1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Як-130 — учебно-боевой самолёт

Як-130 и его ближайшие родственники

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС созданный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для замены в ВВС России устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39. В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и каждая из фирм реализовали свою концепцию самостоятельно. Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин) созданной в России после распада СССР. В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность российской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.

Як-130 – это моноплан классической схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Использование данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах. Вспомогательная силовая установка ТА-14, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при возникновении аварийных ситуаций или на удаленных аэродромах, а также может быть применена в полете.

Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота оснащено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0». Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает безопасное покидание самолета экипажем в различных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.

Концепция УБС предполагает наличие на Як-130 различного вооружения и возможности моделирования боевого применения разного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей различные ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием. Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде. В настоящее время сообщения о числе заказанных самолетов постоянно меняются, считается, что к 2015 году ВВС России должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов. Со временем данные машины должны будут полностью заменить парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по приблизительным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Именно Як-130 станет основой российской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС России находится 26 самолетов данного типа.

Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение изменений на уровне 15% от базовой модели. Прорабатывается также вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в этом случае объем переработки составит уже 60%.

Тактико-технические характеристики Як-130:

Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 7 230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
Запас топлива – 1700 л.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
Практический потолок – 12 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Итальянский УБС M-346

Ближайшим иностранным аналогом, практически братом российского самолета является итальянский M-346, который изначально разрабатывался совместно ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На завершающем этапе проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они остановили совместную разработку. В итоге каждая из 2-х фирм получила полную техническую документацию на базовую версию будущего самолета (планер). После этого были выпущены собственные модели УБС. При этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру за исключением СНГ, включая и Россию. Рынок стран СНГ полностью отдан российскому Як-130.

Самолет был впервые представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Использование в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило снизить его массу примерно на 700 кг. по сравнению с исходным прототипом Як-130Д, что положительным образом отразилось на характеристиках самолета.

Заметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил сходную с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, а также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него изменилась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совсем по-другому убирается шасси. В настоящее время данный самолет активно продвигается на рынке. Наиболее крупный контракт на данный момент заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля приобрели 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 млрд. долларов. Предполагается, что первые УБС будут поставлены в страну в 2014 году. Примечательно, что Як-130 и M-346 соперничают с собой в контрактах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.

Читать еще:  Исторические сведения Проект 122 - большие охотники за подводными лодками

Тактико-технические характеристики M-346:

Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Площадь крыла – 23,52 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 700 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Запас топлива – 1950 л.
Тип двигателя – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 2 000 км.
Практический потолок – 13 700 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Китайский УБС L-15

Еще одним близким по духу самолетом, практически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, созданный компанией HAIG в Наньчане при непосредственном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки. Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предопределила наличие двигателя с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, особенно в его задней части, существенно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов разное хвостовое оперение. Хотя на виде сбоку L-15 мало чем отличается от российского и итальянского самолетов.

В качестве основой силовой установки китайских L-15 предполагается применять 2 форсажных двигателя АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе существующего двигателя АИ-222-25, который используется на российском Як-130. L-15 оснащен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от своих российских и итальянских братьев он оснащен встроенной 23-мм пушкой. На внешних подвесках самолет может нести вооружение различных классов как управляемое, так и неуправляемое. Свой первый полет самолет совершил 13 марта 2006 года.

Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, а также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов или около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф. Новая версия носит название L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и американскому F-16. В настоящее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики L-15 Lift:

Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 500 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
Максимальная скорость – 1715 км/ч (1,6М).
Боевой радиус – 550 км.
Перегоночная дальность – 3 100 км.
Практический потолок – 16 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Як-130 назвали худшим учебно-боевым самолетом

Американцы сшибли лбом российскую крылатую машину с «Храбрым орлом» и «Беркутом»

Американский журнал Military Watch составил рейтинг учебно-боевых самолетов (УБС) мира, определив лучшую пятерку. Были названы сильные и слабые стороны каждого самолета, проведено сравнение боевых качеств на основании чего самолеты были расставлены по местам в зависимости от их эффективности. Увы, российский УБС не попал на пьедестал почета. И это было бы еще полбеды — он занял позорное последнее место.

Вначале рассмотрим аргументы американских экспертов. А затем попытаемся понять, насколько совершенна методика оценки качества УБС. И, может быть, нам удастся приподнять российский самолет повыше пятого места.

1. Первое место присвоено тайваньскому УБС AIDC T-5 «Юнг Инь» («Храбрый Орел»), который американцы называют Brave Eagle. Для учебного самолета он оснащен прекрасной авионикой — чего только стоит РЛС с АФАР. Способен развивать сверхзвуковую скорость, благодаря использованию американских двигателей с форсажной камерой.

Больше никакой конкретики нет. Сообщается лишь (в открытой информации, а не в статье Military Watch), что в самолете 10% композиционных материалов, расширены топливные баки для увеличения дальности полета, стоимость самолета — 30 млн. долларов, используются бомбы и управляемые ракеты, но точный состав вооружения не определен. При этом журнал вводит читателей в заблуждение, утверждая, что ракета Ching Kuo’s Sky Sword II, которой оснащен истребитель, гиперзвуковая. В действительности ее скорость достигает лишь 3,5 М.

И теперь необходимо сказать, что первое место «Храброму Орлу» присвоено жульнически. Его разработка началась в 2017 году. Первый полет запланирован на 2020 год. Поставки самолета в ВВС Республики Китай должны начаться в 2026 году. То есть самолета нет! А когда он появится в дееспособном виде, то непонятно, каким он будет.

Читать еще:  Исторические сведения Палаш кирасирский армейский солдатский обр. 1798 г.

Корректно было бы выставить на конкурс американского журнала находящийся на вооружении с середины 80-х годов УБС AIDC AT-3. Самолет легкий: вес пустого — 3800 кг, максимальный взлетный — 7900 кг. Он развивает дозвуковую скорость — 900 км/ч. Дальность достигает 2280 км. Имеет вполне приличный потолок — 14600 м. Помимо свободнопадающих бомб оснащен как ракетами «воздух-воздух» собственной разработки, так и знаменитой американской AIM-9, но не последней модификации, т.е. без матричной ИК ГСН. Вместо ракетно-бомбового вооружения возможна установка либо дополнительного топливного бака, либо пулемета калибра 12,7 мм. Авионика значительно скромнее, чем у нерожденного «Храброго Орла». И вот этому самолету первое место в рейтинге никак не светит. Вряд ли он достоин находиться и в первой тройке.

2. Китайский УБС Hongdu JL-10, экспортная модификация которого называется L-15. Реально это российско-китайский самолет, созданный при активном участии ОКБ Яковлева в период, когда шла речь о выживании российской авиастроительной компании. У JL-10 много общего с Як-130, начиная с планера и заканчивая общим двигателем АИ-222−25Ф украинской разработки. Разница, правда, в том, что китайцы покупали двигатель на Украине, я яковлевцы брали в компании «Салют», которая освоила его производство. А вот системой программного управления, которая для Як-130 является принципиальной, с китайскими товарищами не поделились.

Но при этом JL-10 по летным характеристикам оказался посильнее. Он развивает скорость в 1,4 М. Потолок — 16500 м. Боевой радиус — 550 км. Самолет тяжелее тайваньского: максимальный взлетный вес — 9500 кг. Полезная нагрузка — 3 тонны, на 6 точках подвески размещаются ракеты «воздух-воздух» ближнего боя, блоки неуправляемых ракет, обычные и корректируемые бомбы.

3. Еще один китайский УБС — Guizhou JL-9, построенный на базе копии советского учебно-тренировочного МиГ-21У, появившегося в ВВС СССР в 1962 году. Однако JL-9 был принят на вооружение всего лишь 9 лет назад. Учебная функция в этом самолете сведена к минимуму, был сделан упор на его боевые качества. Потому он и скоростной — 1,6 М, и обладает высокой динамикой полета (скороподъемность — 280 м/с), и имеет неплохую маневренность. Вот только боевая нагрузка у него всего 2 тонны. Самолет оснащен пушкой калибра 23 мм.

Однако непросто этой машине присвоить высокое место в рейтинге, потому что при его создании использованы в основном идеи, заложенные в самолете третьего поколения МиГ-21.

4. Южнокорейский УБС KAI T-50 Golden Eagle («Беркут»). Самолет сверхзвуковой, развивающий скорость 1,4 М. И это при том, что используется один двигатель, у всех остальных из пятерки — по два. Лидирует южнокорейский «Беркут» и по массе — при максимальной загрузке он весит почти 14 тонн. Благодаря этому его боевой радиус превышает 800 км. Также сообщается, что самолет обладает хорошей маневренностью. Впечатляет и номенклатура вооружения — «Беркут» оснащен не только ракетой для ближнего боя, но и для воздушных поединков на средней дистанции. Также есть управляемая ракета «воздух-поверхность» с круговым вероятным отклонением в 1,5 метра и планирующие бомбы со спутниковым наведением. Все ракеты американские.

Этот самолет обладает такими боевыми качествами, которые позволяют ему занять первое место в рейтинге. Что, собственно, доказано использованием этого машины в борьбе против боевиков на Филиппинах. И в этом нет ничего удивительного. KAI T-50 начали создавать в начале 90-х годов как истребитель прикрытия. Была у этого проекта и экономическая цель — использовать при производстве «Беркута» заводские мощности, освободившиеся после окончания лицензии на выпуск на Корейском полуострове истребителей F-16. В связи с чем конструкторы «Беркута» довольно много позаимствовали от F-16.

После перерыва в разработке, связанного с Азиатским финансовым кризисом, было решено добавить машине еще и учебную функцию. Параллельно были созданы две модификации — легкий истребитель с возможностью обучения на нем курсантов и легкий штурмовик.

5. Як-130. Вот как охарактеризовал его Military Watch: «Его летные характеристики оставляют желать лучшего по сравнению с конкурентами из восточной Азии: очень низкая скорость набора высоты, посредственная маневренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость».

Тут справедливы только заявления о скорости (1050 км/ч) и потолке (12500 м). Як-130 установил 9 мировых рекордов по скороподъемности как с грузом, так и без него. И маневренность у него прекрасная. Вот что написал британский журналист, бывший военный пилот и летчик-испытатель Питер Коллинз, который опробовал в небе Як-130: «Россия получила практически идеальный самолет своего класса, а для многих стран этот учебно-боевой самолет очень близок к тому, чтобы обеспечить формирование своих ВВС XXI века на базе самолета одной марки».

Основная претензия у составителей этого странного рейтинга к дозвуковой скорости российского УБС. Неслучайно в качестве конкурентов выбрали сверхзвуковые УБС, хоть достаточно прекрасных дозвуковых машин этого класса. Максимальная скорость 1050 км/ч выбрана конструкторами ОКБ Яковлева не от «творческого бессилия», а потому что при подготовке летчиков истребительной авиации 90% заданий выполняется на дозвуковых скоростях. Это вызвано хотя бы тем, что воздушные сражения происходят на дозвуке, и лишь редкие ракеты можно запустить на сверхзвуке.

Читать еще:  Характеристики БА-3 - бронеавтомобиль

Сэкономили конструкторы и на комплексе управления вооружением. И этому есть внятное объяснение: сверхлегкий УБС, какой бы совершенной ни была его авионика, не в состоянии тягаться в воздушном бою со «взрослыми» истребителями. Его добыча — неповоротливые транспортники и заправщики, а также вертолеты. Компетенция УБС в боевом режиме — нанесение удара по наземным целям в качестве штурмовика. А для этого нужна именно дозвуковая скорость.

В результате такой экономии удалось существенно снизить стоимость Як-130 — он в 2−3 раза дешевле, чем сверхзвуковые УБС, вооруженные «до зубов». Хотя по массе боевой нагрузки он, ничем им не уступая, способен нести на 9 подвесках 3 тонны ракет и бомб.

Если учитывать лишь боевые возможности, Як-130, может быть, и несколько уступает южнокорейскому «Беркуту». Может быть, даже и китайскому Hongdu JL-10. Но по части обучения пилотов никто рядом с ним не стоит.

В Як-130 используется четырехканальная электродистанционная система управления (ЭДСУ) на основе двух компьютеров. Программное обеспечение позволяет имитировать поведение целого ряда как российских, так и натовских истребителей 4-го и 5-го поколений в различных полетных режимах: Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-35, Су-57, F-16, F-15, F-22, F-35, «Рафаль», «Тайфун», «Грипен». При этом летные программы дифференцируются по степени подготовки курсантов. То есть на первом этапе ЭДСУ исправляет даже самые грубые ошибки пилотирования, обеспечивая безопасность полета.

Самолет обладает высоким импортным потенциалом, поскольку его могут использовать станы, в ВВС которых эксплуатируются как российские, так и натовские самолеты.

Полноценный боевой самолёт — модернизация Як-130.

Приветствую на канале!

Основным учебно-боевым самолётом в России является Л-39 Альбатрос, но постепенно эта немолодая машина сменяется уже современным Як-130 . Во многом это удачный УБС, но его боевой функционал был не высок. Сейчас же появились сведения о модернизации данного самолёта и исправлении недочётов.

Основная цель работ — сделать из Як-130 не просто учебный самолёт, а полноценный боевой. Слухи об этом гуляют в сети чуть ли не с самого начала производства машины, однако только сейчас проект начинает воплощаться в «металле». По словам разработчика Як-130 сможет даже выполнять задачи, которые ранее были присущи, например Су-30СМ — нанесение ударов высокоточным оружием без входа в зону войсковой ПВО/ПРО противника. Для реализации такого сценария самолёту необходима новая РЛС, и ей как раз заняты в КРЭТ. Также будет установлена новая оптико-электронная система, которая будет работать в связке с радиолокационной станцией под управлением единой вычислительной машины. Скорее всего показатель обнаружения целей по дальности составит около 50-60 километров, однако этого с лихвой хватит для имеющегося вооружения.

А основой этого вооружения станет ракета «воздух-поверхность» Х-25МП. Её максимальная дальность составляет около 40 километров, а вес чуть больше 300 кг. Напомним, что боевая нагрузка Яка 3 тонны, что позволит нести ему 8 таких ракет (ограничение по точкам подвески). Поработали и над возможностями против воздушных целей. Заявлено, что Як-130 получит РВВ Р-77 . Эта ракета «воздух-воздух» является представителем класса средней дальности и может поразить цель на расстоянии до 110 километров. Р-77 входит в основной боекомплект таких истребителей, как Су-30СМ и Су-35С. Может поражать высокоманёвренные цели и даже крылатые ракеты, включая сверхзвуковые. Есть два варианта применения данного боеприпаса с помощью Як-130 — это либо установка более мощной РЛС, чем предполагалось ранее, либо получение целеуказания от полноценных истребителей или «летающих радаров». Однако не модернизированный Як-130 имеет в своём арсенале Р-73 и может вести воздушный бой на дистанции до 40 километров, против беспилотников или вертолётов, например.

В целом причина модернизации Яка понятна — желание увеличить возможности ВКС за счёт покрытия ниши лёгких штурмовиков, роль которых будут выполнять УБС Як-130. Су-25 с его бронированием он не заменит сто процентов, а уж тем более Су-30СМ или Су-35С, но выполнять задачи в локальных конфликтах, где практически нет ПВО/ПРО противника — хватит за глаза. Да и в случае крупномасштабного конфликта лучше иметь учебно-боевые самолёты с подобным функционалом, чем просто «летающие парты». Тем более, что в ВКС сейчас почти сотня таких машин, а это довольно много. В случае необходимости не придётся отвлекать «старших братьев» от выполнения сложных задач, например прорыва противовоздушной обороны. Стоит также отметить, что вооружение и электроника — не единственные направления работ. У Як-130 изменится планер, но не сильно. Единственный вопрос, который остаётся — будут ли в новых машинах использоваться композиты? Это позволит дополнительно снизить вес машины, а также её заметность для РЛС вероятного противника.

О сроках модернизации пока ничего не сказано, но известно, что работы уже идут. Всего в ВКС предполагается поставка до 250 единиц Як-130 с полной заменой имеющихся Л-39.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector