0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Т-95 — перспективный основной боевой танк

«Объект 195»: чем советский «супертанк» превосходит современных западных конкурентов

Авторитетное американское аналитическое издание National interest недавно выпустило материал о некоем российском танке, превосходящем любые аналоги бронированных боевых машин НАТО. И это не «Армата», как многие могли бы подумать. В статье упоминается танк Т-95. Но почему о нем практически никто ничего не знает?

В 1988-м по итогам изнурительной афганской войны, в которой Советский Союз потерял почти 15 тысяч человек и полторы сотни танков, наши военные задумались над созданием новой боевой машины, которая не только превосходила бы все самые мощные танки мира того времени, но и была бы очень безопасной. Действовавший на тот момент танк Т-72 был надежной и проверенной в боях боевой техникой, но он очень сильно устарел и требовал глубокой модернизации. Но началась перестройка, а за ней — разруха 90-х. Советскую оборонку фактически заставили перейти на выпуск гражданской продукции. Казалось бы, про разработку новейшего вооружения можно было забыть. Однако в начале 90-х годов в обстановке строжайшей секретности лучшие инженеры страны все же приступили к работе над российским «супертанком».

А уже через десять лет появилось чудо военно-инженерной мысли — танк под кодовым названием «Объект 195», или Т-95.

Разработчики Т-95 в корне поменяли размещение экипажа внутри корпуса бронированной машины. Они создали отдельную кабину экипажа, состоящего из трех человек, а башню сделали необитаемой и автоматической. Эту идею позже применили в танке Т-14 «Армата».

Кроме того, танковая башня Т-95 стоит выше, чем у европейских танков. Этот фактор позволял значительно расширить диапазон вертикального обстрела. Но и это еще не все. «Объект 195» оснастили гладкоствольной 152-миллиметровой пушкой 2А83.

Танк Т-95 постоянно модернизировали — вплоть до 2010 года. Со временем его оснастили самыми передовыми тепловизорным, оптическим, а также радарным прицелами. Этот танк мог поражать цели за пределами прямой видимости — координаты могли передавать беспилотные летательные аппараты и другие средства наблюдения.

Кроме 152-миллиметровой гладкоствольной пушки 2А83, Т-95 вооружили 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42, крупнокалиберным пулеметом «Корд», а также системой активной защиты «Штора-2».

Т-95 нельзя увидеть в войсках, на военных смотрах и парадах. Но не столько потому, что он тайна за семью печатями. Т-95 — это опытный образец. Именно Т-95 стал прототипом для претворения в жизнь новейших конструкторских решений российских танкостроителей. Именно с его разработки началось победное шествие танка Т-14 «Армата».

В чем еще «Объект 195» превосходит западных конкурентов? Какие преимущества у Т-95 перед немецким «Леопардом» и израильской «священной колесницей» «Меркава»? И действительно ли российский «супертанк» обходит по характеристикам американский «Абрамс»? Все это вы узнаете из нового выпуска программы «Скрытые угрозы». Не пропустите премьеру 7 октября в 19:40 на телеканале «Звезда».

Читать еще:  Исторические сведения Нож нижних чинов авиационных частей обр. 1914 г.

Российский танк на Западе назвали «кошмаром» для НАТО

Российский основной боевой танк Т-95, который начали разрабатывать в СССР незадолго до краха Союза, называли «мечтой танкиста», которая могла стать «кошмаром» для НАТО.

Об этом пишет американское издание The National Interest. Автор статьи характеризует боевую машину как высокомобильную, хорошо бронированную и с «отличной огневой мощью».

Танк, оснащённый 152-мм пушкой, в случае принятия его на вооружение, превосходил бы все существующие мировые аналоги, вооружённые 120-миллиметровыми орудиями немецкой фирмы Rheinmetall.

Именно благодаря 152-миллиметровой пушке Т-95 обладал бы большей дальнобойностью, при этом потенциально мог бы использовать обычные артиллерийские снаряды.

На боевую машину предполагалось также установить более раннюю версию дизельного двигателя, который сейчас стоит в Т-14 «Армата».

Издание отмечает, что Т-95, предположительно, был бы оснащён системой активной защиты, а также комплексом динамической защиты. Автор материала пишет, что хотя «кошмарный» танк и остался всего лишь проектом, некоторые особенности его конструкции, например, мощный двигатель и башня с большими углами возвышения, были использованы при создании танка Т-14.

«Если бы Т-95 поступил в серийное производство, он был бы грозным противником», — заключил автор материала.

Справка РВ

Т-95 (ОКР «Совершенствование-88», Объект 195) — российский проект перспективного основного боевого танка четвёртого поколения, разработкой которого занималось конструкторское бюро УКБТМ (Нижний Тагил) с 1990 по 2010 годы. Из-за высокого уровня секретности практически вся информация об этом танке базируется на непроверенных данных.

Главное новшество танка — так называемая лафетная компоновка, когда пушка размещается в небольшой необитаемой башне, а боекомплект при этом находится под башней.

Есть данные, согласно которым боекомплект вообще выведен за пределы корпуса, когда гондола с автоматом заряжания крепится к кормовой части необитаемой башни. Экипаж машины изолирован в небольшой бронированной капсуле в носовой части корпуса. Численность экипажа может быть легко уменьшена до двух человек.

На танке планировалось размещение перспективной 152-мм гладкоствольной пушки, семикатковой ходовой части, возможно, с активной гидропневматической подвеской и X-образный дизельный двигатель мощностью 1650 л.с.

По неофициальным данным, в настоящее время финансирование разработки танка возобновлено.

Т-95 против «Арматы»: могла ли Россия получить лучший в мире танк?

Недавно Т-95 вновь заставил говорить о себе. В сеть выложили уже успевшую оскандалиться фотографию «Объекта 195», на которую обратил внимание небезызвестный блог центра анализа стратегий и технологий bmpd. Всех разбирательств с участием владельца фото, блогера Gur Khan, приводить не будем. Для обычных любителей бронетехники фотография интересна прежде всего тем, что она является едва ли не первым попавшим в открытый доступ качественным фото Т-95, на котором можно рассмотреть все (ну или почти все) особенности некогда перспективной машины.

Согласно представленным данным, на фото первый опытный образец основного танка «Объект 195», выполненного в рамках опытно-конструкторских работ «Совершенствование-88». Читатели, возможно, уже видели фотографии второго опытного образца Т-95. На одном из них башня боевой машины скрыта брезентом, второе в силу ракурса тоже не дает рассмотреть все особенности ОБТ. Всего, кстати, согласно информации bmpd, произвели три комплектных опытных образца «Объекта 195». Запечатленный на снимке танк оснастили прицельно-обзорной радиолокационной станцией и комплексом активной защиты «Штандарт». Гусеницы на машине сняты.

Читать еще:  Схемы Ка-52 - многоцелевой ударный вертолет

История создания этого удивительного танка полна темных пятен, но общие сведения на сегодня не сложно найти в открытом доступе (насколько они правдоподобны — другой вопрос). Целью проекта было найти замену для разношерстного парка советских основных боевых танков. Главное заключалось в том, чтобы создать ОБТ, лишенный основного недостатка таких машин как Т-72 и Т-64. Речь идет об относительно низкой защищенности экипажа, обусловленной очень плотной компоновкой, при которой баки и боекомплект не были изолированы от экипажа. В целом, уже в 80-е было понятно, что классическая советская школа танкостроения себя во многом исчерпала. В то же время новые технологии позволяли создать ОБТ с надежной дистанционно-управляемой необитаемой башней.

Речь идет об известной благодаря Т-14 лафетной компоновке. Пушка Т-95 располагалась в относительно малой необитаемой башне, а боекомплект, насколько можно судить, находился под башней, хотя имели место и другие сведения. Экипаж из трех человек конструкторы посадили в бронированную «капсулу» в передней части танка. При этом в дальнейшем от одного члена экипажа можно было отказаться, сведя число танкистов до абсолютного минимума — двух человек. Это сложно однозначно назвать преимуществом или недостатком танка. Американцы, например, убеждены, что для обслуживания (в частности, ремонта) и боеспособности боевой единицы, четыре танкиста — в самый раз.

Живучесть танка Т-95 на поле боя была призвана повысить не столько новая компоновка, сколько продвинутая всеракурсная и всеобзорная КАЗ «Штандарт», о которой мы выше упоминали. Напомним, что именно отечественным инженерам в советские годы удалось первыми в мире создать реально работающий комплекс активной защиты для танков. Старый «Дрозд», кроме прочего, обеспечивал поражение кумулятивных снарядов, летящих со скоростью до 700 метров в секунду. «Штандарт», конечно, выполнили с учетом опыта создания и эксплуатации этого КАЗ. И в его потенциальной эффективности сомневаться не приходилось.

Главным новшеством танка стала гигантская 152-мм гладкоствольная пушка 2А83, которая по своей мощности превосходила все НАТОвские и советские танковые орудия. Она делала Т-95 потенциально лучшим танком прорыва, а кроме того, гарантировала эффективное поражение как основных, так и перспективных танков вероятного противника с больших дистанций. Такое преимущество, конечно, выглядит очень заманчиво. Но в итоге проект закрыли: в Минобороны заявили о его «моральном устаревании».

Постараемся понять, почему военные предпочли Т-14. Для этого нужно сравнить характеристики двух ОБТ.

Концепция. Общая идея двух танков похожа: это довольно крупные по советским меркам машины, имеющие, как уже ранее говорилось, необитаемые башни и дающие экипажам потенциально высокую защиту. В целом, Т-14 видится прямым наследником «Объекта 195». Насколько он экономичней — сказать сложно. Сравнить две серийные машины мы уже не сможем никогда, а делать выводы об экономичности на основе анализа концепта не имеет смысла.

Читать еще:  Видео Проект 21631 «Буян-М» - малые ракетные корабли

Подвижность. По имеющимся данным, Т-95 мог получить дизельный двигатель А-85-3 (12Н360) — четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом, жидкостного охлаждения с промежуточным охлаждением воздуха. Объем двигателя — 35 литров, мощность примерно 1500 л.с. Этот двигатель стал абсолютно новой конструкцией с большим модернизационным потенциалом. На Т-14 также установлен 12Н360: но ранее ряд источников упоминали, что для увеличения ресурса мощность существенно снизят. По последним данным, мощность двигателя Т-14 меняется в зависимости от форсировки: 1350/1500/1800 л.с. Можно сказать, что, во всяком случае, формально (и на максимальных режимах), удельная мощность у Т-95 и Т-14 довольно высоки. По этому показателю танки сравнимы или даже лучше западных машин. Напомним, что и «Абрамсы», несмотря на их огромную массу, всегда отличала хорошая подвижность. При условии, что грунт выдерживал такой вес.

Огневая мощь. Здесь различия между Т-95 и Т-14 сразу бросаются в глаза. Установленное на новом российском танке 125-мм орудие 2А82 эксперты считают потенциально хорошим, но оно не дает решающего превосходства над похожими танковыми пушками Запада. В противовес этому 152-мм пушка Т-95 могла не только стать грозой «Челленджеров» и «Леопардов», но также породить новый виток гонки вооружений, ведь другие страны тоже захотели бы себе такой «веский аргумент». А их старые платформы, вероятно, не смогли бы обеспечить надежное функционирование столь мощной огневой системы. Но это, конечно, в теории. На практике увеличение калибра до 152-мм могло привести к снижению ресурса ствола орудия, уменьшению числа снарядов или (если боезапас был бы сравним с боезапасом Т-80 или Т-72) повышению массы боевой машины. Иными словами, вопрос противоречивый и сложный.

Электроника. Это важный аспект для любого современного танка. Т-14 получил круговой доплеровский радар средней дальности с АФАР, ультрафиолетовые HD-камеры наблюдения с круговым охватом на 360° и много другого полезного оборудования (применение бортового БПЛА целеуказания, впрочем, не подтвердилось). «Объект 195» — более старая машина, соответственно, его оптика/электроника объективно старее. Однако ровным счетом ничто не мешало в рамках модернизации снабдить танк принципиально новой аппаратурой, не уступающей той, которая установлена на Т-14.

Недостаток сведений о Т-95 не позволяет уверенно судить о его потенциале. На основе имеющихся данных можно предположить, что чисто концептуально Т-14 не имеет ярко выраженных преимуществ перед более старой машиной. Ровно как и «Объект 195» не может похвастаться решительным превосходством над своим прародителем. Выбор в пользу Т-14 с большой долей вероятности был обусловлен необходимостью создания не только или даже не столько нового танка, сколько унифицированной гусеничной платформы для целой серии новых машин. Однако нельзя исключать и банального желания заинтересованных лиц получить заветное дополнительное финансирование на новую разработку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector