2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости МиГ-29М — многофункциональный истребитель-бомбардировщик

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик МиГ-29М. Справка

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик МиГ-29М был сконструирован специалистами ОКБ им. А.И.Микояна и, по сравнению со своим предшественником — самолетом МиГ-29 — стал машиной с рядом улучшенных характеристик (увеличенной дальностью полета, повышенной эфективностью при поражении как воздушных, так и наземных целей, а также более комфортабельными условиями работы летчика).

Одной из главных конструктивных особенностей самолета МиГ-29М стало широкое использование в конструкции машины нового алюминиево-литиевого сплава «01420» и почти полная замена клепаных соединений на сварные. Нововведения позволили, в частности, уменьшить общую массу конструкции (ввиду меньшего удельного веса нового сплава и отказа от соединений листов обшивки внахлест) и более полно использовать внутренние объемы корпуса для размещения топлива (что ранее было недостижимым из-за невозможности загерметизировать все клепаные швы). Новая система защиты двигателей от попадания посторонних предметов, выполненная в виде выпускавшихся в воздушных каналах предохранительных сеток, позволяла отказаться от дополнительных воздухозаборников на верхней поверхности наплывов крыла и также использовать освободившиеся объемы для размещения топлива. А применение материалов, поглощающих радиосигналы, позволило уменьшить эффективную отражающую поверхность самолета.

Самолет МиГ-29М был оборудован новой системой управления вооружением СУВ-29М, основу которой составили оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29М и радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29УМ, управляемые цифровыми вычислительными машинами серий Ц100 и Ц101 с новым математическим обеспечением. В состав же комплекса ОЭПрНК-29М были включены оптико-локационная станция ОЛС-М и нашлемная система целеуказания (ОЛС-М включает тепловой, лазерный и телевизионный каналы, имеет повышенную дальность действия и обеспечивает не только обнаружение и измерение координат воздушных целей, но и лазерный подсвет наземных целей для определения дальности до них и применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность»).

Существенным изменениям подвергся и комплекс вооружения нового самолета. Так, число точек подвески увеличилось до девяти (четыре — под каждой консолью крыла, одна — под фюзеляжем). В состав управляемого вооружения класса «воздух-воздух» была включена новая ракета средней дальности РВВ-АЕ. Эта ракета впервые в практике отечественного конструирования вооружений была оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГС), что позволило реализовать принцип «выстрелил-забыл» и атаковать несколькими ракетами несколько целей одновременно.

Постройка опытного экземпляра МиГ-29М (получившего бортовой номер 151) была окончена в начале 1986 г., а уже 26 апреля того же года воздушная машина совершила свой первый полет. В течение последующих пяти лет были выпущены еще пять экземпляров МиГ-29М, постоянно совершавших испытательные полеты и совершенствовавшихся (последний из них был выпущен в июле 1991 г.).

Летчики, совершавшие вылеты на самолетах МиГ-29М, отмечали, в частности, очень высокую маневренность машины, а согласно оценкам специалистов боевой потенциал МиГ-29М (по сравнению с МиГ-29) вырос в 1,5 раза при решении задач «воздух-воздух» и в 3,4 раза — при решении задач «воздух-поверхность». Помимо этого, новый самолет способен выступать и в качестве авиационного комплекса для эффективного поражения морских целей, что и обусловило его статус многоцелевого истребителя-бомбардировщика.

Технические характеристики самолета МиГ-29М:
— длина самолета со штангой ПВД — 17,27 м;
— высота самолета — 4,73 м;
— размах крыла — 11,36 м;
— площадь крыла — 38,06 кв. м;
— масса пустого снаряженного самолета — 11,60 т;
— масса нормальная взлетная — 16,68 т;
— масса максимальная взлетная — 22,30 т;
— максимальная скорость на высоте — 2500 км в час;
— максимальная скорость у земли — 1500 км в час.
— практическая дальность действия на малой высоте — 900 км;
— практическая дальность действия на большой высоте — 2000 км.

По материалам российских СМИ и специализированных изданий.

Русский МиГ-29 с ракетой К-77М бросил вызов европейскому Rafale

Компания Dassault Aviation отказалась комментировать катастрофу истребителя Rafale египетских ВВС, которая произошла в конце января. Вокруг этой новости сохраняется интрига с далеко идущими для французского ВПК отрицательными последствиями, которые, однако, могут сыграть на пользу уже российскому производителю МиГов.

Напомним, французское новостное интернет-агентство Mediapart сообщило, что истребитель Rafale EM, который вошел в состав ВВС Египта в апреле 2017 года, потерпел крушение 28 января 2019 года на авиабазе Gebel El Basur. Мало того, что катастрофа произошла в присутствии инженеров Dassault Aviation, так еще в этот день президент Франции Макрон, находясь в Каире, хотел продать египтянам еще 12 истребителей по цене $ 200 млн. за борт. Черных красок трагедии добавила гибель наиболее опытного египетского пилота – 32-летнего майора Мохтади аль-Шазли, гордости авиации Страны пирамид.

Как известно, в 2015 году Каир подписал контракт на приобретение 24 истребителей Rafale общей стоимостью € 6 млрд. Сделка заключилась параллельно с поставками партии МиГ-29М, а также вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и ЗРК С-300В4.

Читать еще:  Боевое применение Штык к автомату АК-47

Уже тогда покупка Rafale вызвала в Каире жаркие споры и подозрения в подкупе египетских чиновников французскими продавцами оружия. За гораздо меньшие деньги можно было бы купить эскадрилью F-15I, предложенную Израилем, и даже пару десятков эффективных Су-30МКА, которых выставил на продажу Алжир, остро нуждающийся в деньгах.

Абсурдность франко-египетского контракта заключалась в том, что проданные Rafale не были укомплектованы американскими ракетами SCALP, которые, собственно, являлись той самой «вишенкой на торте», объясняющей фантастическую стоимость сделки. США просто вели запрет на реэкспорт штатовских боеприпасов в надежде протолкнуть израильские истребители F-15I, с тем, чтобы увеличить уже свои оборонные поставки в еврейское государство.

Теперь мало кто сомневается, что крушение Rafale положит конец перспективам новых поставок, хотя заказ должны были подписать как раз в день катастрофы. Такой расклад, по сути, означает начало конца корпорации Dassault Aviation, существующей исключительно благодаря поставкам в Египет и Индию. Теперь эти страны оказываются от французского истребителя, чья заоблачная стоимость превышает более чем в два раза золотой ценник «американца» F-35A.

По сравнению с компанией Dassault Aviation, эффективность американского и российского военного самолетостроения базируется даже не на лучших характеристиках выпускаемых истребителей (что само по себе важно – авт.), а на больших объемах производства, обеспечивающих несопоставимо меньшую себестоимость. Если бы не сомнительные египетские и индийские заказы, то выпуск Rafale прекратился в 2018 году, после чего «нарисовались» туманные перспективы для самого производителя. Так что поездку Макрона в Каир можно смело назвать самой большой неудачей в его политической карьере.

Что любопытно: шестой президент Египта, фельдмаршал Ас-Сиси, не стал комментировать трагедию, тем не менее, заявил, что французы поставили 23 Rafale, а не 24. И он ждет еще одну машину. Между тем, эскадрилья «Дикие волки» авиационного крыла «Шторм», базирующая на авиабазе Gebel El Basur, приняла все новые самолеты в период с июля 2015 года по декабрь 2018 года. Все это косвенно говорит о том, что Макрон пообещал передать еще один истребитель бесплатно, хотя не факт, что сдержит слово.

Египетские СМИ в этой связи пишут, что истребители Су-30МКА алжирских ВВС обходятся соседней армии несравнимо дешевле, чем Rafale – Каиру, но при этом обеспечивают господство в воздухе. Проще говоря, Rafale, как оборонный актив, не имеет никакой ценности, в отличие от российского самолета МиГ-29М, который приобретался конкретно для военных целей. И вообще, предстоящий спор за новый египетский контракт, наверняка, будут вести китайско-пакистанский истребитель-бомбардировщик JF-17 Block 3 и МиГ-35.

На первый взгляд, египетские ВВС являются самыми многочисленными в регионе, однако их основу составляют более 200 «легких» и уже устаревших самолетов F-16 Fighting Falcons, чьи возможности ограничены доисторической ракетой «воздух-воздух» AIM-7M Sparrow (1956 года разработки с дальностью поражения 70 км). Встреча с израильскими истребителями, вооруженными новейшими боеприпасами AIM-120C (дальность 120 км), не оставляет даже шанса на спасения, не говоря уже о победе над ними. Тем более, еврейские летчики обладают радиоэлектронными контрмерами, делающими AIM-7M Sparrow в принципе бесполезными.

С появлением у египтян МиГ-29М с российскими ракетами «воздух-воздух» R-77 (дальность 110 км) и в будущем с R-27ЭП (с дальностью 110 км, в том числе для поражения самолетов, ставящих активные помехи) меняет расклад сил, но таких самолетов у Каира крайне мало.

Именно поэтому египтяне зондируют вариант интеграции уже приобретенных истребителей с новейшей российской ракетой «воздух-воздух» К-77М, дальность поражения которой, по американским источникам, составляет 193 км, по нашим – 200 км. Ее особенность заключается в высокой вероятности поражения любых типов истребителей, в том числе израильских F-35.

Но, как пишет defense-aerospace.com, даже Минобороны РФ с опаской поглядывает в сторону К-77М из-за её чрезвычайной дороговизны, однако египтяне дают понять, что готовы приобрести большую партию МиГ-29М, если экспортные истребители будут комплектоваться этим боеприпасом.

В целом, обсуждение ракетной тематики (по оснащению ВВС Египта – авт.) получило новый импульс после январской аварии Rafale. Похоже, война в Сирии и в Йемене вносит коррективы в оборонную политику Каира, тем более что Ас-Сиси – профессиональный военный. В Стране пирамид всерьез озаботились достижениями тех или иных стран в разработке боеприпасов «воздух-воздух», что в значительной степени предопределяет выбор авиации.

В частности, египтяне критикуют американскую ракету AIM-120D, которая, несмотря на впечатляющую дальность полета в 180 км, сохраняет те же недостатки, что и AIM-7M Sparrow – низкую точность поражения скоростных истребителей на больших дистанциях.

Дело в том, что технологии, улучшающие боевые характеристики на дальних дистанциях, стоят чрезвычайно дорого, что в сочетании с высокой стоимостью американского труда, выводит качественные оборонные продукты в запредельный ценовой диапазон. Хотя, возможно, янки «химичат», намеренно снижают точность своих экспортных ракет «воздух-воздух», тогда как россияне, наоборот, за границу отправляют более качественные боеприпасы.

Если быть более точным, то сейчас никто в мире не производит ракеты, способные гарантированно поражать скоростные истребители на расстоянии более 100 км. Исключение составляет К-77М, но, повторимся, она слишком дорогая. Во всяком случае, об этом пишут египетские и американские эксперты.

Читать еще:  Модификации ОЦ-20 "Гном" - револьвер

Таким образом, ключ к расширению экспорта МиГов в Египет (и не только) находится у российских производителей высокоточных ракет «воздух-воздух» с дальностью поражения свыше 100 км. Скорей всего, именно эта информация изменила отношение Индии в сторону закупок Миг-29 вместо запланированного Rafale, которому после катастрофы на авиабазе Gebel El Basur, с большой вероятностью, уже ничего не светит.

Обзор легендарного истребителя МиГ-29

МиГ-29 — сверхзвуковой лёгкий истребитель, принадлежащий к 4 поколению, созданный в ОКБ Микояна в середине 70-х гг. Самолёт разработан для ближнего боя, может нести до 4 т нагрузки и прикрывать бомбардировщики во время атаки. Боевая машина имеет отличную маневренность и современную бортовую аппаратуру для обнаружения неприятельских целей.

История создания истребителя МиГ-29

Военная авиационная техника в СССР создавалась параллельно с новыми разработками НАТО. Советский Союз, оглядываясь на достижения в области военной авиапромышленности США, Германии, Франции, старался не отставать. ОКБ Сухого, Микояна, Гуревича, Яковлева постоянно работали над созданием самолётов, способных превзойти натовскую технику.

Проектирование летательного аппарата МиГ-29 началось ещё в 1969 г. ВВС СССР требовался перспективный истребитель (ПФИ) с увеличенным радиусом действия, отличной маневренностью, скоростью выше 2 М. Машина должна была поднимать в небо тяжёлое вооружение. Новый самолёт предполагалось использовать на коротких ВПП. Проект ПФИ был довольно-таки дорогостоящим. Было решено отдельно производить лёгкие и тяжёлые самолёты. МиГ-29 относился к классу лёгких. Его проектирование велось с 1974 г. ОКБ Микояна.

Первый полёт истребитель совершил в 1977 г. Серийный выпуск был начат в 1982 г. Задержка с производством произошла вследствие того, что у первых самолётов было много недоработок, а две машины в ходе испытания разбились. Выпускали МиГи на московском авиазаводе «Знамя труда». В 1983 г. машины отправлялись на авиабазу «Кубинка» на вооружение. После успешного прохождения испытаний МиГ-29 в ЛИИ им. М. М. Громова авиатехнику отправили в Первый истребительный авиаполк под Ивано-Франковском.

У этой разработки было много модификаций. Некоторые модели поставлялись на экспорт. Дополнительно был создан палубный и учебный МиГ-29. Летательные аппараты выпускались в МАПО им. Дементьева и на авиазаводе в г. Нижний Новгород. В наши дни усовершенствование и выпуск истребителей проводится в Подмосковье на РСК «МиГ» в Луховицах. С 1982 г. было изготовлено 1600 единиц техники. В авиапарке ВВС РФ насчитывается около 270 машин МиГ-29.

Возможности и преимущества

МиГ-29 может развить скорость до 2450 км/ч и подниматься в небо на высоту 18 км. Самолёт имеет два мотора, однако может взлетать лишь на одном. Непосредственно в полёте запуская второй мотор.

Выполняя фигуру высшего пилотажа «колокол», самолёт резко взлетает вертикально вверх, а затем замирает и быстро падает вниз, при этом истребитель на какое-то время пропадает с поля зрения радаров. Лётчики-асы могут совершать на МиГ-29 и другие фигуры высшего пилотажа: «пирамида», «молот», «крест», «стрела», «звезда».

Фигура высшего пилотажа «колокол»

Самолёт имеет новшества в фюзеляже, за счёт чего улучшились его аэродинамические характеристики по сравнению с более ранними моделями. Корпус изготовили из сплавов алюминия и лития, а клепаные соединения заменили сварными швами. Вес машины стал меньше.

Корпус изготовлен из материалов, которые поглощают радиоволны. Самолёт стал меньше заметен на радарах. Конструкторы МиГа спроектировали крылья более острыми, за счёт чего улучшилось качество управления летательным аппаратом даже на высоких скоростях.

Летательный аппарат оснащён ракетами, бомбами, и пушкой. Самолёт может сопровождать тяжёлые бомбардировщики и прикрывать их от истребителей неприятеля. Лёгкий МиГ способен совершать вылеты в целях разведки. Вооружение истребителя рассчитано на перехват воздушных целей, противодействие разведывательным средствам неприятеля, уничтожение вражеских летательных аппаратов.

Ещё одной разработкой, обеспечивающей пилоту МиГ-29 явное преимущество в бою, считается шлём с монокулярным прицелом. Лётчик может поймать цель и выпустить по ней ракету Р-73 даже в том случае, когда нос летательного аппарата направлен в другую сторону.

Самолёты этой версии могут находиться на линии фронта и обеспечивать армии наступление. МиГи могут взлетать с неподготовленных ВПП. У самолётов закрывающиеся нижние воздухозаборники и усиленное шасси.

МиГ-29 может осуществлять быстрый взлёт. Его скороподъёмность равна 330 м/с. Машина проходит виражи с малыми радиусами, отлично маневрирует в горизонтальной и вертикальной плоскости. В 1988 г. была выпущена новая модель, способная взлетать и приземляться на авианосец. Самолёт мог складывать крылья для более компактного размещения на борту корабля. МиГ может осуществлять практически вертикальный взлет (с очень коротким разбегом), но не способен взлетать из-под воды.

Первым авиационным полком, приступившим к освоению МиГ-29, стала авиагруппа «Стрижи». Лётчики на 6 самолётах в 1986 г. посетили финскую авиабазу Риссала. Именно тогда зарубежному сообществу впервые продемонстрировали этот советский истребитель. В 1988 г. на Международной выставке в Фарнборо, на которой был показан этот летательный аппарат, экспертов поразил тот факт, что у самолёта расход топлива на 15% ниже, чем у натовских аналогов. Для международной презентации советским машинам придумали интересный дизайн. Самолёт разукрасили в сине-красный цвет и написали на носовой части слово «Стрижи». С тех пор МиГ-29 стали называться стрижами.

Читать еще:  Рисунки Палаш кирасирский армейский солдатский обр. 1798 г.

Технические и летные характеристики

Лётные и технические параметры:

  • экипаж — 1–2 чел.;
  • длина и высота — 17,32 и 4,73 м;
  • размах крыльев — 11,36 м;
  • вес пустого — 10,9 т;
  • макс. взлётный вес — 18,4 т;
  • запас топлива — 4 300 л (внутри) и 1 500 л (ПТБ);
  • высота подъёма — 18 км;
  • максимальная скорость — 2 415 км/ч;
  • скорость полёта у поверхности земли — 1 500 км/ч;
  • дальность полета при полной заправке — 2 000 км (3 200 км с тремя подвесными топ. баками);
  • скороподъемность — 330 м/с;
  • посадочная скорость — 260 км/ч;
  • боевой радиус — 710 км;
  • боенагрузка — 3 000 кг;
  • мотор — 2 (ТР ДД Ф РД 33).

Особенности конструкции

Летательный аппарат сконструирован по интегральной аэродинамической схеме. У него двухкилевое оперение и низкорасположенное крыло. Планер сделан из стали, сплавов алюминия и титана, композитных материалов. Угол стреловидности крыла — 42 градусов по передней кромке. На крыле находятся отклоняемые носки, щелевые закрылки и полуоткрывающиеся элероны. Шасси — трёхопорное. Передняя стойка имеет 2 колеса. Основные — по одному колесу.

Компоновочная схема МиГ-29

Вооружение истребителя

  • боевая нагрузка — 3 000 кг на 6 или 8 точках подвески;
  • пушка ГШ 30 1 на 150 снарядов;
  • УР «воздух-воздух» — Р 27, Р 73, Р 60;
  • «воздух-земля» — ФАБ 250, ФАБ 500;
  • кассетная КМГУ 2;
  • блоки НУР 57 мм, 130 мм, 240 мм;
  • атомная бомба РН 40.

Двигатель

У самолёта два турбореактивных мотора РД 33. На них — компрессоры низкого давления с 4 ступенями. Причём высокое давление создаётся 9-ступенчатым компрессором. РД 33 развивает тягу в 81,42 Кн. Этот показатель тяговооруженности не смог превысить ни один зарубежный аналог.

Расход топлива на мотор на максимале — 0,77 кг/кГс*ч. Вес двигателя — 980 кг. Мотор бездымный, с впрыскиванием жидкости при посадке. Топливная система состоит из 5 фюзеляжных и 2 крыльевых топ. баков. Их суммарная ёмкость — 4 300 л.

На воздушном судне установлена САУ-451, система АУ, СОС-3М, аппаратура ограничительных сигналов. Вооружение управляется СУВ-29, включающей БЦВМ Ц100 и РЛПК-29 («Сапфир-29»).

МиГ оснащён навигационной установкой СН-29, комплексом ОЭПрНК-29. На лобовом стекле установлена система индикации с фотоконтрольным прибором. У истребителя есть аппаратура КРУ «Бирюза», механизм выброса ложных целей ППИ-26, станция радиопомех, СПО-15ЛМ «Берёза».

Кабина

Фонарь кабины — каплеобразной формы. У козырька нет переплётов, он способен обеспечить хороший обзор в полёте, во время посадки и взлёта. Кабина просторная, оборудована катапультным креслом К-36ДМ. Пилот может покинуть авиамашину даже на минимальной высоте. Приборная панель как у Су-27.

Модификации МиГ-29

  • МиГ-29 — одноместная авиамашина;
  • МиГ-29 К — палубный истребитель и бомбардировщик;
  • МиГ-29 КВП — промежуточная модель для обучения пилотов взлётам с палубы авианосца;
  • 9-41 — корабельный истребитель;
  • МиГ-33 — МиГ-29М;
  • МиГ-29М/ОВТ — опытная модель с отклоняемым вектором тяги;
  • МиГ-29UPG — усовершенствованная модель для индийской ВВС;
  • 9-13 — следующая серийная версия, на вооружении с 1986 г., дополнительно имеет РЭБ «Гардения», БВП-30-26М, больший запас топлива, боевая нагрузка 3200 кг;
  • МиГ-29СМТ — модернизированная экспортная версия, созданная в 1994 г.;
  • МиГ-29УБТ — 2-местный, выпуск с 1998 г.;
  • 9-12 — серийная модель, на вооружении с 1983 г., вес боенагрузки 2 т;
  • МиГ-29AS — усовершенствованный, для экспорта в Словакию с новым БРЭО;
  • МиГ-29СМ — усовершенствованная версия, имеет новые бомбы «В-П»;
  • 9-31 — корабельный, разрабатывался в 2004 г. для индийского авианосца «Викрамадитья»;
  • МиГ-29М — с улучшенным оборудованием, имеет УР «В-П»;
  • МиГ-29МУ1 — украинская усовершенствованная модель с улучшенной навигацией;
  • МиГ-29УБ — 2-местный учебно-боевой самолёт, место для конструктора разместили за счёт уменьшения РЛС, в эксплуатации с 1985 г.;
  • 9-12Б — экспортная версия для других государств, не состоящих в ОВД, изменили управление УР, в боекомплект входили Р-27Р1 и Р-27Т1;
  • МиГ-29М2 — 2-местный, с большей дальностью полёта и нагрузкой;
  • МиГ-29Н — разрабатывался на экспорт;
  • МиГ 29КУБ — экспортный, палубный;
  • МиГ-29БМ — белорусская модернизированная модель с обновлённой РЛС;
  • МиГ 29С — 3-серийная модель, с УР РВВ-АЕ и современной СУ, вес боевой нагрузки 4 000 кг;
  • 9-12А — экспортная модель для государств Варшавского договора, с изменённой РЛПК-29, боекомплект Р-27Р1 и Р-27Т1;
  • MiG-29 Sniper — усовершенствованная румынская модификация.

Серийное производство и экспорт

МиГ-29 эксплуатируется не только в России, но и в других странах мира. Постепенно старые модели выводятся из вооружения. Их заменяют новые версии — МиГ-29СМТ и другие. Алжир закупил 24 авиамашины, но потом вернул их назад. Бангладеш в 1999 г. купил 8 самолётов. В Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине и других бывших республиках СССР МиГи остались после развала Союза.

Египет заказал 46 летательных аппаратов. Малайзия уже получила 18 машин. Судан получил более 12 самолётов. Сирия получила 62 МиГа. Иран — 36, Индия — около 80 самолётов. Всего на экспорт в 30 стран мира было поставлено 800 истребителей. Стоимость одного МиГа на мировом рынке — 22 млн. долларов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector