0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки БТР-90 «Росток» — бронетранспортёр

Бронетранспортер БТР-90 «Росток»

Модель бронетранспортера БТР-90 «Росток», выполненная Олегом Ковалевым

История создания бронетранспортера БТР-90 «Росток»

Российский бронетранспортер БТР-90 «Росток» был создан в 1994 году и представлял собой дальнейшее развитие советских бронемашин с колесной формулой 8х8 (БТР-60, БТР-70, БТР-80) предназначенных для доставки пехоты к полю боя и её непосредственной огневой поддержки. По сравнению с предшественниками, машина получила значительно усиленное бронирование (броня не пробивается 14,5-мм пулями), мощное вооружение (включая противотанковые ракеты), мощный двигатель. Также значительно увеличились габариты и весовые показатели бронетранспортера.

Можно сказать, что модель БТР-90 это вершина развития той концепции, что была заложена ещё полвека назад в конструкции БТР-60. Хорошо защищенный, мощный, к тому же впервые оснащенный бортовой информационно-управляющей системой, позволяющей осуществлять эффективное автоматизированное управление трансмиссией и двигателем, контроль и диагностику жизненно важных систем машины. Одним словом — бронетранспортер в том виде, в каком он и задумывался изначально.

Чертеж бронетранспортера БТР-90 «Росток»

Однако, БТР-90 «Росток» пришелся явно не ко времени. Долгое время армии было просто не до новой машины, так что впервые показанный публике в 1994 году, он прошел госиспытания только в 2004 году! Дальше больше — в 2008 году БТР-90 «Росток» был принят на вооружение России, в войска поступила установочная партия новых машин, а на 2011 год было назначено начало серийного производства… И вдруг, оказалось, что новая машина армии не особо и нужна. За 20 лет изменилось представление о конфликтах будущего, и как следствие — о концепции такого средства вооружения, как бронетранспортер.

Согласно последним представлениям, компоновка БТР-90 с задним расположением двигателя может считаться устаревшей и требует переработки. Однако, естественно, что такой замечательный образчик военной техники как «Росток» глупо было бы просто взять и выбросить, перечеркнув, таким образом всю проделанную работу. Скорее всего в настоящий момент проект не закрыт, а находится в стадии концептуального изменения, и что из этого выйдет, покажет время.

Бронетранспортер БТР-90 Росток

Бронетранспортер БТР-90 произведен по заказу Министерства Обороны и является совместным изобретением отдела серийных автомобилей управления конструкторских и экспериментальных работ ОАО «ГАЗ» и Арзамасского машиностроительного завода. Данная машина имеет корни, растущие от хорошо себя зарекомендовавших серий 8-миколесных БТР (60, 70, 80). Исходя из этого, схема БТР-90 не сильно изменилась. Компоновка бронетранспортера включает двигатель с 2-мя водометными движителями в задней части боевой машины, колесная формула 8х8, обширное десантное отделение.

Читать еще:  Рисунки Кортик морской офицерский наградной обр. 1853 г.

Особенности БТР-90 заключаются в его вооружении, подобное БМП-2. Башня несет ПТРК «Конкурс», гранатомет АГ-17; 7,62-мм пулемет ПКТ и, конечно, 30-мм автоматическую пушку 2А42. Увеличение боевых возможностей БТР-90 позволило ему вести борьбу с танками на дистанциях до 4 км, эффективно противодействовать летательным аппаратам и легкой бронетехнике на расстоянии до 2,5 км. Стоит заметить, что перспективная платформа бронетранспортера (грузоподъемность — 7 т) вполне может быть использована для создания на его основе транспортабельной боевой машины со 120-мм танковой пушкой, мобильного ЗРК или ПТРК.

БТР-90 наделен уникальной трансмиссией, которая увеличивает его маневренность. Помимо движения по земле, боевая машина способна плыть, двигаясь над водной гладью, либо в шторм до 3-х баллов.

К разработке шасси БТР-90 подошли с особенной тщательностью. На фоне мощного 510-сильного многотопливного дизельного двигателя с турбонаддувом потрясающая подвижность не кажется такой уж фантастикой. Универсальная торсионная подвеска колес на поперечных рычагах за счет большого хода, широкопрофильных шин с системой централизованного регулирования давления воздуха и энергоемких телескопических гидроамортизаторов дает бронетранспортеру возможность ехать больше 50 км/ч — по труднопроходимой местности и со скоростью 100 км/ч по шоссе. Машина способна передвигаться в случае пробития 4-х колес.

На БТР-90 использована универсальная конструкция трансмиссии. Силы от двигателя в гидромеханической коробке передач переходят, посредством дифференциальной системы, на 2 параллельных потока по бортам бронетранспортера. За счёт гидрообъемной передачи обеспечивается потребная разность скоростей вращения четырех передних управляемых колес по бортам, что ведет к повороту машины.

Несмотря на относительно большой вес (около 21 т), машина может без предварительной подготовки преодолевать водные преграды благодаря установке двух водометных движителей. Как показали испытания в морских условиях, при волнении до трех баллов машина способна плавать, а также уверенно с воды входить на десантный корабль и выходить из него.

БТР-90 — первый из бронетранспортеров, который может оснащаться бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), позволяющей осуществлять эффективное автоматизированное управление трансмиссией и двигателем, контроль и диагностику жизненно важных систем машины.

Двухместное боевое отделение служит пристанищем командир и наводчика-оператора. Оно стабилизировано в 2-х плоскостях. Таким образом, БТР способен вести огонь в движении, не зависимо от рельефа местности.

В машине имеется дневной командирский прицел 1П-13, а также комбинированный прицел БПКЗ-42 оператора. По требованию заказчика прицельное оборудование наводчика может быть заменено на прицелом типа БПК-М с тепловизором французской фирмы «SAT».

Не без внимания остались и вопросы обеспечения защиты экипажа. БТР-90 снабжен комплексом коллективной защиты от оружия массового поражения. На БТР монтированы системы коллективной защиты десанта (10 чел.) от ударной волны и действия радиации, от проникновения бактериальных средств, радиоактивной пыли, ядов во время использования БТР на зараженной местности. Естественно, экипаж находится в безопасности от осколков снарядов и пуль крупнокалиберных пулеметов. В случае крайней необходимости машина может быть оборудована дополнительным бронированием, включающей элементы реактивной брони и пассивной защиты.

Читать еще:  Боевое применение Кортик почтальонский обр. 1820 г.

БТР-90 – «Росток», который никак не вырастет

Бронетранспортёры в СССР проектировали и строили сразу после Великой Отечественной, так как было признано, что такая машина действительно нужна. И у англичан, и в США они уже были на вооружении. Но только в 1960-е годы, с появлением БТР-60, сформировался облик классического советского бронетранспортёра. Восьмиколёсные плавающие машины с характерным «клювом» носовой части стали прочно ассоциироваться с советскими мотострелками.

До 1990-х годов успели принять на вооружение три поколения таких бронемашин. А уже в первые годы существования Российской Федерации появился, возможно, самый совершенный бронетранспортёр такого типа – БТР-90. Однако его судьба оказалась не очень-то счастливой, несмотря на положительные отзывы.

Описание устройства

Размещение узлов и агрегатов у нового бронетранспортёра осталось традиционным. В дальнейшем это сыграет отрицательную роль, но об этом позже. Итак, моторно-трансмиссионное отделение БТР-90 находится в корме, там же расположены и топливные баки. Это обеспечивает пониженную уязвимость двигателя. При этом, однако, становится невозможной посада и высадка стрелков через корму. А этот способ в настоящее время считается самым безопасным.

О бронировании подробно не сообщалось, за исключением заявлений о применении бронелистов увеличенной толщины. При этом наибольшая толщина брони предшествующего БТР-80 достигала 10 мм. А современные бронебойные пули типа М993 калибра 7.62мм имеют заявленную пробиваемость до 18мм брони.

Вероятно, заявления о надёжной защите от огня крупнокалиберных пулемётов следует считать преувеличением или речь в этом случае шла не о бронебойных пулях. Есть сведения о том, что толщина лба башни у БТР-90 «Росток» составляет 23мм. А пули NM173 калибра 12.7мм должны пробивать броню толщиной 22мм на дистанции до 900м.

Для повышения живучести при подрыве на минах днище бронетранспортёра изменили, сделав V-образным. Учитывая то, насколько популярными в начале 21-го века стали «миноустойчивые» бронеавтомобили – это было очень удачное и своевременное решение. Заслуживает внимания и то, что лобовой лист БТР-90 состоял из одной детали, а лобовые люки и ветровые стёкла были упразднены.

Как и на прежних машинах, десант попадает в броневик через бортовые люки между вторым и третьим колёсами.

Дополнительно имеются два люка в крыше, позади башни. Сохранены бортовые амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из стрелкового оружия. Они закрываются герметично заслонками.

Традиционно советские и российские бронетранспортёры выпускались оснащёнными крупнокалиберным пулемётом КПВТ и спаренным с ним ПКТ. Вооружение БТР-90 стало гораздо мощнее. «Базовая комплектация», известная под именем БТР-90 «Росток» имеет автоматическую пушку калибра 30мм и 7.62мм пулемёт, автоматический гранатомёт АГС-17 и противотанковые ракеты «Конкурс». Такое количество средств поражения несёт не всякая БМП. А двухплоскостной стабилизатор позволяет БТР эффективно вести огонь в движении.

Читать еще:  Модификации МиГ-27 - истребитель-бомбардировщик

Ещё сильнее вооружён БТР-90 «Бережок». Автоматический гранатомёт у этой модификации заменён более современным и лёгким АГС-30, а ракетное вооружение усилено за счёт установки ПТРК «Корнет» с наведением по лучу лазера. Помимо этого, наводчик «Бережка» получил в своё распоряжение тепловизор и систему управления огнём с автоматическим баллистическим вычислителем.

Наконец, БТР-90М оснащённый боевым модулем «Бахча», по вооружению аналогичен БМП-3. Автоматическая пушка и 7.62мм пулемёт дополнены орудием калибра 100мм. Оно ведёт огонь осколочно-фугасными снарядами, а для поражения бронетехники запускает через ствол управляемые ракеты «Аркан». В состав дополнительного вооружения БТР-90 входят дымовые гранатомёты калибра 81мм – шесть установок размещены на бортах башни.

Экипаж бронетранспортёра БТР-90 разместился иначе, чем на предыдущих БТР. Ранее командир машины сидел на правом переднем сиденье, рядом с механиком-водителем, а башня была одноместной. Теперь командир и наводчик сидят в двухместной башне, слева и справа. Сиденье рядом с водителем отвели старшему стрелку.

Водитель, лишившись лобового стекла, в небоевых условиях наблюдает за обстановкой дороге из люка, подняв сиденье.

В бою он пользуется пятью перископами. За боевым модулем – отсек для десанта, в нём установлены травмозащитные сиденья для семи стрелков. Для защиты солдат при подрыве на минах сиденья подвешены к бортам.

БТР-80 оснащался обычным «Камазовским» восьмицилиндровым дизелем, мощностью 210 л.с. А вот «сердцем» БТР-90 стал шестицилиндровый оппозитный двигатель 2В-06, впервые примененный на БМД-3. Его мощность довели до 510 л.с. – это вдвое больше, чем у предшественника. Ничего удивительного в том, что при возросшей массе «девяностый» стал даже подвижнее. Хотя расход топлива возрос до ста литров на сто километров движения по трассе, однако, общий запас хода тоже стал выше.

Традиционная коробка передач с ручным переключением уступила место гидромеханической. А главным новшеством стало введение в трансмиссию гидрообъёмной передачи. Она даёт возможность вращать колёса с разной скоростью, разворачивая бронетранспортёр буквально на месте.

Изменилась конструкция водомётного движителя. Вместо одного водомёта, установленного по центру корпуса в корме, у БТР-90 их стало два – снаружи бортов. Винты у водомётов трёхлопастные. Подвеска осталась независимой торсионной, с гидравлическими амортизаторами и системой регулировки давления в шинах.

БТР-90 стал первой российской колёсной боевой машиной, на которую установили бортовую информационно-управляющую систему.

Помимо этого, бронетранспортёр имеет усовершенствованную защиту от оружия массового поражения.

Тактико-технические характеристики БТР-90 и аналогов

Сравним по основным параметрам «Росток», заменивший его БТР-82, достаточно популярный финский БТР Patria и применяемый в войсках США М1126 Stryker.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector