3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 971 «Щука-Б» — атомные многоцелевые подводные лодки

Атомный подводный крейсер 971 «Щука-б» скрытный охотник

Атомный подводный флот составляет основу стратегического вооружения Российской Федерации. В соответствии с последней редакцией военной доктрины, Россия может прибегнуть к ядерному удару в ответ на атаку ядерным оружием. Помимо атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, на службе находятся субмарины, целью которых является борьба со стратегическими подлодками и кораблями противника.

Огромные глубоководные крейсеры незаметно передвигаются под толщей морской воды, что делает их службу таинственной и загадочной. Среди многоцелевых ракетоносцев, боевую вахту несут подводные лодки проекта 971 «Щука Б».

История создания

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.

Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

Современные западные модели оснащались комплексами гидроакустической системы последнего поколения.

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает – «Усовершенствованная Акула».

Конструкция

Доработанный проект 971, был наполнен новаторскими решениями. В строении субмарины применили автоматизированную систему для управления техническими комплексами и боевым арсеналом.

Подводный крейсер оснастили винтом с пониженной частотой вращения, способствующий снижению шума.

Семь лопастей обладают пониженной шумностью, до минимума сокращено образование кавитационных шумов. Для экстренной эвакуации экипажа с аварийного судна, в корпусе разместили спасательную капсулу.

Корпус

Атомная подводная лодка проекта 971 имеет двойной корпус из стали высокого качества. Параметры предела текучести применяемого металла составляют 100 кгс/мм2.

Внутреннее пространство субмарины поделено на зональные модули в виде палубных отсеков. Это:

  • центральный пост;
  • рубки и каюты;
  • посты боевого дежурства;
  • носовой оборудование (вооружение)
  • кормовое оборудование
  • силовая установка

Все зональные модули оснащены амортизацией, что существенно снижает акустический фон корабля, динамику палубных помещений при (или) маневрах, влияние взрывной волны с внешней стороны. Модульная система облегчает производство и самой лодки.

Блоки отдельно строятся в цехах и по окончании работ помещаются в корпус субмарины на амортизационный фундамент, где далее стыкуются между собой и подключаются системам управления и жизнеобеспечения.

Для более эффективного снижения шума, подводные лодки типа «Щука-Б», оснащались амортизацией двухкаскадного строения. Между амортизационным фундаментом и модулями стоит еще один ряд резинокордных пневматических амортизаторов, который и создаёт второй слой для поглощения колебаний.

Комплексная автоматизация управления судном позволила снизить численность экипажа до 73 человек, включая 31-го офицера. Аналогичная лодка ВМС США «Лос-Анжелес» насчитывает в экипаже 141-го человека. Новый корабль значительно отличался улучшенными условиями обитаемости от своего предшественника, проекта 671РТМ АПЛ «Барракуда».

Силовая установка

Сердце субмарины – ядерный реактор ОК-650Б на тепловых, медленных нейтронах. Атомная установка вырабатывает внушительную мощность – 190 мегаватт. Выходная мощность на валу насчитывает отметку 50 000 л/с, способная разогнать субмарину на глубине 500 метров до 33 узлов, что равняется 61 км/ч.

В состав силовой установки входят четыре парогенератора с семью циркуляционными насосами: первого, третьего и четвёртого контуров, обеспечивая теплообмен.

Дополнительно установлена модульная паротурбина для резервирования вырабатываемой мощности. Два турбогенератора обеспечивают аккумуляторную станцию из двух модулей переменным током. Аккумуляторная станция потребляет и отдает постоянный ток, для обеспечения потребителей и зарядки имеются два обратноходовых преобразователя.

Аварийное питание

На случай обнаружения неполадок в ядерной силовой установке, корабль сможет продолжить движение за счет двух аварийных двигателей с приводом на гребной винт, суммарной мощностью 820 л/с. Резервные электродвигатели способны обеспечить лодке скорость до пяти узлов.

АПЛ «Щука-Б» оборудована двумя генераторами ДГ-300 на дизельном топливе, с двусторонним механическим преобразователем, суммарной мощностью 1500 л/с. Ресурс топлива рассчитан на 10-12 суток непрерывной работы. Основная задача генераторов ДГ-300 состоит в электроснабжении важных потребителей автоматизированного управления судна в том числе и питание аварийных гребных установок.

Гидроакустика и средства связи

Для выслеживания подводных лодок и кораблей противника, «Щука-Б» оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3». Поступающие сведения проходят обработку с помощью цифровых технологий. В систему гидролокации и пеленгования шумов входят:

  • усиленная носовая антенна;
  • бортовые антенны значительной длины;
  • кормовая буксируемая антенна, выпускается из буля/обтекателя на вертикальном оперении.
Читать еще:  Схемы «Club-K» - кон­тей­нер­ный ком­плекс ра­кет­но­го ору­жия

При обнаружении шумящих объектов, акустик докладывает старшему боевого поста. Вахтенный офицер ведёт контроль подводной и надводной обстановки, дабы избежать столкновения с субмариной или кораблём при всплытии. При военных учениях или в боевой обстановке, определение цели необходимо для применения соответствующего вооружения.

Новый комплекс гидроакустической системы способен обнаружить цель на удалении в три раза выше, чем аналогичные гидроакустические системы, применяемые в конструкции подводных лодок второго поколения. Причём, время расчёта динамики цели и сопутствующих параметров существенно уменьшилось.

Дополнительно к акустической системе установлены высокоэффективные датчики для отслеживания субмарин и надводных судов по оставленному кильватерному следу, который сохраняет устойчивость длительное время.

Определение времени передвижения подлодки или судна, высокоточное оборудование способно определить до 5 часов после прохождения корабля. Ко всему прочему, АПЛ «Щука-Б» оснащена важнейшей аппаратурой для навигации и связи:

  • Навигационное оборудование «Симфония-У»;
  • Радиостанция «Молния-МЦ»;
  • Средство космической коммуникации «Цунами».

Вооружение

Атомоход несёт на своём борту внушительное современное вооружение. В торпедно-ракетный комплекс входят четыре торпедных аппарата с 12-ю торпедами калибром 533 мм и четыре торпедных установки с 28-ю торпедами калибром 650 мм.

Надводные цели могут быть атакованы ракетным комплексом С-10 «Гранат» с крылатыми стратегическими ракетами КС-122.

По кодификации НАТО, они носят обозначение SS-N-21 «Sampson». Выпущенная ракета из комплекса «Гранат», способна нести ядерный заряд массой 200 кг на удаление 3000 км, огибая рельеф территории на дозвуковой высоте.

Такие характеристики КС-122 не зря обеспокоили западных военный, ведь под угрозой могут находится не только морские объекты, но и объекты сухопутных войск. Также на лодке «Щука-Б» есть возможность использовать для стрельбы комплексы:

Стоит добавить, что подлодка имеет мины заграждения, для установки при тактических манёврах.

В 1990 годах, боевой арсенал подводного ракетоносца был модернизирован. На вооружение поступила новая разработка научно-исследовательского института морской теплотехники и государственного научно-производственного предприятия «Регион», универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда – УГСТ. Она заменила торпеды с электрическим приводом ТЭСТ-71М и скоростные торпеды 53-65К.

Основная задача для современной торпеды, стояла в уничтожении надводных и подводных судов врага.

Конструкционные особенности УГСТ позволяли атаковать высокоскоростные цели неприятеля на значительном расстоянии.

Эту выносливость обеспечивали: внушительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка. Движитель УГСТ состоит из водометной установки и аксиально-поршневого двигателя с малым диапазоном шума. Для питания силового агрегата используется гранулированное унитарное топливо.

Самонаводящаяся торпеда свободно развивает скорость выше 50 узлов. Водомётная установка и двигатель не имеют в соединении между собой редукторного механизма, что значительно снижает шумность и увеличивает скрытность применения УГСТ.

При выходе торпеды из трубы ТА, корпус подводной ракеты выдвигает двухплоскостные плавники для направления движения.

Акустическая система самонаведения определяет подводную цель в режиме локации, а надводных кораблей по кильватерному следу.

Ещё одна система координации торпедами осуществляется с борта подводного корабля при помощи проводного управления. Кабельная бобина вмещает 25 000 метров провода. При обнаружении противника, торпеда по команде уходит на поражение и полностью управляется бортовым процессором, который координирует направление к цели.

Характеристики универсальной глубоководной торпеды:

  • длина УГСТ – 7200 мм;
  • вес боезаряда – 300 кг;
  • вес торпеды – 2200 кг;
  • скорость – 50 узлов;
  • глубина применения – 500 м;
  • максимальная дальность – 50 000 м.

В управлении вооружением АПЛ проекта 971 применяется система наведения – «Планшет». Данный вид корректирования стрельбы помогает моделировать тактическую схему акватории: рельеф дна, глубины и фарватеры. После атаки, торпеда транслирует на борт данные о том участке, на котором она была применена, обновляя цифровую схему рельефа.

Ракето-торпеды субмарины, также проходят модернизацию конструкции. В наши дни, модернизированные комплексы оснащены подводным носителем – торпедой МПТ-1М(Э):

  • масса – 256 кг;
  • вес боезаряда – 76 кг;
  • калибр – 324 мм.

В конструкции данной ракеты внедрён гидроакустический поиск и самонаведение в радиусе 2 000 метров. Метод наведения с использованием адаптивного угла упреждения позволяет поражать цель ближе к центру подводного судна.

Торпеда МПТ-1М оснащена турбинным водомётным двигателем на высококачественном топливе, что позволяет развивать существенную скорость на пути к цели, значительно затрудняя обнаружить себя противнику.

На основании подписанного договора о частичном разоружении между СССР и США в 1989 году, поступила команда от высшего руководства снять тактические ядерные боеголовки с ракетных комплексов:

Атомный подводный крейсер «Щука-Б» стал пионером среди многоцелевых АПЛ, чьё серийное производство началось не в Ленинграде и Северодвинске, а в Дальневосточном округе, в городе Комсомольск-на-Амуре. Поступив в ряды ВМФ СССР 30 декабря 1984 года, судно показало внушительное достижение гидроакустической уклончивости.

Согласно исходному документу, К-284 стал более чем в четыре раза тише, чем подводные лодки проекта 671РТМ предыдущего поколения. Данный факт бесспорно дал СССР лидирующее место среди конкурирующих флотов.

Характеристики со сравнительным анализом

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» смогли превзойти схожие по классу глубоководные крейсеры. Российскую субмарину К-284 третьего поколения неоднократно сравнивали с подлодками четвёртого поколения американского производства «Вирджиния» и «Сивулф», а не с конкурирующим типом – «Improved Los Angeles».

Одним из утверждавших о соответствии АПЛ «Щука-Б» более высокому классу, стал адмирал Jeremy M. Boorda.

Находясь на руководящем посту ВМС США 1994-1996 годы, он подчёркивал, что корабли американского флота расписались в своём бессилии по обнаружению российской АПЛ проекта 971, она настолько бесшумно передвигалась на скорости 7-9 узлов, что её можно смело ставить в ряд к четвёртому поколению подводных лодок.

Третье поколение проекта 971 может незаметно обойти систему нахождения субмарин – SOSUS.

По щучьему: как АПЛ проекта 971 вышли в топ-5 самого опасного оружия России

МОСКВА, 8 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Атомная подводная лодка Тихоокеанского флота «Кузбасс» сегодня уничтожила торпедами отряд кораблей условного противника, сообщает пресс-служба Восточного военного округа. Разработанные КБ «Малахит» корабли проекта 971 «Щука-Б» сегодня являются самыми многочисленными в ВМФ многоцелевыми атомными субмаринами — в составе Северного и Тихоокеанского флотов числится более 10 таких подлодок. Базируются они в бухте Ягельная и в поселке Рыбачий.

Читать еще:  Файлы Су-37 - многофункциональный истребитель

Мы ее потеряли, сэр!

Беспрецедентная малошумность — фирменная отличительная черта АПЛ проекта «Щука-Б». Достичь этого конструкторам удалось благодаря системе двухкаскадной амортизации — все «шумящие» внутренние механизмы установлены на амортизированных фундаментах, блоки и агрегаты отделены от корпуса лодки специальными резинокордными пневматическими амортизаторами. Плюс ко всему принятый на вооружение в 1996 году усовершенствованный «Вепрь» уже был оснащен активными системами уменьшения вибрации энергоустановки, из-за чего лодка стала еще тише. В НАТО ее прозвали Akula-2.

Как ранее отмечал начальник оперативного отдела ВМС США адмирал Джереми Бурда, американские корабли во время контакта с АПЛ Akula-2 у Восточного побережья США оказались не в состоянии ее сопровождать на оперативных скоростях менее 6-9 узлов. По оценке адмирала, улучшенная Akula-2 третьего поколения по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.

Интересно, что проникновение в глубины Мирового океана стаи бесшумных российских лодок настолько встревожило Запад, что в 1991 году эта тема обсуждалась в конгрессе США. Американские законодатели хотели потребовать от России «раскрыть карты» подводного кораблестроения, ограничить количество многоцелевых субмарин и даже были готовы выделить деньги на переоборудование российских верфей под строительство гражданской морской техники.

Вооружена и очень опасна

При том что «Щуки» вычислить в океане весьма проблематично для противника, сами они все «видят» и «слышат» очень хорошо. Вместе с традиционной гидроакустической станцией на борту субмарин установлена уникальная, не имеющая аналогов в мире аппаратура поиска надводных кораблей и подлодок по кильватерному следу. Причем высокочувствительные приборы позволяют распознать след подлодки даже спустя несколько часов после ее прохождения.

пр.971 — AKULA

Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 «Малахит» (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. — Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. «разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения» в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г.

С 1968 г. в НИТИ силами завода «Красное Сормово» начат монтаж берегового прототипа энергетических отсеков ПЛА пр.971- стенда КВ-1. С 1972 г. работы на строительстве прототипа продолжены силами ЛАО. Строительство установки завершено 25 декабря 1975 г., а окончательная сдача в эксплуатацию из-за массы неисправностей, обнаруженных в ходе горячих испытаний, произошла 24 декабря 1976 г. Монтаж системы автоматического управления ГЭУ проводили представители НПО «Аврора» (ист. — Шумаков).

Проектирование: разработка технического проекта лодки велась с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками — удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД «Гранат» (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК «Скат-3», что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.


ПЛА Chakra / К-152 «Нерпа» пр.971И — Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).

Производство: подготовка к производству серии лодок пр.971 на Судостроительном Заводе в Комсомольске-на-Амуре (завод №199) велась с 1978 г. Головная ПЛА К-284:
— заложена в конце 1980 г.
— первый блок оборудования установлен в прочный корпус в июне 1983 г.
— закладная доска установлена 6 ноября 1983 г.
— официальной датой закладки значится 11 ноября 1983 г.
— сборка прочного корпуса завершена в феврале 1984 г.
— ПЛ К-284 выведена из цеха в транспортно-спусковой плавдок «Амур» 16 июля 1984 г.
— начало транспортировки ПЛ в плавдоке на сдаточную базу в п.Большой Камень — 16 октября 1984 г.
— спуск на воду из плавдока в бухте Чихачева, пуск ППУ — до 25 октября 1984 г.
— поступила своим ходом на сдаточную базу завода в п.Большой Камень и была посажена на мель (оказались забиты грязью циркуляционные трассы) 25 октября 1984 г.
— два неудачных этапа заводских ходовых испытаний — по причине невыхода ППУ на мощность более 50% (из-за забитых грязью циркуляционных трасс) — с 7 декабря 1984 г.
— чистка циркуляционных трасс — 7-20 декабря 1984 г.
— третий удачный этап заводских ходовых испытаний — до конца декабря 1984 г.
— подписание приемного акта ПЛ К-284 — 30 декабря 1984 г. (с указанием перечня работ перенесенных на 1985 г.)

Испытания и принятие на вооружение. Заводские испытания К-284 начаты 7 декабря 1984 г. и официально ПЛ К-284 сдана ВМФ подписанием Акта о приемке 30 декабря 1984 г. после чего с базированием в п.Большой Камень приступила к доводке оборудования и испытаниям систем. Акустическая доводка ПЛ К-284 выполнена в период с 1985 по 1987 г.г. Окончательная отделка и покраска — 1986 г. С 1986 г. головная ПЛ обеспечивала так же испытания серийных ПЛ пр.971. Мореходные испытания проведены в 1986-1987 г.г. Первые пуски КРБД «Гранат» — январь 1987 г. Проверка технологии и трудоемкости навигационного и докового ремонтов проведены в 1987 г. и в 1989 г. ГАК и часть систем вооружения дорабатывались и приняты в эксплуатацию в 1988 г., первое погружение на предельную глубину состоялось 1 июля 1989 г. К этому моменту ПЛ К-284 прошла более 50000 миль и имела наработку основных механизмов около 10000 часов. Испытания всех систем ПЛА завершены только в 1990 г.

Читать еще:  Боевое применение Палаш кирасирский солдатский обр. 1826 г.


Вероятно, первое западное фото ПЛА К-284 «Акула» пр.971 AKULA, май 1985 г. (фото — US NAVY, источник).


Одна из первых фотографий ПЛА пр.971 AKULA (К-284 «Акула») опубликованная в западных СМИ (Soviet Military Power 1987. США. 1987 г.).


ПЛА пр.971 AKULA (вероятно, К-284 «Акула») опубликованная в западных СМИ (29.09.1989 г., фото US NAVY, источник).


Головная ПЛА К-284 «Акула» пр.971 AKULA на отстое в бухте Павловского, ТОФ, ноябрь 1996 г. (фото В.Лемоноса, http://www.podlodka.su)


Вторая в серии ПЛА пр.971 AKULA — К-263 «Барнаул» / «Дельфин» в 45-й дивизии ПЛ ТОФ (Сажаев М.И., Штурманские дороги «Барсов». Сайт http://shturman.vlms.ru)

ПЛА пр.971 строились на заводах в Комсомольске-на-Амуре (завод №199, с 1983 г. по настоящее время) и в Северодвинске («Севмаш» — завод №402, цех №50, с 1985 г. по 2001 г.) и по первоначальным планам планировалось построить 25 ПЛА (было заложено 20 ПЛА). По умолчанию данные ПЛА пр.971.


ПЛА «Кашалот» К-322, октябрь 1993 г., Тихий океан (фото US NAVY, источник).

Конструкция ПЛ — двухкорпусная, кормовое оперение с обтекателем буксируемой антенны ГАС на верхнем вертикальном руле. Прочный корпус выполнен из стали новой марки с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR) и разделен на 7 отсеков. На этапе проектирования решалась задача значительного (примерно в 5 раз по сравнению с ПЛА 2-го поколения) снижения шумности с использованием проработок малошумной ПЛА пр.991. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛА установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в многопалубных аммортизационных блоках («этажерках»), являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вне и внутри прочного корпуса ПЛА используются вибропоглощающие и виброизолирующие покрытия. По некоторым данным используются активные средства снижения шума. Оборудование ПЛА отвечает нормам виброакустических характеристик ВАХ-74. На ПЛА улучшены условия обитаемости экипажа.

Реакторный отсек прочного корпуса ПЛА был сконструирован с изолированным помещением над реакторной и насосной выгородками с биологической защитой. В помещении располагались щиты второго эшелона электроэнергетической системы ПЛА.

Начиная с ПЛА К-322 (заводской №513) внедрены 25 мероприятий по снижению шумности включая амортизированный главный подшипник валопровода.

Начиная с ПЛА К-391 (заводской №514) устанавливаются пороховые генераторы продува циcтерн главного балласта. Начиная с ПЛА К-391 на ПЛА устанавливается забортная арматура циркуляционных трасс типа «Плавник» — форма заборника становится плоской в сечении вместо круглой.

Начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) на лодки устанавливается 34 новых механизма с соответствием нормам виброакустических характеристик ВАХ-80.

По некоторым данным на ПЛА пр.971 используется система воздействия на пограничный слой омывающей корпус воды с целью снижения сопротивления, которая, вероятно, отработана на опытовой ПЛ пр.1710 «Макрель» (подтверждения этой информации нет).


Цех сборки ПЛА пр.971 AKULA на Амурском Судостроительном Заводе (Корабли и судьбы. Амурскому Судостроительному Заводу — 70 лет. Хабаровск, «Приамурские ведомости», 2002 г.)


Строительство корпуса ПЛА пр.971 AKULA на Амурском Судостроительном Заводе (Корабли и судьбы. Амурскому Судостроительному Заводу — 70 лет. Хабаровск, «Приамурские ведомости», 2002 г.)


Один из корпусов ПЛА пр.971 AKULA производства «Севмаша» (вероятно, К-328 «Леопард» или более поздняя ПЛА, http://forums.airbase.ru/)


ПЛА К-461 «Волк» пр.971, Гаджиево, декабрь 2010 г. (фото — Рустем Адагамов, http://drugoi.livejournal.com/).

— ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650М.01 (на К-284 и остальных ПЛА) мощностью 190 МВт (создана на основе базовой модели ОК-650.БЗ). Два двухсекционных парогенератора. Конструкторы ППУ — Симонов Р.И,, Фарафонтов Ю.И., Богданович В.П., Рынский М.В. ППУ установлена на П-образные консольные балки заделанные в поперечные переборки (включая бак водяной защиты). ППУ позже использовалась на ПЛА других проектов. ППУ оснащена системой аварийного безбатарейного расхолаживания с забортными титановыми теплообменниками, легкой герметичной цистерной водной биологической защиты с системой компенсации.

Реакторы серии ОК-650 разработаны НИКИЭТ в конце 1960-х годов (ист. — Шумаков).


Выдвижная подруливающая винтовая колонка ОК-300 с электродвигателем ПЛА пр.971 AKULA (кадр из документального фильма, http://forums.airbase.ru)


Основной движитель ПЛА пр.971 AKULA — 7-лопастный винт (слева-направо — один из «комсомольских» корпусов в плавдоке, и выкатка ПЛА К-335 «Гепард» с ПО «Севмаш», все фото с http://forums.airbase.ru и из фильма «Подводная эскадра «Севмаша», 2006 г.)


Винт ПЛА К-480 «Ак Барс» пр.971, установленный в качестве памятника около ЦС «звездочка» в Северодвинске. Кромки внта обработаны и отличаются от оригинальных. Сентябрь-октябрь 2013 г. (фото — Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com).


Заборники циркуляционных трасс первых корпусов (слева, К-480 «Барс») и типа «Плавник» (справа, все фото с http://forums.airbase.ru)

Система спасения и жизнеобеспечения — всплывающая спасательная камера (ВСК) — агрегат ВСК — развитие и аналог ВСК ПЛА пр.705. На ПЛА К-152 «Нерпа» пр.971И установлена ВСК новой конструкции (см.рис). Система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная противохимическая) с рабочим веществом-огнегасителем хладоном 114В2 (фреон). Спасательный универсальный комплекс КСУ-600Н-4 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (4 шт, только на ПЛА К-335 «Гепард», система разработана ЦКБ «Лазурит»).

Система регенерации воздуха «Астра-3». Новая совмещенная система электро-химической регенерации воздуха (ЭХРВ) — начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК).

Агрегат ВСК — всплывающая спасательная камера ПЛА пр.971И «Ирбис» Improved AKULA К-152 «Нерпа» (http://flickr.com).


Демонстрация работы универсального спасательного комплекса КСУ-600Н-4 для выпуска спасательных плотов на ПЛА К-335 «Гепард» (http://www.gazeta.voenmeh.ru/).

ТТХ подводной лодки:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: