4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Тип «П» серия IV — дизель-электрические подводные лодки

Тип «П» серия IV — дизель-электрические подводные лодки

К 22 ию­ня 1941 г. «Прав­да» на­хо­ди­лась в ор­га­ни­за­ци­он­ном пе­рио­де — в ию­не на ней за­вер­шил­ся сред­ний ре­монт. Эки­па­жу ПЛ пред­стоя­ло сда­вать за­да­чи бое­вой под­го­тов­ки, по­сле че­го на­ча­лась под­го­тов­ка к бое­вым по­хо­дам. Ко­ман­до­ва­ние КБФ, учи­ты­вая кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­но­сти суб­ма­рин IV се­рии, ре­ши­ло не при­вле­кать их к дей­ст­ви­ям на ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка. По пла­нам ру­ко­во­дства их ре­ши­ли ис­поль­зо­вать в не­обыч­ной ро­ли — впер­вые в ис­то­рии оте­че­ст­вен­но­го фло­та суб­ма­ри­на долж­на бы­ла со­вер­шить транс­порт­ный по­ход. Две лод­ки ти­па «П» долж­ны бы­ли обес­пе­чить дос­тав­ку гру­зов для гар­ни­зо­на ВМБ Хан­ко, по­сле всту­п­ле­ния в вой­ну Фин­лян­дии ока­зав­шей­ся глу­бо­ко во вра­же­ском ты­лу. Хан­ко ре­гу­ляр­но бом­би­ла авиа­ция про­тив­ни­ка, об­стре­ли­ва­ла вра­же­ская ар­тил­ле­рия, а 28 ию­ня фин­ны на­ча­ли по­ста­нов­ку мин­ных ба­нок на фар­ва­те­рах к за­па­ду и юго-за­па­ду от по­лу­ост­ро­ва. Пе­ред ко­ман­до­ва­ни­ем ба­зы ру­ко­во­дством КБФ бы­ла по­став­ле­на за­да­ча — от­тя­нуть на се­бя как мож­но боль­ше фин­ских войск и этим об­лег­чить по­ло­же­ние Ле­нин­гра­да. В тя­же­лых бо­ях за­щит­ни­ки Хан­ко по­сте­пен­но рас­хо­до­ва­ли за­па­сы ме­ди­ка­мен­тов, про­до­воль­ст­вия и бо­е­при­па­сов, а по­лу­чать снаб­же­ние они мог­ли толь­ко по мо­рю. Но по­сле ос­тав­ле­ния на­ши­ми вой­ска­ми При­бал­ти­ки ко­раб­лям с гру­за­ми при­хо­ди­лось со­вер­шать дли­тель­ные и очень опас­ные пе­ре­хо­ды че­рез весь Фин­ский за­лив, бе­ре­га ко­то­ро­го за­ни­ма­ли не­мец­кие и фин­ские вой­ска, во­ды за­ли­ва бы­ли «за­ва­ле­ны» ми­на­ми, в воз­ду­хе гос­под­ство­ва­ла вра­же­ская авиа­ция. По­след­ний ко­рабль со снаб­же­ни­ем при­был на Хан­ко 29 ав­гу­ста. В этой си­туа­ции ко­ман­до­ва­ни­ем и был раз­ра­бо­тан план по снаб­же­нию гар­ни­зо­на Хан­ко под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

7 сен­тяб­ря штаб бри­га­ды ПЛ при­ка­зал ко­ман­до­ва­нию УОДПЛ, на ос­но­ва­нии ди­рек­ти­вы Во­ен­но­го со­ве­та КБФ, раз­ра­бо­тать опе­ра­цию по дос­тав­ке гру­зов под­лод­ка­ми на Хан­ко. Со­глас­но пла­ну на лод­ку пред­по­ла­га­лась по­гру­зить 50 т бо­е­при­па­сов и про­до­воль­ст­вия, до Гог­лан­да ее со­про­во­ж­да­ет эс­корт. К точ­ке ран­де­ву у Хан­ко она под­хо­дит в под­вод­ном по­ло­же­нии, ее встре­ча­ют ко­раб­ли ОВ­Ра и со­про­во­ж­да­ют в порт. Об­рат­но до Гог­лан­да пе­ре­ход вы­пол­ня­ет­ся са­мо­стоя­тель­но, а здесь ее встре­ча­ет эс­корт и со­про­во­ж­да­ет до Крон­штад­та.

В тот же день из Ора­ни­ен­бау­ма в Крон­штадт пе­ре­шла П-1. На ней не­мед­лен­но на­ча­лась под­го­тов­ка к по­хо­ду и по­груз­ка са­мо­го не­об­хо­ди­мо­го для гар­ни­зо­на Хан­ко. На под­лод­ку бы­ло по­гру­же­но 19,6 т раз­лич­ных гру­зов. Все­го по­гру­зи­ли: 200 100-мм сна­ря­дов, по 100 76-мм и 45-мм сна­ря­дов, око­ло 2 т раз­лич­ных ме­ди­ка­мен­тов и 164 ящи­ка с кон­сер­ва­ми. Сот­ню 100-мм сна­ря­дов и 38 ящи­ков с кон­сер­ва­ми раз­мес­ти­ли в то­п­лив­ной цис­тер­не №1, ос­таль­ные сна­ря­ды — в трю­ме пер­во­го от­се­ка. Ме­ди­ка­мен­ты по­гру­зи­ли в трюм шес­то­го от­се­ка (0,4 т) и в седь­мой от­сек (1,5 т). Кон­сер­вы при­ни­ма­лись в тру­бы но­со­вых (64 ящи­ка) и кор­мо­вых (32 ящи­ка) тор­пед­ных ап­па­ра­тов, в ре­зуль­та­те че­го в свой пер­вый по­ход лод­ка уш­ла без тор­пед. По­сле окон­ча­ния по­груз­ки об­на­ру­жил­ся про­пуск со­ля­ра из цис­тер­ны №7, но эта течь так и ос­та­лась не­уст­ра­нен­ной. Вы­вес­ка лод­ки про­хо­ди­ла на Боль­шом Крон­штадт­ском рей­де. Но здеш­ние глу­би­ны (8-9 м) для ло­док ти­па «П» ока­за­лись не­дос­та­точ­ны и по­тре­бо­ва­лись по­втор­ная вы­вес­ка и диф­френ­тов­ка. К 11.45 9 сен­тяб­ря под­го­тов­ка лод­ки к по­хо­ду бы­ла за­вер­ше­на.

В 13.30 9 сен­тяб­ря П-1 вы­шла из Крон­штад­та в со­про­во­ж­де­нии БТЩ-205 «Га­фель», БТЩ-211 «Рым», сто­ро­же­вых ка­те­ров МО-305 и МО-306. Во вре­мя пе­ре­хо­да за тра­ла­ми в рай­оне ост­ро­ва Сес­кар их три­ж­ды пы­тал­ся ата­ко­вать оди­ноч­ный са­мо­лет, ото­гнан­ный ог­нем ко­раб­лей эс­кор­та. Они со­про­во­ж­да­ли лод­ку до ве­че­ра 9 сен­тяб­ря и в рай­оне ост­ро­ва Гог­ланд по­ки­ну­ли суб­ма­ри­ну. По­след­ний раз ее ви­де­ли с со­вет­ско­го на­блю­да­тель­но­го по­ста за­пад­нее ост­ро­ва Гог­ланд в 20.57 9 сен­тяб­ря 1941 г. Даль­ней­ший путь в 120 миль «Прав­да» долж­на бы­ла прой­ти са­мо­стоя­тель­но, пе­ре­дви­га­ясь ре­ко­мен­до­ван­ны­ми кур­са­ми. В Хан­ко под­вод­ная лод­ка П-1 не при­шла. Ее не бы­ло в точ­ке ран­де­ву, ни в ос­нов­ное (6 ча­сов ут­ра 11 сен­тяб­ря), ни в ре­зерв­ное вре­мя встре­чи (12 сен­тяб­ря). К ут­ру 11 сен­тяб­ря по­го­да в этом рай­оне ис­пор­ти­лась и на встре­чу вы­хо­ди­ла лишь ка­но­нер­ская лод­ка «Лай­не». Еще раз она на­хо­ди­лась в точ­ке ран­де­ву с 14.20 11 сен­тяб­ря до 09.30 12 сен­тяб­ря, но суб­ма­ри­на не поя­ви­лась. 17 сен­тяб­ря П-1 она бы­ла объ­яв­ле­на «про­пав­шей без вес­ти при вы­пол­не­нии бое­во­го за­да­ния».

К 22 ию­ня 1941 г. «Звез­да» на­хо­ди­лась в ор­га­ни­за­ци­он­ном пе­рио­де — в ию­не на ней за­вер­ши­ли сред­ний ре­монт. Эки­паж ПЛ го­то­вил­ся сда­вать за­да­чи бое­вой под­го­тов­ки, по­сле че­го про­дол­жи­лись учеб­ные пла­ва­ния и на­ча­лась под­го­тов­ка к бое­вым по­хо­дам. Ко­ман­до­ва­ние КБФ ре­ши­ло ис­поль­зо­вать для дос­тав­ки гру­зов гар­ни­зо­ну ВМБ Хан­ко П-1 и П-2 (П-3 на­хо­ди­лась в ре­мон­те). П-2 пе­ре­шла в Крон­штадт, где го­то­ви­лась к пер­во­му транс­порт­но­му по­хо­ду, ко­то­рый дол­жен был на­чать­ся сра­зу по­сле воз­вра­ще­ния П-1. Но по­сле от­прав­ки по­след­ней ко­ман­до­ва­ние КБФ при­шло к не­уте­ши­тель­но­му за­клю­че­нию: из-за ря­да кон­ст­рук­тив­ных осо­бен­но­стей лод­ки IV се­рии мог­ли при­нять лишь 20 т вме­сто 50 т. С уче­том это­го де­ла­лись сле­дую­щие вы­во­ды:

«1. Ис­поль­зо­ва­ние под­вод­ных ло­док ти­па «П» как транс­порт­ных не­це­ле­со­об­раз­но, т.к. внут­рен­нее уст­рой­ст­во под­лод­ки по­зво­ля­ет брать ма­ло гру­за.
2. Мож­но ис­поль­зо­вать ПЛ ти­па «П» для транс­пор­ти­ров­ки жид­ко­го то­п­ли­ва, ко­то­ро­го ПЛ мо­жет при­нять 270 т. Для это­го не­об­хо­ди­мо пе­ре­де­лать цис­тер­ны, сде­лав их гер­ме­ти­зи­ро­ван­ны­ми.
4. На под­лод­ке сле­до­ва­ло бы ос­та­вить по од­ной тор­пе­де в но­су и кор­ме.
5. Диф­френ­тов­ку ПЛ П-1 сле­до­ва­ло про­из­ве­сти в мо­ре, т.к. глу­би­ны 8-9 мет­ров, имее­мые на Боль­шом Крон­штадт­ском рей­де, для ПЛ ти­па «П» не­дос­та­точ­ны».

Ру­ко­во­дство КБФ ос­та­лось не­до­воль­но край­не низ­кой (для та­ких раз­ме­ров) вме­сти­мо­стью ло­док ти­па «П» и уч­ло опыт по­груз­ки П-1 при под­го­тов­ке к по­хо­ду П-2. Но П-1 из по­хо­да не вер­ну­лась и транс­порт­ный по­ход на Хан­ко П-2 от­ме­ни­ли. Ко­ман­до­ва­ние от­ка­за­лось от снаб­же­ния гар­ни­зо­на Хан­ко под­вод­ны­ми лод­ка­ми и при­влек­ло для это­го бое­вые ко­раб­ли.

Вско­ре ко­ман­до­ва­ние КБФ на­шло дру­гой спо­соб ис­поль­зо­ва­ния ло­док IV се­рии — П-2 ре­ши­ли при­влечь к об­стре­лу бе­ре­го­вых объ­ек­тов в Фин­ском за­ли­ве, оба бе­ре­га ко­то­ро­го за­ни­ма­ли вой­ска про­тив­ни­ка. Суб­ма­ри­на долж­на бы­ла скрыт­но по­дой­ти и в те­че­ние не­сколь­ких су­ток на­но­сить ог­не­вые уда­ры из 100-мм ору­дий по це­лям в Нарв­ском за­ли­ве. В при­ка­зе ко­ман­до­ва­ния на­ме­ча­лись сле­дую­щие объ­ек­ты для об­стре­ла П-2: же­лез­но­до­рож­ный во­кзал в Нар­ве, же­лез­но­до­рож­ные стан­ции в Вай­ва­ра и Иев­ве, слан­це­пе­ре­гон­ный за­вод в Асе­ри. Пе­ред вы­хо­дом в мо­ре на П-2 при­ня­ли до­пол­ни­тель­ный за­пас 100-мм сна­ря­дов.

Читать еще:  Схемы Ан-38 - многоцелевой транспортный самолет

В 18.00 25 ок­тяб­ря 1941 г. П-2 вы­шла из Крон­штад­та в Нарв­ский за­лив (по­зи­ции №5 и №6). По­ход про­хо­дил нор­маль­но, но 26 ок­тяб­ря в рай­оне ост­ро­ва Боль­шой Тю­терс из-за до­пол­ни­тель­но­го гру­за сна­ря­дов, не­пра­виль­ных дей­ст­вий ко­ман­ди­ра под­вод­ной лод­ки и ко­ман­ди­ра БЧ-5 П-2 не смог­ла удиф­фе­рен­то­вать­ся и по­гру­зи­лась с диф­фе­рен­том 25-28 гра­ду­сов на нос. В ре­зуль­та­те про­ли­ва элек­тро­ли­та на­ча­лось вы­де­ле­ние хло­ра, вы­шла из строя часть ме­ха­низ­мов лод­ки. Ко­ман­дир при­ка­зал всплыть для уст­ра­не­ния не­по­ла­док. По­сле всплы­тия П-2 под­вер­глась ата­ке оди­ноч­но­го са­мо­ле­та про­тив­ни­ка. Сбро­шен­ные им две бом­бы взо­рва­лись в 5 мет­рах от ле­во­го бор­та суб­ма­ри­ны. Под­вод­ная лод­ка по­лу­чи­ла че­ты­ре ос­ко­лоч­ные про­бои­ны в лег­ком кор­пу­се в рай­оне руб­ки, один под­вод­ник был ра­нен. П-2 лег­ла на об­рат­ный курс для воз­вра­ще­ния на ба­зу. В рай­оне Кол­ган­пя (ме­ж­ду ост­ро­вом Сес­кар и Ше­пе­лев­ским мая­ком) она под­вер­глась без­ре­зуль­тат­но­му об­стре­лу ар­тил­ле­рий­ской ба­та­реи про­тив­ни­ка с юж­но­го бе­ре­га Фин­ско­го за­ли­ва, из рай­она го­ры Сой­ки­но. В 18.18 26 ок­тяб­ря П-2 вер­ну­лась в Крон­штадт. Ко­ман­до­ва­ние сде­ла­ло вы­вод, что по­ход со­рван по ви­не ко­ман­ди­ра лод­ки.

29 ок­тяб­ря П-2 пе­ре­шла в Ле­нин­град для ре­мон­та, ме­стом ее ба­зи­ро­ва­ния ста­ла на­бе­реж­ная у мос­та лей­те­нан­та Шмид­та. Ко­ман­до­ва­ние не пла­ни­ро­ва­ло ис­поль­зо­вать лод­ки на не­мец­ких ком­му­ни­ка­ци­ях и часть эки­па­жа П-2, как и дру­гих ло­док, уш­ла доб­ро­воль­ца­ми на фронт.

В на­ча­ле зи­мы в Ле­нин­гра­де сло­жи­лась слож­ная об­ста­нов­ка с то­п­ли­вом для ле­нин­град­ских элек­тро­стан­ций, и пред­се­да­тель Лен­гор­ис­пол­ко­ма П.С. Поп­ков по­про­сил по­мо­щи у во­ен­ных. Во­ен­ный со­вет Ле­нин­град­ско­го фрон­та при­ка­зал КБФ пе­ре­дать в рас­по­ря­же­ние го­ро­да часть флот­ских за­па­сов то­п­ли­ва (со­ляр), но его тре­бо­ва­лось дос­та­вить в бло­ки­ро­ван­ный го­род. Для этой це­ли бы­ло ре­ше­но ис­поль­зо­вать П-2. Опе­ра­ци­ей ру­ко­во­дил ка­пи­тан 2 ран­га В.Ф. Юров­ский. Ве­че­ром 21 де­каб­ря суб­ма­ри­на вы­шла из Ле­нин­гра­да на бук­си­ре ли­ней­но­го ле­до­ко­ла «Вя­че­слав Мо­ло­тов». Лод­ка шла в по­зи­ци­он­ном по­ло­же­нии — цис­тер­ны глав­но­го бал­ла­ста бы­ли за­пол­не­ны во­дой, из во­ды вы­сту­па­ла лишь руб­ка. При вы­хо­де из Мор­ско­го ка­на­ла ка­ра­ван был об­на­ру­жен про­тив­ни­ком, ко­то­рый в те­че­ние 44 ми­нут об­стре­ли­вал ко­раб­ли из круп­но­ка­ли­бер­ных ору­дий с юж­но­го бе­ре­га Фин­ско­го за­ли­ва, из рай­она Стрель­на и Но­вый Пе­тер­гоф. Пря­мых по­па­да­ний в под­лод­ку не бы­ло, но в ее лег­кий кор­пус и над­строй­ку по­па­ли 14 ос­кол­ков. По­сле окон­ча­ния об­стре­ла ко­раб­ли бла­го­по­луч­но дос­тиг­ли Крон­штад­та. Здесь они бы­ли от­ре­мон­ти­ро­ва­ны, на лод­ку по­гру­зи­ли око­ло 700 т со­ля­ра и она бы­ла го­то­ва к воз­вра­ще­нию в Ле­нин­град. В Крон­штад­те с под­вод­ной лод­ки для об­лег­че­ния на­груз­ки на кор­пус де­мон­ти­ро­ва­ли оба 100-мм ору­дия. На об­рат­ном пе­ре­хо­де, ко­то­рый П-2 со­вер­ша­ла сво­им хо­дом, ее вновь со­про­во­ж­дал ле­до­кол «Вя­че­слав Мо­ло­тов». 30 де­каб­ря 1941 г. под­вод­ная лод­ка вы­шла из Крон­штад­та, имея на бор­ту 700 т со­ля­ра. Не­смот­ря на ка­муф­ляж­ную ок­ра­ску и дви­же­ние П-2 в по­зи­ци­он­ном по­ло­же­нии, ка­ра­ван вновь об­стре­ля­ла ар­тил­ле­рия про­тив­ни­ка, но на этот раз без­ре­зуль­тат­но. Ко­раб­ли бла­го­по­луч­но дос­тиг­ли бло­ки­ро­ван­но­го го­ро­да и дос­та­ви­ли то­п­ли­во. Боль­ше «Звез­да» вы­хо­дов в мо­ре не со­вер­ша­ла.

Пер­вую бло­кад­ную зи­му П-2 про­ве­ла у на­бе­реж­ной ря­дом с мос­том лей­те­нан­та Шмид­та. Лод­ка бы­ла вклю­че­на в ПВО Ле­нин­гра­да. В ап­ре­ле 1942 г. нем­цы пред­при­ня­ли не­сколь­ко по­пы­ток унич­то­жить ко­раб­ли КБФ, стоя­щие на Не­ве. По дан­ным аэ­ро­фо­то­съем­ки бы­ла раз­ра­бо­та­на опе­ра­ция «Айс­штосс», ко­то­рая пре­ду­смат­ри­ва­ла унич­то­же­ние всех вмерз­ших в лед ко­раб­лей и под­ло­док на Не­ве. 4 ап­ре­ля 1942 г. во вре­мя мас­си­ро­ван­но­го на­ле­та вра­же­ской авиа­ции на го­род суб­ма­ри­на по­лу­чи­ла по­вре­ж­де­ния от близ­ких раз­ры­вов авиа­бомб, упав­ших у стоя­щей ря­дом П-3. В кор­пу­се и над­строй­ке лод­ки об­ра­зо­ва­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во про­бо­ин от ос­кол­ков. Ко­мис­сия ре­ши­ла не вос­ста­нав­ли­вать лод­ку, так как су­до­ре­монт­ные спо­соб­но­сти ле­нин­град­ских за­во­дов бы­ли ог­ра­ни­че­ны. 1 мая 1942 г. П-2 по­ста­ви­ли в кон­сер­ва­цию.

22 ию­ня 1941 г. «Ис­кра», как и ос­таль­ные лод­ки ти­па «П», на­хо­ди­лась в ор­га­ни­за­ци­он­ном пе­рио­де по­сле за­вер­ше­ния ре­мон­та. По­сле сда­чи за­дач кур­са бое­вой под­го­тов­ки про­дол­жи­лись учеб­ные пла­ва­ния и на­ча­лась под­го­тов­ка к бое­вым по­хо­дам. Но 16 ию­ля 1941 г. во вре­мя учеб­но­го по­хо­да в Фин­ском за­ли­ве П-3 столк­ну­лась с под­вод­ной лод­кой Б-2. Это столк­но­ве­ние сыг­ра­ло ро­ко­вую роль в судь­бе «Ис­кры» — ее по­ста­ви­ли в ре­монт, од­на­ко во вре­мя ре­мон­та лод­ка по­лу­ча­ла но­вые по­вре­ж­де­ния. Ре­монт так и не был за­кон­чен и ни од­но­го бое­во­го по­хо­да суб­ма­ри­на не со­вер­ша­ла.

Пер­вую бло­кад­ную зи­му «Ис­кра» про­ве­ла у мос­та лей­те­нан­та Шмид­та. Она бы­ла вклю­че­на в ПВО Ле­нин­гра­да и при­ни­ма­ла уча­стие в от­ра­же­нии на­ле­тов на го­род.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Новости Тип «П» серия IV — дизель-электрические подводные лодки

Тип «Правда» (Тип «П») IV Серии.

1. Количество подводных лодок проекта: 3

2. Изображение проекта:

Вид после обрезки носовой оконечности

Вид после модернизации (по ватерлинию)

3. Состав проекта:

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод (3)

. 09.1941 — погибла, обнаружена

09.06.1949 — пер. в Б-31

09.06.1949 — пер. в Б-1

4. История проекта:

В середине 1930 г. А.Н. Асафов, работавший как репрессированный в Остехбюро ОГПУ (г. Ленинград), предложил эскизный проект подводной лодки для совместных действий с надводными кораблями. По водоизмещению эта подводная лодка мыслилась близкой к ПЛ типа «Декабрист». Основная особенность проекта — очень большой запас плавучести — порядка 80-90%. По замыслу автора проекта большой запас плавучести давал возможность значительно уменьшить осадку, что должно было улучшить мореходные качества лодки, необходимые при ее действиях в составе эскадры надводных кораблей. Перед этими эскадренными лодками ставились следующие задачи:
— участие в эскадренном бою путем атаки противника в период развертывания совместно с авангардными силами и при уходе противника после боя;
— атака двигающегося в море десанта противника, действуя группой лодок или совместно с легкими силами.

Разработанный эскизный проект эскадренной подводной лодки был 11 октября 1930 года рассмотрен и одобрен Наморси В. М. Орловым, а 23 ноября 1930 года проект был утвержден Реввоенсоветом СССР. Проект предусматривал вооружение подлодки шестью торпедными аппаратами с десятью торпедами, двумя 130-мм орудиями в башнях и 37-мм зенитным орудием. Она должна была развивать скорость до 24 узлов в надводном положении и иметь дальность плавания ходом 11 узлов 9650 миль над водой и 23 мили под водой. Из-за неясности в вопросе размещения заказа на главные дизели и отсутствия основных данных по ним, разработка общего проекта задержалась. Но, не дожидаясь его, в середине января 1931 г. приступили к изготовлению рабочих чертежей, а 21 мая уже заложили головной корабль, получивший наименование «Правда» (тип «П» IV серии), и 19 декабря еще два корпуса. Такая поспешность при столь необычных требованиях к подводной лодке, наличие множества сомнительных конструктивных решений и во многом поверхностная их проработка, естественно, привели к разногласиям между автором проекта и курирующими работу организациями. Прежде всего, это касалось глубины погружения, а также маневренных качеств в подводном положении. Дело в том, что для обеспечения высокой надводной скорости кораблю были приданы обводы миноносца, а для высокой мореходности — высокий надводный борт. Все это привело, во-первых, к большому запасу плавучести, а значит, большому времени погружения, во-вторых, к недостаточной, даже для того времени, глубине погружения, в-третьих, к большой заметности, а значит, уязвимости от артиллерийского огня, в надводном положении, в четвертых, к чрезмерному удлинению волнорезов носовых торпедных аппаратов, что могло привести к задеванию их хвостовой частью торпеды. Уже в ходе испытаний выявились и другие недостатки: лодка почти не управлялась по глубине при скорости хода менее 4 узлов, при волнении моря более 5 баллов из-за качки и оголения винтов она практически теряла боеспособность.

Читать еще:  Статьи 2С12 «Сани» - 120-мм возимый миномёт

В связи с серьезными техническими разногласиями по основным вопросам проекта, постройка подводных лодок IV серии была временно приостановлена. Окончание общего проекта затянулось до сентября 1932 года. Общий проект был утвержден Реввоенсоветом СССР лишь 7 октября 1932 года с изменением ряда тактико-технических элементов; при этом предельная глубина погружения была установлена 75 м с запасом устойчивости 1,5. Наибольшая надводная скорость оставалась 23 уз, водоизмещение увеличивалось до 931 м3. 19 октября 1932 года вышло постановление Комитета обороны СССР о продолжении постройки одной подводной лодки IV серии («Правда»), как экспериментальной, и о консервации двух других подводных лодок, начатых ранее постройкой. В связи с недостаточной прочностью прочного корпуса, увеличением глубины погружения и необходимостью увеличения плавучего объема прочного корпуса проект нужно было кардинально переделать. При этом значительной переделке должны были быть подвергнуты основные корпусные конструкции, по которым уже имелся весьма значительный задел (общая готовность головной подводной лодки составляла к тому времени 25%, а остальных двух лодок — 20 и 10%). При переделке проекта для увеличения запаса прочности были поставлены промежуточные шпангоуты. Поскольку спор о глубине погружения никак не разрешался, то 12 сентября 1935 г. «Правду» просто взяли и погрузили без людей на глубину 72,5 м на гинях спасательного судна-катамарана «Коммуна». Большую глубину погружения она обеспечить не могла, но и это превзошло все ожидания, оставив всех довольными. Рассмотрев материалы результатов испытаний, начальник морских сил утвердил для подводных лодок типа «Правда» предельную глубину погружения 70 м и рабочую — 50 м. После согласования последних спорных вопросов продолжили постройку и двух законсервированных корпусов.

От ранее спроектированных подводные лодки типа «Правда» отличалась еще рядом других особенностей. Лодка была запроектирована двухкорпусной. Впервые на отечественных подводных лодках прочный корпус имел наружные шпангоуты. Прочный корпус был разделен на семь отсеков. Главный балласт был размещен в 10 междубортных цистернах и 2 концевых. Кингстоны цистерн главного балласта (68 захлопок с общей площадью около 11 м2) имели дистанционные электрические приводы с гибкими элементами в виде пружинных муфт. Многочисленные приводы, расположенные вместе с их электромоторами в трюмах в малодоступных местах, были весьма сложными и, как показал впоследствии опыт их эксплуатации, малонадежными. Поэтому в дальнейшем на отечественных подводных лодках такая конструкция приводов кингстонов больше не применялась. Клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические приводы, аналогичные приводам клапанов вентиляции цистерн главного балласта подводных лодок II и III серий. В отличие от подводных лодок первых трех серий, цистерна быстрого погружения не предусматривалась. Особенностью проекта были дизеля М10V49/48 мощностью 2700 л.с. при 465 об/мин. На отечественных подводных лодках впервые применялись дизеля такой мощности. Дизеля поставлялись фирмой МАН в Аугсбурге (Германия) и отличались относительно малым для того времени удельным весом (около 13 кгс/л.с.), значительно меньшим, чем дизеля подводных лодок первых серий. Аккумуляторная батарея состояла из двух групп, по 112 элементов типа «ЭК» в каждой, расположенных в двух аккумуляторных ямах. Мощность главных электромоторов составляла 2X550 л. с. Полный запас топлива — 89 т. В качестве водоотливных средств служили: одна помпа Рато и два поршневых трюмных насоса, аналогично примененным на предыдущих сериях подводных лодок. Для продувания цистерн главного балласта низким давлением были предусмотрены два турбо-компрессора фирмы Броун-Бовери, производительностью 60 м3/мин каждый (турбокомпрессоры такой производительности в дальнейшем больше нигде на отечественных подводных лодках не применялись). В остальном оборудование подводных лодок IV серии мало отличалось от подводных лодок II серии.

Конструктивные переделки, несоблюдение весовой дисциплины в ходе постройки привели к явной перегрузке подводной лодки. Это заставило отказаться от вспомогательного дизель-генератора и 130-мм башенной артиллерии. Для безопасного выхода торпед из носовых аппаратов пришлось укоротить нос на 2,3 м (общая длина уменьшилась с 90 до 87,7 м) так, чтобы длина волнорезов верхних ТА была не более 3,2 м. После этого торпеды стали выходить из ТА без застревания. Позже была модернизирована надстройка.

Учитывая значительные недостатки, после передачи флоту все 3 подводные лодки IV серии не рассматривались как боевые и использовались в качестве учебных.

5. Схема проекта:

Подробная схема подводной лодки типа П IV серии *
1 — форштевень; 2- клапан вентиляции цистерн главного балласта; 3 — буксирный гак; 4 — гюйсшток; 5 — вьюшка швартовного троса 6 — верхний «меч» обтекателя гидроакустики; 7 — трап; 8 — леерная стойка; 9 — киповая планка; 10 — кнехты; 11 — носовая радиомачта; 12 — шлюпка; 13 — торпедные аппараты; 14 — носовые горизонтальные рули; 15 — стрельбовые баллоны; 16 — кислородные баллоны; 17 — кингстоны цистерн главного балласта; 18 — цистерны главного балласта; 19 — торпедопогрузочный люк; 20 — цистерна кольцевого зазора; 21 — торпедо-заместительная цистерна;22 — топливная цистерна; 23 — цистерна замещения провизии; 24 — торпедобалка; 25 — койки; 26 — обеденные столы; 27 — разножки; 28 — запасные торпеды; 29 — камбуз; 30 — аккумуляторная батарея; 31 — гальюн; 32 — аварийный телефонный буй; 33 — утка; 34 — провизионная цистерна; 35 — входной люк в провизионную цистерну; 36 — диваны; 37 — каюты офицерского состава; 38 — аккумуляторная яма; 39 — цистерна судового запаса масла; 40 — прожектор; 41 — цепной ящик; 42 — осушительный центробежный насос «Р-130»; 43 — каюта командира; 44 — шкаф для личных вещей; 45 — 100-мм носовое орудие; 46 — рубка гидроакустики; 47 — люк в артиллерийский погреб; 48 — штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 49 — штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 50 — станция погружения и всплытия; 51 — артиллерийский погреб; 52 — шахта зенитного перископа; 53 — турбокомпрессор низкого давления; 54 — шахта командирского перископа; 55 — элеватор подачи артснарядов; 56 — радиорубка; 57 — распределительный щит силовой сети; 58 — боевая рубка; 59 — входной люк; 60 — кранец первых выстрелов 100-мм артиллерийского боезапаса; 61 — зенитный перископ; 62 — иллюминаторы в ограждении мостика; 63 — топовый огонь; 64 — магнитный компас; 65 — командирский перископ; 66 — шахта для выхода артиллерийской прислуги к кормовому орудию; 67 — гакобортный огонь; 68 — 45-мм орудие; 69 — шахта подачи воздуха к дизелям; 70 — 100-мм кормовое орудие; 71 — цистерна замещения снарядов; 72 — расходная топливная цистерна; 73 — привод машинного кингстона; 74 — сигнальная мачта; 75 — резервный насос охлаждения дизелей; 76 — резервный масляный насос; 77 — дизель М1ОV49/48; 78 — газоотвод дизеля; 79 — леерная антенна; 80 — электродвигатель валоповоротного устройства; 81 — опорный подшипник; 82 — шкаф для инструмента; 83 — масляный холодильник; 84 — ящики для патронов регенерации; 85 — глушитель газоотвода дизеля; 86 — конторка; 87 — ограждение горизонтальных рулей; 88 — станция управления гребными электродвигателями; 89 — леер; 90 — рундуки; 91 — баллоны воздуха высокого давления; 92 — кормовая радиомачта; 93 — гребной вал; 94 — гребной электродвигатель; 95 — разобщительная кулачная муфта; 96 — упорный подшипник «Митчеля»; 97 — соединительная жесткая муфта валопровода; 98 — вольтопонижающий агрегат (бустер); 99 — компрессор воздуха высокого давления; 100 — трюмный поршневой насос; 101 -опреснитель; 102 — цистерна пресной воды; 103 — цистерна лага; 104 — умывальник; 105 — привод вертикального руля; 106 — носовая дифферентная цистерна; 107 — кормовая дифферентная цистерна; 108 — кильватерный огонь; 109 — привод кормовых горизонтальных рулей; 110 — баллер вертикального руля; 111 — вертикальный руль; 112 — кормовые горизонтальные рули; 113 — гребной винт; 114 — флагшток; 115 — уравнительная цистерна.

Читать еще:  СГ-43 - станковый пулемёт

6. Тактико-технические данные проекта (после обрезки носовой части):

Подводные лодки типа «П» (серия IV)

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Эскадренные подводные лодки типа “П” (IV серия) – 3 единицы

П-1 (б. “Правда”, 21.5.1931/3.1.1934/9.6.1936 – погибла в сентябре 1941)
П-2 (б. “Звезда”, 19.12.1931/15.2.1934/9.7.1936 – исключена 20.6.1956)
П-3 (б. “Искра”, 19.12.1931/4.12.1934/2.2.1935 – исключена 2.6.1952)

Надводное – 955 т; подводное – 1671 т; 87,7x8x2,9 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/1100 л.с; 18,8/6,45 уз.; 91,8 т соляра; 5663 (15,3)/60 (3,2) миль. Эк. 56 чел. 2×1 – 100-мм/51, 1×1 – 45-мм/46, 8 – 533-мм ТА (6 НТА, 2 КТА, 10 торпед)

Эскадренные ПЛ, предназначенные для участия в эскадренном бою, атак десантных соединений противника как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими ПЛ или легкими силами. Задание на проектирование выдано в 1930 г. Приоритет отдавался надводной скорости, соответствующей крейсерским ходам ЛК, и вооружению. При этом выдвигалось требование минимальной осадки, следствием чего стал высокий надводный борт. В 1931-1936 гг. построено 3 ед.

Лодки имели двухкорпусную конструкцию с наружным расположением шпангоутов прочного корпуса (впервые в отечественной практике). Легкий корпус отличался характерным “горбом” в средней части, создававшим топящий момент в подводном положении. На испытаниях выявились плохая управляемость в подводном положении, большое время и малая глубина погружения (не более 70 м), недобор скорости в надводном положении. К тому же, из-за неудачной конструкции водорезов носовых ТА, после сдачи лодок им пришлось укорачивать носовые оконечности, что привело к снижению скорости еще на 0,8 уз. Все это сводило боевую ценность ПЛ IV серии к минимуму, и от продолжения их строительства отказались.

В годы войны использовались как транспортные и учебные.

П-1 погибла 10-11.9.1941 в Финском зал., вероятно, на мине.

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: