1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки А-40 (Бе-42) — многоцелевой самолет-амфибия

Минобороны возрождает проект самолёта-амфибии А-42 «Альбатрос»

Самый большой в мире самолет-амфибия А-42 «Альбатрос» все-таки будет принят на вооружение, правда в модернизированном виде. Принципиальное решение о возобновлении производства «летающих лодок» уже принято. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на источники в Минобороны и авиационной отрасли.

Министерство обороны приняло решение возобновить производство самого большого самолета-амфибии в мире. В настоящее время в военном ведомстве формируют тактико-технические требования к проекту, работа находится на заключительном этапе. Основная задача — создание противолодочного и спасательного самолета. Точные сроки начала работ по созданию обновленного «Альбатроса» не называются, но в ВМФ РФ уже заявили о намерении закупить на первом этапе три обновленных самолета-амфибии.

В начале 1990 г. Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева (ТАНТК) получил задачу в кратчайшие сроки разработать и построить поисково-спасательный самолет-амфибию А-42 для проведения спасательных операций в ближней и средней зонах морей и океанов, прилегающих к территории СССР. Причиной этого послужила гибель в Норвежском море атомной подводной лодки Северного флота К278, больше известной как «Комсомолец», и 42 подводников из ее экипажа. Предполагалось, что новый самолет-амфибия А-42 будет использоваться для эвакуации экипажей терпящих бедствие подводных лодок и надводных кораблей. Тем же заданием предусматривалось создание патрульного варианта — А-44.

Поисково-спасательный вариант А-42, отличается от противолодочного большими бортовыми люками в носовой и хвостовой части лодки, позволяющим спустить моторную лодку и принять на борт пострадавших. Для оказания срочной медицинской помощи на самолете имелся специальный отсек с операционной, оснащенной современным оборудованием. Самолет мог принять на борт 53 человека. Для решения основных задач поиска и обнаружения на А-42 предполагалось установить специальное радиотехническое оборудование: радиолокационную систему поиска, оптико-телевизионную систему, фоторегистрирующую аппаратуру, пилотажно-навигационный комплекс «Верба», бортовой комплекс связи, мощный прожектор для работы ночью. Прицельное сбрасывание спасательных контейнеров обеспечивалось РЛС и оптическим прицелом.

Несмотря на высший приоритет по данному проекту, работы шли крайне тяжело в связи с начинавшимся развалом оборонного комплекса, а затем и страны. Поэтому в 1993 г., из-за перебоев, а потом и прекращения финансирования, было принято решение о закрытии проекта А-44 и создании единого самолета А-42/44. При этом учитывалась высокая степень унификации обеих машин. Изготовление опытного А-42 было приостановлено в 1993 г., при 80% готовности.

Модернизация и обновление

По имеющейся информации, в ходе обновления проекта «Альбатроса», на него установят новую радиолокационную систему поиска, включающую обзорно-прицельную РЛС, тепло-телевизионное оборудование, пилотажно-навигационный комплекс, в который входит аппаратура измерения параметров морской волны и новый бортовой комплекс связи. Планируется замена двигателей на два винтовентиляторных Д-27, что приведет к увеличению дальности полета до 9,3 тыс. км. Кроме того, новый самолет в обязательном порядке оборудуют системой дозаправки в воздухе.

Планируется, что новый «Альбатрос» будет способен вести воздушную и радиотехническую разведку по обнаружению, опознанию и отслеживанию надводных, подводных и береговых целей и определению их координат. Новый А-42 сможет ставить минные заграждения, применять авиационные средства гидроакустического противодействия, а также бортовое оружие. Кроме того, он имеет возможность вести поиск субмарин «на плаву» с использованием опускаемого гидроакустического модуля.

Читать еще:  Боевое применение ОЦ-23 "Дротик" - пистолет

Немного о планах

О возрождении проекта самой большой летающей лодки в интересах Военно-морского флота России заявлялось уже не раз. В частности, в 2008 году военные планировали возобновить проект разработки «Альбатроса» в качестве универсального транспортного, спасательного и противолодочного самолета. В 2016 году в рамках программы обновления парка морской авиации Черноморского флота, планировалась замена всех гидросамолетов Бе-12 «Чайка» на самолеты-амфибии А-40 «Альбатрос». При этом обновление должно было закончится в 2020 году. Однако ни в том, ни в этом случае, проект так и не был возрожден. В тоже время российский флот очень нуждается в надежном самолета-амфибии, способном выполнять функции как противолодочного, так и поисково-спасательного самолета.

Необходимо отметить, что в настоящее время самым большим самолетом-амфибией владеет Китай, который разработал и построил крупнейший гидросамолет AG600. Разработка велась с 2010 года, в настоящее время он проходит летные испытания. Длина китайского самолета-амфибии составляет 37 метров, а размах крыла — 38,8 метра. Максимальная взлетная масса самолета составляет 53,5 тонны. Гидросамолет может выполнять полеты на расстояние до пяти тысяч километров. AG600 способен перевозить до 50 человек и выполнять полеты на скорости до 570 километров в час.

Будем надеяться, что на этот раз и у России все получится, и обновленный «Альбатрос» всерьез и надолго займет свое место в строю морской авиации ВМФ РФ.

Л-42. Технические характеристики. Фото.

Л-42 – многоцелевой двухмоторный самолёт-амфибия, спроектированный в 2005 году российской авиастроительной компанией ООО «Самолётостроительная компания «Чайка»».

Самолёт Л-42

Российский многоцелевой самолёт-амфибия Л-42 стал проектироваться самарскими авиастроителями в начале 2000-х годов, при этом, новый летательный аппарат предполагалось использовать в различных сферах и секторах гражданской авиации. Это воздушное судно как нельзя лучше приспособлено под перевозку на своём борту небольшого количества пассажиров и грузов, что позволяет применяться его не только в качестве частного самолёта, но и в качестве коммерческого воздушного средства.

Несмотря на тот факт, что самолёт модели Л-42 всё же был запущен в серийное производство, первоначальный вариант этого летательного аппарата всё же позиционируется как экспериментальный опытный образец, который впоследствии претерпел ряд значимых изменений, причём, относится это как к конструкторской части, так и в технической, что обеспечило воздушному судну большую популяризацию и привело к наращиванию производственных мощностей.

Самолёт-амфибия Л-42

Самолёт Л-42 обладает относительно небольшими габаритами фюзеляжа, что обеспечивает ему хорошую управляемость и приемлемую манёвренность, что в свою очередь определённым образом оказывает также влияние и на безопасность производимых перелётов.

Первый полёт многоцелевого самолёта-амфибии модели Л-42 состоялся в 2005 году, и по причине того, что летательный аппарат полностью завершил все необходимые тесты, проект был признан успешным и уже в том же году самолёт отправили в серийный выпуск, который продолжается и по сегодняшний день, что обусловлено главным образом наличием потребности.

Самолёт самолёта Л-42

Российский самолёт-амфибия Л-42 способен осуществлять перевозку на своём борту до четырёх человек, включая экипаж состоящий из 1-2 человек (допускается управление самолётом при наличии всего лишь одного пилота) и 2-3 пассажиров, что в том числе, обеспечивает самолёт возможность применения в коммерческом секторе, например в качестве аэротакси, в качестве туристического самолёта и пр. На борту летательного аппарата Л-42 имеется достаточно места и для размещения небольшого количества груза, что также в свою очередь нашло весьма значимое применение этому многоцелевому воздушному судну.

Читать еще:  2С23 «Нона-СВК» - 120-мм самоходное орудие

Силовая установка многоцелевого самолёта-амфибии состоит из двух поршневых четырёхцилиндровых двигателей марки Rotax 912ULS, каждый из который обладает собственной тягой в 100 л.с. Достаточно мощная силовая установка позволяет самолёту развивать скорость в 210 кмч. (максимальный показатель) при этом, максимальная дальность полёта модели Л-42 составляет 1100 километров.

Помимо базовой версии, самарские авиастроители осуществили также выпуск и модернизированного варианта самолёта-амфибии – модель Л-42М обладает улучшенной аэродинамикой, улучшенными эксплуатационными качествами и повышенными показателями скорости и дальности полёта.

Технические характеристики Л-42.

  • Экипаж: 1-2 человека;
  • Пассажировместимость: 2-3 человека;
  • Длина самолёта: 8,9 м.;
  • Размах крыльев: 14 м.;
  • Высота самолёта: 2,6 м. (В зависимости от модификации);
  • Масса пустого самолёта: 700 кг. (В зависимости от модификации);
  • Полезная нагрузка: 600 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 1300 кг.;
  • Крейсерская скорость: 180 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 220 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 1600 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 4100 м.;
  • Тип авиадвигателя: поршневой;
  • Силовая установка: 2 x Rotax 912ULS;
  • Мощность: 2 x 100 л.с.

Самолет А-40 (Бе-42) «Альбатрос» — краткий обзор и характеристики

Одним из наиболее известных гидросамолётов Советского Союза является А-40 «Альбатрос» (он же Бе-42). Это – многоцелевой самолёт-амфибия, созданный таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) им. Бериева и планировавшийся как замена гидросамолёту Бе-12. Кодовое обозначение НАТО: «Mermaid» («Русалка»).

Конструктивно самолёт А-40 представляет собой высокоплан. Стреловидность крыла умеренная. Хвостовое оперение самолёта Т-образное. Фактически А-40 является «летающей лодкой» благодаря конструкции корпуса, позволяющей ему оставаться на плаву. Также для эксплуатации с суши А-40 имеет шасси с тремя стойками; для эксплуатации с водных поверхностей самолёт имеет специальные поплавки, установленные под крылом. Благодаря водяному рулю, установленному в хвосте самолёта, «Альбатрос» обладает хорошей устойчивостью на воде.

Лётно-технические характеристики самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос»:

  • Экипаж: 4-8 человек
  • Длина: 45,70 м
  • Размах крыла: 42,50 м
  • Высота: 11,07 м
  • Площадь крыла: 200 м²
  • Масса пустого: 44 000 кг
  • Масса снаряжённого: 51 000 кг
  • Нормальная взлетная масса: 86 000 кг
  • Максимальная взлетная масса: 90 000 кг
  • Масса полезной нагрузки: 10 000 кг
  • Масса топлива: 35 000 кг
  • Двигатели:
    • основные: 2× ТРДД Д-30ТКПВ
    • взлётные: 2× ТРД РД-60К
  • Тяга:
    • основные: 2× 117,68 кН
    • взлётные: 2× 24,52 кН
  • Максимальная скорость: 800 км/ч
  • Крейсерская скорость: 720 км/ч
  • Практическая дальность: 4 000 км
  • Перегоночная дальность: 5 500 км
  • Продолжительность патрулирования: 12 ч
  • Практический потолок: 13 000 м
  • Эксплуатационная высота полёта: 8 000 м
  • Длина разбега: 1000/2000 м (суша/вода)
  • Длина пробега: 700/900 м (суша/вода)
  • Нагрузка на крыло: 430 кг/м²
  • Аэродинамическое качество: 16-17
  • Мореходность (высота волны): 2,2 м
  • Вооружение:
    • Боевая нагрузка: 6 500 кг различного вооружения:
    • гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины
    • 3 торпеды «Орлан» или
    • 4 «Коршун» или
    • 4 противолодочные ракеты АПР-2 «Ястреб» или
    • 6 торпед АПР-3 «Орёл»

История создания и эксплуатации А-40 Альбатрос

Разработка самолёта-амфибии А-40 (или Бе-42) «Альбатрос» началась в 1972 году, когда конструктора ТАНТК им. Бериева (в то время это был ТМЗ – таганрогский машиностроительный завод) начали работы над созданием гидросамолёта, способного заменить Бе-12. Однако в это время в руководстве Вооружёнными Силами СССР и флотом начался конфликт мнений. Так, часть военачальников утверждала, что гидросамолёты флоту нужны ввиду их особенностей, позволяющих выполнять специфические задачи. Другая часть военных считала, что все задачи, возлагаемые на самолёты-амфибии, могут успешно выполняться и авиацией наземного базирования (например, дальним противолодочным самолётом Ту-142).

Читать еще:  Модификации А-222 «Берег» - 130-мм самоходный артиллерийский комплекс

Тем не менее, в результате упорной борьбы конструкторов и инженеров ТАНТК им. Бериева за будущее самолёта, названного изделием «В», разработка модели продолжалась. Лишь в 1983 году рабочие чертежи нового гидросамолёта А-40 (Бе-42) были переданы производителю, и произошла закладка первого самолёта.

В сентябре 1986 года первый самолёт-амфибия А-40 (названный изделием «В1») был выведен из цеха. В том же году начались и испытания новой модели, а 8 декабря А-40 совершил свой первый полёт. Следует отметить, что первый полёт самолёта с водной поверхности был осуществлён лишь почти через год – в начале ноября 1987 года. Однако взлёт самолёта с воды показал продольную неустойчивость корпуса, в связи с чем конструктора в экстренном порядке начали работы по устранению проблемы. Ещё одной причиной, по которой полёты самолёта А-40 (Бе-42) с воды были прекращены до весны 1988 года, было то, что Таганрогский залив замёрз на зимнее время. Благодаря оперативной и продуктивной работе советских инженеров, на испытаниях с воды в 1988 году самолёт показал лучшую устойчивость и управляемость.

Первое «публичное» появление самолёта-амфибии А-40 произошло в 1989 году на выставке в Тушино. Был произведён и полёт машины, демонстрирующий её лётные качества. Второй образец А-40 «Альбатрос» был выпущен в конце того же 1989 года и сразу передан для испытаний. В 1991 году А-40 (Бе-42) «Альбатрос» был впервые показан за рубежом. Так, на авиасалоне в Ле-Бурже гидросамолёт буквально «взорвал» публику, вызвав огромный интерес и ажиотаж.

Всё изменилось в 1992 году. После развала Советского Союза разработка А-40 была прекращена, а самолётом заинтересовались страны-члены НАТО. Такой интерес легко объяснить – ведь гидросамолёт практически не имел аналогов в мире и считался лучшим в своём классе. Тем не менее, неоднократно объявлялось, что работы над проектом продолжатся. На деле же ничего так и не менялось.

Лишь в 2012 году было объявлено о закрытии проекта. Казалось, история А-40 (Бе-42) закончилась, но 2020 год принёс новые известия: к 2020 году планируется полностью заменить парк самолётов-амфибий Бе-12 на новые А-40 «Альбатрос». Перевооружение затянулось почти на 50 лет.

Достоинства и недостатки А-40 «Альбатрос»

Основным достоинством А-40 как гидросамолёта является удобное расположение его крыла (высокоплан), а также наличие всего необходимого обрудования для эксплуатации не только с суши (трёхстоечное шасси), но и с воды (поплавки и водяной руль). «Детские» болезни в конструкции и оборудовании самолёта фактически были устранены в ходе испытаний во второй половине 80-х годов.

Тем не менее, ввиду почти 20-летнего простоя, конструкторам придётся снова осваивать производство этой сложной машины, изучать её проблемы и особенности, что не может не сказаться на темпе производства самолёта, особенно в ближайшие годы. Впрочем, это недостаток не машины, а политических решений, принятых в 90-х.

Заключение

На сегодняшний день А-40 «Альбатрос» является одной из наиболее перспективных отечественных моделей самолётов-амфибий. Его лётно-технические характеристики до сих пор находятся на уровне мировых стандартов, не говоря уже о далёких 80-х годах ХХ века, когда этот самолёт был поистине прорывом. Можно с уверенность сказать, что гидросамолёт А-40 (Бе-42) «Альбатрос» – поистине гордость отечественного авиастроения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector