12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 940 («Ленок») — спасательные подводные лодки

Спасательная подводная лодка «Ленок» (проект 940)

20 сентября 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее строительство спасательной подводной лодки. Полученный опыт государственных испытаний и опытной эксплуатации подводной лодки проекта 666 позволил конструкторам во главе с главный конструктор Б. А. Леонтьевым в 1969 году создать технический проект, минуя эскизную стадию. К 1972 году ЦКБ «Лазурит» разработало рабочие чертежи спасательной подводной лодки (СПЛ) проекта 940 (шифр «Ленок»), а завод имени Ленинского комсомола приступил к ее строительству (главный строитель Л. Д. Пиков).

Головная ПЛ БС-486 (заводской № 194) заложена 22 февраля 1974 г., спущена на воду 7 сентября 1975 г. и сдана ВМФ 21 января 1976 г. Вторую лодку БС-257 (заводской № 195) заложили 23 февраля 1978 г., спустили на воду 27 мая 1979 г. и сдали ВМФ 1 сентября 1979 г.
В течение 1976 — 1978 гг. головная СПЛ проходила опытную эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при непосредственном участии специалистов ВМФ и промышленности была проведена работа по прямому назначению всего комплекса.

Основной особенностью спасательных подводных лодок «Ленок» являлось наличие специальных средств, предназначенных для выполнения спасательных и водолазных работ. Это были:
— два носимых подводной лодкой самоходных спасательных снаряда (СПС) проекта 1837, представлявшие собой сверхмалые подводные лодки, предназначенные в первую очередь для эвакуации личного состава аварийной ПЛ путем их приема в снаряд и транспортировки их на СПЛ с глубин до 500 м (водоизмещение – 46 т., глубина погружения – до 500 м., скорость хода – 1,5 -2 узл., экипаж – 3 чел., вместимость – 16 чел., дальность плавания – 16,5 миль);
— водолазное снаряжение для обеспечения работы водолазов на глубинах до 300 м методом длительного их пребывания на глубине;
— комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК) и отсека длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и последовательного вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим режимам декомпрессии, а также длительного, до 30 суток, пребывания в ОДП 6 водолазов (акванавтов) в условиях искусственной среды при повышенном давлении (до 30 кг/см2) и проведения, в случае необходимости, лечебной рекомпрессии водолазов и спасенных подводников, а кроме того, спасения «мокрым» способом с последующей декомпрессией 50 подводников с аварийной подводной лодки.

Лодка имела восемь отсеков: I и II отсеки — аккумуляторные; II отсек — ЦП; III — комплекс водолазного оборудования; IV — жилое помещение; V – дизельный; VII – электромоторный; VIII — вспомогательного оборудования.
Комплекс ПДК и ОДП был оборудован на средней палубе IV отсека (на левом борту ОДП, на правом — ПДК, шлюзовая камера устанавливалась вдоль кормовой переборки отсека). Здесь же размещалось оборудование постов управления водолазной службы, поста связи с водолазами, подачи смеси декомпрессии, газоанализа и очистки газовых смесей, обслуживания систем санитарно-бытовых и физиологической обработки.

Поточно-декомпрессионная камера состояла из выходного отсека для входа в лодку и выхода из нее под водой и двух декомпрессионных отсеков для проведения декомпрессии подвергшихся забортному давлению спасаемых подводников и водолазов-спасателей.
Отсек длительного пребывания (включая также жилой и санитарно-бытовой), обеспечивал непрерывное, в течение 30 суток, пребывание в нем 6 акванавтов, периодически выходящих для выполнения водолазных работ.

Шлюзовая камера (ШК) состояла из двух приемо-выходных отсеков (правого и левого борта) и шлюзового отсека (среднего), предназначавшихся для выхода и приема водолазов, акванавтов и спасенных «мокрым» и «сухим» способом подводников при нахождении СПЛ в надводном или подводном положении.
Следует добавить, что если шлюзовая камера позволяла выполнять проведение декомпрессии водолазов и спасаемых подводников, то средний шлюзовой отсек мог обеспечить проведение декомпрессии и лечебной рекомпрессии акванавтов, а приемо-выходной отсек (левого борта) — выход и прием акванавтов.
ПДК, ОДП и ШК были соединены с IV отсеком входными шлюзами диаметром 300 мм, которые при переходе из отсека допускали шлюзование одного человека в положении сидя. Кроме того, предусматривался малый (диаметром 250 мм) шлюз для подачи пищи, воды и для удаления отходов. В трюме IV отсека размещался пост регенерации газовой смеси для ОДП. В этом же отсеке находилось все необходимое оборудование для водолазных и декомпрессионных работ.

Кроме обычных для подводных лодок систем и устройств СПЛ была оборудована специальными системами и устройствами — например, системой воздухоснабжения, газоснабжения и утилизации газовых смесей, устройствами для размыва илистого грунта, подачи ВВД в СПС, для резки и сварки металла.
Для лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте предусматривались два движительных комплекса лаговых перемещений по одному в носовой и кормовой оконечностях с электродвигателем ПГ-103К (50 л. с. при 165 — 420 об./мин).
Имелось также специальное якорное устройство, которое обеспечивало лодке ее постановку, стоянку и снятие с якоря в подводном положении на глубинах места до 500 — 600 м на расстоянии 200-300 м от грунта при наличии течения до 2 уз.

Специальное буксирное устройство обеспечило возможность буксировки в надводном положении аварийной подводной лодки водоизмещением до 400 т. со скоростью хода 6 уз. при волнении моря до 4 баллов.
21 октября 1981 г. в 19 ч 37 мин судно-рефрижератор, выходя из пролива Босфор-Восточный, в Уссурийском заливе столкнулась с нашей подводной лодкой С-178.

Лодка получила пробоину и затонула на глубине 31 метров. 23 октября к спасательным работам подключилась спасательная ПЛ ТОФ (срочно выведенная из ремонта) и в 19 ч 15 мин из I отсека аварийной подводной лодки начался выход через ТА сразу 16 подводников. Шесть из них (наиболее слабых) в сопровождении водолазов перевели в СПЛ. Впоследствии у тех спасенных, в отличие от других, не возникло декомпрессионной болезни.
В связи с успешным использованием в ходе этих работ СПЛ известный советский подводник, бывший командир гвардейской краснознаменной ПЛ С-56 Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Г. И. Щедрин сказал: «Горжусь, что такая сложная операция, как переход под водой из одной подлодки в другую, впервые была проведена в советском Военно-морском Флоте!»
Вторая лодка, дислоцировавшаяся на Северном флоте, не использовалась в подобных операциях, но приняла участие в подъеме судна из экспедиции Витуса Беринга, а также в ходе выполнения глубоководных исследований, нашла на дне один из погибших транспортов конвоя PQ-17.
В настоящее время обе спасательные подводные лодки проекта 940 списаны, первая в 1995 г., вторая в 1999 г.

Читать еще:  Модификации 2С5 «Гиацинт-С» - 152-мм самоходная пушка

Тактико-технические характеристики СПЛ проекта 940
Надводное водоизмещение, т: 3900;
Подводное водоизмещение, т: 6840;
Длина, м: 106;
Ширина, м: 9,7;
Тип энергетической установки: 2 маршевых и 2 маневровых дизеля;
Мощность силовой установки, л. с.: 2 х 4000 + 2 х 3500;
Максимальная скорость, уз.: 15;
Максимальная скорость в подводном положении, уз.: 11,5;
Максимальная глубина погружения, м: 300;
Дальность плавания, миль: 5000;
Автономность, суток: 45;
Экипаж (из них офицеров), чел: 94 (17)
Время непрерывного пребывания под водой при проведении спасательных работ, ч: до 60

Подводные лодки проекта 940 «Ленок»

Успешные испытания спасательной подлодки проекта 666 подтвердили эффективность целого ряда установленных на ней устройств для спасения экипажа и позволили рекомендовать их к внедрению на новых спасательных субмаринах.

В 1967 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление, предусматривающее строительство спасательной подводной лодки, оснащенной двумя спасательными аппаратами.

Благодаря ранее полученному опыту, ЦКБ «Лазурит» миновало эскизную стадию и разработало технический проект, а к 1972 году — рабочие чертежи новой спасательной субмарины проекта 940 с шифром «Ленок».

В феврале 1974 года на стапеле судостроительного завода имени Ленинского комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в торжественной обстановке произошла закладка новой субмарины под наименованием БС-486. Уже через год, в сентябре 1975 года, головную подлодку переместили из стапельного цеха в спусковой док предприятия, после чего произошел ее спуск на воду.

БС-486 имела на своем борту два спасательных аппарата проекта 1837 и выглядела для своего времени довольно футуристично. Проект 940 являлся принципиально новым типом корабля в системе поисково-спасательных и подводных работ.

После того как все заводские и государственные испытания были пройдены, руководства Военно-морского флота и промышленности приняли совместное решение о передаче подлодки флоту в опытную эксплуатацию, которая должна была проводиться по специальной программе на Тихоокеанском флоте, при участии завода и проектанта.
Во время испытаний была опробована отработка методов использования спасательных аппаратов и водолазного оборудования при спасении экипажей аварийных субмарин.

Спасение экипажей аварийных субмарин могло происходить двумя способами: «по-мокрому» и «по-сухому». «Сухой» способ заключался в использовании двух глубоководных спасательных аппаратов, которые могли на глубинах до 500 метров совершать пристыковку к терпящей бедствие подводной лодке. «По-мокрому» использовался водолазный комплекс, работа которого могла вестись на глубинах до 120 метров.

За время всей опытной эксплуатации было выполнено около 50 всплытий и посадок спасательных аппаратов, около 1000 спусков водолазов на глубины до 200 метров, а также успешно проведена операция по групповому выводу людей (24 человека) с помощью спасательного аппарата.

Комиссия сделала вывод, что новая субмарина, имеющая на вооружении два спасательных аппарата, является новейшим типом корабля в системе аварийно-спасательного обеспечения ВМФ, созданным впервые в практике мирового кораблестроения.

Первый и единственный случай применения спасательной субмарины по прямому назначению произошел 21 октября 1981 года, когда рефрижераторное судно, выходя из пролива Босфор-Восточный, столкнулось с дизельной подводной лодкой С-178 (проект 613В). Подлодка получила пробоину и затонула на глубине 31 метр.
В тот момент субмарина находилась в ремонте на Дальзаводе, но ее экстренно подготовили к выходу, и уже через двое суток она была на месте аварии.

16 подводников с аварийной субмарины выбрались через торпедные аппараты, из них шестеро самых слабых были переведены в спасательную подлодку. И именно у них, в отличие от остальных, не возникло декомпрессионной болезни.

В 1980 году субмарина БС-486 проводила операцию по поиску самолета Як-38, который затонул в Южно-Китайском море при выполнении короткого взлета с авианесущего крейсера «Минск».

В 1983 году БС-486 участвовала в операции по подъему черных ящиков сбитого над Сахалином «Боинга-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines.

Всего по проекту 949 было построено две субмарины: БС-486 (заложена в 1974-м, передана флоту в 1976-м) для Тихоокеанского флота и БС-257 (заложена в 1978-м, передана флоту в 1979-м) для Северного флота. В 1990-х обе подводные лодки были выведены из состава флота — БС-486 в 1992 году, БС-257 в 1996 году, а затем разделаны на металлолом. Часть рубки БС-257 впоследствии была установлена в качестве памятника в городе Рязань.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Спасательная подводная лодка «БС-486 Комсомолец Узбекистана» История Разное

Прислала В. Лаврова

«Хорошо из далекого моря возвращаться к родным берегам»

9 июня 1980 г. подлодка получила почётное наименование «Комсомолец Узбекистана»

С-486, БС-486 Комсомолец Узбекистана проект 940 Ленок, заводской номер 194.

Головная спасательная подводная лодка «Комсомолец Узбекистана», заложенная 22 февраля 1974 г., 7 сентября 1975 г. была спущена на воду. Решением от 9 февраля 1976 г. ее передали в опытную эксплуатацию. В течение 1976-1978 гг. головная СПЛ проходила опытную эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при непосредственном участии специалистов ВМФ и промышленности, была проведена работа по прямому назначению всего комплекса. В ходе испытаний было проверено функционирование спасательных подводных снарядов и водолазного оборудования, а также проведена отработка организации и методики взаимодействия СПС и СПЛ, приема «спасенных» «сухим» и «мокрым» способами. Кроме того, отрабатывались маневры СПЛ в районе «аварийной» ПЛ.

БС-486 Комсомолец Узбекистана — 1975 г.

За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Шесть акванавтов находились под давлением 19 сут 11 ч 40 мин.

Читать еще:  Видео РПГ-2 - ручной противотанковый гранатомёт

В октября 1981 г. «Комсомолец Узбекистана» участвовала в спасение экипажа ПЛ C-178. В связи с успешным использованием в ходе этих работ «Комсомолец Узбекистана» известный советский подводник, бывший командир гвардейской краснознаменной ПЛ С-56 Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Г.И.Щедрин сказал: «Горжусь, что такая сложная операция, как переход под водой из одной подлодки в другую, впервые была проведена в советском Военно-морском Флоте!».

Аварии на подводной лодке. Декабрь 1981.
На находившейся в Тихом океане подводной лодке «БС-486 Комсомолец Узбекистана» из-за прогара кольца выхлопного клапана в отсеки пошёл угарный газ. Большая часть экипажа, отравившись, потеряла сознание. Погибли 2 моряка.
http://www.adsl.kirov.ru/projects/articles/2009/11/24/spasatelnaya_podvodnaya_lodka_lenok/

С-486, БС-486 «Комсомолец Узбекистана» (выборочно)

Готовя материал по бригаде подводных лодок, стоявших на Марчекане я нашёл снимок подводной лодки, входящей в бухту и подписью – «Ленок Б-940 в бухте Нагаева идёт с аварией двое погибших на борту». Захотелось больше узнать о этой необычного вида ПЛ и обстоятельствах, из за которых она зашла в бухту Магадана. Постарался по крупицам собрать информацию о её службе и о подвигах на благо служения Родине.

И горько сожалеть о том, что ни одной из двух этого типа субмарин не оказалось в составе флота и на ходу, когда затонул «Курск». Может тогда пришлось бы не доставать из отсеков трупы, а радоваться с теми, кто остался жив? За это отдельное мое спасибо тем, кто целенаправленно уничтожал мою страну и ее армию и флот!

Итак, встречайте! Рассказ пойдет о большой спасательной лодке БС-486 проекта 940 «Ленок».

БС-486 Комсомолец Узбекистана в бухте Нагаева.

Спасательная подводная лодка проекта 940 «Ленок» («Комсомолец Узбекистана») входила в состав подводных сил Тихоокеанского флота. За период эксплуатации с подводной лодки-спасателя было выполнено 37 всплытий и посадок спасательных подводных аппаратов (СПА), 942 спуска водолазов на глубины до 200 метров, проведено 24 вывода людей с глубин 60 и 115 метров при помощи СПА. Единственная и уникальная – так до сих пор называют моряки спасательную подводную лодку БС-486 «Ленок» Тихоокеанского флота.

1973 год
5 февраля 1973 года зачислена в списки кораблей ВМФ.

1974 год
22 февраля 1974 года заложена в цехе судостроительного завода им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольске-на-Амуре как спасательная подводная лодка.

1975 год
7 сентября 1975 года спущена на воду (выведена из цеха).

1976 год
30 июня 1976 года вступила в строй.

1976 год
11 августа 1976 года включена в состав 19-й бригады 6-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота. Лодка принята в опытную эксплуатацию.

1976-1978 года
С октября 1976 года по сентябрь 1978 года проходила опытную эксплуатацию. За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами (АС-2 и АС-3 проекта 1837) и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 метров.В одном из экспериментов 6 специалистов-глубоководников находились под давлением 19 суток 11 часов 40 минут. Опытная эксплуатация. Участвовала вместе с СПС и водолазами в проводимых на ТОФ мероприятиях по допоиску, обследованию и подъему затонувших предметов военной техники (торпед и вертолета).

3 августа 1977 года переклассифицирована в большую спасательную подводную лодку, присвоен новый номер «БС-486».

В марте 1978 года приняла участие в поиске и подъеме вертолета «Ка-27» с глубины 90 метров, упавшего с борта крейсера «Адмирал Сенявин».

За успешно проведенное глубоководное испытание каждый член экипажа получил почетную награду – именную брошюру «Конституция СССР».

В октябре 1978 года переход на Камчатку. Сложный и очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Приняла участие в поиске и подъеме боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты, затонувшей у берегов Камчатки при аварии ракетного оружия на борту ПЛ проекта 667Б.

Совершила переход в Южно-Китайское море. Участвовала в поиске и подъеме упавшего с 16-метровой высоты Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.

9 июня 1980 года лодке присвоено почетное наименование «Комсомолец Узбекистана».

С 22 по 24 октября 1981 года принимала участие в спасении подводников с затонувшей на подходах к проливу Босфор Восточный ПЛ «С-178», выполнив впервые в мировой практике спасение подводников из затонувшей пл в подводном положении. Всего на борт спасательной пл было принято 6 подводников. Пожалуй, она остается одной из самых известных спасательных операций, проведённых «Комсомольцем Узбекистана».

Спасение С-178 спасательной БС-486.

Из воспоминаний Николая Смородинова: «Произошло это у острова Скриплева. Столкнулись подводная лодка «С-178» и теплоход «Рефрижератор-13». На Морском кладбище до сих пор стоит рубка этой лодки, тогда погибло тридцать восемь человек. Из-за ошибки штурмана теплоход одновременно с лодкой двигался через одну точку, и заметили они друг друга в последний момент. На лодке попытались принять вправо, уклоняясь от столкновения, но было поздно. Теплоход буквально под прямым углом врезался ей в борт, пробоина получилась величиной с грузовик. Лодка легла на дно.

Вызвали нас. Водолаз обнаружил затонувшую лодку, поднялся на корпус. Постучал, наладил какую-никакую связь. Потом мы долго маневрировали, выбирали место. Бросили носовой якорь, закрепились. Водолазы снаружи корректировали. Потом, когда уже стало ясно, что вот так — и никак иначе, седьмая тройка закрепила ходовой конец. Натянули его от нашей водолазной площадки к их правому верхнему торпедному аппарату.

И вот по этому концу мы их вытаскивали. Очень сложная была работа, потому что на этот случай просто нет никаких условных знаков, так что водолазам и членам команды потерпевшей бедствие лодки пришлось просто на ходу придумывать, как общаться…».

Из воспоминаний Николай Смородинова: «В Охотском море в 1981 году проводились проверки секретных подводных кабелей, идущих из Магадана на Камчатку. Корабли, проверявшие эти кабели, поднимали их со дна, укладывали на специальные ролики и проходили по всей протяженности. И вот на севере Камчатки обнаружился контейнер подслушивающего устройства, который посчастливилось найти, но, как это бывает в американских боевиках, тут же упустить под воду. Для поисков и подъема устройства была вызвана лодка-спасатель «Комсомолец Узбекистана». С поисковыми работами экипаж справился успешно…».

Читать еще:  Исторические сведения Проект 12150 «Мангуст» - скоростные патрульные катера

Как было сказано выше – помощь при подъеме «Кокона» осуществляла БС-486 «Комсомолец Узбекистана», позже принимала участие в поисках аналогичных устройств в Охотском море.

В декабре 1981 года «Ленок» вышел в залив Шелихова на поиск гидрофонов (по другой версии для поисков аппаратов USA «Кокон» для снятия информации с подводных кабельных линий связи), где он едва не превратился в «Летучего Голландца».

7 декабря 1981 года подводная лодка под командованием капитана 2 ранга Копылова Юрия Васильевича находилась в акватории Охотском море. При очередном всплытии в надводное положение была дана команда на пуск дизеля, что и было выполнено.

Тихоокеанский Ленок БС-486 Комсомолец Узбекистана в доке с аппаратами на борту.

Во время всплытия произошла авария. В дизельном двигателе, продувавшем балласт и вентиляцию, прогорел компенсатор. В результате двуокись углерода пошла в систему вентиляции.

Через некоторое время находящиеся на мостике заметили об отсутствии докладов из центрального поста, на вызовы по ГГС тоже никто не отвечал. При осмотре центрального поста было обнаружено, что личный состав находится без сознания. В отсеки БС-486 «Комсомолец Узбекистана» поступило большое количество угарного газа, в результате чего из 105 человек, находящихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1-й статьи Ямалиева Валерия и матроса Ушакова Александра не выдержали легкие и они скончались.

Дизель был остановлен, отсеки провентилированы, вынесли наверх пострадавших. Один рулевой-сигнальщик вынес по 10-метровой шахте аж десятерых и сам свалился замертво. По результатам проверок количество двуокиси в носовом и кормовом отсеках лодки в сто раз превышало смертельную дозу.

Подводная лодка была вынуждена зайти в бухту Нагаева, наиболее пострадавший личный состав экипажа был передан на берег и размещен в базовом лазарете. Тела погибших были упакованы в цинк и отправлены на родину. Мелкий ремонт «БС-486» был осуществлен в Магадане силами ремонтной бригады, прибывшей для этого из Ленинграда.

1983 год сентябрь
В сентябре 1983 года БС-486 «Комсомолец Узбекистана» принимала участие в поиске останков южнокорейского самолета «Boeng-747» сбитого в воздушном пространстве над островом Сахалин 1 сентября 1983 года при выполнении им разведывательного задания. На поверхность были подняты «черные ящики» самолета и получены вещественные доказательства об отсутствии на борту пассажиров.

Да, именно советским военным морякам и именно с «Ленка» удалось найти «черные ящики». Специалистам удалось расшифровать их данные. Но текст работал не в пользу версии американцев. Видимо, тогда же советская и американская стороны просто достигли соглашения… И постарались тайну, не выгодную обеим сторонам, спрятать подальше и поглубже.

Капитан 3-го ранга запаса Юрий Клебанов, служивший на «Ленке» в электромеханической боевой части с 1979 по 1992 годы: «В сентябре 1983 года наш спасатель стоял в заводском ремонте. По тревоге на поиски «Боинга» с лодки забрали всех наших водолазов и командиров спасательных снарядов. Погружались они, как потом рассказывали, с борта спасательного корабля на его снарядах. Самолет обнаружили сразу, он развалился на три кучи обломков. Наши водолазы погружались на спасательных снарядах, рискуя, заплывали в них прямо в громоздившиеся обломки обшивки, копались на самой «перспективной» акватории, там, где находились обломки носовой части и кабины. Там они и нашли «черные ящики»…».

Прошла модернизацию, предусмотренную проектом, и связанную с совершенствованием спасательных аппаратов (под проект 1837К);

На ПЛ для базирования переведены аппараты АС-14 и АС-19 проекта 1837К;

В марте 1987 года принимала участие в поиске и подъеме баллонов ВВД, потерянных ПЛ К-322 проекта 971 при взрыве в забортном пространстве.

При наведении СПЛ на находящийся на грунте ПА АС-19 проекта 1837К, СПЛ произвела покладку якоря на ПА. ПА получил повреждение корпуса, иллюминаторов и другого оборудования. Аппарат был поставлен в ремонт.

В марте 1989 года принимала участие в поиске и подъёме деталей и узлов палубного самолета Як-38 с глубины 11 метров.

Поставлена в средний ремонт на СРЗ-92 в бухте Золотой Рог.

В январе 1992 года в связи с отсутствием средств прекращен ремонт. Корпус лодки оставлен в бухте Золотой Рог на прикол.

15 февраля 1992 года упразднено наименование «Комсомолец Узбекистана».

13 февраля 1995 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.

1 сентября 1995 года был расформирован экипаж.

Продана для разделки на металл китайской фирме.

Печальный итог. Из воспоминаний Николая Смородинова.
С лодки Николай ушел в 1998 году. На какое-то время он уезжал во Вьетнам. А когда вернулся, узнал, что «Комсомолец» стоит в сухом доке.

Время было сложное, и когда лодка была уже отремонтирована на 80%, у властей просто не оказалось средств, чтобы ремонт завершить. Так она и осталась в полуразобранном состоянии, а потом ее и вовсе продали Китаю.

Судьба «родной сестры» БС-486, находившейся в распоряжении Северного флота, и вовсе крайне туманна. Ни слуху ни духу о ней нет уже многие годы.

А между тем, будь она на ходу, вполне возможно, история с «Курском», погибшим именно в северных водах, оказалась бы менее печальной. Именно такое средство, как лодка серии «Ленок», вполне могло бы помочь в спасении экипажа, уверен Николай. «Курск» находился на небольшой глубине — 118 метров, что меньше, чем его собственная длина от носа до кормы. Работы для экипажа «Комсомольца Узбекистана» — часов на пять.

Не так давно прошли слухи, что несколько лет назад китайские власти запрашивали документацию на купленную лодку. Учитывая, что в этой стране широко используется практика реставрации купленных судов и создания в них музеев, возможно, «Комсомолец Узбекистана» и правда еще цел. Жаль только, что стоит он у чужого берега…».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector