0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Су-27 — фронтовой истребитель

Истребитель Су-27: безграничный потенциал

Ровно 42 года назад, 20 мая 1977 года, свой первый полет совершил борт Т-10-1, опытный образец знаменитого истребителя четвертого поколения Су-27. Этот самолет по праву признан одним из главных символов отечественной авиации. Вобрав в себя все самые передовые разработки своего времени, «двадцать седьмой» получил огромный потенциал для модернизации. За прошедшие десятилетия разработаны десятки модификаций истребителя и созданы новые самолеты на его базе.

История, особенности и рекорды одного из лучших истребителей второй половины ХХ века – в нашем материале.

Борьба за первое место в четвертом поколении

Работы над созданием истребителей четвертого поколения начались в конце 1960-х годов. К примеру, американский проект такого самолета появился в 1969 году и получил обозначение F-15 Eagle. В 1974 году появились первые серийные истребители F-15A и учебные F-15B.

В конце 60-х годов программа разработки перспективного фронтового истребителя была развернута и в СССР. Изначально созданием новой машины занялись три ведущих отечественных конструкторских бюро: Сухого, Яковлева и Микояна. В 1972 году окончательно были выбраны два проекта – от КБ «МиГ» и ОКБ Сухого. Так появились два первых отечественных истребителя четвертого поколения – легкий истребитель МиГ-29 и тяжелый Су-27.

Первый опытный образец самолета Су-27 поднялся в воздух 20 мая 1977 года. Его пилотом стал заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина.

Всего было построено пять опытных машин, которые использовались для летных испытаний и отработок оборудования и вооружения. Самолет продолжал совершенствоваться, результатом чего стал образец Т-10С. Он впервые поднялся в воздух в 1981 году, а через четыре года был принят в эксплуатацию под именем Су-27.

Мастер высшего пилотажа

Официально на вооружение истребитель Су-27 поступил 23 августа 1990 года. К тому моменту за пять лет эксплуатации «двадцать седьмой» уже успел установить мировой рекорд по скороподъемности. В 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг высоты 3000 метров всего за 25,4 секунды.

Буквально через три года Виктор Пугачев снова удивит: на авиасалоне Ле-Бурже в июне 1989 года на Су-27 он продемонстрировал новую фигуру пилотажа – динамическое торможение, которую впоследствии прозвали «Коброй Пугачева». В полете самолет резко задирает нос, некоторое время летит хвостом вперед, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение. Это не только крайне эффектно выглядит, но и имеет вполне практическое применение в воздушном бою. Например, «кобра» может спасти от ракет с радиолокационными головками самонаведения, так как подразумевает резкий сброс скорости в бою. Также маневр может использоваться для ухода от преследования противника.

После премьеры в Ле-Бурже самолеты Су-27 не раз становились участниками самых престижных авиасалонов мира – с 1991 года на них свое мастерство в небе показывают летчики группы высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи». Кстати, это единственная авиагруппа в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель».

Некоторые зрелищные фигуры высшего пилотажа были впервые исполнены на Су-27 и названы в честь наших пилотов. Кроме «Кобры Пугачева», одним из таких маневров стала «Чакра Фролова», впервые исполненная летчиком-испытателем Евгением Фроловым на Су-37, являющемся, по сути, усовершенствованным Су-27М.

Выполнение сложнейших фигур высшего пилотажа Су-27 обеспечило внедрение новой системы управления. Считается, что одним из основных отличий машин четвертого поколения от третьего является наличие электродистанционной системы управления (ЭДСУ). Таким образом, Су-27 стал первым российским истребителем, оборудованным ЭДСУ. Замена стальных тросов на электрические сигналы позволила сделать самолет чрезвычайно маневренным и одновременно устойчивым в полете.

Высочайшую маневренность «двадцать седьмого» и его способность наносить внезапный удар оценили и западные специалисты – по кодификации НАТО Су-27 назван именем Flanker («бьющий во фланг»).

АЛ-31Ф: лучший двигатель для лучшего самолета

Наличие ЭДСУ, новый радар, оптико-электронная система прицеливания, передовое вооружение позволили Су-27 стать лучшим в свое время. Но завоевание превосходства в воздухе было бы невозможно без мощного двигателя АЛ-31Ф.

Этот двигатель разработки Архипа Люльки и сегодня признан одним из лучших в мире для самолетов фронтовой авиации. Он устанавливается не только на Су-27, но и на его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34. Уникальный АЛ-31Ф обладает немалыми резервами для развития, считают конструкторы.

Читать еще:  Боевое применение РПК - ручной пулемёт

«ОДК-Сатурн» продолжил работы по созданию глубоко модернизированной версии АЛ-31Ф. На истребителе пятого поколения Су-57 были установлены двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1 (изделие 117). Этот авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

Продолжение «двадцать седьмого»

С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого» на заводах в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске, было выпущено порядка полутора тысяч самолетов Су-27 и его модификаций, а также современные Су-30, Су-33, Су-34, Су-35.

Истребитель Су-30 стал дальнейшим продолжением «двадцать седьмого». Среди его новинок – радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Это обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение целей на больших дистанциях и в ближнем бою. Кроме того, Су-30 оборудованы мощными средствами радиоэлектронной борьбы для самообороны, как от вражеских истребителей, так и от систем ПВО. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году эксплуатацию этих самолетов начали и «Русские Витязи».

Истребители Су-30 всегда имели огромный успех на международном рынке, было создано множество экспортных модификаций: МКК – для Китая, МКМ – для Малайзии, МК2В – для Вьетнама, МКИ – для Индии. Непосредственно и сам Су-27 имел большой коммерческий успех в мире. Экспортные модификации – Су-27СК и Су-27УБК – производятся с 1991 года, а с 1998 года в Китае организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11.

Самые молодые «наследники» Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлены новая информационно-управляющая система, новейшая РЛС «Ирбис», за сверхманевренность отвечают еще более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 может нести всю номенклатуру средств воздушного поражения, при этом атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Отличительная черта этих машин – необычная для «сушек» кабина пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. «Нос» самолета стал шире, чем у Су-27. За такую своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «утенком».

Спустя 40 лет в небе «двадцать седьмой» все еще невозможно назвать устаревшим. Созданный по самым передовым технологиям своего времени, он прослужил не одно десятилетие, стал крепким фундаментом целой династии отечественных истребителей и заложил основы для рождения будущего воздушного бойца ВКС РФ – первого российского истребителя пятого поколения Су-57.

События, связанные с этим

Ижевское оружие: два столетия на службе Отечеству

Самолет Су-27. Фото. История. Характеристики

Самолет Су-27 представляет собой многоцелевой всепогодный истребитель советского, а позже и российского производства. Это высокоманевренная летательная машина четвертого поколения, разработанная в ОКБ Сухого для полного превосходства в воздухе. Над проектом в разное время трудились такие конструкторы: Н.С. Черняков, М.П. Симонов, А.И. Кнышев и А.А. Колчин. Первый ОП взлетел в 1977 году, а через пять лет Су-27 поступили на вооружение страны. Это основной военный самолет ВВС РФ.

Начиная с конца 60-х, в разных передовых странах началась гонка по созданию многоцелевых истребителей. Первыми приступили США, пытаясь создать продолжение знаменитого F-4C «Фантом». Им стал созданный фирмой «Макдоннел Дуглас» F-15 «Игл». В СССР не хотели отступать и решили дать достойный ответ в виде ПФИ. К новому конкурсному проекту допустили три ОКБ, институт Сухого не принимал участия. Инженеры были заняты текущими проектами: Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Т-4 и безбилетником ЛА. Но, начиная еще с 1969 года, инженеры из ОКБ уже сталкивались с разработкой самолета типа перспективного фронтового истребителя.

В проекте учитывались многие факторы, не только завоевание воздушного преимущества, но и фактор возможного противника – F-15. Также в тактику входил признанный на тот момент ближний бой маневренного типа. В 72 году произошли две научно-технические встречи с представителями ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна. Представители КБ Микояна вынесли предложение о создании двух истребителей: легкого и тяжелого. Каждый из них должен был выполнять разные задачи.

Начались постройки первых прототипов. Т-10-1 – ОП с двигателями АЛ-21-Ф-ЗАИ совершил первый полет в мае 77 года с летчиком испытателем Владимиром Ильюшиным. Самолет проверяли на устойчивость, управляемость и общую работоспособность. Второй прототип Т-10-2, построенный через год, отлетал недолго. Попав в продольную раскачку, конструкция разрушилась из-за огромных перегрузок. К сожалению, летчик-испытатель Евгений Соловьев погиб.

Читать еще:  Исторические сведения ОСА-76 (ОСУ-76) - 76-мм самоходная артиллерийская установка

Т-10-3 разрабатывался с учетом установки двигателей АЛ-31Ф, но их неготовность привела к позднему первому вылету – 1979 год. Четвертый опытный образец обладал установленной такой же опытной РЛС «Меч». В конце 79 года к опытной эксплуатации были допущены три экземпляра. Установочная партия производилась на заводе самолетостроения в городе Комсомольск-на-Амуре. Через некоторое время были произведены пять самолетов Су-27 по типу Т-105. На них, помимо летных испытаний, начали тестировать вооружение.

Параллельно с разработкой Су-27 поступила оперативная информация о F-15 американского производства. По донесениям выяснилось, что советский истребитель значительно уступает заграничному. Проведенные опыты показали, что еще в 1976 году производители электронной аппаратуры не смогли уложиться в отчерченные им массо-габаритные рамки. РЛС не отвечала всем заданным параметрам. Было решено спроектировать самолет с самого начала, не доводя до серийного производства.

В самые короткие сроки был сконструирован новый прототип. Т-10С-1, пилотируемый В.С. Ильюшиным, взлетел в апреле 1981 года. Практически все узлы были сконструированы заново. То же самое затронуло и фюзеляж, к примеру, изначально крыло первых образцов было схоже с МиГ-29, а в новом Т-10С ему придали трапециевидную форму. Кили вмонтировали по бокам двигателей, носовую стойку шасси отодвинули назад на три метра. Тормозные щитки сначала расположили снизу фюзеляжа, в новом проектировании их расположили за кабиной летчика. Стал открываться вверх фонарь кабины. Изменили обводы носовой части. Число узлов на подвеску ракет увеличили с восьми до десяти.

Созданный новый самолет не только не уступал, но в некоторых ситуациях и превышал заокеанского конкурента. Но на этом конструкторы не остановились, поскольку истребитель продолжал подвергаться модернизации.

В серийное производство Т-10С попал в 1981 году. К нему начали также серийно выпускать двигатели АЛ-31Ф на заводах ММПП «Салют» в Москве и в МПО в Уфе. В ВВС Советского Союза самолеты начали поставлять в 1982 году. А официально постановлением правительства на вооружение Су-27 поступил 23 августа 1990 года. Во время принятия в ВВС самолет нарекли Су-27С, а в ПВО именовали перехватчиком (Су-27П). Его не использовали в качестве штурмового самолета.

Планер сконструирован по интегральной схеме аэродинамического типа. Крылья плавно сопрягаются с фюзеляжем и образуют цельный несущий корпус. Они стреловидные – 42 градуса. Аэродинамические характеристики улучшились за счет оснащенных корневых наплывов большой стреловидности и отклоняемых носков. Наплывы помогли увеличить аэродинамику на сверхскорости. На самом крыле размещены флапероны, отвечающие за одновременное выполнение функций закрылков и элеронов. Оперение горизонтального типа складывается из цельноповортного стабилизатора. Он, в свою очередь, включает в себя две отклоняемые консоли. В симметричном положении они выполняют функцию руля высоты, а управления по керну в дифференциальном.

Планер состоит из носовой, средней и хвостовой части фюзеляжа. Носовая представлена в виде полумонокока, средняя включает в себя два бака-отсека, гаррот, правый и левый отсеки центроплана. К хвостовой части относятся мотогондолы, центральный бак и хвостовые балки.

Общий вес уменьшен за счет широкого применения титана − около 30%. Практически не используются композитные материалы. В большинстве модификаций горизонтальное оперение часто устанавливают впереди. Данный самолет является первым серийным самолетом советского производства с наличием электродистанционной системы управления в продольном канале. ЭДСУ обладает максимальным быстродействием и высокой точностью, что решает проблему быстрого реагирования во время полета.

Модификации самолета Су-27

Су-30 – многоцелевой истребитель, рассчитан на экипаж из двух человек.

Су-33 – палубный истребитель. В нем присутствует крюк для экстренного торможения.

Су-34 – бомбардировщик, используемый в штурмовых операциях.

Су-35 – истребитель широкого военного применения.

Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).

Су-27СК – экспортный экземпляр, производимый с 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.

Су-27СМ – более усовершенствованный вариант самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.

Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.

Су-27СКМ – экспортный вариант Су-27СМ.

Су-27П – истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.

Су-27УБ – двухместный истребитель учебно-боевого характера.

Су-27УБК – экспортный вариант.

Су-33УБ – палубный истребитель, сконструированный для боевых учений.

Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.

Один из основных отечественных фронтовых истребителей, полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к самолету этого класса. Первый полет на истребителе совершил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 мая 1977 г. К 2000 г. было выпущено 760 самолетов Су-27. Силовая установка: два турбовинтовых двухконтурных с форсажной камерой двигателя АЛ-31Ф тягой по 12 500 кг.

Су-27 фото

Читать еще:  Модификации Палаш драгунский солдатский обр. 1798 г.

Тактико-технические характеристики фронтового истребителя Су-27

Размах крыла, м 14,7

Размах крыла с управляемыми ракетами Р-73Э на консолях, м 14,95

Длина самолета (без штанги приемника

воздушного давления), м 21,94

Высота самолета, м 5,93

Высота самолета Су-27УБ, м 6,36

Площадь крыла, м2 62,04

Взлетная масса, кг: максимальная 28 000

Взлетная масса, кг: нормальная 23 000

Масса пустого самолета, кг 16 300

Масса топлива во внутренних баках, кг 9400

Боевая нагрузка, максимальная, кг 4000

Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 2500

Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 УБ 2125

Скорость у земли, максимальная, км/ч 1400

Практический потолок, м: 18 500

Практический потолок, м Су-27 УБ: 17 250

Динамический потолок, м 24 000

Скороподъемность, максимальная, км/ч 300 м/с

Дальность практическая, км: Су-27 3900

Дальность практическая, км: Су-27УБ 3000

Дальность практическая у земли, км 1400

Су-27 схема

Вооружение:

масса боевой нагрузки составляет, кг 6000-8000

Тип оружия: пушка ГШ-301 (калибр 30 мм);

десять управляемых ракет средней, увеличенной и малой дальности;

пять контейнеров малогабаритных грузов;

до шести блоков неуправляемых ракет (калибра 80, 122 мм);

Ростех продемонстрировал будущее российской боевой авиации на параде Победы

Передовые боевые самолеты и вертолеты разработки холдингов Ростеха – Объединенной авиастроительной корпорации и «Вертолетов России» – приняли участие в воздушном параде в городах России. В небе над Москвой прошли четыре истребителя пятого поколения Су-57, ударные вертолеты Ми-28Н, модернизированный самолет-локатор А-50У, а также стратегические бомбардировщики.

Парад над Красной площадью открыли вертолеты производства холдинга «Вертолеты России». В торжественном строю прошли 20 машин – самый большой и грузоподъемный вертолет Ми-26 с четверкой Ми-8 и пятерки ударных Ми-35М, Ка-52 и Ми-28Н.

«Ночной охотник» Ми-28Н способен выполнять боевые задачи в любое время суток, оказывая огневую поддержку передовым частям сухопутных войск, мотострелковым и танковым подразделениям, а также уничтожая воздушные цели. Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы, вертолетов и других летательных аппаратов противника на переднем крае и в его тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток, а также решения других задач.

В параде впервые с 2015 года участвовал самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У. Этот самолет предназначен для обнаружения и сопровождения воздушных, морских и наземных целей. Работы по модернизации ранее построенных самолетов А-50 ведутся в кооперации холдингов Ростеха. С 2011 года ВКС России было передано шесть модернизированных самолетов А-50У, седьмую машину планируется поставить в войска в 2021 году. От предшественника, А-50, его отличает возможность сопровождения большего количества целей. В ходе модернизации выросла дальность обнаружения различных типов летательных аппаратов и увеличилось количество одновременно наводимых ударных самолетов. Радиотехнический комплекс существенно облегчен за счет перехода на новую элементную базу.

Авиационный строй продолжили самолеты дальней авиации Ту-95МС «Медведь», Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-22М3, предназначенные для выполнения боевых задач на самых дальних рубежах нашей страны. В воздухе была продемонстрирована имитация дозаправки Ту-160 с помощью «воздушного танкера» Ил-78. В настоящее время идут работы по строительству глубокомодернизированных стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160, создается модернизированная версия полностью отечественного топливозаправщика Ил-78М-90А и разворачивается серийное производство модернизированных самолетов Ил-76МД-90А с улучшенными характеристиками и более мощным двигателем, способных перевозить до 60 тонн грузов.

Впервые в параде над Красной площадью приняли участие сразу четыре Су-57. Этот многофункциональный малозаметный авиационный комплекс предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей противника. Сочетание сверхманевренности с возможностью сверхзвукового крейсерского полета, наиболее современный комплекс бортового оборудования и малая заметность обеспечивают Су-57 высочайший уровень боевой эффективности и превосходство над противником.

В воздушном строю над Красной площадью также прошли самолеты, представляющие боевую мощь современной фронтовой авиации – многоцелевые истребители МиГ-29, тактические фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители-перехватчики МиГ-31К, оборудованные новейшим ракетным гиперзвуковым комплексом «Кинжал», фронтовые бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, высокоманевренные многоцелевые истребители Су-30СМ, истребители поколения 4++ Су-35С.

Традиционным украшением парада стал пролет пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» на Су-30СМ и МиГ-29. Военные летчики продемонстрировали свое мастерство на истребителях Су-30СМ, Су-34 и Су-35С выстроившись в боевой порядок «Тактическое крыло». Источник

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector