0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прикрытие стратегических ядерных сил – важнейшая задача военно-воздушных сил. Часть 1

ПРИОРИТЕТНЫЙ ОБЪЕКТ ПРИКРЫТИЯ – СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

Вопрос о количестве сил и средств ВКО, выделенных для прикрытия СЯС, и их распределении между конкретными объектами является крайне ответственной, сложнейшей межвидовой многокритериальной задачей

Одной из основных задач воздушно­-космической обороны Российской Федерации является участие в обеспечении стратегического ядерного сдерживания, которое является основным компонентом стратегической стабильности в мире. В ее основе лежит неспособность каждой из сторон, участвующих в военном конфликте, нанести такой первый ядерный удар, который исключил бы возможность получения агрессором неприемлемого ущерба в ответном ударе стратегических ядерных сил атакованной стороны. Поэтому безусловным приоритетом обеспечения военной безопасности России является поддержание высокой боевой устойчивости стратегических ядерных сил. При этом воздушно0­космическая оборона должна дополнять и наращивать собственные усилия СЯС в решении данной задачи.

Дмитрий АХМЕРОВ, кандидат военных наук

Александр БЕЛОМЫТЦЕВ, кандидат военных наук

Марат ВАЛЕЕВ, доктор военных наук, старший научный сотрудник

При разработке предложений по воздушно-­космической обороне объектов СЯС мы учитываем, что сложность задачи, отсутствие ряда принципиально необходимых сведений ввиду режимных ограничений, ответственность решений исключают возможность реализации традиционных подходов к обоснованию предложений как последовательного движения «от целей» или «от ресурсов» к конкретным результатам.

Поэтому по результатам исследований в НИУ МО руководству представляются варианты предложений, отличающиеся друг от друга количеством ресурсов ВКО, используемых для решения конкретной задачи и, следовательно, качеством ее выполнения. Выбор или комбинация вариантов, определение направлений их дальнейшего уточнения входят в компетенцию стратегического и политического руководства.

В настоящее время вопросы организации прикрытия авиационных и морских стратегических ядерных сил как в пунктах базирования, так и при выполнении ими боевых задач решены в теоретическом и практическом аспектах. Относительно прикрытия объектов Ракетных войск стратегического назначения высказываются различные взгляды, поэтому в статье основное внимание уделяется именно этим войскам. В них сосредоточена основная часть ядерных боезарядов и весь потенциал ответно­-встречного удара.

Конструкторские решения, организация применения сил и средств Ракетных войск направлены на реализацию способности к «глубокому» ответному удару. Но в задачу воздушно-­космической обороны традиционно входит и обеспечение Верховного главнокомандования информацией для реализации ответно-­встречного удара. Для этого в ходе строительства ВКО РФ осуществляется процесс совершенствования космического и наземного эшелонов СПРН для гарантированного предупреждения об ударе баллистических ракет.

Имеющиеся на вооружении США маловысотные малозаметные ядерные крылатые ракеты при современном состоянии радиолокационного поля РТВ создают угрозу нанесения скрытного «разоружающего» удара по потенциалу ответно-­встречного удара – стационарным ракетным комплексам, которые находятся в готовности к пуску. Это качество в сочетании с высоким ядерным потенциалом и повышенной способностью по преодолению ПРО определяет их приоритет для агрессора. Наиболее опасны крылатые ракеты при возможном обмене сторонами ограниченными ядерными ударами на этапе перехода России к применению ядерного оружия первой после безъядерного периода в ситуациях, критических для национальной безопасности.

Для устранения угрозы предлагается вокруг некоторых позиционных районов РВСН отдельного старта развернуть локальные маловысотные радиолокационные полосы предупреждения об ударах крылатых ракет (рис. 1). Предупреждение должно согласовываться с возможностями СПРН об ударах баллистических ракет и позволять ограничить реализуемыми рамками потребности в радиолокационной технике и личном составе РТВ.

Наращивание боевой устойчивости Ракетных войск стратегического назначения предполагает их огневую защиту силами воздушно-­космической обороны. При этом мы полагаем, что агрессор для обеспечения безнаказанности должен стремиться поразить в «разоружающем» ударе с высокой надежностью все МБР, в том числе и прикрытые обороной и проверить возможность выполнения этого требования многочисленными расчетами. Задача его ПРО – компенсировать ошибки в разоружении СЯС РФ, неизбежные при любой реализации.

При этом фундаментальное значение приобретает эффект обороны «группового объекта». Он заключается в резком росте дополнительных затрат боезарядов на преодоление обороны по сравнению с ее огневыми возможностями, то есть числом уничтоженных целей. Эффект обусловлен неопределенностью в распределении огневых воздействий обороны при прикрытии одним ее средством сразу нескольких ракетных комплексов.

Результаты расчетов приведены в таблице. Из нее видно, что если даже возможности обороны выглядят невысокими (относительно полигонного наряда СВН) – ее реальный вклад в увеличение боевого наряда может оказаться весьма существенным сдерживающим фактором. Он тем весомее, чем больше установок прикрывается одним средством ВКО. Этот эффект имеет фундаментальное значение при решении сложнейшей задачи защиты отдельных позиционных районов от баллистических боезарядов.

В РВСН самую высокую плотность пусковых установок имеют позиционные районы стационарных ракетных комплексов. Они и будут приоритетными объектами для применения перспективной зенитной ракетной системы ПВО­ПРО, способной уничтожать боеголовки межконтинентальных ракет. Эффект «группового объекта» имеет место и при обороне объектов системы управления СЯС, расположенных в Европейской части России.

При обороне военно-­морских баз и аэродромов авиационных стратегических ядерных сил данный эффект отсутствует. Каждый такой объект – одиночная цель для ядерных боеприпасов и прирост боевых нарядов на них (относительно полигонных) равен огневым возможностям ВКО.

Читать еще:  Механизмы подачи патронов в патронник

Таким образом, для перспективной системы ПВО-­ПРО приоритетными объектами при обороне от баллистических средств являются позиционные районы РВСН отдельного старта и объекты системы управления стратегических ядерных сил. Ее применение для обороны административно­-промышленных центров противоречило бы логике ядерного сдерживания.

Высокая живучесть подвижных грунтовых комплексов Ракетных войск обеспечивается за счет трудностей их обнаружения средствами разведки. Применение для их непосредственной обороны от ударов крылатых ракет зенитных ракетных комплексов в условиях высокоствольных лесов невозможно без дополнительных инженерных мероприятий. Это приведет к демаскировке полевых позиций, то есть принесет больше вреда, чем пользы.

Для независимого прикрытия по периметру всех 8 районов оперативного развертывания мобильных ракетных комплексов (квадрат со стороной 350 км по договору СНВ­1) от крылатых ракет потребовалось бы до 200 ЗРК средней дальности. Это не укладывается в рамки перспективного состава ЗРВ ВКС.

Поэтому предлагается оборонять эти районы в общей системе противовоздушной обороны, то есть усилиями зенитных ракетных средств передовых эшелонов с усилением роли истребителей ПВО по мере нарастания глубины обороны. При переходе от обычной войны к ядерной агрессор может совместить удары по целям в регионе конфликта, наносимые обычными средствами поражения, с разоружающим ядерным ударом по объектам РВСН в глубине территории России.

Цель такого совмещения – «маскировка» «разоружающего» удара. При этом участки зенитной ракетной обороны, через которые проходят маршруты крылатых ракет, назначенных на объекты СЯС, расположенные на разной глубине, фактически будут прикрывать групповые объекты. При планировании «разоружающего» удара у противника не будет возможности учесть положение ЗРК, особенно малой дальности и ближнего действия ввиду их высокой мобильности. Действия истребительной авиации усилят эффект «группового объекта» и неопределенность результатов «разоружающего» удара.

Исходя из этого, можно заключить, что сценарий совмещения «разоружающего» удара КР с направлений, на которых ведутся боевые действия, с ударами в интересах ТВД крайне маловероятен.

Наиболее вероятным направлением такого удара целесообразно считать Северное стратегическое воздушно-­космическое направление. Оно характеризуется отсутствием плотных группировок ПВО и высокими возможностями крылатых ракет воздушного базирования по досягаемости объектов. При применении истребительной авиации ПВО на дальних рубежах фактор обороны «группового объекта» может играть значительную роль для сдерживания агрессора. С учетом уникальной протяженности возможного фронта удара кардинальное решение задачи сдерживания может быть обеспечено применением информационных систем СРПВКН воздушного и космического базирования.

Удары ядерных КР по стационарным ракетным комплексам должны иметь относительно невысокие плотности, что обусловлено взаимным расположением атакуемых шахт и необходимостью исключения эффекта «братоубийства» для самих КР.

Возможности современных и перспективных ЗРК средней дальности и дальнего действия по непосредственной обороне позиционных районов стационарных РК от таких ударов можно оценить как очень высокие (при правильном выборе позиций и подготовке зон видимости), даже только по числу уничтоженных целей, не говоря уже об эффекте «группового объекта». Это обусловливает невысокие потребности в ЗРС для прикрытия, если оно будет сочтено необходимым стратегическим руководством.

Неядерные крылатые ракеты при ударах по объектам СЯС могут только дополнять ядерные КР, действуя по элементам пунктов базирования и аэродромов морских и авиационных СЯС, а также по укрытиям ПГРК в пунктах постоянной дислокации, по выявленным полевым позициям этих комплексов.

Из изложенного следуют важные военно-­политические выводы относительно роли ВКО в снижении дестабилизирующего влияния ПРО США. Рекомендуемые меры являются асимметричным ответом на создание Вашингтоном глобальной системы ПРО как компонента наступательных сил, рассчитанных на превентивный ядерный удар. Они, в полном соответствии с теорией ядерного сдерживания, предполагают организацию ВКО объектов СЯС для обеспечения ответного удара, чем демонстрируется чисто оборонительный, вынужденный и избирательный характер принимаемых мер.

Использование эффектов, ставящих больше проблем перед агрессором, чем обороняющимся, удерживает предлагаемые меры в рамках реализуемых затрат. При этом Россией должна жестко выдерживаться линия на наличие достаточно мощных СЯС с высокой собственной живучестью.

Вопрос о количестве сил и средств ВКО, выделенных для прикрытия СЯС, и их распределении между конкретными объектами является крайне ответственной, сложнейшей межвидовой многокритериальной задачей.

Ее решение выходит за рамки компетенции органов ВКО и является функцией стратегического руководства Вооруженных Сил Российской Федерации и политического руководства государством.

Задача командования и специалистов ВКО состоит в грамотной разработке вариантов использования сил и средств для повышения боевой устойчивости СЯС дополнительно к их собственным возможностям. Выбор (комбинация) этих вариантов может быть выполнен только органами военно-­политического руководства. Ведь при ограниченном количестве средств ВКО необходимо еще решать задачи неядерного сдерживания и (при необходимости) эффективного ведения военных действий в конфликтах с применением обычного оружия.

Предназначение и основные задачи ВВС

ВВС самостоятельно или совместно с другими видами ВС, предназначены для защиты административно-промышленных, военных и других важных объектов от ударов противника с воздуха и из космоса путем отражения внезапного авиационно-ракетного нападения, для поражения объектов войск и тыла противника, для обеспечения боевых действий СВ и ВМФ.

ВВС рассматриваются как основное средство нанесения ударов по противнику на всю глубину его оперативного построения. В соответствии со своим предназначением боевые части и соединения ВВС решают следующие задачи:

· вскрытие начала нападения воздушного противника;

· оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;

Читать еще:  Обмундирование и снаряжение войск для действий в горах

· завоевание и удержание господства в воздухе;

· прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;

· авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;

· поражение объектов военно-экономического потенциала противника;

· нарушение военного и государственного управления противника;

· поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;

· поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;

· выброска боевой техники и высадка войск;

· перевозка по воздуху войск и боевой техники;

· ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;

· контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В состав ВВС входят следующие рода войск:

· авиация (рода авиации — бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);

· зенитные ракетные войска;

· части и учреждения тыла.

Описание всех родов авиации (опционально)

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспеченияпредназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а такжечасти и подразделения радиационной, химической и биологической защитыпредназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

Прикрытие стратегических ядерных сил – важнейшая задача военно-воздушных сил. Часть 1

Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев

Основы военной службы: Учебное пособие

Пособие разработано в полном соответствии с действующими учебными программами по основам военной службы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также учебных пунктов организаций.

В пособии последовательно и в логической взаимосвязи изложен учебный материал по следующим темам:

• оборона государства как система мер по защите его целостности и неприкосновенности;

• Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная структура, составляющая основу обороны страны;

• воинская обязанность – установленный законом почетный долг гражданина проходить службу в рядах Вооруженных Сил;

• военная служба – особый вид федеральной государственной службы;

Читать еще:  Тактика уничтожения боевиков

• прохождение военной службы по призыву и по контракту;

• требования, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих;

• гражданская оборона – важная часть системы обороноспособности государства.

Приложение содержит основные нормативные правовые акты по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, прохождению альтернативной гражданской службы, перечень военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ и другие справочные материалы.

При разработке пособия учтены требования современных педагогических концепций, использованы материалы военно-дидактических и военно-психологических исследований. Применение его в учебном процессе позволяет реализовать три основные функции обучения:

• образовательную (вооружение учащихся определенной системой знаний);

• воспитательную (формирование у учащихся качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга);

• развивающую (развитие интеллектуальных способностей учащихся).

Диапазон применения пособия в процессе обучения исключительно широк. Его могут успешно использовать при изучении «Основ военной службы» не только школьники старших классов и учащиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, но и студенты педагогических вузов, обучающиеся по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».

Авторы с благодарностью примут все предложения и замечания, направленные на совершенствование книги.

Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности

1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства

Оборона государства – это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными Силами.

В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

В ней определены полномочия высших органов государства в области обороны.

Согласно Конституции РФ глава нашего государства – Президент Российской Федерации – принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной неприкосновенности.

Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии, направленной против Российской Федерации, он вводит на территории России военное положение, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания.

Определенные полномочия в области обороны закреплены за Советом Федерации и Государственной Думой.

Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные бюджетом, и федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории страны; решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону и принимает законы в области обороны.

Таким образом, Конституция РФ достаточно ясно и четко регламентирует организацию обороны Российской Федерации. На основе Конституции принимаются законодательные акты, обеспечивающие детальное и подробное регулирование отношений в области организации обороны нашего государства.

1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы практически все важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных угроз.

Первый раздел Концепции посвящен положению России в мировом сообществе. После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей. Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира. Вторая тенденция основана на доминировании западных стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

Россия одна из крупнейших стран мира с богатыми историческими и культурными традициями. Несмотря на кризисы, она в силу своего экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального положения на Евразийском континенте продолжает играть важную роль в мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем, обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление России. Попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем способны подорвать международную безопасность и стабильность.

Второй раздел Концепции подробно раскрывает национальные интересы России. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики России.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

Интересы общества выражаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector