Проект 651 — дизель-электрические подводные лодки
Проект 651 — дизель-электрические подводные лодки
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651
DIESEL-ELECTRICAL SUBMARINE MISSILES PROJECT 651
Разработка проекта 651 дизель-электрической подводной лодки с ракетным вооружением велась на основании Постановлений Совета министров №1149-592 от 17.08.1956 и №1190-610 от 25.08.1956, а также тактико-технического задания военно-морского флота, утверждённого 28.01.1957.
Подводные лодки проекта 651 должна была вооружаться крылатыми ракетами П-5, предназначенными для ведения огня по площадям и противокорабельными самонаводящимися ракетами П-6 (разработчик ОКБ-52 В.Н.Челомея). Эскизный проект, разработанный по данному заданию, утвердили в мае 1958 г. На его основе разработали тех. проект, который утвердили в январе 1959 г.
Проект разработали в ЦКБ-18 под руководством А.С. Кассациера, главного конструктора и его заместителей С.Е. Липелиса, Ф.А. Шарова, К.З. Саравайского. Главным наблюдающим от военно-морского флота был назначен И.А. Коцюбин, капитан второго ранга.
Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963-1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком).
Разработку рабочих чертежей и тех. документации начали в первом квартале 1959 г. и завершили в первом квартале 1960 г.
В дальнейшем вся техдокументация проекта 651 по указанию руководителей МСП была передана в ЦКБ-112 МСП.
ДЭПЛ проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести.
Корпус состоял из восьми отсеков:
1. Носовой торпедный отсек;
2. Отсек жилых помещений и передних аккумуляторных батарей;
3. Отсек управления ракетами и аккумуляторных батарей;
4. Отсек управления;
5. Отсек жилых помещений и две группы аккумуляторных батарей;
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электромоторов;
8. Кормовой торпедный отсек.
Надводное водоизмещение – 3174 тонн;
Подводное водоизмещение – 3750 тонн;
Основные габариты:
наибольшая длина (по КВЛ) – 85,9 (н/д) м;
наибольшая ширина – 9,7 м;
наибольшая осадка по КВЛ – 6,9 м;
Главная энергетическая установка – дизель-электрическая;
— 2 дизеля 1Д43, суммарной мощностью 8000, л.с. (5880 кВт);
— 2 ГЭД ПГ-141, суммарной мощностью 12000 л.с. (8820 кВт);
— 2 ГЭД экономического хода ПГ-140 суммарной мощностью 400 л.с. (294 кВт);
— 1 дизель 1ДЛ42 оснащенный генератором ПГ-142 мощностью 1720 л.с. (1264 кВт);
— аккумуляторная батарея 60СМ-П (4 группы, 112 элементов) или 30/3 (4 группы, 152 элементов);
2 гребных винта;
2 вала;
Полная надводная скорость хода – 16 узлов;
Экономическая надводная скорость хода – 8 узлов;
Полная подводная скорость хода (СЦАБ/СКАБ) – 18,1/14,5 узлов;
Экономическая подводная скорость хода – 2,8 узлов;
Дальность плавания:
— в надводном положении – 30000 миль при скорости 8 узлов;
— под РДП – 18000 миль при скорости 7 узлов;
— в подводном положении (СЦАБ) – 810 миль при скорости 2,8 узлов/27,8 миль при скорости 18,1 узлов;
— в подводном положении (СКАБ) – 350 миль при скорости 2,8 узлов/14,5 миль при скорости 14,5 узлов;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Автономность – 90 суток;
Экипаж – 78 человек, в том числе 10 офицеров;
Ударное ракетное вооружение:
— ПУ ПКР П-6 (П-5) – 4 Х 1;
Торпедное вооружение:
— 533-миллиметровые торпедные аппараты – 6 (носовых);
533-миллиметровые торпеды СЭТ-53, 53-56, 53-57, 53-58 – 6 или 18
— 400- миллиметровые торпедные аппараты – 4 (кормовых);
400- миллиметровые торпеды МГТ-1, МГТ-2 – 12 или 4;
Минное вооружение:
— может нести вместо части торпед мины – н/д;
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
БИУС – нет данных;
Радиолокационная система общего обнаружения — РЛК-101 (Snoop Slab);
Гидроакустическая система:
— «Арктика-М» (Pike Jaw);
— шумопеленгатор МГ-10;
— станция ЗПС МГ-15;
— пеленгатор гидролокаторов МГ-13;
— эхолот НЭЛ-6;
— эхоледомер ЭЛ-1;
Радиолокационная система управления огнем:
— «Аргумент» (Front Door) для ПКРК;
— «Успех-У» для целеуказания ПКРК;
— «Касатка-Б» (Punch Bowl) космическое целеуказание для ПКРК, (только на лодках проекта 651-К);
Средства РЭБ:
— «Накат-М» (Quad Loop D/F) РТР;
— «Ван» (Stop Light) РЭБ;
— АРП-53 с приставкой КИ-55 радиопеленгатор;
— Р-670, «Волна-К», Р-309 радиоразведка;
Навигационный комплекс:
— «Сила Н-651»;
— «Лира-П» астронавигация;
Комплекс радиосвязи: 2 р/п «Оникс-П», п/п Р-609М (УКВ), р/п Р-651, Р-657 (КВ), р/п Р-676;
РЛС госопознавания: «Нихром-М».
Модель ПЛ проекта 651 с ПКР П-6
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651
МОДЕЛЬ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651 НА ВЫСТАВКЕ ПОСВЯЩЕННАЯ 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ФЛОТА
Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)
Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)
- 6 х 533-мм носовых торпедных аппаратов (18 торпед, в том числе с ядерным зарядом);
- 4 х 400-мм кормовых торпедных аппарата (4 торпеды);
- 4 х управляемых крылатых ракеты П-5 (П-6 или П-500);
История создания подводных лодок проекта 651
Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (по классификации НАТО: «Juliett» — «Джульетта») поступили на вооружение флота в конце 1950-х годов. В своем роде это были уникальные корабли — первые и единственные в советском ВМФ дизельные подводные лодки, построенные специально для вооружения крылатыми ракетами с ядерным боезарядом.
В отличие от атомных «Китов» проекта 627, на которые пытались приспособить фактически уже имеющиеся сухопутные крылатые ракеты, каждый дизельный ракетоносец проекта 651 располагал 4-я ракетами П-5 (разработана в КБ Челомея), созданными специально для подводных лодок. Ракеты П-5 были оснащены системой складывающихся крыльев «АРК-5», которая позволяла запускать ракету из компактной пусковой установки, имеющей относительно малый диаметр, и прекрасно подходящей для стесненных условий субмарины.
Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651
Наступательное вооружение подводных лодок проекта 651 состояло из двух типов ядерных ракет:
- Крылатых ракет П-5, предназначавшихся для уничтожения неподвижных береговых целей. Ракета П-5 не отличалась особой точностью — «погрешность» попадания составляла 3 км на 500 км пути. Зато она несла боеголовку РДС-4 весом в 930 кг., что компенсировало любую неточность наводки.
- Крылатых ракет П-6, предназначавшихся для уничтожения морских маневрирующих целей, в первую очередь — авианосцев противника. Эта ракета была управляемой, для повышения точности, её траектория полета могла корректироваться не только персоналом подводной лодки, но также экипажами специально оборудованных стратегических бомбардировщиков Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, или корабельным вертолетом Ка-25РЦ.
Учитывая, что на момент создания обе ракеты были весьма совершенны и могли с легкостью «взломать» американскую систему ПВО — как наземную, так и морскую, строить «Джульетт» предполагалось с размахом: первоначальный заказ составил аж 36 штук. Однако, в связи с появлением более совершенного варианта дизель-электрической подводной лодки проекта 675 (дальнейшего развития проекта 651, на вооруженного не 4-я, а 8-ю ракетами), построено было 16 субмарин.
Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет
Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651
Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.
Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.
Подводная лодки проекта 651 в надводном положении
Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:
1. Носовой торпедный отсек.
2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.
3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.
4. Отсек управления.
5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электоромоторов.
8. Кормовой торпедный отсек.
Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).
Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:
- Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
- Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки.
Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом. Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.
Одна из «Джульетт» проекта 651
История службы подводных лодок проекта 651
Тихоокеанский флот
К-63. Красное Сормово (заводской номер 513), заложена 25 апреля 1962 г, спущена на воду 26 июля 1963 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-63. Сдана на слом 1991 г.
К-70. Красное Сормово (заводской номер 514), заложена 25 марта 1962 г, спущена на воду 6 февраля 1964 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-270. Сдана на слом 1991 г.
K-120. Красное Сормово (заводской номер 534), заложена 25 марта 1967 г, спущена на воду 11 июля 1968 г, вступила в с строй 26 декабря 1968 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, с 1987 переименована в Б-120. Сдана на слом в 1991 г.
K-73. Красное Сормово (заводской номер 523), заложена 11 августа 1964 г, спущена на воду 31 мая 1966 г, вступила в с строй 15 декабря 1966 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, в 1977 переименована в Б-73. Сдана на слом в 1991 г.
Северный/Балтийский флот
К-156. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 552), заложена 16 ноября 1960 г, спущена на воду 31 июля 1962 г, вступила в с строй 10 декабря 1963 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-156. Сдана на слом 1988 г.
К-85. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 553), заложена 25 октября 1961 г, спущена на воду 31 января 1964 г, вступила в с строй 30 декабря 1964 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-124. Сдана на слом 1988 г.
К-24. Красное Сормово (заводской номер 511), заложена 15 октября 1961 г, спущена на воду 15 июля 1962 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-24. В 1994 г. в небоеспособном состоянии продана в Германию, в настоящее время переоборудована в плавучий ресторан (с несуществующим обозначением U-461).
К-68. Красное Сормово (заводской номер 512), заложена 25 января 1962 г, спущена на воду 30 апреля 1963 г, вступила в с строй 28 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-68. В 1985 г. переоборудована по проекту 651Э, пройдя дооснащение малогабаритной атомной энергоустановкой. С 1992 передана в резерв, в 2005 г. передана на утилизацию (Мурманская область).
К-77. Красное Сормово (заводской номер 515), заложена 11 марта 1965 г, спущена на воду 31 октября 1965 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-77. В начале 1990-х г.г. в небоеспособном состоянии продана в Финляндию (под ресторан), затем в США, где снялась в роли подводной лодки К-19 в одноименном фильме, затем была переделана под музей, но в 2007 году затонула. В 2008 году поднята и в связи с нецелесообразностью восстановления — сдана на слом.
К-81. Красное Сормово (заводской номер 522), заложена 20 ноября 1963 г, спущена на воду 7 августа 1964 г, вступила в с строй 14 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-81. В 1971 году модифицирована по проекту 651К. В 1991 году выведена из боевого состава флота, фактически оказавшись брошенной в бухте г.Лиепая. Разграблена охотниками за цветным металлом, в конце 1991 г. затонула, поднята латвийцами в середине 1990-х и разделана на метал.
K-78. Красное Сормово (заводской номер 525), заложена 25 июля 1965 г, спущена на воду 30 марта 1967 г, вступила в с строй 11 января 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-478. Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл.
K-203. Красное Сормово (заводской номер 531), заложена 25 декабря 1965 г, спущена на воду 30 июня 1967 г, вступила в с строй 2 декабря 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-203. Сдана на слом в 1994 г.
K-304. Красное Сормово (заводской номер 532), заложена 6 августа 1966 г, спущена на воду 24 января 1967 г, вступила в с строй 21 сентября 1968 г. Причислена к Северному флоту, с 1977 — переименована в Б-304 сдана на слом в 1994 г.
Черноморский флот
K-58. Красное Сормово (заводской номер 521), заложена 15 июля 1963 г, спущена на воду 15 декабря 1966 г, вступила в с строй 23 сентября 1966 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-58. Затонула во время стоянки в 1992 г., сдана на слом.
K-67. Красное Сормово (заводской номер 524), заложена 31 января 1965 г, спущена на воду 29 октября 1966 г, вступила в с строй 30 сентября 1967 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-67. Сдана на слом в 1994 г.
K-318. Красное Сормово (заводской номер 533), заложена 29 марта 1966 г, спущена на воду 29 марта 1968 г, вступила в с строй 29 сентября 1968 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 г. переименована в Б-318. Сдана на слом в 1994 г.
Подводная лодка проекта 651 в гавани, носовые пусковые установки крылатых ракет открыты.
Проект 651 — дизель-электрические подводные лодки
Проект 651 (NATO – “Julliett”).
Модификации проекта: 651К и 651Э.
Нереализованные модификаци: 683 и 603.
1. Количество подводных лодок проекта — 16.
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
вступления в строй
ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод имени С. Орджоникидзе (ССЗ №189) (2)
25.07.1977 — пер. в Б-156
25.07.1977 — пер. в Б-124
ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (ССЗ №112) (14)
25.07.1977 — пер. в Б-24
1999 — музей г.Пеенемюнде (Германия)
25.07.1977 — пер. в Б-68
19.04.1990 — пер. в БС-68
1985 — мод. по пр. 651Э
25.07.1977 — пер. в Б-63
25.07.1977 — пер. в Б-270
25.07.1977 — пер. в Б-77
2002 — музей г.Провиденс (США)
2007 — затонула, поднята
25.07.1977 — пер. в Б-58
1992 — затонула
25.07.1977 — пер. в Б-81
1970(?) — мод. по пр. 651К
1991 — затонула, поднята
25.07.1977 — пер. в Б-73
25.07.1977 — пер. в Б-67
25.07.1977 — пер. в Б-478
1992 — затонула
25.07.1977 — пер. в Б-203
25.07.1977 — пер. в Б-304
25.07.1977 — пер. в Б-318
25.07.1977 — пер. в Б-120
Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 651: .
4. История проекта:
В 60-е годы наращивание отечественных подводных сил, предназначенных для борьбы с надводными кораблями и судами противника, осуществлялось не только путем создания атомных ПЛ, вооруженных ПКР — ПЛАРК проекта 675, но и ракетных дизель-электрических ПЛ проекта 651 , вооруженных ПКР комплекса «П-6» (проектант — ЦКБ-18). Большие ПЛ проекта 651 были единственным типом отечественных ДПЛ специальной постройки, вооруженных КР. Они были построены при применении в качестве корпусных материалов стали повышенной прочности, энергетического оборудования новой разработки (дизелей, ГЭД, АБ и др.). ПЛ проекта 651 отличались от ДПЛКР проектов 644 и 665 , ранее созданных путем переоборудования средних торпедных ДПЛ проекта 613 , увеличенными скоростью и дальностью плавания, увеличенной автономностью, улучшенными условиями обитаемости экипажа и более совершенными средствами акустической и магнитной защиты за счет облицовки наружного корпуса акустическим покрытием и использования маломагнитной стали для изготовления наружного корпуса ПЛ.
ПЛРК проекта 651 предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях. Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор — А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ — И.А. Коцюбин).
Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963—1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком).
ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к ПЛ) — противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6, расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры поднимались на угол 15°. Вначале на ПЛ было предусмотрено использование КР двух типов: ПКР комплекса «П-6» для стрельбы по подвижным целям (кораблям) и «П-5» — по береговым целям. Соответственно на ПЛ устанавливались две системы управления ракетной стрельбой и двух типов бортразъемы для ракет «П-6» и «П-5». Вследствие этого при замене на ПЛ одного типа КР на другой требовалось от двух до трех суток. Однако, после снятия с вооружения КР комплекса «П-5» в 1966г. необходимость в такой замене отпала. Состав и конструкция ракетных контейнеров, систем и устройств, обслуживающих ракетное оружие на ДПЛКР, были в целом такими же как и на ПЛАРК проекта 675.
ПКР комплекса «П-6» испытывались на ПЛ проекта 651. Одиночные пуски ракет дали хорошие результаты, однако при залповой ракетной стрельбе возникли те же проблемы, что и на ПЛАРК проекта 659 (отходящие газовые струи маршевого и стартового двигателей стартующей ракеты, попадая в воздухозаборник КР, готовящейся к старту, вызывали срыв потока и подъем температуры в маршевом двигателе, что приводило к падению его оборотов и даже остановке двигателя), При этом спроектированная у ПЛ форма газоотводов не оказывала существенного влияния на работу маршевого двигателя ракеты, В результате испытаний был установлен порядок запуска ракет и временной интервал между пусками, обеспечивающие залповую стрельбу всеми ракетами ПЛ.
ПКР комплекса «П-6» обладали большой дальностью полета, в связи с чем для ДПЛКР проекта 651 так же, как и для ПЛАРК проекта 675 проблемой являлось обеспечение целеуказания ракетам. Для этой цели на ПЛ была установлена система приборов «Успех-У», предназначенная для приема целеуказания с самолетов, патрулирующих в районе действия ДПЛКР.
Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас — шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас — 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы — 250 м). Последне шесть кораблей проекта постройки завода «Красное Сормово» строились по несколько измененному проекту. Неофициально он был известен как проект 651Т или как «мобилизационный». В отличие от базового проекта эти лодки во втором отсеке несли четыре (по другим данным — шесть) 533-мм запасных торпед. Они хранились на специальных стеллажах. На этих стеллажах в мирное время размещались койки для личного состава, которые в случае необходимости (в период «мобилизации») можно было демонтровать и заполнить стеллажи торпедами. Торпеды подавались в первый отсек через четыре люка в прочной переборке. Люки располагались напротв оси четырех верхних ТА. Запасные торпеды могли подаваться именно в эти ТА. На схеме показан именно «мобилизацонный» вариант ПЛ проекта 651.
Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода ПГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1ДЛ42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 200 л. с.).
Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках проекта 651 было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3” (4 группы по 152 элемента), имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. Однако такую батарею получили только тр корабля, но и на них впоследствии АБ заменили свинцово-кислотными батареями.
ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм 2 . Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м.
Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали.
Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие.
По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода — более 18 узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.
Данный проект имел две основные модернизации: 651К – ПЛ была оборудована приемной антенной и аппаратурой системы космического целеуказания КР «Касатка-Б», 651Э – ПЛ, оснащенная созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6.
Также на базе этого проекта разрабатывались проекты 683 (проект АПЛ, оснащенной АЭУ малой мощности) и 603 (проект перевооружения на ракетный комплекс Д-9), однако они так и остались нереализованными.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта: