10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 670 — многоцелевые атомные подводные лодки

Проект 670 — многоцелевые атомные подводные лодки

Тип «Charlie I»
Водоизмещение: надводное 4000 т.; подводное 4900 т..
Размерения: длина 95 м. (311 футов 8 дюймов); ширина 10 м. (32 фута 10 дюймов); осадка 8 м. (26 футов 3 дюйма).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением, питающий две паровые турбин передающие вращательный момент мощностью 11185 киловатт (15000 л. с.) на один вал.
Скорость: надводного хода 20 узла; подводного хода 24 узла.
Глубина погружения: рабочая 400 м. (1315 футов); предельная 600 м. (1970 футов).
Торпедные аппараты: шесть носовых 533-мм (21 дюймовых) аппаратов с максимальным боезапасом 12 торпед, стандартная загрузка — четыре противокорабельные или противолодочные торпеды в обычном снаряжении, две противокорабельные торпеды с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн и две противокорабельные ракеты «Цакра» с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн или 24 донные мины АМД-1000.
Ракеты: восемь противокорабельных ракет П-70 «Аметист» (SS-N-7 Старбрайт») снаряженных 500 кг (1102 фунтами) обычного ВВ или ядерными боеголовками мощностью 200 килотонн.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей «Снуптрей», носовая низкочастотная ГАС «Шарк тис», среднечастотная ГАС управления ракетной и торпедной стрельбой аппаратура РЭР «Брик спит» и «Брик палп» обеспечения пассивного обнаружения и предупреждения, радиопеленгаторная антенна «Парк ламп» системы связи СВЧ и УВЧ и подводный телефон.
Экипаж: 100 человек.

Тип «Charlie II»
Водоизмещение: надводное 4300 т.; подводное 5100 т..
Размерения: длина 103 м. (340 футов); ширина 10 м. (32 фута 10 дюймов); осадка 8 м. (26 футов 3 дюйма)
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением, питающий две паровые турбины, передающие вращательный момент мощностью 11 185 киловатт (15 000 л.с.) на один вал.
Скорость: предположительно надводного хода заметно меньше 20 узлов и подводного хода -24 узлов.
Глубина погружения: рабочая 400 м (1315 футов); предельная 600 м (1970 футов).
Торпедные аппараты: шесть носовых 533-мм (21-дюймовых) аппаратов с максимальным боезапасом 12 торпед, стандартная загрузка — восемь противокорабельных или противолодочных торпед в обычном снаряжении, две противокорабельные торпеды с ядерными боеголовками мощностью 15 кт, две противокорабельные ракеты «Цакра» с ядерными боеголовками мощностью 15 кт. или 24 донные мины АМД 1000/
Ракеты: восемь противокорабельных ракет П-120 «Малахит» (SS-N-9 «Сирен»).
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей «Снуп трей», носовая низкочастотная ГАС «Шарк тис», среднечастотная ГАС управления ракетной и торпедной стрельбой, аппаратура РЭР «Стоп лайт», радиопеленгаторная антенна «Парк ламп», системы связи СВЧ, УВЧ и подводный телефон
Экипаж: 98 человек.

Первая атомная ракетная подводная лодка проекта 670 «Скат» или типа «Charlie I» была спущена на воду в 1967 г. вдали от моря, в г. Горький (ныне — Нижний Новгород). В течение следующих пяти лет там же была завершена постройка еще 10 лодок с двумя рядами из четырех пусковых шахт, размещенных под углом к горизонту в носовой части лодок вне прочного корпуса. Шахты имели большие выходные люки и проектировались для размещения противокорабельных ракет средней дальности П-120 «Малахит» (SS-N-9 «Сирен»), однако отказ в тот период от этих ракет с подводным стартом привел к тому, что лодки были вооружены противокорабельными ракетами с подводным стартом малой дальности П-70 «Аметист» (SS-N-7 «Старбрайт»), разработанными на основе ракет со стартом из надводного положения П-15 «Термит» и предназначенными для неожиданных и стремительных атак важных надводных целей, таких, как авианосцы.

Ракеты «Малахит».
В 1972 — 1979 гг. в Горьком были построены шесть усовершенствованных лодок проекта 670М «Скат — М», или типа «Charlie II», с дополнительной восьмиметровой (26 футов 3 дюйма) секцией в носовой части корпуса для размещения электронного оборудования и стартовых систем для пуска и наведения противокорабельных ракет большего радиуса действия П-120 «Малахит».

Лодки различных модификаций типа «Charlie» задумывались как лодки массовых серий, и, видимо, поэтому их разработка вскоре привела к пониманию необходимости установки одного реактора и одного пяти лопастного винта (дополненного парой двухлопастных винтов для малошумного хода) вместо ранее традиционных для лодок советского ВМФ двух реакторов и двух винтов. Одним из последствий таких мер по снижению стоимости производства стало то, что лодкам типа «Charlie» не хватало скорости для эффективных действий против обладавших высокими скоростными характеристиками ударных соединений.
Предполагалось, что были разработаны лодки типа «Charlie III», вооруженные одной из модификаций противокорабельной ракеты П-80 «Зубр» (SS-N-22 «Санбен»), но это было не так. Оба типа «Charlie I» и «Charlie II» после пуска ракет должны были возвращаться на базу для загрузки новых, хотя дополнительное торпедное вооружение и комплекс ГАС обеспечивали возможности для борьбы против кораблей противника и ПЛО. Последние лодки были списаны в 1994 г. Индия между 1988-1991 гг. арендовала одну лодку типа «Charlie I», получившую наименование «Чакра», для наработки опыта управления атомными подводными лодками.

Читать еще:  Новости Як-130 - учебно-боевой самолёт

Проект 670 — многоцелевые атомные подводные лодки

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ

РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 670

NUCLEAR SUBMARINE WITH CRUISE MISSILES PROJECT 670

Кроме СКБ-143 и ЦКБ-18, к числу проектантов атомных подводных лодок в 1957 году присоединилось и ЦКБ-112, там в обстановке особой секретности небольшая группа конструкторов под руководством В.К.Шапошникова выполнила проработки тактико- технического задания (ТТЗ) на проектирование атомной торпедной подводной лодки. Вскоре, в 1958-1959 годах Госкомитет по судостроению провел проектный конкурс между ЦКБ-16, ЦКБ-18, ЦКБ-112 и СКБ-143 по разработке четырех проектов 667, 669, 670 и 671 атомных подводных лодок 2-го поколения.
Первоначально лодка проекта 670 задумывалась как малая торпедная. Ракетное вооружение на ней не предусматривалось. Разработка эскизного проекта 670 была задана Постановлением правительства от 3 декабря 1958 года.
По эскизному проекту 670, выполненному СКБ-143 (гл. конструктор А.В.Угрюмов), АПЛ имела нормальное водоизмещение 4050 т, вооружение состояло из шести ракет П-5 и П-6, шести 533-мм торпедных аппаратов. Подводная скорость АПЛ была в 16-17 узлов, она обеспечивалась АЭУ ВМ-8М с мощностью ГТЗА 2 х 5800 л.с.
ЦКБ-112 представило на рассмотрение этот проект 670 со следующими тактико- техническими элементами водоизмещение – 1800т; вооружение: шесть 533 мм и два 400 мм торпедных аппарата с боезапасом 18 торпед калибра 533 и 8 – калибра 400; предельная глубина погружения 400м; полная подводная скорость- 22 уз.; автономность – 50 суток.
Архитектурно ПЛ была выполнена однокорпусной на большей части длины, средняя группа ЦГБ размещалась внутри прочного корпуса. Форма легкого корпуса представляла собой тело вращения — растянутый в длину т.н. профиль Г.Е.Павленко. Прочный корпус был разделен на шесть отсеков. Одновальная и однореакторная АЭУ мощностью 12500 л.с.
В результате конкурса дальнейшие разработки проекта 670 средней АПЛ с торпедным вооружением для массовой постройки поручили ЦКБ-112. В заключении по конкурсному проекту было рекомендовано довооружить лодку крылатыми ракетами (КР).
По предложению руководства ЦКБ-112 (начальник В.П.Воробьев) решили применить, разрабатываемый в то время ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н.Челомей) новый ракетный комплекс «Аметист» с подводным стартом. В ЦКБ-112 в инициативном порядке был проработан дополнительный вариант АПЛ с размещением ракет «Аметист».
Вскоре было откорректировано и 9 мая 1960 года утверждено ТТЗ на проектирование АПЛ проекта 670. Разработка технического проекта 670 была задана ЦКБ-112 Постановлением Совета Министров от 30 ноября 1960 года №1231-525.
По проекту этой лодки работала группа главного конструктора В.П.Воробьева, включающая заместителей главного конструктора В.К.Шапошникова, В.А.Алексеева, А.Г.Лещева, М.М.Пилярского, проектный и корпусный отделы (начальники А.П.Овчинников и А.С. Знаменский).
Разработка технического проекта 670 проходила в необычных условиях – очень большая часть основного оборудования разрабатывалась параллельно с проектом ПЛ без опережения последнего по стадиям разработки. На момент защиты проекта не были утверждены технические условия (ТУ) почти по 150 единицам основного оборудования. По ракетному комплексу «Аметист», по ГТЗА, АТГ, парогенераторам ППУ, гидроакустическому комплексу «Керчь» ТУ на поставку утверждались в процессе испытаний и сдачи корабля.
Эти обстоятельства послужили одной из причин двух корректировок техпроекта. Первая 1961 года была связана с реализацией замечаний при утверждении техпроекта и с корректировкой технического проекта ППУ ОК-350, была произведена замена материала трубной системы. Более серьезную корректировку технического проекта корабля пришлось осуществить в 1963 году, когда на заводе- строителе «Красное Сормово» уже были изготовлены несколько секций прочного и легкого корпусов, добавив 7 шпаций ПК, увеличив водоизмещение почти на 200 т.

Первой особенностью АПЛ пр. 670 было органичное единство рационального размещения оборудования и оптимально выбранной формы корпуса. Этому способствовало в первую очередь оригинальное расположение ракетного оружия — полностью внутри легкого корпуса, т.е. без нарушения хорошо обтекаемых обводов, обеспечивающих высокие мореходные качества корабля.
Восемь наклонных под 32,50 ракетных контейнеров СМ-97 для противокорабельных ракет «Аметист» размещены по четыре побортно вдоль прочного корпуса, выполняемого в этом районе в виде т.н. «тройной восьмерки», которая, кроме того, позволила сместить постоянный плавучий объем в корму благодаря чему даже при наличии большой массы энергетического оборудования удалось исключить жилые помещения в корме, как это практиковалось ранее.
ПУ СМ-97А была разработана в конструкторском комплексе №4 ЦКБ-34 (с 1966 г. Конструкторское бюро средств механизации, с 1989 г. Конструкторское бюро специального машиностроения) под руководством главного конструктора Б.Г. Бочкова.
Твердотопливная ракета П-70 (4К-66) имела стартовую массу 2900 кг, максимальную дальность 80 км, скорость 1160 километров в час. Ракета выполнялась по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло, раскрывающееся после старта автоматически. Полёт ракеты проходил высоте 50-60 метров, что затрудняло ее перехват средствами противовоздушной обороны кораблей противника. Радиолокационная система самонаведения противокорабельных ракет обеспечивала автоматический выбор самой крупной в ордере цели (то есть цели, которая имеет наибольшую отражающую поверхность). Типовой боекомплект подлодки состоял из двух ракет, оснащенных ядерными боеприпасами (мощность 1 кт) и шести ракет с обычными боевыми частями массой около 1000 кг. Огонь противокорабельными ракетами мог выполняться с глубины до 30 метров двумя четырёхракетными залпами при скорости под лодки до 5,5 узлов, при волнении моря менее 5 баллов. Существенным недостатком ракет П-70 «Аметист» являлся сильный дымный след, оставляемый твердотопливным ракетным двигателем, который демаскировал субмарину во время пуска противокорабельных ракет.

Читать еще:  Схемы Проект 1234 «Овод» - малые ракетные корабли типа «Буря»

Корабельная система управления комплекса «Аметист» работала совместно с ГАК «Керчь-670», навигационным комплексом «Сигма-670», со счетнорешающей системой «Ладога П-670», получая от них пеленг цели, скорость изменения пеленга, дистанцию до цели, параметры движения цели (курс, скорость), курс свой и свою скорость, углы бортовой и килевой качки.
Торпедное вооружение корабля состояло из четырех носовых 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом из 12-14 торпед типа 53-65К и СЭТ-65. Вместо торпед можно было брать до 26 мин. По корректируемому проекту АПЛ предусматривались также два 400-мм аппаратов для торпед типа СЭТ-40 и МГТ-2. Из торпедных аппаратов могли применяться приборы противодействия МГ-14 «Анабар».
Оригинальность проекта не ограничивалась размещением ракетного оружия, лодка с самого начала проектировалась одновальной и однореакторной – впервые в СССР. Для АПЛ проекта 670 предусматривалась однореакторная установка с ППУ ОК-350 и паротурбинные установки одновальными с ГТЗА-615. Такая схема движения позволяла иметь меньшее водоизмещение, большую скорость при той же мощности и меньшую шумность.

В связи с применением на ПЛ однореакторной и одновальной ГЭУ в процессе разработки проекта особое внимание обращено на повышение ее живучести за счет дублирования всех вспомогательных механизмов, установки резервных движителей — водометов и аварийного дизель-генератора. В составе ППУ и ПТУ удалось применить унифицированное для АПЛ 2-го поколения основное оборудование (блок ЦНПК- парогенератор, холодильник 1-го контура, турбогенератор, ГТЗА).
Специально для АПЛ пр. 670 был спроектирован реактор большой мощности с большим числом секций компенсационной решетки, холодильник 3-го контура, исключающий испарение воды 4-го контура в реакторный отсек, приняты насосы 3-го контура с увеличенным напором, обеспечивающие расхолаживание установки через парогенераторы и холодильники 3-го контура. Охлаждение 3-го контура обеспечено насосами циркуляционных трасс ГТЗА, а также насосами 4-го контура разработки ЦКБ- 112.
Насосная выгородка реакторного отсека отсутствовала, а традиционно размещенные в ней насосы 3-го и 4-го контуров расположили в отсеках смежных с реакторным. Такое расположение обеспечивало охлаждение реактора в случае обесточивания или другой крупной аварии в одном любом отсеке. Трубопроводы забортной воды, охлаждающей оборудование ГЭУ, удалось максимально упростить за счет исключения традиционных перемычек между бортами.
С той же целью в электроэнергетической системе использован переменный трехфазный ток частотой 50Гц и напряжением 380В, который обеспечивал повышение надежности электрооборудования, увеличивал продолжительность его работы без ремонта и обслуживания, позволял трансформировать напряжение, расширял возможность автоматизации электро- энергетической системы (ЭЭС) и упрощал ее обслуживание в целом.

Благодаря принятому схемному решению ЭЭС стало возможным разнести в разные отсеки, группы аккумуляторных батарей (АБ), обратимые преобразователи, главные распредщиты, создав в третьем отсеке автономный энергетический узел, включающий группу АБ, обратимый и четырехсотгерцовый преобразователь с распредщитами. Такого не было ни на одной лодке… Что повышало надежность и живучесть ЭЭС- при самых невероятных авариях — электрическое питание реактора было обеспечено.
Для повышения надежности питания циркуляционных насосов 1-го контура (ЦНПК) на главных распределительных щитах были выделены секции ЦНПК со специальной перемычкой и устройством переключения питания (УПП).
Для повышения боевой эффективности АПЛ, надежности, живучести и сокращения численности экипажа на корабле был установлен комплекс систем управления боевыми и техническими средствами с высокой степенью автоматизации процессов управления и контроля, обеспечивая в том числе и комплексное автоматизированное управление АЭУ и ЭЭС, жизнь подтвердила эксплуатационную живучесть системы управления ППУ.
На АПЛ пр. 670 был внедрен ряд других интересных нововведений: для уменьшения сопротивления воды движению впервые (как и на пр. 671 СКБ «Малахит») на ПЛ установлены закрытия шпигатных и вентиляционных отверстий в надстройке; для повышения живучести система гидравлики разделена на три автономные системы, обеспечивающие работу приводов общекорабельных устройств, контейнеров ракетного оружия и рулей; для компенсации реактивного момента от гребного винта, развернуты в разные стороны (1,250) стабилизаторы разных бортов; для повышения звукопрозрачности применен безнаборный обтекатель главной антенны гидроакустического комплекса; для снижения заметности ПЛ по гидролокационному и гидроакустическому полям наружная поверхность легкого корпуса, надстройки и ограждения рубки облицованы противогидролокационным резиновым покрытием, а наружная поверхность прочного корпуса облицована звукоизолирующим резиновым перекрытием, на фундаменты виброактивных механизмов, переборки и палубные настилы нанесены вибродемпфирующие покрытия; для повышения критической скорости хода установлен малошумный гребной винт; для компенсации собственного магнитного поля предусмотрена установка размагничивающего устройства и др.
Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-29. На протяжении 21 метра в носовой оконечности прочный корпус имел форму «тройной восьмерки», которую образовывали цилиндры относительно малого диаметра. Данная форма обуславливалась необходимостью размещения ракетных контейнеров в лёгком корпусе. Корпус субмарины разделялся на семь водонепроницаемых отсеков:
Первый отсек (составлен из трёх цилиндров) – аккумуляторный, жилой и торпедный;
Второй отсек – жилой;
Третий отсек – аккумуляторный, центральный пост;
Четвертый отсек – электромеханический;
Пятый отсек – реакторный;
Шестой отсек – турбинный;
Седьмой отсек – электромеханический.
Концевая носовая переборка и шесть межотсечных переборок – плоские, рассчитанные на давление до 15 кгс/см2.
Для изготовления лёгкого корпуса, прочной рубки и балластных цистерн была использована маломагнитная сталь и АМГ. Для надстройки и ограждения выдвижных устройств рубки использовался алюминиевый сплав. Обтекатели гидроакустических антенн, проницаемые части кормовой оконечности, и кормовое оперение изготовлены с использованием титановых сплавов. Применение разнородных материалов, образующих в ряде случаев гальванические пары, потребовало специальных мер для защиты от коррозии (прокладки, цинковые протекторы и тому подобное).
Чтобы снизить гидродинамический шум при движении на больших скоростях, а также для улучшения гидродинамических характеристик впервые на отечественных подлодках применили механизмы закрытия вентиляционных и шпигатных отверстий.
26 сентября 1963 года разработанный и представленный технический проект 670 АПЛ с КР подводного старта был утвержден. Необходимые исправления чертежной документации по двум корректировкам техпроекта были проведены оперативно.
Для строительства АПЛ проекта 670 определили завод «Красное Сормово» (директор М.А.Юрьев) в Горьком, потому, что основные мощности заводов №402 и 199 в Северодвинске и Комсомольска-на-Амуре были заняты в тот период реализацией стратегической программы. На тот момент в Горьком заканчивалась программа строительства дизель-электрических лодок с крылатыми ракетами проекта 651.
Корабли проекта 670 стали первыми атомными, строительство которых предусматривалось в Горьком, что потребовало серьезной реконструкции завода по судостроительной части. Этими работами руководили главный инженер завода П.А.Черноверхский, главный технолог завода М.М.Сперанский и главный строитель завода К.Н. Гордеев и др.
Головной корабль К-43 (зав. №701) был заложен на «Красном Сормово» (Гл. строитель В.В.Семашко, ответственный сдатчик Ф.Г.Преображенский, сдаточный механик А.И.Нахров, ведущий военпред С.Н.Варваркин) 9 мая 1964 года, его спустили на воду 2 августа 1964 года. Комплексные швартовные испытаний АЭУ с физическим пуском реактора провели с 21 по 27 июня 1967 года. На заключительном этапе испытаниями руководил зам. начальника 1-го Главного Управления МСП И.В.Коксанов. Заводские испытания прошли с 26 августа по 5 октября 1967 года, а государственные — с 6 октября по 5 ноября 1967 года.
За 10 лет завод «Красное Сормово» построил 11 кораблей проекта 670, которые успешно несли службу на Северном и на Тихоокеанском флотах.

Читать еще:  Боевое применение СУ-101 и СУ-102 «Уралмаш-1» - 100- и 122-мм самоходные артиллерийские установки

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ II ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 670

Подводные лодки проекта 670 «Скат»

Подводные лодки проекта 670 «Скат» — серия советских подводных лодок, построенных в 1960-х — 1970-х годах. Разработка горьковского ЦКБ-112 («Красное Сормово»), главный конструктор — В. П. Воробьев .

Сравнительно дешёвые и небольшого водоизмещения, вооружённые ПКР П-70 «Аметист», лодки типа «Скат» предназначались для уничтожения кораблей, идущих в составе конвоев, в основном — авианосцев в составе авианосных ударных групп.

Содержание

История

К-43 стала первой (02.08.1966) лодкой проекта спущенной на заводе «Красное Сормово». [1]

С постройкой другой подводной лодкой этого проекта, К-320, связана радиационная авария в городе с миллионным населением, с радиоактивным сбросом в Волгу.

Конструкция

Ссылки

  • Проект 670 на deepstorm.ru
  • Проект 670 на ruspodlodka.narod.ru
  • Фотографии последней лодки 670 проекта перед утилизацией

Литература

  • Тарасов А. Е.Атомный подводный флот 1955—2005. — М .: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с. — ISBN 985-13-8436-4
  • Павлов А. С. Гремучие змеи океанов. — Якутск: ООО «Литограф», 1999. — 40 с.

Примечания

К-43 • К-87 (К-212) • К-25 • К-143 (К-121) • К-313 • К-308 • К-302 • К-320 • К-325 • К-429 • К-201

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Подводные лодки проекта 670 «Скат»» в других словарях:

Подводные лодки проекта 670 «Скат» — Подводная лодка Название = ПЛАРК проекта 670 «Скат» Оригинал названия = Иллюстрация: Подпись = К 43 в составе флота Индии под именем «Chakra» Флаг = Порт = Спущен = Выведен = Статус = Тип = ПЛАРК Проект = 670… … Википедия

Подводные лодки проекта 670М «Чайка» — ПЛАРК проекта 670М «Скат М/Чайка» … Википедия

Подводные лодки проекта 971 — МПЛАТРК проекта 971 «Щука Б» Основные характеристики Тип корабля МПЛАТРК Обозначение проекта … Википедия

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» — Подводная лодка Название = МПЛАТРК проекта 971 «Щука Б» Оригинал названия = Иллюстрация: Подпись = Флаг = Порт = Спущен = Выведен = Статус = Тип = МПЛАТРК Проект = 971 «Щука Б» КБ = Главный конструктор = NATO =… … Википедия

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» — Не следует путать с подводными лодками проекта 941 «Акула». МПЛАТРК проекта 971 «Щука Б» … Википедия

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — Не следует путать с проектом 971 «Щука Б», «Akula» по классфикации НАТО. ТРПКСН проекта 941 «Акула» … Википедия

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — Подводная лодка Название = ТРПКСН проекта 941 «Акула» Оригинал названия = Иллюстрация: Подпись = Флаг = Порт = Спущен = Выведен = Статус = Тип = ТРПКСН Проект = 941 «Акула» КБ = Главный конструктор = КБ = ЦКБМТ… … Википедия

Подводные лодки проекта 651 — ДПЛРК проекта 651 … Википедия

Подводные лодки проекта 659(Т) — ПЛАРК проекта 659 … Википедия

Подводные лодки проекта 949А «Антей» — ПЛАРК проекта 949А «Антей» … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector