6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 12322 «Зубр» — малые десантные корабли на воздушной подушке

Содержание

Проект 12322 «Зубр» — корабли на воздушной подушке: история создания, технические характеристики, достоинства и недостатки, боевое применение

Преимущество кораблей на воздушной подушке (КВП, СВП) — минимальная или отсутствующая осадка. Это позволяет судам перемещаться не только по мелководью, но и по грунту или льду, преодолевая небольшие участки суши. Помимо свойств амфибии малая осадка обеспечивает кораблю высокую скорость хода.

Впервые идея подобной конструкции озвучена в начале XVIII века, технологии для реализации появились в конце XIX. Опытные образцы судов на воздушной подушке появились лишь в первой половине XX века. Сегодня в военных целях такие корабли применяются для десантирования, минирования, доставки грузов и техники.

Проект 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК, МДВКП). Предназначен для доставки и эвакуации пехоты и техники с оборудованного или необорудованного берега.

История разработки и создания десантного корабля

Для работ по проектированию нового судна на воздушной подушке у советских инженеров уже был достаточный опыт. В начале 1970-х гг на вооружении имелись десантные катера «Скат», «Кальмар» и корабль на воздушной подушке «Джейран».

В 1978 в «ЦМКБ Алмаз» поступило задание на проектирование более мощного десантного корабля на воздушной подушке по сравнению с имевшимся «Джейраном». Проект под номером 12322 получил название «Зубр». Акцент разработки ставился на увеличении скорости и ходовых качеств, грузоподъемности, а также улучшении боевого и радиоэлектронного вооружения.

Строительство новых судов началось в 1983. Первый опытный образец МДК-95, ставший головным кораблем серии, собран в 1986 году. После всех испытаний в 1988 данные суда на воздушной подушке приняты на вооружение. Последующие модели собирались с некоторыми доработками, учитывающими итоги испытаний.

К началу 1990-х гг в составе ВМФ СССР числилось 8 таких судов. С распадом СССР 5 из них отошли к России, 3 — Украине, еще один она смогла собрать самостоятельно. Российское производство новых кораблей было приостановлено, акцент смещен на экспорт. В Грецию было поставлено 4 «Зубра». Столько же Украина собрала для Китая.

На текущий момент в составе ВМФ России лишь два судна на воздушной подушке проекта 12322 — «Мордовия» и «Евгений Кочешков». В 2017 объявлено о возрождении серии, начало строительства новых кораблей ориентируют на 2020-21 гг.

Основные цели и задания

Основное назначение судов проекта 12322 — десантирование пехоты вместе с техникой. Для этого Зубр корабль способен принимать на борт подразделения с необорудованного берега, перевозить их морем, преодолевать участки суши, включая небольшие препятствия. Высадка десанта может производиться как на береговой линии, так и дальше в тыл противника.

С учетом технических характеристик «Зубр» способен высаживать десант на 70% побережья всех морей и океанов мира. Помимо этого, судно способно устанавливать минные заграждения, а также прикрывать высадку десанта имеющейся артиллерией.

Описание конструкции

Конструкция корабля включает три основных элемента: воздушную подушку, понтон (корпус) и надстройку. Отдельно выделяют и силовую установку, обеспечивающую нагнетание воздуха и движение судна. Характерная особенность данного типа судов — кормовые винты, возвышающиеся над основной частью корабля.

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» оборудован двумя электростанциями на базе газотурбогенераторов мощностью 100 кВт. Управление судном осуществляется с командного пункта, центрального поста управления или выносных пультов централизованно, удаленно, а также с применением систем автоматизации.

Корпус корабля

В основе судна на воздушной подушке находится прямоугольный понтон, обеспечивающий прочность и непотопляемость корабля. Для этого он имеет цельносварной корпус на основе высокопрочного алюминиево-магниевого сплава с повышенной стойкостью к коррозии.

Под корпусом располагается воздушная подушка, для ее удержания задействовано гибкое ограждение. Также оно обеспечивает необходимый подъем судна над опорной поверхностью. Ограждение двухъярусное, с гибким ресивером и навесами. Благодаря этому воздушная подушка крестообразно делится на секции с поперечными и продольными килями.

Внутренние помещения

Внутренние помещения ориентированы на комфортные условия для экипажа и десанта. Для этого реализована система вентиляции, кондиционирования и отопления. Имеется тепло- и звукоизоляция, последняя особо актуальна, учитывая уровень производимого шума. Внутренние конструкции выполнены из вибродемпфирующих материалов. Предусмотрены условия для комфортного питания и и отдыха экипажа.

Надстройка

Надстройка располагается на понтоне и делится двумя переборками на три отдельных отсека. Средний предназначен для перевозки техники и оборудован соответствующими аппарелями и дорожками для танков.

Боковые отделения включают жилые, служебные и технические помещения. Здесь размещаются основные и вспомогательные энергетические установки, системы обеспечения жизнедеятельности корабля и его защиты от оружия массового поражения. Также тут располагается экипаж судна и десантные группы.

Технические характеристики

Корабли проекта 12322 считаются самыми большими судами на воздушной подушке в мире. При рассмотрении его технических характеристик обращают внимание на габариты, грузоподъемность, ходовые свойства — аспекты, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

Силовая установка

В качестве двигателя используются 5 ГГТА общей мощностью в 50 тыс. л. с. Нагнетание воздушной подушки и винтов осуществляется от тягово-маршевой установки М35. Для этого процесса применяются четыре нагнетательные устройства НО-10, осевое рабочее колесо каждого достигает 2,5 метров.

Радиолокационное оснащение судов «Зубр» представлено следующими системами:

  • РЛС «Лазурь», на головном корабле вместо нее была установлена РЛС «Позитив»;
  • РЛС радиоэлектронной борьбы МП-411;
  • навигационная РЛС «Экран-1»;
  • средства связи Р-782 «Буран-6Э», ориентированная на различные диапазоны.

Также имеется комплекс управления оборудованием и движением КСУ ТСДК «Флора-32». Ожидается, что с возобновлением производства на новые суда будут установлены современные РЛС и средства радиоэлектронной борьбы.

Максимальная скорость

Скорость хода судна на воздушной подушке «Зубр» составляет 60 узлов (111 км/ч). Дальность хода — 300 миль при скорости в 55 узлов, автономность плавания — 5 суток.

Экипаж

Экипаж «Зубра» составляет 27 человек. Для десанта предусмотрено 4 помещения по 140 мест. При отсутствии техники корабль может перевозить до 500 человек.

Габариты и водоизмещение

По габаритам судно на воздушной подушке «Зубр» имеет следующие показатели:

  • длина — 57,3 м;
  • ширина — 25,6 м;
  • высота по верхней палубе — 21,9 м;
  • осадка — 1,6 м.
Читать еще:  Боевое применение МиГ-3 - высотный истребитель

Вес судна соответствует его водоизмещению. У «Зубра» масса корабля составляет 555 тонн.

Движители

Обеспечивающая движение судна тяга создается за счет трех четырехлопастных реверсивных винтов с принудительным управлением шагом. Диаметр винтов — 5,5 м, установлены в кольцевых насадках из полимерных композитов.

Вооружение и транспортные характеристики

С учетом назначения судна «Зубр» обращают внимание не только на его ходовые качества, но и на десантную вместимость. Учитывается и вероятность поддержки высадки собственным вооружением, а также необходимость самообороны против возможных атак.

Десант

Количество перевозимого десанта зависит от загружаемой техники. Общая грузоподъемность корабля — 150 тонн. При отсутствии боевых машин и танков судно способно принимать на борт до 500 человек. В остальных случаях все зависит от загрузки.

Танки, БТР, БМП

Десантирование техники осуществляется несколькими вариантами:

  • три основных танка суммарной массой до 150 тонн;
  • 10 БТР до 131 т весом и 140 человек десанта;
  • 8 БМП весом до 115 тонн с сопровождением;
  • 8 плавающих танков.

Загрузка и высадка производится через аппарель в носовой части судна. Для танков предусмотрены специальные дорожки.

МС-227 «Огонь»

Артиллерийское вооружение «Зубра» представлено двумя пусковыми установками А-22 (МС-227) «Огонь». Данные комплексы рассчитаны на поражение целей неуправляемыми ракетами калибра 140 мм. Имеется система управления огнем. Боекомплект на каждую установку — 66 снарядов.

Две автоматические 30-мм пушки

В качестве зенитной артиллерии используются две установки АК-630. Каждая имеет по 6 стволов калибром 30 мм. Боекомплект — 3000 снарядов. Могут вести огонь по воздушным и наземным или надводным целям. Система управления — МР-123-02. Дополнительно на борту имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» или Stinger.

Достоинства и недостатки

К достоинствам судов на воздушной подушке относят их ходовые свойства. Преодоление участков суши позволяет входить в акваторию рек и десантировать войска в глубоком тылу противника. Также «Зубр» способен ходить в северных морях в период ледохода.

Подчеркивается десантная вместимость корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с ориентиром на технику и десант. Однако имеется и ряд недостатков, связанных с общими свойствами судов на воздушной подушке:

  • высокий уровень шума, делающий скрытность операции минимальной;
  • уязвимость для большинства вооружений, включая легкое стрелковое;
  • зависимость скорости и дальности хода от погодных условий и ветра.

Данные факторы в определенной степени ограничивают применение судов «Зубр». Оптимальной считается быстрая переброска войск в контролируемом союзными кораблями секторе. Подходит и для локальных операций. Однако участие таких судов в масштабных действиях остается под вопросом.

Боевое применение

Несмотря на длительный период службы суда на воздушной подушке «Зубр» не имели применения в боевых условиях. С момента принятия на вооружение корабли регулярно участвуют в проводимых учениях по высадке десанта. Последние прошли на Балтийском флоте. Помимо высадки БТР-82 и подразделений штурмовой морской пехоты отрабатывались и артиллерийские стрельбы.

По результатам проведенных учений было принято решение о модернизации имеющихся в составе флота двух «Зубров» — МДКВП Мордовия и «Евгений Кочешков», а также строительстве новых судов данного типа. Планируется установить новые навигационные системы, обновить вооружение, средства связи и управления. О сроках строительства и модернизации точных сведений пока не имеется, ориентир делается на начало 2020-х гг.

пр.12322 Зубр — POMORNIK

Малый десантный корабль на воздушной подушке. Разработка десантного корабля на воздушной подушке (КВП) начата в 1978 г. ЦМКБ «Алмаз». Новый проект КВП создавался с использованием наработок по КВП пр.12321 «Джейран». Эскизный проект разработан заместителем главного конструктора ЦМКБ «Алмаз» Г.Д.Коронатовым. Главные конструкторы пр.12322 — Озимов Л.В., Мохов Ю.М. и Семенов Ю.П. Головной КВП пр.12322 МДК-51 вошел в состав ВМФ в 1988 г. Конструкция серийных кораблей проекта отличается доработками.

По состоянию на 2014 г. (и ранее) КВП пр.12322 «Зубр» является самым большим КВП в мире.

Конструкция:
Корпус МДК выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.


Модель КВП пр.12322 «Зубр» в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


КВП «Евгений Кочешков» (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).

Производство гибкого ограждения осуществлялось заводом «Ярославль-Резинотехника» (г.Ярославль).

Погрузка и выгрузка полезной нагрузки (десанта) осуществляется через откидные ворота в носовой части корабля.

Двигательная установка М35, производитель — НПК газотурбостроения «Зоря — Машпроект» (г.Николаев, Украина).
— тяговая / маршевая установка М35-1 — 3 х 10000 л.с. ГТД ДП71 (МТ-70) с маршевыми редукторами РО-35-10 с 4-х лопастными реверсивными винтами АВ-98 с принудительным управлением шага в кольцевых насадках. Агрегат управления винта — АУ-4.
Производитель винтов с агрегатами управления — НПП «Аэросила» (Украина).
Производитель кольцевых насадок из композитных материалов — КТБ «Судкомпозит» (г.Феодосия, Украина).
Диаметр винтов — 5.5. м

— нагнетательная установка М35-2 — 2 х 10000 л.с. ГТД ДП71 с нагнетательными агрегатами НО-10 (4 агрегата), включающими в себя нагнетательные редукторы РО35-21 и РО35-22.
Диаметр рабочих колес — 2.5 м


(http://mildeal.info)


ГТД ДП71 (http://mildeal.info).

Энергетика:
— 2 газотурбинных генератора ГТГ-100К мощностью по 100 кВт
или
— 2 дизель-генератора «Вольво-Пента» (пр.12322Э)

ТТХ корабля:
Экипаж — 27 чел (в т.ч. 4 офицера, 7 мичманов)

Длина — 57,3 м
Ширина — 25,6 м
Осадка — 1,6 м
Высота — 21.9

Водоизмещение:
— стандартное — 500 т
— полное — 555 т

Скорость полного хода — 63 уз
Дальность плавания — 300 миль (на скорости 55 уз)
Автономность — 5 суток

Полезная нагрузка:
— 3 основных танка типа Т-80 массой до 150 т
— 10 БТР суммарной массой до 131 т и 140 чел десанта
— 8 БМП или плавающих танков суммарной массой до 115 т и 140 чел десанта
— до 500 чел (140 чел в помещениях для десанта и 360 чел в переоборудованном помещении для техники)
— 78 мин (вместо десанта)

Вооружение:

— 2 х 22 х 140 мм выдвижные ПУ МС-227 РСЗО А-22 «Огонь» (боезапас — 132 выстрела ОФ-45, ЗЖ-45) с системой управления ДВУ-3

Читать еще:  РПГ-1 - ручной противотанковый гранатомёт


КВП «Евгений Кочешков» пр.12322 «Зубр» Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).


Установки МС-227 комплекса А-22 «Огонь» на КВП «Евгений Кочешков» пр.12322 «Зубр» Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).

— 2 х 6 х 30 мм артиллерийская установка АК-630М (боезапас — 3000 выстрелов) с системой управления МР-123-01 «Вымпел» (на МДК-51 без СУ);

— 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (боезапас — не менее 8 и не более 32 ЗУР);

Оборудование:
— РЛС «Позитив» (на головном МДК-51)
— РЛС «Лазурь» (на серийных КВП)
— РЛС РЭБ МП-411
— навигационная РЛС «Экран-1»
— комплекс связи Р-782 «Буран»

По состоянию на 2011 г. (Россия, источник, дополнения):
Радиотехническое:
— инерциальная навигационная система «Горизонт-25» с приемоиндикатором GPS NT-300D.
— изделие 6710З-1
— система сопряжения РЛС «Звездочка-12322»

Навигационное:
— гирокурсоуказатель ГКУ-2
— магнитный компас КМ69-М2
— радиодоплеровский дрейфолаг РДЛ-3-АП100-Э
— радиопеленгатор РН
— комплект аппаратуры спутниковой навигации
— изделие центральной гироскопической навигации «База-12322»

Средства связи:
— автоматизированный комплекс связи «Буран-6Э»
— комплект средств радиосвязи ГМССБ для морского района А2
— автоматизированное радиоприемное устройство «Бригантина»
— комплекс ГГС и трансляции П-405
— 2 х ВНЦ-452
— светосигнальный прибор

Специальное оборудование:
— средства защиты от ОМП
— средства защиты от неконтактных мин
— бронирование
— средства визуальной маскировки

Комплексная система управления техническими средствами и движением (КСУ ТСДК) «Флора-32». На КВП пр.958 «Бизон» (Украина) используется функциональный аналог — КСУ ТСДК «Сирена» производства НПО «Фиолент» (г.Симферополь).

Модификации:
— пр.12322 «Зубр» — базовый вариант десантного КВП. Головной корабль проекта имел некоторые отличия от серийных кораблей по конструкции и оборудованию.

— пр.12322Э — экспортный вариант, поставлялся в Грецию.

— пр.958 «Бизон» (Украина) — модификация КВП украинского производства. Поставляется в Китай, а так же планируется к сборке в Китае по украинской лицензии. Вероятно, корабль в оригинальном проекте не оснащается системами вооружения — их будет устанавливать заказчик. Гибкое ограждение воздушной подушки спроектировано и произведено в г.Николаев (Украина). Два комплекта винтов АВ-98 для КВП закуплены в России вместе с агрегатами управления АУ-4, далее планируется наладить местное производство винтов с агрегатами управления. Так же из России поставлены два комплекта навигационных систем «Горизонт-25» для установки на первые два корабля проекта.


Головной КВП пр.958 «Бизон» украинского производства, ФСК «Море», г.Феодосия. Сентябрь 2012 г. (источник).

Статус: СССР / Россия

— 1993 г. — в ВМФ 7 КВП пр.12322. Ведется раздел Флота с Украиной — 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ «Море» (г.Феодосия) переданы Украине.

— 2011 г. 22 декабря — в СМИ заявлено, что Главный штаб ВМФ России принял решение не заказывать у промышленности новые корабли проекта 12322. В составе ВМФ остается 2 корабля проекта — «Мордовия» и «Евгений Кочешков» (оба — Балтийский флот)..

— 2014 г. 11 марта — КВП «Евгений Кочешков» прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ «Янтарь». Специалисты завода «Янтарь» отремонтировали двигательную установку корабля, обновили корпус, другое оборудование. Главное — установлено новое гибкое ограждение — «юбка». Второй КВП «Мордовия» так же входит в состав Балтийского флота (источник).

Украина
:
— 1993 г. — 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ «Море» (г.Феодосия) переданы Украине.

— 2009 г. — Украина заключила контракт на поставку до 2014 г. 4 кораблей пр.958 «Бизон» — это адаптированный к современным возможностям украинской экономики и переименованный пр.12322 «Зубр». Два корабля планируется построить на Украине, 2 корабля планируется строить по лицензии в Китае. Сумма контракта — 315 млн USD.

— 2010 г. — на судостроительном заводе ФСК «Море» в Феодосии заложен первый КВП пр.958 «Бизон».

— 2011 г. апрель — на ФСК «Море» в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным — это не МДК заводской №306 пр.12322!

— 2012 г. сентябрь — из цеха ССЗ «Море» в Феодосии выкачен первый вновь построенный МДК пр.958. Начаты швартовые испытания.

— 2013 г. 12 апреля — в Феодосии подписан акт приемки Заказчиком (ВМС Китая) головного десантного КВП пр.958 (источник).

— 2014 г 01 марта — в связи с вероятностью военных действий на территории п-ова Крым с Феодосийского ССЗ «Море» выведен, погружен на перевозчик и отправлен в Китай второй корабль пр.958 «Бизон», который строился Украиной для ВМС Китая (источник).

Экспорт:
Греция:
— 2000-2004 г.г. — поставлено 4 КВП (Украина — 1, Россия — 3).

— 2011 г. — 2 КВП в составе ВМС (?).

Китай:
— 2009 г. — Украина заключила контракт на поставку до 2014 г. 4 кораблей пр.958 «Бизон» — это адаптированный к современным возможностям украинской экономики и переименованный пр.12322 «Зубр». Два корабля планируется построить на Украине, 2 корабля планируется строить по лицензии в Китае. Сумма контракта — 315 млн USD.

— 2011 г. апрель — на ССЗ «Море» в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным — это не МДК заводской №306 пр.12322.

— 2013 г. 12 апреля — в Феодосии подписан акт приемки Заказчиком (ВМС Китая) головного десантного КВП пр.958 (источник).


Выгрузка с транспортного судна головного КВП пр.958 «Бизон» украинской постройки в Китае, 25 мая 2013 г. (http://news.ifeng.com).


Выгрузка с транспортного судна головного КВП пр.958 «Бизон» украинской постройки в Китае, 25 мая 2013 г. (http://www.huanqiu.com).


Первое фото строящегося в Китае КВП пр.958 «Бизон» украинской разработки, опубликовано 22.10.2013 г. (http://mil.news.sina.com.cn).

— 2014 г 01 марта — в связи с вероятностью военных действий на территории п-ова Крым с Феодосийского ССЗ «Море» выведен, погружен на перевозчик и отправлен в Китай второй корабль пр.958 «Бизон», который строился Украиной для ВМС Китая (источник).


Второе экспортное СВП пр.958 «Бизон» на территории ССЗ «Море», Украина, Феодосия, февраль 2014 г. (фото — Ne formal, http://forums.airbase.ru).


Буксировка второго экспортного СВП пр.958 «Бизон» с ССЗ «Море» в порт Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (фото — Павел Анфимов, http://phistory.info).


Второе экспортное СВП пр.958 «Бизон» на судне-перевозчике в порту Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (http://kuleshovoleg.livejournal.com/).

Малые десантные корабли на воздушной подушке типа «Зубp»

  • 3 газотурбинных двигателя М-70 (3х10,000 л.с.).

Привод нагнетателя ВП

  • 2 газотурбинных двигателя М-70 (2х10,000 л.с.).
  • 4 газотурбинных генератора ГТГ (4х100 КВт).
  • 3 воздушных винта в кольцевых насадках.
  • 2 х 30мм автоматические установки типа АК-630.
  • 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или Stinger.
  • рлс общего обнаружения «Позитив»;
  • навигационный комплекс Экран» в обеспечении РЛС МР-244-3;
  • комплекс средств РЭБ «Слябинг»;
  • комплекс средств связи «Буран».
  • три танка Т-80 и 100 человек десанта;
  • 10 БТР или восемь «БМП-3» и 140 человек десанта;
  • 500 человек личного состава десанта с полным снаряжением.

Содержание

История создания

Предпосылки появления

Перед конструкторами стояла задача создать судно на воздушной подушке, которое будет органичным развитием проекта 12321 «Джейран».

Читать еще:  Характеристики Проект 1135 (тип "Буревестник") и 11351 (тип "Нерей") - сторожевые корабли

Проект 12322 МДК «Зубp» должен был отвечать следующим требованиям: транспортировка личного состава военных подразделений, боевой техники и/или грузов, с забором и высадкой/разгрузкой на необорудованных береговых линиях в количествах, превышающих таковые у кораблей проекта 12321.

Проектирование и строительство

Проектированием занималось центральное конструкторское бюро «Алмаз» под руководством Ю.М. Мохова.

К постройке головного корабля серии «МДК-51» приступили в конце 1982 г. В октябре-ноябре 1985 г. в процессе проведения заводских ходовых испытаний на сдаточной базе в Таллине был выявлен целый ряд конструктивных недостатков. Корабль дважды шестнадцатого декабря 1985 года и семнадцатого января 1986 года безуспешно пытался совершить самостоятельный переход из Таллина в Балтийск. В результате второго февраля 1986 года на буксире его доставили на судостроительный «Янтарь» в Калининграде. После замены гибкого ограждения (новым ограждением более совершенной конструкции), усиления днища понтона и фундаментов нагнетательных двигателей, испытания корабля продолжились.

Со второй половины 1986 года они проводились в рамках так называемых «специальных всесторонних испытаний», а уже в июле 1987 г. корабль совершил первый длительный безаварийный переход из Балтийска в Таллин. В процессе специальных всесторонних испытаний удалось отработать конструкцию гибкого ограждения, схему приема воздуха к двигателям-нагнетателям, работу системы ИНТЕГРАЛ и т. д. Благодаря этому серийные корабли, в конструкцию которых были внесены соответствующие изменения, вступали в строй без каких-либо проблем.

Стапельный период постройки кораблей пр. 12322 осуществлялся в эллинге на порталах (опорных тумбах). Панели алюминиево-магниевого сплава сваривались в блоки из которых затем формировали корпус, надстройки и рубку. Когда постройка завершалась под порталы подводили специальные тележки, в которых были сгруппированы колеса авиационных шасси. МДК перемещали из эллинга на причал при помощи тросовой системы. После этого кранами его спускали на воду.

Предполагалось что МДК пр. 12322 по мере постройки будут заменять собой КВП «Джейран» проект 12321, т.е. вся серия должна была составить 17 ед.

МДК строились в Ленинграде на ПО «Алмаз» и в Феодосии на ФИО «Море». С 1989 г. и до момента распада СССР успели заказать 13 кораблей, из которых ввели в строй восемь единиц. На этот момент в различных стадиях постройки находились еще четыре МДК, по два корпуса на ПО «Алмаз» и ФПО «Море». Корабли, находившиеся в постройке на ПО «Алмаз», после распада СССР вывели из эллинга на причал и законсервировали. Какие-либо работы на них прекратили.

На базе судостроительного завода «Море» в Феодосии планируется возобновить строительство десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубp». Об этом сообщил глава Министерства промышленности Крыма Андрей Скрынник. Ожидается, что все крымские предприятия, относящиеся к сфере ОПК, будут перерегистрированы к началу 2015 года. Также министр предположил, что в строительстве военных кораблей будут задействованы до шести крымских заводов.

Конструкция

Особенности конструкции

Корпус корабля полностью сварной и изготовлен из алюминиево-магниевого сплава.

В основе корпуса «Зубра» лежит платформа прямоугольной формы, которая является основной несущей частью корпуса. На платформе размещается надстройка, разделенная переборками на три отсека. В средней части находится перевозимая техника. В кормовом отсеке располагаются главные и вспомогательные силовые установки, и системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава десантных подразделений и экипажа.

Конструкция «Зубpа» позволяет преодолевать вертикальную стену высотой до 1,6 м, и выходить с полной загрузкой на необорудованный берег имеющий уклон до 5°. Мореходность корабля позволяет выход в море при волнении до 5 баллов и использовать вооружение при движении на воздушной подушке при волнении до 2 м и скорости ветра любого направления до 12 м/с.

Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, «Зубp» может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДК «Зубp» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.

Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели.

Корабль на воздушной подушке не имеет якоря, его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в не рабочем состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль имеет хорошую маневренность.

Центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа. Управляет судном один человек, официально называемый пилотом. Со своего рабочего места пилот с помощью пяти экранов контролирует состояние ходовых и подъёмных двигателей, генераторов и других систем корабля.

«Зубpу» свойственна легкая управляемость. За согласованную работу всех элементов управления отвечает АСУ «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами может быть централизованным дистанционным, дистанционным автоматизированным и автоматическим. Управление судном может осуществляться с выносных пультов управления, когда на мостике вообще никого нет.

Энергетическая установка

Двигатель судов проекта 12322 типа «Зубp» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубpа». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15 °C) или 40 уз (при 35 °C). В отличие от прототипа на «Зубpе» два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий.

Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой и третьей ступенях — через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа «Циклон», а на второй — через пористые фильтры с коагуляцией капель воды.

Максимальная скорость составляет 111 км/ч, дальность хода 555 километров.

Экипаж и обитаемость

Про обитаемость информации мало. Отсеки экипажа располагаются в носовой части судна. На корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Автономность составляет для экипажа 5 суток, для экипажа и десанта 1 сутки. Видео (смотри раздел «видео») дает представление об уровне комфорта рядового состава «Зубpа».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector