1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 11435 — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

пр.11435 — KREML / KUZNETSOV


Церемония приёмки авианосца «Liaoning» в состав ВМС Китая, г.Далян, 23.09.2012 г. (http://forums.airbase.ru, источник — http://weibo.com).


Авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на параде в День ВМФ в Североморске, 29.07.2012 г. (фото — Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


Авианосец «Shi Lang» — бывший «Варяг» пр.11436, Китай, 2012 г. (http://www.china-defense-mashup.com).


Художественное представление будущего первого китайского авианосца «Shi Lang» — бывшего «Варяга» пр.11436 (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).


Авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на циркуляции, вероятно 2011-2012 г.г. (http://military-photos.livejournal.com).


Авианосец «Shi Lang» на ходовых испытаниях в Желтом море, 100 км к юго-востоку от Даляна, 8 декабря 2011 г. (http://digitalglobe.com).


Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на стоянке в Североморске (http://forums.airbase.ru).

Постановление СМ СССР от 13.10.1978 г. поручало МО СССР выдать ТТЗ на корабль пр.11435, а Минсудпрому — разработать эскизный и технический проекты в 1979-1980 г.г. Строительство серии кораблей по пр.11435 предполагалось вести в течение 1981-1990 г.г. на стапеле «О» завода в г.Николаеве. Главный конструктор проекта на начальном этапе — О.П.Ефимов, с конца 1979 г. — В. Ф. Аникиев. Эскизный проект одобрен главкомом ВМФ С.Г.Горшковым в ноябре 1979 г. (см.эскизный пр.11435). В начале 1980 г. министр обороны Д.Ф.Устинов подписал директиву Генштаба (Н. В. Огарков, Н. Н. Амелько), которая требовала изменить пр.11435 (см.пр.11435 Устинова-Амелько). Планом на 1981-1990 г.г., утвержденным в марте 1980 г., сроки проектирования переносились на два года, а строительство — на 1986-1991 г.г. Проект договора на строительство головного корабля ССЗ в г.Николаеве получил 14 марта 1980 г. В апреле 1980 г. Главком ВМФ С. Г. Горшков утвердил ТТЗ на выполнение НПКБ проектных проработок с целью реализации директивы министра обороны об изменении проекта. 23 июля 1980 г. вышло решение МСП, МАП, ВМФ и ВВС, которым разработка пр.11435 по постановлению СМ СССР от 13.10.1978 г. была признана выполненной.

Использование авиации на новом проекте ТАКР прорабатывалось по постановлению СМ СССР от 26 марта 1980 г. (на основании этого постановления был расторгнут договор на строительство от 14.03.1980 г.). В ноябре 1980 г. ЦНИИВК откорректировал ТТЗ на пр.11435 (см. пр.11435 ЦНИИВК). В конце 1980 г. было принято решение о закладке второго корабля пр.1143.4 с сохранением размерности и основных ТТХ вместо пр.11435. В феврале 1981 г. министерства судостроения и авиационной промышленности разработали предложения по усовершенствованию пр.1143.4., которые в апреле были трансформированы в сокращенный техпроект 1143.42 (см.ниже), отданный для проработки в НПКБ. 3 марта 1981 г. от Главного Управления Кораблестроение ВМФ на завод в г.Николаеве поступил договор на строительство заказа №105 (заводской номер). В сентябре 1981 г. удалось добиться решения министра обороны об увеличении водоизмещения на 10000 тонн. После этого ВМФ запросил изменить проект под ПКР «Гранит» с увеличением авиакрыла до 50 самолетов со взлетом с использованием трамплина и без катапульты (см.ниже пр.1143.42 МО).

В процессе модернизации стапеля «О» и всего судостроительного завода было принято решение совместить наработки по пр.1143.42 и пр.11435. Корректировка проектов была завершена в марте 1982 г. Новый пр.11435 (итоговый технический проект) по предложению Главкома ВМФ С.Г.Горшкова был принят постановлением СМ СССР №392-10 от 7 мая 1982 г. и 1 сентября 1982 г. корабль под названием «Рига» был заложен на стапеле «О» завода в г.Николаев. В ноябре 1982 г. корабль переименован в «Леонид Брежнев» и в декабре начали монтаж первого блока корпуса нового корабля. Первый блок поднят на стапель 22 февраля 1983 г. Впервые в СССР корпус собирался из 24 конструкционных блоков (длина блоков — 32 м, ширина — ширина корпуса, высота — около 13 м, масса — 1400-1700 тонн) и блока-надстройки. Энергетическое оборудование заказано для корабля с поставкой в 1983-1984 г.г. в итоге монтаж оборудования велся на уже частично готовном корпусе, что заставило вскрывать палубы и существенно замедлило строительство. В 1983 г. СМ СССР принял решение о строительстве второго корабля пр.11435 и в январе 1984 г. от ГУК ВМФ на завод поступил договор на его строительство. Первая публикация фотографий ТАКР «Леонид Брежнев» была отмечена в 1984 г. во французском журнале Science et Vie (фотографии со спутника). Готовность корабля №105 в марте 1984 г. составляла 13%, в декабре 1984 г. — 20%. Формирование корпуса заказа 105 завершено в марте 1985 г. Готовность корабля на 01 мая 1985 г. 26.4%.

Читать еще:  С-75 "Двина" - зенитно-ракетный комплекс

Спуск первого ТАКР пр.11435 «Леонид Брежнев» (спусковая масса — 29000-32000 тонн по разным данным, готовность 35.8%) состоялся 4 декабря 1985 г. одновременно (через 20 минут) был заложен второй корабль пр.11435 — «Рига», заводской №106 (по данным некоторых источников — второй корабль заложен по пр.1143.6). Весной 1986 г. главным конструктором пр.11435 назначили П. А. Соколова. Летом 1987 г. ТАКР «Леонид Брежнев» переименован в «Тбилиси». Готовность корабля по итогам 1987 г. 55-57% (отставание от плана 15% по вине поставщиков комплексов оборудования и систем). 25 ноября 1988 г. второй корабль пр.11435 спущен на воду и произошла закладка корабля пр.1143.7 (атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск»). Готовность корабля №105 по итогам 1988 г. — 70%, январь 1989 г. — 71%, стоимость уже построенного корабля 522 млн.руб при нехватке поставок на сумму 195 млн.руб (итого — 717 млн.руб в ценах 1988-1989 г.г.). Готовность корабля на конец марта 1989 г. 75%. Весной 1989 г. главным конструктором назначен Л.В.Белов и начаты швартовые испытания «Тбилиси» (07.06.1989 г. — 25.05.1990 г.). Июль 1989 г. — готовность заказа 105 — 80,05% (при плане 76,6%), на корабль поставлено около 50% радио-электронных систем и оборудования. Основная масса систем была получена заводом летом-осенью 1989 г.

Первый выход в море заказа 105 состоялся 20 октября 1989 г. (выход завершен 25 ноября 1989 г.) — выход в море неготового корабля был разрешен совместным решением МСП, МАП, ВМФ и ВВС без докования, без магнитной обработки, без части оборудования, но готовым для работы с авиакрылом. Летно-конструкторские испытания совместно с авиакрылом начались осенью 1989 г. Первую посадку на палубу «Тбилиси» 1 ноября 1989 г. совершил самолет Су-27К. в тот же день состоялся первый взлет самолета с его палубы (МиГ-29К). комплектация корабля системами вооружений (последний модуль ЗРАК «Кортик») и РЭО (подсистема МП-407 системы РЭБ «Создвездие») завершена в феврале 1990 г. Готовность корабля 105 на 01 февраля 1990 г. 86.95%.

Заводские ходовые испытания прошли в период с 28 мая (25 мая по др.данным — Макаров) по 31 июля 1990 г. В августе 1990 г. ТАКР «Рига» переименован в «Варяг», а 4 октября 1990 г. «Тбилиси» переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 29 сентября 1990 г. корабль вернулся на завод для ревизии механизмов и окончательной отделки — за время первого этапа испытаний корабль прошел 16200 миль, выполнено 454 полета ЛА с палубы, пуски ракет комплекса «Гранит» не проводились. Государственные испытания «Адмирала Кузнецева» завершены 25 декабря 1990 г. и корабль вошел в состав ВМФ. Испытания ТАКР и самолетов на Черноморском флоте продолжались до конца 1991 г. после чего корабль перешел на Северный флот и 20 января 1992 г. вошел в его состав. В ноябре 1991 г. ВМФ России приостановил платежи Черноморскому судостроительному заводу (г.Николаев) необходимые для строительства ТАКР «Варяг» (готовность 67-75% по разным оценкам) и АТАКР «Ульяновск» (готовность около 20%). В 1995 г. «Варяг» исключен из состава ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов МО РФ, после чего продан в Макао (апрель 1998 г., покупатель — компания из Макао Chong Lot Travel Agency Ltd, цена $20 млн) и в итоге оказался в Китае, где достраивается как авианосец (2002 г.).

uCrazy.ru

  • maksrevol
  • 4 февраля 2007 21:48
  • 3236

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» был построен на Черноморским судостроительном заводе в городе Николаеве. Проект разработан на основе предшествующего ТАКР «Адмирал Горшков» (проект 1143.4, бывший «Баку»), который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у «Адмирала Горшкова»). Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 1143.5) был заложен в 1985, а второй корабль этого же типа «Варяг» — в 1988, но его строительство не было завершено.
Проект 1143.5 может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели. Площадь летной палубы составляет 14700 квадратных метров, и летная палуба оснащена расположенной под углом 12 градусов взлетно-посадочной полосой. Летная палуба оборудована аэрофонишерами. Два подъемника доставляют авиатехнику из ангара на летную палубу. Корабль имеет возможности по вместимости и обслуживанию на 16 самолетов Як-41М (известен под кодовым наименованием НАТО «Фристайл») и 12 самолетов Су-27К (Су-33) (кодовое наименование НАТО «Фланкер») входящих в авиасоединение самолетов и соединение вертолетов, включающее 4 Ка-27ЛД (кодовое наименование НАТО «Хеликс»), 18 Ка-27ПЛО и 2 Ка-27С.

Читать еще:  Характеристики Проект 877 (636) «Палтус» - дизель-электрические подводные лодки

Корабль оснащен противокорабельными ракетами Гранит (поверхность-поверхность), оборудовано 12 пусковых установок. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием «Shipwreck» и имеют дальность свыше 400 километров. Противовоздушное ракетно-артиллерийское вооружение включает противовоздушные ракеты Клинок с 24 вертикальными пусковыми установками и 192 ракетами. Эта система защищает корабль от противокорабельных ракет, самолетов, беспилотных летательных аппаратов и надводных кораблей. Управление осуществляется с помощью многоканальной РЛС с фазированной решеткой с электронным управлением. Система включает управляющую систему, подпалубную пусковую установку с четырьмя пусковыми модулями барабанного типа, каждый из которых имеет 8 ракет и ракетами «поверхность-воздух» в контейнерной пусковой установке. Система может достигать частоты запуска 1 ракета каждые 3 секунды. Четыре цели могут быть атакованы одновременно в секторе 60 х 60 градусов. Дальность поражения составляет 12-15 километров. Противовоздушная система Каштан, изготовляемая Тульским машиностроительным заводом имеет 4 командных и 8 боевых модулей с 256 противовоздушными ракетами. Система обеспечивает защиту от «точного» оружия, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, самолеты, вертолеты и малоразмерные морские цели. Радиус действия ракет 1,5 — 8 километров. Орудия могут вести огонь со скорострельностью до 1000 выстрелов в минуту на дальность 0,5 — 1,5 километров. Зенитные орудия — AK630 АД. Корабль оборудован системой противолодочной обороны Удав-1 с 60 противолодочными ракетами. Удав-1, поставляемый Научно-Производственной Ассоциацией «Сплав», защищает надводные корабли, отвлекая и уничтожая торпеды противника. Система также обеспечивает защиту от подводных лодок, карликовых подводных лодок и диверсионных средств, таких как подводные мотоциклы. Система имеет 10 секций и способна вести огонь глубинными реактивными снарядами 111СГ, ставить минные заграждения (111СЗ) и использовать отвлекающие снаряды (111СО). Дальность действия составляет до 3000 метров по горизонтали и до 600 метров по глубине.
РЛС корабля включают РЛС обнаружения воздушных и морских целей, РЛС обнаружения низколетящих целей (обнаруживают низколетящие самолеты и ракеты), РЛС управления полетами, навигационную РЛС и четыре РЛС управления огнем для системы ПВО Каштан. Корабельное гидролокационное оборудование включает расположенный в корпусе корабля гидролокатор обнаружения и управления вооружением, действующий на средних и низких частотах, способный обнаруживать торпеды и подводные лодки. Противолодочная авиация корабля оборудована РЛС поиска надводных целей, погружаемыми гидролокаторами, погружаемыми буями и детекторами магнитных аномалий. Корабельные электронные системы включают Боевой информационный центр и систему боевого авиасопровождения. Корабль имеет навигационную систему и средства связи, включая спутниковую связь.
Корабль оснащен 8 котлами и 4 паровыми турбинами, каждая мощностью 50000 л.с., вращающими 4 вала с винтами фиксированного диаметра. 3857 помещений корабля включают 387 кают, 134 помещения для экипажа с 50 душевыми, 6 столовыми, 120 складскими помещениями и 6000 метров коридоров и переходов.

Тактико-техническая характеристика:
Длина, м 303
Длина по ватерлинии, м 270
Ширина, м 72
Ширина по ватерлинии, м 35
Осадка, м 9
Водоизмещение, т 55000
Полная скорость, узлов 29
Дальность при полном ходе, миль 4000
Экономичная скорость, узлов 18
Дальность при экономичном ходе, миль 8500
Автономность, суток 45
Экипаж, человек 1960
Летный состав, человек 626
Штаб соединения, человек 40

«Адмирал Кузнецов» – полуживой авианосец, именуемый Западом «позор российского флота»

Вот уже более полувека авианосцы сохраняют за собой звание одной из самых грозных сил в море. По этой причине ВМС ведущих мировых держав делают основную ставку на строительство и модернизацию кораблей этого типа. Имеется авианосец и у Российской Федерации, правда, всего в единственном экземпляре, именуемый «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» или сокращенно «Адмирал Кузнецов» .

Этот корабль не раз назывался западными экспертами одним из худших авианесущих судов, а также становился объектом многочисленных шуток. Но действительно ли «Адмирал Кузнецов» настолько плох, и какая судьба уготована единственному авианосцу России?

Краткая история авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и его особенности

На самом деле «Адмирал Кузнецов» не является авианосцем в привычном понимании, поскольку помимо авиакрыла на его борту имеется и тяжелое ракетное вооружение, в частности противокорабельные ракеты «Гранит» . Именно поэтому этот корабль определяется как тяжелый авианесущий крейсер, и спектр выполняемых им задач несколько отличается от целей обычных авианосцев.

История «Адмирала Кузнецова» началась еще в 1981 году, когда проект корабля был одобрен, и через год началось его строительство. Сложный период в жизни страны повлиял на этот процесс, так что работы длились почти 10 лет, а полный ввод в эксплуатацию завершился лишь к 1995 году.

Название «Адмирала Кузнецова» менялось очень часто – изначально авианосец назывался «Ригой» , затем «Леонидом Брежневым» , а после «Тбилиси» и только в 90-м году корабль получил свое нынешнее имя.

Читать еще:  Фотографии ЗСУ-23-4 «Шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка

Планировалось выпустить несколько кораблей такого типа, объединенных в класс «Кузнецов», сам же «Адмирал Кузнецов» должен был стать флагманом. На черноморской верфи даже было заложено сестринское судно «Варяг» , однако после распада Союза Украина продала его корпус Китайской Народной Республике, которая завершила строительство на своей территории.

В 2016 году авианосец принял участие в Сирийской кампании, но после двух инцидентов, приведших к потере самолетов, авиакрыло было решено перебазировать на сушу. После этого «Адмирал Кузнецов» участвовал в учениях, а затем отправился на модернизацию в Мурманск, однако дата окончания работ остается неизвестной. И позже станет ясно почему.

Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Почему же на Западе «Адмирала Кузнецова» окрестили одним из худших авианосцев? Конечно, историю этого корабля нельзя назвать впечатляющей, однако причины такой неприязни скрываются в первую очередь в крайней степени ненадежности данного авианосца.

Практически каждый поход «Адмирала Кузнецова» завершался поломкой или серьезным инцидентом.

Так, к примеру, еще во время первого развертывания 1995 года на борту возникла острая нехватка воды, вызванная поломкой опреснителя. А в 2005 году с его палубы упал самолет «Су-33» . К катастрофическим последствиям привел и третий поход корабля в Средиземном море – в 2009 году на его борту возник пожар из-за устаревшей проводки, а позже, в том же году, во время дозаправки произошел крупный разлив нефтепродуктов объемом в сотни тонн.

Наибольшее же количество проблем «Адмирала Кузнецова» вызвано ненадежностью его двигательной установки. Корабль приводится в движение паровыми турбинами, однако вся система вместе с восемью котлами настолько нестабильна, что авианосец постоянно сопровождается буксиром, на случай ее отказа.

Иностранные наблюдатели, побывавшие на борту авианесущего крейсера, не раз заявляли, что российский корабль снаружи выглядит блестящим, однако внутри он ужасает. Водопроводная система не рассчитана на заморозки – вода просто замерзает. Чтобы избежать разрыва труб, большая часть кают и сантехнических узлов просто отключена от водоснабжения.

Учитывая, что экипаж авианосца может превышать 1900 человек, а максимальная длительность нахождения в море составляет 45 дней, такие меры приводят к значительному ухудшению условий на борту.

Что же касается операции в Сирии, то и здесь поход «Адмирала Кузнецова» не прошел гладко. Прежде всего, количество самолетов, которые могли одновременно подниматься в воздух, было ограниченно из-за недостатка обученных пилотов.

В первый месяц операции самолет «МиГ-29К» , принадлежавший авиакрылу «Адмирала Кузнецова» , упал в море, поскольку у него кончилось топливо – задержка была вызвана ремонтом троса аэрофинишера, необходимого для посадки.

Менее чем через месяц еще один самолет «Су-33» вновь упал в море при попытке совершить посадку. Трос аэрофинишера не был исправен и не смог его затормозить. После этого инцидента авиакрыло «Адмирала Кузнецова» перебазировалось на сушу.

Что ждет «Адмирала Кузнецова» в будущем

В 2017 году авианосец был отправлен на модернизацию в Мурманск, в ходе которой планировалось улучшить его силовую установку, а также обновить электронные системы и внести ряд других изменений.

Однако в 2018 году плавучий док «ПД-50» , в котором находился корабль, затонул из-за отключения электроэнергии и повредил палубу авианосца одним из своих кранов, оставив пробоину площадью 20 квадратных метров.

С авианосца были сняты винты, поэтому самостоятельно добраться до еще одного крупного плавучего дока «ПД-41» , находящегося на Востоке страны он не может. В связи с этим было решено объединить и расширить два других мурманских дока, ремонт же самого судна оценивается в 1 миллион долларов.

На фоне таких внушительных трат многие западные эксперты недоумевают, зачем правительство в лице министерства обороны продолжает инвестировать средства на поддержание и ремонт «полуживого» авианосца.

На самом деле у России есть амбициозный проект корабля именуемого «Шторм» , однако ни средств, ни производственных мощностей для его реализации у страны нет. Кроме того, для нового авианосца требуются самолеты, а также сопровождающие фрегаты и эсминцы, построить которые государство также не может.

Чтобы хоть как-то возместить затраты на разработку «Шторма» Россия предложила Индии купить проект корабля.

Что же касается «Адмирала Кузнецова» , то официально его ремонт и модернизация должны завершиться в 2020 году. Однако источники из минобороны утверждают, что на этот год запланировано только начало работ, а не их завершение, поскольку даже сама подготовка мурманских доков не может быть закончена в такой срок.

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep» . Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте , Twitter и Facebook .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector