2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Проект 61 — большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины»

Большие противолодочные корабли проекта 61

  • 2 x 6 РБУ-1000 ( 48 РГБ-60 );
  • 2 x 12 РБУ-6000 ( 96 РГБ-60 ).
  • 1 x 5 533мм ТА ЧТА-53-1135.
  • площадка для размещения 1 x Ка-25.

Содержание

История создания

Конец 1950-х и 1960-е гг. — это эпоха больших перемен в истории военно-морского флота, эпоха новых возможностей и новых вооружений. В первую очередь это было связано с появлением ядерных ракет морского базирования, которые превратили подводные лодки в стратегическое оружие. Появление же на подводных лодках ядерных силовых установок многократно увеличило их автономность, дальность плавания, подводную скорость и как следствие — серьёзность создаваемой ими угрозы [2] . Вторая серьёзная угроза на море — новые скоростные реактивные самолёты и крылатые ракеты, которые сделали традиционные артиллерийские зенитные комплексы практически бесполезными при массированной атаке с воздуха. В качестве противодействия новым угрозам началась активная разработка нового ракетного оружия, предназначенного для уничтожения подводных лодок и скоростных воздушных целей. Вначале ракетные комплексы ПВО и ПЛО устанавливались на переоборудованных артиллерийских крейсерах времён Второй мировой войны, однако к началу 1960-х гг. назрела необходимость в ракетных кораблях специальной постройки. В США в зависимости от специализации эти корабли получили название эскортных эсминцев или ракетных лидеров, в СССР за этими кораблями закрепилось название «большой противолодочный корабль» [3] . Важной особенностью этого периода развития морских вооружений была небольшая дальность (сотни километров) ядерных ракет морского базирования, что вынуждало подводные лодки вплотную приближаться к морским границам противника. Таким образом, противолодочные заслоны вблизи собственных границ до появления ядерных ракет большой дальности являлись важным фактором стратегического сдерживания. Кроме того, противолодочные корабли должны были обеспечить боевую устойчивость своих подводных лодок, развёрнутых у побережья противника. [3] В СССР необходимость создания специализированных ракетных противолодочных кораблей была осознана в конце 1950-х гг, когда выяснилось, что наш флот не обладает адекватными мерами противодействия современным американским штурмовикам и атомным подводным лодкам. Было решено создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проект 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — небольшими ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стал корабль проекта 61 [4] .

Проектирование

Проектирование корабля началось в 1956 г. Согласно оперативно-тактическому заданию, в функции корабля входила противовоздушная оборона соединений кораблей от атак самолётов и крылатых ракет, а также противолодочная оборона. Разработка проекта была поручена Институту военного кораблестроения. [5] В процессе пред эскизного проектирования определялся состав вооружения и его рациональная компоновка. Было принято линейно-возвышенное расположение ЗРК и арт установок (по одному ЗРК и одной арт установке в носовой и кормовой частях корабля); гидроакустические срeдства для уменьшения осадки было решено разместить в выдвижном обтекателе; из состава вооружения исключили противолодочные ракеты, за счёт чего боекомплект зенитных ракет увеличили до 24; при этом стандартное водоизмещение корабля составило 3600 т. При утверждении тактико-технического задания было предложено рассмотреть вариант применения на корабле газотурбинного двигателя. В итоге этот вариант, уменьшавший водоизмещение на 400 т, был принят. Таким образом, корабль стал первым в мире крупным боевым кораблём с газовыми турбинами в качестве основного двигателя [6] . После утверждения в начале 1957 г. основных тактико-технических элементов, ЦКБ-53 во главе с Б. И. Купенским приступило к разработке эскизного проекта. Технический проект был завершён и утверждён в 1958 г., после чего на заводе им. 61 коммунара в Николаеве 15 сентября 1959 г. был заложен головной корабль — «Комсомолец Украины». 31 декабря 1960 г. он был спущен на воду, а 15 октября 1962 г. был передан флоту для государственных испытаний. Программа испытаний была полностью выполнена кроме испытаний на полный ход, которые из-за не отработанности двигательной установки перенесли на 1963 г. Было обнаружено также отсутствие достаточного запаса остойчивости и водоизмещения, однако со скидкой на принципиальную новизну корабля результат был признан удовлетворительным. К числу прочих, более мелких замечаний, впоследствии успешно устранённых, была недостаточная надёжность первых образцов ЗРК «Волна» и системы управления артогнём «Турель». Было отмечено, что малый радиус обнаружения подводных лодок гидроакустическими средствами не позволял использовать противолодочные торпеды и бомбомёты РБУ-6000 на максимальную дальность. Испытания подтвердили хорошую мореходность корабля, обеспечение полной скорости хода при волнении до 4-5 баллов, хорошую работу успокоителей качки. Максимальная скорость головного корабля составила 35.5 узлов, а на всех других кораблях серии не опускалась ниже 34 уз. 31 декабря 1962 г. после подписания акта Госприёмки корабль был зачислен в состав ВМФ СССР. В 1966 г. создатели корабля были удостоены Ленинской премии. [7]

Первоначально корабли проекта 61 относились к классу сторожевых (СКР), однако 19.05.1966 г. все находящиеся в строю и строящиеся корабли были переквалифицированы в большие противолодочные (БПК). 6 кораблей, переоборудованные по проекту 61-М/61-МП («Сдержанный», «Огневой», «Славный», «Смелый», «Смышленый» и «Стройный»), 28.06.1977 г. отнесены к классу больших ракетных кораблей (БРК), но 14.10.1980 г. возвращены в класс БПК. В январе 1992 г. все оставшиеся в строю корабли вновь классифицированы как СКР. [8]

Описание конструкции

Корпус

Корпус корабля сварной из стали СХЛ-4 (10ХСНД), гладко палубный, с характерным подъемом верхней палубы к носовой части и наклонным форштевнем. Для обеспечения высокой скорости хода он имел очень острые обводы (отношение длины к ширине составило 9,5). Главные водонепроницаемые переборки разделяли корпус на 15 отсеков. Двойное дно занимало около 80 % длины корабля [5] . Ряд особенностей имело общее расположение. С расчётом на возможное применение противником средств массового поражения, на корабле были обеспечены возможности для ведения боевых действий без присутствия личного состава на верхней палубе и мостиках, а также другие меры для повышения живучести: сквозной коридор в надстройке для закрытого прохода к боевым постам, газонепроницаемые тамбуры, отсутствие иллюминаторов в кубриках. Главный командный пост (ГКП) впервые в отечественной практике располагался на нижней палубе отдельно от ходового поста и оснащался всеми необходимыми средствами для контроля обстановки, управления кораблём и применения всех видов оружия. Корабль имел развитую по длине 90-метровую надстройку с двумя мачтами, двумя основаниями под антенные посты системы управления «Ятаган» и двумя двойными дымовыми трубами. Исключительно большой размер труб снижал температуру отработанных газов, уменьшая тепловую заметность корабля, а также позволял производить замену двигательной установки через расположенные в них люки. Для снижения водоизмещения и улучшения остойчивости, надстройка, мачты и трубы были изготовлены из алюминиево-магниевых сплавов. Из стали изготавливались только районы расположения мачт, пусковых установок, антенных постов, а также ходовой пост [7] .

Читать еще:  Модификации РПГ-7 - ручной противотанковый гранатомёт

Энергетическая установка

С самого начала рассматривались два варианта главной энергетической установки — традиционная паротурбинная (ПТУ) и газотурбинная (ГТУ). Последняя благодаря своей лёгкости и компактности (удельная масса 5.2 кг/л.с. против 9 кг/л.с.) уменьшала водоизмещение корабля с 3600 до 3200 т и повышала экономичность. Кроме того, запуск из холодного состояния занимал у ГТУ 5-10 минут по сравнению с несколькими часами, необходимыми для ПТУ. По этим причинам был принят вариант с газотурбинными двигателями [5] . За мелодичный свист газовых турбин корабли серии на флоте окрестили «пою­щими фрегатами». Носовое и кормовое машинные отделения занимали по одному отсеку. В каждом размещался все режимный главный газотурбозубчатый агрегат (ГГТЗА) М-3 мощностью 36 000 л.с. производства «Южного турбинного завода» в г. Николаеве, два газотурбогенератора ГТУ-6 на 600 кВт каждый и дизель-генератор ДГ-200/П на 200 кВт. Отсеки между отделениями занимали вспомогательные механизмы (успокоитель качки, вспомогательные котлы). Топливо хранилось в цистернах между донного пространства емкостью 940 т, там же хранилось 70 т пресной воды для экипажа и 13 т воды для вспомогательных котлов [7] . Суммарная мощность энергетической установки составляла 72 000 л.с. Каждый ГТЗА состоял из двух не реверсивных газотурбинных двигателя (ГТД) мощностью по 18 000 л.с. с реверсивным спаривающим редуктором. Каждый ГТД имел собственную газоотводную трубу. Каждый из двух валов имел четырёх лопастный винт фиксированного шага. Применение газовых турбин потребовало принятия мер по уменьшению шумов, которые включали систему шумопоглощения в воздухозаборных шахтах, амортизацию механизмов, звукопоглощающие покрытия. Управление двигателями осуществлялось дистанционно со специальных постов, находившихся в помещении электростанции.

Вооружение

Новаторским было вооружение нового корабля. Впервые в советском кораблестроении он был оснащён двумя зенитными ракетными комплексами (М-1 «Волна»). Каждый комплекс представлял собой двух балочную пусковую установку ЗИФ-101, систему управления «Ятаган» и магазин с двумя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый. [9] Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных 76-мм башенных установок АК-726 (скорострельность 90 выстр./мин, дальность 13 км, досягаемость по высоте 9 км, боекомплект 2400 унитарных выстрелов) и двух систем управления огнём «Турель». Корабль имел пяти трубный торпедный аппарат ПТА-53-61 для торпед СЭТ-53 или 53-57 с системой управления торпедной стрельбой «Зуммер», по два реактивных бомбомёта РБУ-6000 и РБУ-1000 (боекомплект 192 РГБ-60 и 48 РГБ-10 соответственно) с системой управления «Буря».

На корабле предусматривалось хранилище на 5 т авиатоплива и боезапас для противолодочного вертолёта Ка-25 (противолодочные торпеды, глубинные бомбы, гидроакустические буи), однако из-за отсутствия ангара возможно было только временное базирование. Сохранились традиционные для советских эсминцев минные рельсы со скатами в кормовой части. Предусматривались две пусковые установки Ф-82-Т для стрельбы пассивными радиолокационными отражателями. Защиту от торпед обеспечивал буксируемый охранитель БОКА-ДУ и размагничивающее устройство. Гидроакустические средства включали станцию кругового обзора «Титан» и станцию управления стрельбой «Вычегда», расположенные в подкильном обтекателе. Дальность обнаружения подводной лодки составляла 3.5 км.

Модернизации

Модернизации корабля начались ещё в ходе строительства. С 1966 г. одна из двух РЛС «Ангара» была заменена на РЛС «Кливер». В 1971—1977 гг. несколько кораблей («Огневой», «Славный», «Стройный», «Смышленый» и «Смелый») прошли модернизацию по проекту 61МП, во время которой были установлены 4 пусковых установки противокорабельных ракет П-15, новая ГАС «Платина» с подкильной и буксируемой антеннами, а бомбомёты РБУ-1000 были заменены четырьмя 30-мм шестиствольными зенитными автоматами «Вымпел». Была также повышена автономность плавания. Последний корабль серии («Сдержанный») сразу достраивался в соответствии с модернизированным проектом 61М. Водоизмещение модернизированных кораблей (стандартное/полное) увеличилось до 4000/4975 т [4] .В 1975 г. БПК «Проворный» был модернизирован по проекту 61Э, в соответствии с которым демонтированы оба ЗРК «Волна», а на корме установлен многоканальный ЗРК нового поколения М-22 «Штиль» в целях испытания последнего. Кроме того, обзорная РЛС МР-500 заменена на «Фрегат-М». По окончании испытаний в 1978 г. планировалось установить в носовой части корабля ещё два ЗРК «Штиль», а затем аналогичным образом модернизировать 4 корабля серии, однако эти планы не были реализованы. Водоизмещение модернизированного корабля увеличилось до 3810/4750 т. ЗРК «Штиль» впоследствии был установлен на эсминцах проекта 956.В 1976—1978 гг. по проекту 61МЭ были построены 5 кораблей для ВМС Индии. В процессе модернизации вместо кормовой 76-мм арт установки и СУ «Турель» был размещён полузатопленный вертолётный ангар, а вместо кормовых пусковых установок ПКРК П-15 в носовой части корабля были смонтированы 4 ПУ для ракет П-20. Предполагалось также заменить носовую 76-мм арт установку на 100-мм, но по ряду причин эти планы не были реализованы. Водоизмещение корабля составило 4025/4905 т. Корабли проекта 61МЭ были первыми крупными боевыми кораблями, построенными для зарубежного заказчика.В 1990 г. БПК «Способный» был преобразован в опытный корабль для испытания новых буксируемых ГАС. Модернизация не была доведена до конца, и в 1993 г. корабль был выведен из состава флота.Последняя крупная модернизация по проекту 01090 была проведена в 1990—1995 на СКР «Сметливый». Вместо кормовой артиллерийской установки и вертолётной площадки был установлен комплекс не акустического обнаружения подводных лодок МНК-300 с 300-метровой буксируемой антенной, воспринимающей тепловой, радиационный и шумовой сигнал подводной лодки. Дополнительно на месте бомбомётов РБУ-1000 были установлены две 4-контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран» (близкий аналог американских ракет «Гарпун»), в районе ходовой рубки размещены постановщики помех ПК-10 и ПК-16, добавлено несколько новых РЛС и система управления ПКРК, 5×533 мм торпедные аппараты заменены на 7×406 мм. Полное водоизмещение корабля достигло 4900 т. Три корабля, находящихся в составе ВМФ Индии («Ранджит», «Ранвир» и «Ранвиджай»), в настоящее время модернизируются под сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Брамос» совместной российско-индийской разработки (установка вертикального пуска на 16 ракет на месте кормового ЗРК «Волна»). Одновременно установки РБУ-1000 заменяются на израильский ЗРК самообороны «Барак» (4 УВП по 8 ракет каждая). Проекты модернизации 61К (1961 г.), 61-бис (1964 г.) и 61А (1965 г.) не были реализованы. Военный представитель завода 61го Коммунара, г. Николаев, капитан 1 ранга Драгунов Генрих Васильевич, внес неоценимый вклад в проектирование и прием зенитно-ракетных комплексов «Волна», а также в ряд еще нескольких основных боевых комплексов проекта 61, и его модернизаций.

Читать еще:  ФАИ - лёгкий бронеавтомобиль

Комсомолец Украины — большой противолодочный корабль

«Комсомо́лец Украи́ны» — первый большой противолодочный корабль Черноморского флота СССР, построенный по проекту 61. Назван в честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом.

15 сентября 1959 года — закладка на стапеле завода № 445 имени 61 коммунара.

10 ноября 1959 года — головной корабль проекта 61 зачислили в списки ВМФ СССР как сторожевой корабль ПВО-ПЛО с тактическим номером СКР-25.

31 декабря 1960 года в 13.00 корпус корабля спустили на воду.

27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР.

23 ноября 1964 года корабль был официально включен в состав Краснознаменского ЧФ.

19 февраля 1966 года награждён Призом ВМФ СССР и грамотой Главкома ВМФ СССР.

С 5 по 30 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (в период арабо-израильского конфликта), в составе 5-й эскадры ВМФ СССР[2][3] 1970 года (апрель — май) «Комсомолец Украины» участвует в маневрах «Океан» и посещает с официальным визитом Алжир (8 — 13 май).

30 августа 1974 года во время взрыва и пожара на БПК «Отважный» моряки «Комсомольца Украины» оказывают ему помощь, а позже участвуют в расследовании.

В период с 23 мая 1977 года по 7 августа 1979 год прошел на заводе имени 61 Коммунара в г. Николаеве капитальный ремонт. В мае 1980 года проходит доковый ремонт в порту Варна(НРБ). В 1981 году дважды выходит на боевую службу в Средиземное море(с 22 мая по 14 июля и с 21 августа по 01 марта 1982 года),в декабре 1981 года совершает визит в порт Сплит(СФРЮ),с 16 июня по 01 июля участвует в учениях «Щит-82» с заходом в порты Бургас,Варна(НРБ). В 1982 году проходит доковый ремонт в порту Туапсе.В 1982 году снова выходит на боевую службу в Средиземное море(с 26 октября по 01 июля 1983 года),при этом трижды посещает с деловым заходом порт Тартус (Сирия).В 1984 году снова выходит на боевую службу в Средиземное море(с 25 февраля по 27 июля),во время которой совершает визит в порт Дубровник(СФРЮ).Во время несения боевой службы в 1983-1984 гг дважды выполняет задачи корабля радиолокационного дозора в зоне боевых действий во время войны в Ливане. В 1985 году участвует в учениях «Гранит-85». В 1986 году(с 12 по 27 июня)участвует в учениях совместной эскадры с заходом в порты Созопол,Бургас(НРБ). Посещает с визитами Грецию (18-22 ноября 1986 г. порт Пирей), Югославию (октябрь 1987 г. п.Сплит) Тунис (17-21 ноября 1987 г.) Алжир (28-30 мая 1988 г.) и Турцию (28 июня — 2 июля 1989 г. Стамбул). Во время боевой службы в апреле 1988 г. корабль выполнял задачи по ПВО в п. Триполи (Ливия)

24 июня 1991 года «Комсомолец Украины» исключили из состава флота, разоружили и передали в отдел фондового имущества (ОФИ КЧФ) для демонтажа и реализации.

На разборку в Инкерман корабль поступил 3 мая 1995 года.

капитан 2 ранга Исаев Александр Алексеевич (-1964-)

капитан 3 ранга Кузьмин Лорий Трофимович (один год)

капитан 3 ранга Шутов Анатолий Григорьевич

капитан 3 ранга Гришанов Валерий Васильевич (1969-1971)

капитан 2 ранга Гармашов Александр Александрович

капитан — лейтенант Логвинов Виктор Никитович

капитан — лейтенант Гладыш Михаил Васильевич

капитан — лейтенант Шашков Олег Маркович

капитан 3 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (1981-1982)

капитан 3 ранга Шумляковский Николай Антонович

капитан 3 ранга Челпанов Александр Владимирович

капитан 2 ранга Токарчук Юрий Иванович

капитан 3 ранга Чалый Илья Михайлович

капитан 3 ранга Вертолецкий Сергей Васильевич

  • Вооружение: 2 ЗРК БД «Волна» каждый состоящий из наводящей пусковой установки ЗИФ-101, системы управления «Ятаган», 16 ЗУР В-600;

76-мм артиллерия, 2 зенитных артиллерийских комплекса АК-726, пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61, 2 РБУ-6000, 2 РБУ-1000,1 вертолет КА-25.

  • Комплектация: 4 станции запроса «Никель-КМ», 2 станции ответа «Хром-КМ», система управления вооружением корабля «Пульт-61М», система совместного использования оружия «Блокировка-61М», система групповых атак «Дозор-1», система выдачи текущих координат МПЦ-315, система внутренней связи «Каштан».
  • Навигационные средства: РЭБ «Залив», гирокомпас «Курс-3», магнитный компас УКМ-М-3, эхолот НЭЛ-5, лаг МГЛ-50М, автопрокладчик АП-4 м, радиопеленгатор АРП-50р, ГАГ «Парус», комплект аппаратуры РСВТ-1с, система сбора и обработки информации «Планшет-61», система обеспечения совместного плаванья «Огонь-50-1».
  • Радиосвязь: средневолновый радиопередатчик Р-653, 4 коротковолновых передатчика Р-652 и Р-654, средневолновый радиоприемник Р-677, 11 коротковолновых радиоприемников (7 Р-765К, 4 Р-678Н), 9 приемопередатчиков разных типов, механическая вычислительная система МВУ-200 «Море-У».
  • ГАК: МГ-311 «Вычегда», МГ-312 «Титан».
Читать еще:  Статьи Проект 1145 "Сокол" - малые противолодочные корабли

Интересные факты

  • В 1993 году у списанного корабля произошла замена бортового номера: теперь он соответствовал заводскому строительному номеру 1701.
  • Главный разработчик головного корабля Б.Купенский в 1966 г. был награждён Ленинской премией.
  • «Комсомолец Украины» — первые в мире серийный (20 единиц) газотурбинный корабль класса «эсминец».

Тактико-технические характеристики

Класс и тип судна Большой противолодочный корабль

Изготовитель ССЗ им. 61 коммунара

Строительство начато 15 сентября 1959 года

Спущен на воду 31 декабря 1960 года

Введён в эксплуатацию 31 декабря 1962 года

Выведен из состава флота 24 июня 1991 года

Статус Утилизирован в 1995 году

Водоизмещение полное — 4460 т,
стандартное — 3505 т

Двигатели Всережимная двухвальная ГТУ

Мощность 72 000 л. с. (2 × 36 000 л. с.)

Движитель 2 четырёхлопастных диаметром 3,9 м

Скорость хода 39 узлов (72,2 км/ч)

Автономность плавания 10 суток

Экипаж 22 офицера, 244 старшин и матросов

Вооружение

Радиоэлектронное вооружение ГАС кругового обзора «Титан»

Артиллерия 2 × 76-мм АК-726

Ракетное вооружение 2 ЗРК «Волна»

Минно-торпедное вооружение 2 РБУ-6000, 2 РБУ-1000,
1 пятитрубный 533-мм торпедный аппарат

Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25 на ВПП

Большие противолодочные корабли проекта 61

Большие противолодочные корабли (БПК) типа «Комсомолец Украины» (проект 61) в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Они стали первыми в мире серийными боевыми кораблями с газотурбинными энергетическими установками. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили «поющими фрегатами».

История будущих «поющих фрегатов» началась в 1956 году, когда конструкторы получили задание спроектировать сторожевой корабль противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО-ПЛО). Корабль должен был стать воплощением последних достижений научно-технического прогресса. Главным конструктором проекта, которому присвоили номер 61, стал инженер-кораблестроитель Б. И. Купенский.

ПРОЕКТ

В нашем флоте корабли проекта 61 до мая 1966 года относились к классу СКР, но затем были переклассифицированы в БПК. Шесть единиц, прошедших модернизацию по проекту 61М/61 МП, в 1977-1980 годах числились большими ракетными кораблями (БРК), но затем опять были возвращены в класс БПК. Наконец, в январе 1992 года оставшиеся в строю «поющие фрегаты» снова стали сторожевыми кораблями. При этом фактически они наиболее близки к эсминцам, и именно к этому классу их относят в зарубежных флотах — в Индии и Польше.

ОПИСАНИЕ

Корабль проекта 61 имел стальной корпус, разделенный на 15 главных водонепроницаемых отсеков. С целью снижения водоизмещения и улучшения остойчивости надстройки, мачты и трубы изготавливались из алюминиево-магниевых сплавов. Необычный вид кораблю придавали большие V-образные трубы: их размеры позволяли производить замену двигателей через расположенные в них люки.

Главный козырь проекта 61 — принципиально новая главная энергетическая установка (ГЭУ). В двух машинных отделениях размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату, включавшему два газотурбинных двигателя М8Е, работавших через редуктор на один гребной вал. По сравнению с паротурбинными силовыми установками, новая ГЭУ имела повышенную удельную мощность и для запуска не требовала времени на разведение паров.

Новаторским стало и вооружение БПК. Впервые в нашем флоте корабль был оснащен двумя зенитными ракетными комплексами (ЗРК) «Волна», представлявшими собой морской вариант удачной сухопутной ракеты С-125. Кроме того, имелись две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726, универсальный пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61 и четыре реактивных бомбомета (два РБУ-6000 и два РБУ-1000). В кормовой части палубы имелась площадка для противолодочного вертолета Ка-25; для его заправки предусматривались хранилище авиационного керосина емкостью 5 т и погреб для противолодочных торпед, глубинных бомб и гидроакустических буев. Радиотехническое вооружение включало восемь радиолокационных станций (РЛС), гидроакустическую станцию (ГАС) кругового обзора «Титан» и станцию управления стрельбой «Вычегда», расположенные в выдвижном подкильном обтекателе.

МОДИФИКАЦИИ

Появление противокорабельных ракет (ПКР) позволило превратить БПК проекта 61 из эскортного корабля в многоцелевой, поэтому последний, 20-й, «поющий фрегат» серии — «Сдержанный» — уже в ходе постройки был оснащен ракетным комплексом «Термит». Проект корабля получил обозначение 61М. Позже аналогичным образом модернизировали еще пять БПК (проект 61 МП). Помимо ударных ракет, на кораблях проекта 61 М/61 МП установили новую ГАС «Платина» с подкильной и буксируемой антеннами и четыре 30-мм автоматические артустановки АК-630 вместо двух бомбометов РБУ-1000. В 1975 году один из БПК серии — «Проворный» — был модернизирован по проекту 61Э. Он стал экспериментальным кораблем для отработки многоканального ЗРК нового поколения М-22 «Ураган». Последний вариант модернизации — проект 01090 — был осуществлен в 1990-1995 годах на «Сметливом». Вместо кормовой 76-мм артустановки корабль получил комплекс неакустического обнаружения подводных лодок МНК-300 с 300-метровой буксируемой антенной, воспринимающей тепловой, радиационный и шумовой сигналы подводной лодки. На месте бомбометов РБУ-1000 были установлены две четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Уран». Наконец, существует еще один вариант базового проекта 61 — экспортный. Его разработка началась в 1974 году по заказу Индии. Корабль проекта 61МЭ вместо кормовой 76-мм артустановки получил полуутопленный вертолетный ангар. Контейнерные установки ПКР П-15М «Термит» (экспортное обозначение П-20) перенесли в носовую часть корабля. Проект оказался удачным, и Индия в придачу к первым трем «поющим фрегатам» (головной — «Раджпут») заказала еще два.

Из 20 кораблей проекта один — «Сметливый» — несет службу в российском флоте по сей день. Один из кораблей серии — БПК «Отважный» — погиб. БПК «Смелый» в 1988 году был передан Польше, где служил до декабря 2003 года под новым именем «Варшава». Остальные 17 кораблей были сданы на слом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector