1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Проект 22350 — большие сторожевые корабли (многоцелевые фрегаты)

«Адмиралы» дальней морской зоны: как новейшие российские сторожевые корабли расширят боевые возможности ВМФ

Глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил, что в первом квартале текущего года Военно-морской флот России пополнится первым серийным многоцелевым сторожевым кораблём проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов».

«Очередной этап испытаний продлится ещё примерно неделю, после чего корабль будет готовиться к передаче флоту. Это первый квартал», — сказал Рахманов в комментарии РИА Новости.

В настоящее время «Адмирал Касатонов» находится на государственных ходовых испытаниях в Баренцевом море. Экипаж отрабатывает маневрирование, проверяет вооружение, системы и механизмы корабля, включая гидроакустическое оборудование.

В начале февраля фрегат выполнил стрельбу из зенитного ракетного комплекса (ЗРК) вертикального пуска 3К96-2 «Полимент-Редут». Система ПВО успешно поразила ракету-мишень, запущенную с малого ракетного корабля Северного флота «Рассвет».

Также на полигонах в Баренцевом море экипаж отработал постановку пассивных помех и ложных целей комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Как поясняет пресс-служба Северного флота, данное вооружение обеспечивает «оборону корабля от атак высокоточного ракетного оружия».

В конце прошлого года «Адмирал Касатонов» выполнил стрельбы крылатыми ракетами 3М-14 «Калибр» и 3М55 «Оникс». Как уточнил ранее начальник пресс-службы Северного флота капитан 1-го ранга Вадим Серга, во время испытаний запущенная из акватории Белого моря ракета «Калибр» успешно поразила цель на полигоне Чижа в Архангельской области.

«Создавался буквально с нуля»

Разработчик «Адмирала Касатонова» — Северное проектно-конструкторское бюро (СПКБ). Корабль, который стал вторым по счёту представителем проекта 22350, был построен на предприятии «Северная верфь» (Санкт-Петербург). Головной корабль «Адмирал флота Советского Союза Горшков» вошёл в состав Северного флота 28 июля 2018 года.

Фрегаты проекта 22350 способны выполнять широкий спектр задач в дальней морской зоне. В частности, они предназначены для охраны судов, коммуникаций, проведения контртеррористических и миротворческих операций. Арсенал фрегатов позволяет им обеспечивать противовоздушную оборону других кораблей, поддержку десанту, наносить удары по различным наземным и морским целям, осуществлять противолодочную оборону.

Помимо ракетного вооружения, фрегат проекта 22350 оснащён 130-мм артиллерийской установкой А-192М «Армат», зенитной системой 3М89 «Пальма» («Палаш»), противолодочным комплексом 91Р2 и противоторпедным комплексом «Пакет-НК».

Полное водоизмещение корабля составляет 5,4 тыс. т, длина — 135 м, ширина — 16 м, максимальная скорость — 29 узлов, дальность плавания — до 4,5 тыс. миль, автономность — 30 суток, экипаж — более 170 человек.

«Высокие эксплуатационные характеристики и боевые возможности фрегата, заложенные при его создании учёными-кораблестроителями, позволяют кораблю решать задачи в любом районе мирового океана, не уступая зарубежным аналогам», — говорится в материалах Минобороны РФ.

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что фрегаты проекта 22350 способны «проецировать российскую военную мощь в океанской зоне». По его словам, они существенно превосходят по боевым возможностям другие отечественные корабли аналогичного класса (например, проекта 11356) и совершенно не уступают иностранным образцам.

«Во фрегате проекта 22350 почти всё новое. Серийное строительство кораблей несколько затянулось, потому что проект создавался буквально с нуля. Также возникли вопросы импортозамещения. Например, силовая установка была украинская, однако ей нашли достойную отечественную замену. Запуск серийной постройки фрегатов 22350 — это большое достижение российской кораблестроительной промышленности», — сказал Мураховский.

В разговоре с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев обратил внимание на мощное зенитное вооружение фрегата 22350. Так, комплекс ПВО дальнего радиуса «Полимент-Редут» способен поражать все типы воздушных объектов на расстоянии до 150 км, а в будущем, с появлением новой ракеты, — до 400 км.

Боеприпасы «Полимент-Редута» оснащены активной головкой самонаведения (ГСН), которая позволяет уничтожать цель без получения данных от радиолокационной станции (РЛС). Ракеты этого ЗРК отличаются высокой манёвренностью, точностью и относительно небольшими габаритами.

За оборону фрегата 22350 также отвечает комплекс ближнего радиуса действия «Пальма», который может перехватывать цели на дальности до 10 км и на высоте до 5 км. Главным образом «Пальма» предназначена для защиты корабля от крылатых ракет. Как утверждает разработчик («КБточмаш им. А.Э. Нудельмана»), эта зенитная система позволяет обеспечить эффективную противовоздушную оборону.

«Средства ПВО ближнего и дальнего радиуса необходимы такому солидному кораблю, как фрегат 22350, для самообороны и прикрытия других кораблей в дальней морской зоне. Собственно, это, по сути, одна из важнейших функций сторожевых кораблей», — пояснил Корнев.

По прогнозу эксперта, в ближайшей перспективе фрегаты 22350 могут стать носителями гиперзвуковых ракет 3М22 «Циркон». По его словам, новые сторожевые корабли оснащены универсальным стрельбовым комплексом, который может запускать зенитные, крылатые и гиперзвуковые ракеты.

«Одно из главных достоинств фрегата проекта 22350 — это достаточно высокий уровень унификации вооружения. Наряду с другими современными кораблями ВМФ он сможет использовать «Циркон», дальность которого превышает 1 тыс. км.

Читать еще:  Боевое применение РГО и РГН - ручные оборонительная и наступательная гранаты

Это будет очень грозное оружие, которое невозможно перехватить», — подчеркнул Корнев.

Платформа для модернизации

До 2025 года ВМФ должен получить в общей сложности шесть фрегатов проекта 22350. Сейчас «Северная верфь» строит «Адмирала Головко» и «Адмирала флота Советского Союза Исакова». В апреле прошлого года в присутствии президента РФ Владимира Путина на предприятии были заложены ещё два корабля — «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов».

По информации Минобороны, эти фрегаты представляют собой «четвёртое поколение отечественных кораблей-носителей управляемого ракетного вооружения». Как отмечает военное ведомство, суда станут базовыми «для дальнейшего развития фрегатов этого проекта».

Как полагают эксперты, речь идёт о создании модернизированных версий, которые будут обладать более внушительным боекомплектом и водоизмещением. Разработкой обновлённых фрегатов занимаются специалисты СПКБ.

По информации источников ТАСС, имеется в виду проект 22350М, к строительству которого судостроительная промышленность готова приступить уже в текущем году. По сведениям агентства, боекомплект обновлённого фрегата увеличится в три раза — с 16 до 48 ракет. Корабль также будет габаритнее и тяжелее (около 7 тыс. т).

Виктор Мураховский считает, что проект 22350 — оптимальная платформа для создания новейших фрегатов. По его мнению, с учётом увеличения числа пусковых ячеек их водоизмещение может составить 6,5—7 тыс. т. При этом радиоэлектронное оборудование будет аналогичным тому, которое установлено на немодернизированных кораблях, полагает эксперт.

В свою очередь, Дмитрий Корнев допускает, что проект 22350М получит универсальную автоматизированную систему управления вооружением, а благодаря увеличению боезапаса по своим ударным возможностям приблизится к эсминцу.

«Проект 22350 и его модернизированный вариант — это очень нужные нашему Военно-морскому флоту корабли. Они позволят России сохранить прочное присутствие в дальней морской зоне. На мой взгляд, в ближайшие годы они будут составлять основу крупнотоннажного флота России», — резюмировал Корнев.

Восемь лучших в мире фрегатов-ракетоносцев могут появиться в ВМФ России уже к 2027 году

Закладка двух новейших фрегатов с управляемым ракетным оружием (УРО) проекта 22350 на судостроительном заводе «Северная верфь» состоится до конца 2020 года. Федеральное агентство новостей напоминает читателям о непростой истории создания этих кораблей.

В целях борьбы с дефицитом

Не секрет, что едва ли не самым проблемным местом современного ВМФ РФ является вопрос обновления группировки надводных кораблей дальней морской зоны. Причины этого вполне понятны. В 1990-е хроническое недофинансирование, утеря компетенций, а также разрыв производственных цепочек и хозяйственных связей нанесли флоту и судостроительной промышленности России едва ли не нокаутирующий удар.

Крейсера, эсминцы, большие противолодочные корабли и сторожевики, числившиеся к моменту распада Советского Союза в составе ВМФ СССР, после 1991 года массово списывались. Замены отправленным «на патефонные иголки» кораблям не было. На флотах образовался явный дефицит остававшихся в строю крупных надводных кораблей. С учетом этого решение командования ВМФ России в начале 2000-х приступить к созданию многоцелевых фрегатов дальней морской зоны абсолютно нового проекта являлось хоть и изрядно запоздавшим, но более чем логичным.

Конструкция будущего фрегата должна была вобрать в себя все лучшее, что мог предложить флоту ОПК России: стелс-технологии, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, гидроакустический комплекс «Заря-3» с буксируемой гидроакустической станцией «Виньетка-М», 130-мм универсальную автоматическую артустановку А-192 «Армат», 16 установок вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса (они позволяют использовать противокорабельные «Ониксы», перспективные гиперзвуковые ПКР и ракеты семейства «Калибр»), малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», 30-мм зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Палаш», ЗРК «Полимент-Редут» и многое другое.

Всего в проект нового фрегата предполагалось внедрить более двух десятков новейших отечественных разработок в области техники и вооружения. Это было и плюсом нового корабля, и минусом. Многоцелевой «новичок» дальней морской зоны по ТТХ убедительно перекрывал свои иностранные аналоги. В то же время всем было ясно, что стремление насытить проект столь большим количеством новинок должно было не лучшим образом сказаться на сроках постройки и ввода в строй корабля.

Эскизный проект будущего фрегата УРО проекта 22350 был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года. Однако из-за того, что строительство этого корабля не было включено в Гособоронзаказ, тендер объявили лишь в апреле 2005 года. В итоге заказ на постройку головного фрегата проекта 22350, получившего название «Адмирал флота Советского Союза Горшков», достался «Северной верфи».

Постройка головного фрегата проекта 22350 стартовала 1 февраля 2006 года. «Горшков» стал первым крупным надводным боевым кораблем, заложенным на верфях России после распада СССР. Это обстоятельство вкупе с абсолютно новым проектом фрегата, насыщенным массой новейших систем, узлов и агрегатов, не позволяло надеяться на быстрый ввод «Горшкова» в строй. Поэтому командование ВМФ объявило, что «Горшков» поднимет Андреевский флаг в 2012 году, не раньше.

Заявленный шестилетний цикл постройки/ввода в строй боевого корабля с полным водоизмещением 5400 тонн вызвал на тот момент удивление у многих отечественных аналитиков. В конце концов, у американцев начале 1980-х постройка и ввод в строй головного крейсера УРО типа Ticonderoga — куда более крупного, чем «Горшков» (полное водоизмещение крейсера — 9800 т) — заняли всего три года!

Читать еще:  Тесак пехотный солдатский обр. 1817 г.

Последующие события показали, что патриотические заявления — это одно, а суровая реальность — совсем другое. ОПК России, только начинавший восстанавливаться после 1990-х, уложиться даже в шестилетний цикл постройки и ввода в строй головного фрегата проекта 22350 не смог. Но в 2006 году об этом еще никто не подозревал, и командование ВМФ озвучивало радужные планы постройки до 20 фрегатов проекта 22350 за ближайшие 15–20 лет.

В целях сокращения сроков постройки и ввода в строй новейших фрегатов их предполагалось оснащать силовыми установками производства украинского предприятия «Зоря-Машпроект», так как на территории РФ после развала СССР отсутствовало налаженное производство газотурбинных установок для боевых кораблей.

Через тернии к заказчику

Несмотря на все приложенные ОПК России усилия, постройка «Горшкова» шла крайне медленно. Одновременно росла стоимость постройки фрегата. Это вынудило командование ВМФ отказаться от идеи немедленного заказа промышленности крупной серии таких кораблей, хотя разговоры о том, что ОПК «вот-вот» приступит к постройке минимум дюжины «систершипов» «Горшкова», продолжались.

На деле «Северная верфь» в 2009 году заложила лишь еще один «22350-й» — второй по счету и первый серийный фрегат, с обещанием ввести его в строй в 2012 году. Этот корабль получил название «Адмирал флота Касатонов», и его постройка быстротой, а также дешевизной тоже не блистала. Причины были вполне объективными. А-192 и прочие новейшие системы новых фрегатов требовали доводки. Лечение «детских болезней» техники приводило к незапланированным тратам времени и денег.

В сложившейся ситуации командование ВМФ в 2011 году решило параллельно с продолжением постройки «Горшкова» и «Касатонова» приступить к постройке «эконом»-фрегатов проекта 11356. Те уступали фрегатам проекта 22350 как по размерам, так и по ТТХ, но зато были дешевле, да и построить их можно было куда быстрее.

На закладку следующей пары «22350-х» командование ВМФ решилось лишь после спуска на воду 29 октября 2010 года «Горшкова» — в состоянии 40%-ной готовности. 1 февраля 2012 года на «Северной верфи» был заложен «Адмирал Головко», а 14 ноября 2013 года — «Адмирал флота Советского Союза Исаков».

Дальше ахнул «Евромайдан», за которым последовал разрыв военно-технического сотрудничества Украины с РФ. К этому моменту «Горшков» и «Касатонов» успели получить украинские газотурбинные установки, однако от дальнейших поставок России ГТУ украинцы отказались. России пришлось срочно возрождать производство корабельных ГТУ на своей территории, что автоматически означало увеличение сроков постройки «Головко» и «Исакова».

18 ноября 2014 года «Адмирал Горшков» наконец-то вышел на ходовые испытания. Ура? Не тут-то было. Первые же «круизы» новейшего фрегата привели к сбоям в работе его узлов и агрегатов — вновь дала о себе знать перенасыщенность инновациями проекта 22350. Выполнение «Горшковым» программы испытаний выглядело так, словно фрегат принимал участие в затяжной военной кампании:

— вышла из строя артустановка А-192М «Армат» — артустановка отремонтирована и доработана;
— вышла из строя турбина — турбина отремонтирована;
— поломался маршевый дизель — дизель отремонтирован;
— не работает ЗРК «Полимент-Редут»…

«Полимент-Редут» пришлось доводить до работоспособного состояния не просто долго, а очень долго. Поскольку без данного ЗРК фрегаты проекта 22350 лишались эффективного «зонтика» ПВО над головой, в строительстве «Касатонова», «Головко» и «Исакова» включился новый тормоз.

При этом на официальном уровне командование ВМФ излучало оптимизм. Пока экипаж «Горшкова» и разработчики ЗРК бились с «Полимент-Редутом», 12 декабря 2014 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что Военно-морской флот в ближайшее время рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и их глубоко модифицированных собратьев проекта 22350М.

«Данные корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в Арктической зоне, Атлантике и Средиземном море», — добавил Чирков.

Просочившиеся в СМИ слухи о возможных ТТХ фрегатов проекта 22350М впечатляли: водоизмещение — до 7000 тонн, 48 установок вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса, до 100 ЗУР комплекса «Полимент-Редут». С такими параметрами фрегаты почти дотягивали до ТТХ современных иностранных эсминцев УРО, а кое в чем их и перекрывали.

Ну теперь-то ура? Не тут-то было. Пока ЗУР «Полимента-Редута» на «Горшкове» летали не так и не туда, а российские предприятия не освоили производство корабельных ГТУ, грезить о фрегатах проекта 22350М было преждевременно.

Решить основные проблемы с «Полимент-Редутом» удалось к лету 2018 года.

26 июля 2018 года Государственной комиссией под председательством капитана 1-го ранга Виктора Иванова наконец-то был подписан приемный акт государственных испытаний «Горшкова», а 28 июля на фрегате был поднят Андреевский флаг. При этом лишь 8 февраля 2019 года новый главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Королев заявил о завершении государственных испытаний зенитного ракетного комплекса «Полимент-Редут». То есть «шлифовка» ЗРК продолжалась даже после официальной передачи головного проекта 22350 заказчику. Но все хорошо, что хорошо кончается, и несговорчивый ЗРК наконец-то заработал как надо.

Теперь с чистой совестью можно было форсировать достройку головного фрегата «Касатонова», спущенного на воду в конце 2014 года и дожидавшегося окончания испытаний, а также «Головко» и «Исакова», силовые установки для которых уже был готов поставлять российский ОПК.

Читать еще:  Исторические сведения Сабля пехотная офицерская обр. 1865 г.

Дело пошло!

21 апреля 2019 года новенький «Касатонов» вышел в море для проведения заводских ходовых испытаний. А 23 апреля на «Северной верфи» по несколько доработанному проекту 22350 (24 установок вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса вместо 16) были заложены пятый и шестой фрегаты — «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов». Сдача их флоту планируется соответственно на 2024 и 2025 годы.

3 февраля 2020 года «Касатонов» успешно отстрелялся в полигоне из «Полимента-Редута», чем доказал свою готовность к передаче заказчику. 5 февраля стало известно, что первый фрегат проекта 22359 с главной энергетической установкой отечественного производства «Головко» будет спущен на воду до 1 июля.

В общем, дело пошло. Ну, а 6 февраля, как мы уже указывали, стало известно о том, что до конца 2020 года на «Северной верфи» состоится закладка еще двух фрегата УРО проекта 22350. Как и «Амелько» с «Чичаговым», они будут нести усиленный комплекс ударного вооружения.

Таким образом, можно надеяться, что до конца 2027 года в составе ВМФ России будут находиться уже 8 новых фрегатов УРО проекта 22350. Добавим — фрегатов, которые иностранные аналитики признают лучшими кораблями в своем классе. Конечно, эта «великолепная восьмерка» не позволит полностью справиться с дефицитом надводных кораблей дальней морской зоны, до сих пор сохраняющимся в ВМФ России. Но 8 «Горшковых» способны заметно снизить остроту этой проблемы.

Попутно наш ОПК наберется опыта серийной постройки крупных надводных кораблей, а моряки получат возможность укомплектовать этими современными и однотипными (что очень важно!) кораблями свои изрядно «обескровленные» после распада СССР надводные соединения. Одновременно появится возможность заняться запуском в серийное производство фрегатов проекта 22350М с вводом в строй головного корабля сразу после передачи ВМФ последнего из восьмерки «22350-х».

Ну, а дальше, в первом приближении обеспечив ВМФ надводными кораблями дальней морской зоны, можно будет подумать и о пополнении надводных соединений наших флотов чем-то покрупнее, чем фрегаты проекта 22350М. Например, эсминцами (де-факто — крейсерами) УРО, чей проект фигурирует в СМИ под шифром «Лидер», и авианосцами.

В чем главная особенность обновлённого фрегата проекта 22350М?

Приветствую на канале!

Отечественный ВМФ в последнее время получил много хороших кораблей, таких как корветы проекта 20380, фрегаты адмиральской серии 11356, МРК «Буян-М» и другие. Однако большинство из них созданы для действий в ближней морской зоне и не способны долгое время демонстрировать Андреевский флаг в Мировом океане – для этого флот использует мощные крейсера, такие как «Пётр Великий» и ракетные «Атланты». Но это корабли ещё советской постройки и начинают требовать замены. И вот совсем недавно появилась новость о скорой закладке фрегата проекта 22350М , который станет основной силой ВМФ в океанской зоне.

Главным отличием от своего предшественника будет увеличенное водоизмещение. Первоначально фрегат хотели увеличить на 1,1 тысяч тонн и довести его до 6,5 тысяч, однако в последнее время всё чаще встречаются цифры в 8 тысяч . Такое решение вполне логично – столь крупный боевой корабль, как фрегат проекта 22350 имел на борту всего 16 шахт для различных типов ракет, что относительно немного и чуть позже мы объясним почему. Говоря об автономности, то тут показатели останутся те же – 30 суток, примерно столько же, сколько у крупных «Атлантов», а дальность плавания около 4500 миль или более 8 тысяч километров. Но, безусловно, самое главное в корабле – его вооружение и сейчас мы о нём расскажем.

Как указано выше, на прародителе имеется 2 универсальные пусковые установки 3С14, или суммарно 16 шахт для загрузки различного вооружения – это всё семейство ракет «Калибр» и «Оникс», а также перспективные «Циркон» и «Калибр-М» . Так как корабль может вести противолодочные действия за счёт мощного гидроакустического комплекса, то какое-то количество шахт необходимо будет занять ракето-торпедами 91Р1 (на практике это около 4-х штук). Остаётся 12 шахт для ударных или противокорабельных ракет, что относительно не много для такой крупной единицы флота. Поэтому количество пусковых установок решили увеличить минимум двукратно — до 32, если верить первоначальным сообщениям. Но вот если правдивы последние новости, то обновленный «Горшков» будет иметь до 64 шахт , что позволит ему тягаться с совершенно любым противником даже в одиночку.

Если с ударным вооружением всё понятно, то про оборонительное информации практически нет. На стандартном 22350 имеется 32 шахты комплекса «Редут» — туда могут поместиться от 32 ракет среднего радиуса 9М96 или 128 ракет 9М100 ближнего радиуса. Кстати, недавно для этого ЗРК разработали морской аналог ракеты 40Н6 , дальность которой превышает 400 километров (!), а это очень серьезно увеличивает боевые и оборонительные возможности фрегата. Также на корабле установлен комплекс «Пакет-НК» — это противолодочный и противоторпедный комплекс, который способен сбить вражескую торпеду на дальности до 20 километров. Помимо перечисленных систем вооружения есть и второстепенные — пушка А-192М , ЗРАК «Палаш» и возможность размещения вертолёта.

На данный момент в строю находится один фрегат проекта 22350 и еще один завершает испытания, плюс 2 корабля на стапелях в различной степени готовности. После этого планируется серия из как минимум 11 кораблей проекта 22350М, причём несколько уже законтрактованы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector