5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Проект 1123 типа «Москва» — противолодочные крейсера

Новости Проект 1123 типа «Москва» — противолодочные крейсера

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 ШИФР «КОНДОР»
ANTI-SUBMARINE CRUISER TYPE «MOSCOW» PROJECT 1123 CODE «CONDOR»

20.12.2015
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА: ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123

Первый тип противолодочных крейсеров (ПКР) (до 1965 года классифицировались как корабли противолодочной обороны дальней зоны) в Военно-Морском Флоте СССР. Предназначались для поиска и уничтожения стратегических атомных подводных лодок противника в отдалённых районах Мирового океана в составе группы кораблей и при активном взаимодействии с авиацией ПЛО.
31 декабря 1958 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был утверждён «План на проектно-конструкторскую разработку корабля-вертолётоносца противолодочной обороны (ПЛО) проекта 1123 для обеспечения программы судостроения на 1960-1965 годы».
Проект был утвержден в июле 1962 г., а уже 15 декабря 1962 г. головной корабль был заложен на ЧСЗ. Первоначально корабли проекта классифицировались как корабли ПЛО дальней зоны.
В ноябре 1963 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве двух кораблей ПЛО дальней зоны проекта 1123. В 1965 г. они были переклассифицированы в противолодочные крейсера (ПКР).
Противолодочные крейсера-вертолётоносцы проекта 1123 «Кондор» – разрабатывались Ленинградским ЦКБ-17 (сейчас Невское проектно-конструкторское Бюро) под руководством главного конструктора А.С. Савичева, которого в 1967 году сменил его заместитель А. В. Маринич. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга В.Ф. Федин.
Головной крейсер проекта бы заложен 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444. Планировалось завершить строительство за 2,5 года, но постоянные изменения в документации и задержки поставок оборудования от смежных предприятий увеличили этот срок до 4 лет. Корабль был спущен на воду 14 января 1965 года и поставлен к достроечной стенке. Швартовые и ходовые испытания прошли в 1966 году, а гос. испытания только в конце 1967 года.
На следующий лень после спуска на воду «Москвы» на том же судостроительном заводе в Николаеве был заложен второй крейсер проекта «Ленинград». Его спустили на воду в середине 1966 года и к концу 1968-го приняли в состав ВМФ СССР. Оба корабля включили в состав Черноморского флота.
ПКР «Ленинград» исключен из состава ВМФ в 1991 г., а ПКР «Москва» в 1996 г.
ВТС «БАСТИОН», 20.12.2015

12.02.2017
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ: ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КРЕЙСЕРА «МОСКВА» И «ЛЕНИНГРАД» ПРОЕКТА 1123. ФОТОАЛЬБОМ 1971 Г.

С целью обороны жизненно-важных стратегических и промышленных центров нашей страны от ударов ракетно-ядерного оружия подводных лодок противника, развернутых в дальних зонах Мирового океана, создан корабль противолодочной обороны дальней зоны с комплексом вертолетного вооружения по проекту 1123.
Проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро (бывшим ЦКБ-17 ГКС) во исполнение Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 3 декабря 1958 г. № 1324-639.
Наиболее эффективным и практически единственным средством успешной борьбы с атомными подводными лодками противника являются корабли вооруженные вертолетами, способными действовать на больших удалениях от корабля, оставаясь неуязвимыми с их стороны.
Головной корабль заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 15 декабря 1962 г. и закончен постройкой в 1966 г.
В 1967 г. корабль был испытан Правительственной комиссией и 25 декабря 1967 г. принят в состав Военно-Морского Флота СССР.
Головной корабль получил наименование ПКР «Москва». Основным назначением корабля являются:
— поиск и уничтожение быстроходных подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых лодок в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей и во взаимодействии с самолетами;
— противолодочная оборона районов базирования флота; – перевозка и высадка десанта.
16 декабря 1962 г. был заложен серийный корабль проекта 1123, получивший наименование ПКР «Ленинград».
1 июня 1969 г. ПКР «Ленинград» вошел в состав действующих кораблей Военно-Морского Флота.
ВТС «БАСТИОН», 12.02.2017

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 ШИФР «КОНДОР»

Наиболее эффективным и практически единственным средством успешной борьбы с атомными подводными лодками противника являются корабли вооруженные вертолетами, способными действовать на больших удалениях от корабля, оставаясь неуязвимыми с их стороны.
С целью обороны жизненно-важных стратегических и промышленных центров нашей страны от ударов ракетно-ядерного оружия подводных лодок противника, развернутых в дальних зонах Мирового океана, создан корабль противолодочной обороны дальней зоны с комплексом вертолетного вооружения по проекту 1123.
Проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро (бывшим ЦКБ-17 ГКС) во исполнение Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 3 декабря 1958 г. № 1324-639.
ОТЗ ВМФ на корабль ПЛО дальней зоны, предназначенный для борьбы с атомными подводными лодками, было утверждено в январе 1959 г. Подготовленный на его основе первоначальный проект ТТЗ ВМФ был ориентирован на создание быстроходного (35 уз.) корабля водоизмещением 4500 т с 8 вертолетами и минимальным составом другого оружия. По предложению ЦКБ-17 и ЦНИИ-45 число вертолетов было увеличено до 14, а средства ПВО и ПЛО – усилены. В январе 1960 г. ТТЗ было утверждено. Водоизмещение корабля определялось в 7000-8000 т, а скорость полного хода – 30-32 уз.
В эскизном проекте было проработано 24 варианта корабля (водоизмещение 7500-8650 т), различающихся по составу вооружения, типу ГЭУ и материалу корпуса (рассматривался даже вариант с корпусом из алюминиево-магниевого сплава). В марте 1961г. для технического проектирования был выбран вариант водоизмещением 9300 т.

Читать еще:  Рисунки "Тополь-М" (РС-12М2) - межконтинентальная баллистическая ракета

В ходе разработки технического проекта, который дважды корректировался в связи с выдвижением ВМФ новых требований, водоизмещение корабля возрасло более, чем на 20%. Проект был утвержден в июле 1962 г., а уже 15 декабря 1962 г. головной корабль был заложен на ЧСЗ.
В ноябре 1963 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве двух кораблей ПЛО дальней зоны проекта 1123. В 1965 г. они были переклассифицированы в противолодочные крейсера (ПКР).
Головной корабль заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 15 декабря 1962 г. и закончен постройкой в 1966 г.
В 1967 г. корабль был испытан Правительственной комиссией и 25 декабря 1967 г. принят в состав Военно-Морского Флота СССР.
Головной корабль получил наименование ПКР «Москва». Основным назначением корабля являются:
— поиск и уничтожение быстроходных подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых лодок в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей и во взаимодействии с самолетами;
— противолодочная оборона районов базирования флота; – перевозка и высадка десанта.
16 декабря 1962 г. был заложен серийный корабль проекта 1123, получивший наименование ПКР «Ленинград».
1 июня 1969 г. ПКР «Ленинград» вошел в состав действующих кораблей Военно-Морского Флота.

В июне 1967 г. Невскому ПКБ было поручено разработать к сентябрю того же года технический проект ПКР улучшенного типа (с усилением зенитного вооружения, улучшением обитаемости и т.п.). Реализация этих требований потребовала удлинения корабля и увеличения его водоизмещения на 2000 т. При рассмотрении этого проекта было принято решение о его корректировке с целью обеспечения базирования самолетов вертикального взлета и посадки Як-36, размещения ПКРК «Малахит» (П-120) и т.п., которая перешла в 1968 г. в разработку нового проекта 1143. В 1972 г. ПКР «Москва» прошел дооборудование, после чего 18 ноября 1972 г. на его палубу состоялась первая посадка самолета Як-36М. В дальнейшем ВППл для самолетов была демонтирована.
ПКР «Ленинград» исключен из состава ВМФ в 1991 г., а ПКР «Москва» в 1996 г.
2 февраля 1975 года произошел пожар на ПКР «Москва» проекта 1123. Примерно через час после начала пожара к борту крейсера начали подходить пожарные катера, буксиры, спасательные суда “Казбек”, “Бештау”, СС-21 и другие; на борт «Москва» высадились 16 аварийно-спасательных групп. Локализовать пожар удалось лишь к 17.10, а полностью огонь был потушен в 19.15 — через 7 часов после возгорания. Три члена экипажа “Москвы” погибли от угарного газа. Еще 26 человек получили отравления (в том числе 11 — тяжелые), но остались живы.

Проектант Невское ПКБ
Гл.конструктор А.С. Савичев, затем А.В. Маринич
Завод-строитель Черноморский
Годы вступления в строй 1967-1969
Число кораблей в серии 2
Общекорабельные данные
Водоизмещение, т:
— стандартное 11400
— полное 14600
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 189,1(176)
— ширина наибольшая .(по КВЛ) 34(21,5)
— осадка при полном водоизмещении. 7,7
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— число х мощность и тип ГТЗА, л. с. 2 х 45000 ТВ-12
— число и тип главных котлов 4 КВН-98/64
Электроэнергетическая установка:
— число х мощность и тип
генераторов, кВт 2 х 1500 ТГ, 2 х 1500 ДГ
Скорость полного хода, уз. 28,5
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.) 6000(18)
Автономность, сут. 15
Экипаж, чел.: ок.540
Вооружение
Авиационное
Летательные аппараты:
— число и тип вертолетов 14 Ка-25
Самолетоподъемники:
— число и размеры платформ, м 2 16 х 4,6 — грузоподъемность, т 11
Число ВППл 4
Запас авиатоплива, т 280
Зенитное ракетное
ЗРК зональной обороны:
— число и тип комплекса 2 «Шторм»
— число ПУ 2 х 2
(боекомплект, ед.) (96)
Артиллерийское
Универсальная артиллерия:
— число АУ х число стволов – калибр 2 х 2 – 57 – мм
— шифр АК-725
— число и тип СУ 2 МР-103
Противолодочное
Ракетное:
— тип комплекса «Вихрь»
— число ПУ 1 х 2
(боекомплект, ед.) (8)
Торпедное:
— число ТА х число
стволов-калибр 2 х 5 – 533 – мм
(боекомплект, ед.) (10)
Бомбометное:
— число и тип установок 2 х 12 РБУ-6000
(боекомплект, ед.) (144)
Радиоэлектронное:
— РЛС общего обнаружения МР-600, МР-310
— средства РЭП МРП-11-16, МП-150, МП-152, ПК-2
— система ближней навигации и
обеспечения посадки ЛА «Привод-В»
Гидроакустическое:
— тип ГАС МГ-332 с антенной в ПОУ, МГ-325 с антенной в буксируемом обтекателе

Читать еще:  Б-4 - 203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года

Противолодочные крейсера типа «Москва» проекта 1123 «Кондор»

Содержание

Общие сведения

История создания

Предпосылки к созданию

В конце 1950-х годов в условиях «холодной войны» перед СССР встала непростая задача. А именно, создать эффективное средство против американских подводных ракетоносцев. Так как дальность полета их баллистической ракеты «Поларис» составляла более 2 тыс. км., то средства обнаружения подлодок необходимо было разместить на достаточном удалении от берега, обеспечив при этом высокую мобильность и охват большой площади поиска. На тот момент наиболее гибким с точки зрения тактического применения был вариант использования вертолетов базирующихся на корабле. Так появилась концепция вертолетоносцев дальней зоны ПЛО, которая легла в основу проекта 1123 «Кондор».

Проектирование

Изначальный эскизный проект предусматривал создание корабля водоизмещением не более 5 000 т. и скорость порядка 35 узлов. При этом авиагруппа должна была состоять из 8 вертолетов. В дальнейшем оптимальной число вертолетов было определено как 14 шт., а взлетная масса каждого выросла с 5,5 до 8 т. Также выросла расчетная масса гидроакустического оборудования. Проект становился сложнее и водоизмещение росло. В итоге корабль увеличился на 30 метров в длину и в три раза по водоизмещению, стал шире и выше в два раза. Скорость удалось сохранить лишь на уровне 29 узлов.

Постройка и испытания

Головной крейсер проекта бы заложен 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444. Планировалось завершить строительство за 2,5 года, но постоянные изменения в документации и задержки поставок оборудования от смежных предприятий увеличили этот срок до 4 лет. Корабль был спущен на воду 14 января 1965 года и поставлен к достроечной стенке. Швартовые и ходовые испытания прошли в 1966 году, а гос. испытания только в конце 1967 года.

Описание конструкции

Корпус

Корпус имел двойное дно, двойной борт и 16 главных водонепроницаемых переборок, что должно было обеспечить непотопляемость даже в случае нескольких крупных повреждений.
Кормовая часть корпуса представляла собой летную палубу, под которой располагался ангар, все комплексы вооружения размещались в носовой части. Многоярусная надстройка была совмещена с дымовой трубой и имела наклонные грани.

Бронирование

Как такового бронирования корпуса не предусматривалось. При этом количество иллюминаторов было минимальным, чтобы увеличить защиту от атомного оружия.

Энергетическая установка и ходовые качества

Крейсер имел два машинно-котельных отделения, в каждом из которых было расположено по одной установке ГТЗА ТВ-12 и по два паровых котла КВН-95/64. Общая мощность составляла 90 000 л.с при температуре хладагента 25 градусов Цельсия и увеличивалась до 100 тыс. при снижении температуры на 10 градусов. Запас топлива составлял первоначально 3 000 т., но был уменьшен до 2 500 т из-за переоборудования трех топливных цистерн под хранение воды. Масимальная скорость по результатам испытаний — 28,5 узлов. Полная боеспособность сохранялась вплоть до 5-ти бального волнения моря.

Вспомогательное оборудование

На корабле имелось две электростанции общей мощность 6 000 кВт. Многие системы корабля были автоматизированы: электросистема, водяная, вентиляции, топливная, охлаждения, противопожарная. Спасательный средства были представлены ботом, тремя катерами и 48-ю надувными плотами ПСН-6.

Экипаж и обитаемость

По проекту экипаж (без учета летного состава) должен был состоять всего из 266 человек (в т.ч. 24 офицеров). Однако, после прохождения испытаний стало ясно, что этого недостаточно и штат вырос до 700 человек. Причем 130 из них — офицеры. В первую очередь это связано с большим количеством сложного технического оборудования, размещенного на крейсере. Таким образом, условия обитания были очень далеки от желаемых, особенно при размещении на борту штаба бригады или дивизии.

Вооружение

Противолодочное и противоминное вооружение

Для уничтожения подлодок противника на дистанции от 10 до 25 км. и глубине до 500 м. использовался РПК-1 «Вихрь», специально разработанный для крейсеров проекта 1123. Этот комплекс состоял из двухбалочной пусковой установки МС-18 с автоматом заряжения барабанного типа, системы управления огнем «Спрут» и устройства загрузки ракет. Штатный боекомплект состоял из 8 ракет 82Р с ядерной боеголовкой.

Также на крейсере были установлены две установки РБУ-6000 «Смерч-2» с системами автоматической подачи, загрузки и разгрузки КУ-37. Каждая установка имела 12 стабилизированных стволов с наведением в двух плоскостях и управлялась системой УСУ «Буря». Стандартный боезапас 240 реактивных глубинных бомб РГБ-60, которые могли поразить подлодки и торпеды противника в радиусе от 0,3 до 5,7 км. от крейсера.

Авиационное вооружение

Ударная авиационная группа являлась основным вооружением крейсера и состояла из 12 вертолетов Ка-25ПЛ, одного Ка-25ЦУ и одного Ка-25ПС. При этом задачей был как поиск вражеских подлодок, так и их уничтожение. В режиме круглосуточного боевого дежурства в воздухе находилось одновременно 2-3 вертолета, которые сбрасывали радиогидроакустические буи (РГАБ «Чинара» или «Жетон») для обнаружения субмарин и затем опускаемые гидроакустические станции (ОГАС «Ока») для уточнения координат. Вертолет Ка-25ПЛ за один вылет мог доставить до 36 РГАБ на расстояние до 650 км. При этом максимальная скорость составляла 205 км./ч.

Читать еще:  Боевое применение С-23 - 180-мм буксируемая пушка

При нахождении противника вне радиуса действия ПЛРК «Вихрь» для атаки цели использовались вертолеты, которые несли вместо буев одну самонаводящуюся акустическую торпеду АТ-1 или четырех глубинных бомбы ПЛАБ-250-120. Торпеда была способна поразить цель идущую на скорости до 25 узлов на глубине до 200 м. Стандартный боезапас корабля: 30 торпед и 40 глубинных бомб.

Вертолеты располагались в ангарах (2 в верхнем и 12 в нижнем подпалубном). Для подъема из нижнего ангара использовались два лифта. Внутри ангара была установлена система продольно-поперечной буксировки, а на летной палубе вертолеты перемещали тягачами. Для взлета и посадки были оборудованы 4 площадки с системами заправки керосином и маслом, а также обогревом двигателей теплым воздухом.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Среди инноваций, разработанных специально для крейсеров типа «Москва», был и универсальный зенитный ракетный комплекс М-11 «Шторм». Он состоял из двух спаренных пусковых установок Б-189 и двух станций СУ «Гром». Стандартный боекомплект — 96 ракет В-611 с максимальной дальностью 35 км. и боевой частью весом 120 кг. Комплекс мог использоваться как для поражения воздушных, так и надводных целей.

Единственным артиллерийским вооружением корабля (кроме салютной 45мм пушки) были две спаренные автоматические установки АК-725 (2 х ЗИФ-74) калибра 57 мм., которые управлялись двумя РСУО «Барс-72». Система питания ленточная с 550-ю патронами весом 2,8 кг. Дальность стрельбы 6,95 км (по самоликвидатору) с темпом 400 выстрелов в минуту.

Противолодочные крейсера проекта 1123

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Противолодочные крейсера типа “Москва” (проект 1123) – 2 единицы

Первые крейсера – вертолетоносцы отечественного ВМФ, с которых началась эволюция нового класса авианесущих кораблей. Имеют под палубный ангар и 2 вертолетоподъемника. Предполагалось строительство 3-го корабля с увеличенной на 12 м длиной корпуса.

МОСКВА (заводской № 701). 15.12.1962г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и 27.1.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 14.1.1965 г., вступил в строй 25.12.1967 г. и 10.1.1968 г. включен в состав КЧФ. 1 – 30.3.1974 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 8- 13.4.1978г. нанес визит в Алжир, 12- 18.6.1982г. – в Луанду (Ангола) и 25.6 – 2.7.1982 г. – в Лагос (Нигерия).

ЛЕНИНГРАД (заводской № 702). 15.1.1965 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен 31.7.1966 г. и 24.1.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 2.6.1 969 г. и 9.7.1 969 г. включен в состав КЧФ. 1 – 31.5.1970 г., 1.12.1971 г. – 30.6.1972 г. и 15.6 -6.1 2.1 974 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 4.8 – 14.10.1974 г. являлся флагманским кораблем отряда кораблей по разминированию Суэцкого залива. 19 -23.11.1974 г. нанес визит в Дакар (Сенегал), 14 -19.10.1976 г. – в Сплит (Югославия), 27.9 – 1.10.1981 г. – в Эль-Джазаир (Алжир) и 26 – 30.3.1984 г. – в Гавану (Куба). В период с 12.5.1977 г. по 6.10.1978 г. и с 3.2.1986 г. по 11.12.1 987 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1991 г. расформирован.

Водоизмещение:
полное 17500
стандартное 14900 т
длина 189,1 м
ширина 34 м
Мощность ПТУ 2х45000 л.с.
скорость хода:
максимальная 30
экономическая 13,5 уз
дальность плавания экономическим ходом 14900 миль.
Вооружение: 2х2 ПУ ЗРК “Шторм” (48 ракет), 1х2х ПУ ПЛРК “Вихрь” (8 ракето-торпед), 2х2 57-мм ЗИФ-72 орудия, 2х5 533 ТА (позже сняты), 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 14 вертолетов Ка-25.
Экипаж 850 человек.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector