6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 1123 типа «Москва» — противолодочные крейсера

Содержание

Противолодочные крейсера типа «Москва» проекта 1123 «Кондор»

Содержание

Общие сведения

История создания

Предпосылки к созданию

В конце 1950-х годов в условиях «холодной войны» перед СССР встала непростая задача. А именно, создать эффективное средство против американских подводных ракетоносцев. Так как дальность полета их баллистической ракеты «Поларис» составляла более 2 тыс. км., то средства обнаружения подлодок необходимо было разместить на достаточном удалении от берега, обеспечив при этом высокую мобильность и охват большой площади поиска. На тот момент наиболее гибким с точки зрения тактического применения был вариант использования вертолетов базирующихся на корабле. Так появилась концепция вертолетоносцев дальней зоны ПЛО, которая легла в основу проекта 1123 «Кондор».

Проектирование

Изначальный эскизный проект предусматривал создание корабля водоизмещением не более 5 000 т. и скорость порядка 35 узлов. При этом авиагруппа должна была состоять из 8 вертолетов. В дальнейшем оптимальной число вертолетов было определено как 14 шт., а взлетная масса каждого выросла с 5,5 до 8 т. Также выросла расчетная масса гидроакустического оборудования. Проект становился сложнее и водоизмещение росло. В итоге корабль увеличился на 30 метров в длину и в три раза по водоизмещению, стал шире и выше в два раза. Скорость удалось сохранить лишь на уровне 29 узлов.

Постройка и испытания

Головной крейсер проекта бы заложен 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444. Планировалось завершить строительство за 2,5 года, но постоянные изменения в документации и задержки поставок оборудования от смежных предприятий увеличили этот срок до 4 лет. Корабль был спущен на воду 14 января 1965 года и поставлен к достроечной стенке. Швартовые и ходовые испытания прошли в 1966 году, а гос. испытания только в конце 1967 года.

Описание конструкции

Корпус

Корпус имел двойное дно, двойной борт и 16 главных водонепроницаемых переборок, что должно было обеспечить непотопляемость даже в случае нескольких крупных повреждений.
Кормовая часть корпуса представляла собой летную палубу, под которой располагался ангар, все комплексы вооружения размещались в носовой части. Многоярусная надстройка была совмещена с дымовой трубой и имела наклонные грани.

Бронирование

Как такового бронирования корпуса не предусматривалось. При этом количество иллюминаторов было минимальным, чтобы увеличить защиту от атомного оружия.

Энергетическая установка и ходовые качества

Крейсер имел два машинно-котельных отделения, в каждом из которых было расположено по одной установке ГТЗА ТВ-12 и по два паровых котла КВН-95/64. Общая мощность составляла 90 000 л.с при температуре хладагента 25 градусов Цельсия и увеличивалась до 100 тыс. при снижении температуры на 10 градусов. Запас топлива составлял первоначально 3 000 т., но был уменьшен до 2 500 т из-за переоборудования трех топливных цистерн под хранение воды. Масимальная скорость по результатам испытаний — 28,5 узлов. Полная боеспособность сохранялась вплоть до 5-ти бального волнения моря.

Вспомогательное оборудование

На корабле имелось две электростанции общей мощность 6 000 кВт. Многие системы корабля были автоматизированы: электросистема, водяная, вентиляции, топливная, охлаждения, противопожарная. Спасательный средства были представлены ботом, тремя катерами и 48-ю надувными плотами ПСН-6.

Экипаж и обитаемость

По проекту экипаж (без учета летного состава) должен был состоять всего из 266 человек (в т.ч. 24 офицеров). Однако, после прохождения испытаний стало ясно, что этого недостаточно и штат вырос до 700 человек. Причем 130 из них — офицеры. В первую очередь это связано с большим количеством сложного технического оборудования, размещенного на крейсере. Таким образом, условия обитания были очень далеки от желаемых, особенно при размещении на борту штаба бригады или дивизии.

Читать еще:  Исторические сведения Сабля пехотная офицерская обр. 1826 г.

Вооружение

Противолодочное и противоминное вооружение

Для уничтожения подлодок противника на дистанции от 10 до 25 км. и глубине до 500 м. использовался РПК-1 «Вихрь», специально разработанный для крейсеров проекта 1123. Этот комплекс состоял из двухбалочной пусковой установки МС-18 с автоматом заряжения барабанного типа, системы управления огнем «Спрут» и устройства загрузки ракет. Штатный боекомплект состоял из 8 ракет 82Р с ядерной боеголовкой.

Также на крейсере были установлены две установки РБУ-6000 «Смерч-2» с системами автоматической подачи, загрузки и разгрузки КУ-37. Каждая установка имела 12 стабилизированных стволов с наведением в двух плоскостях и управлялась системой УСУ «Буря». Стандартный боезапас 240 реактивных глубинных бомб РГБ-60, которые могли поразить подлодки и торпеды противника в радиусе от 0,3 до 5,7 км. от крейсера.

Авиационное вооружение

Ударная авиационная группа являлась основным вооружением крейсера и состояла из 12 вертолетов Ка-25ПЛ, одного Ка-25ЦУ и одного Ка-25ПС. При этом задачей был как поиск вражеских подлодок, так и их уничтожение. В режиме круглосуточного боевого дежурства в воздухе находилось одновременно 2-3 вертолета, которые сбрасывали радиогидроакустические буи (РГАБ «Чинара» или «Жетон») для обнаружения субмарин и затем опускаемые гидроакустические станции (ОГАС «Ока») для уточнения координат. Вертолет Ка-25ПЛ за один вылет мог доставить до 36 РГАБ на расстояние до 650 км. При этом максимальная скорость составляла 205 км./ч.

При нахождении противника вне радиуса действия ПЛРК «Вихрь» для атаки цели использовались вертолеты, которые несли вместо буев одну самонаводящуюся акустическую торпеду АТ-1 или четырех глубинных бомбы ПЛАБ-250-120. Торпеда была способна поразить цель идущую на скорости до 25 узлов на глубине до 200 м. Стандартный боезапас корабля: 30 торпед и 40 глубинных бомб.

Вертолеты располагались в ангарах (2 в верхнем и 12 в нижнем подпалубном). Для подъема из нижнего ангара использовались два лифта. Внутри ангара была установлена система продольно-поперечной буксировки, а на летной палубе вертолеты перемещали тягачами. Для взлета и посадки были оборудованы 4 площадки с системами заправки керосином и маслом, а также обогревом двигателей теплым воздухом.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Среди инноваций, разработанных специально для крейсеров типа «Москва», был и универсальный зенитный ракетный комплекс М-11 «Шторм». Он состоял из двух спаренных пусковых установок Б-189 и двух станций СУ «Гром». Стандартный боекомплект — 96 ракет В-611 с максимальной дальностью 35 км. и боевой частью весом 120 кг. Комплекс мог использоваться как для поражения воздушных, так и надводных целей.

Единственным артиллерийским вооружением корабля (кроме салютной 45мм пушки) были две спаренные автоматические установки АК-725 (2 х ЗИФ-74) калибра 57 мм., которые управлялись двумя РСУО «Барс-72». Система питания ленточная с 550-ю патронами весом 2,8 кг. Дальность стрельбы 6,95 км (по самоликвидатору) с темпом 400 выстрелов в минуту.

Противолодочные крейсера проекта 1123 «Кондор»

Характеристики противолодочных крейсеров проекта 1123 «Кондор»

С появлением в составе военно-морских сил США в конце 50-х годов атомных подводных лодок, вооруженных стратегическими ракетами «Поларис», коренным образом изменилась концепция оперативного использования военно-морского флота.

Теперь флот из вида вооруженных сил, только лишь обеспечивающего успешные боевые действия сухопутных войск, превратился в составную часть ядерной триады. Причем часть, способную самостоятельно решать любые стратегические задачи. Само-собой, одновременно этим возросло и значение противолодочной обороны. Но проблема сильно усугублялась тем, что атомные подводные лодки не были привязаны к морским базам, и теоретически, их позиции могли располагаться в любой точке мира. Значит и охотник за подводными ракетоносцами должен был быть особенным — способным одновременно контролировать очень большой район акватории и способный «достать» противника в любой точке земного шара.

Читать еще:  Видео Тесак пехотный солдатский обр. 1798 г. (второй вариант)

Вид с кормы на вертолетную площадку крейсера «Москва»

В 1957 г. Главный Штаб ВМФ СССР предложил научно-исследовательским коллективам, работающими в области проектирования боевых кораблей, разработать эффективное средство обнаружения и уничтожения атомных ракетоносцев противника. Руководство ЦКБ-17 (ныне Невское проектно-конструкторское бюро г. Санкт-Петербург) предложило создать специализированный противолодочный корабль-вертолетоносец дальней зоны с мощным бортовым противолодочным и зенитным вооружением.

Для строительства серии таких кораблей предлагалось использовать семь недостроенных законсервированных на предприятиях крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ. Руководство ВМФ идею корабля-вертолетоносца в общем одобрило, однако от переоборудования недостроенных крейсеров отказалось.

В 1958 г. в совместном постановлении ЦК КПСС и СМ СССР создание противолодочного корабля дальней зоны признавалось основной задачей советского судостроения. В том же году руководство ВМФ утвердило техническое задание на разработку проекта противолодочного корабля — вертолетоносца, обозначенного как «проект 1123».

Предэскизный проект представленный коллективом ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А.В. Савичева предполагал создание корабля общим водоизмещением до 8000 т, несущего авиагруппу в составе 14 противолодочных вертолетов Ка-25. Несмотря на то, что требования заказчика предусматривали общее водоизмещение противолодочного корабля в пределах 4000 — 5000 т, руководство ВМФ остановилось именно на этом проекте.

Технический проект корабля был выполнен уже к декабрю 1961 г., причем его общее водоизмещение увеличивалось по разным причинам до 9830 т. Однако, коррекции технического проекта и даже плазовой документации продолжались чуть ли не до спуска судна на воду.

Надо сказать, что оба корабля созданных по этому проекту — вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград«, были совершенно новым явлением в кораблестроении СССР, да и общемировом тоже. Многие технологии и идеи технических решений были спроектированы специально для этих кораблей. Немудрено, что создать боевое судно способное идеально решать все возложенные на него задачи, в проекте «Кондор» воплотить не удалось.

Чертеж противолодочного вертолетоносного крейсера «Москва»

Мореходность «Кондоров» была прямо скажем не ахти, вертолетов Ка-25 на борту было мало, да и вооружение крейсеров явно было недостаточно эффективно для условий выполнения задач решаемых ими. В бассейнах Средиземного и Черного морей эти корабли были вполне уместны, но в условиях автономного плавания в открытом океане вряд ли могли действовать эффективно.

Противолодочный корабль «Москва»

Закладка головного корабля проекта 1123 (в 1965 г. проект приобрел и имя «Кондор») состоялась 15 декабря 1962 г. на нулевом стапеле Николаевского судостроительного завода № 444 имени И.И. Носенко. Сразу после закладки кораблю было присвоено название «Москва».

14 января 1965 г. корабль был спущен на воду и направлен на стоянку к достроечной стенке. 16 апреля 1967 г. на корабле был поднят военно-морской флаг и в августе «Москва» была представлена на государственные испытания, которые проходили очень непросто и закончились в декабре 1967 г. подписанием приемного акта.

Корабль ждала долгая жизнь — тридцать лет он выполнял боевые задачи в Средиземном и Черном морях и представлял советский флаг в странах средиземноморского бассейна. На нем проходили испытания самолетов вертикального взлета Як-38, а его узнаваемый характерный силуэт стал одним из символов советского ВМФ.

7 ноября 1996 г. на корабле был спущен военно-морской флаг, а 27 мая 1997 г. судно начало свой последний путь — на буксире в Индию, для разделки на металл. За время службы ПКР «Москва» имел следующие бортовые номера: 857, 851, 848, 841, 854, 843, 853, 846, 850, 847, 104, 100, 106, 110, 108.

Противолодочный крейсер «Москва»

Противолодочный корабль «Ленинград»

Закладка второго корабля проекта 1123 «Кондор» состоялась 15 января 1965 г. на Николаевском судостроительном заводе № 444. Кораблю было присвоено имя «Ленинград». 31 июля 1966 г. корабль был спущен на воду, 15 декабря 1968 г. на корабле был поднят военно-морской флаг.

Читать еще:  Боевое применение М-4 и 3M - стратегические бомбардировщики

Служба вертолетоносца проходила в основном в Средиземном море и Атлантическом океане. В 1972 году «Ленинград» принял участие в спасательной операции при крушении подводного ракетоносца «К-19».

В 1991 г. крейсер был выведен из боевого состава КЧФ, 5 декабря 1992 на корабле был торжественно спущен военно-морской флаг, 24 августа 1995 г. «Ленинград» отбуксирован в Индию для разделки на металл. За время службы ПКР «Ленинград» имел следующие бортовые номера: 848, 845, 844, 853, 854, 847, 858, 103, 107, 113, 428, 109, 106, 702, 857.

Противолодочный корабль «Киев»

Был заложен на Николаевской верфи 20 февраля 1968 года. Однако дальше закладки, дела по третьему крейсеру проекта 1123 «Кондор» не продвинулись.

Противолодочные крейсера проекта 1123

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Противолодочные крейсера типа “Москва” (проект 1123) – 2 единицы

Первые крейсера – вертолетоносцы отечественного ВМФ, с которых началась эволюция нового класса авианесущих кораблей. Имеют под палубный ангар и 2 вертолетоподъемника. Предполагалось строительство 3-го корабля с увеличенной на 12 м длиной корпуса.

МОСКВА (заводской № 701). 15.12.1962г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и 27.1.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 14.1.1965 г., вступил в строй 25.12.1967 г. и 10.1.1968 г. включен в состав КЧФ. 1 – 30.3.1974 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 8- 13.4.1978г. нанес визит в Алжир, 12- 18.6.1982г. – в Луанду (Ангола) и 25.6 – 2.7.1982 г. – в Лагос (Нигерия).

ЛЕНИНГРАД (заводской № 702). 15.1.1965 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен 31.7.1966 г. и 24.1.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 2.6.1 969 г. и 9.7.1 969 г. включен в состав КЧФ. 1 – 31.5.1970 г., 1.12.1971 г. – 30.6.1972 г. и 15.6 -6.1 2.1 974 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 4.8 – 14.10.1974 г. являлся флагманским кораблем отряда кораблей по разминированию Суэцкого залива. 19 -23.11.1974 г. нанес визит в Дакар (Сенегал), 14 -19.10.1976 г. – в Сплит (Югославия), 27.9 – 1.10.1981 г. – в Эль-Джазаир (Алжир) и 26 – 30.3.1984 г. – в Гавану (Куба). В период с 12.5.1977 г. по 6.10.1978 г. и с 3.2.1986 г. по 11.12.1 987 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1991 г. расформирован.

Водоизмещение:
полное 17500
стандартное 14900 т
длина 189,1 м
ширина 34 м
Мощность ПТУ 2х45000 л.с.
скорость хода:
максимальная 30
экономическая 13,5 уз
дальность плавания экономическим ходом 14900 миль.
Вооружение: 2х2 ПУ ЗРК “Шторм” (48 ракет), 1х2х ПУ ПЛРК “Вихрь” (8 ракето-торпед), 2х2 57-мм ЗИФ-72 орудия, 2х5 533 ТА (позже сняты), 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 14 вертолетов Ка-25.
Экипаж 850 человек.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector