Новости Проект 941 «Акула» — тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения
Подводный ракетодром: «Акулы» предложили вооружить сотнями «Калибров»
Как следует из заявления адмирала Бурцева корреспонденту ТАСС, тяжелый подводный крейсер проекта 941 типа «Акула», который был не только самым большим в мире подводным кораблем, но и самым мощным по вооружению, вполне может быть переоборудован в суперноситель высокоточных неядерных вооружений. И в новом для себя качестве способен принять на борт до 200 крылатых ракет «Калибр» и «Оникс». А завтра или в ближайшей перспективе — это и непотопляемая стартовая платформа для гиперзвукого «Циркона», который проходит финальные испытания и будет предложен к постановке на вооружение.
Возможно, кому-то идеи с переоборудованием «Акул» покажутся странными или, как минимум, запоздалыми. Но это не снимает с повестки вопрос о судьбе двух еще остающихся на плаву подлодок-гигантов — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Выведенные из боевого состава и поставленные в очередь на утилизацию, они уже несколько лет находятся без движения у дальнего причала Беломорской военно-морской базы в Северодвинске.
Там, если в одну сторону посмотреть, — судоремотный завод «Звездочка», где уже не один десяток атомных субмарин, списанных со службы, порезали на иголки.
А по другую сторону пролива — причалы и 55-й, самый большой и оснащенный стапельный эллинг «Севмаша», где были построены все шесть ТАПРК СН (дословно — тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения) по уникальному проекту 941 «Акула» ленинградского, а ныне санкт-петербургского ЦКБ «Рубин». По признанию генерального конструктора академика Сергея Ковалева (1919 — 2011), проявили себя эти корабли неплохо, но прослужили, увы, недолго.
Три «Акулы» из шести еще в конце 90-х попали под сокращение и были исключены из боевого состава нашего ВМФ. А в 2005-2009 годах при финансовой помощи США в рамках программы «Совместного уменьшения угрозы» разрезаны на металлолом.
Больше других повезло головному крейсеру ТК-208: в том же эллинге «Севмаша», где первенец был построен, его модернизировали по проекту 941УМ и в 2002 году под именем собственным «Дмитрий Донской» вновь спустили на воду — для отработки нового ракетного комплекса «Булава» и самой ракеты с тем же названием.
Экипаж ТК-208 под командованием сначала Аркадия Романова, а потом Олега Цыбина десять лет без малого таскал каштаны из огня для строившихся на «Севмаше» ракетоносцев четвертого поколения серии 955 «Борей», пока своенравная «Булава» не стала летать так, как ей приказывали.
ТК-20 «Северсталь» вывели в резерв в 2004 году — в арсенале Северного флота для нее не осталось годных ракет, а новых на НПО «Южное» в Днепропетровске уже не делали. По той же причине — нет боекомплекта — спустя два года вывели в резерв ТК-17 «Архангельск».
Почему так получилось, пусть рассудят историки. Здесь скажем лишь о том, что в марте 1997 года экипаж под командованием капитана Iранга А.С. Богачева выпустил в одном залпе все двадцать МБР с борта ТК-13. А в декабре того же 97-го — еще 20 ракет из 20 шахт крейсера ТК-20, на котором экипаж Богачева тогда служил. И в первом случае, и во втором геройская операция была проведена «с целью утилизации ракет методом пуска»…
Вся эта далекая и все еще недавняя история вспомнилась, потянула за собой недоступные прежде подробности и обрела новое, актуальное звучание благодаря вице-адмиралу Бурцеву.
«Размеры этих субмарин, — напомнил один из недавних руководителей Главного штаба ВМФ, — позволяют вооружить каждую из них по меньшей мере 200 крылатыми ракетами». А в качестве примера подобной модернизации адмирал привел стратегические подлодки США типа «Огайо». Прежде все они имели в своих шахтах баллистические ракеты «Трайдент-1». А теперь четыре корабля этого типа переоборудованы, и каждая несет на борту по 154 крылатые ракеты «Томагавк».
Эксперт напомнил и о том, что в целом современные боевые корабли России не уступают иностранным аналогам по многим характеристикам, но обладают недостаточным боекомплектом. Тут не в нашу пользу даже сравнение с Китаем. Их эсминец проекта 055 может нести 112 крылатых ракет, а новейшие российские фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» имеют всего по 16 ударных ракет. Фрегаты, что в той же линейке строятся за ними, получат 24 ракеты.
По мнению вице-адмирала Бурцева, «этого явно недостаточно». А если использовать в качестве суперносителя высокоточных крылатых ракет переоборудованные «Акулы», дисбаланс можно нивелировать.
В истории нашего ВМФ и северодвинских верфей, где более полувека строят и ремонтируют атомные субмарины, уже был поучительный пример трансформации ранее построенных кораблей. Тот масштабный проект долгое время остался в памяти участников под секретным шифром «Груша».
А суть его состояла в переоборудовании серийных АПЛ проекта 667 «Навага» по проекту 667АТ «Груша». Из корпуса подводной лодки вырезали полностью отсек с ракетными шахтами, а на его место вваривали новый, в котором располагалось восемь 533-мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении торпедные аппараты устанавливались под углом к осевой линии корабля, и не в носовой оконечности, а в средней части подлодки.
Основным вооружением АПЛ в результате такой модификации становились 32 стратегические дозвуковые крылатые ракеты C-10 «Гранат». Запускались они из восьми уже упомянутых торпедных аппаратов, расположенных в пятом, замененном отсеке. При необходимости эти же торпедные аппараты могли использоваться для запуска дальноходных торпед. Изнутри отсека система заряжания и подачи боеприпасов чем-то напоминала систему Наган — только многоствольный и с гигантским барабаном.
В результате подводные лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями крылатых ракет C-10 «Гранат». Одновременно с новым ракетным отсеком на переоборудованные по проекту 667АТ «Груша» корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставались практически без изменений.
Изначально планировалась переоборудовать шесть АПЛ проекта 667А «Навага» — три на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) и столько же — на «Звездочке» в Северодвинске.
Но в итоге переоборудовали всего три — и все на северодвинской верфи. В 1986 году «Звездочка» передала флоту подлодку К-423 в новом качестве, через два года — К-253, а в 1991 году — подводную лодку с тактическим номером К-395. Все три обновленных корабля вошли в боевой состав Северного флота и несли службу до начала 2000-х. Крайняя среди них АПЛ К-395 исключена из боевого состава 1 сентября 2002 года.
Проект 941 «Тайфун». Акула для северных морей!
Проект 941 «Акула», по классификации НАТО «Typhoon» — это советский тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН).
В 1972 году задание на разработку подводных лодок нового типа получило конструкторское бюро «Рубин» в г. Ленинграде, главным конструктором был назначен С. Н. Ковалев. Новый тип подводного крейсера планировался как ответ на строительство в США новых подводных лодок типа «Огайо». Огромные размеры новой подводной лодки диктовались габаритами новых трехступенчатых твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет Р-39 . В сравнении с ракетами » Трайдент-1 » (основное вооружение «Огайо»), Р-39 обладала лучшими характеристиками по дальности полета и полезной нагрузки, а так же оснащалась 10 боевыми блоками против 8 у » Трайдента «.
В июне 1976 года, первой в серии из 7 подводных лодок, была заложена ТК-208 , её первый выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года, а уже 12 декабря 1981 года подлодка вступила в строй. С 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 подводных крейсеров типа «Акула», планировавшаяся 7 подводная лодка так и не была построена.
Перед спуском первой подлодки на воду, в носовой части корабля было нанесено изображение акулы обвивающей трезубец, позже нашивки с акулой появились и на форме экипажа!
Конструкция корпуса является одной из основных особенностей проекта 941 — это многослойная оболочка с двумя параллельно расположенными укрепленными корпусами с отдельными отсеками управления и приводов рулей, торпедным отсеком и размещенными между корпусами шахтами БРПЛ (баллистическая ракета подводной лодки).
В движение «Акула» приводится с помощью ядерно-энергетического комплекса состоящего из ряда агрегатов: водо-водяной реактор — 2 шт., паро-турбинная система в каждом корпусе — 2 шт., семилопастной винт диаметром 5,5 метра с установленными обтекателями — 2шт. Помимо этого лодка оснащена 2-мя аварийно-резервными дизельными двигателями обеспечивающими работу основных агрегатов корабля в течении нескольких часов. Двухкаскадная система резинокордной пневматической амортизации и блочная система установки механизмов и агрегатов позволила значительно снизить шумность лодки.
Подлодки проекта 941 обладают огромным запасом плавучести — более 40%. Около половины водоизмещения в полностью погруженном состоянии приходится на балластную воду, благодаря этому на флоте за «Акулами» закрепилось шуточное прозвище «водовоз». Однако такое решение было обусловлено требованиями обеспечить меньшую осадку корабля в надводном положении для возможности использования имеющихся причальных пирсов и ремонтных баз. Именно благодаря огромному запасу плавучести подлодка имеет возможность при всплытии проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что позволяет вести боевое дежурство вплоть до арктических широт.
Пожалуй отдельного упоминания заслуживают комфорт и условия проживания экипажа, За удивительно комфортные условия моряки называют «Акулу» «плавучей гостиницей». При проектировании общие небывалые размеры корабля позволили не экономить на местах размещения экипажа, команда располагается в 2-х местных, 4-х местных и 6 местных каютах отделанных пластиком под дерево и оборудованных умывальниками и телевизорами, письменными столами и шкафчиками для одежды. Помимо таких бытовых мелочей на крейсере оборудован комплекс для отдыха личного состава, включающий в себя сауну обшитую дубовыми досками, бассейн 4 на 2 метра и 2 в глубину, а так же небольшой спортзал с боксерской грушей, шведской стенкой, велотренажерами и беговыми дорожками.
Основу вооружения «Акулы» составляют 20 пусковых шахт с баллистическими ракетами Р-39 с дальностью полета 8300 км. с разделяющейся на 10 боеголовок боевой частью по 10 килотонн каждая, боевой пуск может быть осуществлен как с надводного положения так и с глубины до 56 метров, одиночным пуском или очередными залпами без ограничений по погодным условиям. Кроме ракетного вооружения крейсер имеет на борту 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм. с боезапасом в 22 торпеды. В качестве противовоздушной обороны на борту «Акулы» имеется до 8 ПЗРК типа «Игла» или «Стрела» .
В настоящий момент из 6 построенных в СССР подводных лодок 3 корабля утилизированы на металлолом, 2 корабля ожидают решения на утилизацию и только один ТК-208 «Дмитрий Донской» прошел модернизацию по проекту 941 УМ с целью использования в ракетных шахтах Д-19 новейшей российской БРПЛ «Булава «. Недавно стало известно что АПЛ «Дмитрий Донской » планируется довооружить 200 крылатыми ракетами типа «Калибр» .
ТТХ проекта 941 «Акула»:
- водоизмещение над водой/под водой — 23 100/49 000
- скорость на поверхности/под водой в узлах — 13/26
- длинна — 172,9 м.
- ширина — 23,4 м.
- предельная глубина погружения — 500 м.
- экипаж — 150 чел. (в том числе 52 офицера)
- автономность плавания — 180 суток
- 2 ядерных водо-водяных реактора по 190 МВт каждый
- 2 турбины по 50000 л.с. каждая
- 2 гребных вала с семилопастными винтами диаметром 5,5 м.
- 2 резервных дизельгенератора АСДГ-800
- свинцово-кислотная аккумуляторная батарея, изделие 144
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. с боезапасом в 22 торпеды (ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал «, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80)
- 20 пусковых шахт БРПЛР-39 или «Булава-М» (проект 941 УМ )
- ПВО — до 8 ПЗРК типа «Игла» или «Стрела»
- подводные лодки проекта 941 «Акула» до сих пор являются самыми большими подводными лодками созданными человечеством, никаких аналогов не создано и по сей день.
- на XXVI съезде КПСС Леонид Брежнев заявил: « Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас ». Сделано это было намеренно чтобы ввести вероятного противника в заблуждение, но с тех пор название «Тайфун» прижилось и у нас.
- длинна «Акулы» составляет почти 2 футбольных поля, а высота с девятиэтажный дом.
- в мае 1998 года состоялся поход по исследованию проекта 941 в тяжелых ледовых условиях, всплывали что бы определить максимально возможную толщину проламываемого льда. Начинали с 1 метра и так далее лодка легко проламывала лед толщиной до 2-х метров, всплывали и при толщине 2,5 метра. Однажды всплывали очень долго корпус скрипел и трещал. Но всплыли, выдвижные устройства рубки не выдвигались из-за деформации корпуса рубки, все пластиковые обтекатели разбиты много вмятин на корпусе, замяты крышки ракетных шахт.
Акула (проект 941) — самая большая подводная лодка в мире: история создания, технические характеристики, основное вооружение
Уже в Первую Мировую войну подводные лодки (ПЛ) показали свою эффективность в борьбе за господство на море. Ключевая особенность данных кораблей — скрытность, позволяющая наносить мощные удары по наиболее уязвимым целям противника.
Широкое распространение подводные лодки получили во Вторую Мировую, развивались и средства борьбы против них. В послевоенное время официально известно лишь о двух случаях боевого применения подлодок против надводных кораблей. Однако они остаются на вооружении 33 государств мира, становясь неотъемлемой частью флота.
Проект 941 «Акула» (в классификации НАТО — SSBN «Typhoon», «Тайфун») — атомные тяжелые подводные ракетные крейсеры стратегического назначения (АПРК, РПКСН). Разработаны в СССР, перешли на вооружение российского флота. Подлодки данного типа считаются самыми большими в мире.
История создания и дата начала работы над проектом
Техническое задание на разработку проекта 941 выдано в 1972 году. Ориентир делался на соперничество с США, где велась разработка над атомной подлодкой «Огайо». В итоге первые корабли обоих проектов были заложены почти одновременно в 1976.
Пр. 941 изначально разрабатывался под межконтинентальные баллистические ракеты Р-39. Данный аспект потребовал от лодки-носителя значительных габаритов. Спуск на воду первого подводного тяжелого крейсера ТК-208 состоялся 29 сентября 1980. В строй подлодка вступила 12 декабря 1981.
Первоначально план разработки ориентировался на выпуск 12 подводных лодок. Позже это количество сократили до 10 субмарин. В период с 1981 по 1989 годы заложено и спущено на воду 6 таких кораблей. Остальные так и не были изготовлены.
Три из поступивших на вооружение подлодки утилизированы в середине 2000-х в ходе сотрудничества с США. ТК-208 «Дмитрий Донской» уже после смерти главного конструктора С. Н. Ковалева модернизирован под новые ракеты «Булава». Сколько он будет оставаться еще в строю — неизвестно.
Две оставшиеся лодки ТК-17 и ТК-20 подлежали утилизации, однако летом 2019 было заявлено об их переоборудовании под крылатые ракеты. Ориентировочное количество — 200 штук.
Основные цели и задания
Подводные лодки проекта 941 Акула относятся к атомным крейсерам стратегического назначения. Помимо базового вооружения они несут на борту межконтинентальные твердотопливные баллистические ракеты. Мобильность таких установок позволяет уходить из-под атаки противника и выходить на нужную точку обстрела.
Это гарантирует ответный ядерный удар в случае применения атомного оружия. В сочетании с другими сдерживающими факторами наличие таких подлодок на вооружении ведущих держав обеспечивает определенный военный паритет.
В тактические задачи данной атомной подводной лодки (АПЛ) входило патрулирование, участие в учениях, испытания новых вооружений. Ввиду своих габаритов подлодка не рассчитана на активное участие в морских сражениях в составе флотов.
Конструкционная специфика корпуса
Компоновка корпуса
Общая конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула» разделена на пять отдельных прочных корпусов, объединенных одним внешним. Два из них считаются ключевыми, диаметр в некоторых местах доходит до 10 м. В передней части между ними располагаются ракетные шахты.
Основные корпусы имеют переходы в передней, центральной и задней части лодки. Всего предусмотрено 19 водонепроницаемых отсеков. У основания рубки имеются две всплывающие камеры, рассчитанные на эвакуацию всего экипажа.
Кроме двух основных корпусов имеются три дополнительных — торпедный отсек, модуль управления и механический. Все они изолированы друг от друга, что повышает пожаробезопасность и выживаемость подлодки в экстренных ситуациях.
Внешний легкий корпус стальной, имеет нерезонансное звукоизолирующее и противолокационное резиновое покрытие. Обшивка прочных корпусов выполнена из титановых сплавов. Особое внимание уделено рубке — верхние ограждения позволяют пробивать полярный лед до 2,5 м толщиной.
Кормовое оперение подводной лодки крестообразное, имеет горизонтальные рули за винтами. Передние горизонтальные рули убираются.
Для экипажа предусмотрены комфортные условия размещения. Имеется салон для отдыха, спортивный зал, бассейн 4х2х2 м, солярий, сауна, «живой» уголок, две кают-компании для офицеров и матросов. Рядовые размещены в малогабаритных кубриках, офицеры — в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами.
Реакторный и турбинные отсеки
Реакторный и турбинные отсеки находятся в кормовой части в двух основных корпусах. Между турбинными имеется отдельная кормовая шлюзовая рубка.
Три носовых отсека
Два носовых отсека основных корпусов — гидроакустические. Между ними в изолированном корпусе находится торпедный отсек. Прилегающие отсеки основной части — ракетные.
Три прилегающих к главному командному пункту
Три прилегающие к центральному посту отсека обеспечивают живучесть лодки. Здесь же располагаются всплывающие камеры для эвакуации.
Надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека
Торпедный отсек изолирован от основных корпусов прочной обшивкой. По заявлению главного конструктора С. Н. Ковалева ситуация, произошедшая с атомной подлодкой «Курск» после взрыва торпеды, на «Акулах» не имела бы таких катастрофических последствий.
Корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования
Главный командный пост (ГКП) располагается в центральной части, в рубке. Имеет изолированный от других отсеков корпус. Сюда же выведено все радиотехническое оборудование, обеспечивающее управление лодкой.
Кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров
Кормовой переходный корпус — технические отсеки, от реактора к турбинному отделению. Отдельного изолирования от общих отсеков не имеет, однако герметичное закрытие присутствует.
Вооружение
Вооружение подводных лодок проекта 941 делят на три категории:
- баллистические ракеты;
- торпеды;
- ПВО;
- радиоэлектронные системы.
Баллистические ракетные комплексы Д-19 — стратегическое вооружение подлодки. Для стрельбы торпедами (53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80) и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад») предусмотрено 6 пусковых аппаратов, калибр — 533 мм. Также через них допускается установка минных заграждений. Противовоздушная оборона лодки обеспечивается восемью ПЗРК «Игла-1».
Баллистический ракетный комплекс Д-19 класса Р-39 «Вариант»
Комплекс Д-19 разрабатывался специально для подводных лодок проекта 941. Состоит из 20 баллистических трехступенчатых ракет Р-39 «Вариант». Учитывая размеры и вес данных снарядов «Акула» — единственный тип подводных лодок, способный нести их на борту.
Дальность поражения ракет — 8300 км, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая с собственным наведением. Масса ракеты на старте — 90 т, вес каждой боеголовки в тротиловом эквиваленте составляет 100 килотонн.
Запуск всех ракет может производится залпом, с небольшим интервалом между отдельными пусками. Допускается ведение огня с надводного положения, а также с глубины до 55 м. Погодные условия на запуски не влияют. Амортизационная ракетно-стартовая система снижает интервал между пусками и уровень производимого шума.
Ракетный комплекс Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк»
В 1986 ракетный комплекс подлодок «Акула» планировалось модернизировать под ракеты Р-39УТТХ «Барк». Данные снаряды должны были покрывать расстояние до 10 тыс. км, а также проходить через лед. Перевооружение должно было состояться в 2003, когда заканчивался срок эксплуатации Р-39. Однако в 1998 после неудачных испытаний было решено свернуть проект и разработать новую баллистическую ракету на твердом топливе — «Булаву».
Технические характеристики
Технические характеристики подводных лодок проекта 941 — самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.
Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт
Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого — по 190 МВт, общая мощность на валу — 2х50000 л. с.
Турбина
Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.
Движитель
«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).
Резервные средства движения
К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.
Радиоэлектронное оборудование
Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:
- информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
- гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
- гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
- эхоледомер МГ-518 «Север»;
- радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
- навигационная система «Симфония»;
- комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
- телевизионный комплекс МТК-100.
Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.
Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения
Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:
- надводная скорость — 12 узлов;
- подводная — 25 узлов (46,3 км/ч);
- автономность плавания — до 6 месяцев.
Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное — 48000 т. Данные подлодки в шутку называют водовозами, поскольку при погружении половину их веса составляет балластная вода.
Глубины погружения
Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет — до 55 м.
Размеры
Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:
- длина по ватерлинии — 172,8 м;
- ширина корпуса — 23,3 м;
- осадка по ватерлинии — 11,2 м.
Благодаря этим параметрам «Акула» — самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.
Достоинства и недостатки
С появлением высокоточных баллистических ракет стратегического назначения стационарные пусковые шахты стали терять позиции в вопросе нанесения гарантированного ответного удара. Атомные подводные крейсеры проекта 941 создавались с целью восстановления данного потенциала.
Достоинства подлодок «Акула» представлены тремя ключевыми аспектами:
- возможность несения службы в Арктике, включая подледные шельфы;
- тяжелые Р-39, не имеющие аналогов среди переносимых стратегических ракет;
- повышенная безопасность и живучесть экипажа и подлодки ввиду конструктивной компоновки.
Появление таких крейсеров на вооружении советского флота подтолкнуло США к подписанию договора ОСВ-2. Именно данные лодки обеспечили паритет мировых держав в Холодной войне, их фото до сих пор внушают уважение и страх перед возможной ядерной войной.
Недостатки проекта 941 имеют спорные основания. Высказываются претензии к размерам, вызванным низким качеством твердого топлива Р-39, ходовым свойствам и управляемости подлодки, шуме, высокой стоимости. В современной аналитике бытует мнение, что для СССР важнее было показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.
Однако сравнение ТТХ с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большая часть этих претензий не имеют существенных оснований. Определенные проблемы с уровнем шума и стоимостью действительно существуют, однако они находятся в допустимых пределах с поправкой на время разработки и соразмерность.
Размеры подводных лодок в сравнении
В качестве основного конкурента проекту 941 выделяют подводные лодки класса «Огайо» — серия кораблей в США, рассчитанная на стратегические ракеты. Оба проекта разрабатывались примерно в одно время.
По габаритам у «Огайо» размеры подводной лодки в сравнении ненамного уступают «Акуле» — 170,7 м длины, 12,8 м ширины и 11,1 осадка. Значительнее отличается водоизмещение — американская субмарина весит 16746 и 18750 тонн в надводном и подводном состоянии соответственно.
Несмотря на меньшие размеры американская подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II D5. Ее ключевое преимущество — модульная система отдельных агрегатов, что облегчает постепенную модернизацию подлодки.
Применение в боевых условиях
В боевых условиях корабли проекта 941 не применялись. Основное их участие — патрулирование в арктических водах, участие в испытаниях. В 1987 ТК-12 осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику со сменой экипажей. В 1997 в ходе испытаний Северного флота с борта ТК-20 осуществлен залповый пуск 20 ракет Р-39.