5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Т-20 «Комсомолец» — трактор-транспортёр

Рассказы об оружии. Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Некоторые любители порассуждать от истории много говорят о том, что в РККА не уделялось внимания механизации войск, уповали на лошадей. Можно согласиться только в той части, где говорится о том, что танкам уделялось доминирующее внимание.

Тем не менее, работы велись, и результаты были. Об одном из них и пойдет сегодняшнее повествование.

Артиллерийский бронированный тягач Т-20 «Комсомолец».

Разработчик: КБ Астрова.
Год начала работ: 1936.
Год выпуска первого прототипа: 1937.

Боевая масса — 3,5 т.
Экипаж — 2 чел.
Десант — 6 чел.

Бронирование:
Лоб — 10 мм, борт и корма — 7 мм.

Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя — 50 л. с.
Скорость по шоссе — 50 км/ч
Запас хода по шоссе — 250 км.

Преодоление препятствий:
подъём — 32 градуса без прицепа
стенка — 0,47 м
ров — 1,4 м
брод — 0,6 м

Тягачи Т-20 использовались до конца Второй мировой войны в том числе и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА и армиями Германии, Финляндии и Румынии.

Для буксировки орудий в РККА, как и во многих других армиях мира, нашли себе широкое применение обычные сельскохозяйственные трактора. Это была вполне нормальная практика того времени, позволяющая не заморачиваться с подготовкой кадров и наличием определенного резерва машин на случай войны.

Как правило, каждая дивизия или полк располагали машинами типа С-65 «Сталинец», С-2 “Сталинец-2” или ХТЗ-НАТИ, обладавшими неплохими тяговыми характеристиками, но с низкой мобильностью.

К тому же они абсолютно не подходили для мелкокалиберной артиллерии, вроде 45-мм противотанковых орудий. Следующий рассказ будет как раз о С-65, этот огромный тракторина, нормально таскавший 122 и 152-мм гаубицы, для перемещения чего-то мелкого и мобильного точно не подходил.

Для дивизионных и полковых пушек требовалась более легкая бронированная машина, которая смогла бы сразу перевезти экипаж и боекомплект к огневой позиции, возможно и под огнем противника.

Созданию Т-20 предшествовала целая череда экспериментов. На шасси танка Т-16 был создан “легковой (малый) трактор РККА”, который не пошел в серию по причине низких тяговых характеристик (требовалось 3 тонны). В качестве временного решения как тягачи использовали танкетки Т-27, снятые с эксплуатации строевых частей.

Более удачной попыткой стало создание в 1935 году тягача-транспортера “Пионер”, разработку которого занималось КБ под руководством А.С.Щеглова. Тягач попросту «передрали» с британского «Виккерса», от которого позаимствовали схему ходовой части.

«Пионер» получил часть элементов от легкого танка Т-37А и автомобильный двигатель Форд-АА. То есть, использовалось то, что уже было наработано.

Машина получилась неплохой, но слишком тесной и с минимальным бронированием корпуса. Армию машина не устроила и сразу после начала серийного производства “Пионеру” стали искать замену.

Проектированием нового артиллерийского тягача теперь занялось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, “астровцы” предложили проект на качественно новом уровне, предусмотрев полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.

Корпус тягача, конструктивно делился на три части. Спереди размещалась трансмиссия, состоявшая из следующих компонентов: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора.

Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Далее располагалось отделение управления, защищенное бронированной надстройкой. Место водителя находилось с левого борта. С правого борта находилось место командира машины, который также выполнял обязанности пулеметчика. Единственный пулемет ДТ калибра 7,62-мм размещался в шаровой установке справа и имел небольшой сектор обстрела, являясь скорее курсовым. Патронные ящики, рассчитанные на 1008 патронов, размещались на двух стеллажах. Один стеллаж на 6 дисков находился сзади сидения водителя. Второй, на три диска — справа от стрелка. Ещё шесть дисков укладывались в специальных станках, а последний 16-й сразу устанавливался на пулемет.

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилинровый бензиновый двигатель ММ-6002 (доработанный ГАЗ-М) мощностью 50 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором «Зенит», экономайзером и обогатителем.

Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 литра, причем на основной приходилось 115 литров, а дополнительный вмещал до 6,7 литра горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 или от заводной рукоятки.

Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. Как и на “Пионере” его разделили на две секции с трехместными сидениями, каждая из которых закрывалась бронированными крышками. Инженерами был предусмотрен следующий вариант их использования. Будучи повернутыми наружу, сидения образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А/ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.

Бронирование корпуса было дифференцированным. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7 мм бронёй. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

При движении по шоссе максимальная скорость Т-20 доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч, в зависимости от типа покрытия дороги.

На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом Т-20 мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром до 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°.

Читать еще:  Боевое применение Су-100 (Т-4) - ударный ракетоносец

Радиус разворота на месте составлял всего 2,4 м, что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. Тягач Т-20 мог буксировать за собой прицеп грузоподъёмностью 2 тонны, но при включении замедленной передачи демультипликатора этот показатель возрастал до 3 тонн. Такие показатели вполне подходили под армейские требования.

Неприятным моментом был большой выброс грязи из-под гусениц тягача, ‘благодаря” чему буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша в течении 2-х часов и то, при наличии воды.

Автомобильный двигатель для тягача оказался откровенно слабоват. При длительных нагрузках (например, на многокилометровых маршах с орудием, передком к нему и расчетом) доработанный ГАЗ-М работал в предельном режиме выносливости и часто выходил из строя.

Начиная уже со 2-й серии, Т-20 получили вместо откидных щитков смотровые приборы типа “триплекс”. Вместо броневых жалюзи, установленных на вырезе под выход охлаждающего воздуха, стали применять перекрывающие друг друга броневые пластины. Снаружи он также прикрывался металлической сеткой. Часто на кормовом листе корпуса справа крепили запасной опорный каток.

Производство тягачей Т-20 развернули с декабря 1937 года на заводе №37, где также изготовлялись плавающие такни Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации отдельных её элементов выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. В результате получилась очень интересная ситуация — на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5% парка специальных тягачей), при по положенных по штату 2810.

К 22 июня 1941 года общее количество тягачей составляло уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. Выпуск Т-20 мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле завод №37 нагрузили заказами на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. Сборка артиллерийских тягачей снова оказалась менее приоритетной задачей и с августа “Комсомольцы’ больше не выпускались. До этого времени удалось собрать 7780 машин, абсолютно большая часть из которых попала на фронт.

После всех доработок и внесенных изменений, можно сделать вывод, что Т-20 оказался вполне годной машиной. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки.

Хорошая скорость и маневренность позволяла оперативно смыться в случае нужды, а пулемет был хорошим подспорьем при боестолкновениях.

Наши противники тоже по достоинству оценили «Комсомольца», и трофейные машины использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии.

В целом же — очень неплохая и полезная машинка получилась. Всю войну Т-20 протаскал «сорокапятки» и «полковушки», а после войны фактически стал прообразом МТ-ЛБ.

Данный экземпляр Т-20 находится в экспозиции музея военной истории в с. Падиково Московской области.

Источники:
Павлов М. Трактор-транспортер Т-20 «Комсомолец» // Военная летопись. Серия «Бронетанковый музей». №14. 2007.
Коломиец М. 1941. Танки в битве за Москву. 2009.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Т-20 «Комсомолец» — трактор-транспортёр

Пер­вым при­ме­ром пер­во­го бое­во­го при­ме­не­ния тя­га­чей «Ком­со­мо­лец» мо­жет слу­жить их ис­поль­зо­ва­ние в бое­вых дей­ст­ви­ях на ре­ке Хал­хи­н-Гол в 1939 го­ду для бук­си­ров­ки 45-мм про­ти­во­тан­ко­вых пу­шек. По­лу­бро­ни­ро­ван­ные тя­га­чи ис­поль­зо­ва­лись в ар­тил­ле­рий­ских пол­ках 36-й мо­то­ри­зо­ван­ной ди­ви­зии и 57-й стрел­ко­вой ди­ви­зии РККА. В хо­де бое­вых дей­ст­вий на Хал­хи­н-Го­ле бы­ло по­те­ря­но 9 трак­то­ро­в-транс­пор­те­ров «Ком­со­мо­лец».

Сле­дую­щим бое­вым кре­ще­ни­ем трак­то­ро­в-транс­пор­те­ров «Ком­со­мо­лец» бы­ло ис­поль­зо­ва­ние их в бое­вых дей­ст­ви­ях во вре­мя со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны в 1939-1940 го­дах. Они ус­пеш­но при­ме­ня­лись в ка­че­ст­ве тя­га­чей для бук­си­ров­ки 45-мм про­ти­во­тан­ко­вых пу­шек в по­ло­се бое­вых дей­ст­вий 7, 8-й и 9-й ар­мий, а так­же на Мур­ман­ском на­прав­ле­нии.

О не­об­хо­ди­мо­сти ши­ро­ко­го ис­поль­зо­ва­ния трак­то­ров «Ком­со­мо­лец» в хо­де бое­вых дей­ст­вий ука­зы­ва­лось в ди­рек­ти­ве Став­ки Глав­но­го Ко­ман­до­ва­ния от 9 де­каб­ря 1939 го­да, на­прав­лен­ной ко­ман­дую­щим 14, 9-й и 8-й ар­ми­ям по по­во­ду ис­поль­зо­ва­ния ар­тил­ле­рий­ских час­тей в на­сту­п­ле­нии, в ко­то­рой в ча­ст­но­сти го­во­ри­лось:

«Так­ти­ка про­тив­ни­ка — стро­ить вез­де за­гра­ж­де­ния — вы­зы­ва­ет не­об­хо­ди­мость бы­ст­рой под­держ­ки пе­хо­ты стрел­ко­вых ди­ви­зий в рай­оне бое­вых дей­ст­вий ар­тил­ле­ри­ей 45-мм и 76-мм пол­ко­вой. Без этой под­держ­ки ар­тил­ле­рии не­воз­мож­но про­дви­нуть впе­ред пе­хо­ту.

По­это­му при­ка­зы­ваю там, где 45-мм ба­та­реи не мо­гут про­дви­гать­ся на тя­га­чах «Ком­со­мо­лец», пе­ре­вес­ти их на кон­ную тя­гу. Там, где на­обо­рот, до­ро­ги по­зво­ля­ют и при на­ли­чии трак­то­ров «Ком­со­мо­лец» пе­ре­во­дить на них 76-мм пол­ко­вую ар­тил­ле­рию, «Ком­со­моль­цы» бу­дут до­пол­ни­тель­но при­сла­ны в ар­мию».

Так, на­при­мер, в на­ча­ле бое­вых дей­ст­вий в 15-й стрел­ко­во-пу­ле­мет­ной бри­га­де, дей­ст­во­вав­шей в со­ста­ве 10-го тан­ко­во­го кор­пу­са в по­ло­се на­сту­п­ле­ния 7-й ар­мии, при­ме­ня­лись 24 трак­то­ра-транс­пор­те­ра «Ком­со­мо­лец».

В хо­де бое­вых дей­ст­вий в по­ло­се 9-й ар­мии был по­те­рян 21 трак­тор «Ком­со­мо­лец», 7 из ко­то­рых бы­ли ос­тав­ле­ны на тер­ри­то­рии про­тив­ни­ка. В этой ар­мии име­ли ме­сто слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния трак­то­ро­в-транс­пор­те­ров ти­па «Ком­со­мо­лец» в ка­че­ст­ве эва­куа­ци­он­ных тя­га­чей для вы­шед­ших из строя тан­ков. Од­на­ко эти по­пыт­ки не увен­ча­лись ус­пе­хом из-за не­дос­та­точ­но­го сце­п­ле­ния гу­се­ниц трак­то­ра с грун­том. На Мур­ман­ском на­прав­ле­нии в стрел­ко­вых час­тях 14-й ар­мии ис­поль­зо­ва­лись око­ло 35 трак­то­ро­в-транс­пор­те­ров «Ком­со­мо­лец».

В хо­де бое­вых дей­ст­вий во вре­мя со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны фин­ские вой­ска в ка­че­ст­ве тро­фе­ев за­хва­ти­ли 62 трак­то­ра ти­па «Ком­со­мо­лец», ко­то­рые впо­след­ст­вии бы­ли при­ня­ты на воо­ру­же­ние фин­ской ар­мии.

По со­стоя­нию на 1 ян­ва­ря 1941 го­да в вой­сках РККА на­счи­ты­вал­ся 4401 «Ком­со­мо­лец» (20,5% пар­ка спе­ци­аль­ных тя­га­чей) при по­ло­жен­ных по шта­ту 2810. Кста­ти, по шта­ту, ут­вер­жден­но­му в ап­ре­ле 1941 го­да (штат № 04/400 от 5 ап­ре­ля 1941 го­да), в ка­ж­дой стрел­ко­вой ди­ви­зии бы­ло по­ло­же­но иметь 99 трак­то­ров, в том чис­ле 21 «Ком­со­мо­лец».

Не­по­сред­ст­вен­но пе­ред на­ча­лом Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны в трак­тор­ном пар­ке РККА на­счи­ты­ва­лось око­ло 45 ты­сяч трак­то­ров и гу­се­нич­ных тя­га­чей. Спе­ци­аль­ные гу­се­нич­ные тя­га­чи ар­мей­ско­го ти­па — «Ком­со­мо­лец», «Ко­мин­терн» и «Во­ро­ши­ло­вец» со­став­ля­ли при­мер­но 20% пар­ка ар­мии.

Пе­ред са­мым на­ча­лом вой­ны по­лу­бро­ни­ро­ван­ные трак­то­ры-транс­пор­те­ры ти­па «Ком­со­мо­лец» в ос­нов­ном по­сту­па­ли в мо­то­ри­зо­ван­ные ди­ви­зии мех­кор­пу­сов РККА и пред­на­зна­ча­лись для бук­си­ров­ки 45-мм про­ти­во­тан­ко­вых и 76,2-мм пол­ко­вых или ди­ви­зи­он­ных пу­шек, ино­гда «Ком­со­моль­цы» бук­си­ро­ва­ли 120-мм ми­но­ме­ты кор­пус­но­го под­чи­не­ния.

Читать еще:  Новости МиГ-21-93 - фронтовой истребитель

Ле­том 1941-го при на­не­се­нии контр­уда­ров по вра­гу ар­тил­ле­рий­ские тя­га­чи ти­па «Ком­со­мо­лец» ино­гда ис­поль­зо­ва­ли как пу­ле­мет­ные тан­кет­ки для борь­бы с пе­хо­той. Во вто­рой по­ло­ви­не 1941 го­да и в на­ча­ле 1942 го­да их ко­ли­че­ст­во по­сто­ян­но со­кра­ща­лось в свя­зи с бое­вы­ми по­те­ря­ми и по тех­ни­че­ско­му со­стоя­нию.

Так, на­при­мер, во вто­рой по­ло­ви­не ав­гу­ста 1941 го­да в про­ти­во­тан­ко­вых ди­ви­зио­нах 89-й и 91-й стрел­ко­вых ди­ви­зий За­пад­но­го фрон­та бы­ло 14 тя­га­чей Ком­со­мо­лец». В сен­тяб­ре 1941 го­да 8 трак­то­ров «Ком­со­мо­лец на­хо­ди­лись в 142-й тан­ко­вой бри­га­де, где ис­поль­зо­ва­лись для мо­биль­ной транс­пор­ти­ров­ки 45-мм про­ти­во­тан­ко­вых пу­шек. На ре­монт­ных ба­зах №№1, 2 и 81 на­хо­ди­лись 37 трак­то­ров «Ком­со­мо­лец» в ожи­да­нии ре­мон­та.

На 25 де­каб­ря 1941 го­да во внут­рен­них ок­ру­гах Со­вет­ско­го Сою­за на­хо­ди­лось 18 «Ком­со­моль­цев»: 8 — в 38-м за­пас­ном пол­ку, по од­но­му — в 30-м и 31-м за­пас­ных пол­ках и 8 — в 23-м за­пас­ном пол­ку РККА, ко­то­рый дис­ло­ци­ро­вал­ся в Ка­за­ни.

На фрон­тах вой­ны трак­то­ры-транс­пор­те­ры ти­па «Ком­со­мо­лец», ко­ли­че­ст­во ко­то­рых не­пре­рыв­но со­кра­ща­лось (на 1 сен­тяб­ря 1942 го­да в ар­мии ос­та­лось 1662 ма­ши­ны, на 1 ян­ва­ря 1943 го­да — 1048), про­дол­жа­ли не­сти свою не­лег­кую служ­бу. При от­сут­ст­вии дру­гих тя­га­чей их при­ме­ня­ли и для бук­си­ров­ки бо­лее тя­же­лой ма­ло­ка­ли­бер­ной зе­нит­ной и ди­ви­зи­он­ной ар­тил­ле­рии, ко­неч­но, ра­бо­та­ли ма­ши­ны при этом с пе­ре­груз­кой.

Ис­поль­зо­ва­ли Т-20, ока­зав­шие­ся иде­аль­ны­ми для лес­ных до­рог, к то­му же все­гда обес­пе­чен­ные ав­то­мо­биль­ны­ми зап­ча­стя­ми, и пар­ти­за­ны.

По­сте­пен­но к осе­ни 1943 го­да трак­то­ра-транс­пор­те­ры «Ком­со­мо­лец» ис­чез­ли из со­ста­ва про­ти­во­тан­ко­вых ди­ви­зио­нов стрел­ко­вых ди­ви­зий.

За­хва­чен­ные нем­ца­ми тя­га­чи «Ком­со­мо­лец» ис­поль­зо­ва­лись по сво­ему пря­мо­му на­зна­че­нию в ка­че­ст­ве лег­ких ар­тил­ле­рий­ских тя­га­чей или как ба­за под ус­та­нов­ку 37-мм гер­ман­ских про­ти­во­тан­ко­вых пу­шек Рак 35/36. В не­мец­кой ар­мии та­кие са­мо­ход­ные ус­та­нов­ки име­ли на­име­но­ва­ние тип STZ3(R). Пол­ное на­име­но­ва­ние по­доб­ной са­мо­ход­ки бы­ло сле­дую­щее: Gepanzerter Artillerieschlepper STZ3(R), Kenn-Nummer 630(R). Один та­кой об­ра­зец был за­хва­чен со­вет­ски­ми вой­ска­ми под Кие­вом осе­нью 1943 го­да. Ус­та­нов­ка пу­шек про­из­во­ди­лась в вой­ско­вых «ре­монт­ных ор­га­нах». Су­дя по со­хра­нив­шим­ся фо­то­гра­фи­ям, верх­ний ста­нок 37-мм пуш­ки с ка­чаю­щей­ся ча­стью ус­та­нав­ли­вал­ся на кры­ше ка­би­ны «Ком­со­моль­ца». Верх­ние по­са­доч­ные лю­ки ка­би­ны за­ва­ри­ва­лись, а для по­сад­ки во­ди­те­ля и стрел­ка в ле­вом бор­то­вом лис­те ка­би­ны был сде­лан вход­ной люк. за­кры­вав­ший­ся бро­не­вой двер­цей со штат­ным смот­ро­вым при­бо­ром.

Тро­фей­ные трак­то­ры-тя­га­чи ти­па «Ком­со­мо­лец» ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись в ру­мын­ской ар­мии. По­сле бое­вых дей­ст­вий под Одес­сой и на юж­ном флан­ге со­вет­ско-гер­ман­ско­го фрон­та ру­мы­нам дос­та­лось не­сколь­ко де­сят­ков этих транс­пор­те­ров в раз­лич­ной сте­пе­ни ис­прав­но­сти. Так, на 1 но­яб­ря 1942 го­да в ко­ро­лев­ской ар­мии чис­ли­лось 36 «Ком­со­моль­цев». Вес­ной 1943 го­да бы­ло от­ре­мон­ти­ро­ва­но 34 трак­то­ра, ко­то­рые за­ме­ни­ли в ру­мын­ских час­тях тя­га­чи на­цио­наль­но­го про­из­вод­ст­ва ти­па «Ма­лак­са». «Ком­со­моль­цы» ис­поль­зо­ва­лись в ка­че­ст­ве тя­га­чей 50-мм про­ти­во­тан­ко­вых пу­шек Рак 38 не­мец­ко­го про­из­вод­ст­ва. По 12 та­ких ма­шин бы­ло в 5-й и 14-й пе­хот­ных ди­ви­зи­ях и 6 — во вто­ром тан­ко­вом пол­ку. Ос­таль­ные 4 бы­ли на­прав­ле­ны в 5-ю ка­ва­ле­рий­скую ди­ви­зию в ав­гу­сте 1944 го­да. Боль­шин­ст­во из них бы­ло унич­то­же­но во вре­мя про­ве­де­ния со­вет­ски­ми вой­ска­ми на­сту­па­тель­ной Яс­ско-Ки­ши­нев­ской опе­ра­ции.

В фин­ской ар­мии тро­фей­ные трак­то­ры-транс­пор­те­ры Т-20 экс­плуа­ти­ро­ва­лись до 1961 го­да.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Рассказы об оружии. Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (26 фото)

Тем не менее, работы велись, и результаты были. Об одном из них и пойдет сегодняшнее повествование.

Артиллерийский бронированный тягач Т-20 «Комсомолец».
Разработчик: КБ Астрова.
Год начала работ: 1936.
Год выпуска первого прототипа: 1937.
Боевая масса — 3,5 т.
Экипаж — 2 чел.
Десант — 6 чел.
Бронирование:
Лоб — 10 мм, борт и корма — 7 мм.
Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя — 50 л. с.
Скорость по шоссе — 50 км/ч
Запас хода по шоссе — 250 км.
Преодоление препятствий:
подъём — 32 градуса без прицепа
стенка — 0,47 м
ров — 1,4 м
брод — 0,6 м.

Тягачи Т-20 использовались до конца Второй мировой войны в том числе и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА и армиями Германии, Финляндии и Румынии.

Для буксировки орудий в РККА, как и во многих других армиях мира, нашли себе широкое применение обычные сельскохозяйственные трактора. Это была вполне нормальная практика того времени, позволяющая не заморачиваться с подготовкой кадров и наличием определенного резерва машин на случай войны.
Как правило, каждая дивизия или полк располагали машинами типа С-65 «Сталинец», С-2 “Сталинец-2” или ХТЗ-НАТИ, обладавшими неплохими тяговыми характеристиками, но с низкой мобильностью.
К тому же они абсолютно не подходили для мелкокалиберной артиллерии, вроде 45-мм противотанковых орудий. Следующий рассказ будет как раз о С-65, этот огромный тракторина, нормально таскавший 122 и 152-мм гаубицы, для перемещения чего-то мелкого и мобильного точно не подходил.
Для дивизионных и полковых пушек требовалась более легкая бронированная машина, которая смогла бы сразу перевезти экипаж и боекомплект к огневой позиции, возможно и под огнем противника.

Созданию Т-20 предшествовала целая череда экспериментов. На шасси танка Т-16 был создан “легковой (малый) трактор РККА”, который не пошел в серию по причине низких тяговых характеристик (требовалось 3 тонны). В качестве временного решения как тягачи использовали танкетки Т-27, снятые с эксплуатации строевых частей.

Более удачной попыткой стало создание в 1935 году тягача-транспортера “Пионер”, разработку которого занималось КБ под руководством А.С.Щеглова. Тягач попросту «передрали» с британского «Виккерса», от которого позаимствовали схему ходовой части.
«Пионер» получил часть элементов от легкого танка Т-37А и автомобильный двигатель Форд-АА. То есть, использовалось то, что уже было наработано.
Машина получилась неплохой, но слишком тесной и с минимальным бронированием корпуса. Армию машина не устроила и сразу после начала серийного производства “Пионеру” стали искать замену.

Проектированием нового артиллерийского тягача теперь занялось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, “астровцы” предложили проект на качественно новом уровне, предусмотрев полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.

Корпус тягача, конструктивно делился на три части. Спереди размещалась трансмиссия, состоявшая из следующих компонентов: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора.

Читать еще:  Фотографии 2С4 «Тюльпан» - 240-мм самоходный миномет

Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Далее располагалось отделение управления, защищенное бронированной надстройкой. Место водителя находилось с левого борта. С правого борта находилось место командира машины, который также выполнял обязанности пулеметчика. Единственный пулемет ДТ калибра 7,62-мм размещался в шаровой установке справа и имел небольшой сектор обстрела, являясь скорее курсовым. Патронные ящики, рассчитанные на 1008 патронов, размещались на двух стеллажах. Один стеллаж на 6 дисков находился сзади сидения водителя. Второй, на три диска — справа от стрелка. Ещё шесть дисков укладывались в специальных станках, а последний 16-й сразу устанавливался на пулемет.

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилинровый бензиновый двигатель ММ-6002 (доработанный ГАЗ-М) мощностью 50 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором «Зенит», экономайзером и обогатителем.

Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 литра, причем на основной приходилось 115 литров, а дополнительный вмещал до 6,7 литра горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 или от заводной рукоятки.

Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. Как и на “Пионере” его разделили на две секции с трехместными сидениями, каждая из которых закрывалась бронированными крышками. Инженерами был предусмотрен следующий вариант их использования. Будучи повернутыми наружу, сидения образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А/ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.

Бронирование корпуса было дифференцированным. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7 мм бронёй. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

При движении по шоссе максимальная скорость Т-20 доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч, в зависимости от типа покрытия дороги.

На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом Т-20 мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром до 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°.

Радиус разворота на месте составлял всего 2,4 м, что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. Тягач Т-20 мог буксировать за собой прицеп грузоподъёмностью 2 тонны, но при включении замедленной передачи демультипликатора этот показатель возрастал до 3 тонн. Такие показатели вполне подходили под армейские требования.

Неприятным моментом был большой выброс грязи из-под гусениц тягача, ‘благодаря” чему буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша в течении 2-х часов и то, при наличии воды.
Автомобильный двигатель для тягача оказался откровенно слабоват. При длительных нагрузках (например, на многокилометровых маршах с орудием, передком к нему и расчетом) доработанный ГАЗ-М работал в предельном режиме выносливости и часто выходил из строя.

Начиная уже со 2-й серии, Т-20 получили вместо откидных щитков смотровые приборы типа “триплекс”. Вместо броневых жалюзи, установленных на вырезе под выход охлаждающего воздуха, стали применять перекрывающие друг друга броневые пластины. Снаружи он также прикрывался металлической сеткой. Часто на кормовом листе корпуса справа крепили запасной опорный каток.

Производство тягачей Т-20 развернули с декабря 1937 года на заводе №37, где также изготовлялись плавающие такни Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации отдельных её элементов выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. В результате получилась очень интересная ситуация — на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5% парка специальных тягачей), при по положенных по штату 2810.

К 22 июня 1941 года общее количество тягачей составляло уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. Выпуск Т-20 мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле завод №37 нагрузили заказами на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. Сборка артиллерийских тягачей снова оказалась менее приоритетной задачей и с августа “Комсомольцы’ больше не выпускались. До этого времени удалось собрать 7780 машин, абсолютно большая часть из которых попала на фронт.

После всех доработок и внесенных изменений, можно сделать вывод, что Т-20 оказался вполне годной машиной. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки.
Хорошая скорость и маневренность позволяла оперативно смыться в случае нужды, а пулемет был хорошим подспорьем при боестолкновениях.

Наши противники тоже по достоинству оценили «Комсомольца», и трофейные машины использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии.

В целом же — очень неплохая и полезная машинка получилась. Всю войну Т-20 протаскал «сорокапятки» и «полковушки», а после войны фактически стал прообразом МТ-ЛБ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: