Новости Су-30 — многофункциональный истребитель
Су-30МКИ – один из лучших в своем классе
В наши дни истребители Су-30МКИ стали символом, который олицетворяет качество отечественной авиационной техники. Сегодня среди явных успехов российской авиапромышленности и по оценке доброжелателей, и по оценке оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же число положительных отзывов. В конце 2008 года, после того как были обнародованы результаты американо-французско-индийских учений Red Flag, британский авиационный журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди F-22, Су-30МКИ и F-15. Решение читателей одного из наиболее авторитетных изданий мира оказалось довольно неожиданным. За российский Су-30МКИ отдали свои голоса 59% опрошенных, за американский самолет 5-го поколения F-22 – 37%, а за F-15 – всего 4%.
Доля в военном экспорте
Ценность столь высоких оценок «общественной экспертизы» возрастает на фоне того, что речь идет об истребителе, который на мировых рынках конкурирует с наиболее передовой продукцией США и стран Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие привлекательные рынки, как Индия, Алжир, Малайзия, запрещенных приемов не существует. Малейшие логистические и технические недостатки сразу же превращаются в устах конкурентов в неискоренимые пороки. Несмотря на это, уровень критики в адрес российского Су-30МКИ не превышает «естественного» фона, а самолет продолжает успешно продаваться.
Материальные результаты программы Су-30МКИ могут вызывать лишь уважение. Количество законтрактованных истребителей приближается к 330, при этом число поставленных машин – превышает 230. Помимо этого в настоящее время положительно решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсирования расширения гособоронзаказа Россией объем производства самолетов данного семейства может по самым минимальным оценкам составить порядка 400 истребителей.
Примечателен и тот факт, что в последние годы поставки многофункциональных истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают практически каждый 6-й доллар, который приходит в Россию по линии экспорта военной продукции. Для относительно компактной НПК «Иркут» – это достаточно серьезный результат.
Истребитель Су-30МКИ был создан на базе Су-27УБ, серийно производится в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Самолет Су-30МКИ представляет собой двухместный высокоманевренный истребитель, который предназначен для завоевания господства в воздухе, поражения наземных и надводных целей при помощи управляемых и неуправляемых ракет, с возможностью обеспечения действий в составе группы.
Переговоры по вопросу поставок истребителей типа Су-27 велись с Индией, начиная с 1994 года. Проектирование в ОКБ «Сухой» истребителя для индийских ВВС на базе Су-30 началось в 1995 году. Главным конструктором по проекту был назначен А. Ф. Барковский. Уже 30 ноября 1996 года стороны подписали межгосударственный контракт на поэтапную поставку ВВС Индии 8 истребителей Су-30К и 32 многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Самолеты должны были быть поставлены Индии несколькими партиями, с последовательным наращиванием БРЭО, вооружения и силовой установки. Головными исполнителями данного контракта были определены: в части создания самолета ОКБ «Сухого», в части производства истребителя – Иркутское авиационное производственное объединение.
Строительство 2-х первых опытных истребителей велось в ОКБ в 1995-1998 годах. Первый опытный самолет Су-30И-1, который был доработан на базе серийного Су-30, был построен весной 1997 года. Машина поднялась в воздух 1 июля 1997 года, управлял ей летчик-испытатель В. Ю. Аверьянов. С июля 1997 года в ОКБ «Сухой» приступили к выполнению совместных с ГЛИЦ ВВС программ испытаний истребителя. Серийное производство новой машины было развернуто в Иркутске с 2000 года. Первый предсерийный истребитель был облетан на заводе Аверьяновым 26 ноября 2000 года. 3 первых предсерийных Су-30МКИ были переданы ОКБ и наряду с опытными самолетами приняли участие в программе испытаний.
В соответствии с условиями заключенного договора, поставки и испытания самолетов Су-30МКИ велись в 3 этапа. Поставки заказчику первой партии из 10 истребителей Су-30МКИ состоялись в 2002 году, второй партии из 12 машины – в 2003 году. К 2004 году истребителями Су-30К и Су-30МКИ были перевооружены 2-е эскадрильи индийских ВВС.
Основные отличительные особенности истребителей Су-30МКИ:
— впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (АЛ-31ФП созданный в НТЦ им. А. Люльки), а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности;
-впервые в практике ОКБ на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. На Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира;
-впервые в мире на серийной машине была установлена РЛС с поворотной ФАР («Барс» созданная НИИ приборостроения). Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки;
-номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.
Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может уничтожать наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубине. В то же время использование открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования позволяет значительно расширить арсенал используемых вооружений.
Первые победы Су-30МКИ
Наиболее важным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ, а также его вариантов, по мнению большого числа экспертов, стали результаты международных учений, в которых многократно принимал участие данный самолет. Практика проведения данных учений появилась в 2004 году, когда в них приняли участие самолеты Су-30К, предназначенные в основном для завоевания превосходства в воздухе. Некоторое количество таких истребителей, имеющих традиционный для ранних Су-27/Су-30 радар Н001, были проданы Индии в 1997 году. Несмотря на то, что данные самолеты обладали ограниченными возможностями и существенно уступали по своим ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда данной машине удалось показать на практике свою высокую эффективность. Командование индийских ВВС решило, что уровень подготовки летчиков 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнования с американскими пилотами. Речь идет об учениях под названием Cope India-2004, в которых США представляли истребители F-15C.
Результаты данных учений стали обескураживающими для поклонников американских истребителей. Проигрыш 90% ближних маневренных воздушных боев был предполагаем, так как аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало ни у кого сомнений. Но в то же время индийские пилоты оказались сильнее и в воздушных боях на средней дистанции. Летчики, используя возможностями РЛС Н001, обладали преимуществом при отыгрыше пуска УР (управляемых ракет) средней дальности в режиме их наведения на несколько разных целей одновременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания учений в США снова активизировались сторонники дальнейшего развития программы по истребителю F-22, который, по мнению экспертов, может соперничать с новыми истребителями российского производства.
В том же 2004 году индийские истребители провели ряд учебных воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура. Во время учений Sindex-2004 отрабатывались схватки как одиночных истребителей, так и бои «5 на 5». Стороны договорились не комментировать результаты данных воздушных боев из-за щепетильности темы. Индийцев интересовал потенциал F-16, приобретенных Пакистаном, а сингапурцев реальные возможности Су-30, которые поступают в страны Юго-Восточной Азии.
В следующем, 2005 году, спарринг-партнером Су-30К стали уже французские истребители из состава смешанного отряда в составе Mirage-2000C, Mirage-2000-5 и Mirage-2000N. Учебные воздушные бои проводились в рамках учений Garuda-II. ВВС Франции и Индии отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, а также решали задачи сопровождения самолетов ДРЛОиУ и обеспечения ПВО. За 8 дней учений самолеты провели 162 вылета, из них 74 было произведено индийскими Су-30К, общий налет индийских летчиков составил 200 часов. По сведениям французских источников, при выполнении перехватов Су-30К превосходили Mirage-2000С и незначительно уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5, оснащенному РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победу праздновали индийские летчики.
Международный дебют истребителей Су-30МКИ прошел во время учений Cope India-2005. В рамках данных учений самолеты приняли участие в имитации одиночного и группового воздушного боя, а также вылетах на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для индийских истребителей выступили F-16C/D американских ВВС. Наиболее интересным аспектом тех учений был состав соревнующихся «команд» двух стран. Индийскую сторону представляли лишь самолеты Су-30МКИ, тогда как истребители F-16 обладали информационной поддержкой со стороны самолетов ДРЛОиУ E-3. При этом принято считать, что наличие фактора AWACS обеспечивает сегодня победу в воздушных боях. Несмотря на это соотношение побед оказалось почти равным, в основном в этом была заслуга радара Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой (ФАР).
Менее известны итоги индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых приняли участие истребители-перехватчики Tornado F.Mk.3 и истребители Су-30МКИ. Стороны договорились между собой не разглашать результаты воздушных боев, но, по словам британских летчиков, которым была предоставлена возможность самостоятельного пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель по своим боевым возможностям существенно превосходит их машины.
Особое внимание многофункциональный истребитель Су-30МКИ привлек во время проведения учений Red Flag-2008, которые прошли на территории США. Участниками учений стали США, Индия, Южная Корея и Франция. Вылет группы самолетов из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на авиабазу «Маунтин-Хоум» в штате Айдахо – 17 июля. Полет осуществлялся с проведением посадок в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Из соображений секретности командование индийских ВВС запретило своим пилотам применять бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (было разрешено применять только некоторые тренировочные), использовать дипольные отражатели, включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (пилотам было разрешено использовать лишь голосовую связь). В рамках учений Red Flag-2008, многофункциональные истребители Су-30МКИ решали задачи по сопровождению ударных групп с ведением воздушных боев с истребителями F-15C и F-16, поражению наземных целей, огневому подавлению системы ПВО условного противника.
По результатам выполнения условных боевых задач различными вариантами самолетов западного производства, США вынуждены были признать, что в ходе учений истребители Су-30МКИ доказали, что они превосходят основной американский тяжелый истребитель F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.
Следующим успехом ВВС Индии и российских самолетов стали международные учения Garuda-IV. На этих учениям российским Су-30МКИ противостояли европейские истребители Mirage-2000 и Rafale. В ходе проведения данных учений была осуществлена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – еще 100 вылетов. В ходе ведения ближнего и дальнего воздушного боев, вылета на перехват воздушного противника, и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ показали полное превосходство над европейскими истребителями.
На сегодняшний день истребители Су-30МКИ на практике демонстрируют способность добиваться побед в воздушных боях с любыми истребителями, относящимися к поколениям «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности истребителя позволяют ему компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛОиУ, высокий уровень боевой подготовки натовских пилотов, а также их реальный боевой опыт, который они получили в военных конфликтах ближайших десятилетий.
Источники информации:
http://www.irkut.com/ru/services/production/SU30MK/
http://www.sukhoi.org/planes/military/su30mk/history/
http://vpk-news.ru/articles/12637 [center]
Кто и зачем хочет «сбить» Су-30МКИ?
Российская пресса, в несколько странном, на мой взгляд, некритическом ракурсе, перепечатала сообщение одного из индийских изданий, в котором были поставлены под сомнение боевые качества российского истребителя Су-30 (в версии Су-30 МКИ) в сравнении с французским истребителем Dassault Rafale:
«Индийская газета объяснила, почему Индия купила у Франции истребители Rafale вместо приобретения российских Су-30МКИ. Economic Times пишет, что способность длительного барражирования французских самолётов в 1,5 раза превышает показатель Су-30МКИ. Кроме того, в материале Economic Times говорится, что дальность полёта Rafale — от 780 до 1 тыс. 55 км, а у Су-30МКИ она составляет 400-550 км. Французские истребители могут совершать пять боевых полётов за день, а российские — три, пишет издание. При этом Economic Times признаёт, что Rafale гораздо дороже, чем Су-30МКИ».
Терпеть клевету нельзя
Поэтому первое, что следует отметить: на весьма привлекательном для мировых экспортёров индийском рынке вооружений, в том числе в сфере военной авиации, уже много лет идёт ожесточённая борьба за контракты на поставки боевых самолётов для ВВС Индии. И в этой связи публикации в различных местных СМИ являются, прежде всего, отражением этой борьбы. В ходе которой коммерчески заинтересованные структуры применяют любые приёмы, в том числе и не самые чистоплотные, включая прямую фальсификацию в отношении своих конкурентов.
Именно поэтому на одну из многих таких зарубежных публикаций вполне вероятно заказного характера, в принципе, можно было бы вообще не обращать внимания.
Однако после её широкого тиражирования частью российской прессы, к тому же тиражирования некритического, при том, что в ней содержатся, мягко говоря, беспочвенные претензии к изделию российской оборонной промышленности, такая «фигура умолчания» уже не кажется оптимальным способом реагирования.
Такие огульные «наезды» вполне могут быть нацелены и на внутреннего российского «потребителя» с целью его деморализации и внушения недоверия к возможностям российских Вооружённых сил. Что уже в принципе неприемлемо.
Тем более что в данном случае, поводом для такого «наезда» стала откровенно дезинформационная публикация зарубежной прессы, не имеющая ничего общего с реальной действительностью.
Давайте разберёмся!
Не надо быть большим специалистом в области боевой авиации, чтобы понять надуманность претензий этого издания к российскому истребителю.
Так, например, в материале Economic Times говорится, что дальность полёта Rafale — от 780 до 1 тыс. 55 км, а у Су-30МКИ она якобы составляет 400-550 км.
Достаточно свериться с информацией официального сайта ОКБ Сухого, чтобы убедиться в недостоверности данного утверждения:
Справка: Су-30МКИ
Максимальная дальность полёта (с ракетами 2хР-27Р1, 2хР-73Э с пуском на половине пути):
- у земли — 1.270 км;
- на высоте — 3.000 км;
- с одной дозаправкой (при остатке топлива 1.500 кг) — 5.200 км;
- с двумя дозаправками в полёте — 8.000 км.
Максимальная продолжительность полёта (по возможностям лётчика) — 10 час.
Боевой радиус действия Су-30МК/МКИ везде указывается в интервале от 1.500 до 1.650 км.
В то же время, что касается дальности и радиуса действия Dassault Rafale, то в справочных изданиях на этот счёт имеются несколько иные сведения. Причём такие, которые не дают ни малейших оснований говорить о каких-то преимуществах французского истребителя над российским. Более того, «Рафаль» в этом смысле выглядит гораздо бледней своего визави:
Справка: «Рафаль» (Франция)
Радиус — 1.800 км. Боевой радиус: 1.389 км в варианте подвески с 3 ПТБ (6.700 кг).
Без подвесных топливных баков (ПТБ) боевой радиус действия «Рафаль» сокращается примерно в 1,5 раза. То есть составит 1.000 км. Запас топлива во внутренних баках составляет 4.700 кг.
А что с радиусом действия?
Между тем, указанные характеристики для самолётов семейства Су-30 приведены без учёта подвесных топливных баков.
Российский истребитель поколения 4++ в принципе спроектирован таким образом, чтобы обходиться только внутренними ёмкостями для топлива, поскольку подвесные баки очень сильно увеличивают так называемую эффективную площадь рассеяния (ЭПР) самолёта, что существенно повышает его заметность для РЛС противника и, как следствие, уязвимость от вражеских средств ПВО.
Справка
Максимальный запас топлива во внутренних баках Су-30 достигает 9.640 кг. То есть ровно в два раза превосходит внутренние ёмкости «Рафаля».
Иначе говоря, российский истребитель Су-30 МК/МКИ имеет больший боевой радиус действия без ПТБ, чем французский «Рафаль» с ПТБ! И это притом, что ПТБ, к тому же, очень сильно снижают шансы истребителя выжить в условиях противодействия сил ПВО.
К этому стоит добавить, что истребитель семейства Су-30, несмотря на свою существенно большую ЭПР, чем у «Рафаля», что вроде бы снижает его шансы на выживание в поединке с французским самолётом, на самом деле, по совокупности боевых характеристик, наверняка выйдет победителем.
Воздушная дуэль
«Сегодня этот недостаток Су-30СМ перед «Рафалем» существенно не скажется на исходе гипотетической воздушной дуэли, поскольку основным вооружением завоевания превосходства воздухе у «Рафалей» остаются УРВВ средней дальности «MICA-IR/EM». Данные ракеты класса «воздух-воздух» оснащаются продвинутой активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН) AD4A, работающей в Ku-диапазоне сантиметровых волн (аналогичная АРГСН используется в ракетах-перехватчиках «Aster-15/30»), имеют газоструйную систему управления вектором тяги, позволяющую маневрировать с перегрузками более 50 ед; но есть у них и очень заметный недостаток — дальность поражения воздушных целей в переднюю полусферу достигает лишь 60-65 км (меньше, чем у первой модификации Р-77).
На фоне небольшого радиуса действия ракет «MICA» наши Су-30СМ оснащаются уже более современными РВВ-СД («Изделие 170-1»), дальность которых достигает 110 км. Таким образом, находящиеся в строевых частях модификации «Рафалей» не спасает ни мощный бортовой радар, ни достаточно малая радиолокационная сигнатура планёра.
Ещё более неприятная для французских лётчиков ситуация сложится в случае, если в роли соперников выступят Су-30СМ или Су-35С, оснащённые контейнерами индивидуальной и групповой защиты комплексов радиоэлектронной борьбы Л-265 «Хибины-М/У». Приданная комплексам станция пассивной радиоэлектронной разведки «Проран» безошибочно определит частотный диапазон работы РЛС RBE2 AESA, после чего излучающие модули Л-265 начнут постановку помех, в 2-3 раза уменьшающих дальность действия рафалевского бортового радара».
К этому остаётся добавить, что индийские истребители Су-30МКИ регулярно участвуют в учебных «воздушных боях» с основными типами самолётов истребительной авиации стран НАТО и практически всегда выходят из них победителями.
«2005 год: Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией.
2015 год: в Великобритании, в рамках международных учений Индрахануш («Радуга»), были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon Королевских ВВС Великобритании и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу над ВВС Великобритании со счётом 12:0».
Так обстоят дела на самом деле, а не в воображении усиленно цитируемого некоторыми российскими СМИ индийского издания, которое явно стремится выдать желаемое за действительное.
Тем более странно выглядят, в изложении этого издания, другие сравнения Рафаля и Су-30. Дескать французский аппарат может в полтора раза больше «барражировать» в воздухе, нежели российский. Странно это потому, что Су-30 может, с учётом дозаправки, находиться на воздушном патрулировании 10 часов, то есть максимум по физиологическим возможностям пилота. И тут одно из двух — то ли самолётами французского производства управляют железные киборги, которые вообще не испытывают никаких физиологических потребностей, то ли индийское СМИ просто рассказывает сказки насчёт полуторного превосходства времени «барражирования» «Рафаля».
Ровно то же самое можно сказать и о количестве боевых вылетов, по показателю которых француз якобы превосходит Су-30 в формате 5:3. Спекулятивность данного показателя видна, что называется, невооружённым глазом. Даже для полного дилетанта очевидно, что это сравнение «горячего с квадратным». Ведь боевые вылеты могут иметь самую разную продолжительность и интенсивность в зависимости от специфики и сложности поставленной боевой задачи.
Единственное, с чем можно согласиться, так это с оценкой индийским изданием разницы в стоимости указанных двух боевых самолётов, которая сильно не в пользу французской машины.
«Рафаль», при своих достаточно скромных тактико-технических характеристиках, обойдётся бюджету Индии почти в два раза дороже российского истребителя.
И это, как мы убедились выше, отнюдь не доплата за «небывалые боевые возможности» французского изделия, а куда более прозаическая инвестиция в коррупционную составляющую местного и международного оружейного бизнеса. Но это уже отнюдь не проблемы действительно выдающегося российского многофункционального истребителя семейства Су-30. И нет никаких причин для того, чтобы российская пресса некритично вторила заграничным спекуляциям на данную тему.
Универсальный разрушитель: секрет успеха истребителя Су-30СМ
Форум «Армия-2018» вновь представил своим участникам и посетителям возможность насладиться полетами на аэродроме Кубинка. И снова гвоздем программы летного показа авиационной техники станут выступления летчиков прославленной эскадрильи «Русские Витязи» на сверхманевренных истребителях Су-30СМ.
Если судить по времени заключения первого поставочного контракта с МО РФ (март 2012 года) и первого полета (сентябрь 2012-го), Су-30СМ является самым современным среди всего обширного семейства модификаций самолетов типа Су-27. Даже Су-35С, который считается более продвинутым по ряду технических характеристик, законтрактован в августе 2009 года, через полтора года после начала полетов на опытном прототипе.
А вот в строевые части Су-30СМ пришли несколькими месяцами ранее серийных Су-35С: первая тройка перелетела на аэродром Домна в ноябре 2013-го, тогда как авиаполк на авиабазе Дземги получил свои «тридцать пятые» в феврале 2014-го.
Боевое крещение
Оба типа показали себя с самой лучшей стороны в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики. Экипажи Су-30СМ и Су-35С сопровождали бомбардировщики и штурмовики в период обострения отношений с Турцией после перехвата Су-24М, а также обеспечивали разграничение зоны ответственности с ведомой США коалицией вдоль реки Евфрат.
Коль скоро истребитель многофункциональный, он был задействован и для нанесения ракетно-бомбовых ударов по незаконным вооруженным формированиям, в том числе высокоточными управляемыми средствами поражения.
Более сотни Су-30СМ поступили на вооружение полков ВКС и морской авиации ВМФ России. Производство продолжается, и в перспективе до 2020-2022 годов будет поддерживаться на уровне 12-14 машин ежегодно. По словам президента ОАК Юрия Слюсаря, готовится к подписанию в этом году дополнительный контракт. Об этом в феврале говорил и заместитель министра обороны России (в настоящее время — вице-премьер правительства РФ) Юрий Борисов.
«Предстоит модернизация этого самолета в части адаптации новых авиационных средств поражения», — добавил он.
Согласно сообщениям СМИ, объем ожидаемого трехлетнего контракта составит не менее 36 машин.
Кроме заказов по линии ГОЗ, поставки Су-30СМ осуществляются в Казахстан (12) и Белоруссию (12). Ведя разговор об экспорте, многие СМИ суммируют заказы на эту модель с более ранними Су-30МКИ, Су-30МКА и Су-30МКМ, разработанными на соответствие специфическим требованиям ВВС Индии, Алжира и Малайзии. Совокупно три страны заказали 348 машин (272, 58 и 18 соответственно), поставки близятся к завершению. Вместе с недавним объявлением о закупке шести подобных самолетов Мьянмой совокупное число экспортных заказов на МКИ и СМ вплотную приближается к 500 единицам.
Если же сюда добавить и контракты по линии ГОЗ, то получится свыше 600 (отдельные СМИ приводят цифру 610). Заметим, что по состоянию на осень 2014 года было немногим более 400, то есть за четыре года общий портфель заказов вырос наполовину. На лицо положительная динамика, позволяющая надеяться на дополнительные продажи отечественного авиапрома. Экспортная перспектива сохраняется в ряде стран мира. Желание приобрести Су-30МКИ и организовать его выпуск по лицензии выражали официальные представители Исламской Республики Иран. Перейти к конкретному обсуждению условий можно будет в 2020 году, когда в отношении ИРИ прекратят свое действие санкции по линии Организации Объединенных Наций.
Обновленная «тридцатка»
Несмотря на внешнюю схожесть, Су-30МКИ существенно отличается от Су-30СМ. Это объясняется сроками создания машин. Первый поставочный контракт с Индией подписали в ноябре 1996 года, с МО РФ — 15,5 года спустя. Первый серийный Су-30МКИ поднялся в воздух в ноябре 2000 года, Су-30СМ — почти через 12 лет. За это время технический прогресс ушел далеко вперед, что нашло отражение в техническом облике самолетов по линии бортовой аппаратуры. Среди отличий СМ от МКИ — применение российской авионики вместо аналогов производства Израиля, Франции и Индии.
Так, в кабине летчиков (а она «стеклянная», с информационным полем на многофункциональных индикаторах с цветными жидкокристаллическими матрицами) изменены номенклатура и расположение приборов. Вместо израильского индикатора на фоне лобового стекла (ИЛС) Elbit Systems SU967 на Су-30МКМ и первом варианте Су-30СМ (впервые показан публично на авиасалоне МАКС-2013) установлен более продвинутый от фирмы Thales Avionics (SMD55S/ VEN-3022).
Более широкий угол обзора, плавный и мягкий вывод информации повысили эргономику кабины. Заявлялось о намерении производителя заменить импортный ИЛС на российский с лучшими характеристиками. Возможно, им станет ИКШ-1М, как на Су-35С. Инерциальная система Су-30СМ — ЛИНС-1000РС вместо INS/GPS Totem компании Thales. Скорее всего, выбранные индийцами радиовысотомер RAM-1701, системы государственного опознавания IFF-1410A, связи INCOM-1012A и предупреждения о радиолокационном облучении Tarang HADF Mk.II также заменены российскими аналогами.
Вместо индийской системы радиоэлектронного противодействия на законцовках крыла самолетов ВКС России крепятся съемные контейнеры РЭБ семейства «Хибины». Вместо ракет средней дальности РВВ-АЕ на истребителях ВВС Индии на истребители ВКС России в Сирии подвешиваются более современные РВВ-СД.
Всевидящий «Барс»
Изюминка самолета — мощная бортовая радиолокационная станция (БРЛС) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) типа «Барс». Согласно информации его разработчика, НИИП им. В. В. Тихомирова, радиолокационная система управления самолета Су-30СМ предназначена для обеспечения экипажа и систем управления оружием информацией о воздушных и наземных радиоконтрастных целях, их координатах и характеристиках, с точностями, необходимыми для принятия решения об атаке и проведения самой атаки авиационных средств поражения. Станция способна обнаруживать воздушные цели, включая малоразмерные (крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты) как в свободном пространстве, так и на фоне земной поверхности. Она автоматически выделяет наиболее опасные, берет их на сопровождение и при применении радиолокационных средств поражения обеспечивает подсветку.
Отметим, что «Барс» прошел долгий путь эволюции. Когда в 1993 году российская сторона представила Индии предложение по Су-30К и начались переговоры, иностранный заказчик попросил рассмотреть возможность замены штатной системы управления оружием СУВ-27 на новую, где бы использовался радар с электронным сканированием луча. К преимуществам последнего относят возможность сохранения обзора воздушного пространства при дискретном сопровождении атакуемой цели (целей). Взяв за основу наработки по Н-011, НИИП брался разработать полностью новый Н-011М.
Вместо щелевой антенны с механическим сканированием луча вариант с суффиксом «М» и собственным именем «Барс» получил ПФАР, перепрограммируемый процессор сигналов Ц-551И разработки «Котлин-Новатор» и индийские компьютеры. В комплект вычислительных средств производства дочерней фирмы корпорации HAL в городе Карадоге (штат Керала) вошли Radar Computer I (RC1, взаимодействие с системой управления вооружением) и Radar Computer II (RC2, управление работой БРЛС).
Эти и другие новшества позволили создать качественно новый радар, способный работать как по воздушным, так и наземным целям. По сравнению с БРЛС Н-001 «Меч» с антенной Кассегрейна (из состава СУВ-27) максимальная дальность обнаружения цели типа «истребитель» увеличилась со 100-110 до 140 километров, сопровождения — с 60 до 80 километров, количество одновременно сопровождаемых целей — с десяти до 15, число одновременно обстреливаемых радиолокационными ракетами целей — с одной до четырех. Введены новые режимы работы с подстилающей поверхностью, включая картографирование реальным и обуженным лучом, режим синтезированной апертуры, селекция движущихся целей, сопровождение и измерение координат наземных и морских целей. Недостаток ПФАР в виде узкого угла обзора компенсировали введением в конструкцию радара электрогидравлического привода для дополнительного механического поворота антенны.
Первый серийный Су-30МКИ с «Барсом» поднялся в воздух в ноябре 2000 года. Радиолокационная система управления вооружением этого самолета существенно отличалась от СУВ-27. Помимо БРЛС (со своими вычислительными средствами), в нее включили центральный процессор боевого применения (mission computer) и запросчик системы государственного опознавания. Обмен информацией строился не по специальным протоколам, а на основе интерфейса ARING-429 и шинах передачи данных MIL/STD 1553, как на новейших западных истребителях того времени.
Параллельно с постановкой выпуска Су-30МКИ в России и по лицензии в Индии шла разработка программного обеспечения. Основные усилия направлялись на реализацию дополнительных режимов работы БРЛС и сопряженных с ней систем. Работа заняла несколько лет, и за это время функционал бортового комплекса значительно вырос, обеспечив многофункциональность самолета. Особенно при обзоре земной поверхности. В частности, стало возможным обнаружение целей типа «группа танков» на дальностях порядка 40-50 километров.
Наследник МиГ-31
Внимательно изучив результаты, достигнутые по программе Су-30МКИ, МО РФ заказало разработку собственного варианта самолета под обозначением Су-30СМ. Введены новые режимы работы, возросли дальности обнаружения и обстрела воздушных и наземных целей. Применение новейших средств поражения, включая ракеты РВВ-СД класса «воздух — воздух», стало возможным благодаря замене бортовой радиолокационной станции Н-011М «Барс» на более совершенный «Барс-Р».
Возможно, на «Барс-Р» нашли применения элементы и технологии, разработанные для РЛС Н035 «Ирбис» на Су-35С. Как известно, «Ирбис» создавался в НИИП им. В. В. Тихомирова как логическое продолжение линии БРЛС «Заслон» (на МиГ-31) и «Барса», которых объединяет применение пассивных антенных фазированных решеток с электронным сканированием луча. Изначально «Ирбис» задумывался как развитие «Барса» с внедрением сверхмощного усилителя передающего канала на базе лампы бегущей волны «Челнок».
На самолетах для ВВС Индии (при близком диаметре антенны порядка 900 миллиметров) средняя мощность излучения составляет 1,5 киловатта, пиковая — 4,5 киловатта, подствета цели для наведения радиолокационной управляемой ракеты — 1 киловатт. При переходе на «Ирбис» средняя мощность повышалась до 5 киловатт, пиковая — до 20 киловатт, подсвета — до 2 киловатт. Скорее всего, «Барс-Р» имеет промежуточные значения. Повысить их можно, заменив двигатели и вспомогательную силовую установку на более мощные, как на Су-35С. Заметим, что в 2005 году НИИП предлагал доработки базового Н-011М с повышением числа одновременно обстреливаемых ракетами РВВ-АЕ целей с четырех до восьми, а дальности обнаружения цели типа «истребитель» — со 110-140 до 180-200 километров.
Ударная мощь
Параллельно с линией Су-30СМ индийские и российские специалисты продолжали наращивание ударных возможностей Су-30МКИ. Важным пунктом стала установка на самолет усиленного центрального узла подвески, годного для размещения крылатой ракеты BrahMos-A.
Она создана СП BrahMos Aerospace на базе PJ-10 класса «поверхность — поверхность» как вариант с воздушным стартом. Прототип этого грозного оружия под названием «Альфа» выставлялся НПО машиностроения на авиасалонах МАКС в Жуковском. Снаряд развивает максимальную скорость на крейсерском участке, соответствующую числу Маха полета М=2,8 и несет боевую часть массой до 300 килограммов. Ракета обладает низкой заметностью и способна выдерживать длительный сверхзвуковой крейсерский полет на низкой высоте, а также прорывать мощные системы противовоздушной обороны противника.
Огневое испытание варианта «воздух — земля» датируется 22 ноября 2017 года: доработанный Су-30МКИ осуществил успешный пуск BrahMos-A, которая поразила надводную цель у восточного побережья Индии. «Это технологический прорыв, который войдет в историю как первая в мире комбинация сверхзвуковой крылатой ракеты и истребителя большого радиуса действия», — подчеркнул управляющий директор компании BrahMos Aerospace господин Судхир Кумар Мишра.
Представляется, что эта работа заинтересует российских военных. Если применить достижения по линии BrahMos при совершенствовании Су-30СМ, морская авиация получит прекрасный носитель противокорабельных ракет, способных прорваться через мощный заслон ПВО и уничтожать любую плавучую цель.
Для Воздушно-космических сил лучше подойдет вариант ALCM, который может применяться и по наземным целям в глубине территории противника. Принятие на вооружение ВС РФ новых ракет для применения с Су-30 значительно повысит ударную мощь авиационной группировки самолетов данного типа.