0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости СУ-122 (У-35) — 122-мм штурмовая гаубица

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Су-122 – это одна из первых советских САУ класса штурмовых орудий, которая была принята в крупносерийное производство. Ее также можно было использовать как штурмовую гаубицу.

История создания СУ-122

Еще до Второй мировой войны в СССР активно работали над созданием самоходной артиллерии для оснащения Красной Армии. Однажды было предложено создать полностью бронированную боевую машину, которая поддерживала бы пехоту и танки непосредственно на поле боя. В 1930-е годы проект подобной машины заказали немецкой фирме, но фирма ни в сроки, ни в цену не уложилась, так что советская сторона отклонила проект. Итогом этих разработок стали StuG III – штурмовые САУ на базе PzKpfw III. В ответ на это в СССР в 1940-1941 году было решено создать аналогичную машину.

Из-за активного наступления вермахта и потери производственных мощностей требовалось максимально удешевить и упростить конструкцию выпускаемых танков. По этой причине штурмовой танк У-33 стали разрабатывать на ходовой части Т-34, вооруженный его 76-мм пушкой ЗИС-22. Чтобы снизить трудоемкость машины конструкторы отказались от башни. Это также позволило усилить бронирование за счет резерва примерно в две тонны. К сожалению, проект так и не реализовали в металле – заводы были заняты выпуском Т-34.

В октябре 1942 года поступил приказ – как можно быстрее разработать 122-мм бронированную самоходную гаубицу для борьбы с танками врага. Т-34 как раз покинули сборочные линии завода, и конструкторы и инженеры полностью сконцентрировались на поступившем приказе. В итоге 29 октября, всего за десять дней, был разработан проект У-35, совместивший в себе лучшие черты У-33 и У-34, другой опытной машины под те же требования.

30 ноября протопит У-35 поступил на серийные испытания. Было выявлено множество недостатков, некоторые из которых устранили сразу же. Однако в целом машина требовала серьезной доработки.

В декабре У-35 проходил государственные испытания вместе с СУ-122/Т-3 – машине на базе трофейного PzKpfw III. По результатам испытаний У-35 приняли на вооружение под названием СУ-122. Машина требовала около полусотни доработок, но она была очень нужна на фронте, поэтому первую серию было разрешено выпустить «как есть». Большинство недостатков устранили прямо на стадии выпуска, и только первые 10 предсерийных машин были существенно хуже остальных из-за «ломаной» лобовой части, малых размеров маски орудия и ряда других недостатков. После этого СУ-122 несколько раз совершенствовали и дорабатывали.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-122

Общая информация

  • Боевая масса – 29,6 т;
  • Компоновочная схема — моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое в передней части;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Количество выпущенных – 638 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6950 мм;
  • Ширина корпуса – 3000 мм;
  • Высота – 2235 мм;
  • Клиренс – 400 мм.

Бронирование

  • Лоб корпуса (верх) — 45/50° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/45° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 45/40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) – 45 мм;
  • Корма корпуса (верх) — 40/48° мм/град;
  • Корма корпуса (низ)- 40/45° мм/град;
  • Днище – 15 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб рубки — 45/50° мм/град;
  • Маска орудия – 45 мм;
  • Борт рубки — 45/20° мм/град;
  • Корма рубки — 45/10° мм/град.
Читать еще:  Новости АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 122-мм гаубица M-30С;
  • Длина ствола – 22,7 калибра;
  • Боекомплект пушки – 40;
  • Углы ВН: −3…+25°;
  • Углы ГН: 20°
  • Прицел — панорама Герца.

Подвижность

  • Тип двигателя – дизель;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 600 км;
  • Удельная мощность — 16,8 л.с./т;
  • Тип подвески — пружинная «свечная» (Кристи);
  • Удельное давление на грунт — 0,68 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 33°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,73 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,5 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

Модификации

Официально у СУ-122 не было модификаций, но в процессе серийного производства она много раз видоизменялась. В итоге САУ различных серий серьезно отличались друг от друга, причем часто изменения предыдущей серии не наследовались машинами следующей.

На базе СУ-122 было построено несколько опытных машин:

  • СУ-122М. Попытка установить в машину гаубицу У-11 для увеличения пространства боевого отделения. Также это позволило сократить экипаж до пяти человек. К сожалению, в результате масса машины сильно возросла вместе со стоимостью производства, и СУ-122М была выпущена только в единственном экземпляре. Некоторые наработки от этой машины применили в СУ-85;
  • СУ-122-III – попытка создать орудие со 122-мм гаубицей рамного типа. Эта машина считается предсерийным образцом СУ-85 со 122-мм орудием. В ходе испытаний орудие СУ-122-III несколько раз отказывало, так что работа над этой САУ была прекращена, и все силы бросили на СУ-85.

Применение в бою

Первые самоходно-артиллерийские полки были сформированы в конце 1942 года, а 1 января в них поступили первые СУ-122. В целом машины показывали себя достаточно хорошо, однако у экипажей пока не было опыта управления САУ. Кое-где экипажи СУ-122 стали комплектовать не танкистами, а артиллеристами, что повысило их эффективность.

СУ-122 активно участвовали в Курской битве, в контрударе под Прохоровкой и в других боях, постепенно становясь поддерживающим штурмовым оружием для огня прямой наводкой. Постепенно количество машин уменьшалось из-за огромных потерь. Также СУ-122 стали выводить из составов САП, заменяя их на СУ-85, а отремонтированные СУ-122 передавая по несколько штук в другие подразделения.

В начале 1944 года СУ-122 активно применяли на Белорусском и Калининском фронтах, но уже к апрелю их практически не осталось, а в Берлинской битве участвовало меньше десятка машин.

Несколько СУ-122 захватили немецкие войска. Они использовали их как трофейные, присвоим им название StuG SU122(r).

Память о танке

Единственная сохранившаяся СУ-122 сегодня выставлена в Бронетанковом музее Кубинки. В киевском музее ВОВ выставлена грубая имитация СУ-122, сделанная из СУ-100 с обрезанным стволом.

СУ-122, Самоходная артиллерийская установка

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Самоходная установка СУ-122

Успех немецких штурмовых орудий Sturmgeschuetz вызвал интерес в Красной Армии. Штурмовые орудия оказались дешевле танков, ведь у них не было башни, кроме того, на них можно было установить более мощные артсистемы. В апреле 1942 года ГАУ выдало техническое задание нескольким конструкторским бюро на разработку штурмового орудия. Координацию действий КБ осуществлял Народный Комиссариат Танковой Промышленности (НКТП). КБ предложили несколько вариантов шасси и пушек, включая зенитное орудие калибра 37 мм, дивизионную пушку калибра 76,2-мм и 122-мм гаубицу.

Читать еще:  Схемы МиГ-25 - истребитель-перехватчик

Конструкторское бюро под руководством Г.И.Каштанова разработало прототип штурмового орудия, установив гаубицу М-30 калибра 122 мм на шасси трофейного танка PzKpfw III. Получившаяся самоходка, которую назвали СУ-122и (иностранная), была принята на вооружение в июле 1942 года, но оказалась неудачной.

В октябре 1942 года ГКО приказал использовать для создания новой САУ шасси среднего танка Т-34. Работу поручили провести КБ завода Уралмаш в Свердловске, руководили проектом конструкторы Л.Горлицкий и Е.Сильнищиков. Новую самоходку, которая получила обозначение СУ-35, создали, расположив гаубицу М-30 образца 1939 года калибра 122 мм в полностью закрытой броневой рубке.

СУ-35 была создана на базе танка Т-34 образца 1943 года и защищалась броней 75…45 мм. Угол возвышения гаубицы от -3° до +26°, угол горизонтальной наводки – 10° влево и вправо. Моторно-трансмиссионное отделение, находящееся в кормовой части машины, осталось таким же, как и в танке Т-34, не изменилась и ходовая часть.

Экипаж самоходки, состоявший из пяти человек, размещался следующим образом: слева от гаубицы в носовой части- механик-водитель, в боевой рубке справа от гаубицы- командир машины, слева- наводчик, в кормовой части рубки- два заряжающих. На СУ-35 установили внешние топливные баки, что несколько увеличило запас хода.

Полевые испытания прототипа прошли успешно и в декабре 1942 года ГКО постановил выпустить ограниченное количество СУ-35, которую вскоре переименовали в СУ-122. До конца 1942 года было изготовлено 25 самоходных установок. Первый полк самоходных орудии был сформирован в декабре 1942 года. В новый полк входили 4 батареи легких самоходок СУ-76 (17 машин) и две батареи СУ-122 (8 машин). В конце января 1943 года первые два полка самоходных орудий прибыли на фронт под Ленинградом. В марте 1943 года были сформированы и укомплектованы еще два полка самоходной артиллерии. Эти полки поступали в распоряжение командующих армиями и фронтами и использовались во время наступательных операций. Впечатление от новых частей было смешанное. Хотя появление САУ в частях было встречено с восторгом, использовать СУ-76 вместе с СУ-122 оказалось довольно сложно, из-за множества технических недостатков у первых.

После их устранения, самоходки СУ-76М были выделены в полки легкой самоходной артиллерии, а СУ-122 стали входить в состав полков средней самоходной артиллерии. По штату такой полк состоял из 16 СУ-122 (4 батареи) и одного Т-34 командира полка.

СУ-122 вскоре стали более популярны в частях, чем СУ-76, в основном благодаря их хорошему бронированию и мощному орудию. В 1943 году на вооружение советских войск поступил новый бронебойно-подкалиберный снаряд БП-460А, который позволил СУ-122 эффективно поражать вражеские танки на дальних дистанциях.

После унификации танковых узлов, проведенной в августе 1944 года, гаубицу М-ЗОС стали устанавливать на шасси истребителя танков СУ-85, используя ту же маску пушки.

Читать еще:  Схемы Як-28П - барражирующий истребитель-перехватчик

В 1944 году небольшое количество СУ-122 было выпущено на шасси СУ-100, однако в серию такой вариант самоходной установки не был запущен. Выпуск СУ-122 продолжался до лета 1944 года. Всего с конца 1942 по лето 1944 года было изготовлено 1100 машин.

Экипаж, чел 5
Масса, кг 30900
Длина, м 6,95
Ширина, м 3,0
Высота, м 2,24
Вооружение: 1×122мм M-30
Боезапас 40 выстрелов
Двигатель В-2, 12-цилиндровый дизель, 500 л.с.
Запас хода, км 150
Макс. скорость, км/ч 55

Штурмовая самоходка: в феврале 1943 года на фронте появились СУ-122

В феврале 1943 года впервые были применены советские самоходно-артиллерийские установки СУ-122. Они участвовали в операции 54-й армии в районе Смердыни в составе 1433-го и 1434-го самоходно-артиллерийских полков на Волховском фронте. Эта машина стала одной из первых разработанных в Советском Союзе САУ, принятых в крупносерийное производство.

Над оснащением Рабоче-крестьянской Красной армии конструкторы работали с 1930-х годов. В числе предложений была и новая бронированная машина, предназначенная для огневой поддержки пехоты и танков на поле боя.

19 октября 1942 года было принято постановление, по которому Уральский завод тяжелого машиностроения обязали срочно разработать бронированную 122-миллиметровую самоходную гаубицу для подавления огневых точек и борьбы с танками противника. Самоходную артиллерийскую установку СУ-122 разработали на базе среднего танка Т-34 и вооружили гаубицей М-30 образца 1938 года.

Конструктор бронетехники Л.И. Горлицкий вспоминал, что все буквально жили в своем КБ. «Чертежи на некоторые узлы и детали делали уже после их готовности, а рабочие в цехах работали по эскизам. Но я не помню, чтобы кто-то жаловался на их качество. Понятно, что у нас не было никакой оснастки и приспособлений, все придумывали на месте, в перспективу. А первый образец делали с большим количеством пригоночных работ», — написал Горлицкий.

Начало заводских испытаний запланировали на 25 ноября, но приступили к ним 30-го. Прототип выполнил пробег в 50 километров и из его орудия сделали 20 выстрелов. Во время испытаний выявили ряд недостатков. Во-первых, крепления досылателя и устройство фиксации орудия в походном положении оказались ненадежными, плохой была и вентиляция боевого отделения, при поворотах ствола «до упора» вправо-влево образовывались щели между защитной маской и броневым корпусом. Были проблемы и с наведением орудия.

Какие-то недостатки сразу исправляли, какие-то требовали серьезной работы. Но уже в начале декабря СУ-122 запустили в серийное производство. В его процессе машина подвергалась многочисленным доработкам, связанным с поспешным тестированием и принятием на вооружение.

СУ-122 предназначалась для поддержки и сопровождения танков. Бронированные машины предвоенного и первого военного периода имели серьезный недостаток — эффективный огонь по противнику могли вести на достаточно коротких расстояниях — от 600 до 900 метров, у них был и ограниченный обзор. Поэтому и нужна была артиллерийская установка с гаубицей более крупных калибров для эффективного подавления боевых точек противника.

Всего изготовили 638 самоходных установок СУ-122. Уже в августе 1943 года им на смену начали поступать САУ СУ-85, которые относились к классу истребителей танков.

Самоходная установка СУ-122 имела следующие характеристики: экипаж — пять человек, вес — 29,6 тонны, длина корпуса — 6,95 метра, ширина — три метра.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector