через мои руки прошли 8 изображенные на 11-ти знаках. Знаки существуют в тяжелом и легком металлах, на винтах и на булавках, с разным художественным оформлением.

Знаки с «Кронштадтом» представлены в двух экземплярах, т.к. у них разный тип крепления и сами корабли разного цвета ( серебристый и золотистый) . Очень красиво выполненные тяжелые экземпляры. Рыночная стоимость такого знака 1200-1500 рублей.

Читать еще:  Схемы Проект 26 - крейсера типа «Киров»

Так же очень интересен знак «Адмирал Исаченков» в тяжелом металле (на общем фото верхний правый). Внешний вид у него как будто это самоделка. Тем не менее в сети встречается такой знак, но выглядит как-то аккуратнее чем у меня и очень даже похож на заводской.

«Адмирал Левченко» , кстати, представлен у меня в трех различных вариантах исполнения: тяжелый на винте, легкий на винте и легкий на булавке. Очень интересное разнообразие для любой коллекции.

В период с 1991 по 1993 корабли этой серии были выведены из состава флота.

И завершим сегодняшнюю беседу большими противолодочными кораблями проекта 1134-Б, шифр «Беркут-Б».

Строились данные корабли на Украине на заводе имени 61 Коммунара в городе Николаев в 1968-79 годах.

Из семи кораблей проекта мне попались на значках только 2. Один из них в двух цветовых исполнениях.

Рыночная стоимость таких знаков 250-400 рублей.

Существует «Очаков» в таком же художественном оформлении только в тяжелом металле. Выглядит солидно и красиво, но и стоит уже по дороже- 1500-2500 руб. У меня, к сожалению, такого пока нет.

В период с 1992 по 2015 года все корабли этой серии выведены из состава флота. БПК «Керчь» ожидает утилизации в следующем году.

Если увидели какие-нибудь неточности, не судите строго. И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ , если Вам было интересно.

Списан большой противолодочный корабль «Керчь»

Cегодня утром 15.02.2020 в торжественной обстановке во исполнение приказа МО РФ №812 на большом противолодочном корабле «Керчь» проекта 1134Б заводской номер С-2003 1974 года постройки был спущен военно-морской флаг. Корабль входил в состав 30 дивизии надводных кораблей ЧФ, и теперь переведен в категорию военного имущества МО РФ. Стоит отметить что это последний корабль данной серии — проекта 1134Б/БФ шифр «Беркут-Б». В августе 2011 года из состава ЧФ был также исключен БПК «Очаков» проекта 1134Б ( сегодня его корпус продолжает оставаться у побережья озера Донузлав после участия в операции по возвращению Крыма).

БПК «Керчь» прошел славную боевую историю, я не буду описывать множество его походов и боевых служб совершенных до 1990 года но хотелось бы больше сказать о последних годах жизни корабля. Последний выход корабля в дальнюю морскую зону состоялся в ноябре 1998 года когда он нанес официальный визит во Францию, после этого все задачи решались в акватории Черного моря. С 1994 по 1997 годы корабль являлся флагманом Черноморского флота. В период 2000-2010 годов принимал активное участие в учениях и маневрах ЧФ. В 2005 году прошел плановый ремонт в Новороссийске входе которого было устранено множество замечаний. В 2009 году «Керчь» принимает участие в СКШУ «Кавказ-2009», в дальнейшем участник постоянных ЗТУ и КШУ проводимых на флоте. В 2011 году корабль совершает свои последние выходы в море, интересно что именно в этом году БПК выходит так часто в море как никогда раньше ( более 10 выходов). Так, в апреле и марте 2011 года совершает выходы в полигоны боевой подготовки. В июне 2011 БПК «Керчь» выдавая ход более 25 узлов осуществлял слежение в Черном море за крейсером ВМС США «Монтерей» — это стало последней фактической боевой работой корабля в море. В октябре 2011 корабль был поставлен на плановый ремонт. Начиная с 2012 года «Керчь» принимал участие в парадах по случаю Дня ВМФ России находясь в парадном строю. В 2013 году было принято решение о восстановление технической готовности корабля и продлении его сроков службы. Начиная с сентября 2014 года начался постепенный ремонт вооружения корабля, но трагическое событие ( 4.11.2014) повлекшее выгорание большой площади в машинном отделении с повреждением кормовой части корабля определило его дальнейшую судьбу. После пожара корабль прошел доковый ремонт, после чего был поставлен на штатное место в бухте Голландия. В 2015 году комиссия МО РФ оценив ущерб и дальнейшую нецелесообразность по восстановлению корабля вывела заключение о вывода его из состава флота. Начиная с августа 2015 года корабль выведен из расчетного состава ВМФ с дальнейшем расформированием экипажа. В дальнейшем началась постепенная разборка корабля у родного причала. Часть вооружения демонтирована и отправлена в некоторые музеи Севастополя. В составе ВМФ БПК «Керчь» прослужил 45 лет! За это время пройдено около 220000 морских миль. Это был последний БПК находящийся в составе Черноморского флота, теперь на ЧФ остался только один корабль 1 ранга — ордена Нахимова ГРКР «Москва» сроки службы которого продлены до 2030 года.

На фото: БПК «Керчь» в день спуска флага ВМФ — 15.02.2020. Фото из архива А.Балабина.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector