0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Проект 670 — многоцелевые атомные подводные лодки

ВМФ России. Состояние и перспективы. Часть 7.

Состояние и перспективы многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ России.

Многоцелевые атомные подводные лодки являются важнейшей компонентой подводных сил флота и решают задачи борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, действия на коммуникациях противника и т.д. в дальней океанской зоне.

В мирное время многоцелевые АПЛ осуществляют присутствие в мировом океане и выполняют слежение за подводными лодками и корабельными группировками вероятного противника. Соответственно обеспечение требуемого уровня боеготовности многоцелевых подводных лодок является одной из основных задач ВМФ и военно-морской промышленности.

Рассмотрим текущий состав и уровень боеготовности многоцелевых подводных лодок в составе ВМФ России и их перспективы в обозримом будущем.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 671РТМК.

Подводные лодки проекта 671РТМК являются наиболее устаревшими многоцелевыми атомными подводными лодками (АПЛ) в составе ВМФ России. Изначально данные лодки строились по проекту 671РТМVictor-III» по классификации НАТО), самой массовой серией советских атомных подводных лодок, но были достроены уже по усовершенствованному проекту 671РТМК (в НАТО выделяют данные подлодки в отдельный класс «Victor-IV«). Подлодки проекта 671РТМ в 1980-х составляли фактически основу многоцелевых АПЛ советского флота. Эти подлодки занимают «промежуточное» положение между подлодками 2 и 3 поколения и именно на этих лодках удалось достигнуть минимизации значительного отставания от американских подлодок по уровню шумности, имевшего место в 1960-70 годах. Подлодки проекта 671РТМ были «главными героями» знаменитых операций подводных сил ВМФ СССР «Апорт» и «Атрина«, проведённых в 1982 и 1987 годах соответственно, в ходе которых советским субмаринам удалось успешно преодолеть противолодочные рубежи НАТО, несмотря на задействование вероятным противником огромного количества противолодочных сил.

На текущий момент в составе российского флота числятся 3 подлодки проекта 671РТМК — К-138 «Обнинск», К-414 «Даниил Московский» и К-448 «Тамбов». Указанные субмарины были сданы флоту в 1990-1992 годах.

Точный статус «Даниила Московского» не известен, но по имеющимся сведениям данная субмарина не входит в «активный» состав подводных сил и находится на приколе, а в последствии будет вероятно выведена из состава флота. К-448 «Тамбов» проходит ремонт по восстановлению технической готовности на судоремонтном заводе «Нерпа». К-138 «Обнинск» находится в «активном» составе флота и используется весьма интенсивно, регулярно совершая в последние годы походы в различные районы Мирового океана. Впрочем, столь интенсивное использование устаревшей субмарины также указывает и на весьма острую нехватку боеготовых АПЛ в составе флота.

Несмотря на далеко не старый (по меркам современных подводных лодок) возраст, подлодки проекта 671РТМК уже значительно устарели морально и вследствие достаточно высокого уровня шумности (на фоне АПЛ 3 и 4 поколений) уже не могут эффективно решать многие задачи, в частности борьбу с современными АПЛ вероятного противника. По имеющимся данным, субмарины данного проекта планируется эксплуатировать до истечения межремонтных сроков, и после 2020 года будут выведены из состава флота.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 945/945А.

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»Sierra» по классификации НАТО) стали первыми советскими подводными лодками третьего поколения и первым типом советских АПЛ, на которых удалось достичь радикального снижения уровня шумности и полностью «парировать» отставание от подводных лодок США и НАТО. В ВМС НАТО «Сиерры» считались едва ли не самым грозными советскими подлодками.

АПЛ проекта 945 строились из титана, что позволило сделать их гораздо более лёгкими, и существенно повысить боевые характеристики, в частности, глубину погружения, максимальную скорость подводного хода, а также боевую живучесть. Использование титана позволило свести к самым минимальным значениям величину магнитного поля, создаваемого подлодкой, что сделало «Барракуды» практически необнаруживаемыми посредством магнитометров противолодочной авиации.

Вместе с тем, использование титана сделало строительство данных субмарин крайне дорогим, поэтому были построены всего 2 подводные лодки проекта 945 (введены в строй в 1984 и 1987 году) и ещё 2 — по уже усовершенствованному проекту 945А «Кондор»Sierra-II» по классификации НАТО), которые были введены в строй в 1990 и 1993 году соответственно. От крупномасштабного строительства АПЛ проекта 945945А было решено отказаться в пользу строительства подводных лодок проекта 971, строившихся из стали. В 1990 году была заложена подводная лодка проекта 945Б «Марс», характеристики которой должны были вплотную приблизиться к характеристикам АПЛ 4 поколения. Однако по причине отсутствия финансирования, строительство подлодки было прекращено в 1993 году.

В настоящий момент в составе ВМФ России числятся 2 подводные лодки проекта 945 — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома», и 2 подлодки проекта 945А — К-534 «Нижний Новгород» и К-336 «Псков». Однако «Карп» и «Кострома» ещё в 1998 и 2000 году соответственно были выведены в резерв. В начале текущего десятилетия планировалось их восстановление и глубокая модернизация с установкой нового гидроакустического комплекса, боевую информационно-управляющей системы, обеспечение возможности применения новых видов вооружения, в том числе и крылатых ракет семейства «Калибр». Однако в 2017 году стало известно, что по различным причинам, в том числе и финансового характера, было решено не возвращать «Барракуды» в строй.

«Нижний Новгород» и «Псков» находятся в «активном» составе флота и недавно прошли плановые ремонты по восстановлению технической готовности. С учётом хорошего состояния титановых корпусов, относительно «молодого» по меркам АПЛ возраста, высоких боевых качеств и хорошего технического состояния, «Нижний Новгород» и «Псков», как предполагается, будут оставаться в строю по меньшей мере до 2025 года.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971.

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»Akula» по классификации НАТО) стали наиболее массовыми советскими субмаринами 3 поколения. «Щуки-Б» были созданы на основе подлодок проекта 945, но строились из обычной стали, а не титана. На подлодках проекта 971, как и на их «предшественницах» были реализованы все существующие на тот меры снижения уровня шумности. В частности, применена двухкаскадная система амортизации всех узлов и механизмов подлодки, оптимизированы обводы корпуса, при строительстве применены новые технологии высокоточной обработки гребных винтов и т.д. В результате, впервые в отечественном флоте по уровню акустической скрытности не только удалось сравняться с лучшими американскими субмаринами третьего поколения — класса «Los-Angeles» и «Improved Los-Angeles«, но и превзойти их. По сравнению с подлодками проекта 671РТМ, уровень шумности на «Щуках-Б» удалось снизить на 15 децибел или в 4-4.5 раза. Кроме того, на данных субмаринах был достигнут высочайший уровень автоматизации, благодаря чему удалось уменьшить численность экипажа до 73 человек, что почти в 2 раза меньше, чем на американских подлодках класса «Лос-Анджелес«. Соответственно, многократно улучшились условия обитаемости экипажа.

Читать еще:  Исторические сведения Сабля морская офицерская обр. 1811 г.

Всего было построено 15 подводных лодок проекта 971 различных модификаций. В настоящий момент в составе ВМФ России числится 11 субмарин данного проекта — 5 на Тихоокеанском флота и 6 — на Северном.

Несмотря на то, что в отечественных источниках все подлодки данного проекта называют одинаково — «Щука-Б», в процессе строительства сменилось 4 модификации подлодок проекта 971. Что бы в них было проще разобраться, обычно используют классификацию НАТО. Подлодки «базового» проекта 971 имеют кодовое обозначение НАТО «Akula«. В ВМФ России числиться 5 субмарин этой модификации — К-322 «Кашалот», К-391 «Братск», К-331 «Магадан» (в составе Тихоокеанского флота), К-317 «Пантера» и К-461 «Волк» (в составе Северного флота).

Ещё четыре подводные лодки построены по усовершенствованному проекту и носят кодовое обозначение НАТО «Improved Akula» — К-419 «Кузбасс», К-295 «Самара» (в составе Тихоокеанского флота), К-328 «Леопард» и К-154 «Тигр» (в составе Северного флота). В дальнейшем была разработан ещё более улучшенная модификация подлодок проекта 971. В 1995 году в состав ВМФ России вошла подводная лодка «Вепрь«, на которой была реализована часть «нововведений». Эта подлодка получила в НАТО обозначение «Akula-II«. Наконец, в 2001 году в состав российского флота вошла самая совершенная подлодка проекта 971 — «Гепард«. Её в НАТО выделяют в отдельный «подкласс» «Akula-III«. Ещё одна «Akula-III» — К-152 «Нерпа» была достроена в 2009 году, но в 2012 была передана в лизинг ВМС Индии на десятилетний срок. Подлодки модификации «Akula-II» и «Akula-III», по ряду показателей, в том числе и уровню шумностью, максимально приближаются к АПЛ четвёртого поколения.

Несмотря на то, что «Щуки-Б» составляют основу многоцелевых АПЛ российского флота, уровень их боеспособности весьма низкий, а зачастую — и вовсе удручающий. Так, из 5 подлодок данного типа Тихоокеанского флота на текущий момент боеспособна лишь одна — «Кузбасс». «Магадан» и «Кашалот» проходят вялотекущий ремонт на Дальневосточных судостроительных заводах. Ещё две «Щуки-Б» Тихоокеанского флота — «Братск» и «Самара» в 2014 году через Севморпуть были доставлены на Северодвинский завод Звёздочка для прохождения капитального ремонта и модернизации по проекту 971М.

На Северном флоте ситуация несколько более лучшая — из 6 подлодок проекта 971 боеспособны 3. «Вепрь» проходит средний ремонт и до 2020 года должен вернуться в строй, а «Волк» и «Леопард» также планируется модернизировать по проекту 971М.

Большой модернизационный потенциал субмарин проекта 971 позволил разработать проект 971М. Данный проект предполагает радикальную модернизацию подлодок до уровня, по меньшей мере сопоставимого с самой модификацией «Akula-III», а скорее всего — и превосходящей её по ряду характеристик. Модернизации «Щук-Б» насколько это возможно приблизит их по характеристикам к подлодкам 4 поколения и обеспечит возможность эффективно противостоять зарубежным субмаринам 4 поколения, таким как американские подлодки класса «Вирджиния» и британские класса «Астьют».

Изначально, предполагалось модернизировать по проекту 971М 6 подлодок, но потом их число было «урезано» до четырёх. К сожалению, желания руководства ВМФ России не совпадают с реальными возможностями судостроительных и судоремонтных заводов, что приводит к затягиванию сроков ремонта и модернизации. С другой стороны, модернизация по данному проекту предполагает колоссальный объём переделок, что естественным образом обуславливает очень большую длительность работ.

Скорее всего, модернизированные подлодки проекта 971М будут сданы флоту уже после 2020 года. До этого же периода уровень боеспособности АПЛ проекта 971 в ВМФ России будет оставаться по прежнему низким.

«Щуки-Б» будут служить в ВМФ России ещё долгое время, по меньшей мере до 2030 года. Однако, уже к 2025 году, как ожидается, их число сократится с 11 до 7, однако почти все они будут находится в «активном» составе флота, а также к тому моменту должны быть введены в строй все строящиеся АПЛ 4 поколения проекта 885 «Ясень».

Павел Румянцев
«Новый оборонный заказ. Стратегии»

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

Министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что в 2019 году в состав ВМФ войдут две атомные и одна дизель-электрическая подводные лодки. Это заявление глава военного ведомства сделал на селекторном совещании с руководством Вооружённых сил.

Также Шойгу рассказал, что в этом году надводные силы ВМФ пополнятся фрегатом «Адмирал флота Касатонов», корветом «Гремящий», большим десантным кораблём «Пётр Моргунов», малыми ракетными кораблями «Меркурий» и «Ингушетия», патрульным кораблём «Дмитрий Рогачёв» и 20 судами обеспечения.

Согласно опубликованной ранее официальной информации, в 2019 году ВМФ должен получить ракетный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А» и многоцелевую атомную подлодку (АПЛ) «Казань» проекта 885М «Ясень-М».

В частности, о скором появлении в составе флота «Князя Владимира» говорилось в докладе Шойгу от 18 декабря 2018 года. В марте прошлого года глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил журналистам, что АПЛ «Казань» войдёт в строй в течение 2019 года.

Носитель «Булавы»

«Князь Владимир», как и остальные крейсера проекта 955, был создан в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Подлодка была заложена в июле 2012 года, спущена на воду — в ноябре 2017 года.

На сегодняшний день боевое дежурство в Мировом океане несут три крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий» (Северный флот), «Александр Невский» (Тихоокеанский флот) и «Владимир Мономах» (Тихоокеанский флот). В ближайшие годы, помимо «Князя Владимира», производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск) передаст флоту ещё четыре крейсера («Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский»).

Читать еще:  Рисунки МиГ-31Д - программа противоспутниковой ракеты воздушного базирования

Как ожидают в Минобороны РФ, «Бореи» составят основу морской ядерной триады России, а в перспективе заменят атомоходы третьего поколения проекта 667БДР «Кальмар» и проекта 667БДРМ «Дельфин». Подводное водоизмещение субмарины проекта 955 — 24 тыс. т, длина — 170 м, ширина — 13,5 м, скорость — до 29 узлов (53,7 км/ч), глубина погружения — до 400 м, автономность — 90—100 суток.

Главная особенность проекта «Борей» заключается в показателе малошумности. В конструкции подлодки широко используются специальные звукопоглощающие материалы. Гребные винты конструкторы поместили в кольцевые насадки, а в случае необходимости атомоход может использовать водомётные движительные установки. Кроме того, «стратег» оснащён современными радиоэлектронными и гидроакустическими комплексами.

«Борей-А» — это полностью российская подлодка, созданная в соответствии с лучшими мировыми стандартами, включая показатели малошумности. «Князь Владимир» будет несколько отличаться от предшественников. У этого «стратега» несколько иная форма надстройки и корпуса. В целом это намного более технологичный корабль, чем все три его предшественника», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Крейсер проекта «Борей» является носителем межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники (МИТ). Достоинство этого оружия заключается в так называемом сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой. Данное свойство позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

Важное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. При этом крейсера проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд.

Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение (точность) — от 120 до 350 м. Каждая МБР оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Один «Борей» может нести в шахтах 16 единиц Р-30.

Дмитрий Корнев подчеркнул, что все стоящие на вооружении ВМФ баллистические ракеты способны преодолевать системы ПРО. Однако, по мнению эксперта, «Булава» является более эффективной МБР морского базирования.

«Между «Булавой» и ракетами Р-29МУ большие отличия. «Булава» — это твердотопливная ракета. Она уступает жидкостным МБР по дальности и боевой нагрузке, но при этом Р-30 более безопасная в эксплуатации и даёт ВМФ ощутимые преимущества в скрытности. Также Р-30 соответствует современным массогабаритным характеристикам и, насколько я могу судить, является более дешёвой в производстве», — пояснил эксперт.

«Существенные преимущества»

По информации ТАСС, многоцелевая подлодка «Казань» разработки АО «СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург) войдёт в состав Северного флота в конце 2019 года. До осени субмарина будет проходить испытания. «Казань» является первой серийной подлодкой усовершенствованного проекта 855М.

С 2014 года на боевом дежурстве ВМФ находится АПЛ «Северодвинск», однако она была построена по предшествующему проекту. В рамках государственной программы вооружения до 2027 года предусмотрены средства на строительство семи субмарин проекта «Ясень-М». Сейчас на разных этапах строительства находятся пять АПЛ: «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск».

Проект 855М относится к четвёртому поколению многоцелевых атомных подлодок. От советских АПЛ «Казань» отличается отсутствием двухкорпусной схемы. Ранее отечественные субмарины собирались из прочного и лёгкого корпусов, между которыми располагались балластные цистерны.

Минобороны СССР считало, что подобная схема обеспечивает повышенный запас плавучести. Однако лёгкий корпус значительно усиливал шумность подлодки в низкочастотном диапазоне. По этой причине инженеры «Малахита» в проекте 855М решили закрыть двумя корпусами только носовую часть АПЛ и конструкции, примыкающие к ракетным шахтам.

«Казань» оснащена самым современным оборудованием. В частности, на подлодке установлен гидроакустический комплекс нового поколения МГК-600 «Иртыш» с носовой сферической антенной «Амфора». Система необходима для шумопеленгования, измерения толщины льда, обнаружения гидроакустических сигналов и классификации целей.

Также «Казань» получила водо-водяной атомный реактор семейства ОК-650В, который был разработан в стенах ОКБМ им. И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Он отличается простотой в эксплуатации и должен повысить надёжность энергетической системы подлодки.

Основу арсенала субмарины проекта «Ясень-М» составляют ракеты «Калибр» и «Оникс». Как полагает военный эксперт Юрий Кнутов, после завершения цикла испытаний подлодки будут оснащаться гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Эти боеприпасы способны развивать скорость в 9 Махов и поражать цели на дальности свыше 1 тыс. км.

«Циркон» даст «Ясеням» существенные преимущества. После принятия этой ракеты на вооружение подлодки проекта 885М смогут практически гарантированно выполнять боевые задачи, связанные с нанесением ударов по противнику. Прежде всего это поражение авианосных групп, отдельных крупных кораблей и военно-морских баз», — сказал Кнутов.

Однако, как пояснил эксперт, основная задача субмарин проекта «Ясень-М» останется неизменной: отслеживание атомоходов стратегического назначения западных государств. Российские АПЛ должны эффективно предотвращать нанесение ядерного удара с морских платформ по территории РФ.

«Ясень» будет обеспечивать присутствие ВМФ в районах Мирового океана, откуда противник может гипотетически совершить пуск баллистических ракет. Я полагаю, что с учётом всех ресурсов нашего флота для выполнения этой миссии семи атомных подлодок проекта 885 будет вполне достаточно. Тем более Россия не ставит перед собой цель контролировать Мировой океан», — пояснил Кнутов.

Аналогичной точки зрения придерживается Дмитрий Корнев. Собеседник RT считает, что с вводом в строй новых атомных подлодок Россия продолжит обеспечивать ядерное сдерживание Соединённых Штатов без втягивания в гонку вооружений.

«Проекты «Борей-А» и «Ясень-М» — это новое качество ВМФ. Причём каждая подлодка, которая спускается со стапелей, представляет собой модернизированную версию предыдущей. Крайне важно и то, что Россия наконец-то избавилась от зависимости в сфере подводного флота от зарубежных государств. Сейчас все серийные атомные подлодки — это полностью отечественные образцы», — заключил Корнев.

Чем опасны российские подводные лодки с крылатыми ракетами?

Эти подводные охотники могут поджидать жертву в любой точке Мирового океана, не всплывая месяцами. Атомные подлодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) остаются одним из главных козырей отечественного ВМФ уже более полувека. Ровно 60 лет назад, 28 марта 1958 года, со стапелей сошла первая советская ПЛАРК — К-45 проекта 659, оснащенная новейшим на тот момент ударным комплексом П-5. О том, как развивался этот вид вооружений и какие подводные носители крылатых ракет сегодня есть у России, — в материале РИА Новости.

Читать еще:  Новости Проект 61 - большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины»

Оружие сдерживания

Подводный ракетоносец К-45 был головным в серии из пяти субмарин этого проекта. Все они дежурили в Тихом океане и должны были атаковать Западное побережье США в случае начала третьей мировой войны. Каждая ПЛАРК несла по шесть крылатых ракет П-5 с ядерной боевой частью мощностью 220 килотонн. Боеприпасы развивали сверхзвуковую скорость и могли поражать цели на удалении до 500 километров. На рубеже 1950-1960-х П-5 оказались неуязвимы для систем американской ПВО — зона эффективного поражения самых передовых на тот момент зенитно-ракетных комплексов США начиналась с высот от полутора километров. Советские же крылатые ракеты не поднимались выше 900 метров.

Подводная лодка проекта 659Т

Тем не менее широкого распространения подлодки проекта 659 так и не получили. В качестве морской платформы ядерного сдерживания советское руководство решило использовать субмарины с баллистическими ракетами. Имеющимся ПЛАРК отвели функцию борьбы с авианосными группировками. Определенная логика в этом есть — гораздо безопаснее атаковать плавучий аэродром с эскортом с большого расстояния, чем приближаться к нему на дистанцию торпедного залпа. Однако принятые на вооружение в 1965-м противокорабельные крылатые ракеты П-6 в пусковые установки лодок 659-го проекта не помещались. В итоге под новый ударный комплекс построили 29 лодок проекта 675. Кроме того, у обоих семейств ракетоносцев первого поколения была одна ахиллесова пята. Для пуска ракет лодкам приходилось всплывать, что делало их уязвимыми.

Поиск идеала

Более распространены были ПЛАРК проекта 667АТ «Груша», переоборудованные из стратегических ракетоносцев 667А «Навага». У базовых лодок вырезали отсеки баллистических ракет и установили новые: в каждом размещались по восемь 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Такой «пластической операции» подвергли три «Наваги» с 1983-го по 1988 год. Модернизированные лодки могли бить дозвуковыми твердотопливными крылатыми ракетами С-10 «Гранат» с дальностью полета до 2000 километров прямо из торпедных аппаратов, расположенных под углом к корпусу. Но особой точностью это оружие не отличалось.

Подводная лодка проекта 667АТ «Груша»

Самая массовая серия ПЛАРК второго поколения — 11 подводных лодок проекта 670 «Скат» и шесть модернизированных субмарин проекта 670М «Чайка». Головной корабль К-43 передали Северному флоту в ноябре 1967-го. Основное вооружение атомохода — восемь крылатых ракет П-70 «Аметист», позаимствованных у единственного воплощенного в железе «Анчара». Впрочем, дальности стрельбы ракетного комплекса уже не хватало. В результате модернизированные «Скаты» получили куда более дальнобойные П-120 «Малахит» (150 километров). Эти подлодки почти два десятилетия верой и правдой служили ВМФ СССР и пошли на слом в середине 1990-х. Проект в целом признали удачным, но к тому времени на вооружении уже стояли гораздо более продвинутые ракетные атомоходы.

Умные ракеты

Первые ПЛАРК третьего поколения вступили в состав ВМФ СССР в начале 1980-х. Две подлодки проекта 949 К-525 и К-206 могли находиться в автономном плавании до 120 суток, были менее шумными по сравнению с предшественниками и в качестве основного вооружения несли крайне серьезный аргумент — по 24 сверхзвуковые крылатые ракеты комплекса П-700 «Гранит» с дальностью поражения надводных целей до 625 километров. Боевая часть — либо фугасно-проникающая массой до 750 килограмм, либо ядерная мощностью до 500 килотонн. Эти умные ракеты идут к цели по комбинированной траектории: после пуска поднимаются на 14-17 километров и находятся на этой высоте большую часть маршрута. Так «Граниты» тратят меньше топлива из-за низкого сопротивления воздуха и дальше «видят» головками самонаведения (ГСН). Обнаружив цель, ракеты отключают ГСН, снижаются до 25 метров и скрываются за радиогоризонтом от корабельных радаров. Каждый боеприпас может выполнять противозенитные маневры и ставить помехи, затрудняющие перехват.

Этот ударный комплекс унаследовали лодки модернизированного проекта 949А «Антей», которые сегодня остаются единственными ПЛАРК в составе ВМФ России. Три из них — «Воронеж», «Смоленск» и «Орел» — несут боевое дежурство на Северном флоте, две — «Томск» и «Тверь» — на Тихоокеанском. Еще три субмарины — «Иркутск», «Челябинск» и «Омск» — ремонтируют и модернизируют на дальневосточном заводе «Звезда». Ранее СМИ сообщали, что они вернутся в строй до 2021 года и в качестве основного вооружения получат более современные противокорабельные ракеты «Оникс» или «Калибр».

Асимметричный ответ

Именно «Антеи» совместно с бомбардировщиками Ту-22М3 считаются основными российскими средствами противодействия авианосным ударным группам (АУГ) ВМС США. Хотя к охотникам на авианосцы можно отнести и современные российские многоцелевые атомные подлодки проекта 885 «Ясень». Головной корабль серии «Северодвинск» уже в строю. Вторая лодка, «Казань» модернизированного проекта «Ясень-М», спущена на воду прошлой весной и проходит морские испытания. Ее примут на вооружение в 2018-м. Кроме торпед и мин, новые лодки располагают восемью универсальными вертикальными пусковыми установками, в каждой из которых по пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». Полный залп вряд ли отразит даже готовая к нападению АУГ. Причем для успешной атаки может хватить и одного точного попадания.

Дизельная подводная лодка класса «Варшавянка» возле пирса

«Достаточно ударить по авианосцу одной-единственной ракетой — и он даст крен, — пояснил РИА Новости президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников Владимир Мамайкин. — В результате все его авиакрыло, 80 с лишним самолетов, не взлетит. И АУГ лишится своей главной ударной силы. Насколько мне известно, «Казань» по малошумности как минимум не уступает западным конкурентам. А значит, имеет все шансы незамеченной выйти на рубеж атаки».

Схожими качествами обладают и другие подводные носители крылатых ракет — малошумные дизельные подлодки проекта 636.3 «Варшавянка». Шесть таких субмарин пополнили боевой состав Черноморского флота с 2014-го по 2016 год. Три из них — «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» — в 2017-м нанесли серию ударов ракетами «Калибр» по позициям боевиков в Сирии. Конечно, боевые возможности «дизелюх» несколько ограниченны по сравнению с их старшими атомными собратьями. Однако шесть небольших и скрытных субмарин с современными ударными комплексами — смертельная угроза даже для защищенной надводной цели.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector