0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 1234 «Овод» — малые ракетные корабли типа «Буря»

Малые ракетные корабли проектов 1234, 1234.1, 1234.7 и 1234Э (МРК Овод)

Характеристики малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

Характеристики даны для проекта 1234.1

История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.

Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Пе­трович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капи­тан 1 ранга В.В. Дмитриев.

Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целе­указания «Титанит», средства радио­электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.

Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. Завод «Звезда» удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.

Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».

МРК «Буря» с кормы

И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.

«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.

Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.

Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.

МРК «Пассат» с кормы

Модификации и производство малых ракетных кораблей проекта 1234

  • По проекту 1234 «Овод» было построено 17 кораблей (Ленинград) + 3 (Владивосток). 3 последних «ленинградских» МРК были переоборудованы в проект 1234Э.
  • По проекту 1234Э («Овод-Э») — экспортный вариант, отличавшийся установкой 2-х 2-х контейнерных установок противокорабельных ракет (ПКР) П-15 «Термит», вместо 2х 3х ПКР «Малахит». Всего было построено 7 МРК для Алжира и Ливии (3 переоборудованных в 1234Э «Овода» были поставлены Индии, они упомянуты выше).
  • В 1974 году был разработан проект 1234.1 (улучшенный) с усиленным артиллерийским вооружением в виде 76-мм установки АК-176 и 30-мм зенитного автомата АК-630, и более современным радиоэлектронным вооружением, улучшенными условиями обитаемости экипажа, пожаростойкости корпуса. Было построено 15 кораблей для ВМФ СССР и 1 недостроенный, разобран на стапеле.
  • В 1982 году был разработан проект 1234.7 (экспериментальный). Создавался для испытаний более совершенных ПКР «Оникс», которые и составляли его главное вооружение. Построен 1 корабль.
  • В 1999 году был разработан проект 1234ЭМ (модернизация). Проект модернизации ранее проданных кораблей 1234Э. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э», также был изменен комплекс бортовой аппаратуры. Модернизирован 1 корабль для Алжира.
Читать еще:  Схемы Ружейный гранатомёт Дьяконова

Всего было построено 47 кораблей всех проектов.

МРК проекта 1234.1 «Пассат» и «Зыбь», 2008 год

Описание конструкции кораблей проекта 1234

Корабли имеют гладкопалубный корпус с катерными обводами, материал корпуса — сталь повышен­ной прочности. Корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 во­донепроницаемых отсеков. Непотопляемость сохраняется при затоплении двух смежных отсеков.

Надстройка — островная, трехъярусная.

Служебные и жи­лые помещения размещены в надстройке, на главной па­лубе и на двух платформах. Каюта командира расположена в носовой око­нечности первого яруса надстройки и состоит из кабинета, спальни и санузла. Помещение кают-компании старшин при необходимости можно ис­пользовать под операционную.

На палубе размещается одна четырехногая фок-мачта ферменно­го типа, из легкосплавных труб. На кораблях проекта 1234.1 она более развита. На мачте размеще­ны антенны радиотехнических устройств и связи, сиг­нальные фалы и ходовые огни, антенны ра­диолокационных станций.

Экспортный МРК — проект 1234Э

Главная энергетическая уста­новка размещена в двух машинных отделениях — носовом (2 двигателя на бортовые валы) и кормовом (1 двигатель на средний винт).

МРК оснащены 2-4 пусковыми установками постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и 2-4 — ПК-16. Стрельба из последнего ведется 82-мм турбореактивны­ми противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км при высо­тах от 100 до 1600 м. Вес снаряда ТСП-60 в зависи­мости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, дальность полета — 3500 м.
Для ПК-10 120-мм снаряд весит до 25 кг и запускается с установки с 10 направляю­щими трубами.

МРК «Рассвет» на параде в Североморске, 2005 г.

Радиотехническая комплексная система «Титанит» (позднее «Монолит») обес­печивает активное и пассивное обнаружение целей, при­ем информации от авиационных систем воздушного на­блюдения и пеленгования. Большой антенный обтекатель на надстройке обеспечивает работу в первых двух режимах. «Титанит» со­прягается с устройством «Дунай», обеспечивающим под­готовку и пуск ракет «Малахит». Дальность обнаруже­ния надводных целей составляет не менее 40 км, а заго­ризонтная дальность обнаружения — более 100 км.

Особенности проекта 1234.7

Главный ударный комплекс на МРК «Накат» (единственный корабль проекта 1234.7) представ­лен двумя шестизарядными пусковыми установками СМ-316. Каждая СМ-316 представляет собой на­клонную ферменную конструкцию для размещения шес­ти транспортно-пусковых контейнеров СМ-324 для противокорабельных ракет «Оникс».

Зенитное вооружение МРК «Накат» представлено носо­вой ПУ ЗИФ-122 (палубная , поворотная) зенитного ра­кетного комплекса «Оса-МА» с боекомплектом из 20 зе­нитных ракет 9МЗЗ и РЛС управления 4КЗЗ.

Артиллерийское вооружение размещено в корме корабля и состоит из: 76-мм АУ АК-176 с боезапасом в 316 сна­рядов и шестиствольной 30-мм АУ АК-630М с боезапа­сом в 3000 снарядов. На крыше 1 яруса надстройки ус­тановлена РЛС управления артиллерийским огнем «Вым­пел» (МР-123/176).

Стандартное радиоэлектронное вооружение представле­но комплексом «Монолит», навигационной РЛС «Дон-2», системой предупреждения о лазерном облуче­нии «Спектр-Ф» (с четырьмя датчиками), комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и двумя ПУ ПК-16.

МРК проекта 1234.7 «Накат» — хорошо видны установки новых ракет «Оникс»

Особенности проекта 1234ЭМ

В середине 90-х г. 20 века в ЦМКБ «Алмаз» разработан (глав­ный конструктор Ю.В. Арсеньев) проект модернизации кораблей проекта 1234Э, по заказу Алжира. Главным ударным комплексом корабля стали 4 пусковых установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М, на крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э». На мачте разместили трехкоординатную РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ-1» (отсутствие характерного «колпака» «Оводов»), установили РЛС управления ору­жием «Ласка», оптико-электронную систему управле­ния артустановками «Ракурс» и радионавигацион­ную систему «Горизонт-25». В Санкт-Петербурге по этому проекту модернизировали 1 корабль для ВМФ Алжира.

Модернизированный алжирский МРК проекта 1234ЭМ. Облик корабля заметно изменился.

Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет и книги В.В. Костриченко, В.Е.Кузьмичёв «Пистолет у виска империализма», Москва, 2006.

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

Главное меню

Навигация по записям

Подробности проекта модернизации малых ракетных кораблей проекта 12341 “Овод”

В последнее время появилась информация о том, что на Тихоокеанском флоте на испытания вышел «Смерч», модернизированный МРК проекта 12341 «Овод». Как правильно это расценить, куда отнести: в успех или все-таки нет? Для того чтобы правильно все понять, надо окунуться в историю, что, благо, проблем не вызывает. Середина 60-х годов прошлого века. Это да, уже история. Но именно тогда были начаты работы над кораблями проекта, предназначаемыми для ведения боевых действий в закрытых морях и ближней океанской зоне. В отведенный тоннаж для ракетных катеров уложиться не удалось, потому и родился, в общем-то, новый класс, который получил у нас название малых ракетных кораблей (МРК). Корабли проекта 12341 имели тоннаж от 640 тонн, в то время как ракетные катера укладывались в 500 тонн и меньше. Наши потенциальные, оценив вооружение МРК не мудрствуя лукаво, занесли их в класс корветов. Действительно, на момент своего вступления на боевую вахту «Овода» являлись весьма зубастыми и проблемными для противника кораблями.

Читать еще:  Новости Т-95 - перспективный основной боевой танк

Они все еще оставались небольшими по размеру, довольно шустрыми (35 узлов) и обладали весьма впечатляющей дальностью: 4 000 миль на 12 узлах и 1800 на 18-ти. И с вооружением вроде бы был полный порядок. 6 противокорабельных ракет «Малахит», артиллерийские установки АК-176 и АК-630, а также зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» с боекомплектом в 20 зенитных управляемых ракет.

Почему «вроде бы» — об этом чуть ниже.

Были и существенные недостатки. Мореходные качества хромали на обе ноги, начиная со среднего волнения. А в сильную качку эксплуатация кораблей вызывала критику и злобное бурчание экипажей.

Вторым огромным недостатком было использование в конструкции кораблей лёгких алюминиево-магниевых сплавов марки АМг61 в конструкциях надстройки корпуса. Лёгкие сплавы являются менее прочными, чем стальные и при возникновении пожара легко воспламеняются, быстро горят и плавятся, затрудняя борьбу за живучесть корабля.

Примером этого является гибель «Муссона», в который попала ракета-мишень, запущенная с другого катера. Экипаж, выбитый взрывом ракеты и пожаром, начавшимся при воспламенении ракетного топлива и окислителя, не смог бороться за живучесть корабля. В итоге в результате катастрофы погибло 39 человек экипажа, ещё 37 человек удалось спасти. Но там еще и командующий Приморской флотилией контр-адмирал Головко свои разум и умения приложил.

Кстати, проданный Ливии МРК-9, он же «Tariq Ibn Ziyad», тоже сгорел. Правда, в реальном бою.

В общем, скажем так: корабль не без недостатков. Плюс откровенно слабая защита от атак с воздуха. Это показала и гибель «Муссона», и ливийских «Ean Zara» и «Ean Zaquit», которые не смогли отбиться от атак именно с воздуха.

Первая серия «Оводов», «чистые» МРК проекта 12341, уже давно списаны и разобраны. Остались на плаву корабли проекта 1234.1, самые свежие из которых «Ливень» (БФ) и «Разлив» (ТОФ) приняты в строй в 1992 году, а самый старый — «Буря» — в 1970-м.

Но нас, понятное дело, интересуют те корабли, которые еще в строю, а, следовательно, пойдут на эту самую модернизацию. То есть проект 1234.1.

«Штиль» и «Айсберг». В строю с 1979 года. Сорокалетние корабли, можно сказать, ветераны. Не могу сказать, что их наличие так меня радует, 40 лет – это срок.

Самый молодой – «Разлив». В строю с 1992 года. «Всего-то» 27 лет.

Остальные, как уже ясно, построены между 1979 и 1992 годами.

Модернизация коснется в первую очередь вооружения, потому что П-120 «Малахит» сегодня выглядит просто несерьезно.

Вместо 6 пусковых установок крылатых ракет П-120 «Малахит» с дальностью стрельбы до 150 км по примеру «Смерча» корабли получат 16 ПУ противокорабельных ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км и активными головками самонаведения.

Кроме того, будет произведена замена артиллерийских установок на более современные АК-176МА и АК-630М.

Х-35 «Уран» — это интереснее «Малахита». Ракета оснащается проникающей осколочно-фугасной БЧ, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. Плюс неплохая защита от электронного противодействия.

Но основной бонус заключается в том, что «Уран» вполне можно использовать и по наземным целям, что автоматически делает МРК теоретическим участником десантных операций, вполне способным поддержать десант.

Ну и 16 ракет вместо 6 – это весомая прибавка.

Кроме того, обновление коснется и двигательного отсека каждого корабля. Источники утверждают, что на МРК будут установлены новые двигатели, которые будут более экономичными, ну и вообще, новый двигатель на сорокалетнем корабле – это новый двигатель, даже если он и китайский.

Естественно будет добавить и современные системы управления артиллерийским огнем, поскольку у «Оводов» имеются большие проблемы со стрельбой артустановок при волнении больше 4 баллов.

Многие высказавшиеся специалисты считают, что по факту все эти новшества дадут «Оводам» вторую жизнь. И по окончании модернизации эти корабли будут отвечать самым современным требованиям морского боя.

Понятно, что против американских АУГов эти МРК воевать не будут. Шансов как бы нет, но в акваториях балтийской и черноморской «луж» они могут оказаться очень даже полезными. Ну и в островах на Тихом океане.

Даже несколько относительно небольших кораблей, несущих по полтора десятка малозаметных и защищенных от помех ракет универсального действия – это серьезно.

Идея неплохая. Вообще, идея воссоздания «москитного» флота с современными ракетами – весьма и весьма оптимистично смотрится, а главное, в отличие от всяких там авианосцев и эсминцев жуткого тоннажа с ядерными двигательными установками, осуществима.

Но здесь, естественно, есть «но». Это количество и возраст кораблей. Все-таки 12 кораблей на три флота, это, согласитесь, не очень много. Но лучше, чем ничего.

А вот возраст… От 40 до 27. Понятно, что даже глубокая модернизация даст эффект быстрее, чем постройка новых кораблей. Но сорок лет… Есть такие вещи, как усталость металла, внутренняя коррозия и прочие «удовольствия».

Можно ли будет всерьез рассчитывать на такие «старые новые» МРК? Конечно, время покажет, но опасения все равно остаются.

Читать еще:  Характеристики Ту-85 - стратегический бомбардировщик

Нам не хватает кораблей. Нам реально не хватает современных кораблей. Нам не хватает новых кораблей. Задуманное со старыми МРК проекта 1234.1 – это «костыли». Это, конечно, лучше, чем ничего, но это протезы вместо ног.

Если мы хотим иметь реальную защиту морских (и не только) границ, нам в первую очередь надо тратить деньги не на создание откровенно глупых и бесполезных проектов авианосцев и «эсминцев», над которыми будет ржать весь мир, а восстанавливать судостроительные предприятия и строить на них корабли, которые нам нужны были еще вчера.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Проект 1234 «Овод» — малые ракетные корабли типа «Буря»

Тактико-технические данные пр.1234Э

Тактико-технические данные пр.12341

Тактико-технические данные пр.12347


Малый ракетный корабль пр.1234 — Общий вид


Малый ракетный корабль пр.12341 — Общий вид

Система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф» с 1995 (Накат)
На Разливе в 2014 СУ МР-123 «Вымпел» заменена на СУ МР-123-02/3 «Багира»
На Пассате установлена НРЛС МР-231
На Смерче в 2017-2019 2х3 ПУ КТ-84 ПКРК «Малахит» заменены на 4х4 ПУ (16 ПКР 3М24 «Уран»), 1х1 76 мм АК-176 заменена на 1х1 76 мм АК-176МА. 20 сут
Нереализованные модификации: Пр.1234АУПК – с подводными крыльями

Распределение по флотам

БФ: МРК-9, 15, 21-25, Волна (с 24.04.1974 СФ), , Гейзер, Град, Гроза (с 4.09.1973 ЧФ), Гром (с 4.09.1973 ЧФ), Зыбь (зав.№80), Ливень (зав.№83), Метеор, Молния, Пассат, Прибой (зав.№66), Прилив (зав.№67), Прилив (зав.№75), Радуга, Ураган (зав.№65), Шквал, Шторм
ЧФ: МРК-3, 7 (с 1.08.1986 ТОФ), Вихрь (с 31.08.1977 ТОФ), Зарница, Зыбь (зав.№70), Мираж
СФ: Айсберг, Бурун (с 21.04.1978 БФ), Ветер, Заря, Метель, Накат, Прибой (зав.№74), Рассвет, Туча, Ураган (зав.№73)
ТОФ: Ливень (зав.№1005), Мороз, Муссон, Разлив, Смерч, Тайфун, Циклон

МРК-3: 540, 354, 961, 964(1977), 604(1978), 601, 603, 602(1982), 609(1984), 605(1986), 608(1990), 624(1.05.1990)
МРК-7: 356, 963(1971), 967(1972), 962(1977), 966(1978), 611, 602(1979), 623, 617(1982), 606(1984), 612(1984), 618(1986), 403(05.1987), 430(05.1990)
МРК-22: 904(1981)
МРК-25: 451?(1983)
Айсберг: 523, 511, 535(1988)
Бурун: 570, 591, 559(1986), 566(1990)
Ветер: 572(1978), 527, 523, 524(1995)
Вихрь: 972(1972), 966(1973), 978(1975), 351(1976), 955, 425(1985), 438(05.1990), 432(1994)
Волна: 950(1973), 943(1.05.1973), 941(1974), 927(1977), 528, 509?(1986), 505(1989)
Гейзер: 555(1990)
Град: 952(1972), 941(1973), 506, 567, 552(1987), 582(1990)
Гроза: 363, 977(1973), 970, 358(1977), 611, 604(1980), 613(1982), 614(1984), 604(1986), 619(1.05.1990)
Гром: 976(1974), 361(1976), 818(1979), 608, 604(1982), 605(1984), 607(1986), 622(1.05.1990)
Зарница: 363(1976), 973, 972, 607, 618, 606(1990), 621(1.05.1990)
Заря: 925(1977), 536(1982), 511(1985)
Зыбь (зав.№70): 608(1982), 609(1984), 605(1986), 620(1.05.1990)
Зыбь (зав.№80): 457, 560(1990)
Ливень (зав.№83): 475(1991), 551(1991)
Ливень (зав.№1005): 422(05.1987), 415(05.1990), 418(2000)
Метель: 923(1977), 534(1979), 542, 518?(1986), 515?(1986)
Метеор: 580(1988), 590(1990)
Мираж: 616(1986), 603(1986), 617(1.05.1990)
Молния: 945(1973), 565, 558(1989), 595(1990)
Мороз: 434, 450, 402(05.1990), 409(2000)
Муссон: 427(1982), 414(1984)
Накат: 455(1987), 502(1987), 526(1988), 520(2013)
Пассат: 465(1990), 570(1990)
Прибой (зав.№74): 540(1988)
Прилив (зав.№75): 475(1985), 538, 580, 599(1987), 562(1990)
Радуга: 942, 567, 598, 597(1986), 564(1990)
Рассвет: 534, 520(1996)
Разлив: 450(2000)
Смерч: 415, 418, 450(1987), 405(1990), 423(2000)
Тайфун: 994, 425, 427, 401(1983), 415(1984), 400(1988)
Туча: 527(1987), 524(1988), 505(1997)
Ураган (зав.№73): 540, 547(1988), 533(1997)
Циклон: 444(1979), 438, 430(1984), 425(1984), 435(1985), 412(05.1987), 444(05.1990)
Шквал: 947(1974), 915(1976), 957, 565(1978), 551(1984), 567
Шторм: 902(1976), 953, 587(1978), 567, 577(1990)

1987 – Муссон (16.04, затонул в Японском море в результате попадания ракеты-мишени)
1991 – МРК-3 (11.02), 1992 — МРК-7 (29.10), Гроза (19.03)
1993 – Волна (30.06), Град (30.06)
1994 – Вихрь (5.07), Заря (5.07), Радуга (5.07), Шквал (5.07)
1995 – Ветер (4.08), Гром (24.05), Тайфун (4.08), Циклон (17.01)
1998 – Метель (16.03), Шторм (16.03)
2001 – Молния (3.05), Прибой (зав.№74) (3.05)
2002 – Бурун (10.04), Прилив (зав.№75) (10.04), Ураган (зав.№73) (10.04)
2005 – Зарница (22.06), Метеор (22.06), Туча (22.06)
2012 – Накат (5.02)

Алжир: 3 единицы
Рейс Хамидоу 801 (до 4.07.1980 МРК-21), Салах Рейс 802 (до 9.02.1981 МРК-23), Рейс Али 803 (до 8.05.1982 МРК-22). Модернизированы по пр.1234ЭМ шифр «Овод-ЭМ» в Кронштадтском морском заводе 802 в 05.1997-06.2000, в Санкт-Петербурге «Северная верфь» на 801 в 10.2007-11.02.2011, 803 в 2011-12: 4х4 ПУ ПКР 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит», добавлена 1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов) (нет на 801, 803) – СУ «Ласка-Э» и опто-электронная СУ СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс», РЛК 3Ц-25Э «Гарпун-Э» (нет на 801, 803), РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо РЛС «Рангоут», РНС «Горизонт-25»

Индия: 3 единицы
Виджай Дург К71 (до 04.1977 Ураган (зав.№65)) списан 3.09.2002, Синдху Дург К72 (до 09.1977 Прибой (зав.№66)) списан 24.09.2004, потоплен как мишень 15.04.2005, Хос Дург К73 (до 04.1978 Прилив (зав.№67)) списан 5.06.1999, потоплен как мишень в 06.2000

Ливия: 4 единицы
Айн Мара 416, с 1991 Тарик ибн Зияд (до 10.1981 МРК-9) сгорел и затонул в Бенгази 3.11.2014 после обстрела артобстрела исламистами, Айн Эль Газала 417 (до 7.02.1983 МРК-24), Айн Зара 418 (до 02.1984 МРК-25) потоплен английскими самолетами 19.05.2011 в Мисрате, Айн Закут 419 (до 09.1985 МРК-15) потоплен американскими самолетами 24.03.1986 в районе порта Бенгази

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector