0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Д-13 — средний бронеавтомобиль

Средний бронеавтомобиль Д-13 (Дыренкова)

Характеристики среднего бронеавтомобиля Д-13

В 1931 году, в опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ Н.И.Дыренкова был разработан средний бронеавтомобиль Д-13 (бронеавтомобиль Дыреноква-13), «облегченная версия» тяжелого броневика Д-9 (на шасси грузовика «Moreland»). В качестве шасси для Д-13 было использована база американского трехосного грузовика «Форд-Тимкен», он же Форд-ААА, выполненное по схеме 6х4.

Конструкция бронеавтомобиля Д-13

Броневик имел сварной корпус из броневых листов толщиной до 8-мм, вращающуюся башню с 37-мм пушкой Гочкиса и 2 х пулемета ДТ в шаровых установках, расположенных с боков корпуса. Однако прототип машины получил сразу шесть стволов — по два с боков, по одному спереди и сзади. Этого показалось мало, поэтому сразу за башней бронеавтомобиля Д-13 установили ещё и турель, по типу авиационной, с ещё одним пулеметом.

К слову — башня бронеавтомобиля Дыренкова это переработанная башня от танка Т-18 (МС-1), отсюда и характерное расположение орудия и пулемета, смотрящих как бы в разные стороны, а не по ходу движения.

Чертеж бронеавтомобиля Д-13

Посадка экипажа в машину осуществлялась с правой стороны, через дверь. Колесная база имела ряд особенностей — во-первых, все колеса автомобиля были сдвоенными, причем внутренние и внешние имели разный диаметр, для улучшения проходимости. Во-вторых, на Д-13 была применена новая схема размещения запасного колеса, позднее применяемая на всех тяжелых и средних броневиках — они были установлены по бортам корпуса, могли вращаться, и хотя обычно не касались земли, здорово помогали при преодолении рвов, препятствую посадки машины «на брюхо».
Бронеавтомобиль был оборудован и кормовым постом управления, в основных деталях дублировавшего рабочее место водителя, правда максимальная скорость заднего хода Д-13 не превышала 9 км/ч.

Д-13 спереди, хорошо видны сдвоенные колеса разного диаметра

Эксплуатация бронеавтомобиля Д-13

Однако несмотря на все новшества и грозный вид буквально ощетинившегося пулеметами броневика Д-13, военные при осмотре машины только покачали головой — расположение тех же пулеметов было прямо скажем «не оптимальное», конструкция машины была сложной, а стоимость и вовсе запредельной — прототип обошелся казне в 15696 рублей — на эти деньги можно было бы построить легкий танк.

Тем не менее, Д-13 был принят на вооружение и Ижорский завод изготовил небольшую партию из 12 машин. Первая партия оказалась и последней — 1 декабря 1932 года ОКИБ УММ Дыренкова было закрыто, а производство машин — прекращено.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Д-9 / Д-13, Бронеавтомобиль

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

В 1931 году на Ижорском заводе под руководством главного конструктора Н. И. Дыренкова был разработан трехосный неполноприводной (6×4) бронеавтомобиль Д-13, базой для которого послужило шасси трехосного грузовика «Форд-Тимкен». Комплектующие узлы и агрегаты для этих автомобилей (а также грузовиков «Форд-А» и «Форд-АА») поступали в СССР для последующей сборки с конца мая 1929 года согласно контракту, подписанному с фирмой Генри Форда. Впоследствии они получили обозначения Д-13 (на шасси “Форд”) и Д-9 (на шасси “Мореланд”). “Девятку”, исходя из её особенностей, теперь относили к тяжелым бронеавтомобилям.

Бронеавтомобиль Д-13 был построен по традиционной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя ведущими задними мостами. Полностью закрытый коробчатый корпус склепывался из листов катаной стали различной толщины. Бортовые 8-мм бронелисты, устанавливались вертикально, тогда как бронировка лобовой проекции и кормы устанавливалась с рациональными углами наклона, что повышало ее пулестойкость. В целом броневая защита броневика Д-13 была противопульной и обеспечивала защиту экипажа, состоявшего из 3-4 человек, а также основных узлов и агрегатов бронемашины от поражения обыкновенными пулями, выпущенными с дистанции 80-100 метров. Для входа и выхода из машины в бортах корпуса имелись прямоугольные двери на наружных шарнирных петлях, открывавшиеся вперед по движению бронеавтомобиля.

Читать еще:  Проект 22350 - большие сторожевые корабли (многоцелевые фрегаты)

В средней части корпуса на крыше боевого отделения была установлена шестигранная коническая башня кругового вращения, позаимствованная у легкого танка МС-1. В левом лобовом листе башни была смонтирована 37-мм танковая пушка «Гочкис» с плечевым упором, а в правом — 7,62-мм пулемет ДТ. Второй такой же пулемет в шаровой установке был размещен справа в наклоненном лобовом листе корпуса. Возимый боекомплект состоял из 100 артвыстрелов и 5040 патронов к пулеметам. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели в стенках наблюдательной башенки с полусферическим куполом. Слева в отделении управления, совмещенном с боевым располагалось сиденье водителя, справа — командира машины, который должен был выполнять функции стрелка и при необходимости вести огонь из пулемета ДТ, установленного перед ним в лобовом листе корпуса. Для наблюдения за дорогой и местностью в распоряжении водителя машины имелось лобовое окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью, и смотровые щели в бортах отделения управления.

В передней части бронемашины располагался моторный отсек, в котором был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Форд», развивавший мощность 29,4 кВт (40 л.с.), что позволяло 4,14-тонному бронеавтомобилю двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 55 км/ч. С полностью заправленными топливными баками Д-13 мог пройти 130 км. В неполноприводной (6×4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами типа ГК. Передняя ось оборудовалась односкатными колесами, обе ведущие задние — двухскатными, что позволяло компенсировать возросшую нагрузку на шасси. Передние колеса были прикрыты небольшими полукруглыми крыльями обтекаемой формы, тогда как над задними колесами располагались угловатые многогранные крылья, с плоской верхней поверхностью. На передних крыльях крепились фары, обеспечивавшие движение в темное время суток. Внизу по обеим сторонам корпуса примерно посередине между первой и второй осями крепились запасные колеса. Они свободно вращались на своих осях и тем самым способствовали преодолению таких препятствий, как рвы, насыпи, канавы и т. д., не давая бронемашине сесть на днище. Средств внешней связи бронеавтомобиль Д-13 не имел.

Масса в снаряженном состоянии, кг 3800
Боевая масса, кг 4100
Экипаж, чел. 3
Колёсная формула 6х4
Базовая машина грузовой автомобиль «Форд-Тимкен»
Максимальная скорость, км/ч 55
База, мм 3200
Колея, мм:
передних колёс 1405
задних колёс 1585
Дорожный просвет, мм 254
Углы свеса, град:
передний 55
задний 63
Размер шин 6,50-20″
Преодолеваемые препятствия:
максимальный угол подъёма, град 20
максимальный угол крена, град 25
ширина рва, м 0,45
глубина брода, м 0,6
Габаритные размеры, мм:
длина 4975
ширина 1960
высота 2500
Бронирование противопульное
Средства связи нет
Двигатель карбюраторный, 4-цилиндровый
Запас хода по шоссе, км 130
Вооружение:
Артиллерийское пушка Гочкиса
Калибр, мм 37
Боекомплект, шт 100
Пулемётное пулемёт ДТ обр.1929 г.
Калибр, мм 7,62
Количество, шт 2
Боекомплект, шт 5040
Прицельная дальность, м 1000
Скорострельность, выстр/мин 600

Советские средние бронеавтомобили БА-И, БА-3, БА-6

Бронеавтомобиль БА-И, так же называемый «Бронеавтомобиль Ижорский», стал первой моделью класса средних бронеавтомобилей. Выпускался в начале 1930-х годов и принимал участие в Великой Отечественной войне. В основе лежало шасси «Форд-Тимкен»» затем его поменяли на ГАЗ-ААА. Практика эксплуатации первого советского бронеавтомобиля БА-27 показала, что двухосная ходовая часть оказывает слишком высокое давление на грунт, в связи с чем динамические характеристики машины падают, и снижается проходимость. Возникла необходимость применения трех осей, то есть колесной формулы 6х4. Такая конструкция обеспечивала лучшую проходимость и давала возможность улучшить бронирование и вооружение.

Читать еще:  Фотографии Тесак пехотный солдатский обр. 1798 г.

В первой половине 1930-х грузовики Форд-Тимкен сыграли важную роль в моторизации Красной армии. Почти все они поступали в РККА, где стали первыми автомобилями повышенной проходимости и тягачами полевой артиллерии, служили для монтажа боевых систем, первого автокрана, походной зарядной станции и химической машины. Позднее был изготовлен советский аналог, который назывался ГАЗ-ААА.

Очень важным стало использование специально доработанных вариантов шасси для создания целого семейства бронеавтомобилей среднего класса, послуживших основой будущих серийных бронемашин на шасси ГАЗ-ААА. Первым советским броневиком серийного производства стал бронеавтомобиль БА — И (бронеавтомобиль Ижорский) на укороченном шасси Форд-Тимкен, созданный в КБ Ижорского завода и оборудованный сварным корпусом и башней с 37-мм пушкой и двумя пулеметами.

Бронекорпус имел сложную конфигурацию и собирался из листовой брони толщиной от 4 до 8 мм с помощью сварки, что было прогрессивным решением. Для повышения жесткости на соединительные швы наваривались дополнительные уголки из броневой стали. Корпус бронеавтомобиля БА-И имел ступенчатую форму — крыша корпуса отделения управления была выше, чем боевого отделения — это позволило снизить общую высоту машины. Бронекорпус крепился к шасси в десяти местах. Заднюю часть шасси Форд-Тимкен обрезали на 400 мм, корпус БА — И оснастили тремя дверями. Две из них находились по бортам, а одна в кормовой части. Для наблюдения за дорогой у водителя имелся откидывающийся люк, оснащенный смотровыми щелями. Над пулеметчиком и механиком-водителем был установлен люк, предназначавшийся для вентилирования машины и контроля за воздухом. Командир бронемашины находился в башне, на брезентовом сидении.

На вооружении у БА — И имелась 37 мм пушка Гочкиса и 7,62 мм пулемет в цилиндрической башне, а также пулемет на переднем листе корпуса. Боекомплект располагался в брезентовых карманах в башне и в стеллажах в боевом отделении, под полом в ящиках — инструменты и запчасти для вооружения. Бронеавтомобиль оснащался двигателем «Форд модель АА» мощностью 40 л.с. и коробкой передач с демультипликатором. Передок корпуса имел жалюзи для охлаждения радиатора. Раму шасси усилили при помощи добавочной поперечины, а передние рессоры при помощи дополнительных листов. Электрооборудование БА — И однопроводное, напряжением 6 В. Источником электричества служила аккумуляторная батарея емкостью 80 А/часов и генератор мощностью 100 Ватт. Бронеавтомобиль имел следующие характеристики — длина корпуса 4,775 метра, ширина 2,0 метра, высота 2,37 метра, база 3,412 метра, колея 1,405 метра передняя, 1,42 метра задняя, клиренс 254 мм. Скорость по шоссе 75 км/час, по пересеченной местности 29 км/час, запас хода по шоссе 140 км, по пересеченной местности 110 км. Вес 3860 кг. Колесная формула 6 × 4. Подвеска зависимая, на листовых рессорах. Преодолеваемый подъем 20 градусов, преодолеваемый ров 0,6 метра. Всего было выпущено 109 бронеавтомобилей БА — И. К 1938 году высокая изношенность шасси Форд-Тимкен привела к необходимости модернизации. Ходовую часть ГАЗ-ААА укоротили в кормовой части на 300 мм и усилили шасси, а также установили дополнительный топливный бак. В новом шасси использовались пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Бронекорпуса БА-И установили на новые шасси. В результате модернизации бронеавтомобиль незначительно потяжелел, однако сохранил прежние ходовые качества — снизилась максимальная скорость, но запас хода увеличился до 286 км по шоссе и 174 по пересеченной местности. Модернизированный бронеавтомобиль получил обозначение БАИ-М. Серьезным недостатком бронеавтомобиля БА-И являлось отсутствие щелей для отвода горячего воздуха из моторного отделения. При охлаждении радиатора поток горячего воздуха устремлялся в кабину бронеавтомобиля, и было не страшно, если смотровые люки в лобовом бронелисте, дверях и крыше были открыты. Но в боевой обстановке при закрытых люках внутри бронеавтомобиля температура повышалась до 50 градусов, и это было тяжело для экипажа. Эту проблему решили на следующих типах бронеавтомобилей БА-3 и БА-6, выполнив по бортам моторного отделения специальные щели для отвода горячего воздуха от мотора.

Читать еще:  Исторические сведения Проект 677 «Лада» - дизель-электрические подводные лодки типа «Санкт-Петербург»

На удлиненном шасси Форд-Тимкен Ижорский завод серийно выпускал пушечную бронемашину БА-3 с корпусом из катаной стали, полноповоротной башней от танка Т-26 с 45 мм пушкой и двумя пулеметами. Съемные гусеницы хранились на задних крыльях и надевались на ведущие колеса за 10 — 15 минут. Машин БА-3 собрали 174 штуки.

В 1935 году на заводе ГАЗ был налажен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод разработал новый броневик на основе БА-3, получивший обозначение БА-6. Никаких отличий в корпусе и вооружении БА-6 не имел и отличить его от БА-3 можно только по увеличенной до 1940 мм ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. На БА-6 впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Вес бронеавтомобиля БА-6 удалось уменьшить до 5120 кг. Главное отличие БА-6 это использование отечественного карбюраторного двигателя ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.

Бронеавтомобиль БА-6 имел следующие характеристики — длина 4,9 метра, ширина 2,07 метра, высота 2,36 метра. Толщина брони лоб 8 мм, борт 8 мм, башня 8 мм. Экипаж 4 человека Дальность хода 190 км, максимальная скорость 43 км/час. Вес 5120 кг. Вооружение 45 мм пушка, два 7,62 мм пулемета ДТ (Дегтярева танковый). В 1936 году появился модернизированный броневик БА-6М, отличавшийся от базового бронеавтомобиля башней, толщиной брони 10 мм, установкой радиостанции и двигателем ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.. Всего было выпущено около 400 броневиков БА-6.

Железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-6ЖД получался при переходе с колесного хода на рельсовый, на переднем и заднем мостах вместо колес устанавливались железнодорожные скаты, а рулевое управление блокировалось. БА-6ЖД развивал по железной дороге скорость до 55 км/час.

Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. Три мотоброневые бригады, численностью по 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей каждая, принимали участие в боях с японскими войсками у реки Халхин-Гол и зарекомендовали себя с лучшей стороны. Мой дед Дорошенко Андрей Никитич, участвовавший в звании капитана в боях на реке Халхин-Гол в составе 11-й танковой бригады, рассказывал, что бронеавтомобили БА-3 и БА-6 очень успешно дрались с японскими танками и артиллерией, имея танковую башню с пушкой калибра 45 мм. В период с 1936 по 1938 годы в Испанию было поставлено 7 бронеавтомобилей БА — И и 80 БА-6, и БА-6 успешно боролись с танками противника. В боях под Мадридом огнем пушек бронеавтомобилей БА-6 было уничтожено несколько танков. Уцелевшие броневики служили в Испании до 1950-х годов. Поставлялись эти машины в Турцию (БА-3), Монголию — бронедивизионы входили в состав монгольских кавалерийских дивизий и также участвовали в боях с японцами на реке Халхин-Гол. Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 принимали участие в Польском походе 1939 года, в Советско-Финской войне (финны захватили несколько БА-6 и эксплуатировали их до середины 1950-х годов) и в Великой Отечественной войне, на фронтах они применялись до 1942 года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector