Рисунки А-222 «Берег» — 130-мм самоходный артиллерийский комплекс
Береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег»
Многие военные изделия в нашей стране в свое время буквально «пробивали» себе дорогу для того, чтобы встать на вооружение и защищать родину. Исключением не стал и небезызвестный «многострадальный» 130-мм береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег». С одной стороны, такой жесткий подход со стороны Минобороны России к выбору оружия – правильный. Он рождает здоровую конкуренцию, не дает предприятиям расслабляться ни на минуту, стимулирует всегда быть первыми, лучшими в своей области.
• Однако, некоторые, совершенно достойные, образцы были в свое время на грани краха… И, в частности, российские берега могли остаться и без столь достойной защиты, которую им теперь обеспечивает этот артиллерийский комплекс.
• Баллистика и боеприпасы у данной артиллерийской системы аналогичные с однокалиберной корабельной артустановкой. Но, в отличие от своего корабельного «родственника» комплекс оснащен мощным дульным тормозом. Причем, практически не в ущерб своей скорострельности.
• Все машины комплекса А-222 «Берег» смонтированы на однотипных шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. Применение колесных шасси позволило повысить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза – гарантийный пробег машин комплекса по сравнению с гусеничными шасси. Запас хода по топливу 850 километров.
• Представители минского завода-изготовителя также приняли участие в решающем этапе подготовки к испытаниям. Система управления огнем обеспечивает круговой или в заданном секторе радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток. Система не дает сбоев даже при условии применения противником активных помех и уверенно сопровождает одновременно до четырёх целей.
• После поражения цели, система управления способна мгновенно перенести огонь на следующий сопровождаемый объект. Привести в боевую готовность «Берег» вполне возможно за 3 минуты. Живучесть в бою достигается за счет автономного управления каждой артустановкой. Помимо артиллерийских установок и центрального поста в состав батареи входит машина обеспечения боевого дежурства. Машина оснащена навигационной аппаратурой, в ней располагаются две комнаты отдыха личного состава, кухня, столовая. Запасы продуктов, топлива, воды позволяют личному составу 7 суток действовать автономно.
Возможности
Комплекс обеспечивает:
— скрытое перемещение на боевую неподготовленную позицию с рассредоточением на позиции до двух километров;
— эффективную стрельбу по высокоскоростным, манёвренным морским целям на дальностях до 20 км с выработкой параметров черырёх целей и ведением одновременной стрельбы по двум целям в любой комбинации артиллерийских установок, а также стрельбу по наземным целям;
— слежение за морскими целями и корректировку огня приборами системы управления огнём центрального поста;
— самостоятельное выполнение боевых задач отдельными артиллерийскими установками;
— боевое дежурство в автономном режиме до 7 суток.
Состав
Составными частями комплекса являются:
— центральный пост (ЦП), обеспечивающий наведение орудий и производство залпа;
— 130-мм самоходные артиллерийские установки, организационно сведённые в артиллерийскую батарею (6-8 самоходный установок);
— машины обеспечения боевого дежурства (МОБД), предназначенные для энергоснабжения система центрального поста при длительном дежурстве на огневой позиции, хранения запасов топлива, продовольствия, воды, приготовления пищи, а также поочерёдного питания, отдыха и медицинского обслуживания части личного состава, свободного от боевого дежурства.
• В качестве базы для создания самоходной установки использовано четырехосное колесное шасси МАЗ-543М (8×8). Самоходная установка имеет следующую компоновку:
— в передней части шасси слева находится кабина, в которой оборудованы места механика-водителя и командира установки, справа от кабины расположено моторно-трансмиссионное отделение;
— средняя часть шасси занята рубкой с различными вспомогательными системами, обеспечивающими боевое дежурство самоходной установки в течение 7 суток;
— в кормовой части смонтирована вращающаяся башня с артиллерийским вооружением.
Самоходная установка вооружена 130-мм пушкой с длиной ствола около 54 калибров, баллистика и боеприпасы для которой взяты от корабельной установки АК-130 (ЗИФ-94), а ряд элементов качающейся части от 152-мм самоходной гаубицы «Мста» (2С-19).
• Орудие установлено в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве в виде специализированного роликового подшипника. Механизмы поворота башни и наведения пушки на цель в вертикальной плоскости обеспечивают угол горизонтального обстрела 240° и утлы вертикального обстрела в диапазоне от -5° до +50°. Таким образом, из пушки можно вести как настильную, так и навесную стрельбу.
• Наведение на цель может осуществляться автоматически по цифровым кодам, поступающим от центрального поста, или в полуавтоматическом режиме от прицельного устройства артиллерийской установки.
• Такая возможность автономного функционирования каждой из шести самоходных установок существенно повышает живучесть артиллерийского комплекса «Берег» в целом. На САУ также смонтирована аппаратура приема и отображения командной информации, поступающей от системы управления береговой мобильной артиллерией «Подача», входящей в состав артиллерийского комплекса «Берег».
• ЦП состоит из системы управления огнём БР-136 с радиолокационными и оптико-электронным каналами обнаружения и сопровождения целей и вспомогательного оборудования, предназначенного для связи с машинами комплекса и поддержания нормальных условий обитания личного состава.
• Система управления огнём БР-136 обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток.
• Возможна работа ее при наличии активных и пассивных помех. Автоматически сопровождается до четырех радиолокационно наблюдаемых целей. Наведение артустановок и стрельба могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации артустановок.
• После поражения цели система управления огнём позволяет практически мгновенно перенести огонь на следующую цель из числа сопровождаемых. По определенным параметрам движения сопровождаемых целей система управления огнём вычисляет полные углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от ЦП.
• При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов. В процессе работы ЦП информация кругового радиолокационного обзора отображается на индикаторе обзора с прямоугольной разверткой по азимуту. На индикаторе также отображаются два электронных визира первого и второго каналов сопровождения — две тонкие линии, передвигаемые операторами с помощью шариковых устройств ручного управления.
• При совмещении электронных визиров с отметками обнаруженных целей включается режим автоматического сопровождения. Данные телевизионно-лазерного канала сопровождения выводятся на телевизионный индикатор. При этом на специальном световом табло высвечивается информация о расстоянии до обнаруженных объектов, полученная от лазерного дальномера.
130-мм береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег»
Характеристики 130-мм берегового артиллерийского комплекса А-222 «Берег»
История создания А-222 «Берег»
Наряду с ракетными комплексами береговой обороны, в СССР, а впоследствии и в России, службу несут и артиллерийские комплексы, такие как 130-мм береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег». История создания этой артсистемы началась ещё в конце 1970-х г.г.
Предшественниками «Берега» были береговые 130-мм пушки СМ-4, однако к тому времени эти системы, разработанные ещё во время Великой Отечественной, уже не могли считаться наиболее совершенными, да и мобильность их оставляла желать лучшего. Новый комплекс А-222 «Берег» должен был устранить оба недостатка — быть не только эффективнее старой системы, но, что главное — быть мобильным.
К 1980 г. в ЦКБ «Титан» г.Волгоград (главный конструктор проекта — Виктор Александрович Шурыгин) была подготовлена техническая документация на арткомплекс, которую передали производственному объединению «Баррикады» для воплощения наработок «в металле». Однако, перегруженное проектами объединение к созданию А-222 «Берег» так и не приступило. Документацию, после срыва сроков, передали в РСД-10 «Пионер», однако и здесь хватало текущей работы. В результате, только к 1988 году первый собранный «Берег» приступил к полевым испытаниям, продолжавшимся до 1992 года.
После завершения государственных испытаний, 130-мм береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег» был принят на вооружение, без нареканий, показав превосходные результаты стрельбы по различным морским и прибрежным целям. До сегодняшнего дня, А-222 «Берег» остается уникальным в своем роде комплексом, по совокупности характеристик не имеющий аналогов в мире.
Профили машин на шасси МАЗ-543М входящих в комплекс А-222 «Берег»
Подвижность комплекса позволяет ему быстро менять дислокацию, контролируя значительно больший, по сравнению со стационарными артсистемами радиус действия, обеспечивая скрытность перемещения и высокую скорость развертывания в боевое положение. Немалую часть этих преимуществ «Берегу» обеспечивают полная автономность, возможность развертывания на любой (в том числе неподготовленной) позиции, а также способность действовать при любой погоде, в не зависимости от времени суток, и даже в условиях постановки противником активных и пассивных помех.
Береговой артиллерийский комплекс А-222 «Берег» был принят на вооружение ВМФ РФ в 1996 году, серийное производство было развернуто в 2003 году.
Состав А-222 «Берег»
В состав артиллерийский комплекса А-222 «Берег» входят:
- 1х Центральный пост с системой управления стрельбой
- 6 х САУ с 130-мм орудиями
- 1-2 Машины обеспечения боевого дежурства.
Основа для всех компонентов «Берега» — шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. использование колесного шасси обусловлено характером применения — по сравнению с гусеничным, оно дает почти двукратный прирост запас хода и трехкратный гарантийный пробег машин. Запас топлива достаточен для перемещения машин комплекса на расстояние в 850 км, со скоростью 60 км/час.
Центральный пост комплекса береговой обороны А-222 «Берег»
Центральный пост
Кузов-фургон центрального поста имеет пять отсеков:
- моторный
- антенного поста
- высокочастотный
- радиооператорский
- операторский.
В моторном отсеке размещены дизель-электрический источник резервного питания (при отсутствии питания от машины обеспечения или централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью, а также машинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания системы управления огнем.
В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: радиолокаторная антенна кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей.
При развертывании на неровной местности у кузова-фургона имеются домкраты, при помощи которых расчет может сделать плоскость вращения антенны горизонтальной. Домкраты имеют не только электромеханические, но и ручные приводы, что позволяет развернуть антену даже в аварийной ситуации. В передней части кузова-фургона над кабиной автомобиля установлены два кондиционера — один для системы вентиляции приборов, другой — для системы жизнеобеспечения экипажа.
САУ комплекса береговой обороны А-222 «Берег». 130-мм.
САУ А-222 «Берег»
САУ имеют по 1х 130-мм орудию в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве. Наведение орудия осуществляется электромеханической системой, которая имеет режимы наводки: автоматический — по цифровым кодам, поступающим от Центрального поста, и полуавтоматический, выполняемый наводчиком с помощью прицельных устройств артустановки. В последнем случае предполагается, что САУ участвует в боевых действиях автономно и не имеет связи с ЦП и МОБД.
В башне оборудованы рабочие места командира, наводчика и четырех заряжающих. На рабочем месте командира установлен блок управления работой всех систем (управления огнем, наведения, боепитания, удаления гильзы, жизнеобеспечения, пожаротушения), оптико-электронный командирский прибор наблюдения с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель и планшет для автономной работы, радиостанция, аппаратура управления внутренней и наружной проводной переговорной связью, аппаратура освещения и обогрева.
Наводчик на своем рабочем месте имеет оптический прицел, блок световой сигнализации, а также аппаратуру освещения и внутренней связи. В случае, если в зону стрельбы могут попадать какие-либо препятствия, наводчик может учесть это обстоятельство, введя информацию в специальный блок ввода координат зон запрета стрельбы, находящийся на его рабочем месте.
Рабочие места двух передних заряжающих организованы у лотков подачи выстрелов симметрично оси канала ствола. Места задних заряжающих находятся у боеукладок и их загрузочного устройства. Здесь же размещены две укладки для хранения и транспортировки 40 унитарных выстрелов со снарядами фугасного и осколочно-фугасного действия.
Для поглощения звукового воздействия и наружнего тепла внутреннее покрытие башни выполнено из специального синтетического пенообразного материала. Большинство механизмов орудия внутри башни герметизировано. Кроме того, в башне установлен вентилятор, с помощью которого снижается загазованность воздуха в процессе стрельбы. Забор воздуха при этом осуществляется через поднимаемую над крышей трубу.
САУ на огневой позиции горизонтируется четырьмя домкратами, обеспечивающими жесткость шасси при стрельбе. Перемещения в процессе стрельбы учитываются системой ввода поправок, включающей датчики крена и оптический визир.
Рядом с подвижной башней на автомобильном шасси установлен агрегатный отсек, в котором находится силовой агрегат для привода двух электромашинных усилителей системы наведения орудия, генератор постоянного тока для питания домкратов, а также аккумуляторные батареи и блоки систем энергоснабжения, наведения и управления огнем.
Машина обеспечения боевого дежурства, центральный пост и 130-мм САУ комплекса «Берег»
Машины обеспечения боевого дежурства А-222 «Берег»
Машина обеспечения имеет:
- съемный блок электроснабжения с двумя дизельными электрическими агрегатами номинальной мощностью по 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем Центрального поста при длительном дежурстве на огневой позиции;
- топливные баки, рассчитанные на непрерывную работу дизель-агрегатов в течение 7 суток;
- двухместное и четырехместное купе для отдыха личного состава;
- 4-х местную столовую-комнату отдыха;
- оборудованную кухню с запасами продовольствия, позволяющими обслуживать десять человек в течение 7 суток.
Для организации ближней обороны на крыше машины смонтирована башенная пулеметная установка.
В кузове-фургоне МОБД также размещено специальное оборудование для оповещения расчета о радиационном и химическом заражении, навигационная аппаратура для выхода комплекса (или отдельных машин) в заданный район. Имеются специальные шкафы для сушки одежды и обуви с электронагревателями и вентилятором, а также для индивидуальных средств химзащиты, боекомплекта, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников и баки с питьевой и бытовой водой.
130-мм САУ на базе МАЗ-543М с орудием в походном положении
Система управления огнем А-222 «Берег» (БР-136)
Система управления огнем комплекса имеет радиолокационный и оптико-электронный каналы обнаружения и сопровождения целей и обеспечивает круговой обзор надводной обстановки. Автоматически БР-136 позволяет сопровождать до четырех целей, при этом наведение и стрельба артустановок могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации «стволов». После поражения текущей цели БР-136 позволяет мгновенно перенести огонь на следующую захваченную цель. Расстояние от САУ до Центрального поста для эффективного управления стрельбой не должно превышать 1 км по горизонтали и 300 м. по вертикали.
По параметрам движения сопровождаемых целей система управления огнем вычисляет углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от ЦП. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов.
Каналы управления стрельбой комплекса также работают в режимах привязки элементов комплекса, по морским целям или по береговым. При этом БР-136 обеспечивает ведение стрельбы САУ как одиночными залпами, так и со скорострельностью 4, 6, 8, 10 и 12 выстрелов в минуту. За ходом стрельб командир комплекса может наблюдать на индикаторе «Азимут-дальность» либо получать об этом информацию с наблюдательных пунктов или вертолета-корректировщика. Результаты стрельб автоматически документируются.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Береговой мобильный артиллерийский комплекс А-222 «Берег»
Артсистема береговой обороны «Берег» предназначена для уничтожения надводных кораблей малого и среднего водоизмещения со скоростными характеристиками до ста узлов, с радиусом обнаружения до 35 километров и дальностью действия до 22 километров. Также возможно применение данной артсистемы для уничтожения наземных объектов. Достоинства артиллерийской системы – крупный калибр, высокая универсальность, как по целям, так и по используемым боеприпасам, выбор режима работы, высокая общая скорострельность. Артсистемы с аналогичными характеристиками больше никто в мире не производил.
В Советском союзе для охраны побережья, кроме ракетных противокорабельных комплексов использовали и артиллерийские комплексы. Как и ПКРК, арткомплексы были мобильного и стационарного исполнения. 130 мм мобильный комплекс СМ-4, к концу 70 годов морально устарел – низкие характеристики мобильности, устаревшая аппаратура систем управления, делали его малопригодным для выполнения современных задач по обороне Советского побережья. В 1976 году начинаются работы по созданию новейшего 130 мм мобильного комплекса А-222 под названием «Берег». Основной разработчик центральное конструкторское бюро «Титан», производитель ПО «Баррикады». В качестве базы артиллерийской части нового комплекса взяли корабельную артустановку АК-130 она же «ЗИФ-94», и использовали некоторые элементы от 152 мм гаубицы самоходного типа 2С-19 «Мста» — в частности, использовали элементы качающейся части. Ствол нового мобильного арткомплекса получил увеличенный дульный тормоз и расположенный по центру ствола эжектор. Скорострельность орудия А-222«Берег» упала по сравнению с корабельным стационарным аналогом АК-130 почти в 4-е раза.
К 1980 году технический проект нового самоходного берегового 130 мм комплекса А-222 «Берег» был полностью готов. Его передают основному производителю проектов ЦКБ «Титан» — производственному объединению «Баррикады». Но проект сразу в производство не пошел – сказалась загруженность предприятия производством ракетных комплексов. Первая опытная модель 130 мм арткомплекса была создана в 1988 году. До 1992 года на феодосийском полигоне проходили испытания А-222 «Берег». На госиспытаниях самоходный арткомплекс показал себя во свей красе – была уничтожена установленная цель на глазах военных представителей. Общественность увидела А-222 «Берег» на военно-техническом салоне в Абу-Даби в 1993 году. 1996 год. МАК А-222 «Берег» берется на вооружение ВМФ России. 2003 год. МАК А-222 демонстрируют главе военного ведомства России С.Иванову. Через месяц первый серийный экземпляр А-222 «Берег» входит в состав сорокового БРАП, входящего в состав Черноморского флота и расположенного под Новороссийском.
Состав МАК «Берег»:
— 4-6 самоходных артустановок с орудием калибра 130-мм;
— мобильный ЦП с СУ МР-195;
— 1-2 машины ОБД.
Весь комплекс имеет в качестве базы МАЗ-543М с формулой колес 8х8.
Самоходная артустановка МАК А-222
САУ обеспечено орудием 130 мм калибра, которое установлено на опорно-поворотном устройстве вращающегося типа в виде роликового спецподшипника. Для наведения орудия используется электромеханическая система со следующими режимами наведения:
— автоматический режим – происходит по поступающим цифровым кодам от центрального поста;
— полуавтоматический режим – осуществляется наводчиком с помощью прицельного оборудования САУ;
Полуавтоматический режим используется в случае обрыва связи с центральным постом и машинами ОБД. Автономность каждой САУ МАК «Берег» значительно повышает общую живучесть комплекса. В башне САУ оборудованы места для экипажа: 4-х заряжающих, наводчика и командира. Командирское место обеспечено блоком управления всех внутренних и внешних систем САУ и полным комплексом приборов для наведения, наблюдения, ведения огня, связи и жизнеобеспечения САУ. Место наводчика обеспечено приборами наблюдения, наведения, связи и управления освещением. Два рабочих места заряжающих расположены возле лотков подачи вдоль ствола орудия. Другие два рабочих места заряжающих расположены возле боеукладки и устройства загрузки боеприпасов. Также в башне находятся 2 укладки для 40 боеприпасов унитарного типа. Внутренняя часть башни имеет синтетическое покрытие – для поглощения внешнего звукового воздействия и тепла. Практически все механизмы в башни САУ имеют герметизацию. Для снижения загазованности внутри башенной части используют вентилятор, забор воздуха для которого, осуществляется через трубу на крыше.
Перед началом ведения огня САУ горизонтируют 4-мя домкратами, что обеспечивают шасси необходимую жесткость при боевом применении. Возможно перемещение при ведении огня – оно будет учтено системой вводимых поправок, в которую входят оптический визир и датчики крена. На шасси, возле подвижной башни установили силовой отсек, который обеспечивает работу привода усилителей для обеспечения наведения, там же расположен генератор для обеспечения работы домкратов , АКБ, блоки систем энергообеспечения, управления стрельбой и наведения.
ЦП МАК «Берег»
В состав центрального поста входят: система управления огнем БР-136 с оптико-электронным и радиолокационными каналами для обнаружения и ведения обнаруженных целей, и оборудования для связи и жизнеобеспечения. Установленная система управления огнем обеспечивает заданный или круговой обзор прибрежной обстановки в любое время днем и ночью. СУО может выполнять обнаружение и ведение объектов при активном или пассивном противодействии. Возможности СУО:
— сопровождение до 4-х целей;
— обеспечение ведения огня любыми САУ по 2-м объектам, как на море, так и на суше.
После выстрела по одной из целей, система управления огнем БР-136 может мгновенно организовать ведение огня по следующему сопровождаемому объекту. БР-136 вычисляет параметры наведения всех САУ по параметрам движения обнаруженных объектов, используя режим центральной наводки, систему поправок и оценку удаления САУ от центрального поста. Все вычисления происходят в автоматическом режиме, как и корректировка ведения стрельбы. СУО ЦП МАК «Берег» обеспечивает ведение огня САУ как одиночными выстрелами, так и очередью от 4 до 12 выст/мин. За боевой обстановкой командир наблюдает по индикатору «азимут-дальность», или получает необходимую информацию от наблюдательных пунктов, или от корректирующего вертолета. Документирование ведения огня ведется в автоматическом режиме, результаты стрельбы можно получить с помощью цифропечатающих устройств.
Сам центральный пост поделен на 5 отсеков:
— моторный отсек, где размещен дизель-электрический агрегат аварийного питания и преобразователь для обеспечения подачи питания БР-136;
— антенный пост (отсек), где размещается приемо-передающее оборудование СУО;
— высокочастотный отсек, который имеет спецэкранировку от СВЧ-излучения, и где располагаются приборы, работающие на СВЧ;
— радиооператорский отсек, где расположили приборы обработки информации и места для радиотелеграфиста и электрика-водителя. Место радиотелеграфиста оборудовано радиостанцией, приборами связи, вентилятором и обогревателем. Место электрика-водителя оборудовано пультом управления дизель-генератором, электроснабжением, системой жизнеобеспечения;
— операторский отсек, в котором оборудованы места командира все арткомплекса, командира центрального поста, старшины, электрика и радиометриста. Место командира А-222 «Берег» оборудовано аппаратурой для навигации, сигнализации, связи и наблюдения. Рядом выполнены столики откидного типа для работ с топокартами, аварийный прибор для управления огнем. Место командира центрального поста оборудовано приборами связи и управления огнем. Примерно также оборудовано место старшины. Места электрика и радиометриста оборудованы приборами для сопровождения обнаруженных целей, наблюдения и связи.
Установка центрального поста на местности фиксируется спецдомкратами для обеспечения горизонтальной плоскости вращения антенны. Домкраты имеют как электромеханическое, так и ручное управление. Кроме того, в носовой части над кабиной, установлены 2 кондиционера, для вентиляции оборудования и для жизнеобеспечения ЦП.
Машина обеспечения МАК «Берег»
Машина обеспечения боевого дежурства состоит из:
— съемного блока обеспечения электроснабжением. В нем расположены две дизель-электрические станции с изолированной нейтралью, для подачи электроснабжения на центральный пост;
— баков с топливом для дизелей с расчетом непрерывной работы в течение недели;
— 2-х и 4-х местного купе для отдыха;
— 4-х местной столовой;
— кухни с продзапасом на неделю;
— башенной пулеметной установки 7.62 мм калибра на крыше;
— спецоборудования для подачи сигнала о радиационно-химических заражениях;
— навигационного оборудования для выхода в заданную точку;
— шкафчиков для хранения различного имущества личного состава.
Потребность в МАК А-222 «Берег»
Береговые комплексы с крылатыми ракетами не заменят береговые артиллерийские комплексы. Основная причина – мертвые зоны у БРК. Это расстояние от пары километров до пары десятков километров не поражаемой зоны. Кроме этого, крылатые ракеты в отличие от артиллерийских снарядов, зависимы от противодействия противника – помех и ПВО надводных кораблей. К тому же, нет смысла использовать КР по малым плавсредствам, если стоимость КР равняется стоимости нескольких подобных плавстредств. Сейчас многие небольшие страны вооружают небольшие катерки, которые составляют потом военный потенциал военно-морских сил данного государства.
Как дополнение к противокорабельным комплексам артиллерийские самоходные системы должны являться первоочередной задачей укрепления береговой обороны России. Сейчас это направление практически оголено. Споры о том, какой именно калибр должны иметь МАКи, не утихают до сих пор. Основное преимущество калибра 152 мм и более – это возможность использования управляемых снарядов и тактических ядерных боеприпасов. Основное преимущество калибра 130 мм высокая скорострельность. Кроме прочего для повышения живучести берегового арткомплекса предлагают перевести его на танковое шасси. А-222 «Берег» имеет противопульную броню и колесное шасси, а мог бы иметь танковое шасси и броню от попадания 127 мм морского боеприпаса противника, но это увеличит вес машин и сферу их применения.
Основные характеристики:
— длина ствола 54 калибра;
— углы вертикального наведения от 5 до 50 градусов;
— углы горизонтального наведения 120 градусов;
— скорость хода до 60 км/ч;
— перевод в боевое положение до 20 минут;
— общая скорострельность 72 выст/мин;
— дальность хода 850 километров;
— допустимое расстояние САУ от ЦП не более одного километра;
— вес каждой единицы комплекса от 43 до 44 тонн;
— габариты САУ 13/3.1/3.9 метра;
— габариты ЦП 15/3.2/4.4 метра;
— габариты МОБД 15.9/3.2/4.4 метра;
— экипаж САУ/ЦП/МОБД – 8/7/4 человека.