7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки ИСУ-122 — 122-мм самоходная артиллерийская установка

Рисунки ИСУ-122 — 122-мм самоходная артиллерийская установка

САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Когда в начале 1944 года появились проблемы с выпуском мощных артиллерийских установок ИСУ-152 из-за нехватки тяжелых орудий МЛ-20, возникла идея создать аналогичную установку с корпусной пушкой обр. 1931/37 гг. Пушку смонтировали под маской за лобовым листом рубки со смещением к правому борту, слева находилось место механика-водителя. В итоге новая самоходка, учитывая увеличенную начальную скорость 122-мм бронебойного снаряда, стала даже более эффективным противотанковым средством, чем ИСУ-152.

Боекомплект САУ возрос до 30 выстрелов, а единственным ее существенным недостатком стала малая скорострельность из-за раздельного заряжания пушки. Проблему удалось решить путем установки 122-мм танкового орудия Д-25, созданного к этому времени конструкторским коллективом Ф.Ф. Петрова. Пушка образца 1944 года имела дульный тормоз и вертикальный клиновой затвор с механизмом полуавтоматики. Скорострельность очередной самоходки, обозначенной ИСУ-122С, повысилась с 2 до 4 выстрелов в минуту. Для защиты от воздушных атак на крыше рубки разместили зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Система управления огнем включала телескопический и панорамный прицелы.

Советские САУ ИСУ-122 и танк ИС-2 на одной из дорог Трансильвании (Румыния). 3-й Украинский фронт, сентябрь 1944 года.

Боевое применение ИСУ-122

ИСУ-122 использовалась во всех функциональных областях применения самоходной артиллерии. Вместе с другими тяжёлыми САУ СУ-152 и ИСУ-152 она выполняла функции мощного штурмового орудия, истребителя танков и самоходной гаубицы. Однако все эти машины имели различные тенденции боевого применения: СУ/ИСУ-152 тяготели более к роли штурмового орудия, а ИСУ-122 — к роли истребителя танков. 122-мм пушка А-19С или Д-25С выстреливала 25-кг остроголовый бронебойный снаряд БР-471 с дульной скоростью 800 м/с. Этого было достаточно, чтобы пробить броню любого представителя бронетехники вермахта за весьма редкими исключениями. Только лобовая броня «Элефанта»/«Фердинанда» не пробивалась БР-471, а броня танка «Королевский Тигр», несмотря на более выгодные углы наклона, часто раскалывалась от попаданий БР-471 из-за плохого её качества. Однако из-за своей высокой кинетической энергии БР-471 часто повреждал тяжелобронированные цели без пробития брони, выводя из строя двигатель и коробку передач механическим ударом. 122-мм орудие имело очень большой бронебойный потенциал, но БР-471 не позволял его раскрыть полностью. Улучшенный вариант тупоголового бронебойного снаряда с баллистическим наконечником БР-471Б был разработан в начале 1945 года, но в массовое производство пошёл уже после окончания войны. В рапортах с полей боёв также отмечалось, что хорошим действиям по бронецелям противника обладают и мощные пушечные осколочно-фугасные стальные гранаты ОФ-471 и ОФ-471Н с привинтной головкой с последующей установкой взрывателя РГМ на фугасное действие. Они также имели массу в 25 кг, дульную скорость в 800 м/с и снабжались 3,6—3,8 кг тротила соответственно. Механического удара и последующего взрыва часто было достаточно для вывода из строя цели без пробития брони.

Советская САУ ИСУ-122 с установленным на броневой рубке зенитным 12,7-мм пулеметом ДШК на перекрестке улиц Штифтсвинкель (Stiftswinkel) и Ам Хольцраум (Am Holzraum) в Данцигe (ныне Гданьск в Польше). Сейчас улицы называются ul. Rоbotniсza и ul. Stefana Jaraсza.

При прорыве укреплённых полос и в городских боях ИСУ-122 использовались как штурмовые орудия, но с меньшей эффективностью по сравнению с СУ/ИСУ-152. Но в общем ИСУ-122 заслужила хорошую оценку и в этой роли — ОФ-471 был эффективен против полевых и долговременных фортификаций, открыто расположенной и окопавшейся пехоты, укреплённых зданий. В городских боях длинный вылет ствола 122-мм пушки часто мешал маневрированию в узких местах.

В качестве самоходной гаубицы ИСУ-122 использовалась редко, несмотря на максимальную дальность стрельбы, превышающую 14 км. Обыкновенно ИСУ-122 стреляли с закрытых позиций в отсутствие поддержки буксируемой артиллерии при быстрых прорывах, когда буксируемые орудия не успевали продвигаться за танковыми и механизированными частями Красной армии.

САУ ИСУ-122С в засаде. Венгрия.

Модификации ИСУ-122

Официально существовало две серийных модификации самоходки — ИСУ-122 со 122-мм орудием с поршневым затвором и ИСУ-122С со 122-мм пушкой Д-25С с клиновым затвором. Эти варианты легко различимы визуально по меньшей бронемаске орудия и наличию двухкамерного дульного тормоза у ИСУ-122С. Однако помимо этих отличий у серийных машин существовали другие, менее заметные конструктивные особенности. У серийных ИСУ-122 различались орудия, см. секцию Описание конструкции, лоб бронекорпуса также мог отличаться по технологии изготовления:

— ИСУ-122 на базе танка ИС 1943 г. выпуска имела цельнолитую лобовую броню корпуса;

— ИСУ-122 на базе танка ИС 1944 г. выпуска имела лобовую броню корпуса, сваренную из двух катаных бронеплит. Этот вариант самоходки отличался увеличенной толщиной маски орудия по сравнению и более вместительными топливными баками.

Читать еще:  Файлы СУ-101 и СУ-102 «Уралмаш-1» - 100- и 122-мм самоходные артиллерийские установки

С октября 1944 года ИСУ-122 стали оснащаться 12,7-мм зенитным пулемётом ДШК. Ряд ранее выпущенных машин также получил этот пулемёт в ходе ремонта.

Советские САУ ИСУ-122 на марше. 1-й Украинский фронт, 1945 год.

Тактико-технические характеристики САУ ИСУ-122

— Количество выпущенных, шт.: 1735
— Экипаж, чел.: 5

Вес ИСУ-122

— Боевая масса, т: 46

Габаритные размеры ИСУ-122

— Длина корпуса, мм: 6543
— Длина с пушкой вперёд, мм: 9850
— Ширина, мм: 3070
— Высота, мм: 2480
— Клиренс, мм: 460—470

Бронирование ИСУ-122

— Тип брони: катаная (литой лоб на части машин)
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 60/78°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 90/−30°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 75/15°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 90/0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 60/49°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 60/−41°
— Днище, мм: 20
— Крыша корпуса, мм: 30
— Лоб рубки, мм/град.: 90/30°
— Маска орудия, мм/град.: 100
— Борт рубки, мм/град.: 75/15°
— Корма рубки, мм/град.: 60/0°
— Крыша рубки, мм/град.: 30

Вооружение ИСУ-122

— Калибр и марка пушки: 122-мм А-19
— Длина ствола, калибров: 48
— Боекомплект пушки: 30
— Углы ВН, град.: −3…+22°
— Углы ГН, град.: 10°
— Прицелы: СТ-18, Панорама Герца

— Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШК

Двигатель ИСУ-122

— Тип двигателя: V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель
— Мощность двигателя, л. с.: 600

Скорость ИСУ-122

— Скорость по шоссе, км/ч: 35
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10—15

— Запас хода по шоссе, км: 220
— Запас хода по пересечённой местности, км: 140
— Удельная мощность, л. с./т: 11,3—11,4
— Тип подвески: торсионная индивидуальная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,81—0,82

— Преодолеваемый подъём, град.: 40°
— Преодолеваемая стенка, м: 1,0
— Преодолеваемый ров, м: 2,5
— Преодолеваемый брод, м: 1,3—1,5

Фото САУ ИСУ-122

Колонна немецких военнопленных проходит мимо советских самоходных артиллерийских установок ИСУ-122 по улице Берлина. Впечатляющее фото. Символичное. Бронированый динозавр над поверженным врагом.

САУ ИСУ-122 на переправе через реку. 1945 год.

Советская тяжелая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122С преодолевает водную преграду вброд. Советская тяжелая ИСУ резво месит траками донную муляку речушки, собираясь штурмовать 30-градусный разьеложенный подъём . Хотя, кому-то впереди идущему бревно-самовытаскиватель и чурбачки под гусеницы таки понадобились — мокрые лежат. На заднем плане слева «Додж» WC-51, прямо — ГАЗ-АА топливозаправщик БЗ-42, справа — похоже, закрытая брезентом и маскировочными ветками «Катюша» и ещё одна ИСУ-122С. Ощущение, что правее за срезом фото — временный мост. Который, очевидно, ИСУ выдержать не может. Вдоль ровного ряда деревьев должна идти дорога, и она там есть, но вот моста, видимо, нет, или вес самоходки не держит. Иначе ни за что не полезла бы в эту канаву.

Колонна советских тяжелых самоходных артиллерийских установок ИСУ-122 из 59-го отдельного танкового полка прорыва 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии на марше на западной Украине.

САУ ИСУ-122 советского производства из состава 25-го самоходно-артиллерийского полка 1-го танкового корпуса Войска Полького переправляется по понтонному мосту через реку Лужицкая Ниса. 1-й Украинский фронт. Механик — водитель САУ недостаточно уверен в себе. Машина «рыщет» по настилу переправы. А перед бойцами инженерных подразделений, возводившими в сжатые сроки, практически голыми руками, деревянные переправы выдерживавшие машины весом в 46 т., можно снять головной убор. Возможно, поляки чувствуют себя «не в своей тарелке»: как известно, граница между Польшей и Германией союзниками определена по Одеру и Нейсе. Так вот Нейсе — эта самая Ныса Лужицка и есть, т.е. самоходка с земли польской вползает в «логово зверя».

Колонна советских САУ ИСУ-122 на одной из улиц Берлина. Судя по поваленным деревьям, смятым кустам и следам грунта предположу, что самоходки некоторое время стояли на обочине впритирку к домам или самоходка не вписалась а поворот. Выезжала слева, что видно по частично раздолбанному тротуару, причем плитка выдержала, а мелкие камушки, которые образуют серую полосу, расползлись под гусеницами в стороны. Мусор сзади самоходок из-за авиабомбы, которая разорвалась в районе верхнего этажа углового дома слева. Взрыв был мощным, поэтому строительный мусор достигает противоположного дома. Самоходчик с ППС понравился, сержантских и старшинских лычек не видно, так что вполне может быть заряжающим. Офицеры (командир и мехвод) своими делами заняты, а этот боец хоть и курит, а на всякий случай за окрестностями приглядывает и оружие под рукой держит (вполне логично, без пехотинцев танкового десанта машину на остановках охранять заряжающему).

Советские танки американского производства M4A2(76)W «Шерман» с десантом во время боев за Данциг (Danzig; ныне Гданьск, Польша) на Картхойзер-Штрассе (Karthäuser-Straße, ныне улица Картуская, ul. Kartuska) в районе костела Святого Франциска Асизсского (św. Franciszka z Asyżu). Справа на дороге САУ ИСУ-122 а на дальнем плане дом Картуская 191.

Среди разрушенных зданий стоит подбитая самоходная установка ИСУ-122 советского производства с польским орлом на броне. Позади самоходки лежит тело убитого члена экипажа. Офицеры штаба 1-й танково-парашютной дивизии «Герман Геринг» инспектируют поле боя в пригороде Клайнвелька немецкого города Баутцен. По тяжело поврежденным зданиям видно, насколько серьезны были бои за город. Вполне возможно, что САУ стреляла сквозь здание, затем получив болванку в правый борт (за рубкой ) загорелась. Ну затем взрыв БК и все. Увлеклись, пропустили с фланга?

Самоходки Великой Победы. ИСУ-122. Часть 1-ая.

12 марта 1944 года на вооружение РККА была принята ИСУ-122 (на стадии разработки и испытаний объект 242) – тяжёлая САУ класса истребителей танков, созданная на базе танка ИС. Спустя месяц на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), началось серийное производство новой самоходки.

Читать еще:  Новости Тесак пехотный солдатский обр. 1848 г.

Конструктивно ИСУ-122 имела минимальные отличия от ИСУ-152 . Эти две тяжёлые самоходки имели идентичную ходовую часть, трансмиссию, двигатель, бронекорпус, радиостанцию и электрооборудование. Главные отличия между двумя тяжёлыми советскими САУ заключались в вооружении, подвижной бронировки орудия и схемой размещения боезапаса, включавшего в себя 30 выстрелов.

Кроме того, ИСУ-122 оснащалась прицельными приспособлениями, которые были рассчитаны на большую (по сравнению с ИСУ-152) дальность прямого выстрела. Экипаж ИСУ-122, согласно штатного расписания, состоял из 5 человек (командир, наводчик, механик-водитель, замковый и заряжающий). Впереди (слева от орудия) располагались механик-водитель, затем наводчик, и позади – заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия.

Корпус ИСУ-122 был полностью бронированный, разделённый внутри на две части. Весь экипаж, орудие и боезапас размещались впереди – в броневой рубке, которая одновременно совмещала и боевое отделение, и отделение управления. Двигатель и трансмиссия устанавливались в корме машины.

Первоначально основным вооружением ИСУ-122 являлось 122-мм орудие А-19С. Пушка монтировалась в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства орудия были защищены неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой бронированной маской, которая дополнительно выполняла функции уравновешивающего элемента.

Пушка А-19С имела ручной затвор поршневого типа, а потому скорострельность орудия была низкой – 1,5-2,5 выстрела в минуту. Введение в состав экипажа 5-го члена – замкового не только не решило проблему малой скорострельности, но и создавало дополнительную тесноту в боевом отделении самоходки.

Орудие А-19С имела расширенную номенклатуру боеприпасов – бронебойно-трассирующие снаряды (остроголовый и БР-471 и с баллистическим наконечником БР-471Б), осколочно-фугасные гранаты (длинная ОФ-471, короткая ОФ-471Н и стальная ОФ-462), а также бетонобойный пушечный снаряд Г-471.

Эффективная дальность прямого выстрела орудия ИСУ-122 по артиллерийским орудиям и огневым точкам составляет 1,5 км, а эффективная дальность стрельбы по бронетехнике – 2,5 км. Прицельная дальность стрельбы по скоплению живой силы составляла 4 км. На дистанции до 1 км бронебойный снаряд пробивал вертикально установленный броневой лист толщиной 150 мм, причинная обширные внутренние разрушения и повреждения обстреливаемой бронетехнике. Таким образом, ИСУ-122 мог уверено поражать со средней дистанции даже в лобовую проекцию всю немецкую бронетехнику, за исключением тяжёлых и превосходно бронированных САУ « Фердинанд / Элефант » и «Ягдтигр» .

Обширный перечень осколочно-фугасных гранат и бетонобойный пушечный снаряд, входившие в боекомплект ИСУ-122, были эффективным средством разрушения элементов полевой фортификации и долговременных огневых точек, а также городских строений.

С лета 1944 года на ИСУ-122 устанавливали 12,7-мм зенитный пулемет ДШК с боекомплектом в 250 патронов. Это мощное оружие отлично подходило и для борьбы против вражеской пехоты и даже для отражения воздушных атак. Весьма востребованным ДШК оказался при штурмах городов, когда требовалось ликвидировать вражеских бойцов, прятавшихся в среди развалин или засевших на верхних этажах зданий.

Основные ТТХ ИСУ-122 были следующими: боевая масса – 46 т; экипаж – 5 человек; вооружение – противотанковая нарезная пушка А19С калибром 122 мм и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК; мощность двигателя – 600 л.с.; скорость по шоссе – 35 км/ч; запас хода по шоссе – 220 км.

Габаритные размеры : длина (с пушкой вперёд) – 9,85 м; длина корпуса – 6,543 м; ширина – 3,07 м; высота – 2,48 м. Бронирование : фронтальная часть корпуса и рубки – 90 мм; орудийная маска – 100 мм; борт рубки – 75 мм; борт и корма – 75 и 60 мм; крыша и днище – 30 и 20 мм. Преодолеваемые препятствия : подъём – 40 градусов; высота стенки – 1 м; ширина рва – 2,5 м; глубина брода – 1,5 м.

22 августа 1944 года на вооружение РККА был принят модернизированный вариант самоходки – ИСУ-122С (на стадии разработки и испытаний – объект 249 или ИСУ-122-2). Главное отличие этой САУ от базовой модели заключалось в установке новой пушки Д-25С (модернизированный вариант А19), оснащенной полуавтоматическим клиновым затвором. Подобная пушка только в танковом варианте – Д-25Т устанавливалась на ИС-2.

Скорострельность ИСУ-122С составляла до 3-4 в минуту (в оптимальных полигонных условиях – 6 выст/мин). Баллистические показатели Д-25С были практически аналогичны А19С, за исключением прицельной дальности стрельбы по скоплению живой силы, которая возросла до 5 км. Кроме того, экипаж самоходки удалось сократить до 4 человек, исключив замкового. Высвободившееся место использовалось для размещения дополнительного боезапаса.

Читать еще:  Характеристики 9К51 БМ-21 «Град» - 122-мм реактивная система залпового огня

Изначально предполагалось, что ИСУ-122С заменит более ранний вариант самоходки, но вплоть до самого завершения Великой Отечественной войны выпуск обеих модификаций САУ шёл параллельно. Всего с апреля 1944 по сентябрь 1945 гг. было выпущено 1735 ИСУ-122 и 675 ИСУ-122С. Главными причинами снятия с производства самоходок ИСУ-122 стало общее значительное уменьшение объёма выпускаемой бронетехники в связи с победоносным завершением Второй Мировой войны. Кроме того, ИСУ-122 так и не показал заметного и значимого превосходства над ИСУ-152 над своим базовым танком – ИС-2.

На базе ИСУ-122 были созданы несколько экспериментальных образцов, которые в силу различных причин не были запущены в серийное производство. В июне 1944 года был создан «объект 243» – ИСУ-122-1. Этот опытный образец был вооружён длинноствольной 122-мм пушкой БЛ-9 с горизонтально-клиновым полуавтоматическим затвором и без дульного тормоза. Полный цикл полигонных испытаний ИСУ-122-1 завершился в мае 1945 года, когда надобность в серийном выпуске данной САУ уже отпала.

Уже после завершения ВОВ – в июне 1945 года на испытания поступила ИСУ-122БМ (объект 251; иначе – ИСУ-122-3). Эта опытная САУ вооружалась длинноствольной 122-мм пушкой С-26-1 имевшей баллистику 130-мм морского орудия Б-13. Надобность в этой самоходке на момент создания прототипа также отпала. Кроме того, конструкторам так и не удалось довести до требуемых параметров экспериментальное орудие, ствол которого имел низкие показатели живучести.

Тогда же – в июне 1945 года завершились испытания ИСУ-130 (объект 250) – тяжёлой САУ, вооруженной орудием С-26 (адаптированный для бронетехники вариант 130-мм морской пушки Б-13). По степени огневой мощи ИСУ-130 превосходила все тогдашние советские серийные тяжёлые САУ.

Однако длинный (почти пятиметровый) ствол самоходки часто утыкался в грунт при передвижении на пересечённой местности, а также мешал маневрированию в городских условиях на узких участках маршрута. Кроме того, 130-мм калибр несвойственный сухопутным войскам сулил в будущем сложности со снабжением боеприпасами частей, укомплектованных ИСУ-130.

После завершения Второй Мировой войны ИСУ-122 несли службу в рядах советской армии более пятнадцати лет. С конца 1950-х гг. самоходки данного типа стали повсеместно разоружать и переоборудовать в тягачи. В ноябре 1962 года на вооружение был принят тяжёлый эвакуационный тягач БТТ. Он был создан на базе переоборудованной ИСУ-122 и существовал в двух модификациях – БТТ-1 и БТТ-1Т.

Также до начала 1960-х гг. САУ ИСУ-122 и ИСУ-122С состояли на вооружении бронетанковых частей Войска Польского.

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

Кошмар вермахта: пушка ИСУ-122, которая работала по принципу «один выстрел – одна цель»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 не стала легендой Красной армии. Она не попала в кино и на пропагандистские плакаты. Орудие было принято на вооружение 12 марта 1944 года и послужило в армии не очень-то долго. Несмотря на все перечисленное, свой след во Второй мировой войне ИСУ-122 оставила (да еще какой!). За весьма непродолжительный срок эксплуатации САУ смогла стать страшным сном всех танкистов вермахта.

Разработана ИСУ-122 была в декабре 1943 года КБ ОЗ номер 100. Впоследствии оружие производилось мелкой серией на Челябинском Кировском заводе вплоть до 1945 года. Служила пушка и после войны, вплоть до начала 1960-х годов. Успела даже пройти одну модернизацию. Впрочем, еще в 1944-1945 орудие внесло не малый вклад в разгром нацистов, став на редкость мощным истребителем танков.

В качестве орудия на ИСУ-122 использовалась пушка А-19С калибра 121.92 мм. Первоначально ее собирались ставить на шасси танка КВ, который был снят с производства прямо перед началом разработки САУ. Однако впоследствии решили использовать более совершенную и надежную платформу от ИСа. В движение самоходка приводилась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС с отдачей в 520 лошадиных сил. Ходовая часть состояла из 6 катков.

Поступали такие САУ только в гвардейские подразделения и применялись Красной армией как все подобные машины до этого. Главная задача ИСУ-122 заключалась в убийстве вражеских танков. Это у самоходки получалось с пугающей для вермахта эффективностью. Меньше чем за год орудие стало страшным сном танкистов Рейха. В большинстве случае для уничтожения танка хватало одного выстрела. Важно, что ИСУ-122 могла остановить без особых проблем даже хваленый «Тигр».

Хочется узнать еще больше интересного о Второй мировой войне? Тогда выясни для себя, почему у немецких «Пантер» и «Тигров» было шахматное расположение катков и чем это может помочь в бою.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector