2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Ка-126 — многоцелевой вертолёт

Вертолет Ка-126. Фото. Характеристики

Из-за огромной необходимости в многоцелевых вертолетах в СССР инженерной организации ОКБ Камова дали задание разработать такой воздушный агрегат. Для этого было решено создать модификацию нового вертолёта на базе Ка-26. Этот модернизированный вариант назвали Ка-126 (кодификация НАТО – «Хулиган»). В основе был заложен газотурбинный двигатель ТВ-0-100 с мощностью 720 л.с. Проект вертолета начал рассматриваться в 1984 году, причем изначально планировалось создание вертолета с двумя ГТД. Их хотели разместить в малых гондолах на боках фюзеляжа. Опытный полет был совершен в октябре 1987 года, за штурвалом находился известный летчик-испытатель Г. Исаев.

Из базовой модели взяли все самое лучшее. Главным отличием модернизированной модели от предыдущего Ка-26 было модификация силовой установки и несущей системы. Небольшие изменения случились с кабиной пилота, бортовым оборудованием. Улучшились маневренность и управление вертолетом. Ка-126 планировалось производить в Румынии. Договор был заключен в 1985 году.

В ходе выполнения работ по конструированию вертолета были учтены все нюансы и требования как отечественных, так и иностранных потребителей. Момент инерции по отношению к вертолетной оси уменьшился благодаря отсутствию мотогондол и установке двигателя ближе к центру массы всей конструкции. Благодаря этому маневренность повысилась еще больше.

Упростилась техническая эксплуатация вертолета (поршневой двигатель поменяли на турбовинтовой), уменьшилась стоимость выполненной работы. В сельскохозяйственном варианте Ка-126 повысилась способность загрузки химикатов (благодаря увеличению ТВД). А максимальная скорость выросла с 170 до 190 км/час.

Приобретенный опыт на Ка-26 пригодился для нового вертолета. Сельхозоборудование улучшили и подогнали под Ка-126. Это упростило операции по удобрению и увеличило суммарную цифру летно-химических работ. Транспортная кабина стала съёмной, что, в отличие от предшественника, позволило установить аварийные люки на боковых стенках.

Последователем Ка-126 стала экспортная модель Ка-128. Старый двигатель заменили на французский газотурбинный «Ариэль ID1» с допустимой мощностью 730 л.с. Эта модель отличалась повышенной скоростью (увеличилась на десять километров в час), статическим потолком (на 600 м) и дальностью полета (на 50 км). Эти показатели соответствовали параметрам двигателя.

Для сертифицированных и заводских испытаний на ОКБ имени Камова инженеры сконструировали три опытных образца. Первых 12 серийных экземпляров собрали на территории Румынии. Полет первой серийной машины состоялся в конце декабря 1988 года. Десять авиационных агрегатов получили маркировку IAR Ка-126, поскольку они были сконструированы на заводе IAR в городе Брашов. Но из-за развала Советского Союза и трагических событий в Румынии дальнейшее производство данного вертолета было прекращено.

Среди отличительных моментов, помимо улучшенных аэродинамических качеств и удаленных гондол, также был изменен ракурс сопла вверх, в механизм трансмиссии вмонтировали накопитель энергии с двумя маховиками (по типу противоположного вращения). Максимальная скорость моховиков 24 800 об/мин. Они также обеспечивают дополнительное время полета в 40 секунд в случае аварийного происшествия с двигателем. Воздушный фильтр установлен в носовой части. А система противообледелительной (антифризной) защиты не дает возможности обледенения лопастей несущих винтов.

Читать еще:  Файлы 96Л6Е - всевысотный обнаружитель

Специально для этого вертолета Омский мотостроительный КБ создал турбо-вальный двигатель ГТД ТВО-100 (свободная турбина). Взлетная мощность силовой установки составляет 530 кВт, а крейсерская, соответственно, 343 кВт. Двигатель сконструирован по типу модуля – один центробежный и два осевых компрессора, кольцевая камера сгорания и двухступенчатая турбина. Скорость вращения вала составляет 6000 об/мин, а степень высоты давления равна 9,2. Параметры двигателя: длина – 1,275 м, высота – 0,735 м, ширина – 0,78 м, вес в сухом положении – 160 кг.

Главный усовершенствованный редуктор ВР-126М обеспечивает привод несущих агрегатов и винтов. Его разработали в условиях создания двухступенчатого, планетарного с зубчатыми передачами агрегата. Используется на вертолетах моделей Ка-126, Ка-128 и Ка-226.

Вертолет Ка-126. Фото.

Модификации Ка-126

  1. Ка-126 – опытный образец. Первый полет совершил в 1987 году.
  2. IAR Ка-126 – серийный вертолет румынской сборки.
  3. Ка-128 – вертолет экспортного типа с наличием двигателя Турбомека «Ариэль-ID1» французского производства.
  4. Ка-226 – вертолет с двумя двигателями ГТД АИ-450. В некоторых вариантах устанавливали «Аллисон 250-С20В». Первый опытный полет совершил в начале сентября 1997 года.

В будущем планируется дальнейшая разработка вертолета в городе Улан-Удэ для сертификации по FAA в США.

Ка-126 (по коду НАТО: Hoodlum — «Хулиган») — многоцелевой вертолет с ГТД.

Вертолёт конструктивно является развитием вертолёта Ка-26 с одним ГТД заместо двух ПД. Проектирвоание многоцелевого вертолёта Ка-126 началось в ОКБ им. Камова Н.К. в 1984. Первый полёт серийного вертолёта Ка-126 прошел 19.10.1987.

Первые 10 вертолётов, которые получили обозначение IAR Ка126, построены в 1991 на заводе компании «IAR» в Брашове. На вертолёте смонтирован улучшенный главный редуктор ВР126М, планетарный, двухступенчатый, с зубчатыми передачами. Дальнейшее развитие — газотурбинный двухдвигательный вертолёт Ка-226.

Вертолет Ка-126. Фото.

Характеристики вертолета Ка-126:

Диаметр несущего винта:13,0м

Высота с вращающимися винтами:4,15м

Наибольший взлетный вес:3000кг

Двигатель:1 ГТД ТВ-0-100 (Разработки ОМКБ)

Мощность:1 х 710л.с.

Количество членов экипажа:2

Наибольшее количество пассажиров:6

Скорость на эшелоне:170км/ч

Вертолет Ка-126. Галерея.

С.В. Михеев свалил свои недоработки на ТВ-О-100 в 1991г. Заявил, что быстро сделает Ка-128 с китайским Ариэлем, однако Турбомека не дало своего согласия. После чего началась разработка с старым Аллисоном, с украинским двигателем Ка-226 взлетел в конце 2013г. Дальше разрыв РФ и Украины. Новый Ка-226 получился после замены главного редуктора и установки французких Ариусов.

Рисунки Ка-126 — многоцелевой вертолёт

Учитывая большую потребность отечественных и зарубежных заказчиков, ОКБ Камова разработало на базе Ка-26 новую модификацию — Ка-126 с газотурбинным двигателем ТВ-0-100 мощностью 720 л.с. Первый полет на опытном образце выполнил в октябре 1987-го летчик-испытатель ОКБ Г.Исаев.

На этой модификации сохранилось все лучшее, что было у базовой машины. Конструктивное отличие Ка-126 от предшественника заключается, в основном, в силовой установке и несущей системе. Произошли также изменения в бортовом оборудовании, в компоновке кабины пилота, в повышении маневренности машины и в упрощении ее эксплуатации. В рамках СЭВ вертолет Ка-126 планировалось производить в Румынии.

Необходимо отметить, что новая машина наилучшим образом учитывала замечания и пожелания, как отечественных, так и зарубежных эксплуатантов. Отсутствие на Ка-126 мотогондол на концах пилонов и размещение двигателя вблизи центра масс аппарата уменьшили его момент инерции относительно вертолетной оси. Это улучшило маневренность, особенно у земли и в ограниченном пространстве при выполнении разворотов.

Читать еще:  «Коалиция-СВ» - 152-мм двуствольная самоходная гаубица

Замена поршневых двигателей на турбовинтовой упростила техническую эксплуатацию вертолета и уменьшила себестоимость выполняемых им работ, в том числе и за счет повышения топливной эффективности силовой установки с одним двигателем. Более высокая мощность ТВД, по сравнению с суммарной мощностью поршневых двигателей у предшественника, позволила увеличить загрузку химикатов в сельскохозяйственном варианте. Одновременно его максимальная скорость возросла со 170 до 190 км/ч.

Сельхозоборудование, установленное на Ка-126, модернизировано с учетом опыта эксплуатации Ка-26, что повысило его надежность, упростило обслуживание и улучшило качество авиационно-химических работ. Съемная транспортная кабина Ка-126, в отличие от предшественника, имела на боковых стенках аварийные люки.

На базе Ка-126 разработали экспортную модификацию Ка-128 под французский газотурбинный двигатель «Ариэль ID1» мощностью 730 л.с. Данная модификация, по сравнению с Ка-126, имела большие на 10 км/ч скорость, статический потолок — на 600 м и дальность на 50 км. Достигнуть этого планировалось за счет лучших удельных параметров двигателя.

ОКБ Камова построило три опытных Ка-126 для заводских и сертификационных испытаний. В Румынии собрали 12 серийных машин. Первый полет вертолета Ка-126 румынского производства состоялся 31 декабря 1988г. Первые 10 серийных вертолетов, получивших обозначение IAR Ка-126, были построены в 1991г. на заводе фирмы «IAR» в г. Брашов. Однако с развалом СССР и известными событиями в Румынии производство их прекратилось, о чем приходится лишь сожалеть.

Конструкция вертолета в основном такая же, как у Ка-26, с широким использованием композиционных материалов. Улучшены аэродинамические формы за счет удаления гондол двигателей, ГТД расположен сверху фюзеляжа, сопло отогнуто вверх. В систему трансмиссии включен инерционный накопитель энергии с двумя маховиками противоположного вращения, вращающимися со скоростью 24800 об/мин и обеспечивающими возможность продолжения полета в течение 40с при аварии двигателя. В носовой части кабины установлен воздушный фильтр. Лопасти несущих винтов снабжены электротермической противообледенительной системой.

Силовая установка Ка-126 состоит из одного турбовального ГТД ТВO-100, со свободной турбиной, разработанного на Омском моторостроительном КБ, со взлетной мощностью 530кВт и крейсерской мощностью 343кВт. Двигатель имеет модульную конструкцию, два осевых и один центробежный компрессор, кольцевую камеру сгорания и двухступенчатую турбину. Степень повышения давления 9.2; скорость вращения выходного вала 6000 об/мин. Длина двигателя 1.275м, ширина 0.78м, высота 0.735м, масса сухого двигателя 160кг.

На вертолете установлен усовершенствованный главный редуктор ВР-126М, двухступенчатый, планетарный, с зубчатыми передачами с зацеплением Новикова, обеспечивает привод соосных несущих винтов и агрегатов; разработан для однодвигательных вертолетов Ка-126 и Ка-128 и двухдвигательного Ка-226.

Ка-126: забытый вертолет

Камовский Ка-26 был, безусловно, самой удачной машиной Камова, и нашел широчайшее применение в народном хозяйстве, работая решительно везде- от авиахимических работ до перевозки пассажиров. Концепция «летающего шасси» со сменной оснасткой (грузопассажирская кабина, грузовая платформа, бак для химикатов и пр.) делала машину чрезвычайно удобной для разных видов работ.

К началу 1980-х, по итогам многолетней эксплуатации вертолета, было принято решение его модернизации. В первую очередь, предполагалась замена двух поршневых двигателей Ка-26 на один газотурбинный. Причин тому было несколько: посмотрим на компоновку Ка-26.

Читать еще:  Новости Ми-6 - многоцелевой транспортный вертолет

Звездообразные поршневые двигатели на Ка-26 расположены по бокам фюзеляжа, их мотогондолы создают значительное лобовое сопротивление. Из-за этого крейсерская скорость вертолета получилась весьма скромной: всего 125 км/ч. Кроме того, большую часть полёта они работали на повышенном режиме, близком к взлетному, а это не позволяло иметь хороший запас по мощности (что желательно) и ускоряло износ. Да и в целом, общий «тренд» в вертолетостроении тех лет был в переходе на газотурбинную технику (интересно, что даже при проектировании Ка-26 в КБ были большие споры именно из-за поршневых двигателей: уже в 1960-х они считались архаичными, будущее вертолетостроения видели только за турбовальным мотором, предлагалось оснастить Ка-26 двумя ГТД-350, однако конструктор Марк Купфер настоял, что на сельскохозяйственном вертолете должны быть поршневые моторы).

Итак, новый газотурбинный двигатель ТВ-0-100. МНПО «Союз» разрабатывало его с 1982 по 1987 год. Разработка шла трудно из-за новизны схемы. Разработали и новый редуктор.

В итоге двигатель все-таки получился, и сразу стали очевидны приемущества новой силовой установки. Сравним: на Ка-26 каждый поршневой мотор весил 250 кг, при общей взлетной мощности двух моторов 700 л.с. Новый газотурбинный двигатель (один) создавал взлетную мощность 730 л.с. при весе всего 160 кг. Его установили сверху фюзеляжа, что сразу улучшило и аэродинамику машины. Максимальная скорость выросла на 30 км/ч.

Переработанный под новый мотор вертолет совершил первый полет в октябре 1987 года. Были внесены изменения в несущую систему, компоновку кабины, применены композиты.

Интересной особенностью Ка-126 является установка необычного агрегата- инерционного маховика- накопителя энергии. Это два массивных маховика противоположного вращения, вращающиеся со скоростью 24800 об/мин, что обеспечивает возможность полета в течение 40 с. при аварии двигателя (сохраняются обороты винтов, что весьма облегчает пилоту посадку на авторотации). Интересно вспомнить в этой связи, что ведущий конструктор Ка-26 Купфер имел спор с Камовым о преимуществах выскокоинерционных (тяжелых) роторов. Американский Huey с тяжелыми лопастями имел исключительные характеристики на авторотации, что весьма впечатлило Купфера, и он проталкивал это же решение на Ка-26: Камов возражал, что авторотация- режим аварийный, дело исключительно редкое, а вертолет будет постоянно возить лишний груз.

КБ Камова построило три опытных машины. В рамках программы СЭВ было решено разверуть производство КА-26 в социалистической Румынии (завод IAR Brasov). Первый полет вертолета Ка-126 румынского производства состоялся 31 декабря 1988г. Первые 10 серийных вертолетов IAR Ка-126, были построены в 1991г. Однако с распадом СССР и политическими изменениями начала 1990-х выпуск был прекращен.

Уже позже на основе Ка-126 сделали Ка-226. Но это уже другая история.

На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах — например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару .

Или в Африке, в Танзании , — на Cessna в Занзибар

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector