Новости Тип «П» серия IV — дизель-электрические подводные лодки
Тип «П» серия IV — дизель-электрические подводные лодки
К 22 июня 1941 г. «Правда» находилась в организационном периоде — в июне на ней завершился средний ремонт. Экипажу ПЛ предстояло сдавать задачи боевой подготовки, после чего началась подготовка к боевым походам. Командование КБФ, учитывая конструктивные особенности субмарин IV серии, решило не привлекать их к действиям на коммуникациях противника. По планам руководства их решили использовать в необычной роли — впервые в истории отечественного флота субмарина должна была совершить транспортный поход. Две лодки типа «П» должны были обеспечить доставку грузов для гарнизона ВМБ Ханко, после вступления в войну Финляндии оказавшейся глубоко во вражеском тылу. Ханко регулярно бомбила авиация противника, обстреливала вражеская артиллерия, а 28 июня финны начали постановку минных банок на фарватерах к западу и юго-западу от полуострова. Перед командованием базы руководством КБФ была поставлена задача — оттянуть на себя как можно больше финских войск и этим облегчить положение Ленинграда. В тяжелых боях защитники Ханко постепенно расходовали запасы медикаментов, продовольствия и боеприпасов, а получать снабжение они могли только по морю. Но после оставления нашими войсками Прибалтики кораблям с грузами приходилось совершать длительные и очень опасные переходы через весь Финский залив, берега которого занимали немецкие и финские войска, воды залива были «завалены» минами, в воздухе господствовала вражеская авиация. Последний корабль со снабжением прибыл на Ханко 29 августа. В этой ситуации командованием и был разработан план по снабжению гарнизона Ханко подводными лодками.
7 сентября штаб бригады ПЛ приказал командованию УОДПЛ, на основании директивы Военного совета КБФ, разработать операцию по доставке грузов подлодками на Ханко. Согласно плану на лодку предполагалась погрузить 50 т боеприпасов и продовольствия, до Гогланда ее сопровождает эскорт. К точке рандеву у Ханко она подходит в подводном положении, ее встречают корабли ОВРа и сопровождают в порт. Обратно до Гогланда переход выполняется самостоятельно, а здесь ее встречает эскорт и сопровождает до Кронштадта.
В тот же день из Ораниенбаума в Кронштадт перешла П-1. На ней немедленно началась подготовка к походу и погрузка самого необходимого для гарнизона Ханко. На подлодку было погружено 19,6 т различных грузов. Всего погрузили: 200 100-мм снарядов, по 100 76-мм и 45-мм снарядов, около 2 т различных медикаментов и 164 ящика с консервами. Сотню 100-мм снарядов и 38 ящиков с консервами разместили в топливной цистерне №1, остальные снаряды — в трюме первого отсека. Медикаменты погрузили в трюм шестого отсека (0,4 т) и в седьмой отсек (1,5 т). Консервы принимались в трубы носовых (64 ящика) и кормовых (32 ящика) торпедных аппаратов, в результате чего в свой первый поход лодка ушла без торпед. После окончания погрузки обнаружился пропуск соляра из цистерны №7, но эта течь так и осталась неустраненной. Вывеска лодки проходила на Большом Кронштадтском рейде. Но здешние глубины (8-9 м) для лодок типа «П» оказались недостаточны и потребовались повторная вывеска и диффрентовка. К 11.45 9 сентября подготовка лодки к походу была завершена.
В 13.30 9 сентября П-1 вышла из Кронштадта в сопровождении БТЩ-205 «Гафель», БТЩ-211 «Рым», сторожевых катеров МО-305 и МО-306. Во время перехода за тралами в районе острова Сескар их трижды пытался атаковать одиночный самолет, отогнанный огнем кораблей эскорта. Они сопровождали лодку до вечера 9 сентября и в районе острова Гогланд покинули субмарину. Последний раз ее видели с советского наблюдательного поста западнее острова Гогланд в 20.57 9 сентября 1941 г. Дальнейший путь в 120 миль «Правда» должна была пройти самостоятельно, передвигаясь рекомендованными курсами. В Ханко подводная лодка П-1 не пришла. Ее не было в точке рандеву, ни в основное (6 часов утра 11 сентября), ни в резервное время встречи (12 сентября). К утру 11 сентября погода в этом районе испортилась и на встречу выходила лишь канонерская лодка «Лайне». Еще раз она находилась в точке рандеву с 14.20 11 сентября до 09.30 12 сентября, но субмарина не появилась. 17 сентября П-1 она была объявлена «пропавшей без вести при выполнении боевого задания».
К 22 июня 1941 г. «Звезда» находилась в организационном периоде — в июне на ней завершили средний ремонт. Экипаж ПЛ готовился сдавать задачи боевой подготовки, после чего продолжились учебные плавания и началась подготовка к боевым походам. Командование КБФ решило использовать для доставки грузов гарнизону ВМБ Ханко П-1 и П-2 (П-3 находилась в ремонте). П-2 перешла в Кронштадт, где готовилась к первому транспортному походу, который должен был начаться сразу после возвращения П-1. Но после отправки последней командование КБФ пришло к неутешительному заключению: из-за ряда конструктивных особенностей лодки IV серии могли принять лишь 20 т вместо 50 т. С учетом этого делались следующие выводы:
«1. Использование подводных лодок типа «П» как транспортных нецелесообразно, т.к. внутреннее устройство подлодки позволяет брать мало груза.
2. Можно использовать ПЛ типа «П» для транспортировки жидкого топлива, которого ПЛ может принять 270 т. Для этого необходимо переделать цистерны, сделав их герметизированными.
4. На подлодке следовало бы оставить по одной торпеде в носу и корме.
5. Диффрентовку ПЛ П-1 следовало произвести в море, т.к. глубины 8-9 метров, имеемые на Большом Кронштадтском рейде, для ПЛ типа «П» недостаточны».
Руководство КБФ осталось недовольно крайне низкой (для таких размеров) вместимостью лодок типа «П» и учло опыт погрузки П-1 при подготовке к походу П-2. Но П-1 из похода не вернулась и транспортный поход на Ханко П-2 отменили. Командование отказалось от снабжения гарнизона Ханко подводными лодками и привлекло для этого боевые корабли.
Вскоре командование КБФ нашло другой способ использования лодок IV серии — П-2 решили привлечь к обстрелу береговых объектов в Финском заливе, оба берега которого занимали войска противника. Субмарина должна была скрытно подойти и в течение нескольких суток наносить огневые удары из 100-мм орудий по целям в Нарвском заливе. В приказе командования намечались следующие объекты для обстрела П-2: железнодорожный вокзал в Нарве, железнодорожные станции в Вайвара и Иевве, сланцеперегонный завод в Асери. Перед выходом в море на П-2 приняли дополнительный запас 100-мм снарядов.
В 18.00 25 октября 1941 г. П-2 вышла из Кронштадта в Нарвский залив (позиции №5 и №6). Поход проходил нормально, но 26 октября в районе острова Большой Тютерс из-за дополнительного груза снарядов, неправильных действий командира подводной лодки и командира БЧ-5 П-2 не смогла удифферентоваться и погрузилась с дифферентом 25-28 градусов на нос. В результате пролива электролита началось выделение хлора, вышла из строя часть механизмов лодки. Командир приказал всплыть для устранения неполадок. После всплытия П-2 подверглась атаке одиночного самолета противника. Сброшенные им две бомбы взорвались в 5 метрах от левого борта субмарины. Подводная лодка получила четыре осколочные пробоины в легком корпусе в районе рубки, один подводник был ранен. П-2 легла на обратный курс для возвращения на базу. В районе Колганпя (между островом Сескар и Шепелевским маяком) она подверглась безрезультатному обстрелу артиллерийской батареи противника с южного берега Финского залива, из района горы Сойкино. В 18.18 26 октября П-2 вернулась в Кронштадт. Командование сделало вывод, что поход сорван по вине командира лодки.
29 октября П-2 перешла в Ленинград для ремонта, местом ее базирования стала набережная у моста лейтенанта Шмидта. Командование не планировало использовать лодки на немецких коммуникациях и часть экипажа П-2, как и других лодок, ушла добровольцами на фронт.
В начале зимы в Ленинграде сложилась сложная обстановка с топливом для ленинградских электростанций, и председатель Ленгорисполкома П.С. Попков попросил помощи у военных. Военный совет Ленинградского фронта приказал КБФ передать в распоряжение города часть флотских запасов топлива (соляр), но его требовалось доставить в блокированный город. Для этой цели было решено использовать П-2. Операцией руководил капитан 2 ранга В.Ф. Юровский. Вечером 21 декабря субмарина вышла из Ленинграда на буксире линейного ледокола «Вячеслав Молотов». Лодка шла в позиционном положении — цистерны главного балласта были заполнены водой, из воды выступала лишь рубка. При выходе из Морского канала караван был обнаружен противником, который в течение 44 минут обстреливал корабли из крупнокалиберных орудий с южного берега Финского залива, из района Стрельна и Новый Петергоф. Прямых попаданий в подлодку не было, но в ее легкий корпус и надстройку попали 14 осколков. После окончания обстрела корабли благополучно достигли Кронштадта. Здесь они были отремонтированы, на лодку погрузили около 700 т соляра и она была готова к возвращению в Ленинград. В Кронштадте с подводной лодки для облегчения нагрузки на корпус демонтировали оба 100-мм орудия. На обратном переходе, который П-2 совершала своим ходом, ее вновь сопровождал ледокол «Вячеслав Молотов». 30 декабря 1941 г. подводная лодка вышла из Кронштадта, имея на борту 700 т соляра. Несмотря на камуфляжную окраску и движение П-2 в позиционном положении, караван вновь обстреляла артиллерия противника, но на этот раз безрезультатно. Корабли благополучно достигли блокированного города и доставили топливо. Больше «Звезда» выходов в море не совершала.
Первую блокадную зиму П-2 провела у набережной рядом с мостом лейтенанта Шмидта. Лодка была включена в ПВО Ленинграда. В апреле 1942 г. немцы предприняли несколько попыток уничтожить корабли КБФ, стоящие на Неве. По данным аэрофотосъемки была разработана операция «Айсштосс», которая предусматривала уничтожение всех вмерзших в лед кораблей и подлодок на Неве. 4 апреля 1942 г. во время массированного налета вражеской авиации на город субмарина получила повреждения от близких разрывов авиабомб, упавших у стоящей рядом П-3. В корпусе и надстройке лодки образовалось большое количество пробоин от осколков. Комиссия решила не восстанавливать лодку, так как судоремонтные способности ленинградских заводов были ограничены. 1 мая 1942 г. П-2 поставили в консервацию.
22 июня 1941 г. «Искра», как и остальные лодки типа «П», находилась в организационном периоде после завершения ремонта. После сдачи задач курса боевой подготовки продолжились учебные плавания и началась подготовка к боевым походам. Но 16 июля 1941 г. во время учебного похода в Финском заливе П-3 столкнулась с подводной лодкой Б-2. Это столкновение сыграло роковую роль в судьбе «Искры» — ее поставили в ремонт, однако во время ремонта лодка получала новые повреждения. Ремонт так и не был закончен и ни одного боевого похода субмарина не совершала.
Первую блокадную зиму «Искра» провела у моста лейтенанта Шмидта. Она была включена в ПВО Ленинграда и принимала участие в отражении налетов на город.
Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.
Новости Тип «П» серия IV — дизель-электрические подводные лодки
Тип «Правда» (Тип «П») IV Серии.
1. Количество подводных лодок проекта: 3
2. Изображение проекта:
Вид после обрезки носовой оконечности
Вид после модернизации (по ватерлинию)
3. Состав проекта:
вступления в строй
ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод (3)
. 09.1941 — погибла, обнаружена
09.06.1949 — пер. в Б-31
09.06.1949 — пер. в Б-1
4. История проекта:
В середине 1930 г. А.Н. Асафов, работавший как репрессированный в Остехбюро ОГПУ (г. Ленинград), предложил эскизный проект подводной лодки для совместных действий с надводными кораблями. По водоизмещению эта подводная лодка мыслилась близкой к ПЛ типа «Декабрист». Основная особенность проекта — очень большой запас плавучести — порядка 80-90%. По замыслу автора проекта большой запас плавучести давал возможность значительно уменьшить осадку, что должно было улучшить мореходные качества лодки, необходимые при ее действиях в составе эскадры надводных кораблей. Перед этими эскадренными лодками ставились следующие задачи:
— участие в эскадренном бою путем атаки противника в период развертывания совместно с авангардными силами и при уходе противника после боя;
— атака двигающегося в море десанта противника, действуя группой лодок или совместно с легкими силами.
Разработанный эскизный проект эскадренной подводной лодки был 11 октября 1930 года рассмотрен и одобрен Наморси В. М. Орловым, а 23 ноября 1930 года проект был утвержден Реввоенсоветом СССР. Проект предусматривал вооружение подлодки шестью торпедными аппаратами с десятью торпедами, двумя 130-мм орудиями в башнях и 37-мм зенитным орудием. Она должна была развивать скорость до 24 узлов в надводном положении и иметь дальность плавания ходом 11 узлов 9650 миль над водой и 23 мили под водой. Из-за неясности в вопросе размещения заказа на главные дизели и отсутствия основных данных по ним, разработка общего проекта задержалась. Но, не дожидаясь его, в середине января 1931 г. приступили к изготовлению рабочих чертежей, а 21 мая уже заложили головной корабль, получивший наименование «Правда» (тип «П» IV серии), и 19 декабря еще два корпуса. Такая поспешность при столь необычных требованиях к подводной лодке, наличие множества сомнительных конструктивных решений и во многом поверхностная их проработка, естественно, привели к разногласиям между автором проекта и курирующими работу организациями. Прежде всего, это касалось глубины погружения, а также маневренных качеств в подводном положении. Дело в том, что для обеспечения высокой надводной скорости кораблю были приданы обводы миноносца, а для высокой мореходности — высокий надводный борт. Все это привело, во-первых, к большому запасу плавучести, а значит, большому времени погружения, во-вторых, к недостаточной, даже для того времени, глубине погружения, в-третьих, к большой заметности, а значит, уязвимости от артиллерийского огня, в надводном положении, в четвертых, к чрезмерному удлинению волнорезов носовых торпедных аппаратов, что могло привести к задеванию их хвостовой частью торпеды. Уже в ходе испытаний выявились и другие недостатки: лодка почти не управлялась по глубине при скорости хода менее 4 узлов, при волнении моря более 5 баллов из-за качки и оголения винтов она практически теряла боеспособность.
В связи с серьезными техническими разногласиями по основным вопросам проекта, постройка подводных лодок IV серии была временно приостановлена. Окончание общего проекта затянулось до сентября 1932 года. Общий проект был утвержден Реввоенсоветом СССР лишь 7 октября 1932 года с изменением ряда тактико-технических элементов; при этом предельная глубина погружения была установлена 75 м с запасом устойчивости 1,5. Наибольшая надводная скорость оставалась 23 уз, водоизмещение увеличивалось до 931 м3. 19 октября 1932 года вышло постановление Комитета обороны СССР о продолжении постройки одной подводной лодки IV серии («Правда»), как экспериментальной, и о консервации двух других подводных лодок, начатых ранее постройкой. В связи с недостаточной прочностью прочного корпуса, увеличением глубины погружения и необходимостью увеличения плавучего объема прочного корпуса проект нужно было кардинально переделать. При этом значительной переделке должны были быть подвергнуты основные корпусные конструкции, по которым уже имелся весьма значительный задел (общая готовность головной подводной лодки составляла к тому времени 25%, а остальных двух лодок — 20 и 10%). При переделке проекта для увеличения запаса прочности были поставлены промежуточные шпангоуты. Поскольку спор о глубине погружения никак не разрешался, то 12 сентября 1935 г. «Правду» просто взяли и погрузили без людей на глубину 72,5 м на гинях спасательного судна-катамарана «Коммуна». Большую глубину погружения она обеспечить не могла, но и это превзошло все ожидания, оставив всех довольными. Рассмотрев материалы результатов испытаний, начальник морских сил утвердил для подводных лодок типа «Правда» предельную глубину погружения 70 м и рабочую — 50 м. После согласования последних спорных вопросов продолжили постройку и двух законсервированных корпусов.
От ранее спроектированных подводные лодки типа «Правда» отличалась еще рядом других особенностей. Лодка была запроектирована двухкорпусной. Впервые на отечественных подводных лодках прочный корпус имел наружные шпангоуты. Прочный корпус был разделен на семь отсеков. Главный балласт был размещен в 10 междубортных цистернах и 2 концевых. Кингстоны цистерн главного балласта (68 захлопок с общей площадью около 11 м2) имели дистанционные электрические приводы с гибкими элементами в виде пружинных муфт. Многочисленные приводы, расположенные вместе с их электромоторами в трюмах в малодоступных местах, были весьма сложными и, как показал впоследствии опыт их эксплуатации, малонадежными. Поэтому в дальнейшем на отечественных подводных лодках такая конструкция приводов кингстонов больше не применялась. Клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические приводы, аналогичные приводам клапанов вентиляции цистерн главного балласта подводных лодок II и III серий. В отличие от подводных лодок первых трех серий, цистерна быстрого погружения не предусматривалась. Особенностью проекта были дизеля М10V49/48 мощностью 2700 л.с. при 465 об/мин. На отечественных подводных лодках впервые применялись дизеля такой мощности. Дизеля поставлялись фирмой МАН в Аугсбурге (Германия) и отличались относительно малым для того времени удельным весом (около 13 кгс/л.с.), значительно меньшим, чем дизеля подводных лодок первых серий. Аккумуляторная батарея состояла из двух групп, по 112 элементов типа «ЭК» в каждой, расположенных в двух аккумуляторных ямах. Мощность главных электромоторов составляла 2X550 л. с. Полный запас топлива — 89 т. В качестве водоотливных средств служили: одна помпа Рато и два поршневых трюмных насоса, аналогично примененным на предыдущих сериях подводных лодок. Для продувания цистерн главного балласта низким давлением были предусмотрены два турбо-компрессора фирмы Броун-Бовери, производительностью 60 м3/мин каждый (турбокомпрессоры такой производительности в дальнейшем больше нигде на отечественных подводных лодках не применялись). В остальном оборудование подводных лодок IV серии мало отличалось от подводных лодок II серии.
Конструктивные переделки, несоблюдение весовой дисциплины в ходе постройки привели к явной перегрузке подводной лодки. Это заставило отказаться от вспомогательного дизель-генератора и 130-мм башенной артиллерии. Для безопасного выхода торпед из носовых аппаратов пришлось укоротить нос на 2,3 м (общая длина уменьшилась с 90 до 87,7 м) так, чтобы длина волнорезов верхних ТА была не более 3,2 м. После этого торпеды стали выходить из ТА без застревания. Позже была модернизирована надстройка.
Учитывая значительные недостатки, после передачи флоту все 3 подводные лодки IV серии не рассматривались как боевые и использовались в качестве учебных.
5. Схема проекта:
Подробная схема подводной лодки типа П IV серии *
1 — форштевень; 2- клапан вентиляции цистерн главного балласта; 3 — буксирный гак; 4 — гюйсшток; 5 — вьюшка швартовного троса 6 — верхний «меч» обтекателя гидроакустики; 7 — трап; 8 — леерная стойка; 9 — киповая планка; 10 — кнехты; 11 — носовая радиомачта; 12 — шлюпка; 13 — торпедные аппараты; 14 — носовые горизонтальные рули; 15 — стрельбовые баллоны; 16 — кислородные баллоны; 17 — кингстоны цистерн главного балласта; 18 — цистерны главного балласта; 19 — торпедопогрузочный люк; 20 — цистерна кольцевого зазора; 21 — торпедо-заместительная цистерна;22 — топливная цистерна; 23 — цистерна замещения провизии; 24 — торпедобалка; 25 — койки; 26 — обеденные столы; 27 — разножки; 28 — запасные торпеды; 29 — камбуз; 30 — аккумуляторная батарея; 31 — гальюн; 32 — аварийный телефонный буй; 33 — утка; 34 — провизионная цистерна; 35 — входной люк в провизионную цистерну; 36 — диваны; 37 — каюты офицерского состава; 38 — аккумуляторная яма; 39 — цистерна судового запаса масла; 40 — прожектор; 41 — цепной ящик; 42 — осушительный центробежный насос «Р-130»; 43 — каюта командира; 44 — шкаф для личных вещей; 45 — 100-мм носовое орудие; 46 — рубка гидроакустики; 47 — люк в артиллерийский погреб; 48 — штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 49 — штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 50 — станция погружения и всплытия; 51 — артиллерийский погреб; 52 — шахта зенитного перископа; 53 — турбокомпрессор низкого давления; 54 — шахта командирского перископа; 55 — элеватор подачи артснарядов; 56 — радиорубка; 57 — распределительный щит силовой сети; 58 — боевая рубка; 59 — входной люк; 60 — кранец первых выстрелов 100-мм артиллерийского боезапаса; 61 — зенитный перископ; 62 — иллюминаторы в ограждении мостика; 63 — топовый огонь; 64 — магнитный компас; 65 — командирский перископ; 66 — шахта для выхода артиллерийской прислуги к кормовому орудию; 67 — гакобортный огонь; 68 — 45-мм орудие; 69 — шахта подачи воздуха к дизелям; 70 — 100-мм кормовое орудие; 71 — цистерна замещения снарядов; 72 — расходная топливная цистерна; 73 — привод машинного кингстона; 74 — сигнальная мачта; 75 — резервный насос охлаждения дизелей; 76 — резервный масляный насос; 77 — дизель М1ОV49/48; 78 — газоотвод дизеля; 79 — леерная антенна; 80 — электродвигатель валоповоротного устройства; 81 — опорный подшипник; 82 — шкаф для инструмента; 83 — масляный холодильник; 84 — ящики для патронов регенерации; 85 — глушитель газоотвода дизеля; 86 — конторка; 87 — ограждение горизонтальных рулей; 88 — станция управления гребными электродвигателями; 89 — леер; 90 — рундуки; 91 — баллоны воздуха высокого давления; 92 — кормовая радиомачта; 93 — гребной вал; 94 — гребной электродвигатель; 95 — разобщительная кулачная муфта; 96 — упорный подшипник «Митчеля»; 97 — соединительная жесткая муфта валопровода; 98 — вольтопонижающий агрегат (бустер); 99 — компрессор воздуха высокого давления; 100 — трюмный поршневой насос; 101 -опреснитель; 102 — цистерна пресной воды; 103 — цистерна лага; 104 — умывальник; 105 — привод вертикального руля; 106 — носовая дифферентная цистерна; 107 — кормовая дифферентная цистерна; 108 — кильватерный огонь; 109 — привод кормовых горизонтальных рулей; 110 — баллер вертикального руля; 111 — вертикальный руль; 112 — кормовые горизонтальные рули; 113 — гребной винт; 114 — флагшток; 115 — уравнительная цистерна.
6. Тактико-технические данные проекта (после обрезки носовой части):
Подводные лодки типа «П» (серия IV)
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Эскадренные подводные лодки типа “П” (IV серия) – 3 единицы
П-1 (б. “Правда”, 21.5.1931/3.1.1934/9.6.1936 – погибла в сентябре 1941)
П-2 (б. “Звезда”, 19.12.1931/15.2.1934/9.7.1936 – исключена 20.6.1956)
П-3 (б. “Искра”, 19.12.1931/4.12.1934/2.2.1935 – исключена 2.6.1952)
Надводное – 955 т; подводное – 1671 т; 87,7x8x2,9 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/1100 л.с; 18,8/6,45 уз.; 91,8 т соляра; 5663 (15,3)/60 (3,2) миль. Эк. 56 чел. 2×1 – 100-мм/51, 1×1 – 45-мм/46, 8 – 533-мм ТА (6 НТА, 2 КТА, 10 торпед)
Эскадренные ПЛ, предназначенные для участия в эскадренном бою, атак десантных соединений противника как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими ПЛ или легкими силами. Задание на проектирование выдано в 1930 г. Приоритет отдавался надводной скорости, соответствующей крейсерским ходам ЛК, и вооружению. При этом выдвигалось требование минимальной осадки, следствием чего стал высокий надводный борт. В 1931-1936 гг. построено 3 ед.
Лодки имели двухкорпусную конструкцию с наружным расположением шпангоутов прочного корпуса (впервые в отечественной практике). Легкий корпус отличался характерным “горбом” в средней части, создававшим топящий момент в подводном положении. На испытаниях выявились плохая управляемость в подводном положении, большое время и малая глубина погружения (не более 70 м), недобор скорости в надводном положении. К тому же, из-за неудачной конструкции водорезов носовых ТА, после сдачи лодок им пришлось укорачивать носовые оконечности, что привело к снижению скорости еще на 0,8 уз. Все это сводило боевую ценность ПЛ IV серии к минимуму, и от продолжения их строительства отказались.
В годы войны использовались как транспортные и учебные.
П-1 погибла 10-11.9.1941 в Финском зал., вероятно, на мине.
Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.
Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ
К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии
Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель
Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором